Когда каратели устроили засаду на нас около села озерцы сочинение

 Сочинение

  • Сочинение
    Исходный текст
  • Сочинение
  • Оценка работы
  • Практикум
  • Грамотность
  • Содержание сочинения
  • Речевое оформление

Исходный текст 

Когда каратели устроили засаду на нас около села Озерцы, озерцовские крестьяне окольными путями стали пробираться в лес, пытаясь спастись от фашистов. Старший гестаповец решил, что крестьяне идут в лес, чтобы предупредить партизан. Была дана команда, и каратели стали ловить перепуганных жителей, принялись жечь дома. Ни объяснения, ни мольбы взрослых, ни слезы детей не помогали. В течение какого-нибудь часа разъяренные палачи хватали подряд жителей, убивали, бросали в горящие хаты. Из трехсот тридцати хат села Озерцы каратели сожгли триста двенадцать, а четыреста человек они расстреляли. Так фашисты дали понять, что заложниками нашей партизанской войны будут отныне мирные жители. Чтобы отвлечь внимание врага и уберечь население близлежащих деревень, мы решили взорвать поезд гораздо западнее, на железной дороге

Ковель – Ровно. Маликов, инженер по специальности, с двенадцатью бойцами взяли мины и отправились к намеченному месту. Они расположились около железнодорожного полотна и с наступлением темноты незаметно подползли к будке стрелочника. Старик-стрелочник охотно рассказал, что поезда здесь ходят часто и сильно груженные, в сторону фронта идут с войсками и вооружением, на запад – с ранеными, обмороженными и награбленным имуществом. (12)Поняв, что наши хотят сделать, старик, помолчав, сказал: – На меня, понятно, фрицы всех собак повесят, а как с остальным народом быть? Их ведь постреляют, как в Озерцах! Оказалось, что для патрулирования железной дороги немцы уже успели мобилизовать крестьян из ближайших деревень и предупредили, что, если будет совершена диверсия, всех ждет расстрел. Сторожевые посты из крестьян стояли метрах в пятидесяти друг от друга вдоль полотна. Крестьяне, знавшие о судьбе жителей Озерцов, тем не менее, не стали отговаривать наших, все обсуждали только, как удачнее произвести взрыв. Маликову, понимавшему, что мирное население не пощадят, трудно было принять решение. Положение спасла одна пожилая крестьянка, которая предложила:

– А вы нас, ребятки, вяжите и делайте свое дело. Рты заткните, засветите в глаз, чтоб синячок позаметней был. – Ну, бить-то вас нам как-то не с руки! – Да мы, соколики, сами поколотим друг друга, – ответила та же крестьянка. «Сторожам» эта мысль понравилась. Пока наши закладывали мины, они тузили друг друга. Потом партизаны их связали и положили около поста, рядом с костром. Скоро появился поезд. Взрыв состава, груженного оружием, боеприпасами и другими военными материалами, был произведен блестяще. Шестьдесят вагонов, слетев с пути, разбились и сгорели.

                                                                                                                                                                      (по тексту Д.Н. Медведева)

Сочинение 

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Гераизм и самоотверженость солдат, учасников Великой отечественной войны, на всегда сохранятся в нашей памяти. Но не в коем случае нельзя забывать и о вкладе мирного носеления в историчесткую победу.

В преведённом отрывке Д.Н. Медведев поднимает проблему еденения всего общества в борьбе против фашисских захватчиков. Помощь мирных жителей партизанскому движению не оценима. Мужество людей помогавших партизанам в проведении одной из опираций Великой отечественной войны  особено поражает в наше благополучное и сытое время. Действительно, если бы мирные жители не помогали партизанам, то отряды, действовавшие на територрии Украины и  Белорусии, были бы, скорее всего, обречены. Крестьяне, знавшие о судьбе жителей Озерцов, не думали о себе. Они желали успеха всей операцыи. Люди знали, что в результате операцыи подрыва их ждёт смерть, но они уверено идут на встречу опастности, отстаивая то, что им дорого: свою землю, свой мир, своих партизанов.

Автор считает, что отвага мирного населения — важнейшая составляющая Великой Победы. Он убеждён, что мужество и самоотверженость мирного населения: стариков, женьщин, падростков — стало настоящей опорой и реальной помощью партизанскому движению во время Великой отечественной войны.

Я полностью разделяю мнение автора. Война, которая преобретает всенародный характер, — это удивительно. Народ сплочон в единое целое. Только обьединив все силы, можно дать отпор врагу. И война становится делом всех и каждого.

Нечто падобное уже случалось в нашей истории. Вспомним Отечественную войну 1812 года! По другому ее называют партизантской. Вовсе неслучаин образ, найденый великим Толстым в романе эпопее «Война и мир», — «дубина народной войны». Именно благодаря ей был достигнут перелом в событиях, ставших историческими не только для нашей страны, но и для всей Европы. Толстой показал это еденение разных слоёв общества сплотившигося во имя победы.

Пример самоотвержености русских людей, о котором рассказываит Д.Н. Медведев, неисключение. Термин «рельсовая война» становится роспространёным в июне 1943 года. Благодаря партизантским действиям, по оценке спецыалистов, немцы не дополучили трети предназночавшегося им ваоружения, горючего, обмундерования, продавольствия. Без поддержки мирных жителей это было бы не возможно.

Историческая памить  важная саставляющая сознания русских людей. Нужно помнить об отваге и мужистве воинов, спасших мир от фошистской чумы. Но нельзя зобывать и о простых стариках, женьщинах, детях,  помагавших бороться с фошистами на акупированной територрии. Великая Победа — это общая победа.

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 есть 2
К3 Отражение позиции автора 1 есть 1
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 3
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 2
К6 Точность и выразительность речи 2 есть 2
К7 Орфография 3 55 ошибок 0
К8 Пунктуация 3 3 ошибки 2
К9 Соблюдение языковых норм 2 1 ошибка 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 0 недочётов 2
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть 1
   Всего: 23   19

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм 

Найди в сочинении орфографические ошибки. 

