27.12.2022
31180
Рассказываем о результатах итогового сочинения — 2022, где и как узнать свою оценку и какие темы были предложены выпускникам в этом году.
7 декабря ученики 11-х классов написали итоговое сочинение. Рассказываем, какие темы выпали школьникам в разных регионах, в чем главные ошибки сдающих экзамен и какие результаты итогового сочинения в 2022 году.
Результаты итогового сочинения — 2022
Согласно сайту Регионального центра обработки информации города Москвы, сочинения, написанные выпускниками в основной срок — 7 декабря, будут проверяться с 7-го по 14-е число. До 21 декабря учащихся ознакомят с их результатами, можно будет посмотреть опубликованные бланки работ. Примерно на эти же сроки могут ориентироваться и школьники из регионов.
Даты проверки и публикации результатов сочинений, написанных в даты пересдач, можно также изучить на сайте РЦОИ.
В апреле Рособрнадзор предоставил данные выпускников 2021 года о результатах итогового сочинения. Экзамен писали почти 680 тысяч человек, а успешно сдали 98% школьников. Результаты итогового сочинения — 2022 пока доступны только в некоторых уголках России и разнятся в зависимости от региона.
Где проверить результаты
Результаты итогового сочинения 2022 можно посмотреть на портале mos.ru, если вы писали работу в Москве. Жители всех остальных регионов получат свои оценки через официальный информационный портал ЕГЭ или в школе. Чтобы узнать результат на сайте, нужно ввести паспортные данные.
Статистика по регионам
По информации MAXIMUM Education, 70% выпускников испытывали стресс во время подготовки к экзамену, а 51% опрошенных признались, что готовиться к сочинению по новым правилам стало труднее. Треть выпускников пугает новый принцип формирования тем по разделам и подразделам из Открытого банка ФИПИ, 26% — подбор аргументов из литературы и кино, а 18% — большая ответственность, ведь от результатов итогового сочинения зависит допуск к сдаче госэкзаменов.
Однако переживания одиннадцатиклассников оказались напрасными: по статистике Рособрнадзора, с итоговым сочинением справились 98% участников. 7 декабря сочинение написали 609 тысяч человек, изложение — более 9 тысяч. При этом почти 50% выпускников выбрали темы из раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», 37% — из раздела «Природа и культура в жизни человека», а 13% — из раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» .
Например, в Челябинской области не сдали экзамен только 150 человек из 13 тысяч, то есть всего 1%. Самой популярной оказалась тема «Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?»: ответ на этот вопрос написали 68% сдающих.
Среди вологодских школьников с итоговым сочинением не справилось меньше 1%: 34 учеников из 4 тысяч пишущих экзамен. В топ-3 популярных тем области вошли «Что делает человека счастливым?», «Какую жизненную цель можно назвать благородной?» и «Что такое взаимопонимание?».
В Карелии незачет получило чуть больше школьников — 2,3%. Они отправятся на пересдачу в 2023 году: 1 февраля или 3 мая.
Какие главные ошибки
Ксения Безрукова, старший разработчик образовательных программ по русскому языку MAXIMUM Education, объяснила, какие главные ошибки допускают одиннадцатиклассники при сдаче итогового сочинения:
Одна из самых распространенных ошибок при написании сочинения — несоответствие темы и аргументов. Это главные «грабли» для учеников, которые хотят использовать универсальный банк аргументов на все случаи жизни. Такие списки есть в интернете, и именно из-за этого возникает эта ошибка. Недостаточно просто знать сюжет какого-то произведения и приводить общие доводы. Важно показать соответствие произведения выбранной теме, ответив на простой вопрос: «Как помогает раскрыть тему эта книга?»
К частым недочетам сочинений эксперт также отнесла:
- подмену анализа пересказом,
- нелогичное и непоследовательное изложение,
- несоответствие тезисов сочинения выводам и аргументам,
- введение в заключении новой мысли.
Реальные темы итогового сочинения — 2022
Темы итогового сочинения зависят от часового пояса, в котором находится город, где живет школьник. Таких часовых поясов в России 11. Вот темы, которые выпали ученикам 11-х классов в каждом из них:
Калининградская область (МСК–1)
- Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
- Понимать человека или управлять им?
- Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
- «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А. С. Пушкин)
- Какие проблемы человечества придётся решать вашему поколению?
- Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
Москва (МСК+0)
- Какую жизненную цель можно назвать благородной?
- Что такое взаимопонимание?
- Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
- В чем ценность исторического опыта?
- Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
- Что делает человека подлинно счастливым?
Самарская область (МСК+1)
- Можно ли прожить без мечты?
- Как Вы понимаете утверждение А. Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Какова судьба гордого человека в обществе?
- В какую историческую эпоху вы хотели бы жить и почему?
- Почему время называют лучшим лекарем?
- Согласны ли вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
Свердловская область, Тюменская область (МСК+2)
- Нужно ли стремиться понять себя?
- Какие человеческие качества для вас наиболее ценны?
- Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
- Память о каких людях не меркнет с годами?
- Почему нельзя «убивать время»?
- Какое произведение искусства можно назвать великим?
Омская область (МСК+3)
- Честь и совесть: как связаны эти понятия?
- Зачем человек бросает вызов судьбе?
- Согласны ли вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
- Какая историческая эпоха вам особенно интересна и почему?
- Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
- Почему литературу часто называют «человековедением»?
Новосибирская область, Красноярский край (МСК+4)
- Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
- Что значит жить для людей?
- Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
- Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
- Зачем человеку заглядывать в будущее?
- Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
Иркутская область, республика Бурятия (МСК+5)
- Изменить себя и изменить себе — в чем различие?
- Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
- Чем месть отличается от справедливого наказания?
- Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
- От чего предостерегают человечество антиутопии?
- В мир какого произведения вы бы хотели попасть и почему?
Республика Саха (Якутия), Забайкальский край и Амурская область (МСК+6)
- Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
- Как бороться со злом?
- Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
- Что значит любить Родину?
- Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
- Как вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский район, Оймяконский улус и Усть-Янский улус), Приморский край, Хабаровский край и Еврейская автономная область (МСК+7)
- Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
- Что легче — отомстить обидчику или простить его?
- В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
- Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
- Какие проблемы, поднимаемые писателями, вы считаете актуальными?
Сахалинская область (МСК+8)
- Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек — это звучит гордо!»
- Как вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
- «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
- Согласны ли вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Чтение литературного произведения — труд или отдых?
Камчатский край, Чукотский автономный округ (МСК+9)
- Что может привести человека в отчаяние?
- Согласны ли вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
- Как вы относитесь к такой жизненной позиции: «Не нуждаюсь ни в чьих советах»?
- Какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость?
- Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
- Какое произведение искусства помогло вам лучше понять себя?
Источник всех тем здесь.
Ура, итоговое сочинение написано! Но это только начало — впереди ЕГЭ по русскому, обязательный для всех выпускников экзамен. Узнайте, как подготовиться к нему на высокий балл, в нашей статье.
Начало работу Российское движение детей и молодежи
10.01.2023
2
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
18–20 декабря заработало Российское движение детей и молодежи: в Москве прошел первый съезд. Ребята выбрали название и определились с целями организации.
18–20 декабря заработало Российское движение детей и молодежи: в Москве прошел первый съезд. Ребята выбрали название и определились с целями организации.
Что такое Российское движение детей и молодежи
Летом 2022 года Владимир Путин подписал закон о создании детского объединения для ребят со всей страны. В середине декабря участники из 89 регионов России встретились на съезде в Москве и выбрали название — «Движение первых».
В новую организацию вошли все молодежные движения страны:
- «Юнармия»,
- «Большая перемена»,
- «Российское движение школьников».
Участники съезда определили цели работы организации:
- качественное образование,
- участие в культурной жизни,
- волонтерство,
- сохранение исторической памяти,
- здоровый образ жизни,
- охрана природы,
- развитие туризма по России.
Чем занимается «Движение первых»
Российское движение детей и молодежи уже реализует ряд проектов. Например, ребята участвуют в проекте «Елка желаний». Волонтеры находят тех, кто нуждается в помощи, и исполняют их новогодние желания.
