Когда екатерина ii прочитала сочинение а н радищева путешествие из петербурга в москву

Неспроста в советское время Александра Николаевича Радищева называли революционным мыслителем. Книга начальника петербургской таможни «Путешествие из Петербурга в Москву», которую он выпустил в мае 1790 г., и впрямь была наполнена мыслями «дерзновенными». Никто больше не осмелился бы писать такое, да ещё после пугачёвского бунта и недавнего начала Великой Французской революции: «русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не сможет его удержать, чтобы не преклонился на жестокость»; «возможно ли (…), чтобы в толь мягкосердое правление, каково ныне у нас, толикие производилися жестокости?»; «крестьянин в законе мёртв».

[Сборник: Крепостное право]

Радищев прошёлся по главным болевым точкам Российской империи: по крепостному праву (именно он впервые прямо сравнил его с рабством), рекрутским наборам, «безумным судьям» — мздоимцам, кабакам, состоянию государства и сословным отношениям. Он осудил чинопочитание, цензуру, распространённые в обществе нравы. Но читающей публике недолго пришлось всматриваться в «крамольные» страницы.

Фото 1.jpg

«Путешествие из Петербурга в Москву», 1790. (litfund.ru)

В июне «Путешествие» кто-то дал прочесть императрице. Екатерина II прочла всего три десятка страниц и повелела начать преследование автора. В дневнике секретаря царицы Храповицкого от 26 июня 1790 г. читаем: «Говорено о книге «Путеш. От Петер. до Москвы». Тут рассеивание заразы французской: отвращение от начальства, автор-мартинист; я прочла 30 стр. Посылка за Рылеевым. Открывается подозрение на Радищева». Рылеев — тогдашний петербургский обер-полицмействер, разумеется, повеление исполнил. Уже 30 июня Радищева арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.

К 6 или 7 июля Екатерина дочитала книгу и дописала свои примечания. Заметки, вернее «сии высочайшие её императорского величества замечании», составили 4 листа, исписанные с двух сторон. Писала она их не просто так, а в помощь следователям, чтобы знали, как допрашивать арестованного. Получился, однако, ценный исторический документ — мысли «просвещённой императрицы» совершенно разрушают образ, который она старательно себе творила: образ заботливой царицы, радеющей о благе всех своих подданных.

Фото 2.jpg

Александр Николаевич Радищев. (wikipedia.org)

Заметки Екатерины, в общем-то, преисполнены циничного издевательства и над Радищевым, и над крепостными, за которых тот заступается. Прочитав эпизод о продаже крепостных крестьян на аукционе, Екатерина написала: «Начинается прежалкое повесть о семии, проданной с молотка за долги господина». Чуть дальше она возмущается тем, что Радищев «на стр. 147 едит оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то не оспоримо, что лутчее сюдбы наших крестьян у хорошова помещика нет по всей вселенной». И это слова царицы, которая в начале своего правления разбирала дело Салтычихи, а после запретила крестьянам жаловаться ей на помещиков, чтобы не знать о таких случаях!

Более всего её, конечно, разозлили предостережения Радищева о том, что тирания непременно оканчивается революцией, его строки «Меч остр, я зрю, везде сверкает; / В различных видах смерть летает, / Над гордою главой паря» и упоминания Брута, Вильгельма Телля и Кромвеля. Екатерина пишет, что «сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские». Описания мучений крепостных она сочла оправданием случаев, когда те убивают своих господ, а также побуждением «к возмущению крестьян против помещиков, войск противу начальства».

Фото 3.jpg

Екатерина II. (wikipedia.org)

Любопытно, как императрица объяснила причины, из-за которых Радищев решился написать «Путешествие». Мысли, что устройство России плачевно, она, судя по всему, не допустила (или не стала записывать), а всю ответственность возложила на личность автора и на «французскую заразу» — республиканизм. Радищева она сочла человеком, ненавидящим правительство, озлобленным неудачником. Об «умоначертании сочинителева» она судит так: «Вероятно кажется, что родился с необузданной амбиции и, готовясь к вышным степеням, да ныне еще не дошед, желчь нетерпение разлилось повсюда на все установленное и произвело особое умствование». Что касается Франции, Екатерина тоже сразу сделала вывод: «Сочинитель (…) наполнен и заражён французским заблуждением, ищет всячески и выищивает всё возможной к умалению почтения к власти и властем, к приведению народа в негодование противу начальников и начальства».

Надо ли говорить, что Франция была, конечно, не при чём. Радищев задумал и писал свою антикрепостническую книгу ещё до начала Великой Французской революции. Русские самодержцы, как и Екатерина, не раз в истории искали в выступлениях против своей власти и установленного в России порядка враждебные действия или влияние иностранцев — что гораздо проще, чем признать или поверить в то, что российская политическая система, мягко говоря, несовершенна, а часто попросту бесчеловечна. Недоволен — значит, не любишь наше прекрасное Отечество! Критикуешь власть — значит, враги тебя подкупили или запутали!