Внимание: Повторяющиеся ошибки указаны только 1 раз.

Ошибка: гераизм
Правильно: героизм

Ошибка: самоотверженость
Правильно: самоотверженность

Ошибка: учасников
Правильно: участников

Ошибка: Великой отечественной войны
Правильно: Великой Отечественной войны

Ошибка: на всегда
Правильно: навсегда

Ошибка: не в коем случае
Правильно: ни в коем случае

Ошибка: носеления
Правильно: населения

Ошибка: историчесткую
Правильно: историческую

Ошибка: в преведённом
Правильно: в приведённом

Ошибка: еденения
Правильно: единения

Ошибка: фашисских
Правильно: фашистских

Ошибка: не оценима
Правильно: неоценима

Ошибка: опираций
Правильно: операций

Ошибка: особено
Правильно: особенно

Ошибка: територрии
Правильно: территории

Ошибка: Белорусии
Правильно: Белоруссии

Ошибка: операцыи
Правильно: операции

Ошибка: уверено
Правильно: уверенно

Ошибка: на встречу
Правильно: навстречу

Ошибка: опастности
Правильно: опасности

Ошибка: падростков
Правильно: подростков

Ошибка: преобретает
Правильно: приобретает

Ошибка: сплочон
Правильно: сплочён

Ошибка: обьединив
Правильно: объединив

Ошибка: падобное
Правильно: подобное

Ошибка: по другому
Правильно: по-другому

Ошибка: партизантской
Правильно: партизанской

2 ошибки: неслучаин
Правильно: не случаен

Ошибка: найденый
Правильно: найденный

Ошибка: в романе эпопее
Правильно: в романе-эпопее

Ошибка: имено
Правильно: именно

Ошибка: сплотившигося
Правильно: сплотившегося

Ошибка: рассказываит
Правильно: рассказывает

Ошибка: неисключение
Правильно: не исключение

2 ошибки: роспространёным
Правильно:  распространённым

Ошибка:   спецыалистов
Правильно: специалистов

Ошибка: не дополучили
Правильно: недополучили

Ошибка: предназночавшегося
Правильно: предназначавшегося

Ошибка: ваоружения
Правильно: вооружения

Ошибка: обмундерования
Правильно: обмундирования

Ошибка: продавольствия
Правильно: продовольствия

Ошибка: это было бы не возможно
Правильно: это было бы невозможно

Ошибка: памить
Правильно: память

Ошибка: саставляющая
Правильно: составляющая

Ошибка: мужистве
Правильно: мужестве

Ошибка: фошистской
Правильно: фашистской

Ошибка: зобывать
Правильно: забывать

Ошибка: помагавших
Правильно: помогавших

Ошибка: с фошистами
Правильно: с фашистами

2 ошибки: акупированной
Правильно: оккупированной

Всего: 55 орфографических ошибок 

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка: Мужество людей помогавших партизанам в проведении одной из опираций Великой отечественной войны  особено поражает в наше благополучное и сытое время.
Правильно: Мужество людей, помогавших партизанам в проведении одной из операций Великой отечественной войны,  особено поражает в наше благополучное и сытое время.
(Обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Ошибка: Толстой показал это еденение разных слоёв общества сплотившигося во имя победы.
Правильно: Толстой показал это единение разных слоёв общества, сплотившигося во имя победы.
(Обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Ошибка: Историческая памить  важная саставляющая сознания русских людей.
Правильно: Историческая память — важная cоставляющая сознания русских людей.

Всего: 1 пунктуационная ошибка

К9. Соблюдение языковых норм 

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Ошибка: партизанов
Правильно: партизан

Всего: 1 нарушение языковых норм

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Всего:  нарушений речевых норм нет

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

Комментарий к проблеме включает определение проблемы, он непосредственно связан с исходным текстом.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста отражена верно.

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Автор чётко сформулировал отношение к обсуждаемой проблеме и правильно аргументировал свою точку зрения.

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Этические нормы соблюдены.

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки? 

Фактологическая точность соблюдена.

Речевое оформление

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Удачно выстроенная работа: смысловая целостность выдержана, изложение логично, сочинение написано связно и последовательно. 

К6. Точность и выразительность речи

Оцени точность и выразительность речи.

Мысли формулируются точно и ясно, работа написана хорошим языком.

Рекомендация: желательно избегать повторов. См.:
 Действительно, если бы мирные жители не помогали партизанам, то отряды, действовавшие на територрии Украины и  Белоруссии, были бы, скорее всего, обречены.
Лучше: Действительно, если бы мирные жители не помогали партизанам, то отряды, воевавшие на территории Украины и Белоруссии, были бы, скорее всего, обречены.

Как готовиться к написанию сочинения-рассуждения (задание 26 КИМ ЕГЭ по русскому языку)? Практические рекомендации дала учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» Александрова Наталья Федоровна.

Визитная карточка практикума

Цель урока: проанализировать тексты тематического блока «Человек на войне» для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

1.Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

2.Формирование умения обобщать имеющийся материал, делать выводы.

3.Развитие навыка групповой работы.

4.Формирование мировоззрения учащихся посредством анализа художественных и публицистических текстов.

Дидактический материал: рабочие листы.

Описание хода урока

1. Распределение учащихся на группы по 3-5 человек.

2. Объявление темы, целей и задач урока.

3. Знакомство с порядком работы над текстом для написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

4. Чтение текста (каждая группа получает свой текст).

