Краткое содержание «Белый пудель»
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 3555.
Обновлено 9 Февраля, 2022
О произведении
Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. Конфликт рассказа построен на противопоставлении того, как бродячие артисты и богатые люди относятся к дрессированной собаке. Старик и мальчик воспринимают Арто как близкого друга, тогда как для сына барыни это всего лишь игрушка, о которой он завтра, возможно, уже забудет.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Белого пуделя» без предварительной регистрации при подготовке к уроку литературы или заполнении читательского дневника.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в начале XX века в Крыму, в сельской местности.
Главные герои
- Мартын Лодыжкин – старик, шарманщик.
- Сергей – двенадцатилетний мальчик, акробат. Пять лет назад Лодыжкин взял его «напрокат» у сапожника-забулдыги.
- Арто – белый пудель,
«остриженный наподобие льва»
.
Другие персонажи
- Трилли – сын хозяев дачи «Дружба», капризный мальчик восьми-десяти лет.
- Дама – хозяйка дачи «Дружба».
- Дворник – служил у родителей Трилли.
Краткое содержание
Глава 1
«Пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа».
Впереди бежал пудель Арто, за ним шел Сергей, а сзади плелся дедушка Мартын Лодыжкин «с шарманкой на скрюченной спине»
. Шарманка едва работала, и на ней можно было сыграть только давно устаревшие вальс и галоп.
Глава 2
Труппа вышла к старинному графскому парку, «в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи»
. Сергей и Мартын начали ходить по дачам, но «день выдался для них неудачный»
.
Почти везде их прогоняли или отказывали, заплатили только в двух. И хотя Лодыжкин был рад хоть какому-то заработку, его сильно возмутила одна барыня: женщина долго смотрела представление и расспрашивала их, а после дала лишь дырявый гривенник.
Они обошли весь дачный поселок. Оставалась последняя дача за высоким забором, на которой было написано «Дача Дружба»
.
Глава 3
Труппа зашла в сад, и Сережа расстелил перед балконом коврик. Только они собрались начать представление, как на террасу выбежал, издавая пронзительные звуки, мальчик. Вслед за ним спешили прислуга, молодая дама и толстый лысый господин. Они всячески пытались успокоить ребенка, но тот не унимался.
Лодыжкин сказал начинать представление. Услышав звуки шарманки «все на балконе разом встрепенулись»
. Артистов хотели прогнать, но Трилли начал капризничать, чтобы их вернули. Лодыжкин играл на шарманке, Сергей выполнял акробатические трюки. После этого Мартын достал тонкий хлыстик, и Арто послушно выполнял его приказы.
Увидев дрессированную собачку, Трилли тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько хочет Лодыжкин за Арто. Мартын ответил, что пудель не продается, ведь он их кормит. Мальчик кричал еще громче. Рассерженная дама готова была заплатить сколько угодно, но Лодыжкин не уступал. Тогда дворник прогнал артистов из дачи.
Глава 4
Уже у моря артистов догнал дворник. Подкармливая пуделя колбасой, он объяснил, что пришел по поручению барыни, которая предлагает за собаку 300 рублей. Старик же решительно отказывался продавать Арто.
Глава 5
Лодыжкин и Сережа остановились позавтракать в «уголке между Мисхором и Алупкой»
у источника. После завтрака они решили немного поспать. В полудреме дедушка говорил сам с собой: рассуждая, как купит розовое трико с золотом и атласные розовые туфли.
Пока Сергей и Мартын спали, Арто пропал. Увидев лежавший на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку забрал дворник. Мартын очень расстроился.
Возмущенный Сергей сказал, что сейчас вернется и заставит отдать собаку, а иначе придется обратиться к мировому. Лодыжкин ответил, что им нельзя обращаться к мировому: он живет по чужому паспорту, и на самом деле крестьянин Иван Дудкин.
Глава 6
«Молча они дошли до Алупки»
и остановились в грязной турецкой кофейной, носившей название «Ылдыз»
– «Звезда»
. Поздно ночью Сергей незаметно собрался и вышел. Мальчик отправился к даче «Дружба». Перебравшись через узорчатые чугунные ворота, он решил обойти дачу кругом.
Из каменного подвала Сергей услышал стонущий визг. Мальчик позвал собаку и «неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад»
. В подвале раздался басовый крик, и что-то стукнуло. Возмущенный Сергей закричал, чтобы не смели бить собаку.
Из подвала выбежали дворник и Арто с обрывком веревки на шее. Сережа, а за ним и пудель, бросились наутек. Найдя место, где стена забора была достаточно низкой, мальчик подсадил собаку, запрыгнул сам, и они быстро побежали прочь.
Хотя дворник и не преследовал их больше, собака и мальчик еще долго бежали. Передохнув у источника, Сергей и Арто вернулись в кофейню. Арто на радостях с визгом подбежал к Лодыжкину и разбудил его. Старик хотел обратиться к мальчику за объяснениями, но тот уже заснул.
И что в итоге?
Сергей – ночью пробирается к подвалу дачи «Дружба», сбегает вместе с Арто, у которого на шее болтается перегрызенная верёвка.
Арто – перегрыз верёвку, которой был привязан дворником; смог убежать из подвала благодаря помощи Сергея.
Дворник – долго преследует по саду собаку и мальчика, но они смогли перебраться через ограду и убежать.
Заключение
В рассказе «Белый пудель» Куприн противопоставляет двух мальчиков – акробата Сережу и барского сына Трилли. Сережа не намного старше своего антипода, но при этом он совершенно по-другому воспринимает окружающий мир. Маленький акробат восхищается крымской природой, с пониманием относится к Лодыжнику, не раздумывая, спешит вернуть своего друга Арто. Трилли же относится ко всему потребительски, для него важно только немедленное исполнение его капризов, независимо от того, чего бы это стоило его родителям.
Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Белого пуделя», а прочесть рассказ полностью.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Роман Бергер
10/12
-
Иван Косенко
10/12
-
Макс Щербаков
11/12
-
Максим Гнеушев
12/12
-
Наталья Колпакова
9/12
-
Борис Борис
10/12
-
Юлия Мельникова
12/12
-
Дмитрий Усольцев
12/12
-
Максим Михайлов
11/12
-
Настя Бирюкова
12/12
Рейтинг пересказа
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 3555.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 4 мин Просмотров 5.7к. Опубликовано 05.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Белый пудель» менее 1 минуты и подробно по главам за 2 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Белый пудель»
Маленькую группу возглавлял старик Мартын Лодыжкин, который был шарманщиком; его помощником был двенадцатилетний мальчик-акробат Сергей, а белый пудель Арто показывал разные трюки, которые, в основном, привлекали зрителей, также их команду сопровождает щегол — маленькая птичка.
