Когда происходит действие рассказа ф а искандера тринадцатый подвиг геракла

Тест по литературе

Фазиль Искандер

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

6 класс

Учитель: Кадышман М.Л.

Часть А. Обведи букву, под которой дан верный ответ  

1. Какое определение соответствует понятию «юмор»?
А) выражение насмешки
;

Б) изображение героев в смешном виде;

В) краткий устный рассказ с остроумной концовкой;

Г) драматическое произведение, в основе которого лежит смешное.

2. Где прошло детство Фазиля Абдуловича Искандера?

        а) в Абхазии;  б)  на Украине;  в) в Германии; _г) в Грузии.

3. В каком жанре литературы написано произведение Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

        а) в жанре романа; б)  в жанре повести; в) в жанре очерка; г) в жанре рассказа.

4. Когда происходит действие произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

        а) до Великой Отечественной войны;         б) в наши дни;

        в) во время Великой Отечественной войны; г) в послевоенное время.

5. Кто не является героем рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»?

        а) Сахаров; б) Алик Комаров; в) Авдеенко; г) Василий Князев.

6. Имя какого великого человека упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Архимед;         б) Ньютон; в) Пифагор; г) Фалес.

7. Какой предмет преподавал Харлампий Диогенович, один из главных героев произведения?

        а)  химию; б) математику; в) литературу; г ) иностранный язык.

8. Кем был по происхождению Харлампий Диогенович?         

а)  греком;         б) египтянином; в)русским; Г)  итальянцем.

9. Кто из героев рассказа был комендантом стадиона, постоянно, особенно во время больших состязаний, мешавшим педагогическому процессу?

        а)  Адольф Комаров; б) Шурик Авдеенко; в) Харлампий Диогенович; г) дядя Вася.

10. Какого цвета была шляпа директора школы?

        а) белая;         б) чёрная; в) вечнозелёная; г) ярко-красная.

11. С какой целью Харлампий Диогенович, давая характеристику Шурику Авдеенко, использует следующие выражения: «Может сломать шею», «думает, что он лебедь», «чёрный лебедь»?

а) высмеивает поступок героя;

б) подчёркивает сложность характера героя;

в) характеризует психологическое состояние героя;

г) выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к учёбе.

12. В чём заключался «метод Харлампия Диогеновича»?
а) разрешал опаздывать на свои уроки
;

б) требовал от учеников беспрекословного подчинения;

в) приучал учеников относиться к себе с чувством юмора;
г) воспитывал на собственном примере.

13. К  кому за час до урока рассказчик произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» обратился с нерешённой задачей?

        а) к отличнику Сахарову; б) к футболистам; в) к учителю; г) к своим родителям.

14. Кто из героев рассказа считался тихим и скромным учеником и способным троечником?

а) Адольф Комаров; б) Шурик Авдеенко; в) Харлампий Диогенович; г) Сахаров.

15. С какой целью один из учащихся, о котором упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», стащил кинжал абхазского феодала?

        а) чтобы сыграть в спектакле; б) чтобы продать его;

        в) чтобы подарить его другу;         г) чтобы сбежать с ним на фронт.

16. Кто из героев рассказа считался самым мрачным человеком класса?

а) Адольф Комаров; б) Шурик Авдеенко; в) Харлампий Диогенович; г)  Сахаров.

17. Кто, по мнению рассказчика, боится показаться смешным?

а) бабушки и дедушки;         б) молодые люди; в) женщины и поэты; г) мужчины и актёры.

18. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»?

        а) сравнение;         б) гипербола;         в) метафора;         г) эпитет.

19. В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение:

«Бывало, во время контрольной работы оторвётся от своих чёток или книги и говорит:
— Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Что означает слово «чётки»?

а) дорогое ожерелье;         б) рябиновые бусы;         в) золотая цепочка с кулоном;

г) шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

20. В роизведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение: «Я надеялся, что он [Харлампий Диогенович] расскажет по этому поводу какуюнибудь
притчу из школьной жизни, или басню Эзопа, или что-нибудь из греческой мифологии»
. Что означает слово «притча»?

а) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

б) небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение;
в) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни

человека;

г) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

Часть В. Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.

В1. Какой термин соответствует следующему определению: «Изображение героев в смешном виде»? _______________________________________________________

В2. Что делал Харлампий Диогенович, когда узнавал списанную работу какого-нибудь ученика? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Как назвал рассказчика Харлампий Диогенович, когда вызвал его к доске решать задачу? ________________________________________________________________

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, подчёркнутое в предложении:
«Он [Харламп
ий Диогенович] спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, жёлтыми. как кошачьи глаза»?

