Когда человек может чувствовать себя лишним сочинение

­Сочинение: Почему я ощущаю себя лишним и пытаюсь найти смысл своего существования?

Каждый человек, абсолютно любой человек, не может быть лишним в этом мире, в этой жизни! Также как, не может быть лишним или не нужным всё, что бы там ни было — любое живое существо или какая либо сущность населяющая природу вселенной. В самой живой природе нет ничего лишнего или не нужного. Как в точном механизме часов нет ничего лишнего, каждый болтик или винтик необходим для существования и точной работы самого механизма в целом. Каждый человек одинаково важен для природы, в независимости от того, каков характер свой он являет в жизни, кем является по профессии или же не имеет профессию вообще.

Каждый человек несёт в себе функцию личного своего предназначения и выполняет своё предназначение так или иначе, разница только в том, что кто это делает понимая, осознанно, в стремление и в стараниях, а кто и не осознаёт этого, и даже считает, что не сможет выполнить его, или у него просто его нет, и сам того не зная и не догадываясь, выполняет своё предназначение в срок, пусть даже с трудом и без стремления.


­Пример сочинения 1

Почему появляются лишние люди? Этот вопрос не давал покоя многим авторам, которые анализировали данное явление на протяжении целых столетий. Из их наблюдений можно сделать один вывод: каждый человек, не сумевший найти себя и самореализоваться в обществе, либо опережал свое время, либо был отстающим. И те, и другие примеры мы можем найти в книгах.

Человека, который перегнал своих современников, изобразил И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Нигилист имел передовые взгляды, которые не могли прижиться в том мире, где он их проповедовал. Для Базарова время еще не пришло. Например, когда он провозглашал превосходство науки над искусством, его соотечественники не могли понять этого, потому что находились на иной стадии развития. Евгений, говоря о научном прогрессе, предрекал индустриальную и промышленную революции, которые наступят лишь в 20 веке и позволят решить многие проблемы, затронутые в искусстве, но не исправленные им. Можно зачитываться поэзией А.С. Пушкина, как делал это Николай Кирсанов, но это никак не отразится на нищете народа, произволе власти, невежестве общества. Зато научные знания и достижения позволили дать людям достойные рабочие места, повысить качество их жизни, организовать всеобщее просвещение, ограничить власть имущих. В этом смысле один адский камень, который мог предотвратить смерть главного героя, гораздо полезнее, чем игра на фортепьяно. Не менее современными и актуальными нам кажутся размышления героя о труде. Пока многие помещики ничего не делали, никак не развивались, Россия не двигалась вперед, застряв в консерватизме и бездействии главного сословия. Необходимость работать, обеспечивать себя понукает человека на пути к самосовершенствованию.

Сегодня всем это очевидно, а тогда «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Таким образом, герой намного опередил свое время, поэтому и казался лишним.

А вот пример человека, который отстал от своего века, мы видим в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой был одним из последних представителей традиционного русского барства. Все его мечты и помыслы были направлены в прошлое. Идеалом жизни на земле для него было детство в Обломовке: инфантильность, беззаботность, праздность, сон и обильная пища. Именно так проводили свои дни многие провинциальные помещики, в том числе и родители Ильи Ильича, чей пример являлся для него образцово-показательным. Все прогрессивные веяния и достижения были глубоко чужды Обломову. Он даже книг не читал, а просто лежал в постели. Герой искренне отрицал необходимость службы, работы и труда для развития личности. «Ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?» — вопрошал друг Ильи Ильича, Штольц. А она была похожа на барскую праздность в глуши, которую так полюбили его родители. Илья Ильич не смог применить свои способности, не достиг целей, не самоутвердился в обществе, потому что безнадежно отстал от своего времени, был реликтом прошедшей эпохи.

Мы можем сделать вывод, что люди лишние не в пространстве, а во времени. Причина их ненужности заключается в том, что они опередили современников, или же сильно отстали от них. И те, и другие герои не находят места в эпохе, которая давит на них своими жесткими рамками и условиями.



Пример сочинения 2

«Лишними людьми» в литературе принято называть людей, обладающими способностями, которые они не могут реализовать в условиях современного им общества. Почему же появляются «умные ненужности» («лишние люди»)? Появление «лишних людей» связано с тем, что одних людей не устраивает та жизнь, которой живут большинство людей. «Лишние люди» не хотят подчиняться общественными принципам, которые чужды им. «Умные ненужности» рождаются порочным обществом.

О причинах появления «лишних людей» рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» показан постепенный отход центрального персонажа от образа жизни, свойственного большинству дворян того времени. Будучи типичным представителем светского общества, ведущего праздный образ жизни, Евгений Онегин со временем понимает, что такой образ жизни ему наскучил. Главный герой, который «всем кажется чужим», оказывается «лишним человеком». Появление в обществе Евгения Онегина, который отказался от того существования, которое вели большинство людей того времени, связано с тем, что начали появляться люди, которых тяготило то глупое и бессмысленное существование, которое вели дворяне того времени. Разочарованному дворянину Евгению Онегину быстро наскучивает все, с чем он встречается, ему свойственна общественная пассивность, поскольку Евгений Онегин не предпринимает попыток изменить существующие в обществе порядки. Евгений Онегин становится «лишним», «ненужным» человеком по той причине, что он отказывается жить в соответствии с теми принципами, в соответствии с которыми живет все общество. А.С. Пушкин выражает мысль о том, что люди, подобные Евгению Онегину, появляются из-за порочности общества.

О причинах появления «лишних людей» рассуждает и М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Центральный персонаж Григорий Печорин является умным и образованным человеком, который занимается не только познанием окружающего мира, но и самопознанием, чем не могло похвастаться большинство людей того времени. Григорий Печорин чувствует себя человеком, чуждым всему обществу, поскольку то, что приносит удовольствие окружающим людям, его тяготит. Главный герой против праздной жизни, которую ведут представители дворянства, потому что он видит, что за внешним великолепием скрывается пустота и ничтожество. Обладая большими способностями, Печорин ничего не делает для изменения общественных принципов. Автор показывает, что Григорий Печорин устал, у него нет никаких жизненных целей, как бы он ни старался найти смысл собственной жизни. То, что главный герой умирает, подчеркивает мысль о том, что подобные Печорину люди не нужны обществу.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что появление «лишних людей», или «умных ненужностей», связано с порочностью общества, с жизненными принципами которого отказываются жить некоторые люди.



Пример сочинения 3

Каждый человек испытывал себя лишним в какой-то ситуации, особенно, если он попадает в компанию хорошо знакомых между собой людей. Но есть люди, которые чувствуют себя ненужными и лишними постоянно, в любом коллективе и в любой компании. И это чувство доставляет им настоящие страдания.