Приложение № 1


Исходные тексты для работы

Текст 1

(1)Для переброски в тыл врага наш отряд был разбит на несколько звеньев. (2)Начальником первого звена назначили, долго не раздумывая, Сашу Творогова, уже воевавшего в тылу врага, молодого, но опытного партизана. (3)В списках бойцов нашего отряда Саша Творогов стоял первым и первым же полетел в тыл врага. (4)Он должен был приземлиться в Мозырских лесах и отыскать место для приёма остальных звеньев. (5)Перед вылетом его предупредили, что, если с ним что-нибудь случится, встреча с отрядом всё равно должна состояться в назначенном пункте.

(6)Через два дня после вылета Творогов сообщил по радио, что произошла ошибка: вместо Мозырских лесов летчики выбросили его звено южнее Житомира. (7)Это за триста километров от Мозырских лесов! (8)Местность оказалась безлесной, скрываться от немцев было негде. (9)Во время передачи сообщения связь неожиданно прервалась. (10)Ждали день, два, три – связи всё нет и нет. (11)Все понимали, что это может означать: ни укрытий, ни запаса продуктов, ни транспорта группа под Житомиром найти не могла.

(12)Мы рассчитывали так: если случилось чудо и Саша Творогов жив, он направится к нам в условленное место. (13)Мы высадились под Мозырем и ждали ребят долго, но не пришёл никто.

(14)Вскоре наши разведчики услышали от крестьян рассказы о каких-то отважных четырнадцати партизанах. (15)Сначала эти вести доходили до нас как легенда о красных десантниках, наголову разбивших большой фашистский отряд. (16)Потом сведения начали всё больше проясняться, нашлись очевидцы, жители двух деревень из-под Житомира, и вот что мы установили.

(17)Творогов со своим звеном, десантированный южнее Житомира, пошёл на прорыв к Мозырю, чтобы выполнить поставленную боевую задачу. (18)Уже в первую ночь немцы окружили хату в деревне, где партизаны расположились на отдых.

(19)«Рус, сдавайся!» – кричали враги.

(20)Надеяться нашим товарищам было не на что. (21)Но никто не сдался. (22)Бой длился целый день. (23)Свыше пятидесяти гитлеровцев было убито. (24)Из четырнадцати партизан в живых остались только пятеро. (25)Когда стемнело, немцы подожгли дом, но партизанам удалось сделать невозможное. (26)Отстреливаясь, они скрылись.

(27)За ночь, раненые и измученные, они прошли километров десять. (28)На рассвете увидели погоню, добежали до деревни и заняли крайнюю хату. (29)И опять немцы их окружили, и опять предложили сдаться. (30)И опять безрезультатно. (31)Несколько часов длился бой. (32)Наконец стрельба из хаты прекратилась. (33)Когда немцы ворвались в дом, их добычей были тела трёх убитых партизан. (34)Двое каким-то чудом бежали. (35)По рассказам крестьян, по описанию одежды можно было догадаться, что в числе убитых был и Саша Творогов. (36)Ничего больше об этой группе мы не узнали.

(37)Как же несправедливо было из-за роковой ошибки летчиков оказаться в безвыходной ситуации! (38)Как же тяжело было знать, что погибнешь без славы и даже без весточки родным, не надеясь на то, что о твоём последнем бое узнают товарищи. (39)И всё-таки никто из них не сдался.  

(По Д.Н. Медведеву*)

*Дмитрий Николаевич Медведев (1898–1954) – полковник, Герой Советского Союза, командир крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писатель.

Текст 2

(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».

— (13)Ладно, — сказал я. — (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.

— (15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.

(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

— (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

— (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29) С людьми вот только сложно…

— (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

(35)Мы вышли.

(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…

(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!

(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.

 (По В. П. Некрасову*)

* Виктор Платонович Некрасов (1911—1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

Текст 3

(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. (2)Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией.

(3)Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (4)Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (5)Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6)Но ни адская боль , ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его волю. (7)Пытки  стали еще более жестокими, еще более изощренными, палачам уже хотелось не столько вырвать информацию, сколько победить узника.(8) Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу.(9) Они были твердо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

 (10)Как же бесил их этот безумный фанатик! (11)Уже казалось, что ничем  поколебать его твердой, как гранит, решимости. (12)Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, привести себя в порядок.(13) Потом посадили и повезли по цветущему Парижу.(14) Завели в кофейню, угостили горячим шоколадом. (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чем-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья…

(16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту  сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов.(18) Его никто ни о чем не спрашивал. (19)И он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? (20)Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моем существовании, ради этого перепачканного кремом ребенка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… (21) Какое им  дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни? (22)Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

(23)В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться… (24)И тогда он произнес: «Ладно». (25)Сказал тихо. (26)Но его услышали. (27)Сказал только одно слово. (28) Но его поняли…

(29)Через месяц его выпустили…(30)Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. (31) Он пришел в то же самое кафе… (32)Но там не было  ни бабушки с внуком, ни той влюбленной парочки…  (33) И почему-то на улице не шелестели  деревья и не пахло травой. (34)Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. (35)Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… (36) Но кофе все равно был горький, как будто его сварили из полыни.

(По А. Авдееву)

Текст 4

(1)Районная электростанция на окраине Сталинграда была участком фронта. (2)Больше того, она была на передней линии фронта, гитлеровцы охотились на нее, чтобы погасить ее свет. (3)Охоту на электростанцию начали с первых дней осады. (4)В августе 1942 года гитлеровцы совершили воздушный налет на Красноармейск и попутно на ГРЭС. (5)Первые две бомбы разорвались над третьей турбиной. (6)Разрушенные взрывом перекрытия, части крыши и свода обрушились на машину. (7)Там был человек, работавший на станции десять лет без перерыва. (8)Избитый осколками железа и камня, весь в ссадинах и в крови, он испытал на себе первый внезапный удар войны, но продолжал делать то, что делал все десять лет каждый день: он удержал машину в работе.