Это         _______________________________________________________________

В5. В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение: «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны». Что означает слово «спесь»?

Это         ________________________________________________________________

Ответы к тесту

Часть А

Б

А

Г

В

Г

В

Б

А

Г

В

А

В

Б

А

Г

Б

В

А

Г

Б

Часть В. Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.

В1. Какой термин соответствует следующему определению: «Изображение героев в смешном виде»? _юмор

В2. Что делал Харлампий Диогенович, когда узнавал списанную работу какого-нибудь ученика?  «Начинал высмеивать»

В3. Как назвал рассказчика Харлампий Диогенович, когда вызвал его к доске решать задачу? «Бесстрашный малярик»

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, подчёркнутое в предложении:
«Он [Харламп
ий Диогенович] спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, жёлтыми. как кошачьи глаза»?

Это         сравнение

В5. В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение: «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны». Что означает слово «спесь»?

Это         надменность, высокомерие

Краткое содержание «13 подвиг Геракла»

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 7251.

Обновлено 9 Февраля, 2022

О произведении

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят во время Великой Отечественной войны в мужской школе в Абхазии.

Главные герои

  • Рассказчик – главный герой, ученик 5 «Б» класса.
  • Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.

Другие персонажи

  • Сахаров – прилежный ученик, отличник.
  • Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
  • Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

Краткое содержание

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение: он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5 «А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, аргументируя тем, что на следующем уроке их класс уйдёт на экскурсию. На самом деле наш герой хочет сорвать урок математики. Ему это удается, и сначала в 5 «Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души» и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

И что в итоге?

Рассказчик – его вызывают к доске решить задачу, и он, будучи неподготовленным, позорится перед всем классом; спустя много лет понимает, что учитель математики своими мудрыми насмешками закалял дух учеников и приучал относиться к себе с юмором.

Харлампий Диогенович – рассказывает о «тринадцатом подвиге Геракла», совершённом из трусости, подразумевая мальчика-рассказчика.

Адольф Комаров (Алик) – после прививки от тифа падает в обморок, но его быстро приводят в чувство.

Заключение

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль: нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем они не вошли в привычку.

Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дима Шаламов

    6/10

  • Gamer Fnafer

    10/10

  • Kirillor Mi

    10/10

  • Алексей Пенской

    10/10

  • Матвей Моисеев

    10/10

  • Катя Мамадалиева

    9/10

  • Ашшур Хавшаба

    10/10

  • Евгения Асфондярова

    10/10

  • Сезим Абдырасулова

    10/10

  • Юлия Морозова

    9/10

Рейтинг пересказа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 7251.


А какую оценку поставите вы?

logo

  • Когда происходит действие произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»? а до Великой Отечественной войны;

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kristenpham461

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • informatika
    Информатика

    12 секунд назад

    Информатика паскаль помогите пж

  • informatika
    Информатика

    29 секунд назад

    ПОМОГИТЕ С ИНФОРМАТИКОЙ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО

  • matematika
    Математика

    40 секунд назад

    Вышел дымить на свежем воздухе и заодно придумал для вас уравнение

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    48 секунд назад

    Почему ставим тире в предложении после «как правило»?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    5 минут назад

    А.C Пушкин Онегин

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 час назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20519

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Есть решение!

Когда происходит действие произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»? а

Когда происходит действие произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»? а до Великой Отечественной войны;б в наши дни; в во время Великой Отечественной войны; г в послевоенное время.

  • Ответов: 2
  • О вопросе


Аноним

в) Во время Великой Отечественной Войны.


Аноним

в во время Великой Отечественной войны

Гость

Автор

Дата пуликации

Литература

Другие ответы

  • Ответов: 2
  • Просмотров: 426
  • Другие вопросы

Русский язык

42. Прочитайте слова. В чём их сходство? А в чём различие?

Биология

Исходя из продолжительности фраз сердечного цикла, сколько лет в течении жизни

Математика

248÷8 помогите решить пример

Математика

Стоимость шести одинаковых по цене шоколадок 24 р.сколько денег нужно заплатить

Математика

Решите уравнение: 1 3/14-52y=2 7/10

История

Какие части у колесницы(история,древний Египет.)

Английский язык

Все типы вопросов к предложению The girl likes to play tag.