Однажды герои зашли на богатую дачу, где хозяйка хотела их прогнать. Однако ее маленький избалованный сын потребовал показать представление и, увидев Арто, захотел забрать его себе.
Хозяйка предлагала за пуделя деньги, но Лодыжкин отказался продавать своего друга. Тогда дворник по приказу барыни украл собаку, но Сергей ночью пробрался на дачу, освободил Арто и вместе с ним вернулся к Мартыну.
Главные герои и их характеристика:
- Сергей — Мальчик-акробат. Главный герой произведения «Белый пудель» Куприна. Автор описывает его как впечатлительного подростка: он любуется природой, ценит красоту окружающего мира. Он смел, ловок, предан своим друзьям и своему делу.
- Мартын Лодыжкин — пожилой человек, который в прошлом был крестьянином, в описываемое в рассказе время живет по чужому паспорту. Однако Мартын надеется на лучшую жизнь: он энергичен, честен и заботится о Сергее, которого забрал у пьяного сапожника, мечтает купить ему красивый цирковой костюм. Он отказался продать пуделя за большие деньги.
Второстепенные персонажи получились не менее колоритными, чем главные. Писатель всего несколькими фразами показал гордость и злобу богатой барыни, капризный характер ее маленького сына, который противопоставлен Сергею, подлую натуру дворника, который обманом украл пуделя.
Краткое содержание рассказа «Белый пудель» подробно по главам
Глава 1
Автор описывает своих персонажей: он подчеркивает ум мальчика, трудолюбие Лодыжкина, метко характеризует большого белого пуделя Арто.
Глава 2
Куприн рассказывает о трудном дне, который выпал на долю бродячих артистов, которые трудились весь день на жаре в дачном поселке, но их везде выгоняли, и они ничего не заработали. А хозяйка одного дома поиздевалась над ними, дав им испорченную монету.
Глава 3
Начинается завязка истории: герои выступили перед дачей одной барыни, у которой был избалованный сын. Мальчику понравился Арто, и тогда дама предложила Лодыжкину за пуделя крупную сумму, но старик отказался продавать пса.
Глава 4
Дворник остается их упрашивать, обещая большие деньги, но герои покидают дачный поселок вместе с Арто.
Глава 5
Происходит развитие действия: маленькая труппа остановилась у водопада, где они решают переночевать. Наутро они обнаружили исчезновение пуделя. Лодыжкин догадался, что собаку украл дворник барыни. Мартын и Сергей тщетно пытаются найти пса. Они не могли обратиться к мировому судье, так как у Лодыжкина не было паспорта.
Глава 6
Кульминация истории. В ней повествуется о решимости Сергея выручить Арто. Ночью мальчик один отправился на дачу, с трудом нашел Арто в сарае и вместе с ним, рискуя быть пойманным дворником, бежал. Сергей выбрал кратчайшее расстояние до улицы. Мальчик-акробат перелезает через стену и вместе с Арто возвращается к Мартыну. Тот хотел расспросить мальчика о случившемся, но Сергей так крепко заснул, что разговор пришлось отложить.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ «Белый пудель», основан на реальном событии, который произошел с писателем в 1903 году. Куприн отдыхал на крымской даче и принимал бродячих артистов. Однажды писатель разговорился с мальчиком-циркачом, и тот сообщил ему, как во время выступления богатая дама хотела купить его дрессированную собаку, предлагая большую сумму денег. Но он отказался, после чего маленькая группа была вынуждена покинуть то место из опасения, что на них пожалуются в полицию.
В заключение следует отметить, что рассказ Куприна позволяет понять драматизм и его жизнеутверждающую идею победы дружбы над ложью и богатством.
Очень краткое содержание для читательского дневника
По Крыму путешествовала бродячая труппа: старик Мартын Лодыжкин — шарманщик, мальчик Сергей — акробат и белый пудель Арто — прекрасный цирковой артист. Они жили на деньги, которые давали зрители их представлений.
Однажды им не удалось ничего заработать. Когда циркачи оказались возле дачи «Дружба», где отдыхало богатое семейство, им навстречу выбежал мальчик Трилли. Ему очень понравился Арто, и артистов попросили показать представление. Трилли потребовал, чтобы пёс остался у него, но дедушка Мартын не согласился продать своего верного друга. Артистов прогнали со двора, не заплатив за представление.
Вечером дворник с дачи «Дружба» нашёл циркачей и снова предложил деньги за пуделя. Артисты отказались. Ночью дворник украл Арто.
Шарманщик стал горевать о том, что без пуделя им трудно будет выступать. Сергей, для которого Арто был настоящим другом, вечером отправился к даче, помог пуделю выбраться на волю, и они возвратились к Мартыну.
Главная мысль рассказа
Александр Иванович Куприн в своем рассказе, подчеркивает, что дружба – великая вещь, которую нельзя купить и продать. Арто для бродячих артистов – не просто собака, это член маленькой и дружной семьи, верный и преданный друг. Дачники и их дворник не смогли понять, что не все можно купить за деньги. Но эту истину очень хорошо понимали бедные артисты.
Рекомендуется читать не только краткое описание, но и произведение А.И. Куприна в полном объеме. Рассказ очень интересен и поучителен.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
По южному берегу Крыма путешествовала бродячая цирковая труппа. Она была совсем небольшая: дедушка Мартын Лодыжкин со своей старой шарманкой, акробат — двенадцатилетний мальчик Сергей и Арто — красивый белый пудель, выступление которого очень любила публика.
Сергей стал спутником старика после того, как тот пять лет назад взял его «напрокат» у вдового сапожника, обязавшись платить в месяц по два рубля. Но сапожник умер, с тех пор мальчик и дедушка Лодыжкин стали неразлучны.
Глава 2
Артисты вышли к старинному парку, в котором находились красивые дачи. Они обошли весь дачный посёлок, но смогли заработать очень мало. За представление заплатили только в двух дачах, но Мартын был рад и этому. Его сильно возмутила одна барыня: она долго смотрела представление, а дала только дырявый гривенник.
Подойдя к последней даче с табличкой «Дача «Дружба», посторонним вход строго воспрещается», Лодыжкин сказал, что название обещающее и понадеялся на удачу.
