Когда пушкин начал писать сказки

Почему Пушкин начал писать сказки для детей

Пушкин – гениальный русский поэт и прозаик, сделавший для отечественной литературы практически невозможное.

Он сумел вывести ее на новый уровень, максимально приблизить к народу и создать четкую, красивую систему.

Только после Пушкина проза стала восприниматься как полноценное литературное явление, тексты приобрели лаконичность и реалистичность, оторвавшись от традиций романтизма.

Большинство из нас знает Пушкина как достаточно серьезного автора.

Ему принадлежат бессмертные вольнолюбивые и лирические стихотворения, невероятные «Маленькие трагедии»; преисполненные жаждой жизни «Дубровский» и «Капитанская дочка»; слегка ироничный, пропитанный духом современности «Евгений Онегин».

Безусловно, это очень глубокие, серьезные тексты, созданные гением великого поэта. Почему же он решил писать детские сказки, основанные на традициях нашего народа?

Прежде всего, Александр Сергеевич Пушкин искренне и очень сильно любил родной фольклор.

Воспитанный крепостной крестьянкой, он с детства с головой погружался в удивительные сюжеты.

Маленького мальчика, уже тогда отличающегося невероятно живым воображением, завораживали волшебные сюжеты, созданные народной фантазией.

Он восхищался развитием действий, поворотами, поступками героев – и запоминал каждую деталь.

Став взрослым, Пушкин не утратил этой любви. Более того, его современники не раз подчеркивали, как по-детски искренне он восхищался метким языком фольклорных сказок, как восторгался их внутреннему устройству, композиции, форме.

В своем письме к младшему брату Льву Сергеевичу, великий поэт заметил: «Что за прелесть эти сказки!» (1824 год).

Такая невероятная любовь и искренний восторг подготовили добрую почву. К 30-м годам XIX столетия в воображении Пушкина уже вились разнообразные волшебные сюжеты, которые только и ждали, когда же их перенесут на бумагу.

Первой появилась «Сказка о попе и работнике его Балде», которая стала литературным переложением истории, услышанной автором на ярмарке.

Пушкин написал сказку в 1830 году, находясь в Болдино. Публиковать произведение он не решился из-за цензуры.

Интересную историю имеет «Сказка о царе Салтане». Это удивительное произведение, максимально приближенное к народным, наполненное чудесами, родилось в 1831 году.

Считается, что оно было написано не только под влиянием услышанного в детстве от любимой няни, но и как ответ Жуковскому – еще одному автору, бравшему за основу народные сюжеты.

Правда, Жуковский творил больше в мистическом направлении, перелагая более мрачные сказания (о лесном царе, о мертвых женихах, о святочных гаданиях).

У Пушкина получилось более светлое, волшебное творение.

В основу некоторых своих сказок великий поэт клал европейские.

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» – результат переложения померанской истории. Правда, у Пушкина получилось удивительно органичное произведение, насквозь пропитанное духом русского фольклора.

Этот текст гениальный автор подарил Далю – еще одному сказочнику-современнику, с любовью относившемуся к народному творчеству.

Болдино, 1833 год. Пушкин ставит точку в «Сказке о мертвой царевне».

Читая это произведение, каждый увидит множество черт, схожих с «Белоснежкой» и «Спящей красавицей», которые еще до нашего поэта литературно оформили братья Гримм и Шарль Перро.

Это известный европейский сюжет, опять же переосмысленный Пушкиным в исконно русской традиции. Он воспевает силу настоящей любви и преданности, которые способны преодолеть любые козни!

Осенью 1834 года увидела свет «Сказка о золотом петушке». Она написана в духе фольклорных произведений, наполнена старославянской лексикой и поражает образностью языка.

Анна Ахматова открыла первоисточник этой истории: книга Вашингтона Ирвинга «Альгамбра», в которой есть «Легенда об арабском звездочете», сюжетно очень похожая на «Золотого петушка».

Однако и тут Пушкин отошел от европейского сюжета, наделив свое произведение исконно русскими чертами.

Почему же поэт решил писать сказки? Наверное, потому что не мог иначе, сюжеты сложились и требовали творческого воплощения.

Кроме того, в 1832 году Пушкин впервые стал отцом, у него родилась первая дочка Мария.

Возможно, это тоже стало своеобразным толчком к написанию волшебных историй. Ведь сказки – лучший способ донести до детей то самое разумное, доброе и вечное, и правильно воспитать их.