Математика

Решить уравнение х*(х-5)=84

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Звезда кульминирует к югу на 15о и имеет склонение 45о. Какова

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Раскройте скобки и упростите выражение:
1) — (а — b)

Математика

{456-75}-25= Надо раскрыть скобки

Английский язык

Предложения на английском со словами мёртвый,скучат,конверт,бразильский.

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Страна не имеет прямого выхода к океанам. Половина территории страны занята

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Как следует расположить точечный источник света, плоский предмет и экран, чтобы

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Космонавт спустя время τ0 по собственным часам с момента старта получает

Гуманитарные вопросы

Экстравертированный сенсорный тип (по К. Г. Юнгу) определяет ценность объектов п

Обществознание

Кто из перечисленных лиц, по-твоему, скорее всего,выиграет в условиях роста инфл

Русский язык

Как пишется слово девчонки

Английский язык

Предложение со словами over high, stunning, proud of, sociable, tent to

Право и закон

Что такое альтернативная гражданская служба? С чем она связана?

Информатика

Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем с

Математика

Найдите производную функции f(x)=x*cos2x

История

Какие известные государства входили в состав Византийской империи

Литература

Кто написал «песнь о вешем Олеге

Литература

Вывод Кости Бежин луг

Математика

Выделите из дроби целую часть 21/11

История

1.В каком городе России во второй половине 19 века был открыт

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Что нужно для объединения людей в сообщества?

Математика

Изобразить схематически график функции, указать ее область определения и множест

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

О   чём   можно   узнать   из   текста?   Прочитай.
Зимняя  ночь долга.  Н

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Львёнок и Черепаха спели 18 песенок: 6 — лёжа на боку,

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Назовите равные друг другу множества: А ={1,2,3}; B ={1,2,4}; С =

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ

Что из перечисленного входит в полномочия мирового судьи?
1) рассмотрение

Последние ответы

Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)

Гость

Читать ответ

Она состоит всего лишь из двух слоев. Первый слой — это именно земная кора, н

Гость

Читать ответ

ответ к заданию по физике
 
Гость

Читать ответ

Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)

Гость

Читать ответ

Закон сохранения импульса:

m1*v1=m2*v2*cos альфа

Работа пороховых г

Гость

Читать ответ

1. Общее количество предметов в коробке равно 7.

2. За х<


Гость

Читать ответ

Сказки писал, например, всем известный Александр Пушкин. Нельзя не сказать. ч

Гость

Читать ответ

Відповідь:

Нехай х — дане число. Тоді збільшене на 20% число дорівн

Гость

Читать ответ

ответ к заданию по русскому языку
 
Гость

Читать ответ

ответ к заданию по физике
 
Гость

Читать ответ

В начале найдём сколько кают расположено на второй палубе теплохода. Известно

Гость

Читать ответ

Найдем, на сколько километров за каждый час увеличивается расстояние между ве

Гость

Читать ответ

298,287,265,232,188…133,67,-10,-98

Объясняем: из 298 отнимаем 11, получаем

Гость

Читать ответ

Именно ковыль растет на лугу. Он относится к семейству Злаки. Обильно эта тра

Гость

Читать ответ

Чтобы определить, какое число в 1,2 раза меньше 12,24, необходимо:

12,

Гость

Читать ответ

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос и сравнить предложенные дроби

Гость

Читать ответ

Моторная лодка затратит 24 : (10 — 2) = 3 ч, чтобы проплыть 24 км против течения

Гость

Читать ответ

Правильные ответы выделены по тесту
тест уже прошел свою проверку
ст

Гость

Читать ответ

Ответ к задаче представлен в виде рисунка и приложен к ответу

Гость

Читать ответ

1)  130 — 97 = 33 (см/мин) — скорость сближения
2)  33 * 2 = 66 (см) — при

Гость

Читать ответ


На чтение 9 мин Просмотров 14.8к. Опубликовано 22.11.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Тринадцатый подвиг Геракла» за 2 минуты и подробно за 5 минут. 

Очень краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Однажды, когда рассказчик учился в пятом классе, в их школу пришел новый преподаватель математики. Звали его Харлампием Диогеновичем, и был он совсем не похож на других, знакомых автору математиков.

На его уроках всегда было тихо, а во время проверочных работ, учитель не расхаживал между рядами, ведь после проверки всегда мог определить, кто пытался списывать.

Еще одной особенностью его преподавания было то, что Харлампий Диогенович подшучивал над провинившимися учениками, выставляя их смешными перед всем классом. Когда ученик становился объектом добродушных шуток учителя, ему тут же хотелось исправиться.