Глава 3
Артисты уже собрались начать представление, но тут из дома на террасу выбежал Трилли — мальчик лет восьми-десяти. Он громко кричал, а за ним спешили прислуга, дама и толстый господин. Мальчик катался по полу, визжал, а все уговаривали его принять микстуру.
Шарманщик завёл свою шарманку. Услышав её звуки, все люди на балконе встрепенулись. Мать мальчика решила прогнать артистов, но Трилли закапризничал, что хочет увидеть представление. Артистов вернули, Мартын стал играть на шарманке, а Сергей выполнял разные гимнастические трюки. Затем по командам старика Арто стал делать свой номер.
Трилли очень понравилась дрессированная собачка, и он тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько стоит собака, но Лодыжкин ответил, что она не продаётся. Трилли кричал во всю мочь. Его рассерженная мать предлагала за пуделя большие деньги, но старик не уступал. Тогда дворник прогнал артистов на улицу.
Глава 4
Когда они дошли до моря, их догнал дворник дачи «Дружба». Подкармливая Арто колбасой, он напомнил, что барыня предлагает за пуделя триста рублей. На эти деньги можно было купить бакалейную лавку, но Мартын решительно отказался продавать Арто.
Глава 5
Лодыжкин и Сергей решили позавтракать у источника, а затем немного поспать. В полудрёме дедушка говорил, что купит Сергею красивое трико и атласные туфли для выступления в цирке.
Проснувшись, они поняли, что Арто пропал. Увидев на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку украл дворник, и очень расстроился.
Сергей сказал, что надо идти требовать собаку назад, а если не отдадут, пожаловаться мировому судье. Дедушка ответил, что нельзя идти к мировому, потому что он живёт по чужому паспорту, а свой у него украли.
Глава 6
Дойдя до Алупки, артисты остановились на ночлег в турецкой кофейной. Поздно ночью Сергей тихонько вышел и направился к даче «Дружба». Там он перелез через ворота и стал обходить дачу кругом.
Услышав из подвала стонущий визг, Сергей позвал Арто, и на весь сад раздался неистовый лай. В подвале послышался крик и что-то стукнуло. Мальчик закричал, чтобы не смели бить собаку.
Из подвала выбежал Арто с обрывком верёвке на шее, за ним гнался дворник. Сергей и пудель бросились прочь. Найдя место, где забор был не очень высокий, маленький акробат подсадил пуделя, перелез через забор, и они помчались что есть силы.
Хотя дворник остался в саду, мальчик и собака ещё долго бежали, затем передохнули у источника и пошли в кофейную. Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и на радостях облизал ему лицо. Старик хотел расспросить Сергея, но не успел — мальчик уже заснул.
Основные герои
Основные герои – странствующая труппа, в составе которой:
- Старик лже-Мартын Лодыжкин — мещанин, на самом деле Мартына Лодыжкина зовут Иваном Дудкиным, и он крестьянин. Ныне он странник, зарабатывающий на жизнь при помощи своей шарманки.
- Сергей – двенадцатилетний мальчик. У парня сложная судьба: старик Лодыжкин «взял его напрокат у забулдыги – сапожника», но тот вскоре умер, а ребенок навсегда остался с шарманщиком.
- Арто – белый пудель, четвероногий спутник маленькой труппы.
Второстепенные герои:
- Трилли – истеричный, избалованный ребенок. Сын богатого барина, привык получать все, что пожелает.
- Дворник – прислуга родителей Трилли. «Серьезный мужик», как охарактеризовал его старик Лодыжкин.
Характеристика персонажей
Действующих лиц в истории не очень много, так как по жанру произведение «Белый пудель» — рассказ, больше напоминающий сказку со счастливым концом. Из второстепенных персонажей выделяются:
- Трилли — капризный маленький барин, который ни в чём не знает отказа. Его отец занимался строительством железной дороги и был миллионером. Именно поэтому сумма в три сотни за какую-то бродячую собаку не казалась этой семье такой огромной. Мальчик был единственным ребёнком и наследником, поэтому нет ничего удивительного, что родители его сильно баловали.
- Барыня — мать Трилли. По-своему несчастная женщина, готовая встать на колени перед своим сыном, лишь бы тот прекратил истерику.
- Дворник — мужчина крепкого телосложения, готовый даже пойти на кражу, лишь бы избежать гнева своей хозяйки и истерики молодого барина.
Если вкратце описать второстепенных персонажей рассказа Куприна «Белый пудель», то анализ их поведения оставляет много вопросов. Возможно, ещё какой-то логике поддаются действия дворника, ведь он человек подневольный и был обязан исполнять приказы хозяев. Однако сама барыня и её сын — люди, избалованные деньгами, и при этом недалёкого ума.
Барыня вполне могла приказать купить похожую собаку за гораздо меньшие деньги и не толкать своего подчинённого на преступление. Трилли — просто избалованный ребёнок с испорченной психикой, в чём тоже виновато родительское воспитание.
Характеристика главных персонажей выглядит гораздо положительнее. Даже несмотря на бедность, в них чувствуются сплочённость и искренняя любовь друг к другу.
Старый шарманщик
С первых строк становится понятно, что старик прожил трудную, но очень интересную жизнь. Во время своего путешествия он рассказывает Серёже о разных диковинных растениях, людях и городах, где он это всё видел:
Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно — пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.
Несмотря на тяжёлые условия, характер старика не озлобился. Для своего подопечного он всегда оставался человеком:
- доброй души;
- веселого нрава;
- с любовью к жизни.
Сожалел дед Лодыжкин только об одном плохом поступке — подделке паспорта. На это мужчину толкнула жизнь, так как собственный документ у него украли, а совсем без бумаги передвигаться по стране было очень сложно. Однако обращаться с таким паспортом к представителям закона старик опасался, так как не знал, кем был этот Лодыжка — человек, чью личность он присвоил.
О доброте старика говорит и тот факт, что Серёжа не был его внуком. Дед его практически спас от пьяницы-родственника, выкупив за деньги.
Даже то, как старый шарманщик разделил скудный ужин, уже вызывает у читателя чувство уважения к этому герою. Разломав хлеб, себе он оставил самый маленький кусок. Большой отдал мальчику — он растёт, ему надо, поменьше — собаке, так как пёс тоже зарабатывает своим трудом, выступая перед публикой.