Еще один проект — это программа «Другое дело». Участники выполняют задания и получают за них баллы. Бонусы можно обменять на стажировки в ведущих компаниях, экскурсии, путешествия и встречи со звездами.
Как стать участником движения
Вступить в ряды «Движения первых» может любой желающий в возрасте 6–18 лет. Участие бесплатное и добровольное. Чтобы стать членом организации, нужно зарегистрироваться на сайте движения.
Источники: rg.ru, будьвдвижении.рф
Больше материалов по теме:
Волонтерство: суть, виды, направления и программы
Специалисты из Башкирии создали сервис для подготовки к ЕГЭ и выбора профессии
09.01.2023
20
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
Специалисты Уфимского университета науки и технологий создали сервис для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Ресурс также позволяет определиться с будущей профессией.
Специалисты Уфимского университета науки и технологий создали сервис для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Ресурс также позволяет определиться с будущей профессией.
Сервис помогает пользователям получить востребованную диджитал-профессию, например в сфере программирования, аналитики данных или дизайна. Чтобы посетители сайта могли определиться с направлением, на портале работает система профориентации.
Благодаря новой платформе школьники могут одновременно учиться новой профессии, готовиться к экзаменам и поступлению в вуз. В этом им помогут курсы, тесты, общение с экспертами и единомышленниками.
Обучение не прекращается и в студенческие годы. Молодые люди смогут остаться в сообществе, продолжить проходить курсы и оттачивать свое мастерство.
Источник: tass.ru
Больше материалов по теме:
Выбрать вуз для поступления: пошаговая инструкция
Минобрнауки будет по-новому распределять контрольные цифры приема в вузы
09.01.2023
19
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
Минобрнауки будет утверждать контрольные цифры приема в год проведения приемной кампании. До сих пор это происходило с запасом в один год. Например, контрольные цифры на 2022/2023 учебный год появились в январе 2021.
Минобрнауки будет утверждать контрольные цифры приема в год проведения приемной кампании. До сих пор это происходило с запасом в один год. Например, контрольные цифры на 2022/2023 учебный год появились в январе 2021.
Из-за нововведений распределение контрольных цифр на 2024/25 учебный год переносится на январь-февраль 2024 года. Такие изменения связаны с постоянно меняющейся ситуацией в экономике. Как сообщили в Минобрнауки, эта схема позволит быстро реагировать на новые вызовы, а также удовлетворить потребность экономики в квалифицированных кадрах. По словам представителей министерства, теперь контрольные цифры приема будут не только объективными, но и актуальными.
Изменение затронет интересы абитуриентов. Теперь поступающие смогут узнать количество бюджетных мест на выбранное направление только за полгода до начала приемной кампании.
Источник: rg.ru
Больше материалов по теме:
Выбрать вуз для поступления: пошаговая инструкция
Россияне рассказали про свои расходы на Новый год
30.12.2022
189
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
По сравнению с предыдущим годом средние расходы на Новый год, подарки и мероприятия сократились на 20%. Об этом стало известно из исследования MAXIMUM Education.
По сравнению с предыдущим годом средние расходы на Новый год, подарки и мероприятия сократились на 20%. Об этом стало известно из исследования MAXIMUM Education.
При этом для большинства опрошенных (61%) расходы на праздник выросли на 20%. Более 70% респондентов потратили на подарки до 10 тысяч рублей. Еще 17% выделили на поздравления от 10 до 20 тысяч. Только 7% россиян заплатили более 30 тысяч рублей.
Респонденты также рассказали, как прошел для них уходящий год. Каждый второй оценил его отрицательно. На негативное восприятие 2022 года повлияли:
- обстановка в стране и в мире;
- личные проблемы;
- неблагополучное финансовое положение.
При этом 88% опрошенных сообщили, что за 12 месяцев они смогли полностью или частично реализовать свои планы. В целом россияне оценили 2022 год на 3,5 балла из 5.
Источник: www.gazeta.ru
Больше материалов по теме:
Мой ребенок — трудоголик. Как уговорить его отдохнуть?
