Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Будьте внимательны к слову
1. Обратите внимание на портреты героев рассказа:
а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;
б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло- зелёных штанах со следами вчерашней драки».
Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?
Портреты героев очень отличаются. Эпитеты помогают представить портрет каждого героя, дают представление о его внешнем виде. Первый (а) — рослый, крепкий, заметный силой и властью. Второй (б) — тощий, диковатый, неопрятный. У читателя возникает сочувствие к герою, описанному под б) (главный герой произведения). Это описание помогает образно представить картину драки главного героя (б) с Вадиком (а) и Птахой. Они были больше, сильнее мальчика, но напали на него вдвоем, и даже кто-то третий бил по ногам. Это характеризует героев произведения.
2 Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скоро к зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним синонимы.
«Притайка» — тайник.
«Не зариться» — не засматриваться, не желать чужое.
«Ненароком» — случайно.
«Так просто не попущусь» — не допущу, приложу усилия не допустить чего-либо.
«Плашмя» — плоской стороной.
«Французский скоро к зубам приберу» — выучу “на зубок”, хорошо буду знать.
«Несчитово» — не считается.
Учимся читать выразительно
Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.
Подготовка к выразительному чтению.
Сделаем выводы
1. Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?
Возможно, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница тогда, когда увидел, что она поддается ему в игре, хочет, чтобы он выиграл. Но возможно, он понял это значительно позже, спустя годы.
2. Расскажите о герое по следующему примерному плану:
а) Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей?
Мальчик оказался в райцентре, чтобы продолжить учебу в пятом классе школы. В его деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мальчику пришлось уехать из дома за пятьдесят километров в райцентр.
Но новом месте мальчик чувствовал себя плохо. “Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой.” Он сильно тосковал по дому, ему не хватало семьи, жил впроголодь и должен был сам за собой ухаживать.
Мальчик не убежал в деревню, т.к. чувствовал свою ответственность. Мать за него хлопотала, договорилась о жилье, отправляла продукты, и он не мог всё просто бросить и уехать. “Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел.”
Герой не завел ни с кем дружбу. Он общался с одноклассниками в школе и ребятами на улице, с которыми он играл в “чику”. Но у него не было хорошего друга, с которым он мог бы поделится своими проблемами. “От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества”
Мальчик ввязался в игру на деньги для того, чтобы заработать денег себе на пропитание. Мать редко присылала герою деньги, а продуктов ему не хватало. Он искал пути заработать хоть немного средств.
Отношения с учительницей у мальчика по-началу были сложные. Они были совершенно разные, из разных миров. Мальчик сначала её стеснялся, боялся, очень робел. Он чувствовал свою уязвимость. Но со временем они подружились. Несмотря на бедность и голод, мальчик был горд, с чувством собственного достоинства, он не позволял учительнице его кормить.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 122-123
Валентин Распутин «Уроки французского»
Смотри также:
В. Распутин «Уроки французского», размышляем о прочитанном
Сделаем выводы
1. Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?
Скорее всего, смысл этой игры он понял только повзрослев. Мальчику же просто казалось странным, что учительница играет на деньги.
2. Расскажите о герое по следующему примерному плану: Почему мальчик оказался в райцентре? Как он себя чувствовал на новом месте? Почему он не убежал в деревню? Какие отношения у него сложились с товарищами? Почему он ввязался в игру на деньги? Как характеризуют его отношения с учительницей?
Герой оказался в райцентре, чтобы иметь возможность продолжать учёбу. В их деревне не было пятого класса, а мальчик отличался способностями.
Герой жил у знакомых и ему часто было тоскливо. Он очень скучал по дому и мечтал вернуться. Но когда мать решила забрать героя, он остался. Он понял, что в него верят и на него надеются родные, да и вся деревня.
С товарищами по школе герой не сошёлся. Он был один, и тоска по дому мешала ему обрести друзей.
Герой часто голодал. Его продукты воровали хозяева квартиры, а мальчику нужно было молоко. И он стал играть на деньги с местными ребятами.
Учительница пыталась помочь герою, но мальчик отвергал её помощь. Это говорит о его упрямстве и честности, о твёрдости его характера.
3. Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».
Цитатный план рассказа про героя
- Так началась моя самостоятельная жизнь.
- С французским у меня не ладилось.
- Мне было плохо, горько и постыло.
- Я постоянно недоедал.
- Молоко от малокровия.
- И почему меня одного?