(9)Вторая бомба убила слесаря турбинного цеха и тяжело ранила любимца всей станции, пятнадцатилетнего ученика слесаря Колю. (10)Этот мальчик рвался на самое опасное дело, в часы тревог забирался на крышу, вызывался дежурить за других, чуть не плакал, если его силой стаскивали вниз. (11)Осколком бомбы ему оторвало ногу. (12)Его собирались эвакуировать, но он взмолился, чтобы его оставили вблизи станции, и его оставили дома. (13)Старики Сталинградской ГРЭС навещали его каждый день, носили ему хлеб из своего пайка, болтали с ним о своих делах, как с человеком бывалым, приятелем. (14)И он был с ними как равный.

(15)На территории станции разорвалось тогда восемь бомб. (16)Углеподача была разрушена. (17)Ее восстановили. (18)Во дворе и в цехах смыли первую кровь. (19)Так электростанция вошла в войну. (20)Город был в бою, ему нужна была энергия, нужен был свет.

(21)Вскоре городу понадобилась вода. (22)Город умирал без воды. (23)После чудовищных бомбардировок он был в пламени. (24)Огонь перекинулся даже на Волгу: в реку стекала с холмов горевшая нефть.

(25)Своей энергией станция должна была добывать воду.

(26)А бой шел уже в пределах города. (27)Линия электропередачи была под огнем, снаряды и бомбы по десять раз в сутки обрывали провода. (28)Но монтеры изо дня в день восстанавливали поврежденные линии и каким-то образом ухитрялись подавать энергию даже через кварталы, занятые противником.

(29)Это был уже настоящий бой за энергию. (30)Им руководил худой, молчаливый, скромный человек – главный инженер сетевого района. (31)Его называли человеком без сна и без нервов. (32)Он все дни проводил на линии, где стреляли уже из пулеметов, и однажды на станцию не вернулся.

(33)Электростанция вела бой за энергию, и, как во всяком бою, у нее были потери. (34)Но упрямые монтеры делали свое дело. (35)Там, где нужна была энергия, была энергия. (36)Там, где нужен был свет, был свет. (37)Люди оказались сильнее дальнобойных немецких орудий. (38)Они добывали свет Сталинграду, уцелевшим заводам южной окраины, подземным штабам, обороне. (39)Это был свет человеческой доблести. (40)И война не могла его погасить.

(По Е. Кригеру)

Текст 5

(1)Когда каратели устроили засаду на нас около села Озерцы, озерцовские крестьяне окольными путями стали пробираться в лес, пытаясь спастись от фашистов. (2)Старший гестаповец решил, что крестьяне идут в лес, чтобы предупредить партизан. (3)Была дана команда, и каратели стали ловить перепуганных жителей, принялись жечь дома. (4)Ни объяснения, ни мольбы взрослых, ни слёзы детей не помогали. (5)В течение какого-нибудь часа разъярённые палачи хватали подряд жителей, убивали, бросали в горящие хаты. (6)Из трёхсот тридцати хат села Озерцы каратели сожгли триста двенадцать, а четыреста человек они расстреляли. (7)Так фашисты дали понять, что заложниками нашей партизанской войны будут отныне мирные жители.

(8)Чтобы отвлечь внимание врага и уберечь население близлежащих деревень, мы решили взорвать поезд гораздо западнее, на железной дороге Ковель — Ровно.

(9)Маликов, инженер по специальности, с двенадцатью бойцами взяли мины и отправились к намеченному месту. (10)Они расположились около железнодорожного полотна и с наступлением темноты незаметно подползли к будке стрелочника.

(11)Старик-стрелочник охотно рассказал, что поезда здесь ходят часто и сильно гружённые, в сторону фронта идут с войсками и вооружением, на запад — с ранеными, обмороженными и награбленным имуществом. (12)Поняв, что наши хотят сделать, старик, помолчав, сказал:

(13) — На меня, понятно, фрицы всех собак повесят, а как с остальным народом быть?(14)Их ведь постреляют, как в Озерцах!

(15)Оказалось, что для патрулирования железной дороги немцы уже успели мобилизовать крестьян из ближайших деревень и предупредили, что, если будет совершена диверсия, всех ждёт расстрел. (16)Сторожевые посты из крестьян стояли метрах в пятидесяти друг от друга вдоль полотна.

(17)Крестьяне, знавшие о судьбе жителей Озерцов, тем не менее, не стали отговаривать наших, все обсуждали только, как удачнее произвести взрыв. (18)Маликову, понимавшему, что мирное население не пощадят, трудно было принять решение.

(19)Положение спасла одна пожилая крестьянка, которая предложила:

(20)— А вы нас, ребятки, вяжите и делайте свое дело. (21)Рты заткните, засветите в глаз, чтоб синячок позаметней был.

(22)— Ну, бить-то вас нам как-то не с руки!

(23)— Да мы, соколики, сами поколотим друг друга, — ответила та же крестьянка.

(24) «Сторожам» эта мысль понравилась. (25)Пока наши закладывали мины, они тузили друг друга. (26)Потом партизаны их связали и положили около поста, рядом с костром. (27)Скоро появился поезд. (28)Взрыв состава, гружённого оружием, боеприпасами и другими военными материалами, был произведён блестяще. (29)Шестьдесят вагонов, слетев с пути, разбились и сгорели.

(30)С тревогой крестьяне ждали ответных действий врага. (31)Но на этот раз расстрелов мирных жителей не последовало — видно, в уловку немцы всё-таки поверили. (32)А мы в очередной раз ощутили, насколько помогают нам, партизанам, мужество и самоотверженность мирного населения — женщин, стариков, детей. (33)Если бы не они, и наш, и другие отряды, действовавшие на территории Украины и Белоруссии, были бы, скорее всего, обречены: слишком большие силы Вермахта бросили гитлеровцы на борьбу с партизанами.