Программа переобучения граждан продолжит действовать в 2023 году
30.12.2022
340
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
Соответствующее постановление подписал 9 февраля Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. В 2022 году из государственного бюджета на программу переобучения выделят 1,2 млрд рублей.
Только в 2022 году программа переобучения граждан обошлась государственному бюджету в 1,2 млрд рублей.
В уходящем году бесплатное переобучение стало доступно гражданам до 35 лет включительно, если они попадают под одну из категорий:
- после службы в армии или учебы не могут устроиться на работу в течение 4 месяцев;
- находятся под угрозой увольнения;
- не имеют среднего профессионального или высшего образования.
Программу переобучения по наиболее востребованным профессиям в 2022 году прошли более 20 тысяч молодых людей.
Бесплатное обучение для граждан организуют АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Томский государственный университет.
UPD от 30.12.22: Программа бесплатного переобучения граждан продолжит действовать в 2023 и 2024 годах. Соответствующее постановление утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Пройти переобучение по-прежнему смогут безработные граждане, сотрудники под риском увольнения, граждане до 35 лет, люди старше 50 и женщины с маленькими детьми.
Напомню, что работа ведется в рамках проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Подать заявку на обучение можно на портале «Работа в России».
Программа переобучения граждан на базе РАНХиГС
В апреле 2022 года стартовала программа переобучения граждан на базе РАНХиГС. Пройти обучение можно по 989 специальностям. Для граждан подготовлено 115 тысяч мест.
В первую неделю прием начался в 44 филиалах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сейчас подать заявку на переобучение можно в один из 130 филиалов по всей стране.
На базе РАНХиГС обучают:
- менеджменту;
- финансам;
- IT-технологиям;
- дизайну;
- маркетингу и рекламе;
- продажам.
Обучение длится от трех недель до трех месяцев, доступны очный и дистанционный форматы. Заявку можно оставить на сайте «Работа России».
Источники: government.ru, static.government.ru
Больше материалов по теме:
Редко, но метко: необычные профессии, на которых можно заработать
Лучшие профессии без высшего образования: 25 идей
В России заработает портал «Знания» — аналог «Википедии»
29.12.2022
203
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
В 2023 году в России появится аналог «Википедии» — отечественный портал «Знания». «Википедия» по-прежнему будет доступна, однако российский сервис будет приоритетным в поисковой выдаче.
В 2023 году в России появится аналог «Википедии» — отечественный портал «Знания». «Википедия» по-прежнему будет доступна, однако российский сервис будет приоритетным в поисковой выдаче.
У экспертов были вопросы к «Википедии» из-за содержащейся там недостоверной информации. Теперь ее заменит отечественный ресурс, который основан на материалах «Большой российской энциклопедии».
Для нового ресурса авторы уже подготовили около 100 тысяч статей, а эксперты их верифицировали. Портал «Знания» начнет работу уже в первом квартале 2023 года.
Источник: ug.ru
Больше материалов по теме:
Как выбрать вуз: 7 удобных сервисов
Российская газета предложила пользователям написать пробный экзамен по математике
29.12.2022
193
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
20 декабря в Москве прошел пробный ЕГЭ по математике. Выпускники написали единую контрольную работу в формате базового ЕГЭ. В честь этого Российская газета дала возможность пользователям самим сдать пробный экзамен по математике.
20 декабря в Москве прошел пробный ЕГЭ по математике. Выпускники написали единую контрольную работу в формате базового ЕГЭ. В честь этого Российская газета дала возможность пользователям самим сдать пробный экзамен по математике.
Математику на ЕГЭ сдают все выпускники, это нужно для получения аттестата. При этом школьники могут выбрать между базовым и профильным уровнями сложности. Экзамены обоих уровней строятся по одинаковой системе: сначала идут практико-ориентированные задания, затем блоки по геометрии, алгебре и началам матанализа.
На сайте «Российской газеты» можно решить задания как базового, так и профильного уровня. Всего доступно 7 вопросов: 4 базового и 3 профильного уровня. Правильные ответы доступны в конце теста.
