Текст
Ю. Бондарева (Сборник Н. А. Сениной, 2010 год, вариант 3)
(1)Когда Сафонов вошёл в
родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от
старых тополей; кое-где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви
обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы.
(2)С волнением и
любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в сырой
темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.
(З) Неужели Мария Петровна?.. (4)3десь жила Мария Петровна, его учительница по
математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! (5)Всегда он был её
любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее…
(б)Сафонов зашагал по
аллее в глубину парка, а когда близко увидел маленький домик под деревьями,
тусклый свет в окне, задёрнутом красной занавеской, он даже задыхался.
(7)Сколько лет они не виделись! (8)3десь ли она теперь? (9)Жива ли? (10)Что с
ней?
(11)— Мария Петровна, —
тихо и зовуще сказал Павел Георгиевич, — вы меня узнаёте?
(12)— Входите, — сказала
она тем вежливым, строгим голосом, каким, очевидно, обращалась к родителям
своих учеников, когда те приходили «поговорить».
(13)Она несколько секунд
всматривалась в него снизу вверх, он видел её болезненно-бледное,
состарившееся, будто источенное лицо, и в эту минуту, сдерживая жалость,
отметил про себя, как сильно она изменилась, стала ещё более тонкой, хрупкой,
только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены.
(14)— Паша Сафонов…
(15)Паша? — проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось,
что лицо её задрожало. — (16)Садись, пожалуйста, вот сюда, к столу, Паша…
(17)Ты приехал?
(18)— Да, да, я сейчас, я
сейчас! — обрадованно заговорил Сафонов, с неловкостью вешая плащ, шляпу на
вешалку, где виднелось одинокое пальто Марии Петровны. — (19)Мария Петровна, а
кто заходил к вам, кого вы встречали ещё из нашего класса? (20)Гришу Самойлова
видели? (21)Артист. (22)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него
способности? (23)Неужели не приезжал?
(24)Мария Петровна не
ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на её
пальце неотмывшееся чернильное пятно, перевёл взгляд на её источенное лицо и с
какой-то внезапной жалостью, с любовью увидел морщины вокруг её губ, её тонкую,
слабую шею, коротко подстриженные, сплошь белые волосы, и что-то больно,
тоскливо сжалось у Павла Георгиевича в груди. (25)Он подумал, что, если бы она
умерла, он не знал бы этого. (26)И не знали бы другие…
(27)— Мария Петровна, а
интересно, кто-нибудь пишет вам?
(28)— Нет, Паша, — сказала
она.
…(29)Сафонов хорошо
помнил, как они прощались: он как-то стыдливо снял свой роскошный плащ, который
висел рядом с потёртым пальто старой учительницы, и с непроходящим ощущением
вины поклонился.
(30)Всю дорогу до Москвы
Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда.
(31)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове — о всех, с кем долгие
годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные,
уничтожающие письма. (32)Но он не знал их адресов. (33)Потом он хотел написать
Марии Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал,
что не знает номера её дома.
Сочинение по
проблеме беспамятства и отсутствия благодарности
«Простите нас» —
так я озаглавила бы данный отрывок. Эти слова со стыдом и болью произносят те,
кто обижал кого-либо, относился равнодушно, предавал и в ком всё-таки
проснулась совесть. И причиной этому являются неблагодарность и беспамятство.
Именно об этой проблеме пишет Ю. Бондарев в предложенном отрывке.
Автор рассказывает
о встрече бывшего ученика и старой учительницы. Радость встречи омрачена
пониманием героя рассказа, что его учительница бедна и одинока. Она не устроила
свою личную жизнь, отдав себя служению любимому делу. Ю. Бондарев с чувством
боли и жалости пишет о том, что в общем-то добрые ученики за суетой буден
забыли ту, что заметила в каждом из них искорку таланта. А ведь благодаря
именно ей они стали известными, состоявшимися людьми. Мария Петровна «пророчила
блестящее математическое будущее» Сафонову, в Грише Самойлове, который корчил
рожи, увидела актёрские способности.
Писатель считает,
что нельзя ни при каких обстоятельствах забывать о тех, кто дал путёвку в
жизнь, вложил душу. А иначе рано или поздно чувство вины и раскаяния истерзает
человека, что и произошло с героем рассказа.
Мне близка
и понятна позиция автора в том, что нужно помнить о тех, кто верил в тебя. Я
считаю, что неблагодарность – один из самых страшных пороков, признак
бездуховности. Проблему душевной глухоты и бессердечия раскрывает Н. В. Гоголь
в поэме «Мёртвые души» на примере Чичикова. Он, забыв о том, что в гимназии был
любимцем учителя, спустя годы дал лишь медный грош больному и обнищавшему
наставнику. Такая чёрствость поразила старого учителя, и он горько заплакал,
поняв, что ошибся в человеческих качествах Павлуши.
Хочу
привести ещё один пример неблагодарности. Настя, героиня повести К.
Паустовского «Телеграмма», хлопоча о чужих людях, помогая талантливым, но
никому не известным художникам, с досадой вспоминала о том, что в глухой
деревне её ждёт старенькая мать. Поездку к ней Настя всё откладывала, ссылаясь
на занятость. И только после её смерти поняла, что своим равнодушием ускорила
кончину самого дорогого человека. А ведь дочь была для Катерины Ивановны
смыслом и источником жизни.
В заключение
хочется подчеркнуть, что благодарность – своебразная плата за добро. Не
случайно это слово означает «отдаривать благом». А нести добро может лишь
душевно щедрый человек.
Обновлено: 09.01.2023
В предложенном для анализа отрывке рассказа Ю. В. Бондарева обозначена проблематика благодарности. Кому мы должны быть благодарны и как это должно влиять на нас — вот те вопросы, которые интересуют автора.
В предложениях 7 — 10 повествуется о том, что Паша Сафонов вдруг вспоминает о том, что в этом самом городе находилась его школа, в которой он учился и жила учительница, по математике, которая очень многое дала ему.
