Когда говорят пушки – музы молчат …
Посвящаю своему деду Ивану Пирожкову
Мои размышления лежат в области различий в поведении обыкновенного человека с человеком творческого склада ума – писателем или поэтом. Само собой разумеется, что разные люди по-разному воюют и ведут себя на поле боя. С другой стороны, на войне нет ничего эффектного и показного, солдаты просто выполняют свой долг, не помышляя о том, что они герои. Где же проблема? Попробуем разобраться …
Влияет ли военная атмосфера на творчество? С тех пор, как я перечитал очерки и стихи своего деда Ивана Пирожкова, написанные им на фронте, для меня проблемы творческого человека на войне не существует. Именно настоящий писатель и поэт могут донести до нас свои чувства, ярко описать события того времени, веру в победу. «Эта вера мне силы в походах давала, в тяжких битвах победу с собою несла. Эта вера – в морозные дни согревала, под солдатской шинелью спала у костра» — это строки из записок деда. Война – ужасное потрясение для любого человека, а для поэта – ужаснейшее вдвойне. Но именно она обжигает сердце поэта огнем боя, передает неподдельный жар писательскому слову. Как ни кощунственно это прозвучит, но война стимулирует творческий потенциал нации. Я полагаю, уместно привести примеры литературного творчества К.М.Симонова, В.С.Гроссмана, А.Бека, О.Берггольц,
Что определяет степень одаренности личности? Чем обширнее деятельность творческого человека на фронте, тем богаче его опыт и талант. Если у фронтового писателя, каковым был мой дед, была нужда — а она возникала постоянно в армейских газетах – выступать с наставлениями перед солдатами, то никто не мог уклониться от повседневной «черной» газетной работы. Не обходили стороной писателей и боевые специальности. Мой дед был танкистом, его военный опыт тяжел и труден. Но именно поэтому его стихи и очерки пропитаны столь яркими чувствами, что кажется, будто он вложил в них частичку своей души. Война – это трагедия и боль? Безусловно! Но на деле, порой, все гораздо сложнее. Не пройдя фронтовые испытания, дед не написал бы восхитительные очерки, в которых передал все в мельчайших подробностях, будь то личность боевого генерала или боевое сражение. Я потрясен описанием того, что сделал русский человек, до войны бывший просто поэтом! Вообразите: за четыре часа его танк уничтожил склад боеприпасов противника, штаб немецкого пехотного полка, 60 автомобилей и приблизительно сорок мотоциклов!
Оправдан ли творческий результат, добытый дорогой ценой? Представим, какие эмоциональные потрясения испытывают люди, проходя подобные испытания. Что должен чувствовать прирожденный поэт?… А он после боя устало опустившись на траву под молодой березой, пишет новое стихотворение. «Самое дорогое» — вот как оно называется! Дед вложил в него столько чувств, столько эмоций и переживаний, сколько не сможет передать ни один современный репортаж. В этом великолепном стихотворении поэт воспевает Россию-Матушку, свою Родину, свое Отечество … «Как хочу я под трель соловьиную полюбить еще раз – навсегда …». Или: «… лишь только душа то и дело о том прошлом тихонько болит». Такое мог написать лишь истинно русский человек, патриот, лично переживший эти эмоции!
И, наконец, последнее. Люди с творческим складом ума очень уязвимы. Это факт! Видимо, поэтому многие из них не увидели победы. Нервное потрясение, полученное на войне, может нанести любому человеку серьезный удар по их мироощущению, а творческие люди страдают от него многократно. Нечто подобное и произошло с моим дедом. После войны он жил один, писал много стихов о жизни, в основном лирику, посвященную женщинам. «Как давно мы с тобою в разлуке, темной ночью мне кажутся дни. Поскорее же теплые руки ты с любовью ко мне протяни» — строки из его дневника 1948 г. А о войне писал мало … . Но если бы не война … . О чем говорила бы его муза? ….