Постоянно ощущать себя не на своем месте, чувствовать, что тебе никто не рад, свойственно тем людям, которые относятся к общению с другими людьми с недоверием. Они любой знак и малейшую невнимательность со стороны окружающих воспринимают как знак, что они никому не нужны и никому не интересны. Они пытаются вызвать к себе интерес, но чувствуют себя слишком неуверенными, чтобы этот интерес удерживать.

В личных отношениях  они постоянно ищут знаки того, что  партнер к ним невнимателен, что он пренебрегает ими, что он предпочитает им кого-то более интересного, красивого, уверенного в себе. Такие люди находятся в постоянном напряжении, они все время ждут, что их бросят или предадут. Они находятся в зависимости от чужого мнения и от чужих оценок, пытаются  все время казаться более интересными, активными, им трудно быть самими собой и выказывать собственные чувства, а не те, которые по их мнению от них ждут окружающие. В результате они устают от своего притворства, а их партнеры устают от их мнительности. Отношения становятся напряженными, зачастую даже неприязненными и просто сходят на нет.

Обычно свою ненужность ощущают люди, которые в детстве не получали от родителей должной поддержки, те, которым родители не смогли дать чувство защищенности. Или просто эти дети попали в какую- то травмирующую ситуацию, когда не смогли понять мотивы взрослых, списав их действия на свое плохое поведение. Например, ребенка на лето отправили к бабушке, где ему не нравится. Родители хотели, чтобы малыш провел лето на свежем воздухе, а он думал, что родители его таким образом наказали. «Бросили» за то, что он плохо себя вел.

Иногда чувство незащищенности бывает у детей, которые растут со слишком требовательными взрослыми, или тогда, когда интересы ребенка постоянно приносят в жертву интересам его сестер или братьев. Ребенок чувствует, что он менее дорог родителям, чем другие дети, и считает, что раз с ним поступают таким образом, значит он не заслуживает другого отношения.

Так бывает и тогда, когда ребенка часто сравнивают с другими, причем сравнение обычно не  в его пользу. Это закрепляет у человека чувство, что он не такой как все и при этом хуже других. И когда он попадает в компанию, ему все время кажется, что он здесь лишний, что он попал сюда случайно, что он не достоин здесь находится,  над ним посмеиваются за его спиной и в любой момент могут указать на дверь. Чаще всего такие чувства бывают у подростков, но многие сохраняют их и став взрослыми людьми.

Как правило, люди, которые ощущают себя лишними ждут, что к ним кто-то подойдет и заинтересуется ими, забывая о том, что все чувства взаимны.  Оглянитесь  вокруг, отвлекитесь от собственной персоны, начните интересоваться другими.

Не забывайте,  что любые отношения — это совместная работа, перестаньте видеть в других людях потенциальных обидчиков.



Пример сочинения 4

Бывают моменты, когда человек ощущает себя лишним и пытается найти смысл своего существования. Именно поэтому каждому из нас важно чувствовать себя полезным для кого-либо, иначе возникает неудовлетворённость жизнью. К.Г. Паустовский поднимает в тексте проблему важности быть кому-то нужным.

Автор подчёркивает, что Тихону Рябцову после серьёзного ранения «некуда было податься». Герой остался в абсолютном одиночестве и лишился на войне правой руки. Это значит, что и работать ему тоже было достаточно тяжело, и всё это оказывает значительное влияние на его эмоциональное состояние. Тихон «мучился, уставал» и время от времени переживал из-за осознания собственной ненужности.

К.Г. Паустовский акцентирует внимание на том, как война ломает и калечит судьбы ни в чём не повинных людей. Однако даже такому несчастному человеку, как Тихон, не чуждо чувство сострадания к ближним. Он понимает, как тяжело живётся сиротам из пионерского лагеря, и ему хочется помочь хотя бы одному ребёнку. Именно осознание важности быть кому-то полезным дарует человеку новые силы и позволяет найти своё место в жизни. Тихон Рябцов твёрдо решает усыновить мальчишку, и это наполняет его существование смыслом. Ощущение собственной нужности – ключ к счастью.

Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, помогают читателю понять идею текста: для каждого человека найдётся своё место и дело. К.Г. Паустовский подчёркивает, что понимание своей полезности и желание помочь другим меняет мировосприятие человека и вселяет в него надежду на счастье. Итогом размышлений писателя становится такая позиция: человек, который чувствует, что может быть кому-то нужен и полезен, обретает смысл жизни и находит в себе силы действовать

Ребенок чувствует, что он менее дорог родителям, чем другие дети, и считает, что раз с ним поступают таким образом, значит он не заслуживает другого отношения.

Так бывает и тогда, когда ребенка часто сравнивают с другими, причем сравнение обычно не  в его пользу. Это закрепляет у человека чувство, что он не такой как все и при этом хуже других. И когда он попадает в компанию, ему все время кажется, что он здесь лишний, что он попал сюда случайно, что он не достоин здесь находится,  над ним посмеиваются за его спиной и в любой момент могут указать на дверь. Чаще всего такие чувства бывают у подростков, но многие сохраняют их и став взрослыми людьми.

Как правило, люди, которые ощущают себя лишними ждут, что к ним кто-то подойдет и заинтересуется ими, забывая о том, что все чувства взаимны.  Оглянитесь  вокруг, отвлекитесь от собственной персоны, начните интересоваться другими.

Не забывайте,  что любые отношения — это совместная работа, перестаньте видеть в других людях потенциальных обидчиков.



Пример сочинения 4

Бывают моменты, когда человек ощущает себя лишним и пытается найти смысл своего существования. Именно поэтому каждому из нас важно чувствовать себя полезным для кого-либо, иначе возникает неудовлетворённость жизнью. К.Г. Паустовский поднимает в тексте проблему важности быть кому-то нужным.

Автор подчёркивает, что Тихону Рябцову после серьёзного ранения «некуда было податься». Герой остался в абсолютном одиночестве и лишился на войне правой руки. Это значит, что и работать ему тоже было достаточно тяжело, и всё это оказывает значительное влияние на его эмоциональное состояние. Тихон «мучился, уставал» и время от времени переживал из-за осознания собственной ненужности.

К.Г. Паустовский акцентирует внимание на том, как война ломает и калечит судьбы ни в чём не повинных людей. Однако даже такому несчастному человеку, как Тихон, не чуждо чувство сострадания к ближним. Он понимает, как тяжело живётся сиротам из пионерского лагеря, и ему хочется помочь хотя бы одному ребёнку. Именно осознание важности быть кому-то полезным дарует человеку новые силы и позволяет найти своё место в жизни. Тихон Рябцов твёрдо решает усыновить мальчишку, и это наполняет его существование смыслом. Ощущение собственной нужности – ключ к счастью.

Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, помогают читателю понять идею текста: для каждого человека найдётся своё место и дело. К.Г. Паустовский подчёркивает, что понимание своей полезности и желание помочь другим меняет мировосприятие человека и вселяет в него надежду на счастье. Итогом размышлений писателя становится такая позиция: человек, который чувствует, что может быть кому-то нужен и полезен, обретает смысл жизни и находит в себе силы действовать вопреки обстоятельствам.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Мы счастливы, когда не одиноки и имеем возможность изменить жизнь другого человека к лучшему. В таком случае мы уже не можем считать себя лишними и никому не нужными. Заглавный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» казался другим людям странным, безотказным человеком, над которым можно издеваться. Юродивый становится объектом насмешек со стороны взрослых и детей. Они довольно часто задают Юшке вопрос: «Зачем ты живёшь?» Однако на самом деле герой долгое время заботился о девочке-сироте, впоследствии ставшей замечательным врачом. Это значит, что юродивый прожил достойную восхищения жизнь.

Таким образом, любому человеку действительно необходимо быть кому-то нужным. Очень важно делать что-то не только для себя, но и для других. Осознание своей полезности помогает нам найти собственный жизненный путь.

Когда человек может чувствовать себя лишним?

Тематическое направление: Я и другие

12.10.2020 08:01:24

Автор: Улугбек Рахимов


Когда же всё-таки человек может себя чувствовать себя лишним? Я не раз задавался этим вопросом и пришёл к тому, что причины могут быть как внешние, так и внутренние. Бывает, что человека отвергает общество и даже не даёт ему возможности войти в свой круг, а бывает, что, наоборот, человек сам отвергает общество и не желает быть его частью. Ощущение себя лишним, мне кажется, испытывали многие в тот или иной период своей жизни. Это нередкое явление часто встречается нам и в произведениях художественной литературы, которые как раз могут послужить нам ориентиром для того, чтобы разобраться в этом вопросе.
Общество очень часто отвергает те или иные социальные группы или же каких-то отдельных людей. Тут не особо важно, насколько этот человек хороший или плохой, какие у него скрытые таланты и умения или кем он был в прошлом — всё это уходит на второй план, когда человек перестаёт соответствовать определённым критериям попадания в культурное общество. Так, в пьесе Максима Горького «На дне» несколько ночлежников, выбившихся из культурного общества, безумно хотят в него вернуться, но у них этого не получается, потому что общество не готово их принять, пока они не будут соответствовать его определённым критериям, одним из которых, например, является работа. Пока они не будут удовлетворять этим критериям, они никогда в него не попадут, какое бы сильное желание это сделать у них не было. Из этого мы можем убедиться, что общество, зачастую, само вынуждает человека чувствовать себя лишним.
Но не всегда получается именно так и часто мы можем наблюдать как человек, будучи уже частью этого общества, отворачивается и отказывается от него. Это также может быть связано с самыми разными причинами — от несогласия с определёнными общественными идеями до полного отвращения ко всему общественному строю. В такой ситуации оказывается, например, подпоручик Ромашов из повести Куприна «Поединок». Ему ненавистно армейское общество, прогнившее и опустившееся до самых низких и подлых поступков, толкающее человека на самоубийство или приводящее к постоянным пьянкам и алкоголизму. Он не может и не хочет чувствовать себя частью этого общества, поэтому надеется скорее его покинуть. Многие настроены также негативно к армии, как и он, но большинство вскоре смиряется и остаётся быть частью этого общества. Этим Куприн хотел показать, что человек может чувствовать себя лишним и по своей воле, а, иногда, так даже будет лучше.
Приведённые литературные аргументы позволяют сделать вывод, что ситуации могут быть самые разные. Человек может чувствовать себя лишним как по своей воле, так и по воле общества, которое не хочет принимать. Главное, чтобы человек сам для себя чётко понимал эти причины и мог делать выводы на их основе. Сделав свой личный вывод, можно без всяких трудностей построить себе дальнейший план действий по тому, что делать с этим чувством — постараться избавиться от него или сделать из него фундамент для личных и общественных преобразований.

Количество слов — 450


Уважаемый Улугбек!
У Вас однозначно хорошее, самостоятельное, зачетное сочинение. Единственная значимая шероховатость заключается вот в чем. В анализе «Поединка» Куприна Вы смешиваете понятия «общество» и «сообщество», говорите об армейском обществе» и т.д. Но «общество» — понятие более широкое, чем отдельный социальный институт, каким является армия. Армия — это скорее «сообщество». Поэтому лучше обосновать свое словоупотребление, сказать, что армия является слепком всего общества, ибо в нем отражаются в концентрированном виде присущие ему пороки и пр.

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? Аргументы он взял из произведений «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Обломов», «Отцы и дети».

Вариант 1

(484 слова) Проблема возникновения «лишнего человека» в обществе не раз поднималась в русской литературе. Подобным наименованием обозначались герои, не сумевшие найти себя в жизни и применить свои исключительные способности. Их истории разные, но имеют одну общую черту: такие люди сами противопоставляли себя окружению, потому что были им не удовлетворены. Видимо, в этом стоит искать причину их неприкаянности. Данное утверждение можно доказать с помощью аргументов из литературы.

Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой был воспитан в духе своего времени и разделял все увлечения, пороки и привычки высшего света. Его досуг в столице ничем не отличается от того, чем занимаются все его сверстники дворянского происхождения. Он одет «как денди», по последней моде, его литературные вкусы тоже достаточно банальны для той эпохи. Так в чем же его исключительность? Почему он стал лишним? Причина в том, что Евгений вознес себя над своим окружением на том основании, что ему надоели светские забавы. Свое пресыщение праздностью он считал особенностью, свою тоску он полюбил и возвеличил. В общении с Ленским ему нравилось демонстрировать свою усталость от людей и суеты жизни, в диалоге с Татьяной он тоже ссылался на свою несовместимость с общепринятыми ценностями, на свою хандру. Автор же сравнивал героя с Чарльд Гарольдом — всемирно известным «лишним человеком», воспетым Байроном. Видимо, Евгений ассоциировал себя с ним и хотел набить себе цену, противопоставляя себя обществу и его идеалам. Таким образом, он не смог реализовать себя в полной мере, потому что отверг все возможности для этого, так как хотел выделиться из толпы и стать уникальным. Он лишь играл лишнего человека, но раскаялся только в финале, когда упустил настоящую любовь. 