С детского возраста нам известны сказки Пушкина: кто-то познакомился с ними в начальной школе на уроках чтения, а кому-то ещё в дошкольном возрасте мамы и папы читали их перед сном. Одно можно сказать точно: эти произведения по-настоящему прославили Пушкина как умельца и мастера литературы, ведь сюжеты его сказок были совсем не новы.

История создания сказок Пушкина

Мало кто знает, но Александр Сергеевич вовсе не планировал писать для детей, да и сами сказки (несмотря на жанр) тяжело отнести к разряду детских. Тем не менее, именно детская аудитория с ними знакомится впервые: в домашнем семейном чтении, в детских садах, на новогодних ёлках, утренниках и уроках чтения.

На самом деле все сюжетные основы, которые использовать писатель в своих сказках, уже были широко известны. Например, сказка о Спящей красавице превратилась в «Сказку о мёртвой царевне». 

В первую очередь, Александр Сергеевич решил писать сказки потому, что в 20-х годах 19 века он начал испытывать глубокий интерес к народной жизни. Сам он принадлежал к людям достаточно богатого класса, поэтому ему хотелось приблизиться к обычным крепостным людям, понять их мечты, желания, обычаи, потребности, мечты. А сам народ, как известно, тяготел к фольклору, устному народному творчеству: былинам, сказаниям, легендам, мифам. Именно они, как считал Пушкин, являются ключом к народной душе.

Александр Сергеевич начал вспоминать сказки, рассказанные его няней Ариной Родионовной. Писатель слушал истории обычных людей, записывал интересные народные обряды и песни. Автор настолько проник в этот культурный пласт, что исследователи, которые нашли его стилизацию «Песен о Стеньке Разине» приняли это сочинение за настоящий исторический памятник искусства!

Самыми первыми попытками Пушкина написать что-то в народном стиле были сказки «Жених» и «Утопленник». В первой рассказывается о девушке, которая вывела на чистую воду разбойника-жениха. Вторая история повествует о страшной мести. 

Ещё одна сказка, «Сказка о медведихе», так и осталась недописанной. Говорят, так произошло потому, что Пушкин увлёкся сочинительством других произведений. По другой версии, сказка осталась незаконченной, поскольку поэт так и не смог придумать, как достойно её завершить.

После создания упомянутых сказок Пушкин работал очень плодотворно и создал целый спектр популярных произведений, строки из которых многие из нас помнят наизусть:

1.  «Сказка о попе и работнике его Балде». Эту сказку Пушкин обработал так досконально, что сам Николай Васильевич Гоголь восхищался ей и удивлялся её похожести на обычную народную речь;

2.  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Для создания этого произведения поэт использовал знаменитую народную сказку под названием «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако обработал и переделал он её так искусно, что ни один исследователь не говорит о плагиате. Скорее, о стихотворной вариации;

3.  «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказка о противостоянии терпеливого добра и настырного зла. Удивительно, но в первом черновом варианте сказки старуха хотела стать не просто владычицей морской, а Папой римским (высшим религиозным саном у католиков);

4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Данная сказка написана по мотивам знаменитой «Белоснежки». А история создания у неё очень интересная: Пушкин и поэт Жуковский устроили стихотворное состязание, результатом которой у первого была «Сказка о мертвой царевне», а у второго — сказка «Спящая царевна»;

5.  «Сказка о золотом петушке» — это сказка с серьёзной насмешкой над правителем самодуром, который предпочитает «править, лёжа на боку». Не удивительно, что такого глупого царя губит его же сиюминутная прихоть.

Особенности пушкинских сказок

Популярными и любимыми сказки Пушкина сделал не столько сам сюжет, сколько неповторимый авторский стиль, музыкальность, напевность. Александр Сергеевич сумел объединить в своих сказочных произведениях и вечные вопросы (жизнь и смерть, добро и зло, труд и тунеядство, трусость и решительность), и простые бытовые ситуации.

Персонажи в сказках поэта делятся на положительных и отрицательных, как и в народных. Но самой большой симпатией Солнца русской поэзии пользуются, конечно, простые люди: труженик старик, без конца забрасывающий невод в море, или весёлый и находчивый Балда. Прелесть сказок Пушкина ещё и в том, что даже такие «высокопоставленные» люди как царь Салтан, царевна Лебедь или королевич Елисей изображаются, как обычные люди со своими печалями, горестями, переживаниями. То есть их социальный статус не играет никакой роли, главное — то, что они умеют чувствовать и имеют доброе сердце.