Итак, к чему привели нас размышления? Молчат ли музы, когда пушки говорят? Конечно, нет! Наоборот, муза рвется наружу в форме стихов и бесподобной прозы! Война – явление, благотворно влияющее на появление литературных шедевров? Да! Следовательно, история обогащается войнами … Спорно? Может быть …
Пирожков Николай 10 «Г» класс
1 августа 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Почти невозможно было представить себе, что лишь неделю назад он защищал диссертацию на тему «Древнейшие сказания европейских народов». А теперь?..
Мёртвое, взрытое снарядами поле лежало перед ним, земля, на которой был посеян и взошёл хлеб, а потом сгорел и был развеян по ветру вместе с пороховым дымом, земля, на которой было сделано всё, чтобы человек не мог на ней существовать.
Сочинение
Есть такое выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но это не так, музы иногда заглушают пушки! Поэзия войны – это одно из самых ярких явлений в нашей литературе. Стихи придавали воинам силы и поддерживали дух в самые страшные моменты схватки с врагом. Такую проблему поставил в своём тексте Вениамин Александрович Каверин.
Главный герой в отрывке автора, Лев Никольский, — кандидат филологических наук, за неделю до описываемых событий защитивший диссертацию». Его товарищ – Петя Данилов, «писавший стихи и читавший их вслух в самые горячие минуты боя», он тяжело ранен в грудь. Только эти двое остались в живых и продолжают сражение. «По всем правилам войны» им надо сдаться, но они не только не сдаются, а задумывают дерзкую акцию. Петя остаётся строчить из пулемёта, Никольский слышит, пробираясь к немецкому орудию:
Не снятся ль тебе наши встречи
На улице, в жуткий мороз,
Иль наши любовные речи…
Что даёт силы смертельно раненному парню, если не поэзия? Не месть ли это за отнятое счастье, оставшееся жить в стихотворных строчках?!
Никольский в это время подобрался к орудию и стал стрелять в немцев из их же пушки «за стихи, которые Петя читал между пулемётными очередями!» Кто же после этого может заявлять, что «музы молчат, когда говорят пушки»?
Автор уверен: поэзия способна дать бойцам невиданную силу, она поддерживает дух солдата лучше всяких приказов.
С этим невозможно спорить: поэзия военных лет – это мощное оружие. В этом нас убеждают реальные примеры из хроники тех времён. Каждый знает стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Поэту казалось, что эти строчки-заклинания написаны только для одного человека, но все бойцы переписывали заветные стихи при свете коптилок. Миллионы солдат выживали в страшных сражениях, их родные не теряли надежды, повторяя строчки, как молитву: «Жди меня, и я вернусь, //Всем смертям назло…». Как же тут не поверить, что поэзия даёт невиданную силу, поддерживая дух воюющего народа!
Удивительно воздействовала на солдат поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». Герой произведения стал настоящим любимцем для них. В этом образе отразилось всё лучшее, что было в характере каждого солдата: стойкость, храбрость. весёлость, решительность, самоотверженность, героизм и простота. Поэма была настоящей поддержкой на фронте: воины видели в Василии Тёркине пример того, как надо сражаться, жить на войне, любить свою Родину и ненавидеть фашистов, она объединяла народ в единое целое, живущее общими устремлениями, и это неразрывное единство придавало силу духа.
Поэзия – отражение жизни любящей души, поэтому она способна сделать человека несокрушимым в минуты страшной опасности. Когда живёт любовь в сердце, уходит страх смерти.
Поговорка гласит, что, когда гремят пушки, музы молчат. Считаю это утверждение ошибочным, категорически с ним не согласен. Во время Великой Отечественной войны музы не молчали.
Выполняя свой долг перед Родиной, писатели штыком и пером помогали народу в его борьбе с врагом. Поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием, она вдохновляла воина, идущего на битву, вселяла народу уверенность в победе.
О том, что музы не молчали, свидетельствует тот факт, что около двух тысяч писателей во время войны служило в действующей армии, из них 471 с войны не вернулись, в том числе известный детский писатель А. Гайдар, Е.Петров (автор похождений Остапа Бендера), М. Джалиль был зверски замучен фашистами и казнен в тюрьме Моабит. 18 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза.