Как-то раз и главный герой оказался высмеян. Дело было в том, что мальчишка не смог решить задачу из домашнего задания. Однако вместо того, чтобы разобраться, как же она, все-таки, решается, он провел время перед уроком на стадионе за школой.

Вернувшись в класс, рассказчик спросил у одного из отличников класса Сахарова, справился ли он с задачей. И тот, конечно, справился. Эта вечная прилежность одноклассника немного разозлила главного героя, и он принялся раздумывать, как не получить двойку за невыполненную работу на грядущем уроке.

Но тут подвернулся шанс: в класс вошли доктор и молодая медсестра, намеренные ставить ребятам уколы от тифа. Автор, решив, что это несомненно исправит его невыгодную ситуацию, стал всячески пытаться предотвратить свой выход к доске.

Узнав, что прививку должны первым делом поставить параллельному классу, он сначала вызвался догнать и проводить врачей, а затем и вовсе переубедил начать с их класса, ведь на следующем уроке они уйдут в музей.

Харлампий Диогенович быстро догадался, в чем секрет такой активности ученика. И как только врачи ушли, решил рассказать поучительную притчу, как он обычно это делал, если вот-вот должен был прозвенеть звонок. Речь зашла о знаменитых подвигах Геракла. Как известно, их было двенадцать, но по словам педагога, только что был совершен тринадцатый подвиг. Однако подвиги Геракла совершались во имя смелости, а тринадцатый являлся подвигом из трусости.

После этого главный герой был вызван к доске, чтобы решить задачу, заданную на дом. Конечно, решить ее не удалось. И тогда весь класс понял суть истории учителя, и все громко засмеялись. Смеялся и Шурик Авдеенко, самый заядлый двоечник, и скромный сосед автора по парте Алик Комаров.

Тогда автор почувствовал себя ужасно неловко, осознав, что его выходка оказалась фальшивой и никудышней, но уяснил, что учителя математики невозможно провести. А будучи уже взрослым, с улыбкой вспоминал Харлампия Диогеновича.

Главные герои и их характеристика:

  •  Рассказчик  — веселый и озорной мальчишка, ученик 5 «Б». Любит играть в футбол, неплохо учится, но иногда сталкивается с трудностями. Дружелюбный и чуткий мальчик. Ему легко удается подмечать особенности своих товарищей.
  •  Харлампий Диогенович  — новый учитель математики. Мужчина невысокого роста, с крупной головой и гладко выбритым лицом — по происхождению грек. Всегда опрятен и аккуратен. Довольно строгий, не имеет любимчиков среди учеников. Серьезно относится к своему предмету, но любит подшучивать над своими подопечными за их проступки и списывание.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Шурик Авдеенко  — по словам рассказчика «самый мрачный человек класса». Высокий, вечно унылый мальчишка с худощавой непропорциональной фигурой со смуглой кожей. Учится плохо и списывает у отличника Сахарова, заглядывая к нему в тетрадь, за что учитель математики называет мальчишку «черным лебедем».
  •  Сахаров  — отличник. Даже общаясь и шутя с приятелями, пытается смотреться важно и солидно, чтобы не испортить свою репутацию в классе. Обладает очень умным, исполнительным и «благополучным» выражением лица, которое совсем не нравится рассказчику.
  •  Адольф Комаров (Алик)  — маленький, опрятный мальчик. Сидит с главным героем за одной партой, чтобы влиять друг на друга: ведь автор любит разговаривать, а Алик, наоборот, тихоня. Очень скромный и стеснительный. Не любит называть свое полное имя из-за того, что его дразнят «Гитлером», представляется Аликом.

Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» подробно

С наступлением нового учебного года в школе, в которой учился автор, появился новый учитель математики Харлампий Диогенович. По мнению главного героя, он кардинально отличался от всех остальных математиков, с которыми ему довелось быть знакомым. Все они являлись неаккуратными и слабовольными личностями.

Харлампий Диогенович был совсем не такой — он тут же установил на уроках дисциплину, показывая тем самым свою серьезность и важность предмета, который он вел. Класс соблюдал на математике такую образцовую тишину, что порой даже директор заходил к ним, чтобы удостовериться, что все на месте, и не могли ли мальчишки сбежать на стадион. Но никто и думать не смел, чтобы улизнуть с урока математики.