Фото 4.jpeg

Иллюстрация к книге Радищева, худ. В. Н. Гаврилов. (wikipedia.org)

Дочитав «Путешествие», Екатерина пришла в ярость, что с ней редко случалось. «Бунтовщик, хуже Пугачёва», — так она сказала. Она сама руководила расследованием и сама вынесла окончательный приговор: «По высочайшему её императорского величества соизволению велено оного Радищева за таковую дерзость сослать на житьё в Сибирь в Илимский острог на десять лет». Заодно его лишили дворянства и чинов, а также ордена святого Владимира. Книги же его повелели «сколько оных отобрано будет, истребить».

Радищев жил в ссылке, пока Павел I не позволил ему вернуться в Петербург. А помилования ему пришлось ждать до царствования Александра I. Правда, вскоре после этого Радищев погиб — не то покончил с собой, не то случайно выпил стакан с азотной и соляной кислотой.

Обновлено: 09.01.2023

История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева

Первые очерки

В 1785-1786 гг. Радищев создает несколько очерков на разные темы. На этом этапе Радищев, судя по всему, еще не думает о цельном, крупном художественном произведении. Пока он ограничивается очерками.

Так, в 1785 году Радищев пишет очерк о крестьянах, которых продают с торгов за долги помещика (сцена из главы «Медное»).

В 1786 году Радищев составляет очерк об истории цензуры — «Краткое повествование о происхождении цензуры» (входит в главу «Торжок»). В том же году он пишет очерк о безразличном «начальнике», которого подчиненные не решаются разбудить (сцена из главы «Чудово»).

Идея о написании книги

Написав несколько очерков, Радищеву приходит идея изобразить все отрицательные стороны жизни русского народа в одной книге.

Радищев объединяет мелкие очерки в одно произведение в жанре путешествия. Идею он заимствует у Стерна, автора «Сентиментального путешествия».

В 1789 году Радищев заканчивает свою книгу, которой дает название «Путешествие из Петербурга в Москву. Три самых первых очерка Радищев включает в текст глав «Чудово», «Торжок и «Медное».

Организация типографии

В 1789 году Радищев заводит небольшую домашнюю типографию у себя дома. Это разрешено законом о вольных типографиях 1783 г.

Прохождение цезуры и печать «Путешествия»

22-го июля 1789 года цезура выдает разрешение на печать «Путешествия».

С января по начало июня 1790 года Радищев занимается печатанием «Путешествия» в своей типографии. В результате он печатает около 650 экземпляров «Путешествия».

Радищев успевает продать и раздать 100 экземпляров «Путешествия». Слухи о книге распространяются по городу и начинают пугать Радищева. Он перестает распространять книгу, а оставшиеся экземпляры сжигает.

О книге Радищева узнает императрица Екатерина II. 30 июня полиция арестовывает Радищева и берет его под стражу.

Следствие допрашивает как самого Радищева, так и всех, кто участвовал в печати «Путешествия». Несмотря на подозрения, становится ясно, что у Радищев не заговорщик и что он не опасен для властей. Однако Екатерина II наказывает Радищева непомерно жестоко и сурово.

Суд и приговор

24 июля 1790 года уголовная палата признает Радищева виновным в издании «вредной» книги. Радищева приговаривают к смертной казни.

4 сентября 1790 года Екатерина издает указ, которым заменяет смертную казнь Радищева десятилетней ссылкой в Илимский острог (сейчас — город Илимск в Иркутской области). В ссылке Радищев проводит 6 лет и возвращается домой.

Это была история создания «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева: история написания и публикации произведения.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

2 вариант

Нужно заострить внимание на данном высказывании. Очевидно, Екатерина была женщиной неглупой. Вряд ли она лукавила, когда считала Радищева опасным человеком для российской государственности. Он не громил дворянские поместья, не вставал под ружье против регулярной армии. У писателя было более эффективное оружие – перо. Если Пугачев своими погромами мог затронуть небольшую часть европейской России, то Радищев распространением своей повести мог затронуть умы всей страны.

Издатели это прекрасно понимали, поэтому не спешили публиковать сей литературный обвинительный приговор. Более того, Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Все напечатанные экземпляры были преданы забвению. Что сказать, ведь даже большинство самых просвещенных русских людей не знали о ее существовании. О ней знал А. Пушкин, несколько литературоведов и ученых.

Используя современную терминологию, можно сказать, что книга было признана экстремистской. Официальный запрет с распространения книги был снят в 1905 году в свете либерализации политической системы после Первой русской революции.

В кратком анализе не стоит акцентировать внимание на сюжете, поэтому скажем, что повесть написана в стиле дорожного путешествия, где протагонист сталкивается с различными бытовыми ситуациями в ходе поездки. Он в сентиментальном ключе связывает эти ситуации с более масштабными политическими и общественными явлениями той поры: формы организации отношений между помещиками и крестьянами, тяжесть рекрутского набора на военную службу, притеснения и страдания крепостных крестьян, возможность продажи людей и другими.

Объединяющей мыслью для всех глав является то, что автор крайне негативно относится к крепостной системе тогдашнего общества. Простой работяга вынужден от зари до зари трудиться, чтобы обеспечить как барина, так и свою семью. Крестьянские девушки вообще приравнивались к скотине: помещик мог ее обесчестить по своему желанию или продать, как надоевшую игрушку.