Читая вышеописанное предвосхищение этой встречи Пашей Сафоновым, я ожидаю полный ностальгии и тёплых чувств разговор между бывшими учеником и учительницей, но повествование меня жестоко разочаровывает. Рассказчик описывает учительницу не в лучшем здоровье, она спокойно встречает бывшего ученика и его радости от встречи не разделяет (предложение 24). Все эти эмоции объясняются тем, что учителю никто не пишет, о нём забыли (предложения 27-28). Эмоции тоски, щемящей боли от ощущения брошенности и забвения передаются от Марии Петровны к Павлу Григорьевичу.
Что же получается? Мария Петровна, учительница, вырастившая многих учеников, остаётся одна. Визит Павла Григорьевича, совершенно внезапный, оголяет перед читателем быт человека, который незаслуженно забыт всеми теми, кто составлял его жизнь прежде и чья жизнь сложилась во многом благодаря этому человеку. Рассказчик акцентирует внимание читателя на отсутствие должной поддержки со стороны учащихся. Благодарность, которую Мария Петровна заслужила, должна выражаться в опеке над ней со стороны бывших учеников, но такая опека отсутствует.
Я согласен с точкой зрения автора. Мне кажется, что нельзя оставлять в прошлом всех тех, кто некогда помогал тебе, поддерживал. Таких людей не много и их нужно ценить, относиться к ним с должным уважением и в своих действиях и поступках выражать свою признательность.
Итак, благодарность, внимание и наши лучшие поступки и слова не должны никогда обходить тех, кому мы обязаны за свои успехи, воспитание, всё то, что у нас есть. Люди никогда не должны забывать о тех, кто уделял им свои время и силы в те минуты, когда они в этом нуждались.
Логика — не ясно, кто понимал — если лодочник, то странно, как он мог »понимать», не зная ситуации? Если это рассказчик, то, очевидно, он так объясняет свою ложь?
И это естественно — »нужные бумажки» — документы, например, — не нужно нигде их оставлять и даже для того, чтобы пылиться.
грамматическая и лексическая несочетаемость — если имеет место »неправильное» отношение человека к животным, то как можно установить степень этого отношения ?! — »насколько» — больше-меньше-средне .
(1)Через неделю после нас вернулись последним катером с дачи соседи. (2)И вернулись они
без своего кота – огромного серого бандита без правого уха и разными глазами. (3)Всё лето мы с ним воевали на даче: то он воровал у меня еду со стола, то копался в огороде. (4)Короче говоря, привык я к нему. (5)И когда увидел молодую пару, вернувшуюся без серого разбойника, то очень расстроился и попросил жену пойти и спросить, куда делся их кот. (6)Всё оказалось именно так плохо, как я и предполагал: кота оставили на даче. (7)Я мучился и переживал до самого вечера. (8)А потом набрал номер телефона начальника и попросил на завтра выходной. (9)Жена тяжело вздохнула и сказала:
– Осторожно там. (10)Попроси, чтобы лодкой перевезли.
(11)Погода не задалась с самого утра. (12)Свинцовые тучи сеяли колючий, противный дождь,
и ветер гнал пожухлую и примёрзшую местами к асфальту листву. (13)Я битый час бродил по лодочной станции, надеясь, что кто-нибудь всё же соберётся на ту сторону за забытыми вещами. (14)Но никто не находился. (15)И вдруг я увидел здорового мужика в сапогах сорок пятого размера. (16)Он копался в моторе лодки и что-то ворчал. (17)Я объяснил ему, что забыл на даче просто жизненно важные документы, и протянул ему пятьдесят долларов. (18)Он опустил в карман бумажку и, объясняя небесам всё про дачников, которые и голову забудут, спустил лодку на воду.
дождик переходил в снег, точно ледяная крупа.
– (22)Серый, Серый, Серый! – кричал я во всё горло, надеясь, что он всё ещё жив.
(23)И Серый появился. (24)Зябко поёжившись и прижавшись к моим ногам, он жалобно замяукал. (25)Я схватил его на руки и бросился к лодке. (26)Прыгнув в неё, я посадил кота рядом с собой.
(27)Угрюмый мужик вытаращил глаза и открыл рот. (28)Но тут…
(29)Но тут Серый выпрыгнул из лодки и, как-то стеснительно прижав своё единственное левое ухо к голове, просительно и тихонько мяукнул. (30)Потом развернулся и побежал назад.
– (31)Стой, стой, стой, куда ты?! – закричал я.
(32)Потом выскочил и, не обращая внимания на проклятия и обещания бросить нас ко всем
чертям, я побежал за котом. (33)Он нёсся впереди, и я за ним, причитая и заламывая руки. (34)Кот,
вдруг свернув налево, исчез в кустах. (35)Я, подбежав и раздвинув ветки, увидел, как серый одноухий кот прижался к маленькому чёрному котёнку. (36)Тот был мокрый, дрожал как осиновый лист и отчаянно пищал. (37)Серый виновато посмотрел на меня и мяукнул. (38)Я опустился на мокрую землю
и собрался взять в руки обоих. (39)Но тут земля сзади загрохотала. (40)Это угрюмый мужик топал своими огромными сапожищами, изрыгая потоки проклятий. (41)Он возник у меня за спиной и вдруг
затих. (42)Потом совершенно спокойным и приятным на удивление голосом сказал:
– Давай, поторапливайся: сейчас начнётся метель и всё снегом занесёт.
(43)Я поднял Серого и маленького чёрного котёнка, и мы побежали к лодке; как мы перебрались на ту сторону реки, я не знаю. (44)Наверное, Богу просто так было угодно, потому что вокруг
ничего уже не было видно. (45)Только угрюмый мужик вдруг сказал, перекрывая рёв мотора и воды:
– (46)Гад же ты, однако.
– (47)Почему? – смущённо поинтересовался я, с опаской поглядывая на воду, бурлящую за бортом.