Не менее наигранным выглядит образ лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашему времени». Григорий как будто постоянно рисуется перед самим собой, когда ведет дневник. При всем призрении к обществу ему очень важно, что о нем подумают, как его оценят. Начиная описание Кисловодска, герой подробно останавливается на том, как и кто на него посмотрел, что выражали их лица. Поэтому он так часто претворяется даже наедине с собой, чтобы произвести впечатление. Ярким примером служит его отношение к Вере: он любит ее, но отталкивает, так как серьезные чувства не вписываются в его нарисованный образ. Когда она уезжает навсегда, он загоняет лошадь до смерти и рыдает, ведь не хочет терять ее. А ведь все это время он даже дневнику не доверил всю серьезность этих эмоций, сам от себя скрывал их. Почему? Они бы упростили жизнь, так заботливо усложнённую для читателей дневника. Григорий счастлив быть «топором в руках судьбы», он получает удовольствие от своей исключительности, ему скучно жить как все, поэтому он намеренно идет наперекор обществу и его идеалам. 

Мы можем сделать вывод, что «умные ненужности» появляются из-за своего же желания порисоваться перед окружением, из-за стремления к уникальности. Лишние люди хотят привлечь к себе внимание своей отчужденностью от общества, они жаждут признания в этой роли изгоя, недооцененного толпой, но попадают в зависимость от этой игры и теряют в итоге больше, чем приобретают.

Вариант 2

(467 слов) Почему появляются лишние люди? Этот вопрос не давал покоя многим авторам, которые анализировали данное явление на протяжении целых столетий. Из их наблюдений можно сделать один вывод: каждый человек, не сумевший найти себя и самореализоваться в обществе, либо опережал свое время, либо был отстающим. И те, и другие примеры мы можем найти в книгах.

Человека, который перегнал своих современников, изобразил И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Нигилист имел передовые взгляды, которые не могли прижиться в том мире, где он их проповедовал. Для Базарова время еще не пришло. Например, когда он провозглашал превосходство науки над искусством, его соотечественники не могли понять этого, потому что находились на иной стадии развития. Евгений, говоря о научном прогрессе, предрекал индустриальную и промышленную революции, которые наступят лишь в 20 веке и позволят решить многие проблемы, затронутые в искусстве, но не исправленные им. Можно зачитываться поэзией А.С. Пушкина, как делал это Николай Кирсанов, но это никак не отразится на нищете народа, произволе власти, невежестве общества. Зато научные знания и достижения позволили дать людям достойные рабочие места, повысить качество их жизни, организовать всеобщее просвещение, ограничить власть имущих. В этом смысле один адский камень, который мог предотвратить смерть главного героя, гораздо полезнее, чем игра на фортепьяно. Не менее современными и актуальными нам кажутся размышления героя о труде. Пока многие помещики ничего не делали, никак не развивались, Россия не двигалась вперед, застряв в консерватизме и бездействии главного сословия. Необходимость работать, обеспечивать себя понукает человека на пути к самосовершенствованию. Сегодня всем это очевидно, а тогда «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Таким образом, герой намного опередил свое время, поэтому и казался лишним.

А вот пример человека, который отстал от своего века, мы видим в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой был одним из последних представителей традиционного русского барства. Все его мечты и помыслы были направлены в прошлое. Идеалом жизни на земле для него было детство в Обломовке: инфантильность, беззаботность, праздность, сон и обильная пища. Именно так проводили свои дни многие провинциальные помещики, в том числе и родители Ильи Ильича, чей пример являлся для него образцово-показательным. Все прогрессивные веяния и достижения были глубоко чужды Обломову. Он даже книг не читал, а просто лежал в постели. Герой искренне отрицал необходимость службы, работы и труда для развития личности. «Ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?» — вопрошал друг Ильи Ильича, Штольц. А она была похожа на барскую праздность в глуши, которую так полюбили его родители. Илья Ильич не смог применить свои способности, не достиг целей, не самоутвердился в обществе, потому что безнадежно отстал от своего времени, был реликтом прошедшей эпохи.

Мы можем сделать вывод, что люди лишние не в пространстве, а во времени. Причина их ненужности заключается в том, что они опередили современников, или же сильно отстали от них. И те, и другие герои не находят места в эпохе, которая давит на них своими жесткими рамками и условиями. 

1 августа 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Готовое сочинение к варианту №1 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.

Зенитный пулемётчик Тихон Рябцов был родом из-под Пскова. Деревня его была занята немцами, мать умерла, и потому Тихону, когда ему ампутировали раздробленную в бою правую руку, некуда было податься.

Тихон долго лежал в госпитале на Каменном острове в Ленинграде.

Сочинение

Бывают моменты, когда человек ощущает себя лишним и пытается найти смысл своего существования. Именно поэтому каждому из нас важно чувствовать себя полезным для кого-либо, иначе возникает неудовлетворённость жизнью. К.Г. Паустовский поднимает в тексте проблему важности быть кому-то нужным.

Автор подчёркивает, что Тихону Рябцову после серьёзного ранения «некуда было податься». Герой остался в абсолютном одиночестве и лишился на войне правой руки. Это значит, что и работать ему тоже было достаточно тяжело, и всё это оказывает значительное влияние на его эмоциональное состояние. Тихон «мучился, уставал» и время от времени переживал из-за осознания собственной ненужности.

К.Г. Паустовский акцентирует внимание на том, как война ломает и калечит судьбы ни в чём не повинных людей. Однако даже такому несчастному человеку, как Тихон, не чуждо чувство сострадания к ближним. Он понимает, как тяжело живётся сиротам из пионерского лагеря, и ему хочется помочь хотя бы одному ребёнку. Именно осознание важности быть кому-то полезным дарует человеку новые силы и позволяет найти своё место в жизни. Тихон Рябцов твёрдо решает усыновить мальчишку, и это наполняет его существование смыслом. Ощущение собственной нужности – ключ к счастью.

Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, помогают читателю понять идею текста: для каждого человека найдётся своё место и дело. К.Г. Паустовский подчёркивает, что понимание своей полезности и желание помочь другим меняет мировосприятие человека и вселяет в него надежду на счастье.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: человек, который чувствует, что может быть кому-то нужен и полезен, обретает смысл жизни и находит в себе силы действовать вопреки обстоятельствам.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Мы счастливы, когда не одиноки и имеем возможность изменить жизнь другого человека к лучшему. В таком случае мы уже не можем считать себя лишними и никому не нужными. Заглавный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» казался другим людям странным, безотказным человеком, над которым можно издеваться. Юродивый становится объектом насмешек со стороны взрослых и детей. Они довольно часто задают Юшке вопрос: «Зачем ты живёшь?» Однако на самом деле герой долгое время заботился о девочке-сироте, впоследствии ставшей замечательным врачом. Это значит, что юродивый прожил достойную восхищения жизнь.

Таким образом, любому человеку действительно необходимо быть кому-то нужным. Очень важно делать что-то не только для себя, но и для других. Осознание своей полезности помогает нам найти собственный жизненный путь.