Конечно, свои сказки Пушкин создавал отнюдь не для развлечения. Своими уникальными произведениями он хотел в иносказательной манере привлечь внимание к разным проблемам. Например, проблему тщеславия и зависти («Сказка о мертвой царевне»), жадности и ненасытности («Сказка о рыбаке и рыбке»), алчности, глупости и вседозволенности («Сказка о золотом петушке»), обиды, доверия, прощения («Сказка о царе Салтане»).

Знаменитые фразы из сказок

Сказки Александра Сергеевича оказались настолько популярными, что строки из них в буквальном смысле ушли в народ. Сложно найти человека, который бы не знал наизусть этих знаменитых цитат и не использовал их в реальной жизни:

  • «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»;
  • «А во лбу звезда горит»;
  • «Дурачина ты, простофиля!»;
  • «Я ль на свете всех милее?»;
  • «Ветер, ветер, ты могуч»;
  • «Сказка ложь, да в ней намёк»;
  • «Кабы я была царица»;
  • «Чего тебе надобно, старче?».

Не зря сказки были одним из излюбленнейших жанров Александра Сергеевича. И несмотря на то, что сам поэт свои сказки писал не для детей, а для взрослых, у людей любого возраста они вызывают только положительные эмоции, приятную ностальгию и душевное умиротворение.

Как Пушкин писал сказки

Знакомясь со сказками А.С. Пушкина, читатель попадает в увлекательный и волшебный мир. В этих великолепных произведениях отразилась любовь автора к русским народным преданиям, сказаниям, песням, к истории своего народа. Над сказочными сюжетами Пушкин работал значительную часть своей жизни.

Александр Сергеевич Пушкин

Исследователи выявили несколько источников, из которых Пушкин черпал вдохновение и подыскивал сюжеты для своих сказок. Известно, что писатель много времени проводил, собирая исторические сведения и работая в архивах. Эти материалы отражали не только жизнь деятелей отечественной истории, царей и полководцев, но и содержали ценные сведения о быте простого русского народа. Многие детали, найденные Пушкиным в исторических описаниях, нашли отражение в сказочных сюжетах.

Во время жизни в селе Михайловском Пушкин не раз принимал участие в народных гуляньях, проводил время на ярмарках, смешиваясь с толпой простых людей. Здесь он мог послушать народные песни и сказочные истории, которые передавали слушателям нищие слепцы. Меткие словечки, яркие образы и точные сравнения западали в душу писателя, становясь основой для будущих произведений.

В детские и юношеские годы Пушкин был очень привязан к своей няне – Арине Родионовне. Будучи простой крепостной крестьянкой, няня часто рассказывала Александру сказки, которых знала много. Вечера, проведенные за прослушиванием народных сказок в исполнении Арины Родионовны, Пушкин считал самой большой наградой. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал он впоследствии. В более зрелом возрасте писатель также часто просил няню пересказать ему отдельные сказочные истории.

Знаменитые сказки, проникнутые русским народным духом, Пушкин сочинял на протяжении почти всей своей творческой жизни, вплоть до 1834 года. Литературоведы предпочитают делить эти произведения на две группы. Ранние сказки были написаны автором до 1825 года. Поздние, из которых читатели как раз и узнали о попе и его работнике Балде, о царе Салтане, о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, относятся к более зрелому периоду творчества Пушкина.

Исследователи и критики сходятся во мнении, что ранние сказочные поэмы Пушкина не отражают подлинной народности творчества писателя, свойственной зрелому периоду его литературной деятельности. Здесь трудно отыскать признаки выражения стремлений и интересов народа. Работая над первыми сказками, автор лишь стремился сознательно усвоить и качественно переработать отдельные приемы устного творчества русского народа.

Но и на раннем периоде сочинения сказок Пушкин стремился по возможности использовать некоторые элементы народных сказаний, характерные речевые обороты, сказочные мотивы, имена персонажей. Точно таким же способом в начале XIX века создавали свои сказочные поэмы и другие русские мастера слова.