Вклад писателей в победу над врагом огромен. Песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война» появилась в самом начале войны – в июне 1941 года, она вызвала у людей небывалый подъём патриотических чувств. Песни» Катюша»,» Землянка», «Тёмная ночь» и многие другие стали любимыми, «ушли в народ» и поются до сих пор. Бойцы ласково-иронично назвали «Катюшей» систему полевой реактивной артиллерии, направляя огонь батарей на врага. «Строчит пулеметчик за синий платочек, чтоб был на плечах дорогих!» — проникновенные слова из самой популярной песни военных лет (автор Яков Галицкий). Разве они могли оставить бойцов равнодушными? Разве не вдохновляли на битву?
После боя солдаты отдыхали душой, читая на привале рассуждения о военных буднях неунывающего пехотинца Василия Тёркина. Поэма про бойца «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского помогала пережить трагедию войны.
А завтра снова будет бой,
—Уж так назначено судьбой…
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю, —
эти слова из песни «Соловьи» на стихи А. Фатьянова убеждали бойцов, что путь домой лежит через Берлин, что нужно биться за Родину.
А что такое – Родина? Поэзия помогала осознавать значимость происходящего:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
(К. Симонов)
Таким образом, исходя из сказанного, становится очевидным, что пушечная канонада не смогла задушить голос поэтов. В годы Великой Отечественной войны перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель и пошла воевать. Когда гремят пушки, музы не молчат.
*
Захар Прилепин рассуждает на эту тему так:
Напомню, что текст песни «Священная война» (поэт Василий Лебедев-Кумач) был опубликован в газете «Известия» уже на четвёртый день войны, а ещё через день великий композитор Александр Александров (автор нашего гимна) написал к этим стихам невероятной силы музыку.
Помимо композиторов старшего поколения, во всю мощь стремительно раскрылась тогда молодая могучая поросль: Тихон Хренников, Борис Мокроусов, Матвей Блантер, Вано Мурадели, Василий Соловьёв-Седой, Никита Богословский, Анатолий Новиков, Модест Табачников (практически все — выпускники Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий 1936—1939 годов).
Военкорами на фронт отправился весь цвет советской литературы (между прочим, уже обстрелянный во всех предвоенных конфликтах и отлично мотивированный) — те же Симонов и Долматовский, Твардовский и Фатьянов, Сурков и Ошанин. Не говоря о писателях старшего поколения — участниках зачастую и Первой мировой, и Гражданской в лице, скажем, Валентина Катаева и Михаила Зощенко.
Самые талантливые, самые красивые поэтессы эпохи — Ольга Берггольц, Юлия Друнина, Вероника Тушнова — не просто создавали эпос войны, но и сами служили в составе армии или фронтовых бригад.
Одним из итогов происходивших на стыке войны и культуры процессов стало стремительное появление такого невероятного и не имевшего аналогов жанра, как русская советская лирическая военная песня.
Лирическая, подчеркнём! У противников ничего подобного не было!
Песню «Давай закурим, товарищ, по одной» композитор Табачников и поэт Илья Френкель написали уже в 1941 году.
Исполняла эту песню Клавдия Шульженко, известная к тому времени певица, в том же 1941 году добровольно вступившая в ряды Красной армии и немедленно отправившаяся в зону боевых действий в составе Ленинградского фронтового джаз-ансамбля.
В 1942-м появилась песня «Ты ждёшь, Лизавета» (композитора Богословского на слова Долматовского), и, хотя формально она была о Гражданской войне, как и другая культовая песня той поры — «Смуглянка-молдаванка» (композитора Анатолия Новикова на стихи Шведова), — обе они обрели всенародное звучание именно в Отечественную, как бы связав воедино две эти войны.
Песню «Тёмная ночь» композитор Никита Богословский и поэт Владимир Агапов написали в 1943 году для фильма «Два бойца», который в том же году вышел. То есть здесь надо осознать следующее: страна, находящаяся на краю кровавой пропасти, ведущая немыслимую войну, тут же, не откладывая, снимает полнометражные фильмы. Находит на это силы и средства!
И главную причину всех этих свершений скрывать не стоит: в Кремле тогда находился тот самый арт-менеджер, который знал, что всё это нужно делать немедленно, сейчас же, а не когда-нибудь потом.