Обновлено: 09.01.2023

Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Многие термины и понятия присущи только ей и неизвестны мировой литературе.

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был замечен ими как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. В личных судьбах героев, которых принято называть «лишними людьми», отразилась драма передового дворянства

Цель данного исследования: дать обоснование уместности или неуместности употребления термина «лишние люди»

— проследить развитие образа «лишнего человека» в русской литературе 19-го века;

— раскрыть роль «лишних людей» в конкретных произведениях;

— выяснить значение данных персонажей для русской литературы;

В своей работе я стремилась ответить на вопросы:

— кто такой «лишний человек?

— нужен, полезен ли он миру?

Предмет исследования: образы «лишних людей» в русской литературе

Объект исследования: произведения русских писателей 19-го века

Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин и Печорин не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. “Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели”, — писал Писарев.

Жизнь персонажа Гончарова — розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат — неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Главное сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Но, увы, в итоге он поступает так, как уже знакомые нам персонажи: Печорин и Онегин. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага;

Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль.

Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения — всего того, чего так не хватает людям.

Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

Александр Чацкий и Евгений Базаров

Д.И. Писарев отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает.

Все герои: и Онегин, и Печорин, и Обломов, и Лаврецкий, и Чацкий во многом похожи. Они дворянского происхождения, от природы наделены недюжинными способностями. Они блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца (исключением, наверное, будет Обломов). Но это для них – скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе герои чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И все они хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге), впрочем, Обломов тоже не оставляет надежд.
Каждый герой, несмотря на успех у женщин, не находит счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу.
Печорин, Онегин, Обломов и Лаврецкий во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта – это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому все они несчастны. Имея большие внутренние силы, они не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…

Человек не может быть лишним, поскольку по своей природе является уникальным. Каждый из нас не зря приходит в этот мир. Ничего не бывает просто так, всему есть значение и объяснение. Если задуматься, каждый человек может одним своим существованием делать кого-то счастливым, а если он приносит счастье в этот мир, значит, он уже не бесполезен.

Такие люди уравновешивают мир. Своей несобранностью, нерешительностью, медлительностью (как Обломов) или, наоборот, метаниями, поиском себя, поиском смысла и цели своей жизни (как Печорин) они будоражат остальных, заставляют их задуматься, пересмотреть взгляд на окружающее. Ведь если бы каждый был уверен в своих желаниях и целях, то неизвестно, что бы стало с миром. Ни один человек не приходит в этот мир бесцельно. Каждый оставляет свой след в сердцах и умах кого-то. Не бывает ненужных жизней.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир нужен, и термин «лишние люди» не справедлив.

Лишним можно считать человека, который не вписывается в традиционное понимание того, какой должна быть личность человека. Любая эпоха, любое общество имеет какие-то неписаные, но, тем не менее, серьезные и часто обязательные к исполнению правила, невыполнение которых влечет за собой особые последствия, своеобразные санкции, которые часто выливаются в страдание для человека. Впрочем, в любом обществе всегда существовали такие люди, которых можно считать лишними. Человек очень индивидуальная, не бывает такого, чтобы под определенные правила

Думается, что с уверенностью можно сказать это о главном герое произведения Лермонтова “Герой нашего времени” Печорина.

К сожалению, жизнь человека практически никогда не бывает полностью беспроблемным, безоблачным и таким, которое можно проживать без затруднений и осложнений. В жизни каждого из нас случаются неприятные моменты, разочарование, минуты грусти, неприятные моменты и боль. Еще неприятнее от осознания того, что иногда становится причиной боли поведение, слова или действия тех, кого ты привык считать близким человеком, другом.

такие моменты очень просто разочароваться в дружбе, людях и даже в жизни в целом. К сожалению, сталкивания с такими проблемами неизбежно, поэтому чрезвычайно важно быть готовым к любой ситуации, даже к той, в которой тебя обидел твой лучший друг.
К счастью, в своей жизни я пока что не сталкивался с оскорблениями со стороны самых близких для меня людей. Наверное, мне просто повезло, поскольку такое все-таки случается со всеми. Нужно быть готовым и знать, как я буду себя вести, когда такое случится. Во-первых, мое поведение будет зависеть от того, что это будет за оскорбление.

Думаю, что есть в мире и такие образы, через которые можно просто-напросто навсегда прекратить общение с человеком, пусть она и является твоим другом. Такими образами, к примеру, может стать пренебрежительное высказывание по отношению к одному из моих родственников. Такого я никогда не прощу, кто бы себе этого не позволил, ведь семья для меня – это самое главное, она гораздо важнее друзей.

Кроме того, вряд ли бы я просто прощу обиду по отношению к себе, если она будет выражена оскорблением моего внешнего вида или умственных способностей. Я выгляжу вполне нормально, я достаточно умен, и я не позволю никому подвергать это какому-то сомнения, особенно в грубой или насмешливой форме. И если лучший друг позволит себе такое выражение, я наверное навсегда закончу общение с ним.

Впрочем, во всех остальных случаях я готов простить и сделать вид, что никакой обиды и не было. Я прекрасно понимаю, что в жизни человека случается разное. Иногда кто зарывается, иногда просто не достаточно внимателен к своим словам и отдельных высказываний.

По этой причине, даже если мне была нанесена обида, но человек признала, что она была неправа и попросила прощения, я готов простить и даже забыть это. Не стоит быть чрезмерно серьезным и оскорбленным. Все мы люди и должны терпеливо относиться друг к другу.

В жизни бывает разное. Иногда обиду можно простить, ведь она не является чрезмерно отрицательной и откровенной, в других случаях делать это просто недопустимо. В любом случае, как бы там ни было, хотелось бы, чтобы лучшие друзья наносили друг другу поменьше образ.

Все-таки человеческая жизнь и так переполнена трудностями разного рода, образы в таких обстоятельствах совершенно бесполезны и неуместны.

Кто такие «лишние» люди и почему же они появляются? Я считаю, что «лишним» называют человека, который отличается от окружающего его общества, вследствие чего является отвергнутым им. Они не находят понимания среди близких и считаются безумцами. Это образованные люди, которым сложно себя реализовать и найти своё место в жизни.

В произведениях русской художественной литературы нередко раскрывается данная тема. Так, Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина, тоже считается «лишним». Как упоминал сам автор «Свет решил, что он умен и очень мил». Но достаточно ли это для счастья героя? Он вёл светскую жизнь, посещал балы, что ему быстро надоело, и, после смерти дяди, переехал в деревню. Однако и тут оказалось сложно найти себя: «Упорный труд ему был тошен». Всё, за что брался Евгений, не приносило удовольствия и быстро надоедало.