После 1825 года Пушкин постепенно переходит к реализму в своем творчестве. Он стремится ближе подойти к народу, уяснить его идеалы, мечты и вековые чаяния. Шаг за шагом он отрабатывал сюжетные линии своих будущих сказок, по нескольку раз исправляя компоновку текстов и безжалостно заменяя одни образы на другие. При этом писатель стремился касаться злободневных социальных тем, не забывая о нравственных идеалах простого народа. Результатом такого углубления в народное творчество стали несколько сказок Пушкина, вошедших в «золотой фонд» русской и мировой литературы.

Видео по теме

Еще со школьной парты все знают, какое значение в жизни Александра Пушкина играла его няня Арина Родионовна, которая с самого раннего детства рассказывала будущему поэту и писателю сказки, привив ему любовь к языку, к миру литературы и к интересным историям. 6 июня будет отмечаться день рождения поэта, и это отличный повод узнать, как великий писатель создавал свои сказки и из каких историй черпал вдохновение.

Сказочный период

Александр Пушкин писал сказки в начале 1830-х годов, тогда к фольклору были обращены взоры многих писателей. К примеру, именно в этот период Гоголь создал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ершов — «Конька-горбунка», а Владимир Даль — «Русские сказки». Правда, сборник последнего был позже запрещен, поскольку цензура увидела в пересказанных простым языком народных сказках жалобы на тяжелую долю солдат в Российской армии и насмешки над правительством. Кроме того, язык был признан слишком простым, предназначенным для низших классов.

Также в начале 1830-х годов создал одни из своих самых известных сказок Василий Жуковский — «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о царе Берендее». Стоит отметить, что Жуковский и Пушкин вели негласное состязание в написании сказок, а сам Александр Сергеевич позаимствовал у Василия Андреевича некоторые сюжетные ходы. Поэт вообще черпал вдохновение иногда из самых неожиданных мест. К примеру, сюжет своей первой сказки он услышал на ярмарке.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Эту сказку Пушкин написал в 1830 году. Она имеет под собой народную основу, как было сказано ранее, поэт услышал ее на ярмарке, о чем свидетельствует запись в его тетрадях. Однако поначалу он опасался ее публиковать, поскольку еще были живы воспоминания о последствиях публикации «Русских сказок» Далем, ведь сказка о попе имеет достаточно смелый характер и в невыгодном свете представляет церковнослужителя. Первые строки сказки («Жил-был поп, толоконный лоб») уже звучат несколько оскорбительно. А главный герой сказки, выходец из простого народа — Балда — имеет огромную силу. Балдой во времена поэта называли дубину или кувалду, а глупых людей этим словом стали именовать гораздо позже.

Сама же сказка по своей структуре и морали больше напоминает даже басню, ведь жадный поп был наказан Балдой, а автор прямым текстом сказал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Стоит отметить, что и впервые издававший сказку Жуковский побоялся публиковать ее в первоначальном виде и заменил попа другим героем — кузнецом. В авторском же виде она впервые появилась только в 1882 году.

«Сказка о царе Салтане»

Специалисты называют эту сказку итогом состязания поэта с Жуковским. Кратко изложенный сюжет этой сказки был найден в тетрадях, где поэт записывал пересказ сказок, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Позже он значительно расширил сюжет, добавил множество героев, имена многих из которых позаимствовал из эпоса «Бова Королевич».

«Сказка о царе Салтане» написана в 1931 году в народной манере, по ходу действия она имеет массу повторяющихся действий и диалогов. В ней соединены две темы. Первая — о несчастной жене, которую оклеветали перед лицом мужа. Этот сюжет был широко распространен в фольклоре Западной Европы 16-го века. А вот сюжет об островном государстве, которое является практически идеальным, — это авторская выдумка Пушкина. В сказке он подробно описывает все чудеса, которые возникают по волшебству и которыми славится эта страна. Кроме того, от народного фольклора Пушкин взял идею оборотничества, введя в произведение персонаж, способный обращаться из лебедя в прекрасную царевну.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Ее Пушкин написал в 1933 году, позаимствовав сюжет у знаменитых сказочников — братьев Гримм. Рукопись сказки Александр Сергеевич вручил Далю с пометкой: «Твоя от твоих!», потому долгое время считалось, что именно Даль подсказал идею сказки поэту.

Однако сюжет сильно схож с померанской сказкой, записанной братьями Гримм, которая имеет название «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыбак поймал рыбу-камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Получив дом, замок, став царицей, жена рыбака возжелала, чтобы рыбка обратила ее в римского папу. У Пушкина в записях был найден вариант, в котором и его старуха потребовала от рыбки возможности стать папой, но, конечно, поэт не стал развивать свой сюжет таким образом. Однако именно эта черновая запись натолкнула исследователя на мысль, что поэт позаимствовал сюжет в западных источниках, и позже он нашел сказку у братьев Гримм.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Практически любому человеку понятно, что эта сказка также имеет западные корни, а сюжет ее очень схож со сказкой о Белоснежке, написанной все теми же братьями Гримм. Сказка Пушкина полна деталей и поэтических образов, в его варианте не сама девушка просила помощи и защиты, а царевич Енисей. Гномы у Пушкина превратились в богатырей, а слова царевны, обращенные к ним в конце, очень напоминают будущее письмо Татьяны: «Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана…»

«Сказка о золотом петушке»

Прототип этой сказки нашла поэтесса Анна Ахматова, найдя «Легенду об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и явное ее сходство с сюжетом произведения Пушкина. Написана «Сказка о золотом петушке» в 1934 году, когда у Пушкина была ссора с Николаем I. Его строки «Но с царями плохо спорить» были заменены цензором на «Но с иными плохо спорить».

Сказка поэта имеет значительные отличия от первоисточника. У Ирвинга старый царь остается жив, а его талисман — медный всадник — просто превращается во флюгер, лишая царя волшебной силы. У Пушкина же в силу его личных обстоятельств на тот момент, связанных с Николаем I, Дадон оказывается и обманутым, и погибшим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Детство

Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в небогатой дворянской семье. Начальное образование, как это было принято у дворян, маленький Пушкин получил дома, его обучением занимались учителя и гувернеры, приглашаемые родителями из разных стран Европы. При этом, несмотря на яркий ум, будущее светило русской поэзии никак нельзя было назвать прилежным учеником, преподаватели и родные отмечали в нем отсутствие усердия, но со временем мальчик увлекся чтением.

Уже в возрасте семи лет в Пушкине начал развиваться его творческий талант. Начитавшись Мольера, Лафонтена и Вольтера, он сочинял на французском языке маленькие комедии, басни и даже пытался написать поэму.

Лицей

В 1811 году после создания Царскосельского лицея 12-летний Пушкин оказывается включенным в список его воспитанников. Высокий уровень преподавания и требований к лицеистам дали будущему поэту то, что не смогли дать учителя и гувернеры в родном доме. Хотя отдельные науки все-таки давались ему с трудом, среди них была математика и логика. Свободное время Пушкин уделял литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Год спустя талант литературного гения оценил известный поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин, которому молодой Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Именитый муж пришел в полный восторг, а стихотворение было опубликовано в журнале «Российский музеум». В лицейский период Александр Сергеевич познакомился и сдружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером, с которыми поддерживал отношения всю жизнь.

Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но государственная служба его не интересовала, Александра Сергеевича больше увлекала светская жизнь, особенно он был востребован в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

На юге

В 1819 году через близкое к декабристам литературное общество «Зеленая лампа», куда вступил поэт, в творчество и мировоззрение Александра Сергеевича начинает проникать политика. Новые друзья обсуждали и пропагандировали свободолюбивые идеи. В этот период своего творчества Пушкин пишет оду «Вольность», а также стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня», что не осталось без внимания со стороны властей. Если бы не заступничество Николая Карамзина перед императором, Александра Пушкина могли сослать в Сибирь, а так он был всего лишь переведен по службе на юг. Но еще до переезда молодой гений успел закончить поэму «Руслан и Людмила», прочитав которую Василий Жуковский подарил Пушкину свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

В 1820 году Пушкин на пути в Кишинев на некоторое время заезжает на Кавказ, а затем в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Этот период тоже вскоре найдет свое отражение в стихотворных произведениях, таких как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Уже в Кишиневе Александр Сергеевич, предоставленный сам себе, пишет «Песнь о вещем Олеге», а также начинает роман в стихах «Евгений Онегин». При этом творения поэта начинают публиковать в Петербурге, и он приобретает популярность в качестве поэта и писателя.

Ссылка

В 1823 году Александр Пушкин переехал в Одессу, добившись перевода по службе в канцелярию графа Воронцова, но здесь ему не удалось выстроить отношения с начальством, и вскоре поэт попросил отставки. Но еще до того, как он успел это сделать, в Москве полиция вскрыла его письмо другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой Пушкин был определен в ссылку. Следующие два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском Псковской области под надзором и без содержания.

В Михайловском Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. Сказки и народные песни няни сильно повлияли на творчество Александра Сергеевича, а ее литературный образ появился в некоторых произведениях писателя. В этот период Пушкиным была написана трагедия «Борис Годунов», что стало новым этапом в его творчестве.

В конце 1825 года после смерти Александра I Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом. Однако после того, как в 1826 году был опубликован первый сборник «Стихи Александра Пушкина» и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но сближения не произошло, Александр Сергеевич оставался на позициях свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения.

Свадьба

В 1829 году поэт на балу познакомился с Натальей Гончаровой и сразу влюбился в 16-летнюю девушку. А через несколько месяцев сделал предложение, но родители Натальи не дали своего согласия на свадьбу. Расстроенный Пушкин уехал к брату на Кавказ. Вернувшись с Кавказа Александр Сергеевич вновь посватался и на этот раз получил одобрение. До свадьбы оставалось только решить вопрос с имуществом жениха. Пушкин отправился в другое родовое имение – в Болдино Нижегородской губернии, где отец поэта выделил ему часть усадьбы и две сотни крестьян. Но в Болдино пришлось задержаться на всю осень из-за эпидемии холеры, наложившей карантинный запрет на переезд Пушкина в Москву. Здесь за короткий срок Александр Сергеевич закончил «Евгения Онегина» и написал множество других произведений. В декабре 1830 года Пушкин вернулся в Москву и вскоре обвенчался с возлюбленной.

Последние годы

В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева и даже отправился в небольшую экспедицию по местам восстания, чтобы собрать материал для своего романа.

После этого осенью 1833 года Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, начал работу над «Пиковой дамой».

После возвращения в Петербург Пушкин попытался оставить службу или хотя бы получить продолжительный отпуск, но предложенные условия его не устроили, и он остался в столице. На эти годы приходится застой в творчестве поэта, некоторые произведения оказываются запрещенными к печати, другие выходят с трудом и не получают широкого признания. К тому же Пушкин много экспериментирует, и эти изменения не находят отклика у читателя.

В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где публикуется он сам и другие именитые поэты и писатели, такие как Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский. Однако издание оказалось убыточным и, чтобы хоть как-то поднять количество подписчиков, Пушкин публикует в нем свой роман «Капитанская дочка». Работа над журналом занимала все время поэта.

Дуэль

В ноябре того же года вслед за ухаживаниями кавалергарда Жоржа Дантеса за Натальей Гончаровой начинают расползаться грязные слухи и рассылаться анонимные пасквили. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая была отсрочена, а затем отменена по причине брака между французом и сестрой Натальи Гончаровой Екатериной. Однако женитьба не изменила поведения Дантеса, никуда не делись и разного рода слухи с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин направил приемному отцу обидчика, служившему послом Голландии в России, Луи Геккерну оскорбительное письмо, результатом которого стал вызов на дуэль. Дипломат не мог стреляться на дуэли, и его представлял именно Дантес. Дуэль состоялась на следующий день на Черной речке. Пушкин получил ранение в живот, которое для того времени считалось смертельным. Через день – 29 января (10 февраля) Александр Сергеевич скончался. На похороны великого русского поэта пришла половина Петербурга. Тело Пушкина захоронили на территории Святогорского Успенского монастыря Псковской губернии недалеко от могилы матери.

Трудно
найти в нашей стране человека, который бы не знал
и не любил замечательные произведения великого
русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Ещё при жизни его называли “солнцем русской
поэзии”.

Этот портрет был выполнен в 1827 году выдающимся
русским живописцем, современником поэта
Василием Тропининым. Считается, что это самый
удачный портрет А. Пушкина, предельно точно
передающий его облик: открытое, умное лицо,
внимательные глаза, проницательный взгляд,
свободная одежда, выразительная рука, рука
человека, обладающего большой силой воли,
привыкшая к труду.

Биография

“Перед нашими глазами с детства как бы стоит
надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это
имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни”,
— писал в своём дневнике Александр Блок.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799
года в Москве.

В тот день по всей России звонили колокола в
честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин
вошёл в жизнь празднично.

В семье Александра между собой говорили на
французском языке, который в те годы был языком
общения московского дворянства.

Отец Саши любил французскую литературу, собрал
большую библиотеку и даже писал стихи.

Дядя – Василий Львович – был известным поэтом.
Саша рано научился читать и охотно делал это сам.
Но больше любил, когда ему читали вслух.

Стихи он начал сочинять, когда был совсем
маленьким. Его первое стихотворение написано
по-французски.

Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые
приехал в имение Захарово, что под Москвой.
Красота полей, лугов и леса поразила воображение
будущего поэта.

Биографы Пушкина вспоминают: “Едва дохнул он
привольным воздухом сельской природы, как
сделался неузнаваемым. В характере его произошла
резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась
вдруг резвостью и шалостию”.

Именно бабушка учила маленького Сашу писать
по-русски.

Няня Арина Родионовна и дядька Никита
рассказывали сказки, которые запали в душу
мальчика на всю жизнь.

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал
известным поэтом, сочинил множество
восхитительных стихов, повестей и даже роман в
стихах “Евгений Онегин”, но продолжал любить
сказки. Как только появлялась возможность, он
просил старенькую няню рассказать ему про спящую
царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки
Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и
перечитывают все, кто знает и любит русский язык.

Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему
русская литература стала одной из величайших
литератур мира. Почти все наши великие писатели,
поэты, художники, композиторы, многие учёные
читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Все ж ближе к милому пределу
Мне бы хотелось почивать.

Умер от раны, полученной на дуэли с Ж.Дантесом,
французским подданным на русской военной службе.

В феврале 1837 года в Святые Горы привезли гроб с
телом убитого на дуэли поэта, где оно и было
предано погребению.

Отзывы великих людей о А.С. Пушкине

Н. ОГОЛЬ

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о
русском национальном поэте. В самом деле, никто
из поэтов наших не выше его и не может более
назваться национальным; это право решительно
принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе,
заключилось всё богатство, сила и гибкость
нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул
ему границы и более пока всё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть,
единственное явление русского духа: это русский
человек в его развитии, в каком он, может быть,
явится через двести лет. В нём русская природа,
русская душа, русский язык, русский характер
отразились в такой же чистоте, в такой очищенной
красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой
поверхности оптического стекла.

А.ГЕРЦЕН

Пушкин как нельзя более национален и в то же
время понятен для иностранцев. Он редко
подделывается под народный язык русских песен,
он выражает свою мысль такой, какой она возникает
у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на
уровне своего читателя: он растёт, становится
мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море,
как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен,
светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных
волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет
ничего болезненного, ничего из той
преувеличенной психологической патологии, из
того абстрактного христианского спиритуализма,
которые так часто встречаются у немецких поэтов.
Его муза — не бледное существо, с расстроенными
нервами, закутанное в саван, это — женщина
горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком
богатая истинными чувствами, чтобы искать
воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не
выдумывать несчастья искусственные.

И.ТУРГЕНЕВ

Он дал окончательную обработку нашему языку,
который теперь по своему богатству, силе, логике
и красоте формы признается даже иностранными
филологами едва ли не первым после
древнегреческого; он отозвался типическими
образами, бессмертными звуками на все веяния
русской жизни.

Н.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него
разлилось литературное образование на десятки
тысяч людей, между тем как до него литературные
интересы занимали немногих. Он первый возвёл у
нас литературу в достоинство национального дела,
между тем как прежде она была, по удачному
заглавию одного из старинных журналов,
«Приятным и полезным препровождением
времени» для тесного кружка дилетантов. Он был
первым поэтом, который стал в глазах всей русской
публики на то высокое место, какое должен
занимать в своей стране великий писатель. Вся
возможность дальнейшего развития русской
литературы была приготовлена и отчасти ещё
приготовляется Пушкиным.

Л.ТОЛСТОЙ

Чувство красоты развито у него до высшей
степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем
больше должно быть кропотливой работы для его
исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие
гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него
так и вылилось это в такую форму. А нам не видно,
сколько он употребил труда для того, чтобы вышло
так просто и гладко…

А.ПЛАТОНОВ

Пушкин — природа, непосредственно действующая
самым редким своим способом: стихами. Поэтому
правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у
него совпадают автоматически. Пушкину никогда не
удавалось исчерпать себя даже самым великим
своим произведением, — и это оставшееся
вдохновение, не превращенное прямым образом в
данное произведение и всё же ощущаемое
читателем, действует на нас неотразимо. Истинный
поэт после последней точки не падает замертво, а
вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина
окончания произведений похожи на морские
горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою
бесконечное пространство, ограниченное лишь
мнимой чертою…

Какие сказки написал А.С. Пушкин?

  • “Сказка о рыбаке и рыбке”
  • “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
    прекрасной царевне Лебеди”
  • “Сказка о попе и о работнике его Балде”
  • “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
  • “Сказка о золотом петушке”

Во
всей полноте представлены сказки Пушкина —
именно с них чаще всего и начинается знакомство
читателя с произведениями поэта, несмотря на то,
что долгое время даже эти сказки не считались
произведениями для детей. Вот что говорит об этом
Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети»:

«Хотя Пушкин сам меньше всего представлял
себя «детским писателем», хотя его сказки
вовсе не созданы для детей и знаменитое
«Вступление» к «Руслану» тоже не
обращено к детскому воображению, этим
произведениям волею судеб было суждено сыграть
роль моста между величайшим гением России и
детьми».

Возможно, некоторые стихи и даже сказки Пушкина
ещё сложны для восприятия младших школьников, но
создавая ту языковую среду, в которой растёт
маленький человек, они формируют его речь и
сознание, и пушкинские строчки навсегда остаются
с ним, даже если пока не осознаются до конца.

Волшебная музыка пушкинских стихов,
увлекательные сюжеты сказок, колоритные образы,
весёлый юмор, торжество добра и справедливости
захватывают детей, будят их воображение,
укрепляют в их сердце добрые начала.

Сюжет из какой сказки перед вами?

«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море:
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдёшь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди”)

“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
(“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
(“Сказка о золотом петушке”)

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
(“Сказка о попе и о работнике его Балде”)

«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

О сказках А.С. Пушкина

Первым, кто по достоинству оценил «чарующие
красотой и умом» пушкинские сказки, был
Горький. «Великолепные сказки Пушкина были
всего ближе и понятнее мне,- писал он о своих
отроческих годах; — прочитав их несколько раз, я
уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи,
закрыв глаза, пока не усну».

Сказки Александра Сергеевича Пушкина
актуальны и в современном мире. Они воспитывают
доброту, отзывчивость, толерантное отношение
друг к другу независимо от национальности,
вероисповедания, мировоззрения человека.

“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” —
одна из самых замечательных лиричных, гуманных,
добрых сказок.

Эту сказку А.С. Пушкин услышана в Болдино. В
основе этой сказки – народная сказка,
рассказанная няней и записанная поэтом в
Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В
няниной сказке у царевны нет жениха, королевича
Елисея.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые
образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну
Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого
петушка и затейницу белку. И вместе с народом в
своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил
глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрый и
невежественных бояр.

Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет
счастлив этим, а кто станет перечитывать их,
будет счастлив вдвойне.

Наталья Зимнева
Пушкин

Едва говоривший по-русски,
Обличьем то ль негр, то ль араб,
Воспитанный дядькой французским,
Слился ли с Россией, когда б
С французами не воевали,
Не вился Отечества дым?
Целинные земли лежали
Хореев и ямбов пред ним…
Мечтатель, повеса и барин,
В глуши отыскавший свой свет,
Где верной Арины сказанья,
И песни, и щи на обед…
Из залов, от шёпота узких,
В раздольные рвался места …
Не чудо ли: с ликом нерусским
России ты символом стал?

Список литературы

  1. Алексеев М.П. “Пушкин и мировая литература”. –
    И., 1987 – 683 с.
  2. Вересаев В.В. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2, М., 1993
    г.
  3. Воеводин В. “Повесть о Пушкине”, Л., 1955 г.
  4. Газета “Литература” №35, 1999 г.
  5. Герц А. (А. Синявский) “Прогулки с Пушкиным”,
    С.-Петербург, 1993 г.
  6. Иванов В.А. Пушкин и его время – М, 1977 – 480 с.
  7. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том 2, М., 1986 г.
  8. Русская литературная критика 1860-х годов, М.,
    “Просвещение” 1984 г.
  9. Электронная энциклопедия “Кругосвет”.
  10. Энциклопедический словарь юного
    литературоведа, М., “Просвещение” 1998 г.

  • Когда пушкин написал сказку о царе салтане
  • Когда царь салтан обвенчался в сказке о царе
  • Когда пушкин написал сказку о рыбаке и рыбке
  • Когда царь женился второй раз в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Когда пушкин написал сказку о мертвой царевне и семи богатырях