Боевые киносборники начали выпускать с первых недель войны, а уже в 1942-м вышли на экраны страны отличные военные фильмы «Машенька» режиссёра Юлия Райзмана и «Парень из нашего города» Бориса Иванова и Александра Столпера по сценарию Симонова.
В 1943-м страна увидела фильм о лётчиках «Воздушный извозчик» Герберта Раппапорта по сценарию Евгения Петрова — да-да, того самого, что вместе с Ильфом сочинил дилогию про Остапа Бендера.
В том же 1943-м состоялась премьера военной драмы «Жди меня», снятой по мотивам одноимённого стихотворения Константина Симонова.
В том же 1943-м великий режиссёр Александр Довженко снял мощную документальную работу «Битва за нашу Советскую Украину». Не мешало бы напомнить, что в Гражданскую Довженко служил в армии Украинской Народной Республики, в курене «чёрных гайдамаков», но в 1920-м перешёл на сторону красных и вступил в партию большевиков. И с тех пор вкалывал на русский советский проект, выдавая шедевр за шедевром.
В том же 1943 году композитор Тихон Хренников на слова поэта Виктора Гусева написал «Марш артиллеристов» («Артиллеристы, Сталин дал приказ…») для фильма Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны» (1944).
В том же 1943-м появилась ещё одна культовая композиция — «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» композитора Анатолия Лепина на стихи Лебедева-Кумача.
В том же году — «Случайный вальс» («Хоть я с вами почти незнаком…») композитора Марка Фрадкина на стихи Долматовского.
Песня «Эх, дороги…» была написана композитором Новиковым и поэтом Ошаниным в 1945-м.
Мы назвали лишь несколько песен, но на самом деле список их огромен и по нынешним временам почти необъясним: в самый разгар военной страды производство шедевров было поставлено на поток.
Это же касается и театра, и кинематографа: полный перечень культовых спектаклей и фильмов той поры поражает размахом и объёмом.
Это же касается и литературы, и военной журналистики.
Если Сталину были нужны передовицы для газет, то их писали Алексей Николаевич Толстой и Илья Эренбург — писатели с мировыми именами.
Если нужны были именитые военкоры, готовые тут же выдавать прозаические шедевры, на фронт шли получивший полковника Михаил Шолохов и (в майорском звании) Андрей Платонов, создавший целый корпус великих военных рассказов, которые, к слову сказать, до сих пор не в чести у местного и мирового литературоведения: оно по известным причинам так и водит хороводы вокруг платоновского «Котлована», а победительный, краснознамённый, милитаристский Платонов им категорически не нужен.
На фронт буквально рвались (и попадали в итоге) главные эстрадные звёзды — скажем, Леонид Утёсов и Александр Вертинский, вернувшийся в 1943-м из эмиграции и требовавший в одной из своих военных песен выдать ему пулемёт (а то у нас многие до сих пор думают, что Вертинский только про кокаин и негров сочинял песенки).
Лучшие советские актрисы колесили по госпиталям с лучшими советскими стихами и песнями. Видели всё своими глазами. Именно поэтому их военные роли до сих пор пробивают насквозь.
Лучшие кинематографисты хоть и работали над фильмами в тылу, но опыта и впечатлений тоже набирались на передовой.
Это, повторяю, была выстроенная и закалённая на многолетних фронтах система, которая дала сверхрезультаты мирового уровня.
Непосредственно в годы конфликтов были написаны песни, звучавшие затем на всех континентах и до сих пор объединяющие людей России за любым столом; тогда же были сочинены книги, переведённые на десятки языков и отстоявшие нашу правоту перед миром; тогда же были сняты фильмы, ставшие мировой кинематографической классикой.
Это случилось не потому, что так совпало.
Ничего нигде и никогда просто так не совпадает. Сами по себе растут только сорняки.
Это случилось потому, что государство упрямо и последовательно работало, выстраивая год за годом небывалую кадровую пирамиду на принципах тотальной преданности Отечеству.
Не режиму (хотя и ему тоже) — но Отечеству.