Молодого помещика не понимали, от него отвернулись все соседи, но это, кажется, нисколько не расстроило его. Онегин — лишний человек, он всю жизнь пытался найти своё предназначение, своё место, но так и не смог и считался «неучем» и изгоем в обществе из-за недопониманий. Его проблема в том, что он был слишком умён для того, чтобы радоваться простому существованию. Ещё одним примером для данной темы можно считать Евгения Базарова из произведения «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Евгений, учёный-нигилист, отвергающий всё духовное и принимающий только естественные науки, приезжает в деревню погостить вместе со свои другом Аркадием у его отца. Только он сталкивается с тем, что Кирсановы-старшие, в отличие от его приятеля, не разделяют тех же убеждений. Павел Петрович — человек старой закалки. Для него вовсе не понятно отчего нельзя любить, мечтать, а нужно лишь отрицать. Из-за разных убеждений они с Базаровым часто затевают споры, что стало поводом для отъезда последнего. Как бы Аркадий не пытался сгладить все углы, его приятеля в семье всё равно считали сумасшедшим. Но несмотря на то, что у него есть продолжатели, что родители любят его и поддерживают в любом случае, он одинок. Евгений Базаров считается лишним человеком, потому что являлся явным противником старых устоев, из-за чего и вызывал некое недопонимание со стороны общества.

В заключение ко всему вышесказанному, хочется добавить, что лишние люди были всегда. Всегда находились те, кто хотел всё менять, но не у всех получалось. Они становятся именно «лишними» из-за конфликтов с обществом, которое не понимало и принимало изменений. Им сложнее найти себя и своё место, отчего они могут вести праздный образ жизни и быть ещё более непринятыми.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Вариант 1

Вариант 2

(467 слов) Почему появляются лишние люди? Этот вопрос не давал покоя многим авторам, которые анализировали данное явление на протяжении целых столетий. Из их наблюдений можно сделать один вывод: каждый человек, не сумевший найти себя и самореализоваться в обществе, либо опережал свое время, либо был отстающим. И те, и другие примеры мы можем найти в книгах.

Мы можем сделать вывод, что люди лишние не в пространстве, а во времени. Причина их ненужности заключается в том, что они опередили современников, или же сильно отстали от них. И те, и другие герои не находят места в эпохе, которая давит на них своими жесткими рамками и условиями.

Итоговое сочинение: Смирение — это сила или слабость?

Автор: Самый Зелёный · Published 12.09.2019

529. Каковы могут быть причины жестоких поступков?

Автор: Самый Зелёный · Published 06.02.2019

Итоговое сочинение: Нужны ли перемены обществу и почему?

Автор: Самый Зелёный · Published 23.09.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K’ data-block=’7′>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.

Кто ввел этот термин?

Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.

Вариант 2

Каждый автор описывал своего героя соответственно времени, в котором жил персонаж. Общество меняется, устои и правила становятся другими. Однако, всегда есть люди, которым суждено стать изгоями. Мало кто задумывается каково им живётся среди чужих людей. Лишние люди нигде не могут найти себе места. Они очень одиноки. Мало кого волнует этот факт. Когда людям хорошо, они не задумываются об обездоленных.

Люди оказывались за бортом, если имели своё собственное мнение, противоречащие общепринятым правилам. Мотивы, правота, жажда справедливости не способны убедить большинство. Общество имеет свою правду и не желает принимать другую позицию. Духовный кризис общества отправлял за борт всё больше людей. Они признавались непокорными и бунтовщиками. После чего подвергались всеобщему игнорированию.

Порой лишнему человеку может казаться, как будто его уже не существует. Человека может преследовать чувство, что его заживо похоронили. Теперь люди спокойно живут без него и не чувствуют ни капли грусти и сожаления.

Другие сочинения: ← Революция в романе Доктор Живаго Пастернака↑ ДругиеГерои романа Два капитана Каверина →

Примеры

Литература для всех

– произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет – с мая 1823 года по сентябрь 1830.

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить себя, понять, сколь бесплодно и много растратил он времени и сил в пустых утехах.

Печорин от скуки, от неудовлетворенности в жизни ставит эксперименты и над собой и над людьми. Так, например, в «Бэле” Печорин ради обретения нового духовного опыта не задумываясь жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. В «Тамани” он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов” и заставил их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика.

В «Княжне Мери” Печорин вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! Размышления Печорина в «Фаталисте” о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в мире. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей. И никакие эксперименты не дадут Печорину радости бытия. Уверенность может дать только вера. А глубокая вера предков утрачена в век Печорина. Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в себя — в этом его трагедия.

Удивительно, что Печорин, понимая все это, в то же время не видит истоков своей трагедии. Он размышляет следующим образом: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…” Получается, что весь мир, окружающий Печорина, построен на законе духовного рабства: мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном — отомстить обидчику. Зло порождает зло не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы, где только угроза юридического наказания как-то ограничивает разгул вседозволенности.

Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла, испарилась, умерла”. Он «сделался нравственным калекой” — вот истинная трагедия и наказание Печорина.

Причины возникновения

Персонажи, о которых идет речь в этой статье, стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.

Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.

Однако нигилистические взгляды Евгения Базарова не излагаются прямо и подробно, и их приходится выстраивать, опираясь на отрывочные высказывания героя. Стоит вспомнить, что разговор о нигилизме начинает не сам Базаров, а Аркадий Кирсанов. Споры с Павлом Петровичем Базаров ведет лениво, спокойно, с холодной и безразличной усмешкой, не стремясь навязать и распространить свои идеи; только в отношениях с Одинцовой проявляется страстная натура Базарова, но это страсть касается исключительно личной жизни, но не мировоззрения. Отрицание Базарова универсально и охватывает все сферы жизни, но в одних случаях герой высказывается прямо, а в других предпочитает выражать свои мысли молчанием и намеками. С одной стороны, нигилизм Евгения является результатом его научных исканий, а с другой — разумным анализом требований времени.

Отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой похожи на поединок двух сильных и волевых личностей, ведь неожиданно для Базарова за внешностью светской львицы открывается умная и независимая женщина, во многом равная главному герою. В начале они вызывают друг у друга взаимный интерес, который затем разрастается в близкое к любви чувство. Однако страстное решающее объяснение Базарова вызывает у Анны Одинцовой не ответные эмоции, а опасения: в ней стремление к покою и эгоизм оказываются важнее настоящей любви. Таким образом, в отличие от прежних литературных героев, Базаров не спасается бегством от близкой женщины, а открывает в себе, даже вопреки собственным убеждениям, способность любить и признавать эту любовь.