На основании содержания повести, можно вполне сделать вывод, что Радищев был первым русским просветителем революционного толка.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Популярные сегодня темы

Алкоголь является опасным врагом человека в современное время. Проблема алкоголизма на сегодняшний день очень актуальна. Из статистики видно, что алкоголь употребляет все большое количество людей. К ним относятся как мужчины, так и женщины.

Герой Чацкого появляется на свет именно в тот момент, когда российское общество медленно погружалось в глубины порока. Люди понимали, что необходимы большие реформы и перемены.

Смысл и суть тут можно одним словом обозначить – названием! И нельзя сказать, что этот недоросль главный герой, но вокруг него всё крутится. И ведь только из текста мы понимаем, что слово это в плохом смысле использовано.

В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ.

Много места в книге уделено крепостному праву, которое автор считал одной из главных проблем России. Радищев (через путешественника-рассказчика) показывает продажу крестьян за долги барина. Среди продаваемых его воспитать, кормилица и даже незаконнорожденный сын. Другой яркой картиной является свадьба крестьян, которых помещик женит против их воли.

Описывая избу, где останавливается рассказчик, автор показывает картину беспросветной нищеты крепостных. Отмечает он также и их тяжелый труд, показывая крестьянина, работающего на своей земле в воскресенье, так как шесть дней в неделю он должен отбывать барщину.

Однако демонстрируя ужасное положение большинства населения и испытывая к ним искреннее сочувствие, Радищев не идет дальше призывов к совести помещиков. Даже проект по отмене крепостного права, который случайно находит и читает главный герой, состоит в основном из доказательств необходимости освободить крестьян (как морального, так и экономического плана). Единственная мера, предусмотренная в этом документе – это призыв дворянам добровольно и в индивидуальном порядке дать волю своим крестьянам. В отношении государственных мер там не говорится ничего.

Критикует Радищев и российское чиновничество. Он показывает мелкого начальника, не желающего принять меры по спасению тонущих в поврежденной лодке и мотивирующего это тем, что подобные действия не входят в его прямые обязанности. С другой стороны, автор не останавливается на критике отдельных лиц. Он показывает судью, вышедшего в отставку из-за нежелания осудить крестьян за убийство жестокого помещика, то есть подводит читателей к выводу, что сама система устроена неправильно, в ней честный и добрый человек не может долго удержаться.

Касается автор и темы просвещения. В частности, встреченный рассказчиком семинарист рассказывает о плохой постановке системы духовного образования. Лекции в семинарии читаются бездарно и на латыни, что не способствует усвоению знаний.

Автор завуалировано призывает и к другим изменениями существующего строя. Он критикует дворянские привилегии, рекрутскую повинность и цензуру. Не давая четких проектов реформ, он хвалит порядки древнего Новгорода, где простые люди принимали участие в управлении.

Сочинение по произведению 2

Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, — русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.

Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.

Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.

Рассуждение

Произведение является наиболее известным сочинением писателя, основной темой которого представляется изображение быта и нравов русских людей. Раскрывая данную тематику автор проводит анализ политических, социальных, философских проблем общества того исторического периода.

Своеобразие произведения заключается в сочетании в сюжетном повествовании нескольких стилистических направленностей: художественной, научной, публицистической.

Структурная композиция произведения представляет собой несколько глав, которые объединяются в хронологической и логической форме. Каждая глава представляет собой органическое продолжение следующей.

Структурное построение произведения представляет собой анализ индивидуальных ситуаций с дальнейшим их обобщением. При этом отличительной особенностью произведения является предоставление автором читательской аудитории возможности анализа каждого события, факта с последующими выводами, предлагаемыми писателем.

Основные герои произведения представляются в образе простых русских людей. Повествование же ведется от имени рассказчика, посредством которого автор демонстрирует собственное отношение к самодержавному правлению, крепостному праву и помещикам, открыто критикуя данное общественное явление и искренне сочувствуя простым людям.

Изображение волнующих автора проблем раскрывается посредством описания встреч рассказчика и обычных крестьян с демонстрацией их жизненного уклада, характеризующегося единством и силой русских людей.

Тем самым автор демонстрирует собственное убеждение, что, несмотря на тяготы жизни, русские люди сохраняют в себе огромную духовную силу и свободолюбие, которые, вырвавшись однажды, могут иметь непредсказуемые последствия, изображенные писателем в качестве крестьянских восстаний, закончившихся убийством собственных помещиков.

Таким образом, писатель сквозь строки своего произведения высказывает убеждение, что посредством народной революции возможно уничтожение существующего строя и освобождение от крепостничества. Соответственно, автор является бунтарем, борцом за свободу угнетенных людей и родной отчизны. /Произведение является не результатом сосредоточенного, спокойного литературного творчества, а пламенным порывом писателя, отличающегося высоким, просвещенным умом , добрым сердцем.

Путешествие из Петербурга в Москву

Путешествие из Петербурга в Москву

Популярные сочинения

Два непохожих друг на друга героев произведения показывают важность хорошего отношения к другим людям. Пленный русский офицер и тринадцатилетняя девочка имели мало общего, но проявили себя самым лучшим образом.

К сожалению, многие памятные даты истории России связаны с печальными и трудными временами для нашего Отечества. Временами, когда существование государства российского и русского народа ставилось под сомнение.