Педагог не ругался, не наказывал и не шантажировал учеников. Вместо этого он своими шутливыми высказываниями вынуждал провинившегося чувствовать себя смешным перед всеми одноклассниками. Конечно, то, что класс смеялся, ставило школьника в неловкое положение, он стеснялся, бледнел и предпочитал больше не шалить на уроках и прилежнее учиться.

А также на его уроки никто никогда не опаздывал. Однажды ученик зашел в класс после учителя, и преподаватель сразу же обратил на него всеобщее внимание, чествуя и возвеличивая позднее появление так сильно, будто он сам принц Уэльский.

Списывать тоже было бесполезно: учитель понимал, что работа выполнена недобросовестно и начинал отпускать смешные комментарии на ее счет. Списавшему тут же становилось невероятно совестно, а Харлампий Диогенович ставил неудовлетворительную оценку в журнал.

Но на одном из уроков объектом шуток стал и сам автор. Произошло это так: выполняя домашнее задание, он не смог решить задачу. Вместо того тчтобы разобраться, главный герой убедил себя, что в учебнике ошибка и время перед уроком провел за игрой в футбол на школьном стадионе.

После автор спросил у отличника Сахарова, удалось ли ему решить задачу. Тот ответил утвердительно, и тогда главный герой испугался, что не готов к уроку по своей вине, а не из-за ошибки в задачнике и стал думать, как спасти ситуацию. Когда он уже смирился с участью быть высмеянным, в дверях появились доктор с медсестрой. Они нагрянули, чтобы сделать уколы от тифа.

Но оказалось, что они перепутали классы: в первую очередь вакцину должен был получить 5-ый «А», а в 5-ый «Б» медработники зашли по ошибке. Тогда, не теряя попытки избежать вызова к доске, автор предложил проводить их в нужный класс. Ведь тот находился во флигеле, и найти его было затруднительно.

Провожая врача и медсестру в класс, мальчишка соврал, что на следующем уроке 5-ый «Б» отправляется в музей и настоял на том, чтобы прививку им сделали сейчас.

Вернувшись в класс чуть раньше врачей, и раздумывая, как же его план гениален, мальчик увидел, что к доске вызвали двоечника Шурика Авдеенко. Парнишка списал задачу, а объяснить решение не мог. Тогда рассказчик довольно подумал про себя, что уговорив врачей вернуться, спас Шурика от очередной двойки.

Уколов рассказчик не боялся: он был маляриком и ему периодически приходилось терпеть прививки и он к ним привык, этим фактом мальчик довольно сильно гордился.

Во время прививки соседу автора по парте — Алику Комарову вдруг стало плохо, он побелел как смерть. Тогда главный герой снова проявил инициативу, предложив вызвать скорую помощь. Но медсестра быстро привела Алика в чувство, а Харлампий Диогенович начал догадываться в чем причина такой отзывчивости главного героя.

Когда прививки были поставлены каждому, а медсестра с докторшей собрали чемоданчики и ушли, до перемены оставались считанные минуты. Когда так получалось, учитель делился какими-нибудь нравоучительными историями, связанными с Древней Грецией. И этот урок был не исключением: преподаватель поведал о двенадцати подвигах Геракла, а после добавил, что прямо сейчас неким юношей был совершен тринадцатый подвиг. Однако Геракл, совершая свои подвиги, показал себя настоящим храбрецом. Этот же подвиг был совершен трусом.

После этих слов рассказчик был вызван к доске для решения домашнего упражнения. Естественно, решить его он не смог, как бы не тянул время, делая вид, что думает над условием или сердито стирая с доски, написанное ранее Шуриком. С тех пор, представ перед классом не в лучшем свете, мальчик стал более предусмотрительным по отношению к домашним заданиям.

А спустя многие годы с уважением вспоминал своего школьного математика и его своеобразный метод воспитания, которым он «закалял детские души» и учил не бояться показаться смешным.

Краткая история создания произведения

Первая публикация рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера состоялась в 1964 году в журнале под названием «Сельская молодежь», а спустя два года вышел одноименный сборник, в который вошел данный рассказ и некоторые другие.

Принято считать, что сюжет произведения основан на реальных событиях, которые происходили с автором в детские годы.

Проверочная работа по рассказу Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Вариант 1

Часть 1 выберите только один вариант ответа.

Какое определение соответствует понятию «юмор»?

а) выражение насмешки, б) изображение героев в смешном виде,

в) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

В каком жанре литературы написано произведение Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) роман, б) повесть, в) очерк, г) рассказ

Кто не является героем рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Сахаров, б) Алик Комаров, в) Авдеенко, г) Василий Князев

Какой предмет преподавал Харлампий Диогенович?