(По Д. Я. Медведеву*)

*Дмитрий Николаевич Медведев (1898—1954) — полковник, Герой Советского Союза, командир крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писатель.


5. Формулировка проблем(ы) текста и позиции автора (используем материалы презентации “Порядок работы с текстом»).

Презентация

6. Выбор эталонного варианта формулировки проблемы и позиции автора (Эталонные образцы формулировки проблем и позиции автора).

Приложение № 2


Текст № 1

Основные проблемы

  1. Проблема положения мирного населения во время войны.
  2. Проблема нравственного выбора мирных граждан, оказавшихся в тылу врага.
  3. Проблема единения народа в годы войны.

Позиция автора

  1. Мирные жители становятся на войне заложниками противоборствующих сторон.
  2. Мирные граждане, оказавшиеся в тылу врага, готовы, несмотря на угрозу жизни, оказать помощь партизанам в их борьбе.
  3. Без помощи мирного населения оккупированных территорий партизанская война была бы обречена на провал.

Текст № 2

Основные проблемы

  1. Героизм советских бойцов, проявленный в борьбе с захватчиками.
  2. Проблема нравственного выбора человека на войне.

Позиция автора

  1. Автор восхищается мужеством и стойкостью духа партизан отряда Творогова: они бились с врагом до последнего.
  2. Даже в безвыходном положении, не рассчитывая на спасение и на то, что их подвиг станет когда-нибудь известен другим, советские воины не сдались в плен, они до конца исполняли свой воинский долг.

Текст № 3

Основные проблемы

  1. Проблема мужества и доблести перед лицом суровых испытаний.
  2. Проблема чувства долга в годы войны.
  3. Проблема силы человеческого духа.

Позиция автора

  1. В годы войны людям придаёт силы сознание того, что они делают.
  2. Во время суровых испытаний, перед лицом опасности, грозящей Родине, самые обыкновенные люди совершают героические поступки, т. К. чувство долга перед своим народом оказывается  сильнее  чувства самосохранения.
  3. Истинная человеческая сила – это сила духа, делающая человека способным выполнять свой долг перед лицом самой страшной опасности, это сила доблести, которая заключается в неуклонном противостоянии врагу.

Текст № 4

Основные проблемы

  1. Проблема истинного героизма.

Позиция автора

  1. Настоящий героизм способен преодолеть любые обстоятельства.

Текст № 5

Основные проблемы

  1. Проблема предательства.
  2. Проблема нравственного выбора.

Позиция автора

  1. Во время войны человек может не выдержать тяжёлых испытаний  и стать предателем.
  2. Война проверяет человека на нравственную прочность.

7. Комментирование текста с помощью «двухчастного дневника» (Подготовка к комментированию текста).

Для каждого текста заготовлены отдельные бланки. Используем речевые клише, данные в презентации “Порядок работы с текстом»).

Приложение № 3

В табличной форме представлены те номера предложений, которые можно было бы прокомментировать.

8. Отбираем произведения для аргументации собственного мнения из данного на уроке списка (Список произведений для аргументации  собственного мнения для тематического блока «Человек на войне»).

Приложение № 4


Список произведений к тематическому блоку «Человек на войне»

  1. Л. Толстой.  “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”
  2. В. Быков. “Сотников”, “Третья ракета”
  3. Б. Полевой. “Повесть о настоящем человеке”
  4. М. Алигер.  “Зоя”
  5. К. Паустовский.  “Робкое сердце”
  6. В. Распутин.  “Живи и помни”
  7. А. Твардовский.  “Василий Тёркин”
  8. Е. Носов.  “Живое пламя”
  9. Б. Васильев.  “Экспонат №…”, “В списках не значился”, “А зори здесь тихие”
  10. М. Шолохов. “Они сражались за Родину”, “Судьба человека”
  11. В. Некрасов. “В окопах Сталинграда”
  12. В. Гроссман. “Жизнь и судьба”
  13. К. Воробьёв. “Убиты под Москвой”, “Немец в валенках”
  14. К. Симонов. Стихотворения. Публицистика. “Живые и мёртвые”
  15. В. Кондратьев. “Сашка”
  16. Ю. Бондарев. “Горячий снег”
  17. А. Адамович. “Немой”
  18. Э. Ремарк. “На западном фронте без перемен”
  19. Э. Хемингуэй. “Прощай, оружие”

9. Формулируем аргументы.

10. Рассматриваем виды и формы вступления и заключения (см. 2 последних слайда в презентации “Порядок работы с текстом»).

11. Подбираем из данных учителем вариантов вступлений и заключений подходящие и обосновываем свой выбор (Варианты вступлений и заключений).

Приложение № 5


Варианты вступлений к сочинению

  • Война-это не только сражения на фронте, но и тыл. Сколько испытаний выпало на долю мирного населения! Люди ставили себя и своих близких под удар, но старались хоть чем-то помочь партизанам. Яркий пример готовности рисковать всем мы видим в тексте Д.Н. Медведева, командира крупных партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны.
  • Мы восхищаемся мужеством солдат и офицеров, защищавших Родину на фронтах Великой Отечественной войны, но часто ли мы задумываемся о тех, кто должен был находиться на оккупированной врагом территории и, рискуя своей и чужими жизнями, бороться с гитлеровцами.
  • Что такое война? Какое место она занимает в истории Человечества? В истории нашей страны? Можно ли забыть о той цене, которую заплатил наш народ за Великую Победу?
  • Л.Н. Толстой дал, бесспорно, самое точное определение  войне как “противному всей человеческой природе событию”. Действительно, всё, что связано с войной, противоречит существованию человека как высокоорганизованной личности.
  • История Человечества – история войн. Каковы их итоги? Миллионы жертв,    сломанные судьбы, уничтоженные города и государства. Когда же люди поймут, что самое ценное на Земле – Жизнь!!!
  • Война – это сражения, гибель людей, горе, разрушения, но это ещё и проверка человека как личности. Война испытывает людей, обнажает пороки, слабости, взращивает героев, наделяет смелых доблестью , помогает преодолевать такие трудности, которые под силу только  богатырям.
  • Как я жалею, что мой дедушка ушёл из жизни, когда я был ещё подростком и не интересовался его судьбой. Он воевал в Сталинграде! Читаю текст В. Некрасова о Василии Конакове, а представляю деда. Он был таким же немногословным, спокойным, любил работать на даче, собирать грибы. Только сейчас я понимаю, что был он не робкого десятка, потому что его пиджак с медалями довольно тяжел от боевых наград.
  • Какие качества открывает в человеке война? В биографиях героев чаще всего нет ничего героического – обыкновенные парни и девушки. А почему они совершили подвиг? Значит, было в них что-то, чего не было в тех, кто испугался, струсил и стал предателем.
  • Любому ли человеку под силу такое испытание, как война? Ответ очевиден. Всё зависит от нравственной прочности личности. Но как жить дальше, если ты “купил” свою жизнь, заплатив за неё чужими жизнями? 