В чём различие между добротой и великодушием? Многие люди путают эти два качества, поскольку в основе них лежит искреннее желание помочь другому человеку, поддержать в трудной ситуации.

Первое русское публицистическое произведение — книга крупного чиновника, который проехал 600 вёрст и стал диссидентом. Каталог российского бесправия и укор высшей власти, за который Радищев отправился в Сибирь.

комментарии: Варвара Бабицкая

О чём эта книга?

Рассказчик, чувствительный русский дворянин с европейским образованием и либеральными воззрениями, едет на перекладных из Петербурга в Москву, по пути наблюдая неприглядную жизнь Российской империи: бесчеловечность крепостного права, коррупцию чиновников, воровские махинации купцов и слепоту монархини, которой его записки должны раскрыть глаза. Первое художественное произведение в истории русской литературы, за которое автор был сослан в Сибирь.

Когда она написана?

Как она написана?

Этот литературный гибрид порождает особый стиль: обыденная разговорная речь разных сословий в бытовых зарисовках и диалогах сменяется тяжеловесным, архаическим, наполненным старославянизмами слогом публицистических кусков. Исследовательница Ольга Елисеева предположила, что этот неудобочитаемый язык — результат осознанного эксперимента над русской словесностью 1 Елисеева О. Радищев. М.: Молодая гвардия. 2015. ⁠ :

Мучительностью и корявостью языка писатель старался передать материальную грубость мира, тяжесть окружающей его жизни, где нет места ничему лёгкому и простому. Радищев добивался плотной осязаемости своих слов. Он пытался посредством невообразимо трудного стиля задеть, поцарапать читателя, обратить его внимание на смысл написанного. Его интересовали необычные, неудобные языковые формы, длиннейшие предложения и обороты. Он пожертвовал внятным разговорным и письменным русским ради создания особого стиля. Намеренная архаизация стала барьером для понимания текстов Радищева.

Что на неё повлияло?

У вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа

Александр Радищев

Эмиль Демезон. Портрет Вольтера. Середина XIX века. Главный источник влияния на Радищева — французские просветители

Как она была опубликована?

Ценсура печатаемого принадлежит обществу, оно даёт сочинителю венец или употребит листы на обвёртки

Александр Радищев

Что было дальше?

Радищев был посажен в Петропавловскую крепость, допрошен следователем Степаном Шешковским (начальником Тайной экспедиции, который в своё время вёл дело Пугачёва) и после суда приговорён к смертной казни Государственным советом. По случаю заключения мира в войне со Швецией Русско-шведская война 1788–1790 годов. Началась с наступления шведских войск, которое было недолгим: шведы перешли к обороне, а король Густав III был вынужден просить мира. 3 августа 1790 года был подписан Верельский договор, согласно которому обе стороны обязались возвратить друг другу завоёванные территории. ⁠ Екатерина отменила смертный приговор, заменив его ссылкой в сибирский Илимск. Павел I, взойдя на престол, вернул ссыльного писателя с предписанием жить в его селе Немцове, а амнистировал его только Александр I.

Уши мои задёрнулись печалию, и радостный глас нехитростного веселия до сердца моего не проник

Александр Радищев

PHAS/Universal Images Group via Getty Images

На что обиделась Екатерина?

Возможно, это апокриф — среди опубликованных теперь комментариев императрицы такой не находится, но суть её несогласия с Радищевым он передаёт верно.

Радищев обвиняет императрицу в лицемерии, в измене той философии, которую сама она насаждала в молодости, — упрёк был основателен и оттого чувствителен. Ханжество Екатерины стало общим местом — Пушкин писал 8 Пушкин А. С. Заметки по русской истории XVIII века // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10 т. Т. 8. Л.: Наука, 1977–1979. С. 125. ⁠ :

Екатерина уничтожила звание (справедливее — название) рабства, а раздарила около миллиона государственных крестьян (т. е. свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Екатерина уничтожила пытку — а тайная канцелярия процветала под её патриархальным правлением; Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой её смерти.
Радищев был сослан в Сибирь. Княжнин умер под розгами — и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если бы не чрезвычайная его известность.

Был ли Радищев революционером?

В действительности, как показывает Лотман, Радищев не был и не мог быть революционером-заговорщиком, потому что для просветителя XVIII века этот путь в принципе представлялся ложным:

Уверенность в неизбежности революции — не то же самое, что призыв к ней. Радищев с ужасом ждёт революции при сложившемся порядке вещей и призывает изменить этот порядок, пока не поздно.

Читайте также:

      

  • Сочинение наш парк летом и зимой
  •   

  • Сочинение на кабардинском языке тхьэк1умэк1ыхь
  •   

  • Мы уселись в белогорскую крепость сказал пугачев сочинение егэ
  •   

  • Are you a green citizen сочинение
  •   

  • Сочинение по введению в специальность

Когда Александр Николаевич Радищев начал писать «Путешествие из Петербурга в Москву» в 1780 году, он прекрасно понимал, чем это для него обернется. Но врожденное чувство отвращения к любой несправедливости не давало ему молчать. Собирая материал для книги в течение всей жизни, а потом создавая ее по частям целых 10 лет, Радищев не мог уже просто так отказаться от идеи издать этот труд, несмотря на риски. 31 августа исполняется 271 год со дня рождения этого великого реформатора, самого бесстрашного и отчаянного писателя всех времен.