а) химию, б) математику, в) литературу, г) иностранный язык

Кто из героев рассказа был комендантом стадиона, постоянно, особенно во время больших соревнований, мешавшим педагогическому процессу?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенович, г) дядя Вася

С какой целью Харлампий Диогенович, давая характеристику Шурику Авдеенко, использует следующие выражения: «Может сломать шею», «думает, что он лебедь», «чёрный лебедь»?

а) высмеивает поступок героя, б) подчёркивает сложность характера героя,

в) характеризует психологическое состояние героя,

г) выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к учёбе.

К кому за час до урока рассказчик произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» обратился с нерешённой задачей?

а) к отличнику Сахарову, б) к футболистам, в) к учителю, г) к своим родителям.

С какой целью один из учащихся, о котором упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», стащил кинжал абхазского феодала?

а) чтобы сыграть в спектакле, б) чтобы продать его, в) чтобы подарить его другу,

г) чтобы сбежать с ним на фронт.

Кто, по мнению рассказчика, боится показаться смешным?

а) бабушки и дедушки, б) молодые люди, в) женщины и поэты, г) мужчины и актёры.

В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение:

Бывало, во время контрольной работы оторвётся от своих чёток или книги и говорит:

— Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Что означает слово «чётки»?

а) дорогое ожерелье, б) рябиновые бусы, в) золотая цепочка с кулоном, г) шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Часть 2. Сформулируйте и запишите краткий ответ.

Что делал Харлампий Диогенович, когда узнавал списанную работу какого-нибудь ученика?

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, подчёркнутое в предложении: «Он, Харлампий Диогенович, спокойно читал себе что-нибудь или перебирал чётки с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза»?

Часть 3. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5предложений) на вопрос.

Чем мне интересен образ учителя Харлампия Диогеновича?

Проверочная работа по рассказу Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Вариант 2

Где прошло детство Фазиля Абдуловича Искандера?

а) в Абхазии, б) на Украине, в) в Германии, г) в Грузии

Когда происходит действие произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) до Великой Отечественной войны, б) в наши дни,

в) во время Великой Отечественной войны, г) в послевоенное время.

Имя какого великого человека упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Архимед, б) Ньютон, в) Пифагор, г) Фалес

Кем был по происхождению Харлампий Диогенович?

а) греком, б) египтянином, в) русским, г) итальянцем

Какого цвета была шляпа директора школы?

а) белая, б) чёрная, в) вечнозелёная, г) ярко-красная

В чём заключался «метод Харлампия Диогеновича»?

а) разрешал опаздывать на свои уроки,

б) требовал от учеников беспрекословного подчинения,

в) приучал учеников относиться к себе с чувством юмора

г) воспитывал на собственном примере.

Кто из героев рассказа считался тихим и скромным учеником и способным троечником?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенивич, г) Сахаров

Кто из героев рассказа считался самым мрачным человеком класса?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенивич, г) Сахаров

Как называется подчеркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»?

а) сравнение, б) гипербола, в) метафора, г) эпитет

В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение: «Я надеялся, что он, Харлампий Диогенович, расскажет по этому поводу какую-нибудь притчу из школьной жизни, или басню Эзопа, или что-нибудь из греческой мифологии». Что означает слово «притча»?

а) краткий иносказательный рассказ поучительного характера,

б) небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение, в) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека, г) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

Часть 2. Сформулируйте и запишите краткий ответ.

Какой термин соответствует определению: «Изображение героев в смешном виде»?

Как назвал рассказчика Харлампий Диогенович, когда вызвал к доске решать задачу?

Часть 3. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5предложений) на вопрос.

Какие эпизоды рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» ты считаешь юмористическими и почему?

Ответы

Часть 1

Вариант 1

Вариант 2

1

Б

А

2

Г

В

3

Г

В

4

Б

А

5

Г

В

6

А

В

7

Б

А

8

Г

Б

9

В

А

10

Г

Б

Часть 2

Вариант 1

Вариант 2

1

«Начинал высмеивать

Юмор

2

Сравнение

Бесстрашный малярик

  • Когда происходит действие рассказа белый пудель
  • Когда продолжение рассказа служанки
  • Когда прогресс может привести к трагедии сочинение декабрьское
  • Когда прогресс может привести к трагедии сочинение аргументы прощание с матерой
  • Когда прогресс может привести к трагедии итоговое сочинение