Сочинение «Портрет героя рассказа «Уроки французского»
Герой рассказа — обычный деревенский мальчик одиннадцати лет. Чтобы продолжать учиться ему пришлось бросить родную деревню и уехать в райцентр. Там он жил у знакомых матери и поступил в пятый класс. Так началась его самостоятельная жизнь.
В школе он учился неплохо. Почти все предметы давались мальчику легко и только с французским не ладилось. Герою никак не давалось французское произношение.
А между тем, на новом месте герою было плохо. У него не появилось новых друзей, а старые остались в деревне. И мальчик горько тосковал по дому. Так, что однажды едва не вернулся в деревню, но вовремя опомнился.
Между тем он голодал. Продуктов, которые присылала мать, ему не хватало, тем более, что часть их воровали нечестные соседи. Мальчик ходил по рынку и облизывался. Он даже пытался поймать рыбу, но улов был мизерным.
Чтобы иметь возможность покупать молоко, герой связался с дурной компанией, в которой играли на деньги. Там его не раз били, и об этом узнала учительница.
Она попыталась помочь мальчику, но герой упрямо отказывался от помощи, считая, что она унижает его. У него не лез кусок в горло в доме учительницы, а посылку с макаронами он вернул. В этом противостоянии герой показал себя упрямым и недоверчивым, слишком гордым, чтобы это было хорошо.
Только потом, когда учительницу выгнали, он понял в чём состояли её уроки.
4. Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чём смысл этого произведения?
Рассказ так назван потому, что дополнительные уроки французского стали для мальчика одновременно уроком доброты. Это важнейшее событие рассказа, перевернувшее мировоззрение героя.
Смысл этого произведения в том, что не надо бояться принимать помощь, но надо быть готовыми всегда помочь другим.
Литература и другие виды искусства
1. Обратите внимание на иллюстрации к рассказу. Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавь их.
На странице 93 показан кадр из одноимённого кинофильма. Там герой стоит напротив Вадика. Этот кадр можно назвать «Ты перевернул её».
На странице 115 иллюстрация художника И. Пчелко показывает мальчика и учительницу на полу. Они собираются играть. Её можно назвать «Замеряшки».
2. Рассказ иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги, то сможете рассмотреть, каким каждый художник изобразил главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?
Самой удачной иллюстрацией к этому рассказу я считаю сделанную художницей Дарьей Чалтыкьян. На ней мы видим очень гордого и упрямого мальчика, обиженного на учительницу, которая всего лишь хотела ему помочь. Эта иллюстрация очень глубоко раскрывает характер героя.
3. По рассказу поставлен телевизионный фильм. Какие сцены вам показались особенно удачными? Какое впечатление произвёл главный герой? Таким ли вы его себе представляли?
Мне не очень понравился этот фильм, хотя события рассказа в нём отображены верно. Особое впечатление на меня произвела сцена игры в замеряшки, когда герой отчаянно спорил с учительницей. Он произвёл впечатление эмоционального, упёртого, настойчивого мальчика с большим чувством собственного достоинства. Именно таким я его и представляла.
Фонохрестоматия
1. Помогло ли чтение актёра более зримо представить героев рассказа?
Чтение актёра помогло лучше представить эмоции и чувства, которые испытывали герои, а значит лучше представить их образ.
2. Какие черты характера Лидии Михайловны и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему?
Актёр сумел передать спокойную уверенность учительницы в своей правоте, её доброту и готовность к самопожертвованию Вместе с тем, он передал строгость директора, его стремление к тому, чтобы всё было по правилам.
3. Подготовьте пересказ событий, описанных в рассказе от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения, объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.
Пересказ от лица Лидии Михайловны для 6 класса
В ту осень к нам в пятый класс пришёл новый ученик. Звали его Витя и он был родом из какой-то глубокой деревеньки. Мальчик жил у знакомых, был худеньким, бедно одет и часто имел неопрятный вид. Но при этом он был старательным и не лишён определённых способностей.
Однажды он пришёл на урок избитый, в синяках и ссадинах. От других учеников я узнала, что Витя играет на деньги. Я решила поговорить с мальчиком и объяснить ему опасность таких увлечений.
Но разговор с мальчиком поставил меня в тупик. Я не ожидала, что он играет на деньги не радит каких-то забав, а чтобы купить себе молоко. Я с болью смотрела в его умные глаза и не знала, чем помочь мальчику.
Я решила давать ему дополнительные уроки французского, а заодно подкармливать, приглашая домой. Но Витя оказался упрямым и непростительно гордым. Он наотрез отказывался принимать помощь, считая, что она унижает его.
Тогда я отправила ему посылку с макаронами от лица его матери. Но мальчик раскусил мой обман и устроил грандиозный скандал. Он сказал, что у них никогда не было макарон.
Тогда я решила пойти другим путём. Я предложила Вите сыграть в замеряшки на деньги. Я понимала, что как учитель веду себя неправильно, но как человек не могла бросить мальчика в беде. Я специально поддавалась, давая Вите возможность выиграть, но он был начеку и ругался, когда видел, что я обманываю.
А потом нас увидел директор. Он устроил скандал и выгнал меня с работы. Мне пришлось уехать домой. Но я помнила про Витю и однажды послала ему посылку с яблоками, которые он никогда не видел.
1.Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым.
2. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах мальчика из села на Ангаре, который отправился один на учёбу в райцентр, где у него не было ни родных, ни знакомых. Рассказ этот автобиографичен. Детство Распутина тоже прошло в Сибири, на Ангаре, и случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни.
На новом месте он чувствовал себя очень тяжело. Мать присылала ему в мешке картошку и хлеб. Денег в те времена у колхозников не было, и только изредка мать могла присылать по пять рублей на молоко сыну, который недоедал. Положение мальчика осложнялось тем, что у тёти Нади, где он квартировал, кто-то таскал из кладовки его продукты, а он даже не смел сказать об этом хозяйке. Продуктов ему хватало только на два-три дня, после чего он ощущал постоянные рези в животе от голода. Мальчик чувствовал своё одиночество и очень хотел домой. Но осознание того, что он приехал учиться и не может вернуться в село, показав себя неспособным справиться с трудностями, останавливало его. Когда мать приехала к нему, он помчался за ней, но чувство стыда и долга остановило его.
С одноклассниками у него сначала не сложилось дружбы. Федька, сын хозяйки, пригласил его однажды посмотреть, как играют на деньги. Мальчик увидел в этой игре возможность «заработать» деньги на молоко, которое ненадолго утоляло его чувство голода и было ему необходимо, потому что он страдал малокровием. Он не увлекался игрой, не испытывал азарта. Он получал только рубль и уходил покупать молоко. Таким образом, он не попадал в зависимость от игры и от её застрельщиков — Вадика и Птахи. Те не могли простить такой самостоятельности и независимости и избили мальчика. Но он всё равно сохранил свою гордость.
Герою было трудно общаться с Лидией Михайловной, потому что для него она была человеком совсем другой культуры, других традиций. Мальчик запах духов принимал за её настоящий запах и думал, что она не может питаться так же, как питаются обыкновенные люди его деревни. Постепенно он привыкал к ней, но оставался гордым и независимым.
Когда директор обнаружил, что учительница играет на деньги с учеником, то Лидии Михайловне пришлось уехать из райцентра к себе на Кубань. Но мальчику был преподан главный в жизни урок — урок доброты. Именно для того, чтобы такое же чувство благодарности и понимания могли испытать читатели, Распутин и написал свой автобиографический рассказ.
3. Цитатный план.
1) «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году».
2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».
3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».
4) «… ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся».
5) «… мне нужен был только рублі», каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока…»
6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
7) «Я бы ещё потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
«Справедливости ради надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
9) «На четвёртый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
10) «Я шёл туда, как на пытку».
11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к её квартире».
14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик…»
15) «Научился там, научусь и здесь. Эго не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
16) Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
4. Автор называет рассказ «Уроки французского», потому что именно французский язык ему не давался в школе, и учительница предложила ему заниматься французским языком индивидуально. Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но ещё уроки терпения, настойчивости и доброты.
8
По рассказу «Уроки Французского»
1) Когда герой рассказа понял истиный смысл игры, которую придумала учительница?
2) Расскажите о герое по следующему примерному плану:
а) Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги
е) Как характеризируют его отношения с учительницей?
3) Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое
4) Почему рассказ называется «У Ф»? В чём смысл этого произведения?
ДАЮ 30 БАЛЛОВ, ПЕРВЫЙ КТО НАПИШЕТ ОТМЕЧУ КАК ЛУЧШИЙ
1 ответ:
0
0
1.Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым.
2. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах мальчика из села на Ангаре, который отправился один на учёбу в райцентр, где у него не было ни родных, ни знакомых. Рассказ этот автобиографичен. Детство Распутина тоже прошло в Сибири, на Ангаре, и случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни.
На новом месте он чувствовал себя очень тяжело. Мать присылала ему в мешке картошку и хлеб. Денег в те времена у колхозников не было, и только изредка мать могла присылать по пять рублей на молоко сыну, который недоедал. Положение мальчика осложнялось тем, что у тёти Нади, где он квартировал, кто-то таскал из кладовки его продукты, а он даже не смел сказать об этом хозяйке. Продуктов ему хватало только на два-три дня, после чего он ощущал постоянные рези в животе от голода. Мальчик чувствовал своё одиночество и очень хотел домой. Но осознание того, что он приехал учиться и не может вернуться в село, показав себя неспособным справиться с трудностями, останавливало его. Когда мать приехала к нему, он помчался за ней, но чувство стыда и долга остановило его.
С одноклассниками у него сначала не сложилось дружбы. Федька, сын хозяйки, пригласил его однажды посмотреть, как играют на деньги. Мальчик увидел в этой игре возможность «заработать» деньги на молоко, которое ненадолго утоляло его чувство голода и было ему необходимо, потому что он страдал малокровием. Он не увлекался игрой, не испытывал азарта. Он получал только рубль и уходил покупать молоко. Таким образом, он не попадал в зависимость от игры и от её застрельщиков — Вадика и Птахи. Те не могли простить такой самостоятельности и независимости и избили мальчика. Но он всё равно сохранил свою гордость.
Герою было трудно общаться с Лидией Михайловной, потому что для него она была человеком совсем другой культуры, других традиций. Мальчик запах духов принимал за её настоящий запах и думал, что она не может питаться так же, как питаются обыкновенные люди его деревни. Постепенно он привыкал к ней, но оставался гордым и независимым.
Когда директор обнаружил, что учительница играет на деньги с учеником, то Лидии Михайловне пришлось уехать из райцентра к себе на Кубань. Но мальчику был преподан главный в жизни урок — урок доброты. Именно для того, чтобы такое же чувство благодарности и понимания могли испытать читатели, Распутин и написал свой автобиографический рассказ.
3. Цитатный план.
1) «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году».
2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».
3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».
4) «… ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся».
5) «… мне нужен был только рублі», каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока…»
6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
7) «Я бы ещё потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
«Справедливости ради надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
9) «На четвёртый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
10) «Я шёл туда, как на пытку».
11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к её квартире».
14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик…»
15) «Научился там, научусь и здесь. Эго не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
16) Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
4. Автор называет рассказ «Уроки французского», потому что именно французский язык ему не давался в школе, и учительница предложила ему заниматься французским языком индивидуально. Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но ещё уроки терпения, настойчивости и доброты.
Читайте также
<span>Жанр «Фауста» визначити важко, бо в ньому співіснують ознаки різних жанрів
</span>У сучасній літературознавчій науці вважається, що стиль цього твору не піддається чіткому визначенню.<span> «Пролог на небі» має риси середньовічної містерії; сцену появи Фауста в кімнаті Маргарити написано як ліричний етюд; стосунки Мефістофеля і Марти змальовано в стилі німецького шванка (жанр міської середньовічної літератури сатирично-дидактичного характеру); Авербахів склеп, де розважається веселе товариство, і відьмина кухня — відверто комічні й реально-побутові сцени; останні хвилини життя Маргарити в сцені у в’язниці зображено засобами трагедії. Трагедією назвав свій твір і автор, літературознавці ж визначають «Фауста» як драматичну поему або як філософсько-ліричну трагедію.</span>
12 месяцев,<span>Крошка Енот,</span>
Белоснежка ее пыталась отправить мачеха
Домашняя работа.
Сочинение
на тему:Мой субботний вечер дома.
Моя суббота проходит очень хорошо,утром я встаю завтракаю,схожу погуляю,после как прихожу очень устаю,поем и сажусь смотреть телевизор,мой любимый канал — Тнт.Я люблю смотреть сериал «танцы»,он мне очень нравится.
Жили в деревне старик и старуха и было у них три сына. Младшего звали Иванушкой. Как то напало чудо-юдо на деревню, братья отправились её спасать. По дороге встретился им старик — снабдил братьев мечами, потом старуха — отдохнули братья у неё. Решили они дежурить ночью по очереди. В первую ночь пошел старший брат, но он заснул и проспал всю ночь, а Иван дрался с чудищем. Во вторую ночь пошел средний брат дежурить и тоже уснул — Иван опять дрался с Чудо-Юдом. Уже на третью ночь Иван пошел дежурить и опять — таки дрался с чудищем и наконец победил его. На обратном пути жёны Чудо-Юда решили отомстить за мужа. Подкладывали отравленные яблоки, воду и ковер-самолет подсовывали — пытались братьев убить. Иван узнал о их затее. Каждый раз спасал братьев. Так они живы — здоровы и вернулись домой.