Когда начинать читать книги ребенку?
27 Августа 2020
Так когда же, когда начинать читать ребенку книги? При всем уважении к психологам, едва ли стоит нападать с книжкой на новорожденного младенца. Что не отменяет необходимости и пользы общения. Говорите с ребенком, чтобы и ребенок поскорее заговорил с вами, рассказывайте стихи и сказки, пойте песенки. Но, будем честны, много ли вы их помните? Стихов и сказок?
Если вы – кладезь народной мудрости, то, безусловно, можно обойтись пока без книжки. В ином же случае книги станут вам прекрасным подспорьем. Сказки, стихи, побасенки, истории, считалки, потешки – в книжках найдется все. Дети очень восприимчивы к рифме, стихи придутся по вкусу почти всякому малышу. Но можете читать ему хоть романы, детям не просто нравится слышать голос близких, любящих людей, им это необходимо.
Намереваясь же подружить ребенка с книгой всерьез, следует учитывать как общие этапы развития детей, так и индивидуальные особенности вашего малыша. Чтобы помочь разобраться, с какого возраста начинать читать книжки, мы предлагаем небольшую шпаргалку по возрастам.
Возраст 3 — 6 месяцев
Малыш начинает ползать, изучать предметы, лепетать. Читать ему или рассказывать, вот в чем вопрос? Рассказывайте! На этом этапе лучшая книга для него – это вы. Рассказывайте то, что помните наизусть, знакомые с детства сказки, любимые стихи. Выучите новые: потешки, песенки, докучные сказки (хит на все времена – сказка про белого бычка, но их, на самом деле, много).
Дети любят повторения (в этом у вас еще будет время убедиться). И, на будущее, если малыш просит, не отказывайтесь в пятисотый раз прочитать сказку о курочке Рябе, не сердитесь на него. Повторы помогают детям усвоить не только новые слова, но и речевые обороты, построение фразы.
Почитать книжку можно перед сном, а в течение дня рассказывайте: пока собираетесь на прогулку, играете со своим карапузом, одеваете или купаете его. Он будет отзываться, отвечать вам (пусть пока только бу-бу и га-га), а вы обращайтесь к нему по имени. Хорошая идея вставлять имя своего малыша, по случаю, в стишки (например — а ворота скрип да скрип, а наш Петя/ Оля спит да спит).
Что же касается взаимодействия с книгой, то, будем честны: в этом возрасте дети больше всего любят их грызть. Поэтому лучше купите деточке погремушку или прорезыватель для зубок, а вот себе – хороший сборник малышовых стишков, он вам здорово пригодится.
Возраст 6 – 9 месяцев
Малыш делает первые шаги, играет с другими детьми, активно взаимодействует с предметами, повторяет за взрослыми слоги и простые слова. Самое время познакомить его с книжкой! Но надо понимать, что на первых порах книга будет больше игрушкой. Не надо этого бояться, это полезно и правильно.
Приобщить свое чадо к шедеврам мировой литературы еще успеете, а сейчас вы начинаете учить его пользоваться книгой как учите пользоваться ложкой или другим предметом повседневного быта. Играя, дети учатся самым простым действиям — переворачивать страницы, понимать, куда смотреть, где начало и где конец книги.
Сейчас издается множество прекрасных детских книг:
- ⚫ мягкие сенсорные книжки,
- ⚫ книжки для купания,
- ⚫ трансформеры с подвижными клапанами,
- ⚫ раскладными картинками.
Разглядывая иллюстрации, повторяя вслед за вами слова, трогая фактурные вставки, ваша детка развивает мелкую моторику, координацию, сенсорные способности и навыки общения. И, конечно, учится любить книгу, ведь она приносит столько радости!
Возраст 9 – 12 месяцев
Этот возраст можно охарактеризовать двумя словами – все сам! Малыш пытается ходить без поддержки, сидеть, самостоятельно есть, произносит первые слова, выступает инициатором общения с родителями, с удовольствием слушает, как мама (или папа) ему читает, рассматривает картинки.Именно с разглядывания картинок начинается осмысленное взаимодействие ребенка с книгой. Книга – не просто предмет, но источник информации о реальном мире и мире воображения, и он учится открывать для себя эти миры.