Варианты заключений сочинений

  • Война закончилась в 1945 году, но до сих пор поисковые отряды находят останки солдат, и иногда им удаётся восстановить имя бойца, а бывает, что история Великой Отечественной войны дополняется ещё одним подвигом.
  • Легко ли молодым людям, знающим, что гибель их неминуема, не смалодушничать, не сдаться, чтобы сохранить жизнь? На такое способны только сильные духом! Я разделяю восхищение автора.
  • С такими людьми, как Вася Конаков, не страшен враг. Никакой! Лучше не скажешь! Вот в чём секрет нашей Победы!
  • По-настоящему сильный человек-это сильный духом человек. Именно такое свойство личности помогает преодолеть самые страшные испытания. 
  • Предателями не рождаются. Ими становятся, если нет у человека нравственной прочности, силы духа, нравственной основы. Такие люди достойны только презрения.

Написание вступления и заключения на этом этапе работы с текстом целесообразно потому, что текст учащимися уже хорошо осмыслен, и выбор варианта вступления и заключения будет верным.

12. На заключительном этапе урока учащимся предлагается перечень проблем к данному тематическому блоку (Перечень проблем к тематическому блоку

«Человек на войне»). Возможно его обсуждение и дополнение.

Приложение № 6


Перечень проблем к тематическому блоку «Человек на войне»

  1. Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны.
  2. Проблема чести и человеческого достоинства.
  3. Проблема героизма мирного населения.
  4. Проблема памяти о войне (о подвигах, совершённых во имя Победы).
  5. Проблема нравственного выбора.
  6. Проблема раннего взросления.
  7. Проблема выполнения воинского долга (верность присяге).
  8. Проблема нравственной прочности.
  9. Проблема истинного (ложного) патриотизма.
  10. Проблема (массового/личного) героизма в годы войны.
  11. Проблема предательства.
  12. Проблема трусости.
  13. Проблема героической повседневности в годы войны.
  14. Какие качества характера раскрывает в человеке война?
  15. Как влияет война на душевное состояние человека?

Приложение № 1 (файл docx, размер 25,3 КБ)

Приложение № 2 (файл doc, размер 40,0 КБ)

Приложение № 3 (файл doc, размер 41,0 КБ)

Приложение № 4 (файл doc, размер 25,5 КБ)

Приложение № 5 (файл doc, размер 31,5 КБ)

Приложение № 6 (файл doc, размер 24,5 КБ)

Презентация (файл ppt, 270 КБ)

Автор: Александрова Наталья Федоровна

Обновлено: 09.01.2023

Свое первое творенье я писала во втором класе, когда нам задали написать творение на тему «Как я провела лето», ето не было моим наилучшим произведением, но я писала его от всей души.

Я обожала когда нам задавали писать творения, но как я писала свое 1-ое я никогда не забуду. В тот момент я писала только правду, старалася написать как лучше что бы отресниться от других. За то произведение мне поставили двенадцать. И я горжусь етим. Лист с тем твореньем я упрятала. Но потом когда теснее выпустюсь, мне будет очень занимательно прочеть его ещё раз.

(30)С тревогой крестьяне ждали ответных действий врага. (31)Но на этот раз
расстрелов мирных жителей не последовало – видно, в уловку немцы все-таки
поверили. (32)А мы в очередной раз ощутили, насколько помогают нам,
партизанам, мужество и самоотверженность мирного населения – женщин,
стариков, детей. (33)Если бы не они, и наш, и другие отряды, действовавшие на
территории Украины и Белоруссии, были бы, скорее всего, обречены: слишком
большие силы Вермахта бросили гитлеровцы на борьбу с партизанами.

Сочинение практически уже написано, убери все цифры, добавь связывающие предложения. . Потом напиши, что фашисты негодяи, а русские- герои. Вот тебе и сочинение-рассуждение. У тебя столько терпения было печатать этот текст! Хвалю- это хорошая тренировка в грамотности! Доработай чуть-чуть сама. На чужом горбу в рай? Удачи! И пятерок.