– (48)Значит, как получается? – продолжал мужик. – (49)Ты меня обманул про документы и деньги всунул, а сам спасать кота ехал? (50)Ты вроде как человек, а я нечисть какая-то бездушная?
– (52)Так я же боялся, что вы откажетесь, а больше спасти его было некому, – объяснил я.
(53)Мужик замолчал, хмыкнув.
(54)Мы пристали к лодочной станции. (55)Потом он долго искал коробку для котёнка и выстилал её тёплым полотенцем. (56)А когда я уже собрался уезжать
, поблагодарив его, он сказал:
– Ты вот чего. (57)Не бывает так, чтобы всё одному, а другому ничего.
(58)И подойдя к Серому, обратился к нему с речью:
– Ты вот чего… (59)Ты иди ко мне жить… (60)Я на рыбалку хожу… (61)А ты кот справный. (62)Правильный … (63)Героический… (64)Мужик, значит, ты… не бросил малыша.
(65)Кот посмотрел на меня и, виновато мяукнув, подошёл к угрюмому мужику, встал на задние лапы, упершись передними ему в огромные сапоги. (66)Мужик поднял его на руки. (67)И серый
удивительно мягким голосом:
– Я приглашаю вас, молодой человек, на следующие выходные на рыбалку.
(70)И подмигнул мне. (71)А когда я приехал домой и мы с женой стали ухаживать за чёрным малышом, она нашла под тёплым махровым полотенцем пятьдесят долларов.
(72)На рыбалку мы теперь ездим постоянно вместе с добрым, здоровым ворчуном.
(По О. Бондаренко*)
*Олег Ярославович Бондаренко (род. 27 янв. 1964 г.) – современный писатель, блогер, автор рассказов о животных.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с человеческой жестокостью и безответственностью. Люди перестают ухаживать за животными, забывая известную фразу Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Размышляя над этим, О. Бондаренко поднимает в своем тексте проблему халатного отношения к животным.
Так, например, соседи главного героя бросили на даче своего кота, Серого , прекрасно понимая, что тот может погибнуть. При этом у владельцев кота не возникло никаких сожалений, они думали только о себе. Такое поведение по праву можно считать безответственным и недостойным хороших хозяев.
Кроме того , главному герою, поехавшему спасать бедного кота, пришлось соврать лодочнику, сказав, что ему нужно забрать важные документы. Мужчина понимал, что некоторые люди с легкостью могут оставить умирать живое существо, но никогда не оставят пылиться нужные бумажки. Конечно ,
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay
- 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
- 3 из 6 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 0 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2 К6 Точность и выразительность речи
- 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
- 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
- 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
- 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
- 0 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 12 из 25
Сочинение слабое, комментарий проблемы представляет собой примитивный пересказ, включающий нарушение логики. Речь пишущего не развита, словарный запас бедный, наблюдается нарушение норм грамматики, присутствует фактическая неточность.
Марина Столярская запись закреплена
@ ОЛЕГ БОНДАРЕНКО
Через неделю после нас, вернулись последним катером с дачи соседи. И вернулись они без своего кота. Огромного, серого бандита без правого уха. Всё лето мы с ним воевали на даче. То он воровал у меня еду со стола, то копался в огороде. Короче говоря, привык я к нему. И когда увидел пару вернувшуюся без серого, то страшно расстроился и попросил жену пойти и безо всяких околичностей спросить, куда делся их кот.
Всё оказалось именно так плохо, как я и предполагал. Кота оставили на даче.
Я мучился и переживал до самого вечера. А потом набрал номер телефона начальника и попросил на завтра выходной. Жена тяжело вздохнула и сказала – Осторожно там. Попроси, чтобы лодкой перевезли.
Погода не задалась с самого утра. Свинцовые тучи сеяли мелкий противный дождик, и ветер подгонял пожухлую и примёрзшую местами к асфальту листву. Я бродил по лодочной станции надеясь, что кто ни будь всё же соберётся на ту сторону за забытыми вещами.
Но кто ни будь не нашелся. Нашелся здоровый мужик в сапогах сорок пятого размера. Он копался в моторе и что-то ворчал. Я объяснил ему что, забыл на даче очень важные, жизненно важные документы, и протянул ему пятьдесят долларов. Он опустил в карман бумажку и объясняя небесам всё про дачников, которые и голову забудут, спустил лодку на воду.
Волны были очень приличные. Они плевались отчаянно холодной пеной, и грозились опрокинуть утлое судёнышко. Так что, через пол часа отчаянной борьбы с водной стихией мы оказались на берегу возле наших дач, и сопровождаемый напутствием угрюмого мужика о том, что за такие прелести не мешало бы набавить ещё двадцатку, я помчался к даче. Небо постепенно серело, и мелкий дождик переходил в ледяную крупу.
Серый, серый, серый!- кричал я во всё горло, надеясь что он всё ещё жив.
И Серый появился. Зябко поёживаясь и прижавшись к моим ногам он жалобно пищал. Я схватил его на руки и бросился к лодке. Подлетев к ней и прыгнув, я посадил кота рядом с собой. Угрюмый мужик вытаращил глаза и открыл рот. Но тут…
Но тут Серый выпрыгнул из лодки и как-то стеснительно прижав своё единственное левое ухо к голове просительно и тихонько мяукнул. Потом развернулся и побежал назад.
Стой, стой, стой, куда ты, черт возьми!- заорал я.
Потом выскочил и не обращая внимания на маты, проклятия и обещания бросить нас к чёртовой матери я побежал за котом.
Он нёсся впереди и я за ним, причитая и заламывая руки, и вдруг свернув налево он исчез в кустах. Подбежав и раздвинув ветки я увидел, как серый, одноухий кот прижался к маленькому черному котёнку. Котёнок был мокрый и отчаянно пищал. Серый виновато посмотрел на меня и мяукнул.