Устройтесь с малышом в обнимку так, чтобы вам удобно было держать и читать книжку, а ему – смотреть. Картинки лучше выбирать яркие, но максимально простые, с изображением одного-двух персонажей или предметов. Подойдут красочно оформленные сказки, иллюстрированные словари первых слов. Родителям тоже придется постараться: заученными стишками уже не обойтись, пришло время импровизировать. Выбирайте книжку с иллюстрациями, по которым сами сможете рассказать историю, для начала совсем несложную – кто изображен на картинке? Во что одет? Что делает? Что говорит?
Будьте готовы читать выразительно, в лицах, изображая персонажей, квакать и мяукать, пищать и рычать – это поможет малышу различать и лучше запоминать героев, и, конечно же, ему понравится! Попробуйте, это понравится и вам. Иногда серьезным, взрослым людям тоже бывает полезно подурачиться. Но, конечно, для чтения перед сном лучше выбрать что-нибудь ритмичное, читать или напевать в спокойной манере.
Возраст от года до двух
Малыш к полутора годам обычно уже произносит короткие фразы, танцует, подпевает, начинает рисовать (прощайте, обои!), узнает изображения на картинках, понимает короткий рассказ или сказку. Картинки все еще очень важны, они помогают совсем маленьким детям выстраивать для себя последовательность сюжета, но это уже начало всамделишного, настоящего чтения. Сажайте ребенка к себе на колени (так ему будет проще сосредоточиться), и начинайте читать!
Перечитывая полюбившуюся сказку, делайте паузы, чтобы малыш мог закончить фразу, вставить знакомое слово, но, если пока не получается, не беда — подскажите, предложите повторить за вами. То же и с картинками. Спросите, кто изображен, что делает, или попросите показать вам, где нарисован определенный персонаж.
Это важный этап развития, ваш маленький слушатель потихоньку становится и собеседником. Но, если ему трудно пока усидеть на месте, не заставляйте. В этом возрасте у детей очень много дел: они осваивают новые движения, учатся прыгать, любят лепить, собирать конструктор (кстати, развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием речи).
У детей от года начинает формироваться и собственный вкус. Возможно, вашему малышу просто не нравится определенная книжка. В таком случае, предоставьте ему возможность выбрать самому (для этого полка с детскими книгами должна быть в доступном для ребенка месте).
Возраст от двух до трех лет
Ребенок самостоятельно совершает основные действия, активно общается со взрослыми, с другими детьми, у него зарождается самооценка (чаще всего он оценивает себя как «хороший» — и ведь не поспоришь!), не только с удовольствием слушает стихи, сказки, истории, но уже и сам рассказывает.
Теремок, Колобок, Курочка Ряба – прекрасный выбор для этого возраста. Можно так же начинать читать детские энциклопедии, истории про животных, длинные стихи. Показывая малышу картинки, попросите рассказать, что там нарисовано, это способствует развитию речи и воображения. Обсуждайте героев сказки, их действия (например, куда пошел Медведь, хороший он или плохой). А, если читаете сказку не впервые, предложите с какого-то момента ее продолжить для тренировки памяти и внимания.
Но все это довольно общие рекомендации. Мы надеемся, что они будут полезны, но принимать их как безусловное руководство к действию не стоит. Ориентироваться надо исключительно на способности и потребности вашего ребенка. Бывает, что и в три месяца детка слушает сказки, затаив дыхание, но, если ваш годовасик все еще пытается грызть книжку и больше любит играть в ладушки – не принуждайте его сидеть и слушать. Всему свой черед. Не надо превращать совместное чтение в тяжкую повинность, ни для себя, ни для ребенка. У вашего крохи впереди длинная дорога познания, пусть идет по ней с радостью. Даже суровый самурай Ямамото Цунэтомо в своем трактате «Сокрытое в листве» настойчиво рекомендовал не наказывать детей до четырех лет — чтобы малыш, не зная страха, рос любознательным и смелым.
С чего начинать читать?
Маленькая белая рыбка.
Возрастная рекомендация 1+.
Серия книг бельгийского автора Гвидо Ван Генехтена о приключениях маленькой белой рыбки и ее друзей: красного краба, синего кита, зеленой черепахи и многих других. Иллюстрации яркие, разноцветных героев проще узнать и запомнить. Бумага достаточно плотная, ее трудно порвать или измять, так что книги подойдут и детям помладше. Простые, но увлекательные истории наверняка понравятся и вашему малышу, и вам.