Когда каратели устроили засаду на нас около села Озерцы, озерцовские крестьяне окольными путями стали пробираться в лес, пытаясь спастись от фашистов. Старший гестаповец решил, что крестьяне идут в лес, чтобы предупредить партизан. Была дана команда, и каратели стали ловить перепуганных жителей, принялись жечь дома. Ни объяснения, ни мольбы взрослых, ни слезы детей не помогали. В течение какого-нибудь часа разъяренные палачи хватали подряд жителей, убивали, бросали в горящие хаты. Из трехсот тридцати хат села Озерцы каратели сожгли триста двенадцать, а четыреста человек они расстреляли. Так фашисты дали понять, что заложниками нашей партизанской войны будут отныне мирные жители. Чтобы отвлечь внимание врага и уберечь население близлежащих деревень, мы решили взорвать поезд гораздо западнее, на железной дороге

Ковель – Ровно. Маликов, инженер по специальности, с двенадцатью бойцами взяли мины и отправились к намеченному месту. Они расположились около железнодорожного полотна и с наступлением темноты незаметно подползли к будке стрелочника. Старик-стрелочник охотно рассказал, что поезда здесь ходят часто и сильно груженные, в сторону фронта идут с войсками и вооружением, на запад – с ранеными, обмороженными и награбленным имуществом. (12)Поняв, что наши хотят сделать, старик, помолчав, сказал: – На меня, понятно, фрицы всех собак повесят, а как с остальным народом быть? Их ведь постреляют, как в Озерцах! Оказалось, что для патрулирования железной дороги немцы уже успели мобилизовать крестьян из ближайших деревень и предупредили, что, если будет совершена диверсия, всех ждет расстрел. Сторожевые посты из крестьян стояли метрах в пятидесяти друг от друга вдоль полотна. Крестьяне, знавшие о судьбе жителей Озерцов, тем не менее, не стали отговаривать наших, все обсуждали только, как удачнее произвести взрыв. Маликову, понимавшему, что мирное население не пощадят, трудно было принять решение. Положение спасла одна пожилая крестьянка, которая предложила:

(по тексту Д.Н. Медведева)

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Гераизм и самоотверженость солдат, учасников Великой отечественной войны, на всегда сохранятся в нашей памяти. Но не в коем случае нельзя забывать и о вкладе мирного носеления в историчесткую победу.

В преведённом отрывке Д.Н. Медведев поднимает проблему еденения всего общества в борьбе против фашисских захватчиков. Помощь мирных жителей партизанскому движению не оценима. Мужество людей помогавших партизанам в проведении одной из опираций Великой отечественной войны особено поражает в наше благополучное и сытое время. Действительно, если бы мирные жители не помогали партизанам, то отряды, действовавшие на територрии Украины и Белорусии, были бы, скорее всего, обречены. Крестьяне, знавшие о судьбе жителей Озерцов, не думали о себе. Они желали успеха всей операцыи. Люди знали, что в результате операцыи подрыва их ждёт смерть, но они уверено идут на встречу опастности, отстаивая то, что им дорого: свою землю, свой мир, своих партизанов.

Автор считает, что отвага мирного населения — важнейшая составляющая Великой Победы. Он убеждён, что мужество и самоотверженость мирного населения: стариков, женьщин, падростков — стало настоящей опорой и реальной помощью партизанскому движению во время Великой отечественной войны.

Я полностью разделяю мнение автора. Война, которая преобретает всенародный характер, — это удивительно. Народ сплочон в единое целое. Только обьединив все силы, можно дать отпор врагу. И война становится делом всех и каждого.

Нечто падобное уже случалось в нашей истории. Вспомним Отечественную войну 1812 года! По другому ее называют партизантской. Вовсе неслучаин образ, найденый великим Толстым в романе эпопее «Война и мир», — «дубина народной войны». Именно благодаря ей был достигнут перелом в событиях, ставших историческими не только для нашей страны, но и для всей Европы. Толстой показал это еденение разных слоёв общества сплотившигося во имя победы.

Пример самоотвержености русских людей, о котором рассказываит Д.Н. Медведев, неисключение. Термин «рельсовая война» становится роспространёным в июне 1943 года. Благодаря партизантским действиям, по оценке спецыалистов, немцы не дополучили трети предназночавшегося им ваоружения, горючего, обмундерования, продавольствия. Без поддержки мирных жителей это было бы не возможно.

Историческая памить важная саставляющая сознания русских людей. Нужно помнить об отваге и мужистве воинов, спасших мир от фошистской чумы. Но нельзя зобывать и о простых стариках, женьщинах, детях, помагавших бороться с фошистами на акупированной територрии. Великая Победа — это общая победа.

Свое первое произведение я писала во втором класе, когда нам задали написать произведение на тему «Как я провела лето», ето не было моим лучшим произведением, но я писала его от всей души.

Я любила когда нам задавали писать произведения, но как я писала свое первое я никогда не забуду. В тот момент я писала только правду, старалася написать как лучше что бы отресниться от других. За то произведение мне поставили двенадцать. И я горжусь етим. Лист с тем произведением я спрятала. Но потом когда уже выпустюсь, мне будет очень интересно прочеть его ещё раз.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас. — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу. (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

— (13)Ложись! — Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу. (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

— (28)Тихо, друг, тихо!

(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят.

(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал. (51)Ладом!

(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

Как русские относились к пленным немцам во время войны? Можно ли мстить тем, кто безоружен и беззащитен? В.П. Астафьев размышляет над проблемой сохранения человечности в военное время.

Автор раскрывает данную проблему, описывая случай на небольшом хуторе. Мы видим как Борис Костяев закрывает собой пленных немцев, которых пытался расстрелять, обезумевший от горя солдат. Попытка отомстить за убийство семьи не принесла солдату облегчения, он продолжал страдать, как страдали теперь те, по которым он стрелял. Поступок Бориса Костяева свидетельствует о том, что к пленным нужно относиться с понимание, милосердно и гуманно.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, как русские солдаты относились к пленным немцам во время войны.

Позиция автора такова: война- это общая трагедия для всех людей, и поэтому важно не допускать жестокости по отношению к другим. В любой ситуации нужно оставаться человеком сочувствующим и понимающим.

Я полностью согласен с позицией автора. Безусловно, нужно помнить об общей нелёгкой доле, о важности каждой жизни, и не терять человеческих качеств даже в самую трудную минуту.