Старика Лодыжкина можно назвать положительным персонажем с лёгким налётом сентиментальности (одушевление шарманки) и мудростью, присутствующей только у людей, которые прошли долгий и трудный жизненный путь.
Юный акробат Серёжа
О прошлой жизни мальчика мало написано в рассказе. Известно, что старик взял его в аренду у какого-то пьяницы, который, по-видимому, являлся родственником мальчика. Дед обязался выплачивать мужчине определённую сумму каждый месяц, но вскоре тот умер, а ребёнок так и остался у шарманщика.
Серёжа мог прочитать название усадьбы по буквам. Это говорит об уме и сообразительности паренька, так как он вряд ли сумел получить где-то образование, скорее всего, научился сам. Автор описывает мальчика как худого, но с ра́звитой мускулатурой. Характер у ребёнка был добрый, но упрямый. Об этом можно судить по его поступку, когда Серёжа отважился выкрасть собаку из барского дома.
Смелость — характе́рная черта образа Серёжи. Он, не боясь, заходил в каждый дом первым, а ведь не всегда артистам оказывали радушный приём, могли и выгнать, и побить. Паренёк только на миг испугался дворника, когда вернулся ночью за собакой. Не побоялся он и проделать длинный обратный путь до барской дачи в ночное время.
Серёжа — положительный главный герой этого детского рассказа. Он как бы создан специально для того, чтобы юные читатели могли брать с него пример.
Пудель Арто
Умная маленькая собачка со смешной стрижкой «подо льва». В рассказе автор несколько раз передаёт мысли пса, как бы подчёркивая, что он такой же полноправный член труппы, как его хозяева:
«Гав!» — брехнул с отвращением пудель. Потом поглядел, жалобно моргая глазами, на хозяина и добавил ещё два раза: «Гав, гав!».
То, что пёс может иметь своё мнение, говорит о неординарных умственных способностях Арто. Об этом же можно судить по фрагменту в рассказе, где Серёжа ищет собаку во дворе барской дачи. Пёс, учуяв хозяина, подаёт голос, указывая на своё местоположение.
Несмотря на небольшие размеры, Арто отличался смелостью. Почуяв опасность для юного хозяина и угрозу со стороны дворника, пудель срывается с поводка и напада́ет на огромного мужчину, давая тем самым возможность Серёже убежать. Пуделя Арто можно смело назвать не только положительным, но и самым милым персонажем во всей этой истории.
Кратко об истории создания произведения «Белый пудель».
Рассказ «Белый пудель», основан на реальном событии, который произошел с писателем в 1903 году. Куприн отдыхал на крымской даче и принимал бродячих артистов. Однажды писатель разговорился с мальчиком-циркачом, и тот сообщил ему, как во время выступления богатая дама хотела купить его дрессированную собаку, предлагая большую сумму денег. Но он отказался, после чего маленькая группа была вынуждена покинуть то место из опасения, что на них пожалуются в полицию.
В заключение следует отметить, что рассказ Куприна позволяет понять драматизм и его жизнеутверждающую идею победы дружбы над ложью и богатством.
Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Белого пуделя» для заполнения читательского дневника.
Конфликт рассказа построен на противопоставлении того, как бродячие артисты и богатые люди относятся к дрессированной собаке. Старик и мальчик воспринимают Арто как близкого друга, тогда как для сына барыни это всего лишь игрушка, о которой он завтра, возможно, уже забудет.
Содержание
- Основные персонажи рассказа
- О чем рассказ «Белый пудель» Куприна?
- Содержание «Белый пудель» по главам
- Сюжет рассказа Куприна «Белый пудель»
- Видео краткое содержание Белый пудель Куприн
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Мартын Лодыжкин – старик, шарманщик.
- Сергей – двенадцатилетний мальчик, акробат. Пять лет назад Лодыжкин взял его «напрокат» у сапожника-забулдыги.
- Арто – белый пудель, «остриженный наподобие льва».
Другие персонажи:
- Трилли – сын хозяев дачи «Дружба», капризный мальчик восьми-десяти лет.
- Дама – хозяйка дачи «Дружба».
- Дворник – служил у родителей Трилли.
Читайте также: Куприн «Гранатовый браслет» краткое содержание на нашем сайте.
О чем рассказ «Белый пудель» Куприна?
А. И. Куприн Белый пудель краткое содержание для читательского дневника:
Действие рассказа происходит в конце XIX — начале XX века. Главные герои рассказа – бедные бродячие артисты: старик-шарманщик Мартын Лодыжкин (настоящее имя – Иван Дудкин), мальчик-акробат Сережа и белый пудель Арто.
Бродяги ходят по побережью Крыма, выступая перед богатыми дачниками. Однажды артисты попадают на дачу к очень богатым людям. Среди прочего бродяги показывают трюки с пуделем. Эти выступление смотрит сын хозяев дачи, очень избалованный мальчик. Капризный мальчик требует, чтобы белого пуделя отдали ему. Но артисты отказываются продавать собаку даже за большие деньги.
Покинув дачу ни с чем, артисты обедают и ложатся вздремнуть. В это время к ним подкрадывается дворник капризного мальчика и крадет собаку. Артисты просыпаются и обнаруживают, что Арто нет. Они понимают, что пуделя украли для богатого избалованного мальчика.
Сережа решает вернуть собаку. В тайне от старика мальчик идет ночью на богатую дачу, где держат пуделя. На даче он слышит, как Арто скулит в подвале. Мальчик зовет собаку, и пудель узнает его и начинает лаять. Чтобы прогнать мальчика, из подвала выходит дворник, охраняющий Арто. Тем временем умный пудель перегрызает веревку и вырывается из заточения.
С большим трудом Сережа и Арто убегают от дворника и наконец прибегают к старику. Проснувшись, старик видит своего любимого Арто. Все трое счатсливы, что все закончилось хорошо.
Это интересно: Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе.
Содержание «Белый пудель» по главам
Краткое содержание Куприн Белый пудель с описанием каждой главы:
Глава 1
«Пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа». Впереди бежал пудель Арто, за ним шел Сергей, а сзади плелся дедушка Мартын Лодыжкин «с шарманкой на скрюченной спине». Шарманка едва работала, и на ней можно было сыграть только давно устаревшие вальс и галоп.
Глава 2
Труппа вышла к старинному графскому парку, «в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи». Сергей и Мартын начали ходить по дачам, но «день выдался для них неудачный».
Почти везде их прогоняли или отказывали, заплатили только в двух. И хотя Лодыжкин был рад хоть какому-то заработку, его сильно возмутила одна барыня: женщина долго смотрела представление и расспрашивала их, а после дала лишь дырявый гривенник.
Они обошли весь дачный поселок. Оставалась последняя дача за высоким забором, на которой было написано «Дача Дружба».
Глава 3
Труппа зашла в сад, и Сережа расстелил перед балконом коврик. Только они собрались начать представление, как на террасу выбежал, издавая пронзительные звуки, мальчик. Вслед за ним спешили прислуга, молодая дама и толстый лысый господин. Они всячески пытались успокоить ребенка, но тот не унимался.
Лодыжкин сказал начинать представление. Услышав звуки шарманки «все на балконе разом встрепенулись». Артистов хотели прогнать, но Трилли начал капризничать, чтобы их вернули. Лодыжкин играл на шарманке, Сергей выполнял акробатические трюки. После этого Мартын достал тонкий хлыстик, и Арто послушно выполнял его приказы.
Увидев дрессированную собачку, Трилли тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько хочет Лодыжкин за Арто. Мартын ответил, что пудель не продается, ведь он их кормит. Мальчик кричал еще громче. Рассерженная дама готова была заплатить сколько угодно, но Лодыжкин не уступал. Тогда дворник прогнал артистов из дачи.
Глава 4
Уже у моря артистов догнал дворник. Подкармливая пуделя колбасой, он объяснил, что пришел по поручению барыни, которая предлагает за собаку 300 рублей. Старик же решительно отказывался продавать Арто.
Глава 5
Лодыжкин и Сережа остановились позавтракать в «уголке между Мисхором и Алупкой» у источника. После завтрака они решили немного поспать. В полудреме дедушка говорил сам с собой: рассуждая, как купит розовое трико с золотом и атласные розовые туфли.
Пока Сергей и Мартын спали, Арто пропал. Увидев лежавший на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку забрал дворник. Мартын очень расстроился.
Возмущенный Сергей сказал, что сейчас вернется и заставит отдать собаку, а иначе придется обратиться к мировому. Лодыжкин ответил, что им нельзя обращаться к мировому: он живет по чужому паспорту, и на самом деле крестьянин Иван Дудкин.
Глава 6
«Молча они дошли до Алупки» и остановились в грязной турецкой кофейной, носившей название «Ылдыз» – «Звезда». Поздно ночью Сергей незаметно собрался и вышел. Мальчик отправился к даче «Дружба». Перебравшись через узорчатые чугунные ворота, он решил обойти дачу кругом.
Из каменного подвала Сергей услышал стонущий визг. Мальчик позвал собаку и «неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад». В подвале раздался басовый крик, и что-то стукнуло. Возмущенный Сергей закричал, чтобы не смели бить собаку.
Из подвала выбежали дворник и Арто с обрывком веревки на шее. Сережа, а за ним и пудель, бросились наутек. Найдя место, где стена забора была достаточно низкой, мальчик подсадил собаку, запрыгнул сам, и они быстро побежали прочь.
Хотя дворник и не преследовал их больше, собака и мальчик еще долго бежали. Передохнув у источника, Сергей и Арто вернулись в кофейню. Арто на радостях с визгом подбежал к Лодыжкину и разбудил его. Старик хотел обратиться к мальчику за объяснениями, но тот уже заснул.
Другой рассказ «Барбос и Жулька» Куприн написал в 1897 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Барбос и Жулька» для читательского дневника, который расскажет об удивительной дружбе двух, таких разных по характеру и поведению, собак. Пересказ произведения будет полезен для подготовки к уроку литературы.
Сюжет рассказа Куприна «Белый пудель»
Рассказ Белый пудель краткое содержание:
Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса.
По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто.
В этот день артистам не везёт. От дачи к даче они обходят весь посёлок, но ничего не зарабатывают. На последней даче с табличкой «Дача Дружба» Мартын надеется на удачу. Артисты уже готовы для выступления, как вдруг из дома выскакивает мальчик лет восьми, а за ним ещё человек шесть.
Мальчик визжит, катается по полу, дрыгает руками и ногами, а остальные уговаривают его принять микстуру. Мать мальчика хочет прогнать артистов, но мальчик изъявляет желание увидеть представление.
После выступления мальчик требует, чтобы ему купили пуделя. Мать предлагает за Арто немыслимые деньги, но Лодыжкин отказывается продавать друга. Прислуга выгоняет артистов на улицу.
Через некоторое время бродячую труппу находит дворник дачи «Дружба». Он сообщает, что барыня даёт за пуделя триста рублей, и подкармливает Арто колбасой. Столько стоит трактир, но Лодыжкин непреклонен. После скудного ужина артисты засыпают.
Перед сном Лодыжкин мечтает, как купит Серёже красивое трико, в котором мальчик будет выступать в цирке. Проснувшись, они обнаруживают, что Арто исчез. Лодыжкин понимает, что без собаки они не смогут много заработать, но в полицию не заявляет, поскольку живёт по чужому паспорту.
Серёжа вспоминает о дворнике дачи «Дружба» и догадывается, что это он сманил Арто. Артисты останавливаются на ночлег в кофейне. Далеко за полночь Серёжа выходит на улицу. Дойдя до дачи, он перелезает через изящный чугунный забор.
В одной из пристроек возле дома Серёжа находит Арто. Увидев мальчика, Арто начинает громко лаять и будит дворника. Испугавшись, Серёжа бросается прочь, а Арто бежит за ним. Интуитивно мальчик находит в заборе лазейку. Подхватив пуделя, маленький акробат перелезает через стену и спрыгивает на дорогу, а дворник остаётся в саду.
В кофейне Арто отыскивает среди спящих постояльцев Лодыжкина и облизывает ему лицо. Хорошенько расспросить Серёжу старик не успевает — тот крепко засыпает.
Читайте также: Рассказ Куприна «Изумруд» написан в 1907 году. Главный герой – конь по кличке «Изумруд». Краткое содержание рассказа «Изумруд» для читательского дневника покажет мир человека глазами жеребца, пострадавшего от людской жестокости и подлости.
Видео краткое содержание Белый пудель Куприн
В рассказе «Белый пудель» Куприн противопоставляет двух мальчиков – акробата Сережу и барского сына Трилли. Сережа не намного старше своего антипода, но при этом он совершенно по-другому воспринимает окружающий мир.
Маленький акробат восхищается крымской природой, с пониманием относится к Лодыжнику, не раздумывая спешит вернуть своего друга Арто. Трилли же относится ко всему потребительски, для него важно только немедленное исполнение его капризов, независимо от того, чего бы это стоило его родителям.
У этого термина существуют и другие значения, см. Белый пудель.
Белый пудель — рассказ Александра Куприна[1] о старом шарманщике, двенадцатилетнем мальчике Сереже и их верном друге пуделе Арто. Впервые издан в 1904 году.
Сюжет
Этот день складывается не особо удачно для бродячих циркачей — старого шарманщика Мартына Лодыжкина (со старой, «нездоровой» шарманкой на плече), мальчика-акробата Серёжи (взятого дедушкой «напрокат» у забулдыги-сапожника, который вскоре умер) и белого учёного пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняют, не разрешая даже начать выступление, лишь одна барыня после блестящего представления даёт им гривенник, да и тот оказывается дырявым… На последней даче (под названием «Дружба») они становятся невольными свидетелями семейной сцены: капризного мальчишку Трилли умоляют принять лекарство, а он катается по полу и бьётся, как от падучей. Выступление бродячих артистов настолько впечатляет малолетнего истерика, что он требует от родителей купить ему эту цирковую собаку, но старик отказывается продавать четвероногого друга, причём за любые деньги (ему предлагается сумма в 300 рублей, на которую можно, например, купить бакалейную лавку). Циркачей выгоняют взашей.
Позже у моря посланный вдогонку дворник находит гордых артистов, долго уговаривает старика, но снова получает отказ: «Не всё продаётся, что покупается», — отрезает тот. Ночью, пока дедушка и мальчик спят, дворник крадёт пуделя, приманив его колбасой. Расстроенный потерей друга, Серёжа предлагает деду пойти в полицию, но Мартын не может этого сделать, ведь на руках у него только чужой паспорт, купленный после кражи его собственного у какого-то грека за 25 рублей. Ночью, оставив старика спать в кофейне, Сергей пробирается на дачу и, проявив мужество и смекалку, освобождает Арто. Утром бродячие артисты продолжают свой нелёгкий путь…
Экранизации
- «Белый пудель» — советский художественный фильм 1955 года, созданный на Одесской киностудии.
- «Любимец публики» — советский художественный фильм 1985 года, Центрнаучфильм.
Примечания
- ↑ Александр Куприн. Белый пудель
Эта страница в последний раз была отредактирована 23 ноября 2022 в 16:59.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Очень краткое содержание для читательского дневника
По Крыму путешествовала бродячая труппа: старик Мартын Лодыжкин — шарманщик, мальчик Сергей — акробат и белый пудель Арто — прекрасный цирковой артист. Они жили на деньги, которые давали зрители их представлений.
Однажды им не удалось ничего заработать. Когда циркачи оказались возле дачи «Дружба», где отдыхало богатое семейство, им навстречу выбежал мальчик Трилли. Ему очень понравился Арто, и артистов попросили показать представление. Трилли потребовал, чтобы пёс остался у него, но дедушка Мартын не согласился продать своего верного друга. Артистов прогнали со двора, не заплатив за представление.
Вечером дворник с дачи «Дружба» нашёл циркачей и снова предложил деньги за пуделя. Артисты отказались. Ночью дворник украл Арто.
Шарманщик стал горевать о том, что без пуделя им трудно будет выступать. Сергей, для которого Арто был настоящим другом, вечером отправился к даче, помог пуделю выбраться на волю, и они возвратились к Мартыну.
История создания рассказа
А.И. Куприн очень любил Крым, и почти каждый год он ездил туда с семьей. Когда они отдыхали в Мисхоре, к ним на дачу часто заходили бродячие артисты. Однажды появилась интересная компания: дед с шарманкой на плечах, подросток Сережа и дрессированный пудель. Как только слышался звук шарманки, с соседних дач сбегались зрители: наемные строители, маленькие ребятишки с няньками и родителями.
После концерта старик получал заработанные ими деньги, а Александр Иванович звал труппу к столу. Они обычно отказывались садиться вместе со всеми и уходили со своими мисками на берег и там под деревьями трапезничали. Писатель пробовал разговориться с музыкантами, но старик был не очень разговорчивым, зато мальчик охотно делился впечатлениями об увиденном. Он рассказал Куприну, как один раз его пригласили в настоящий цирк, где выступали акробаты. С тех пор он заболел цирком и тоже мечтал стать акробатом.
Еще он рассказал историю об одной богатой барыне, которая настоятельно требовала продать ей собаку для сына. Но они не могли расстаться со своим другом и побыстрее ушли из того города, чтобы, не дай бог, их не обвинили в воровстве или еще в чем-нибудь. Именно эта версия, основанная на реальных событиях, послужила сюжетом, по которому Куприн написал в 1903 году свой рассказ «Белый пудель», раскрыв в нем 2 важные темы: социальной несправедливости и любви к животным.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
По южному берегу Крыма путешествовала бродячая цирковая труппа. Она была совсем небольшая: дедушка Мартын Лодыжкин со своей старой шарманкой, акробат — двенадцатилетний мальчик Сергей и Арто — красивый белый пудель, выступление которого очень любила публика.
Сергей стал спутником старика после того, как тот пять лет назад взял его «напрокат» у вдового сапожника, обязавшись платить в месяц по два рубля. Но сапожник умер, с тех пор мальчик и дедушка Лодыжкин стали неразлучны.
Глава 2
Артисты вышли к старинному парку, в котором находились красивые дачи. Они обошли весь дачный посёлок, но смогли заработать очень мало. За представление заплатили только в двух дачах, но Мартын был рад и этому. Его сильно возмутила одна барыня: она долго смотрела представление, а дала только дырявый гривенник.
Подойдя к последней даче с табличкой «Дача «Дружба», посторонним вход строго воспрещается», Лодыжкин сказал, что название обещающее и понадеялся на удачу.
Глава 3
Артисты уже собрались начать представление, но тут из дома на террасу выбежал Трилли — мальчик лет восьми-десяти. Он громко кричал, а за ним спешили прислуга, дама и толстый господин. Мальчик катался по полу, визжал, а все уговаривали его принять микстуру.
Шарманщик завёл свою шарманку. Услышав её звуки, все люди на балконе встрепенулись. Мать мальчика решила прогнать артистов, но Трилли закапризничал, что хочет увидеть представление. Артистов вернули, Мартын стал играть на шарманке, а Сергей выполнял разные гимнастические трюки. Затем по командам старика Арто стал делать свой номер.