Зайка Стёпа и горшок.
Возрастная рекомендация 2+.
Прекрасная серия обучающих книжек-помощников от Эндриана Хеймена. Иллюстрации большие и красочные, книга удобного формата, на плотном картоне. Текст поможет весело и доходчиво объяснить ребенку, как одеваться, пользоваться горшком, ходить к врачу. Книги серии будут полезны и детям постарше, а малыши, которым еще рановато на горшок, наверняка полюбят картинки с милейшим зайчиком Степой.
Крокодил, мне пора — ухожу я с утра!
Возрастная рекомендация 3+.
Забавная книжка в стихах от Салли Хопгуд о медлительном черепашонке, решившем покинуть зоопарк, но прежде проститься со всеми своими друзьями. Замечательные иллюстрации, которые познакомят вашего малыша с животными: тут и крокодил, и антилопа, и улитка, и кот. Стихи простые, смешные, их легко заучить. Обложка мягкая, бумага мелованная. Книга будет интересна и самым маленьким, но, к сожалению, странички нетрудно порвать.
В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.
Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения
Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:
- Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
- Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
- Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов. Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
- Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.
Что и как читать?
Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ
Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».
Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.
Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.
Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop). В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д. Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.
Какие картинки рассматривать с малышом?
Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.
Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.
По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.
Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.
Книга о малыше
Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.
Немного из нашего опыта чтения книг до года
Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.
Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.
Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).
На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ДО ГОДА
СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?
С уважением, Яна Разначенко
Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.
Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев
Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.
Книжки-игрушки от 6 месяцев до года
С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками — ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.
Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности «говорящие». Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка — гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними «общаться»: возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать «старые» книги.
Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным — например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.
Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, — он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.
Книги от 1 до 2 лет
В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его «именем», требуется многократное повторение этой цепочки: «предмет — его название». И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.
В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую «любовь» можно использовать для расширения кругозора ребенка — например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.
Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами — «Колобок» («Я от бабушки ушел…»), «Репка» («Тянем — потянем») и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.
В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации — зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей — чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное — понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.
Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: «Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?». Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, — тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).
Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу — ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку — подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.
Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.
Чтение от 2-х до 3-х лет
Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки — неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку — в этом возрасте ему очень нравится быть «повторюшкой»: попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…
К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку — вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое «цокотуха», ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз — дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.
Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.
В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, — для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт — титульный лист, свой фасон одежды — формат, «говорящая обложка», которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.
Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь — не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: «И мне тоже почитай!». Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе «Тараканище» К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение — не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.
Детские книги с 3-х до 6 лет
В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное — все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
Детская книга — это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний «читаемым». Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.
В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:
- сначала мама «глаза в глаза» читает ребенку текст и не показывает картинок;
- дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
- обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
- демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
- соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги — с рисунком на обложке
- следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит — в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно.
Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными — ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, — малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так как у вас получается, в данном случае это не главное.
В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, — она «живая», она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу «приглашайте» в дом как самого дорогого гостя, «усаживайте» на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу — чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте «глаза в глаза», не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы — руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, — это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.
Список литературы для детей от 0 до 2 лет:
- Любые книги с «правильными» иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
- Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
- Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»; С. Козлов. «Я на солнышке лежу».
- Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
- Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»
- Серия «Для самых маленьких»: «Сказки в стихах» ( А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
- «Репка». Русская народная сказка в обработке А. Толстого, «Снегурочка и лиса» Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
- «Теремок».
- В.А. Степанов. «Как живете? Что жуете?»
- Б.Заходер. «Песенки Винни-Пуха».
Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет
- «Золотая книга для детей» «Репка». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- «Колобок». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
- «Петушек и бобовое зернышко». Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
- С. Маршак. «Детки в клетке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- В. Сутеев. «Цыпленок и утенок «; «Под грибом»;
- Л.Толстой «Три Медведя», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- С. Михалков .»Упрямый лягушонок», рис. В. Сутеева;
- С. Михалков. «Мой щенок», рис. В. Сутеева;
- С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
- С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- К. Чуковский. «Телефон», рис. В.Канашевича;
- «Гуси-Лебеди». Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
- К. Чуковский. «Муха-цокотуха», рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. «Тараканище», рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. «Крокодил», рис. В. Сутеев;
- В. Сутеев. «Дядя Миша», рис. В. Сутеев;
- Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», рис. Г. Бедарева;
- А.С. Пушкин. «Лукоморье»;
- И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
- В.Н. Косыгина. «Тру-ля-ля», Артикуляционная гимнастика,
- С. Маршак. «Веселый счет»;
Список литературы для детей от 3-х до 6 лет
К вышеперечисленным произведениям прибавляются:
- «Красная Шапочка», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
- «Три поросенка», пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
- «Кот в сапогах» пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- «Золушка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- «Спящая Красавица», пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- «Оловянный солдатик», пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
- «Русалочка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- «Огниво», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
- «Новогодняя сказка», изд-во «Самовар»,1996 год.
Александра Морозова — дошкольный педагог,
Ирина Александрова — филолог, преподаватель высшей категории
Чтение сказок для детей – привычная процедура для каждого родителя. Чтобы ребенок успокоился, многие мамы и папы прибегают к данному методу, выбирая увлекательные детские книжки с различными картинками и интересными историями. Но далеко не все знают, с какого возраста читать ребенку сказки не только можно, но и нужно.
Кроме того, важно грамотно подбирать специальные книги, которые должны полностью соответствовать развитию малыша. Это поможет ему понимать прочитанное и извлекать из него основной смысл.
Как понять, что уже можно читать ребенку?
Читать ребенку книжки можно с раннего возраста. Психологи утверждаются, что в будущем таким детям будет намного проще общаться со своими сверстниками, они легко будут заводить новые знакомства и быстрее заговорят по сравнению с другими детьми.
Начинать читать книжки можно с того момента, как малыш научился фокусировать свое внимание на определенных предметах. В результате родители уже могут постепенно начинать демонстрировать малышу яркие и несложные картинки. Это, так называемый, подготовительный процесс перед началом чтения сказок и других книг. Прежде всего, важно установить эмоциональный контакт между мамой и малышом. Демонстрируя картинки, обязательно проговаривайте, что на них изображено. Таким образом, ребенок будет постоянно слышать голос мамы, и стараться повторить услышанное.
Читать книги нужно с раннего возраста, усаживая малыша на колени. Это психологический контакт, в процессе которого ребенок учится доверять родителям, слышит их голос, старается контактировать с мамой и папой.
В этом случае работает правило: чем чаще читать ребенку книжки, тем быстрее он сможет заговорить. Ведь постоянное чтение – один из важных элементов развития детской речи. Следующий этап регулярного чтения – пополнение пассивного словарного запаса малыша, расширение его кругозора. Малыш старается визуализировать то, что он услышал, начинает работать его воображение, фантазия, отмечают активное развитие памяти. Рекомендуется читать сказки не только перед сном, но и на протяжении дня – по несколько раз за день.
Причем не стоит заставлять ребенка вас слушать. Нужно выбрать время, когда малыш ничем не занят и отдыхает после игры. Процесс чтения не должен вызывать у детей негативные эмоции.
Выбираем книжку по возрасту
Отвечая на вопрос, с какого возраста можно читать ребенку, психологи утверждают: чем раньше, тем лучше. В процессе чтения малышам до 1 года, нужно помнить о некоторых важных нюансах:
- В первую очередь нужно показывать малышу картинки – это должны быть яркие изображения, на которых нарисован один или два персонажа (не стоит слишком перегружать мозг маленького ребенка).
- В таком возрасте родители могут использовать специальные книжки-игрушки, что предполагают постоянное воздействие малыша с книгой. Таким образом, ребенок будет принимать непосредственное участие в процессе чтения.
- Идеальным решением считаются книжки с соответствующими клапанами, с разными кнопками и прочими подвижными деталями. Детям нравится трогать шершавые страницы, тянуть за веревочку, трогать пушистые вставки и многое другое.
Однако не стоит переусердствовать и не путать обычный игровой процесс с основным заданием – научить малыша слушать. Одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями – сделать все возможное, чтобы ребенку была интересна человеческая речь, а не только картинки. По мере взросления дети начинают понимать то, что они слышат. Со временем малыш разберется и поймет смысл новой информации.