Полезный материал по теме:

Чацкий

Герой Грибоедова отвергает косные устои фамусовского общества. Он обличает чинопочитание и слепое подражание французской моде. Это не остается без внимания у представителей фамусовского общества – хлестовых, хрюминых, загорецких. В результате Чацкого считают странным, если не сказать сумасшедшим.

Евгений Онегин

Одиночество

Евгений поначалу пытается сочинять. Но писателя из него не выходит. Затем начинает увлеченно читать. Однако и в книгах Онегин не находит морального удовлетворения. Тогда он уединяется в доме умершего дяди, который завещал ему свою деревню. Здесь молодой дворянин, казалось бы, находит для себя занятие. Он облегчает жизнь крестьян: заменяет ярем легким оброком. Однако и эти благие начинания ни к чему не приводят.

Печорин

Итак, Евгений Онегин. А.С. Пушкин уже в первой главе своего романа рисует законченный образ светского молодого человека. Он не лучше и не хуже прочих: образован, подкован в вопросах моды и приятных манер, ему свойствен светский лоск. Праздность и мелкая суета, пустопорожние разговоры и балы — вот чем заполнена его однообразная, блестящая внешне, но лишённая внутреннего содержания жизнь.

Григорий Александрович Печорин, как и Онегин, принадлежит к дворянскому кругу. Он богат, имеет успех у женщин и, казалось бы, должен быть счастлив. Однако Печорин постоянно переживает острое чувство недовольства собой и окружающими, всякое дело очень скоро становится для него скучным, даже любовь утомляет его. Находясь в чине прапорщика, он не стремится к большему, что свидетельствует об отсутствии у него честолюбия, а также и о его отношении к службе.

Демону наскучило зло, но творить добро он не может. А его любовь погибает вместе с Тамарой:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде во вселенной.

Общие признаки

лишние люди в литературе

Смотреть галерею

Базаров

Политические споры проникли во все сферы жизни. И, безусловно, стали темой художественных и публицистических произведений. Но было в то время еще одно явление, которое заинтересовало писателя Тургенева. А именно – нигилизм. Приверженцы этого течения отвергали все, что имеет отношение к духовному.

Рудин

Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.

Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.

Впору слагать под школьными окнами частушки:

«Крови требует с утра гадина голодная —

Подпишитесь на нас в telegram

Вечно у тебя другие виноваты. Они же дети! Наш класс – дружная семья и всё у нас общее: раз ВСЕ лезут к тебе одному, — значит, либо ты врёшь (я же не видела, как это было, а НАС МНОГО, все они вместе говорят против тебя, вот и не могут быть неправы), либо ищи проблему в себе! — ПРАВДА, РЕБЯТА?!

(ГДЕ ПУЛЕМЁТ?! ПРОШИТЬ МАРТЫШКУ. БОЖЕ, НЕ ДАВАЙ МНЕ ОРУЖИЯ В РУКИ. )

Потом сын неделю проболел. Вышел – класс встретил его хоровым воплем:

— Покупай Алине чашку.

— Какую чашку? – опешил ничего не понимающий Серафим.

— Ты разбил Алинину чашку на Восьмое марта! – авторитетно заявила есенинская женщина. – Алина говорит, что видела, как ты разбивал, а значит, это так и есть. — Правда, ребята? Наш класс – дружная семья! Вот как ты девочек уважаешь – чашку Алины на Восьмое марта разбил.

Серафим решил не заморачиваться и побегать наравне со всеми… На бегу нечаянно задел стену… — Это же просто ужас! – пафосно возмутилась Надя. – Серафим, ты нарочно НАМ ВСЕМ стараешься навредить? Скажи, ты хочешь сломать или испачкать НАШУ СТЕНУ?!

— Я не буду сдавать свой дневник за то, что другие балуются.

— Ах так, ты не будешь сдавать свой дневник. Тогда в угол становись!

должен стать в угол, если балуются
другие
?!

— Потому что наш класс – дружная семья! Ах, ты не стал в угол? Тогда я в журнал тебе двойку поставлю! – фря-садюга входит во вкус. – И учти: с двумя двойками ты уже – двоечник, а двоечнику пятёрок никогда больше не видать. Ты останешься на второй год, и мы будем жаловаться на тебя директору, потому что у меня все дети послушные, а ты один бессовестный! (Для справки: по уставу этой школы, оценки должны начинать ставить со второго семестра второго класса…)

Надо, надо мне

идти к завучу и/или к директору — бороться за права человека… Чтобы всему педсоставу жарко стало… Всем дам, и оптом и в розницу. Хуже уже не будет… Устроила сегодня грозу в школе, всех и каждого припекла до костей. Кипиш был хороший, долго будут помнить! Забыл сын дома тетрадку для математического факультатива… Факультатив должен был идти пятым уроком (6 уроков в пятницу, это в первом-то классе!) — вот я как раз к пятому уроку и прибежала: с тетрадкой и заодно к завучу зайти. Фифуля наша классная временно легла в больницу на сохранение. Замещала её другая учительница – Наталья Васильевна. Картина маслом: Серафим вышел из класса мокрый, красный, растерзанный, брюки разорваны и в грязи, и видно, что плакал. Это первый раз такой случай, он никогда ещё не плакал при них, я запрещала, говорила: дома в моих объятиях поревёшь, — я пожалею, а перед ними — много чести. Видно, сегодня был особенный день, — Серафим в одиночку отбивался от СЕМЕРЫХ…

Тяжёлый случай. Медицина здесь бессильна. Синхронный приступ амнезии и генеральской глухоты… — В том числе и ваш Никита. Сорвавшаяся с цепи бешеная хабалка загорланила на весь школьный коридор: — Да ну тебя с твоим враньём, за***ла уже, от****сь (рядом, у раздевалки слушают, раскрыв рот, уборщицы, охранник, ДЕТИ. ), пошла в ***… Я пошла, но не туда, куда это существо указало, а в атаку: — Сама иди отсюда вон! — Чего?! Ты — мне?!

— Мы с тобой

Сидят подоспевшие за детьми родители – нужные люди

Тут опять подошла Наталья Васильевна, я пересказала всё это ей, снова к завучу поднялась и ещё всю учительскую оповестила…

Теперь сижу, глотаю травяной чай, медленно выпускаю пар и — с трудом — пытаюсь успокоиться…

Но, пока я жива – за сына горло перегрызу.

Обломов

Кто такой Обломов? Это потомок помещичьего рода, которому скучно работать в конторе, а потому он сутками не встает со своего дивана. Это общепринятое мнение, но оно не совсем верное. Обломов не смог привыкнуть к петербургской жизни, потому как люди, окружавшие его, сплошь расчетливые, бессердечные личности. Главный герой романа, в отличие от них, умен, образован и, самое главное, обладает высокими душевными качествами. Но отчего же он тогда не хочет трудиться?

Читайте также:

      

  • Хонэрлэр куп кайсын сайларга сочинение на татарском языке
  •   

  • Сочинение на тему смекалка
  •   

  • Я никогда еще не был так ласков с нею сочинение
  •   

  • Кто меня мотивирует сочинение
  •   

  • Возможно ли достичь счастья без работы над собой сочинение

Аргументы из литературы на тему: Человек вне общества

Каждый из нас является членом общества, разница только в активности: кто-то охотно участвует в жизни других людей, кто-то их сторонится. Однако все мы являемся частью одного большого объединения, поэтому важно находить с другими его элементами общий язык. Но чрезмерно сильное влияние этой системы отношений может навредить нам и лишить нас индивидуальности. В итоге, мы пришли к тому, что необходимо найти золотую середину между двумя крайностями взаимосвязи с социумом. Поскольку сделать это сложно, нередко случается так, что человек оказывается вне общества, то есть является лишним в его иерархии, не может найти себе места в ней. В данной подборке представлены аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», иллюстрирующие примеры, когда личность отчуждена от своего круга и разрывает все связи с ним.

  1. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герой разочаровывается в фамусовском обществе и намеревается разорвать с ним отношения. Александр Андреевич хоть и является по праву рождения полноправным членом этого избранного круга, не находит в нем понимания. Его система ценностей коренным образом отличается от того, чему поклоняются Скалозубы, Репетиловы и Молчалины. Например, он не хочет прислуживаться, то есть добиваться карьерных высот лицемерием и подхалимством. Также его не устраивает консерватизм московской элиты, которая не чуждается жестокого обращения с крестьянами и подлости на службе, но боится положительных перемен и прогрессивных взглядов. Таким образом, Чацкий оказался перед выбором между сохранением верности своим идеалам и общением с порочным обществом. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.
  2. В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому. Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
  3. В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Также он усомнился в авторитете отца и в праве общества осуждать его выбор. Конечно, герой сделал множество ошибок, но нельзя отказать ему в возможности стоить личное счастье без пересудов и мнений толпы. Перед нами пример того, что личность может взбунтоваться против социума и весьма успешно.
  4. Пример лишнего человека мы можем наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин со своей индивидуальностью оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не хотел примерять на себя ни одну из популярных социальных ролей, поэтому всегда искал возможности стать исключением из правила. Так, он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства, развлекаясь. То он убеждает себя в любви к Бэле, то разыгрывает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
  5. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли. Критики унизили автора и его работу, редакторы отказались печатать, сосед написал донос, и кончилось все заключением в сумасшедшем доме. Весь окружающий мир, кроме одной единственной Марго, повернулся к герою спиной. Однако в процессе чтения мы понимаем, что настоящему художнику эта травля была необходимо, чтобы он не стал таким же бездарным и ручным, как графоманы на цепи у власти, которые его оболгали. Поэтому в данном случае человек должен был оказаться вне общества, чтобы понять свое истинное предназначение.
  6. В поэме Лермонтова «Мцыри» герой был пленен и томился в тюрьме далеко от родины. Расторжение родственных уз с тем обществом, членом которого он был по праву рождения, глубоко ранили его душу, лишили ее покоя и счастья. Юноша тосковал по дому, по людям, что были ему близки. Он не хотел того одиночества, на которое его обрекли. И не напрасно, ведь мы понимаем, как много Мцыри мог сделать для своей страны. Именно там он мог реализовать свой потенциал и согреть кого-то огнем своего сердца. Из этого примера мы можем сделать вывод, что отчуждение от общества – это далеко не всегда освобождение от зла или предел мечтаний талантливого человека. Это может быть и трагедией узника, нежно привязанного к родственным душам за пределами тюрьмы, где он заточен.
  7. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – лишний человек. Он не находит себе места в сложившейся сословной системе. Поэтому он демонстративно презирает дворян и тянется к народу, в котором видит больше свойственных ему черт. Однако и от простого люда он безнадежно далек, ведь его образованность и категоричность не понятны невежественным и консервативным крестьянам. Так он оказывается вне общества со своими прогрессивными идеями и научным мышлением. Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
  8. В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Он всех мерит размером кошелька, а тех, чье состояние меньше его, и вовсе не замечает. Для него они всего лишь обслуживающий персонал, не достойный внимания. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе. Так и оказывается в финале: господин умирает, а его тело, которое уже не сулит чаевых, убирают в коробку из-под содовой. Очевидна уже наступившая нравственная катастрофа, которая привела всех пассажиров к повальному равнодушию друг к другу. Никто не выразил сожаления, никто не прекратил веселье и пляски, хотя рядом лежал труп того, кого так тщательно ублажали еще недавно. На этом примере видно, что конфликт личности и общества не всегда красив и романтичен. В реальной жизни он может привести к трагедии для всех его участников.
  9. В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор находится вне общества, так как он является представителем интеллигенции в стране победившего пролетариата. Основная масса людей из-за пропаганды свыше ненавидит его «буржуазный» образ жизни и не понимает его ценностей. Преображенский, по их мнению, занимает незаслуженно много площади в доме и пользуется непозволительной роскошью, недоступной простым людям. Швондер и ему подобные не признают заслуг научного деятеля. Они готовы растерзать героя из зависти его к уму и положению. Но Филипп Филиппович не поддается на провокации. Ему удается абстрагироваться от большинства и сохранить лучшие качества прошлого: духовность, благородство, эрудированность. На фоне грубой и пошлой толпы профессор выглядит Гулливером среди лилипутов. Масштаб такой гениальной личности обществу никогда не разглядеть вблизи, для этого нужны столетия.
  10. В романе Достоевского «Преступление и наказание» человек идет против общества. Он принижает его в своих глазах, нарекая себя судьей и «право имеющим». Герой буквально заболевает идеей своего превосходства и в порыве «правосудия» губит две жизни. Причиной такого духовного нездоровья и последующих событий является тот факт, что Раскольников на некоторое время выбыл из социума: отчислился из университета, забросил подработки, был далек от семьи. Недостаток общения и понимания привел его к умопомрачению, которое смогли рассеять только люди. Обретая понимание в лице Сони, Родион выздоравливает и вновь возвращается в общество, из которого сам себя вычеркнул. Постепенно он осознает, что любовь к ближним – это истинное призвание любой души.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • итоговое сочинение
  • человек и общество

Читайте также:

  • Когда рассказывали докучные сказки ответ
  • Когда человек испытывает муки совести сочинение
  • Когда пушкин начал писать сказки
  • Когда человек жизнью удовлетворен он мечтает вяло и неинтересно сочинение
  • Когда пушкин написал сказку о царе салтане