Источник: rg.ru
Больше материалов по теме:
Профильный ЕГЭ по математике: что нужно знать к 2023 году?
РГО запустило образовательный VR-проект «Мир географии»
28.12.2022
202
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
Русское географическое общество создало образовательно-развлекательный VR-проект «Мир географии». Здесь любой желающий может познакомиться с историческими личностями.
Русское географическое общество создало образовательно-развлекательный VR-проект «Мир географии». Здесь любой желающий может познакомиться с историческими личностями.
Проект состоит из шести фильмов и шести виртуальных уроков о выдающихся исторических личностях. Их можно посмотреть с компьютера или смартфона, а также с помощью VR-очков. Каждый урок включает в себя биографию личности, «общение» героя с современным подростком и интерактивный тест.
На выбор пользователя представлены шесть исторических персонажей:
- Петр Козлов,
- Александр Колчак,
- Николай Миклухо-Маклай,
- Константин Романов,
- Петр Семенов Тян-Шанский,
- Юлий Шокальский.
VR-проект «Мир географии» — это не просто знакомство с исторической личностью. Пользователи смогут узнать о малоизвестных фактах биографии, попасть на экскурсию, которую проведет Колчак или Миклухо-Маклай.
Источники: mir-geo.rgo.ru, rg.ru
Больше материалов по теме:
Стажировки для школьников: ранний старт карьеры
Эксперт MAXIMUM Education рассказала, как родители выпускников могут поддержать своих детей
28.12.2022
158
Анна Устинова
Эксперт в образовании и ваш новостной редактор
Региональный руководитель преподавания из компании MAXIMUM Education Полина Неверова дала советы выпускникам и их родителям. Зачастую школьники не могут сами справиться с нагрузкой, поэтому родители выпускников должны им помочь.
Региональный руководитель преподавания из компании MAXIMUM Education Полина Неверова дала советы выпускникам и их родителям. Зачастую школьники не могут сами справиться с нагрузкой, поэтому родители выпускников должны им помочь.
Начать стоит с тайм-менеджмента. Большинство школьников не умеет планировать, поэтому родители могут помочь им правильно организовать время. Неверова рекомендует найти в интернете планинги, чек-листы, статьи или книги по тайм-менеджменту. По словам эксперта, следование плану позволит выполнять все задачи по учебе и сохранять время на отдых.
Неверова рассказала, как выбрать профессию, распределить нагрузку и что делать в случае провала на экзамене. Подробнее об этом читайте в первоисточнике.
Больше материалов по теме:
Стресс у подростков: чем родители могут помочь
Все реальные темы итогового сочинения 7 декабря 2022 года по часовым поясам и регионам. Темы итогового сочинения официально становятся известны за 15 минут до начала экзамена (в 9:45).
112.Что может привести человека в отчаяние?
203.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407.Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505.Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607.Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?
110.Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311.«Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411.Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502.Может ли природа помочь человеку понять себя?
613.Чтение литературного произведения – труд или отдых?
104.Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205.Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408.Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508.Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612.Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
105.Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204.Как бороться со злом?
304.Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401.Что значит любить Родину?
510.Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611.Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
113.Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302.Чем месть отличается от справедливого наказания?
402.Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513.От чего предостерегают человечество антиутопии?
608.В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область.
108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
11.Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206.Зачем человек бросает вызов судьбе?
313.Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410.Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509.Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610.Почему литературу часто называют «человековедением»?
107.Нужно ли стремиться понять себя?
201.Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306.Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406.Память о каких людях не меркнет с годами?
506.Почему нельзя «убивать время»?
606.Какое произведение искусства можно назвать великим?
109.Можно ли прожить без мечты?
202.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308.Какова судьба гордого человека в обществе?
403.В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503.Почему время называют лучшим лекарем?
604.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
102.Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210.Что такое взаимопонимание?
310.Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409.В чём ценность исторического опыта?
512.Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605.Что делает человека подлинно счастливым?
106.Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208.Понимать человека или управлять им?
309.Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405.«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501.Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
Источник
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Начиная с 2022/23 учебного года меняется подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Такое решение было принято Минпросвещения России, Рособрнадзором и Советом по вопросам проведения итогового сочинения. Теперь открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут, сообщает LIVE DV.