Трилли очень понравилась дрессированная собачка, и он тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько стоит собака, но Лодыжкин ответил, что она не продаётся. Трилли кричал во всю мочь. Его рассерженная мать предлагала за пуделя большие деньги, но старик не уступал. Тогда дворник прогнал артистов на улицу.
Глава 4
Когда они дошли до моря, их догнал дворник дачи «Дружба». Подкармливая Арто колбасой, он напомнил, что барыня предлагает за пуделя триста рублей. На эти деньги можно было купить бакалейную лавку, но Мартын решительно отказался продавать Арто.
Глава 5
Лодыжкин и Сергей решили позавтракать у источника, а затем немного поспать. В полудрёме дедушка говорил, что купит Сергею красивое трико и атласные туфли для выступления в цирке.
Проснувшись, они поняли, что Арто пропал. Увидев на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку украл дворник, и очень расстроился.
Сергей сказал, что надо идти требовать собаку назад, а если не отдадут, пожаловаться мировому судье. Дедушка ответил, что нельзя идти к мировому, потому что он живёт по чужому паспорту, а свой у него украли.
Глава 6
Дойдя до Алупки, артисты остановились на ночлег в турецкой кофейной. Поздно ночью Сергей тихонько вышел и направился к даче «Дружба». Там он перелез через ворота и стал обходить дачу кругом.
Услышав из подвала стонущий визг, Сергей позвал Арто, и на весь сад раздался неистовый лай. В подвале послышался крик и что-то стукнуло. Мальчик закричал, чтобы не смели бить собаку.
Из подвала выбежал Арто с обрывком верёвке на шее, за ним гнался дворник. Сергей и пудель бросились прочь. Найдя место, где забор был не очень высокий, маленький акробат подсадил пуделя, перелез через забор, и они помчались что есть силы.
Хотя дворник остался в саду, мальчик и собака ещё долго бежали, затем передохнули у источника и пошли в кофейную. Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и на радостях облизал ему лицо. Старик хотел расспросить Сергея, но не успел — мальчик уже заснул.
А. И. Куприн
Белый пудель
I
Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
– Что́ поделаешь?.. Древний орга́н… простудный… Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орга́н к мастеру – и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
– Что́, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…
Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.
II
Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.
Сергей, шедший, по обыкновению, впереди дедушки, остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним.
– Ты что́, Сережа? – спросил шарманщик.
– Жара, дедушка Лодыжкин… нет никакого терпения! Искупаться бы…
Старик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо.
– На что бы лучше! – вздохнул он, жадно поглядывая вниз, на прохладную синеву моря. – Только ведь после купанья еще больше разморит. Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Соль-то морская…
– Врал, может быть? – с сомнением заметил Сергей.
– Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…
Арто, услышавший сзади себя разговор, повернулся и подбежал к людям. Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
– Что́, брат песик? Тепло? – спросил дедушка.
Собака напряженно зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.
– Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь… Сказано: в поте лица твоего, – продолжал наставительно Лодыжкин. – Положим, у тебя, примерно сказать, не лицо, а морда, а все-таки… Ну, пошел, пошел вперед, нечего под ногами вертеться… А я, Сережа, признаться сказать, люблю, когда эта самая теплынь. Орга́н вот только мешает, а то, кабы не работа, лег бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, значит, вверх, и полеживай себе. Для наших старых костей это самое солнце – первая вещь.
Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду – на клумбах, на изгородях, на стенах дач – яркие, великолепные душистые розы, – все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.
– Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то – золотые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! – кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. – Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!
– Иди-иди, дурашка, чего рот разинул! – подталкивал его шутливо старик. – Погоди, вот дойдем мы до города Новороссийского и, значит, опять подадимся на юг. Там действительно места, – есть на что посмотреть. Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно – пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.
– Ей-богу? – радостно удивился Сергей.
– Постой, сам увидишь. Да мало ли там чего? Апельцын, например, или хоть, скажем, тот же лимон… Видал небось в лавочке?
– Ну?
– Просто так себе и растет в воздухе. Без ничего, прямо на дереве, как у нас, значит, яблоко или груша… И народ там, братец, совсем диковинный: турки, персюки, черкесы разные, всё в халатах и с кинжалами… Отчаянный народишка! А то бывают там, братец, эфиопы. Я их в Батуме много раз видел.
Книга «Белый пудель» на сайте Топ книг
Книгу «Белый пудель» Куприна читать настолько популярно, что это позволило книге попасть в наш рейтинг топ 100 книг. Конечно основными читателями книги являются школьники, которые ищут где можно книгу «Белый пудель» читать краткое содержание. Но многих произведение заинтересовывает настолько, что они решаются прочитать его полностью. Тем более что рассказ «Белый пудель» совсем небольшой и не даром занимает высокое место среди лучшей детской литературы.
- Краткие содержания
- Куприн
- Белый пудель
Краткое содержание Куприн Белый пудель крако и по главам
Микропересказ. Бродячие артисты выступают с белым пуделем. Богатому мальчику он понравился. После попытки купить, пуделя крадут. Маленьки мальчик акробат смог веруть свою собаку.
Кратко
В произведении «Белый пудель», созданном писателем Александром Ивановичем Куприным, рассказывается о том, как зарабатывали на жизнь бедные люди в России до революции.
Маленькой бродячей труппе (старику – шарманщику Мартыну, двенадцатилетнему Сергею и белому пуделю Арто) приходилось часто переходить из одного населённого пункта в другой. Артисты показывали небольшие цирковые представления и жили на деньги, которые им давали зрители.
В один из летних дней они не смогли ничего заработать. Но артисты упорно переходили от одной богатой дачи к другой. Вот они оказались около дома, из которого выбежал капризный мальчик с гувернантками и прислугой. Ему очень понравилась белая собачка. Артисты были приглашены во двор для показа представления. После капризуля потребовал, чтобы пудель остался с ним. Мать мальчика согласна была заплатить за животное крупную сумму, но Мартын не согласился. Тогда артистов без денег выгнали со двора.
Вечером дворник разыскал бродячую труппу и снова предложил деньги за собаку. Но снова получил отказ. Когда мужчина ушёл, пришлось и людям, и собаке ложиться спать на голодный желудок. Засыпая, Мартын думал, что надо бы купить Сергею новое трико для выступлений. Утром обнаружилось, что Арто пропал. Мальчик и старик поняли, что пуделя украл дворник, но не могли обратиться в полицию, потому что у Мартына был фальшивый паспорт.