Потому стоит выбирать книги с небольшим количеством спецэффектов, чтобы это не переросло в банальную игру. Потребуется дать малышу некоторое время, чтобы он успел рассмотреть картинку и сосредоточиться на ее элементах.
Для детей до года можно приобрести сенсорные книги – это мягкие и развивающие книжки, не лишенные сюжетной линии. Очень хорошо «работают» сказки, где минимум текстовых блоков и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Родители имеют возможность знакомить свое чадо с небольшими стихами – как правило, это легкие четверостишья.
Для более взрослых детей – от 1,5 года, можно осваивать специальные детские энциклопедии, где автор поднимает различные интересные темы. В первую очередь малыш начинает распознавать существительные, с течением времени он узнает глаголы. Потому ближе к двум годам можно смело составлять короткие предложения, в которых всего 2-3 слова.
Но пока малыш еще не научился разговаривать – за него говорят родители. Они могут с легкостью интерпретировать любую историю на собственный лад.
От 1,5 года до 3-х лет – можно смело переходить к чтению коротких историй про разных животных, читать более длинные стишки и не отказываться от увлекательных сказочных историй. В этот список нужно добавлять книги с картинками, по которым малыш может самостоятельно «прочитать» или придумать историю.
Читаем сказки вместе с детьми
Читаем сказки детям, как минимум, два раза в день – перед дневным и вечерним сном. Во время прочтения важно вести диалог со своим чадом – переспрашивайте его о прочитанном, обсуждайте определенные ситуации, которые случились в рассказе. Вместе проговаривайте поступки героев (хорошо или плохо поступил тот или иной персонаж).
Если малыш отказывается вместе читать определенную книгу, необходимо прибегать к альтернативе – пускай, он или она самостоятельно выберет книгу, которую можно прочесть в данный момент. Когда ребенок самостоятельно берет книгу и просит маму или папу вместе с ним почитать – ни в коем случае не нужно ему отказывать.
Совместное чтение с ребенком помогает наладить связь между дочкой/сыном мамой и папой. Это необходимо для дальнейшего взаимопонимания сторон. Ребенок будет чувствовать тепло, семейный уют и доверие.
Как правильно читать сказки ребенку
Существует несколько рекомендаций, которые помогут родителям понять, как нужно читать сказки собственному чаду:
- Не игнорируйте, предложенные картинки – каждая иллюстрация обязательно должна проговариваться. Если ребенок еще не умеет самостоятельно читать, тогда нужно помочь ему визуализировать героев сказки: расскажите, в чем они одеты, опишите их эмоции.
- Лучше всего читать сказки с выражением и стараться имитировать разные голоса для персонажей. Во-первых, малыш сможет по интонации понимать, какой герой сейчас разговаривает. Во-вторых, ребенок сможет более реалистично воспринимать текстовую информацию.
- Важен постоянный контакт с маленьким слушателем. Родители могут показывать картинки и спрашивать, кто на них изображен, расспросить про элементы одежды героя. Если малыш не знает, как называется тот или иной предмет – обязательно повторите новое слово несколько раз и укажите его на картинке. Это поможет малышу лучше запомнить только что выученное слово.
- Предложите ребенку самостоятельно перелистывать страницы в книге. В результате малыш сможет тренировать пальчики и тоже принимать участие в процессе чтения.
- Не стоит отказывать ребенку, если он просит прочесть одну и ту же историю несколько раз подряд. В таком возрасте малыши любят повторения – это позволяет им намного лучше запоминать новую информацию, которая постепенно усваивается.
- Во время чтения можно останавливаться и предложить ребенку самостоятельно продолжить предложение. К примеру, что сделал дальше медведь, куда пошел Иван Царевич и другое. Это способствует активному развитию детского воображения. А если ребенок уже не первый раз слышит одну и ту же сказку – можно проверить его внимательность и память.
Важно всегда прислушиваться к своему чаду и учитывать его настроение: если малыш наотрез отказывается сегодня слушать какую-либо книгу, нужно учесть его пожелание. Пройдет немного времени, и он сам предложит почитать вместе с мамой и папой.