Я опустился на мокрую землю и собрался взять в руки обоих. Но тут земля сзади загрохотала. Это угрюмый мужик топал своими огромными сапожищами, изрыгая потоки проклятий. Он возник у меня за спиной и вдруг затих.
Потом совершенно спокойным и приятным на удивление голосом сказал – Давай, поторапливайся. Потому, что сейчас начнётся метель и всё снегом занесёт.
Я поднял Серого и маленького черного котёнка, и мы побежали к лодке. Как мы перебрались на ту сторону реки, я не знаю. Наверное, Богу просто так было угодно, потому что вокруг ничего уже было не видно.
Только угрюмый мужик вдруг сказал, перекрывая рёв мотора и воды – Скатина, ты, однако.
Я смутился. Почему скатина?- поинтересовался я с опаской поглядывая на воду бурлящую за бортом.
Значит, как получается-продолжал мужик. Ты меня обманул за документы и деньги всунул, а сам спасать кота ехал? Ты вроде как человек, а я нечисть какая бездушная получился? Так, что ли?
Так я же боялся, что вы откажетесь, а больше спасти его было некому объяснил я. Мужик замолчал, хмыкнул и мы пристали к лодочной станции.
Потом он долго искал коробку для котёнка и выстилал её тёплым полотенцем. А когда я уже собрался уезжать, поблагодарив его, он сказал.
Ты вот, чего. Не бывает так, что бы всё одному, а другому ничего. И подойдя к Серому обратился к нему с речью –Ты вот чего, ты иди ко мне жить. Я на рыбалку хожу. А ты кот справный. Правильный ты кот. Мужик, значит ты. Не бросил малыша.
Кот посмотрел на меня, виновато мяукнув подошёл к угрюмому мужику и встав на задние лапы уперся передними ему в огромные сапоги. Мужик поднял его на руки. И большой серый бандит обхватил его шею своими лапами и прижался.
Мужик отвернулся в сторону и дрогнувшим голосом целую минуту произносил только – ну, ну, ну…
Потом придя в себя повернулся ко мне и сказал строгим, и удивительно мягким голосом – Я приглашаю вас, молодой человек, на следующие выходные на рыбалку. И подмигнул мне.
А когда я приехал домой, и мы с женой ухаживали за черным малышом, она нашла под тёплым махровым полотенцем пятьдесят долларов.
А на рыбалку мы теперь ездим постоянно, вместе с добрым, здоровым ворчуном. И что, что я иногда приезжаю не совсем трезвым и без рыбы? Рыбалка – она дело такое, житейское, я бы сказал.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Текст Ю. Бондарева (Сборник Н. А. Сениной, 2010 год, вариант 3)
(1)Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей; кое-где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы.
(2)С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в сырой темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей. (З) Неужели Мария Петровна. (4)3десь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! (5)Всегда он был её любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее.
(б)Сафонов зашагал по аллее в глубину парка, а когда близко увидел маленький домик под деревьями, тусклый свет в окне, задёрнутом красной занавеской, он даже задыхался. (7)Сколько лет они не виделись! (8)3десь ли она теперь? (9)Жива ли? (10)Что с ней?
(11)— Мария Петровна, — тихо и зовуще сказал Павел Георгиевич, — вы меня узнаёте?
(13)Она несколько секунд всматривалась в него снизу вверх, он видел её болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо, и в эту минуту, сдерживая жалость, отметил про себя, как сильно она изменилась, стала ещё более тонкой, хрупкой, только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены.
(14)— Паша Сафонов. (15)Паша? — проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало. — (16)Садись, пожалуйста, вот сюда, к столу, Паша. (17)Ты приехал?
(18)— Да, да, я сейчас, я сейчас! — обрадованно заговорил Сафонов, с неловкостью вешая плащ, шляпу на вешалку, где виднелось одинокое пальто Марии Петровны. — (19)Мария Петровна, а кто заходил к вам, кого вы встречали ещё из нашего класса? (20)Гришу Самойлова видели? (21)Артист. (22)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? (23)Неужели не приезжал?
(24)Мария Петровна не ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на её пальце неотмывшееся чернильное пятно, перевёл взгляд на её источенное лицо и с какой-то внезапной жалостью, с любовью увидел морщины вокруг её губ, её тонкую, слабую шею, коротко подстриженные, сплошь белые волосы, и что-то больно, тоскливо сжалось у Павла Георгиевича в груди. (25)Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого. (26)И не знали бы другие.
(27)— Мария Петровна, а интересно, кто-нибудь пишет вам?
(28)— Нет, Паша, — сказала она.
. (29)Сафонов хорошо помнил, как они прощались: он как-то стыдливо снял свой роскошный плащ, который висел рядом с потёртым пальто старой учительницы, и с непроходящим ощущением вины поклонился.
(30)Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (31)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове — о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. (32)Но он не знал их адресов. (33)Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал, что не знает номера её дома.
Сочинение по проблеме беспамятства и отсутствия благодарности
Писатель считает, что нельзя ни при каких обстоятельствах забывать о тех, кто дал путёвку в жизнь, вложил душу. А иначе рано или поздно чувство вины и раскаяния истерзает человека, что и произошло с героем рассказа.
История про кота по прозвищу Серый бандит.
Через неделю после нас вернулись последним катером с дачи соседи. И вернулись они без своего кота. Огромного, серого бандита без правого уха. Всё лето мы с ним воевали на даче. То он воровал у меня еду со стола, то копался в огороде. Короче говоря, привык я к нему. И когда увидел пару, вернувшуюся без серого, то страшно расстроился и попросил жену пойти и безо всяких околичностей спросить, куда делся их кот.
Всё оказалось именно так плохо, как я и предполагал. Кота оставили на даче.
Я мучился и переживал до самого вечера. А потом набрал номер телефона начальника и попросил на завтра выходной. Жена тяжело вздохнула и сказала :
– Осторожно там. Попроси, чтобы лодкой перевезли.
Погода не задалась с самого утра. Свинцовые тучи сеяли мелкий противный дождик, а ветер подгонял пожухлую и примёрзшую местами к асфальту листву. Я бродил по лодочной станции надеясь, что кто-нибудь всё же соберётся на ту сторону за забытыми вещами.
Но кто-нибудь не нашелся. Нашелся здоровый мужик в сапогах сорок пятого размера. Он копался в моторе и что-то ворчал. Я объяснил ему, что забыл на даче очень важные, жизненно важные документы, и протянул ему пятьдесят долларов. Он опустил в карман бумажку и, объясняя небесам всё про дачников, которые и голову забудут, спустил лодку на воду.
Волны были очень приличные. Они плевались отчаянно холодной пеной и грозились опрокинуть утлое судёнышко. Так что, через полчаса отчаянной борьбы с водной стихией мы оказались на берегу возле наших дач. Сопровождаемый напутствием угрюмого мужика о том, что за такие прелести не мешало бы набавить ещё двадцатку, я помчался к даче. Небо постепенно серело, и мелкий дождик переходил в ледяную крупу.
–Серый, серый, серый! — кричал я во всё горло, надеясь что он всё ещё жив.
И Серый появился. Зябко поёживаясь, прижавшись к моим ногам, он жалобно пищал. Я схватил его на руки и бросился к лодке. Подлетев к ней и прыгнув, я посадил кота рядом с собой. Угрюмый мужик вытаращил глаза и открыл рот. Но тут…
Но тут Серый выпрыгнул из лодки и, как-то стеснительно прижав своё единственное левое ухо к голове, просительно и тихонько мяукнул. Потом развернулся и побежал назад.
–Стой, стой, стой, куда ты, черт возьми!- заорал я.
Потом выскочил и, не обращая внимания на маты, проклятия и обещания бросить нас к чёртовой матери, я побежал за котом.
Он нёсся впереди и я за ним, причитая и заламывая руки, и вдруг свернув налево он исчез в кустах. Подбежав и раздвинув ветки я увидел, как серый, одноухий кот прижался к маленькому черному котёнку. Котёнок был мокрый и отчаянно пищал. Серый виновато посмотрел на меня и мяукнул.
Я опустился на мокрую землю и собрался взять в руки обоих. Но тут земля загрохотала. Это угрюмый мужик топал своими огромными сапожищами, изрыгая потоки проклятий. Он возник у меня за спиной и вдруг затих.
Потом совершенно спокойным и приятным на удивление голосом сказал – Давай, поторапливайся. Потому, что сейчас начнётся метель и всё снегом занесёт.
Я поднял Серого и маленького черного котёнка и мы побежали к лодке. Как мы перебрались на ту сторону реки я не знаю. Наверное, Богу просто так было угодно, потому что вокруг ничего уже не было видно.
Только угрюмый мужик вдруг сказал, перекрывая рёв мотора и воды:
– Скотина ты, однако.
Я смутился.
–Почему скотина?- поинтересовался, с опаской поглядывая на воду бурлящую за бортом.
–Значит, как получается — продолжал мужик. — Ты меня обманул за документы и деньги всунул, а сам спасать кота ехал? Ты вроде как человек, а я нечисть какая бездушная получился? Так, что ли?
– Так я же боялся, что вы откажетесь, а больше спасти его было некому, — объяснил я. Мужик замолчал, хмыкнул и мы пристали к лодочной станции.
Потом он долго искал коробку для котёнка и выстилал её тёплым полотенцем. А когда я уже собрался уезжать, поблагодарив его, он сказал:
–Ты вот чего. Не бывает так, что бы всё одному, а другому ничего. — И ,подойдя к Серому обратился к нему с речью –Ты вот чего, ты иди ко мне жить. Я на рыбалку хожу. А ты кот справный. Правильный ты кот. Мужик значит ты. Не бросил малыша.
Кот посмотрел на меня, виновато мяукнув подошёл к угрюмому мужику и, встав на задние лапы, уперся передними ему в огромные сапоги. Мужик поднял его на руки. И большой серый бандит обхватил его шею своими лапами и прижался.
Мужик отвернулся в сторону и дрогнувшим голосом целую минуту произносил только:
– Ну, ну, ну…
Потом, придя в себя, повернулся ко мне и сказал строгим, но удивительно мягким голосом:
– Я приглашаю вас, молодой человек, на следующие выходные на рыбалку. И подмигнул мне.
А когда я приехал домой, и мы с женой ухаживали за черным малышом, она нашла под тёплым махровым полотенцем пятьдесят долларов.
А на рыбалку мы теперь ездим постоянно, вместе с добрым, здоровым ворчуном. И что, что я иногда приезжаю не совсем трезвым и без рыбы? Рыбалка – она дело такое, житейское, я бы сказал.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Читайте также:
- День рождения брата сочинение
- Какую семью можно назвать крепкой сочинение
- Сочинение на тему мой любимый герой капитанская дочка пугачев
- Сочинение весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки
- Сочинение на тему портрет себя
Текст Бондарева Ю.
(1)Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей; кое-где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы.
(2)С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в сырой темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей. (З)Неужели Мария Петровна?.. (4)3десь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! (5)Всегда он был её любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее…
(б)Сафонов зашагал по аллее в глубину парка, а когда близко увидел маленький домик под деревьями, тусклый свет в окне, задёрнутом красной занавеской, он даже задыхался. (7)Сколько лет они не виделись! (8)3десь ли она теперь? (9)Живали? (10)Что с ней?
(11)— Мария Петровна, — тихо и зовуще сказал Павел Георгиевич, — вы меня узнаёте?
(12)— Входите, — сказала она тем вежливым, строгим голосом, каким, очевидно, обращалась к родителям своих учеников, когда те приходили «поговорить».
(13)Она несколько секунд всматривалась в него снизу вверх, он видел её болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо, и в эту минуту, сдерживая жалость, отметил про себя, как сильно она изменилась, стала ещё более тонкой, хрупкой, только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены.
(14)— Паша Сафонов… (15)Паша? — проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало. — (16)Садись, пожалуйста, вот сюда, к столу, Паша… (17)Ты приехал?
(18)— Да, да, я сейчас, я сейчас! — обрадованно заговорил Сафонов, с неловкостью вешая плащ, шляпу на вешалку, где виднелось одинокое пальто Марии Петровны. — (19)Мария Петровна, а кто заходил к вам, кого вы встречали ещё из нашего класса? (20)Гришу Самойлова видели? (21)Артист. (22)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? (23)Неужели не приезжал?
(24)Мария Петровна не ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на её пальце неотмывшееся чернильное пятно, перевёл взгляд на её источенное лицо и с какой-то внезапной жалостью, с любовью увидел морщины вокруг её губ, её тонкую, слабую шею, коротко подстриженные, сплошь белые волосы, и что-то больно, тоскливо сжалось у Павла Георгиевича в груди. (25)Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого. (26)И не знали бы другие…
(27)— Мария Петровна, а интересно, кто-нибудь пишет вам?
(28)— Нет, Паша, — сказала она.
…(29)Сафонов хорошо помнил, как они прощались: он как-то стыдливо снял свой роскошный плащ, который висел рядом с потёртым пальто старой учительницы, и с непроходящим ощущением вины поклонился.
(30)Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (31)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове — о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. (32)Но он не знал их адресов. (33)Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал, что не знает номера её дома.
(34)На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. (35)Он зашёл на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. (36)В телеграмме этой было два слова: (37)«Простите нас».
(По Ю. Бондареву*)
***Бондарев Юрий Васильевич (род. в 1924 г.), русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
giovannyscott527
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Информатика16 секунд назад
Информатика паскаль помогите пж
-
Информатика33 секунд назад
ПОМОГИТЕ С ИНФОРМАТИКОЙ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО
-
Математика44 секунд назад
Вышел дымить на свежем воздухе и заодно придумал для вас уравнение
-
Русский язык52 секунд назад
Почему ставим тире в предложении после «как правило»?
-
Русский язык5 минут назад
А.C Пушкин Онегин
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Русский язык1 час назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20519
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Срочно нужно сочинение рассуждение
Каково эмоциональное состояние Сафонова в предложениях 37 и 38?
(1)Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей ; кое — где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы.
(2)С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в сырой темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.
(З)Неужели Мария Петровна.
(4)3десь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
(5)Всегда он был её любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее.
(б)Сафонов зашагал по аллее в глубину парка, а когда близко увидел маленький домик под деревьями, тусклый свет в окне, задёрнутом красной занавеской, он даже задыхался.
(7)Сколько лет они не виделись!
(8)3десь ли она теперь?
(9)Живали?
(10)Что с ней?
(11)— Мария Петровна, — тихо и зовуще сказал Павел Георгиевич, — вы меня узнаёте?
(12)— Входите, — сказала она тем вежливым, строгим голосом, каким, очевидно, обращалась к родителям своих учеников, когда те приходили «поговорить».
(13)Она несколько секунд всматривалась в него снизу вверх, он видел её болезненно — бледное, состарившееся, будто источенное лицо, и в эту минуту, сдерживая жалость, отметил про себя, как сильно она изменилась, стала ещё более тонкой, хрупкой, только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены.
(14)— Паша Сафонов.
(15)Паша?
— проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало.
— (16)Садись, пожалуйста, вот сюда, к столу, Паша.
(17)Ты приехал?
(18)— Да, да, я сейчас, я сейчас!
— обрадованно заговорил Сафонов, с неловкостью вешая плащ, шляпу на вешалку, где виднелось одинокое пальто Марии Петровны.
— (19)Мария Петровна, а кто заходил к вам, кого вы встречали ещё из нашего класса?
(20)Гришу Самойлова видели?
(21)Артист.
(22)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
(23)Неужели не приезжал?
(24)Мария Петровна не ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на её пальце неотмывшееся чернильное пятно, перевёл взгляд на её источенное лицо и с какой — то внезапной жалостью, с любовью увидел морщины вокруг её губ, её тонкую, слабую шею, коротко подстриженные, сплошь белые волосы, и что — то больно, тоскливо сжалось у Павла Георгиевича в груди.
(25)Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого.
(26)И не знали бы другие.
(27)— Мария Петровна, а интересно, кто — нибудь пишет вам?
(28)— Нет, Паша, — сказала она.
. (29)Сафонов хорошо помнил, как они прощались : он как — то стыдливо снял свой роскошный плащ, который висел рядом с потёртым пальто старой учительницы, и с непроходящим ощущением вины поклонился.
(30)Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда.
(31)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове — о всех, с кем долгие годы учился когда — то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма.
(32)Но он не знал их адресов.
(33)Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал, что не знает номера её дома.
(34)На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона.
(35)Он зашёл на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны.
(36)В телеграмме этой было два слова : (37)«Простите нас».
На странице вопроса Срочно нужно сочинение рассуждениеКаково эмоциональное состояние Сафонова в предложениях 37 и 38? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 1 — 4 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Популярные сегодня пересказы
- Приемыш — краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка
Действие происходит в лесу. Уже настало лето, совсем недавно прошли дожди. Я шел по лесу, так как город сейчас очень загрязнен. Ни то, что тут. Вся земля покрыта ковром из листвы. Листья деревьев обсыпаны дождевыми капельками - Мудрый старик — краткое содержание сказки
Сказка «Мудрый старик» повествует о древнем времени, когда жил один злобный падишах, который не видел пользы в людях старше 70 лет и велел своим визирям казнить всех стариков. - Краткое содержание книги Я, робот Азимов
К 2054 году человечество начало показывать значительные успехи в научном плане. Главным подтверждением технологического прогресса являются роботы, которые призваны облегчить быт обычного человека. - Дом у дороги — краткое содержание поэмы Твардовского
Произведение под названием «Дом у дороги» написано известнейшим русским писателем Твардовским. Эта поэма по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
Бондарев Юрий Васильевич — «Простите нас!»
Юрий Бондарев
«ПРОСТИТЕ НАС!»
Южный экспресс задержался здесь не более пяти минут. Павел Георгиевич долго стоял на безлюдной платформе и слушал горячую трескотню кузнечиков за насыпью степного разъезда.
После духоты вагона, утомительных дорожных разговоров в накуренном купе за полночным преферансом, ненужных знакомств, после надоедливого поскрипывания полок Павла Георгиевича охватила неправдоподобная тишина, казалось, совсем как в детстве.
Он не без удовольствия сел на чемодан, перекинул плащ через плечо и сидел так, оглядываясь со счастливым облегчением. Хотя по роду своей профессии ему не так много приходилось ездить, он непонятно почему любил нефтяной запах шпал, гудки паровозов, спешащий перестук колес, мотание из стороны в сторону последней площадки, где в руке кондуктора мелькал выцветший свернутый флажок, теплый ветер от бегущих вагонов – все это будило смутное желание к движению, к перемене мест.
Иногда в Москве, до глубокой ночи засиживаясь над чертежами, он подымал голову, глядя в распахнутое в тополя окно, и, задумавшись, подолгу слушал, как вкрадчиво над спящим городом перекликались на вокзалах ночные поезда. Порой гудки мешали ему, будоражили его, и отчего-то тогда вспоминалась вечереющая степь с пыльным закатом над темными стогами, и, подхваченный волнением, он бросал работу, на цыпочках, чтобы не разбудить жену, уходил из дому, бродил по пустынным и тихим улицам.
Павел Георгиевич Сафонов работал на большом заводе конструктором, был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от нее, как порой устают люди, когда к ним рано приходит успех и удовлетворение. В этом году Сафонов, утомленный сложной зимней работой, был в санатории на Южном берегу Крыма. Ослепительно-солнечный юг с его острой, сухой жарой, неестественно экзотическими пальмами на бульварах, прокаленный песок пляжа, купание и процедурное лежание под теплым йодистым дуновением моря, весь санаторный режим располагали к безделью, одолевала курортная лень, и мысли в эту жару тоже были притупленные, ленивые, и хотелось быстрее в Москву, к осенним дождям, к мокрому асфальту, к блеску фонарей в лужах.
Южный экспресс, на котором Сафонов возвращался из санатория, мчал его по знакомым местам, где Павел Георгиевич родился, вырос, где он не был много лет. Утром, глядя в овлажненные окна тамбура на прохладную степь, Сафонов с какой-то грустной обостренностью вспоминал то, что уже было полузабыто: вот он, мальчишка, в грязной сатиновой рубашке, с цыпками на руках, бежит по этой ледяной от росы степи, бежит вслед за поездом неизвестно куда, и отяжелевшая от влаги трава хлещет его по коленям, приятно холодит ноги… Сколько тогда ему было лет? Порой ясно чудилось, будто вместе с Верой он идет по лунным косякам на Шахтинском холме, внятно и резко пахнет из низин полынью, и потрескавшиеся, обветренные губы Веры тоже пахнут полынью. Воспоминания возвращали его в давний прожитый (а может быть, непрожитый) мир, говорили, напоминали, что ему уже за сорок и что не так много сделано в его жизни, где давно, отмеченная прочными вехами, первая молодость прошла.
И вдруг его непреодолимо потянуло побывать в родном своем степном городке: побродить по нему, почитать афиши на заборах, увидеть старые названия улиц, узнать, что изменилось в нем за многие годы, непременно встретить знакомых школьных лет, таких далеких, словно их и не было. Ему страстно захотелось посидеть с другом юности Витькой Снегиревым где-нибудь в летнем кафе, под тентом, за холодным пивом, вспомнить то наивное, давнее и милое, что уже никогда не повторится, но что все-таки было когда-то в его жизни.
И хотя это желание победило, Павел Георгиевич с ироническим видом потер нос (в свои годы он иногда подтрунивал над собственными желаниями), вошел в купе, где все спали, подумал еще раз, уложил чемодан, взял плащ и, к удивлению заспанного проводника, бесшумно подметающего в коридоре, сошел на маленьком разъезде этим ранним августовским утром. Он сошел не на вокзале в городе, а именно здесь, чтобы дойти до города пешком.
Южный экспресс с жаркими от зари стеклами, с запыленными занавесками тронулся, полетели вдоль насыпи бумажки, поднятые ветром, и ушел быстро; дымки почти беззвучного паровоза таяли среди сиренево стекленеющего неба далеко на западе, все стихло.
Только у самой насыпи неумолчно звенели, трещали в неестественной тишине кузнечики.
Сидя на чемодане, Сафонов не без волнения выкурил папиросу, подумал: «Необычайно хорошо!» – и с наслаждением вдохнул на полную грудь зябкий и чистый, как ключевая вода, воздух. Степь, по-летнему пестрая, в этот спокойный час утра тепло и ало краснела за холмами на востоке. Там, в эту пылающую, мнилось, бесконечность пылила вдали по косогору грузовая машина, и, четко вырезанные по красному, проступали терриконики, дальние силуэты водонапорной башни, оазисы беленьких домов, острые верхушки тополей.
С насыпи Павел Георгиевич не торопясь спустился в степь, как в чашу, полную еще сырой прохлады; тугой волной обдавало горьковатым запахом полыни. И пока он выбрался на дорогу, колени его стали влажными от росы, на плащ, на брюки нацеплялись репейники, чемодан облепили мокрые лепестки.
Он шагал по дороге, приятно утопая ботинками в мягкой пыли, затем сорвал прутик с молодой липкой кожицей; по-мальчишески сбивая росу, ударил им по головке какого-то фиолетового цветка у обочины (название которого в детстве знал, но теперь забыл). Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель, весь в намокшей пыльце, и тяжело, сердито прогудел мимо.
– Ишь ты! – сказал Павел Георгиевич, провожая его веселым взглядом. – Прости, если потревожил…
Когда Сафонов вошел в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей; кое-где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы. Сафонов шел, помахивая прутиком, глубоко вдыхал запах садовой свежести, этот смолистый самоварный дымок – эти запахи, эти тени от тополей напоминали детство, голубятню, игры в Чапаева, сокрушительные набеги на чужие сады, – как давно это было! Да было ли?
Весь день он ходил по городу и не узнавал его. И город не узнавал Сафонова. Старинный степной этот городок был точно заново заселен, заново выстроен; комфортабельно блещущий зеркальными витринами центр его кишел пестрой, куда-то спешащей через перекрестки толпой, милиционеры, с шоколадно опаленными солнцем лицами, в белых кителях, заученно-щегольски взмахивая палочками, регулировали движение; разомлевшие, потные люди стояли на троллейбусных остановках в пятнистой тени акаций, везде продавали газированную воду, как в Москве, как на улице Горького… А раньше тут зевали от жары, лениво покрикивали краснолицые, бородатые мороженщики в передниках, похожие на дворников, и залитые зноем улицы были безлюдны, накалены, только собаки лежали в прохладе крылец, дремали, высунув языки, и в белой запыленной полыни стонали куры.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru
Разработка урока по литературе для 7 класса «Рассказ Ю. Бондарева «Простите нас!»
Автор – Козляковская Людмила Васильевна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54
г.Брянска, заслуженный учитель РФ
Урок – размышление
Ю. Бондарев.
Рассказ «Простите нас!»
Безнравственность забвения человека человеком.
Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них
Оборудование урока
1. Выставка книг Ю. Бондарева.
2. Плакат на выставке: «Художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к собственной жизни и жизни общества.» (Ю. Бондарев.)
3. Эпиграф (запись закрыта).
Сколько в человеке ПАМЯТИ,
столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
В. Распутин, писатель
- Таблица (заполняется по ходу урока).
5 . Схема (заполняется по ходу урока).
- Фонограмма звука идущего поезда.
- Иллюстрации (рисунки учащихся).
Ход урока
- Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко).
- Подготовка к восприятию.
Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, так глубоко запавшие в душу. Память постепенно возвращала его в «наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви», к тем переживаниям, каких он «позднее, уже зрелым человеком, никогда не испытывал так чисто и пронзительно» (музыкальное сопровождение).
Память… В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти.
Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева — Павлом Георгиевичем Сафоновым.
III. Чтение текста учителем под фонограмму с записью звука идущего поезда
(«Места, по которым мчал…») И Павел Георгиевич решил выйти на разъезде перед городом и пройтись пешком.
— Почему он решил выйти? («И вдруг его непреодолимо…).
IV. Анализ текста.
— Автор сразу знакомит нас с героем, рассказывает, кто такой Сафонов, чем он занимается?
- Какую характеристику Сафонову дает автор? Что узнаем о его внутреннем мире, душевном складе?
- Проследим по тексту, с каким настроением идет Сафонов в город? Что помогает понять это настроение? («С насыпи П.Г. спустился в степь…»).
И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.
V.
Проверка домашнего задания (по вариантам).
Устное словесное рисование. «Два города». — Рисунки учащихся.
VI.
Размышление над текстом и по теме урока.
- Передайте впечатления Сафонова от встречи с городом. Заполнение таблицы,
- Почему он почувствовал себя экскурсантом?
- Назовите три встречи героя с близкими людьми. Чтение эпизода «У Витьки Снегирева».
- Какие чувства испытал П.Г. после этого визита и почему?
В мире детства, к которому так захотелось прикоснуться П.Г., был еще близкий человек — девушка, которая была его первой любовью, — Вера. Чтение или пересказ эпизода «Посещение матери Веры».
- Какие чувства пришли к нему? Почему почувствовал себя «будто ограбленным»?
- Почему Верина мать посмотрела ему прямо в зрачки долгим тягучим взглядом? (Для нее встреча с Пашей — память о погибшей дочери. Эта память священна, но писатель заставляет нас подумать, что помнить надо и о живых).
Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И вдруг — как спасение, как нежданная радость — он увидел аллею, а в ее тени — школу, где учился. Он вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули воспоминания.
Чтение учителем у рисунка (аллея, школа, домик учительницы).
Звучит музыкальное сопровождение. («Он представил себя все ярко… с этим именем Мария Петровна»).
- Чтение в ролях эпизода
«У старой учительницы».
Задание перед прослушиванием сцены.
«Деловая игра».
— Вы — режиссеры. Представьте себе, что эту сцену нужно снять для кинофильма.
- Как будет выглядеть герои в этой сцене?
- Что выражают их лица?
- Какие детали, помогающие понять смысл этой сцены, вы показали бы крупным планом (Пальто, учительницы, чернильное пятно на пальце, скромность обстановки комнаты…)?
После чтения сцены.
— Что вы испытали, слушая эту сцену?
— Передайте внутреннее состояние Сафонова во время встречи с учительницей. Почему он испытывает стыд?
— Был ли Сафонов хорошим человеком до этих встреч?
— Что изменили в нем эти встречи, и особенно, встреча с учительницей? (заполнение схемы).
— Каким поступком Сафонов выразил своё прозрение?
— Какой Сафонов вам ближе и почему?
VIII.
Заключительное слово учителя
Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас — преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Сафонов был неплохим человеком, но встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. И он познал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».
IX. Выбор эпиграфа.
Сколько в ЧЕЛОВЕКЕ ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
В. Распутин, писатель
Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом величайшее нравственное значение памяти,
Д.С. Лихачев, академик
Все на земле стирается, все, кроме памяти.
И.Васильев, писатель