Люди представления не имели, как дальше зарабатывать деньги. Ведь без собаки, которая так нравилась зрителям, им будет очень трудно за свои выступления получать больше денежных средств.
Поздним вечером Серёжа решил идти к богатому дому и попытаться что-нибудь узнать про Арто. В одном из подсобных помещений мальчик нашёл четвероногого друга. Пудель, узнав хозяина, начал лаять и разбудил дворника. Пришлось Сергею бежать, а вместе с ним убежал и пёс.
Произведение учит тому, что не следует брать себе то, что принадлежит другим.
Краткий пересказ по главам
Произведение повествует нам историю, которая произошла с маленькой симпатичной собачкой.
Глава I
С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье.
Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто, мальчик, которому доверили нести клетку с умным щеглом и Мартын Ладыжкин, руководитель труппы. Он нес с собой шарманку, игравшую только две мелодии. Ребенка Мартын забрал у сапожника, который пил каждый день. Этот пропащий человек потом скончался, а Сергей так и остался у старика. Актеры показывали свои представления в основном перед дачниками.
Глава II
Выступающие артисты шли очень долго. Стояла знойная жара. Сережу, когда они проходили мимо интересного места, всегда поражали необыкновенные постройки и изумительные растения, типа цветущих магнолий и виноградом. Кругом их окружали водопады и ручьи. А на стенах дачных домиков были великолепные розы.
Мартын же говорил мальчику, что он еще не такие чудеса увидят, когда они будут выступать в дальних странах. И хотя, они старались показать всем свое мастерство, везде их выгоняли. А одна госпожа просто подшутила над ними, она дала деньги старого образца. Вскоре они дошли до дачи под названием «Дружба», которая практически не была заметна. Ее окружали стройные кипарисы и красивый фонтан.
Глава III
Дом поразил своей роскошью. Он весь утопал в зелени, вокруг на клумбах цвели розы. Артисты только приготовились к выступлению, как перед ними предстало невообразимая картина. Из дома выскочил ребенок, издавая невыносимый крик. За ним мчались несколько человек, пытаясь его поймать. Вся прислуга уговаривала его покушать, но маленький барин, категорически отказывался. Тут вышла , увидела актеров и приказала их прогнать. Но, мальчуган захотел посмотреть на них и их оставили. Представление получилось на славу, и Ладыжкин уже было подумал, что их щедро вознаградят, но малышу понравился пудель и он захотел, чтобы Арто остался у них в доме. Родители долго торговались со стариком, но не получив положительного ответа, отправили их вон.
Глава IV
Выйдя из дома, Сережа с Мартыном решили искупаться. Арто тоже с удовольствием плескался в воде. Но, вдруг, они увидели дворника именно тех господ, у которых они только что были. Он стал упрашивать их продать собачку, рассказывая при этом, что отец у этого мальчика очень богатый. Но они отказались отдавать пуделя, и пошли дальше.
Глава V
Артисты на некоторое время остановились у водопада и приняли решение отдохнуть. Сон сморил их так крепко, что ничто не могло их разбудить. Проснувшись, Мартын увидел, что собака пропала. Без сомнения ее украл тот дворник, который их просил продать Арто. Как поступить в этом случае они не знали. Мартын боится идти к судье, так как живет под чужими документами. Мальчик и Ладыжкин проходят еще раз около этого дома в надежде увидеть собаку, но, увы, ее там они не обнаружили.
Глава VI
Мысль найти пуделя не давала покоя Сереже. И когда они, остановились переночевать в Алупке, мальчик сбежал в тот дом ночью и стал там его искать. Арто он нашел в холодном подвале. Пудель от радости, что его нашли, начал лаять, но в это время зашел дворник и начал избивать животное. Сергей отвлек его внимание, и Арто смог выбежать на улицу. Они смогли перепрыгнуть через высокую ограду и оторваться от погони. Счастливые мальчик и его верный пудель пришли к Мартыну, который сильно обрадовался их возвращению.
Рассказ учит нас не бросать товарищей в беде, быть всегда готовыми прийти к ним на помощь, никогда их не предавать.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Куприн. Все произведения
- Allez!
- Аль-Исса
- Анафема
- Барбос и Жулька
- Бедный принц
- Белый пудель
- В недрах земли
- В цирке
- Впотьмах
- Гамбринус
- Гранатовый браслет
- Детский сад
- Завирайка
- Звезда Соломона
- Золотой петух
- Изумруд
- Колесо времени
- Куст сирени
- Листригоны
- Мой полёт
- Молох
- На переломе (кадеты)
- Олеся
- Песочные часы
- Пиратка
- Поединок
- Сапсан
- Святая ложь
- Синяя звезда
- Скворцы
- Слон
- Собачье счастье
- Суламифь
- Тапёр
- Храбрые беглецы
- Четверо нищих
- Чудесный доктор
- Штабс-капитан Рыбников
- Ю-ю
- Юнкера
- Яма
Белый пудель. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Коваль Чистый Дор
В рассказе «Чистый Дор», созданном советским писателем Юрием Иосифовичем Ковалем, повествуется о жителях старинной деревушки с одноимённым названием.
- Краткое содержание Маршак Вот какой рассеянный (с улицы бассейной)
Интересный рассказ в стихах про рассеянного человека получился у С.Я.Маршака. Им зачитываются как дети, так и взрослые. В Ленинграде на одной улице под названием Бассейной жил человек. За что бы он ни брался, все у него выходило
- Краткое содержание Ерофеев Москва — Петушки
В подмосковный районный центр Петушки к красивой девушке едет её молодой человек Веничка Ерофеев. Каждую пятницу он ездит к ней, где проводит выходные с ней и младенцем. Каждую пятницу он покупает конфеты «Васильки» и садится на электричку.
- Краткое содержание Абрамов Сосновые дети
Алексей вместе с водителем Прошкой Силиным ехал в Шушу. Эта маленькая сибирская деревенька располагалась на берегу реки Шуши. В это лето в тайге бушевали пожары, было душно и пахло гарью. Двадцать пять лет Алексей не видел своего друга
- Краткое содержание Про слона Житков
Рассказ ведётся от лица одного из матросов корабля, который идёт к Индии. Больше всего на свете, он хотел увидеть слона, ему было удивительно, что слоны могут просто ходить повсюду, а не в зоопарке.