Невиданная честность

Чтобы понять суть подвига писателя, смысл его невероятного по тем временам (да и сегодня тоже) поступка, нужно знать, кто такой был Александр Радищев. Он был не просто одним из литераторов, перебивающихся случайными заработками от издания рукописей (каких в те годы было большинство). Он был чиновником, имеющим высокий пост и возможности стать одним из богатейших в Москве. Однако Радищев обладал одним качеством, не позволяющим ему наживаться на своем чине, –необыкновенной честностью.

Радищев был начальником таможни в Петербурге. Сама Екатерина II поставила его на этот пост, доверяя ему всецело. О неподкупности его слагали легенды, он даже не стал богат, имея для того все возможности. Писатель всегда говорил, что обманывать и воровать не станет никогда, даже умирая от голода. Однажды он подобрал в углу таможни пакет, в котором было полтора миллиона рублей. Эти деньги не были нигде учтены, он мог спокойно присвоить их и обеспечить себя и семью на всю оставшуюся жизнь. Но Радищев сообщил о находке и сдал ее, чем еще больше прославился как самый честный и неподкупный чиновник на Руси.

О чем на самом деле книга Радищева

Свое масштабное произведение Радищев задумал еще задолго до 1780 года, когда он стал писать свой роман. В те времена «прогремел» новаторский роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Многие стали подражать автору, были среди них и российские писатели. Радищев тоже решил использовать этот прием – путешествие по огромной стране через города и деревни. Так можно было показать все мелочи российского уклада изнутри, от первых лиц – крестьян, помещиков, чиновников.

Все бы ничего, но Радищев, в отличие от остальных писателей (включая того же Стерна), не стал приукрашивать реальность. Он использовал эту структуру путешествия для передачи своих обличающих мыслей, крамольных, непозволительных в те времена никому. Весь ужас для властей был еще и в том, что прочесть эту книгу тогда мог любой – до Французской революции в России вообще не было цензуры.

Автор честно показал случаи «немыслимого зверства» по отношению к крестьянам, показал все беды их тяжкой жизни. Переезжая из одного города в другой, он показал нищету, бесправие народа, осудил во весь голос произвол чиновников и других власть имущих. Так писатель «открыл глаза» русским гражданам, посеял в их сердцах западное вольнодумие. В этом и была суть его ужасного «преступления».

Выход книги в свет

В 1789 году «Путешествие из Петербурга в Москву» было напечатано лично Радищевым в его личной типографии на дому. Он не стал указывать свое авторство, но все и так узнали, чьего пера это дело. Печатать роман было технологически очень трудно – примитивный печатный станок не позволял делать это быстро. В итоге 650 книг автор печатал долгие четыре месяца.

Как только издание вышло в продажу (большая часть продавалась в купеческих лавках), империя буквально «взорвалась». Книга мгновенно дошла до самой Екатерины II. Та сразу догадалась, кто был автором романа. Прочитанное оскорбило монаршую особу до глубины души, она увидела в тексте раскол и разврат, обвинила автора в клевете и потребовала арестовать его. При этом она всегда признавала, что Радищев «…знания имеет много, умные книги читал, но все видит в черном свете».

Причина негодования Екатерины II

К моменту выхода книги Екатерина Алексеевна уже 28 лет правила Российской империей. Она пришла к власти в 1762 году на место своего мужа Петра III, непопулярного в народе и неугодного в свете. Екатерина сразу начала правление с масштабных реформ во всех областях – от армии и полиции до суда и таможни. Она ослабила влияние церкви, реформировала Сенат, ввела всеобщее образование, издала новые для русских людей бумажные деньги.

Правда, в результате этих переделок дворяне стали еще более привилегированными, а простые крестьяне — закрепощенными и бесправными. Но сама Екатерина всегда считала себя милосердной, заботящейся о народе, культурной и просвещенной. И тут выходит книга, в которой показана реальная Россия – с низов, с изнанки, которую дворяне даже не представляли себе, так ее прятала от посторонних глаз императрица. Понятное дело, что она пришла а бешенство, прочитав роман.

Отношения Радищева и Екатерины II

Императрица не просто так болезненно восприняла книгу Радищева. Она сочла это предательством со стороны писателя, так уважаемого ею доселе. Екатерина II даже назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева», ее личным врагом. Она думала, что хорошо знает Александра Радищева, что они не чужие друг другу. Он ведь был ее пажом, она лично отправляла его учиться в Лейпциг на юриста, продвигала по службе, поставила на должность начальника таможни.

Императрица слишком тщательно изучила Радищева за годы их знакомства, потому сразу поняла, кто автор скандального романа. Она «раскусила» писателя по его подробному описанию коммерческих деталей, известных только квалифицированному юристу. Эта книга стала личной обидой Екатерины, ее болью. Она даже не сразу приняла решение об аресте писателя, но потом отдала его жизнь на откуп своему личному палачу, расправлявшемуся с участниками восстания Пугачева.