Как можно раньше. Если верить психологам из разных стран, чем скорее вы начнете приучать своего малыша к литературе, тем легче ему впоследствии будет не только освоить речь, но и контактировать с окружающим миром. Так что не бойтесь, что ваши старания окажутся тщетными, если вы познакомите своего ребенка с парочкой сказок еще до того, как он научится правильно воспринимать их.
Когда читать
Не зря наши предки проводили бессонные ночи возле младенцев, рассказывая им народные сказки. Не руководствуясь указаниями именитых психологов (ввиду их отсутствия), прапрабабушки знали наверняка: человек, даже если он совсем маленький, способен воспринимать увлекательные истории.
Приучая ребенка к книгам с малых лет, вы выполняете сразу несколько важных функций. Во-первых, чтение расширяет пассивный словарный запас: маленький слушатель не сразу начнет понимать, о чем именно идет речь, однако услышанные слова будут откладываться в его памяти, чтобы в недалеком будущем трансформироваться в полноценную речь. Во-вторых, как и любые другие занятия, чтение научит малыша концентрации и поможет развить воображение еще в самом юном возрасте.
Читайте также: Лучшие детские книги
С последним, к слову, помочь могут исключительно книги: мультфильмы, вопреки чаяниям занятых родителей, напротив, сужают восприятие, а быстрая смена кадров буквально не дает ни секунды на то, чтобы осмыслить увиденное. Поэтому, несмотря на то что качественный видеоконтент может существенно облегчить жизнь мамам и папам, малышу он скорее навредит, чем принесет пользу.
И наконец, пожалуй, самое весомое достоинство семейного чтения — возможность юного члена семьи пообщаться с самыми близкими родственниками. Ни для кого не секрет, что контакт ребенка с родителями идет ему на пользу, но не стоит ограничиваться одними разговорами. Сказки, стихи, а также совместное изучение картинок еще больше обогатят внутренний мир вашего чада, а у вас появится возможность продемонстрировать свою любовь не только на словах, но и на деле.
Что читать
Если вы решили начать погружение в мир литературы до того, как возраст вашего малыша достиг одного года, обратите особое внимание на книги с картинками. Иллюстрации должны быть яркими и понятными, без замысловатых сюжетов и, конечно, дарить ребенку только положительные эмоции. Не стремитесь злоупотреблять книжками-игрушками со множеством спецэффектов, ведь ваша задача состоит не только в том, чтобы развлечь своего слушателя, но и научить его самым полезным вещам. Прекрасно для первых шагов в мире литературы подойдут и детские энциклопедии.
Позже, а именно с трех лет, можно переходить на небольшие сказки, стихи и рассказы. Прекрасно развивают и виммельбухи — эти красочные издания специально созданы для того, чтобы в игровой манере научить ребенка концентрировать свое внимание и даже самостоятельно придумывать истории.
Читайте также: Современные детские писатели, о которых вы могли не знать
Как читать
Чтобы чтение не носило исключительно увеселительный характер, заведите несколько полезных привычек. Так, например, не стоит сосредотачивать свое внимание только на тексте — показывайте ребенку все картинки, комментируйте изображения, а если ваше чадо уже умеет говорить, попросите и его рассказать об увиденном как можно подробнее. Постарайтесь превратить чтение в интерактивную игру: позвольте малышу самостоятельно переворачивать страницы (это тренирует мелкую моторику), не забывайте задавать ему уточняющие вопросы, а кроме того, не бойтесь высказывать собственное мнение.
Не лишним будет вспомнить и школьные уроки литературы: произносите текст с выражением, имитируйте голоса персонажей. Иными словами, делайте все, чтобы знакомство с книгой превратилось для ребенка в маленький спектакль, захватывающее приключение.
К слову, нередко мальчики и девочки заставляют родителей по нескольку раз перечитывать одно и то же произведение. Не пугайтесь такой привязанности: дети любят многочисленные повторения, и касается это не только чтения, но и других занятий. Оказывается, именно таким образом происходит процесс обучения на самых ранних этапах. Поэтому лучше еще раз закрепить пройденный материал, чем отказаться от него вовсе.
Начинаем читать ребенку: когда и как?
16 октября 2013 12:07
Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать – не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?
«Читающая мама» – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.
Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.
Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.
Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.
* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.
Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.
Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.
Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.
Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.
Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.
Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.
С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.
Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации