Страница 4 из 42
1. Как ты понимаешь, что такое докучная сказка? Обрати внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба». Расскажи об этих сказках, используя выражения: короткий стих, несколько раз повторяющиеся выражения, шутливая форма, небольшое по объёму, неожиданно заканчивается.
Ответ:
Докучная сказка — это короткий стих из повторяющихся несколько раз выражений. Докучная сказка начинается, как обычная сказка («Жили-были»), но неожиданно заканчивается. Обычную сказку рассказывать долго, вот и придумали коротенькие докучные сказки.
2. Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».
Ответ:
Докучные сказки рассказывали детям в разгар рабочего дня, когда родителям некогда, когда мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.
Малыши не понимали, что родители должны выполнить какую-то работу, и приставали к ним с просьбами рассказать им сказку, то есть докучали. Отсюда и название «докучные сказки» — надоедливая просьба рассказать сказку.
Когда приходил вечер и родители могли уделить ребенку больше времени, рассказывали ему всю сказку целиком.
3. Попробуй сочинить свою докучную сказку. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Жили были кот и кошка,
И была у них гармошка.
На базар они пошли,
Продали инструмент за рубли.
Купила гармошку блошка,
Играет и скачет по дорожке.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал — Молодец!
Народные промыслы
1. Найди в энциклопедии или Интернете статьи о палехской росписи, хохломе и дымковской игрушке. Помни, что работать с ресурсами Интернета можно только в присутствии взрослых.
Хохлома
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.Дымковская игрушка
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
2. Какие виды народных промыслов изображены на страницах учебника?
Ответ:
Палех (шкатулки), Дымковская игрушка, Хохлома (роспись посуды).
Кому и когда рассказывали докучные сказки. Как появились русские народные сказки? Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок
Докучная (докучливая) сказка
— коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же. Докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку.
Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? — и т. д.
Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
Ты скажи, я скажи — не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи!
Жил бы журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?
Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка — хороша ли моя сказка?
Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.
Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли.
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
Встал медведь на колоду —
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
С большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
Известные примеры
У попа была собака
Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии . Глубина рекурсии ограничена размером доски, на которой писал поп:
У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, поп её убил,
В землю закопал,
И надпись написал о том, что«У попа была собака, поп её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
В землю закопал,
И надпись написал, что:
…
Летел ворон
Летел ворон
Сел на колоду
Да бух в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Сел на колоду
Да бух в воду…
Купи слона
Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» — каждый раз, используя ответ собеседника, вновь предлагать ему купить слона.
Пример типичного диалога:
— Купи слона
!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона
.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона
Сказка про белого бычка
Сказка про белого бычка
— русская поговорка , которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.
Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи…
Многообразен русский фольклор, и докучные сказки — одна из его граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками.
”
Докучные — это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.
— А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
— Нет, не хочу!
— Ты не хочешь — и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
— Ну, расскажи.
— Тебе расскажи — и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?..
Докучная сказка — это сказка-обманка.
Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.
Неоправданно короткие докучные сказки
Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.
Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.
Неоправданно незаконченные докучные сказки
Тут объяснения не нужны: у сказки незавершенное окончание.
Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить — перемочили, Стали сушить — кости пересохли, Опять намочили…
— Ну что же дальше было?
— А когда намокнут, тогда доскажу.
Неоправданно повторяющиеся докучные сказки
Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона.
Псевдобесконечные докучные сказки
У попа была собака, Он ее любил, Она съела кусок мяса, Он ее убил, В землю закопал. И надпись написал, что… У попа была собака…
Сюда же входит сказка про белого бычка, которая «наращивает» сюжет, исходя из ответов.
Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся? Рассказать ли тебе докучную сказочку? Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец. |
|
— Мы с тобой шли? Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца? Шел я как-то через мост, глядь — ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет. В бане был? — Был. -Тело мыл? — Мыл. — А где мочала? Начинай сначала… |
|
Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки… Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д. Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную! Пришел медведь к броду, |
|
— Рассказать тебе сказочку про сову? — Расскажи! — Хорошо! Слушай, да не перебивай! Летела сова — Веселая голова. Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела… Сказывать ли дальше? |
|
Жил-был Яшка, |
Действительно, докучная сказка начинается как всем знакомые обычные сказки, но вдруг резко заканчивается.
Так происходит видимо потому, что не всегда есть время рассказать сказку, так как длиться она долго, вот и придумали такие короткие докучные сказки.
Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».
Докучные сказки рассказывали детям в рабочее время, тогда когда было мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.
Дети же не понимают, что родители сейчас должны выполнить работу и надоедали своими просьбами рассказать им сказочку. Отсюда и название «докучные сказки» — надоедливая просьба рассказать сказку.
А когда приходил вечер и родители могли уделить своему ребенку время, тогда этим надоедливым детишкам рассказывали всю сказку полностью.
Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Докучная сказка для 3 класса.
Жил был полосатый Жук.
И его мохнатый друг Паук
Они в игры с мухами играли
и все вместе с дуба упали
хвостики подняли и убежали.
Вот и сказочке конец,
а кто слушал- Молодец!!!
Архангельск 2015
Введение……………………………………………………………………………3
1. Особенности сказки как жанра фольклора……………………………..6
2. Докучная сказка как разновидность материнского фольклора. Общее и различие между сказкой и докучной сказкой…………………………..7
3. Страшилка как жанр собственно детского фольклора. Общее и отличие страшилки от сказки и докучной сказки………..……………………….10
4. Причины распространения страшилки в современном детском фольклоре…………………………………………………………….……14
Заключение………………………………………………………………….……17
Список литературы……………………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Мы поставили перед собой большую задачу – не просто представить устное народное творчество, но показать это же творчество в истории развития детского фольклора; показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.
Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором.
Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки — этнопедагогики, фольклористики, этнографии, историков, и самое главное — это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора как народной педагогики, так как народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания.
Термин «детский фольклор» был введён в научный обиход исследователями в начале XX века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Несмотря на то, что жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями, видение мира.
Большинство учёных к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».
То, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор.
Г.С. Виноградов подчеркивал, что детский фольклор — не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор — полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики.
При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования.
«Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературе, до сих пор питает и обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения».
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора.
Цель данной работы: рассмотреть детский фольклор и его наиболее распространенные жанры с точки зрения педагогики.
Задачами данной работы являются:
Изучение специфических особенностей жанрового многообразия детского фольклора;
Изучить основные признаки наиболее распространенных жанров детского фольклора;
Определить общие и отличительные признаки трех жанров детского фольклора.
В данной работе использованы методические материалы по детскому фольклору, научные ислледования по педагогике, сборники произведений изучаемых жанров.
1. Особенности сказки как жанра фольклора
Сказка имеет несколько определений.
Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Это произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.
Сказка — это абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме.
В словаре В.И. Даля сказка определяется как вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.
Общим является определение сказки как вида устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
Сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, в ярком изображении сказочного мира, романтической окраске событий. Сказка отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.
Суть и жизнеспособность сказки заключается в постоянном сочетании двух элементов: фантазии и правды. На этом основана классификация видов сказок: о животных, о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
На сегодняшний день исследователи выделяют новый тип сказок – смешанный. В таких сказках совмещаются признаки, присущие сказкам других типов.
Отличительным признаком русских сказок является соборность — единство дела, мысли, чувства, которое противостоит в сказках эгоизму, жадности. В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.
Сказка имеет стандартную композицию: зачин, основная часть, концовка.
Итак, русская народная сказка воплощает в себе народную мудрость. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.
2. Докучная сказка как разновидность материнского фольклора. Общее и различие между сказкой и докучной сказкой
Согласно определению В.И. Даля, «докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно». Автором первых докучных сказок также стал В.И. Даль. Они были опубликованы в 1862 году в сборнике пословиц. Например, «Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?» «Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?»
Таким образом, докучная сказка – это сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста, при этом связующим звеном является специальная фраза или повторяющийся вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, предполагающий повтор сказки. При этом сюжет сказки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя недоумение. Поэтому многие исследователи рассматривают докучную сказку как пародию, причем не на смысл, а на установившиеся нормы сказочной техники.
Однако исследователи такого вида сказок, как докучные подчеркивают их отличие от непристойных частушек и сказок. При этом использование грубых слов является одной из характерных черт докучных сказок.
Непристойность докучных сказок не объяснить лишь присущей народной речи грубостью. Само желание обмануть, рассказать «ненастоящую» сказку переводит человека из мира культуры в мир антикультуры, настраивает его на антиповедение, включающее и такую цель, как поставить слушателя в глупое положение, поиздеваться над ним.
В докучной сказке нет разных персонажей, все они едины. Нет разных, в зависимости от участия тех или иных персонажей, сюжетов, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет положительных и отрицательных героев, так же как нет хорошего или плохого конца. Например, «Был себе царь Додон. Застроил он костеной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить — перемочили, Стали сушить — кости пересохли, Опять намочили… (- Ну что же дальше было?) А когда намокнут, тогда доскажу».
«Раз иду я через мост — Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост — Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост — Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост — Под мостом ворона мокнет…»
«Сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь у нас будет. Сказать тебе сказку про белого бычка?..»
Докучная сказка – это своего рода метасказка, создающая метапространство с техническим началом и техническим концом. Основная функция докучной сказки — продемонстрировать тот или иной прием, с помощью которого рассказчик вовлекает слушателя в магический круг своего текста.
Техничность докучной сказки сближает ее с игровым ритуалом; сказание становится игровым действом, где один ловит, а другой пытается ускользнуть от словесных сетей сказки-обманки.
В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия. Здесь повествуется о событиях иллюзорных — вневременных, бесконечно повторяющихся, но на самом деле неподвижных: бессмысленная повторяемость действий разоблачает статичность «действующих» лиц.
Итак, в докучной сказке сюжет является иллюзорным, поскольку цель такой сказки — не поведать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.
Докучная сказка – это игра, некое построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг слушателей. Одновременно у докучной сказки дурная суть, которая проявляется в бранной лексике, вульгарных, грубых и пошлых действиях персонажей. Специфика поэтики докучной сказки обусловлена ее природой — обманной, лукавой, а значит, отводящей от добра и приводящей к злу.
3. Страшилка как жанр собственно детского фольклора. Общее и отличие страшилки от сказки и докучной сказки
Страшилки или страшные истории — это детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие установку на достоверность.
Появление в детской литературе страшилок связывают с инстинктами. С глубокой древности в человеке живёт потребность трагического. Причём трагического не только как эстетической категории, но и как формы тренинга психики. Это вызвано тем, что трагическое присуще самой сути жизни. Выживаемость в стрессовых ситуациях обеспечивалась предшествующей тренировкой психики, эмоциональными перегрузками. О вреде страха написано очень много. В связи с этим часто забывают, что страх в период опытно-чувственного познания окружающего мира первобытным человеком был спасительной реакцией, обеспечивающей жизнеспособность человечества, что воспитание смелости невозможно без волевого преодоления страха.
Страшилки относятся к разряду устного народного творчества, куда также входят считалки, дразнилки, потешки, скороговорки, колыбельные песни и др. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и драматичным финалом, цель которых — испугать слушателя. В страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными, насущными проблемами реальной жизни ребенка.
В страшилках используется приём таинственных эпизодов, нарушения запрета, определяющего развития сюжета (запрещается покупать чёрные вещи – значит, покупаются именно чёрные, предлагается закрыть двери или окна — герой не выполняет эти требования).
Страшилки развиваются на основе противостояния двух традиционных фольклорных систем: добра и зла. Добро олицетворяет мальчик или девочка. Зло может быть представлено либо одушевлёнными образами (мачеха, старая ведьма), либо неодушевлёнными (пятно, рояль, шторы, перчатки, туфли), за которыми скрывается одушевлённое существо — элемент превращения.
По характеру разрешения конфликта можно выделить следующие группы страшилок:
1. страшилки с трагическим исходом: зло побеждает добро. Это основной вариант.
2. страшилки с благополучным исходом: добро побеждает зло.
3. страшилки эффекта. В них конфликт, как правило, не разрешается. Нагнетание ужасов завершается неожиданным восклицанием, например: «Отдай моё сердце!»
Пример такой страшилки: «Это было давно. На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет… — Отдай мое сердце!»
4. страшилки наоборот или антистрашилки. В них разрешение конфликта имеет противоположное значение — вызывает смех.
Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать.
Современные страшилки основаны на древнерусском фольклоре. Законы построения страшилки такие же, как и законы построения сказки. В композиции выделяется сказочный зачин, наличие запрета и его нарушение. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами, олицетворяющими собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир (люк, пятно и др.), где герой погибает. Все страшилки имеют трагический исход, ужас нагнетается постепенно и достигает накала к финалу.
Главным героем страшилок обычно является ребёнок, подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем». В этих предметах особую роль играет цвет. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться и погибает. Иногда у героя оказывается помощник.
Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.
В страшных историях трансформированы или типологически проявились признаки мифа и многих фольклорных жанров: заговора, волшебной сказки, животного эпоса, былины, анекдота. В них также обнаруживаются следы литературных жанров: фантастического и детективного рассказа, очерка.
В отличие от сказок, страшные истории обычно имеют только один полюс фантастического — злой. С ним связаны разнообразные типы отрицательных героев: либо просто фантастические образы, либо фантастические образы, скрывающиеся под личиной привычных людей и предметов. Вредитель может иметь настораживающий внешний признак, чаще всего цвет. Действие вредителя выражено в одной из трех функций (или в их комбинации): похищение, убийство, желание съесть жертву.
Образы вредителей усложняются в зависимости от возраста исполнителей. У самых младших детей неодушевленные предметы действуют как живые, в чем проявляется детский фетишизм. У детей более старшего возраста появляется связь предмета с живым вредителем, что может означать представления, аналогичные анимистическим. За шторами, пятном, картиной скрываются черные волосатые руки, белый (красный, черный) человек, скелет, карлик, Квазимодо, черт, вампир.Часто предмет-вредитель является оборотнем. Оборотничество распространяется на части человеческого тела, которые ведут себя как целый человек, на встающих из гроба мертвецов и т.п.
Стоит отметить, что в системе образов страшных историй центральное место занимают чудесные противники. Страшная история может обойтись без помощника и даже без главного героя, но образ вредителя в ней присутствует всегда. Он может быть единственным. Например:
В черной комнате — черный стол,
на столе — черный гроб,
в гробу — черная старуха,
у нее — черная рука.
«Отдай мою руку!»
(рассказчик хватает ближайшего слушателя).
В структуре образа вредителя злое начало проявляется как чудесная сила. Дети могут принимать ее без обоснований; могут развивать разнообразные мотивировки, от самых примитивных до весьма обстоятельных; могут ее отрицать путем пародирования, но в любом случае они выражают свое отношение к этой злой силе.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что страшные истории – это факт современного детского фольклора и существенная психолого-педагогическая проблема. Они выявляют возрастные закономерности в развитии сознания. Изучение этого материала поможет открыть пути положительного воздействия на становление личности ребенка.
4. Причины распространения страшилки в современном детском фольклоре
Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты. Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, «садистские стишки», переделки-пародии, «вызывания» и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна.
Детский фольклор — живое, постоянно обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки.
По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка. Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из бывальщин, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира.
Литературовед С.М. Лойтер отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нем заданность позволяют определить ее как «дидактическую структуру».
Некоторые исследователи проводят параллели между современным жанром детской страшилки и более старыми литературными видами страшных историй, например, сочинениями Корнея Чуковского. Писатель Эдуард Успенский собрал эти истории в книге «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)».
Страшилки в описанной форме получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О.Ю. Трыкова считает, что в настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов).
По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М.В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций.
«Детская страшилка воздействует на разных уровнях — чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков, — считает психолог Марина Лобанова. — Она заставляет психику при страхе не столбняком вставать, а двигаться. Поэтому страшилка — эффективный способ при работе, например, с депрессией». По словам психолога, человек способен создать свой ужастик только тогда, когда уже завершил собственный страх.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.
Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.
Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Одним из самых популярных жанров детского фольклора является сказка – устное повествование с фантастическим вымыслом.
Сказки имеют классификацию в зависимости от главных действующих лиц – животные, люди, вымышленные персонажи. Также сказки обладают рядом типичных признаков и стандартной композицией.
Разновидностью сказок являются докучные сказки. Это сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста, при этом связующим звеном является специальная фраза или повторяющийся вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, предполагающий повтор сказки.
Общим для сказки и докучной сказки является наличие героев, например, животных, людей. Отличий значительно больше: в докучной сказке нет разных персонажей, сюжетов, положительных и отрицательных героев, хорошего или плохого конца.
Еще один вид детского фольклора – страшилки. По мнению психологов, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справлялся сам или с помощью родителей, в детском коллективе распространяются на всех. В результате создаются новые страшные истории и передаются следующим поколениям детей.
В страшных историях можно найти все типы фольклорных повествовательных структур, от кумулятивной до замкнутой цепочки мотивов разного содержания (аналогичной волшебным сказкам).
Общим для страшилок и сказок является использование эпических утроений, сказочных композиционных формул. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами, олицетворяющими собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир.
Отличительными признаками страшилок являются, в первую очередь, герои-вредители. В отличие от сказок, страшные истории обычно имеют только один полюс фантастического – злой.
Таким образом, детский фольклор — это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и Детский фольклор: Пособие для учителя. — М., 1957.
2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — М.: «Академия», 2000.
3. Белоусов А.Ф. Детский фольклор. — М., 1989.
4. Весёлые уроки: позн. журнал для детей. — ГУП «ИПК Московская Правда». — 2003. — №9.
5. Виноградов Г.С.
Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. — Л., 1978.
6. Жуткий фольклор русских детей. Э. Успенский, А. Усачев. – РИА «IRIS», 1991.
Докучные сказки относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.
По сути, докучная сказка – это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.
Происхождение докучных сказок
Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Предположительно первыми сочинителями этих творений стали «уставшие» сказочники, которые хотели отделаться от надоедливых слушателей. Они придумывали эти небольшие истории на ходу, затем рассказывали их тем, кто приставал к ним с просьбой, и благополучно уходили. Недоуменные слушатели предпринимали многочисленные попытки разъяснить себе смысл этих сказок, поэтому стали передавать их из уст в уста. Возможно, люди между собой начали повторять эти истории по нескольку раз, передавая друг другу смысловую нагрузку и заученные лексические конструкции.
Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать». Обратите внимание, что когда много раз подряд читается одно и то же, звучат повторяющиеся фразы, это вызывает чувство скуки и появление некоторого раздражения. Должно быть, именно такие чувства испытывали первые создатели докучных сказок.
Переключение внимания ребенка
Докучная сказка – это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.
Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимет у вас много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит вас повторить уже рассказанное. Не спешите ему отказывать! Эти сказки вы можете читать своему малышу, чтобы отвлечь от чего-то. К примеру, ребенок раскапризничался на улице или в магазине настойчиво требует купить ему игрушку. Вместо того чтобы ругать его и всячески одергивать, попробуйте применить в качестве воспитательной меры докучные сказки: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется вас слушать с величайшим вниманием.
Развитие познавательных процессов
Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.
Интерес к устному народному творчеству
Докучная сказка – это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.
Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.
Как надо читать детям докучные сказки
Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка – это народный дух Руси, уважайте его!
Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.
👉 Ответы к странице 9. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Тема: «Докучные сказки»
Задание 1
Как ты понимаешь, что такое докучная сказка? Обрати внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба». Расскажи об этих сказках, используя выражения: короткий стих, несколько раз повторяющиеся выражения, шутливая форма, небольшое по объёму, неожиданно заканчивается.
Ответ:
Докучная сказка — это вид устного народного творчества. Она похожа на короткий стих или рассказ. В отличие от обычных сказок докучная сказка небольшая по объему. Она рассказывается в шутливой форме и состоит из выражений, повторяющихся несколько раз. Докучная сказка неожиданно заканчивается или «бесконечно» повторяется в одних и тех же словах и выражениях.
Задание 2
Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали?
Ответ:
Докучные сказки рассказывали детям, когда они капризничали и надоедали (докучали) взрослым. Если мама или няня устали, и на длинную сказку не было сил или не хватало времени, ребенку рассказывали короткую и повторяющуюся докучную сказку.
Задание 3
Попробуй сочинить свою докучную сказку. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Тема: «Народные промыслы»
Задание 1
Найди в энциклопедии или Интернете статьи о палехской росписи, хохломе и дымковской игрушке. Помни, что работать с ресурсами Интернета можно только в присутствии взрослых.
Ответ:
ПАЛЕХ
Палехская роспись появилась в селе Палех, которое в наши дни находится в Ивановской области. В этом селе издревле жили талантливые художники-иконописцы. Примерно 100 лет назад в Палехе стали появляться художественные мастерские, в которых мастера занимались росписью по папье-маше.
Папье-маше — это масса из бумаги и клея, из которой делали шкатулки, брошки, портсигары и другие декоративные предметы. Эти вещицы украшали лаковой миниатюрой, которая получила название палехская роспись. Палехская роспись отличается своим узнаваемым стилем. Изображения наносятся водяными темперными красками на черную или темную основу, а сверху покрываются лаком. Роспись содержит много мелких деталей, а фигуры людей и животных выглядит тонкими и изящными.
Среди излюбленных сюжетов Палеха сценки из сказок и литературных произведений, изображения исторических событий, повседневной жизни. В наше время палехской росписью покрывают декоративные изделия из дерева.
ХОХЛОМА
Хохломская роспись появилась в деревнях по левому берегу реки Волги около 400 лет назад. Свое название она получила от села Хохлома в Нижегородской области (тогда она называлась губернией). Туда готовые изделия привозили на продажу.
Хохломской росписью покрывали деревянную посуду, которую мастера-ремесленники вручную вытачивали на токарных станках. Среди такой посуды — ковши, миски, чаши, блюда, ложки.
Излюбленные цвета хохломскихмастеров — красный, золотой, желтый, оранжевый, зеленый. К самым распространенным элементам росписи относятся ягоды, цветы, листья, ветки, птицы. Рисунки хохломы — крупные и яркие. Роспись выглядит нарядно и празднично несмотря на черный фон.
Деревянные изделия расписывают масляными красками и покрывают несколькими слоями лака. Затем их обжигают в специальных печах при очень высокой температуре. Благодаря этому роспись приобретает яркий золотистый оттенок.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковскую игрушку начали делать несколько веков назад неподалеку от города Вятка. Сейчас город называется Киров. Первоначально игрушки-свистульки лепили из глины в честь весеннего народного праздника Свистунья. Их изготовлением занимались исключительно женщины. Со временем праздник утратил значение, а дымковская игрушка осталась и стала народным промыслом. Игрушки лепят из красной глины, смешанной с речным песком. Затем их несколько дней сушат и обжигают в печи. Готовую фигурку покрывают белой краской. В старину вместо белил использовали мел, разведенный в молоке. Отбеленную фигурку покрывают узорами, расписывают. Чаще всего используют красный, синий, желтый и зеленый цвета. Излюбленные элементы росписи — круги, полоски, точки, клетка. Фигурки изображают людей, животных, птиц и даже целые композиции с сюжетом. Чаще всего мастера делают петухов, индюков, баранов и оленей с золотыми рогами, лошадей, барынь в длинных платьях, добрых молодцев, нянек с детьми.
Задание 2
Какие виды народных промыслов изображены на страницах учебника?
Ответ:
Страница 6 — дымковская игрушка;
страница 7 — палехская миниатюра и хохломская роспись на деревянной посуде;
страница 8 — дымковская игрушка.