Таким образом, война – это всегда трагическое событие несущее страдание и горе. Поэтому так важно сохранить в своём сердце гуманность и доброту по отношению к окружающим и оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Вы правильно обозначили проблему и сумели выстроить качественный комментарий. Однако в сочинении допущено много ошибок, повлиявших на баллы. Вот эти ошибки.

Читайте также:

      

  • Сочинение по теме философская лирика бунина
  •   

  • Мини сочинение самая лучшая школа 5 класс по обществознанию
  •   

  • Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней россии сочинение
  •   

  • Сочинение сказки по пословице
  •   

  • Сочинение на тему умею ли я любить

Сочинение на тему » как я написалал свое первое произведение «

Сочинение на тему » как я написалал свое первое произведение «

Когда каратели устроили засаду на нас около села Озерцы, озерцовские крестьянеокольными путями стали пробираться в лес, пытаясь спастись от фашистов. Старший гестаповец решил, что крестьяне идут в лес, чтобы предупредить партизан. Была дан

комментировать


в избранное


ссылка


отблагодарить

Знаете ответ?

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пластун»

Краевой конкурс сочинений «Герои Отечества»,

посвящённый Дню Героев Отечества

Номинация «Слава России – Великая Отечественная»

Автор: Мышкина Алина,

9 «А» класс

Руководитель: Расулова

Елена Григорьевна,

учитель русского языка

и литературы

Пластун, 2020

Отечество славлю, которое есть,

Но трижды – которое будет…

В. Маяковский

Прославление своей страны очень важно в любое время. А прославление страны в тяжёлый, военный период объединяло всех людей для совершения подвигов.

Прочитав отрывок из романа Леонида Леонова «Русский лес» (писатель –участник Великой Отечественной Войны), я задумалась…Беспощадная война…Долг перед Родиной, перед ребёнком, муки совести…

Девушка Поля наконец-то дождалась вестей от своего любимого Родиона. Две подружки – Поля и Варя – читали письмо от Родиона, пришедшее с запозданием. Много было волнений, предположений, сомнений. Главное – весточка-доказательство, позиция молодого человека на войне, где проверка на прочность происходит быстрее, чем в мирной жизни. Итак, Родион объясняет причину молчания тем, что их часть, где он воевал, отступала, он так и пишет: «Мы отступаем пока, день и ночь отступаем…». Из курса истории мы-то знаем, что наша Армия на какой-то момент была слабее, и ей пришлось под напором врага отодвигаться назад. Сейчас мы знаем, что это временное явление, так нам приходилось.

«…в одной русской деревне случилось» всё это. Родион шёл самым последним из роты и…встретил девчушку «лет девяти», влюблённую с детства в «Красную Армию». Она от чистого сердца дарит «полевые цветы», которые, как пишет Родион, «достались» ему. Девочка со своими «пытливыми, вопросительными глазами» шептала: «Почему солдаты мимо проходят, почему не остановились?». Ей, девятилетней, неведомо, кто такие немцы, она не понимает, что они – враги, и могут безжалостно растерзать, растоптать. Родион-то букет принял, но без радости, он считает, что ему, отступавшему, не за что дарить цветы, что он не смог защитить ребёнка, бросил её «на милость врага». Теперь, после случившегося, Родиону неизвестна судьба девочки. Её подарок он бережно хранит, просит, «если что случится, то в могилу на себя положить» теперь уже засохшие, но дорогие цветы.

Родион «не трус», готов умереть, защитить. Но мы отступали тогда, отступали. Груз на сердце, словно камнем, давит; букет-подарок обязывает скорее освободить нашу Землю от врага. И вспоминает Родион с болью, с мучительной болью брошенную деревню, брошенную девочку…И думает о долге, о долге перед Родиной…

Чувство долга испытывал весь народ. Весь, без исключения. Этот факт подтверждает произведение Дмитрия Медведева «Это было под Ровно» (писатель был полковником, Героем Советского Союза, командиром крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны). Произведение поднимает проблемы партизанской войны, рассказывает о людях «мужественных и самоотверженных», о жестоких расправах, причинённых немцами мирному населению.

Немецкие «каратели устроили засаду около села Озерцы». Люди попытались уйти в лес, чтобы «спастись». Немцы же подумали, что мирные жители хотят сообщить партизанам о предполагаемом нападении. Недолго пришлось ждать расплаты: людей беспощадно расстреливали, сжигали, «бросали в горящие хаты».

Все мы понимали, что за каждое сообщение либо помощь партизанам придётся расплачиваться мирному населению своей жизнью. Но партизаны продолжали действовать: они «решили взорвать» немецкий «поезд с оружием, боеприпасами…». Для немцев это была огромная потеря.

«Инженер Маликов с двенадцатью бойцами» обдумывал это дело, знал, что наших людей не пощадят, как не пощадили в селе Озерцы. А немцы уже подняли крестьян для дежурства на железной дороге. На помощь пришла женщина с советом: «Скажите, якобы вы, партизаны, нас побили, повязали и бросили на землю, а сами сделали то, что вам нужно было!». Всё закончилось «блестяще», как и было запланировано. Люди помогали партизанам, немцы на этот раз не тронули никого.

Понятно, что помощь партизанам – это помощь Красной Армии в войне с немецкими захватчиками.

Русские люди приближали Победу как могли! Даже ценой своей жизни. Они, не думая о себе, шли на риск, проявляя бесконечное мужество и стойкость.

И в сегодняшнее время живут люди, прославляющие Россию. Мы обязаны жить достойно ради наших героев.

Использованная литература:

1.Л.М.Леонов «Русский лес»

2.д.Н.Медведев «Это было под Ровно».

  • Когда как не сейчас как пишется правильно
  • Когда итоговое сочинение по литературе 2022
  • Когда итоговое сочинение 2022 11 класс по русскому языку
  • Когда или кагда как пишется правильно
  • Когда из машины вышли мужчина и женщина и смеясь чему то своему сочинение рассуждение