Заключение и страшный приговор

Александр Радищев быстро понял, что его книга произвела оглушительный эффект. Он знал, что наказание скоро настигнет его, но «заметать следы» было уже поздно. За типографом Иваном Шнором была установлена слежка, поэтому Радищев не отдал ему оставшиеся рукописи, соврав, что они украдены. Он не хотел подвергать опасности людей, сжег все компрометирующие бумаги. Самые ценные рукописи он доверил графу Воронцову.

30 июня 1790 года полицейские увезли Радищева в Петропавловскую крепость. Его беспрерывно допрашивали, чтобы выяснить, зачем он напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву», кто его сообщники. Писатель отвечал честно, но не всегда связно. Он сказал, что действовал один и по чисто литературным мотивам, что хотел создать впечатление остроумного писателя. Вот слова самого Радищева: «Дерзновенныя выражения я почерпнул у разных писателей, чтобы прослыть разумным и остроумным. Я вдохновлен был Стерном, но хотел принести пользу обществу, добавил юмор, чтобы читать не скучно было».

Если бы не большая взятка палачу Шешковскому, писателя наверняка запытали бы до смерти, как многих остальных. Сестра его умершей жены собрала все свои драгоценности и лично привезла в крепость. Радищева приговорили к смертной казни, ему вменили замышление восстания и заговор против властей. Это шло вразрез с образом Екатерины II, которая слыла до этого либеральной, переписывалась с Дидро и Вольтером. Все были в шоке от такого жестокого приговора. Возможно, именно под прессом общественности императрица заменила смертную казнь ссылкой в Сибирь на 10 лет.

Ссылка в «ледяную бездну»

Шансов добраться до Илимского острога в Сибири живым у Радищева было немного. После Петропавловской крепости он был в таком состоянии, что едва мог ходить. Граф Воронцов взял «шефство» над ним, оплатив его переезд. Он не только добился снятия в пути кандалов с Радищева, но и подкупал губернаторов, чтобы те обращались со ссыльным хорошо и давали ему необходимые вещи.

Писатель преодолел 7000 километров настоящего ада – целых 480 дней пути. Арестованный летом, Радищев так и отправился в ссылку в чем был. Его ждала впереди бескрайняя Сибирь, тайга, зимы при минус 50 °C и полная безысходность. Это было даже страшнее смерти, выдержать в таких условиях 10 лет было не под силу простому человеку. Но Радищеву это удалось.

Память в веках

Радищев пережил ссылку, во время которой успел жениться на сестре своей почившей супруги, родить с ней троих детей, похоронить ее по дороге назад в Петербург. Он вел в ссылке активную жизнь – остановил распространение оспы, заставив местных жителей делать прививки, написал трактат «О человеке, его смерти и бессмертии», исторический труд «Сокращенное повествование о приобретении Сибири», стал медиком и костоправом, изучал науки и особенности российской жизни.

В 1796 году Екатерина Великая умерла, ее сын Павел I приказал освободить Александра Радищева. Он вернулся в родную деревню Немцово Калужской губернии. С тех пор он стал «своим» для революционеров, диссидентов, либеральной интеллигенции. Благодаря Воронцову ему вернули дворянский титул и позволили переехать в Петербург. Радищев успел даже создать законопроект «Гражданского уложения», который, впрочем, не мог быть принят при его жизни. Но он вошел в историю, как самый честный, свободолюбивый писатель, сумевший высказаться и остаться после этого в живых.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

С первой страницы

С самых первых страниц, одной из великой книги человечества «Путешествие из Петербурга в Москву» мы сталкиваемся с невероятной сценой, когда помещик продаёт семью крепостных. Причем дети продаются в одну деревню, маму в другую, а отец на завод.

Сердце обливается кровью, когда читаешь этот эпизод. По своей драматургии, по силе описания, наверное нет, больше в истории такой книги.

Александр Радищев, из самых благородных родов, занимающий высокую должность в Петербурге, он был начальником таможни! Не смог молчать, рискнув всем он довольно в ярких описал ужасы крепостного права. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву», Радищев на каждой странице изобличает, и описывает крепостное право.

Как 98% населения влачит, рабскую жизнь, как один народ внутри себя создал рабовладельческий строй, где Древний Рим покажется образцом демократии. Где основная часть постоянно голодает, ходит в обносках, тяжело и подолгу трудиться.

В то время, небольшая прослойка, дворяне, устраивают балы, где рекой льётся шампанское за 100 рублей за бутылку. Да шампанское тогда возили только из Франции и стоили оно сумасшедших денег!

Напечатав анонимно книгу, Радищев, скорее всего понимал, что его по любому найдут. Так и вышло, великого писателя схватили и приговорили к смертной казни.

Крепостное право

Недавно по телеканалу «Россия» шёл сериал «Екатерина», где императрица в исполнении Марии Александровой, выступала в роли доброй и мудрой правительницы, которая только и думает о благе своего народа.

На самом деле всё было не так, именно при Екатерине Второй, крепостное право достигло своего пика. Кому интересно прочитайте про Салтычиху, это её еще изобличили и скорее всего по политическим мотивам.

А таких Салтычих по всей стране были тысячи. В каждой дворянской семье был подвал с железной цепью и пыточными инструментами.

Прознав про Радищева, Екатерина потребовала к себе написанную книгу. В архивах сохранилась данная книга с её пометками. Где например в той сцене, где продается в рознь крепостная семья, написала:

-Сия прежалкая повесть, начинается о семье, проданной с молотка за долги господина.