Потому что из любви к режиму «Жди меня», «Эх, дороги…» и «Они сражались за Родину» не сочинишь.
Способно ли сегодняшнее государство на нечто сопоставимое — вопрос не открытый, а закрытый. Нет, пока не способно.
Открытый вопрос — готово ли оно хотя бы проговорить эти задачи.
Напоследок вспомним, что на подписание капитуляции в Берлине Сталин, помимо генералов, дипломатов, кинематографистов и военкоров, отправил ещё и композитора Матвея Блантера.
Чтоб он всё увидел и написал потом праздничную симфонию.
Вот это был подход. На века вперёд.
Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры, так как я давно увлекаюсь музыкой и для меня эта тема наиболее близка.
Прав был Д. Шостакович, когда писал: «Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу: «Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервет полет бомбардировщика с бомбами». Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу». Это я и решила доказать в своей работе «Может ли музыка остановить танки».
Сражающийся народ, отдавший все свои силы на разгром врага, неуклонно продолжал развивать свою культуру, умножать свои духовные богатства. Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагические и героические события современности.
Искусство, очищающее души и укрепляющее силы, было частью той жизни, за которую боролись советские люди, было частью Родины. В действующую армию приезжало множество актерских, концертных бригад. Выступления артистов были необходимы солдатам. В одном из очерков В. Катаева молодой боец после такого концерта сказал певице Л. Руслановой: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Спой еще!»
В суровое военное время, советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу.
Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война». Песня была создана в первые дни сражений с врагом. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. «Священная война» – песня – гимн.
Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме. К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого.
Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!
Когда говорят и пишут историки, что страна наша была не готова к войне, я думаю, что это утверждение слишком категорично и однозначно. Подтверждают это стихи и песни, созданные между 30 – ми и 40 – ми годами. Они предупреждали об опасности. Пришла война, и грохот орудий заглушил эти песни. Не потому, что «когда говорят пушки, музы молчат», а по простой причине: сбывшиеся предупреждения и прорицания уже не нужны. Нельзя петь «если завтра война», коль она уже идет сегодня.
Знаменитая «Катюша», стала песней, которая будучи написанной еще до войны, не потеряла своей актуальности, а приобрела другой смысл.
Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Наряду с песнями были так же симфонии и оперы и другие музыкальные формы. Среди них Седьмая симфония Д. Шостаковича, созданная в 1941 году и получившая название «Ленинградская». Это – одно из значительнейших произведений мировой музыкальной литературы. Алексей Толстой назвал музыку знаменитого эпизода фашистского нашествия, из первой части, «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Это произведение, быть может – высшее в истории свидетельство того, как искусство служит людям, становится актуальным и активным. Замечательна история первых исполнений Седьмой симфонии в нашей стране и за рубежом. Среди них самый потрясающий факт – премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. О трудностях и жертвах на пути к победе, о том, что эта победа неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии.
Написанное в самом начале войны, это произведение впечатляет глубокой верой его автора в непобедимость народов нашей страны, сплоченных великой дружбой.
Балет «Гаянэ» – хореографическая поэма о величии народа о его счастье. Её автор Арам Ильич Хачатурян говорил: «Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка. Хлеб, тепло – тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все – фронт и тыл». Муза оперетты тоже не молчала в годы войны. Один из авторов оперетты «Раскинулось море широко» Н. Минх вспоминал: «Ленинградцы… каждый вечер до отказа наполняли зал театра, где шла музыкальная комедия из военной блокадной жизни. И мы были счастливы, когда слышали, как смеются в осажденном городе! Человек, способный смеяться, – не побежден»!
Целью моего реферата было доказать, что значение музыки в победе над фашизмом не приувеличено. В своей работе я постаралась привести наиболее яркие примеры тех музыкальных произведений, которые опровергают фразу: «когда говорят пушки, музы молчат».
Война – это горе для человека, а о человеческом горе слагается множество песен и пишется множество классических музыкальных произведений. Именно они помогают в трудную минуту вспомнить о том, что необходимо бороться до конца. Это и есть то оружие, которое может все, даже остановить танки, и если бы ни оно, не известно как бы закончилась Великая Отечественная война…