Екатерину эта сцена не поразила, поэтому она и пишет жалкая повесть. Там вся книга усыпана её циничными помарками. Во многих местах она пишет и поделом, это где крестьян запарывают на конюшне.

Она прекрасно понимала, что эта книга приговор её правлению, её режиму. Поэтому и напишет, что Радищев хуже Пугачева!

Смертная казнь

За написанную книгу, где Александр Радищев ничего не придумал, а лишь написал, то что видел, его за это приговаривают к смертной казни. Лишь заступничество влиятельных фамилий, позволило заменить смертную казнь на ссылку в Сибирь в Илимский острог, что в принципе и было растянутой смертной казнью.

Прошло время, рухнула царская Россия, воссиял и был предан СССР. Все книги и источники открыты, бери читай, изучай. Но в новом врмени, забыты мучения крепостных, забыты писатели, которые жертвовали собой. А на авансцену выходят байки и легенды, про мудрых царей, благородных дворян, а покрывает это всё хруст французской булки!

LegendaPress желает, чтобы ваши мечты сбывались!

Подпишись, поделись с друзьями, поддержи сайт!

Интересно Ольга Бузова может представить Россию на Евровидение — 2020

Только для вас Чем сейчас занимается певица МакSим

Читайте еще Поклонники остались недовольны выступлением певицы МакSим в Казани

Спецрасследование Гарик Харламов теперь не «Бульдог», а Куколд?

Будет интересно Как чемпион СССР по самбо Илья Ципурский «поломал» в ресторане 15 молодчиков

Читайте еще Отношения Пугачёвой и Малахова зашли в тупик. Причина конфликта

И ещё Жена стала часто просить у меня ключи от гаража без объяснения причин. Установил в нем камеру, чтобы понять почему

История создания и публикации Путешествия из Петербурга в Москву

Создание
«Путешествия из Петербурга в Москву»
было основным де­лом и воистину
героическим подвигом всей жизни
Радищева.

Как
раз в ту пору, когда у него созревал
замысел книги, Екатерина II весной 1787
года отправилась в путешествие на юг
России — в Новороссию и Крым. Путешествие
императрицы, которую сопровождала
многочислен­ная свита, совершилось
с необычайной пышностью и великолепием.

По
приказу всемогущего Потемкина, бывшего
тогда новороссийским генерал-губернатором,
на всем протяжении пути были сооружены
искус­ственные, бутафорские деревни,
получившие название «потемкинских».
Эти декоративные «деревни» должны были
наглядно продемонстрировать, как якобы
счастливо и изобильно живет русское
крестьянство.

Этому
наглому обману Радищев противопоставлял
в своем «Путешест­вии из Петербурга
в Москву», которое в известной части
совпадает с мар­шрутом императрицы,
подлинную, неприкрытую картину
крепостничес­кой действительности.

В
предисловии — обращении к А. М. Кутузову
— которым открывается книга Радищева,
он так объясняет причину и цель ее
написания: « Я взгля­нул окрест меня
— душа моя страданиями человечества
уязвлена стала. Обратил взоры мои во
внутренность мою — и узрел, что бедствия
человека происходят от человека, и
часто от того только, что он взирает
непрямо на окружающие его предметы ». 

Радищев
понимал, что крепостничество органически
связано с само­державием. «Сочинитель
не любит царей и где может к ним убавить
любовь и почтение, тут жадно прицепляется
с редкою смелостью», — написала Екатерина
II в одном из своих замечаний к
«Путешествию…». И действи­тельно,
самодержавие наряду с крепостным
рабством является второй основной
мишенью книги Радищева.

В июле
1789 г. Радищев приступил к публикации
своего «Путешествия…» — сдаёт
книгу под названием «Путешествие»
в Управу благочиния. Цензор Никита
Рылеев доверившись, видимо, невинному
географическому названию книги и
невнимательно прочитав её, 22 июля 1789
г. подписал цензурное разрешение. После
этого Радищев передает рукопись и
цензурное разрешение в типографию, но
типографщик, прочитав книгу, отказывается
её набирать — Радищев приобретает
печатный станок и создаёт собственную
типографию. 

В 1790 г. «Путешествие из Петербурга
в Москву» было напечатано и книга
вышла в свет тиражом 650 экземпляров, из
которых Радищев успевает продать 25
экземпляров и ещё 7 разослать разным
лицам (в том числе, например, Державину).
Один экземпляр попал к Екатерине II,
реакция её была немедленной: «Тут
рассеивание заразы французской…»
Против Радищева было возбуждено
уголовное дело. 

В панике Радищев уничтожает
оставшийся тираж книги, но 30 июня 1790 г.
Его арестовывают и помещают в
Петропавловскую крепость. Следствие
было поручено Шешковскому, известному
своей свирепостью по делу Емельяна
Пугачёва. По слухам, Радищев, узнав об
этом, упал в обморок. Главной задачей
следствия было выяснить, один Радищев
написал книгу или у него есть сообщники.
Следствие подозревало в соучастии
нескольких человек (П.И.Челищева,
А.Р.Воронцова, К.Р.Дашкову, А.М.Кутузова),
была версия, что «Путешествие»
написано по заказу масонов, но Радищев
утверждал, что книгу сочинил он один
без сообщников. 

Суд
признал Радищева виновным в издании
книги, которая «наполнена самыми
вредными умствованиями, нарушающими
покой общественный, умаляющими должное
к власти уважение, стремящимися к тому,
чтоб произвести в народе негодование
против начальников и начальства,
наконец, оскорбительными выражениями
против сана и власти царской».
Приговор — смертная казнь через отсечение
головы. Однако вскоре Екатерина
помиловала приговоренного Радищева и
отправила его в не 10 лет в сибирскую
ссылку. Радищев вернулся в Петербург
только в 1801 году, за год до своей смерти. 

Практически все читатели увидели
в книге Радищева «рассеивание заразы
французской», идеи революционного
преобразования России, мысли о
необходимости свержения монархической
власти путём народного восстания. 

Итак, из 650 отпечатанных экземпляров
«Путешествия…» уцелело всего
около тридцати. «Между тем в самых
разных кругах русского общества
произведение вызвало широчайший
интерес. Вполне естественно поэтому,
что с книги немедленно стали изготовляться
списки, затем списки со списков, со
списков «списочного происхождения»
новые списки и т.д.»

Списки имеют
существенные различия, расхождения по
тексту иногда достигают тысячи случаев,
которые касаются не только пунктуации
и в целом правописания, но и целых
фрагментов глав «Путешествия…»,
строф оды «Вольность». 

Проблема текста обострилась в
1930-е годы, когда сложилась парадоксальная
ситуация: «Путешествие…» Радищева,
которому большевики первому поставили
памятник, как «основоположнику
революционного движения в России»,
за 16 лет существования Советской власти
ни разу не было переиздано. Перед
советским литературоведением встала
задача опубликовать научно достоверный
текст произведения Радищева, но, как
выясняется, списки были сделаны не
только с печатного текста, но и, вероятно,
с ранних редакций книги, которых было
около шести, чем и объясняются
многочисленные разночтения. Изучение
всех вариантов «Путешествия…»
давало возможность увидеть эволюцию
замысла Радищева – а вместе с тем
обнаружило новые трудности. 

В 1964 г. в журнале «Новый мир»
появилась большая публикация Георгия
Шторма «Потаённый Радищев», где
утверждалось, что Радищев уже после
публикации «Путешествия…» продолжил
работу над текстом, который остался
рукописным, но является самым полным
и достоверным текстом «Путешествия
из Петербурга в Москву», с которого
и делались списки. С мнением Шторма и
его аргументами не согласились некоторые
авторитетные «радищеведы». Проблема
подлинного текста радищевского
«Путешествия…» оказалась совершенно
запутанной. 

Оказалось, что среди списков есть
более совершенные и искусные в
литературном отношении, чем печатный
текст, но с огромным количеством ошибок
орфографии и пунктуации; а есть списки,
в которых, наоборот правописание
соответствует принятой норме, но в
художественном отношении текст ослаблен,
обеднён – среди списков явно имеются
редакторские копии. Возможно, эти списки
принадлежат его соавтору или соавторам
(не зря такая версия была у следователя
Шешковского), однако найти соавторов
Радищева не удаётся. 

В Государственной Публичной
библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина
хранится список «Путешествия…»,
принадлежавший неустановленному лицу
с инициалами Н.Г. Список оформлен очень
тщательно: на кожаном переплёте золотом
вытиснено «Альбом», внутри два
титульных листа, на одном из которых
написано «Моё альбом. Книга 7. Н.Г.»,
на втором — «Путешествие из Петербурга
в Москву. Сочинение Радищева» (нет
ни эпиграфа, ни посвящения). Этот список
содержит несколько тысяч мелких
разночтений, а также крупные добавления
и сокращения разного характера. Соотнеся
данный список с другими книгами альбома
неизвестного Н.Г. и по ним видно, что
Н.Г. переписывал, но никогда не изменял
литературные тексты, следовательно
тысячи изменений в «Путешествии…»
принадлежат не ему. Характер изменений
показывает, что они сделаны в духе
Радищева: человек, правивший текст,
прекрасно владел фразеологией и
интонацией автора. 

Последние исследования показывают,
что часть поправок действительно
принадлежит Радищеву, который в 1801 году
собирался переиздать «Путешествие…»,
другая часть поправок принадлежит
сыновьям писателя — Павлу и Николаю
Радищевым — которые помогали отцу
редактировать текст в соответствии с
нормами литературного языка начала
XIX века. Таким образом, приходится
констатировать, что проблема подлинного
авторского и окончательного текста
«Путешествия из Петербурга в Москву»
до сих пор не решена. Однако совершенно
ясно, что Радищев многие годы работал
над текстом «Путешествия…» (до
его публикации и, предположительно,
после) и замысел его претерпел изменения.
По этой причине любое однозначное
толкование «Путешествия…» без
учёта эволюции замысла становится
сомнительным; требует корректировки
привычное толкование «Путешествия…». 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Когда детям начинать читать сказки
  • Когда день рождения у питера пена из однажды в сказке
  • Когда говорят пушки музы молчат сочинение
  • Когда главный герой повстречал фреда по рассказу креповые финские носки
  • Когда где нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла сочинение