С этого года вместо открытой базы будет сформирован закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. Перед началом учебного года публикуются названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения с комментариями к ним, а также образец комплекта тем итогового сочинения.
«Открытые тематические направления прошлых лет выполнили свою задачу. Они позволили разработать разнообразные темы, связанные с этическими, философскими, эстетическими проблемами. Группировка комплектов тем из разных разделов банка будет, с одной стороны, препятствовать созданию шаблонных сочинений, с другой стороны, содействовать реализации установки на самостоятельность написания сочинения, его экспромтный характер», — прокомментировал изменения председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов.
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения, а также образец комплекта тем итогового сочинения 2022/23 учебного года будут сегодня опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Банк тем включает в себя три раздела:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- «Природа и культура в жизни человека».
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В настоящее время банк тем итогового сочинения включает более полутора тысяч позиций, в дальнейшем он будет пополняться.
В 2022/23 учебном году расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и открываются за 15 минут до начала итогового сочинения.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются. Без изменений остаются и критерии его оценивания. Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором проанализируют опыт проведения итогового сочинения в 2022/23 учебном году, чтобы, при необходимости, скорректировать порядок его проведения в будущем.
Итоговое сочинение в выпускных классах было введено с 2014/15 учебного года. Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачет»/«незачет». Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.
Источник — Департамент образования ЕАО.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Конкурс творческих работ о сохранении объектов культурного наследия объявлен в ЕАО
Больше денег на питание детей из малоимущих семей выделено в Биробиджане
Школьники напишут итоговое сочинение по новым правилам. Что изменится?
Чуть больше недели остается до 7 декабря, когда ученики 11 классов российских школ будут писать итоговое сочинение, которое ввели в школах с 2014 года. Успешное написание сочинения означает допуск к сдаче Единого госэкзамена. Написал на «зачет» — добро пожаловать на ЕГЭ. Не написал или не смог прийти? Не беда. Будет еще две попытки — 2 февраля и 4 мая 2023 года. В этом году выпускников ждут изменения: больше не будут заранее публиковаться открытые тематические направления. Комплекты тем итогового сочинения будут формироваться по-новому.
Как было
До сих пор Федеральный институт педагогических измерений, ответственный, кстати, и за разработку заданий ЕГЭ, заранее публиковал направления тем сочинения — в открытом доступе. Ученик приходил на экзамен и получал пять тем — по одной из каждого направления, выбирал одну и «творил». При этом в «багаже», как правило, уже были наработки по каждой теме: опубликованные направления подсказывали приблизительную тематику и можно было прикинуть, о чем писать на экзамене.
— Раньше ежегодно перед началом учебного года мы публиковали пять открытых тематических направлений итогового сочинения, — рассказали «РГ» в Рособрнадзоре. — В рамках этих направлений разрабатывались конкретные темы, о которых школьники узнавали только в день сочинения. Для каждого часового пояса давалось пять тем на выбор, по одной от каждого направления.
Учителя и эксперты отмечали: из года в год темы перекликались, можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов — списками литературы, рекомендуемой для раскрытия темы. Да и сами темы были похожи.
Как будет
Теперь же все темы, разработанные за годы проведения итогового сочинения, включены в закрытый банк тем. Сейчас их более 1,5 тысячи, и банк будет пополняться новыми. Перед началом учебного года теперь можно будет узнавать названия разделов и подразделов этого банка, почитать комментарии к ним. Направления тем этого года, конечно, уже известны: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; «Природа и культура в жизни человека».
— Школьники смогут выбирать уже не из пяти, а из шести тем: в комплекте будет по две темы из каждого раздела банка, — уточнили в Рособрнадзоре.
На итоговое сочинение отводится 3 часа 55 минут, написать нужно не менее 250 слов, но рекомендуемый объем — 350. Можно и больше, но строго следуя теме. Вот что пишут эксперты ФИПИ: Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
Рекомендуемый объем − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачет».
Разделы и подразделы банка тем итогового сочинения на 2022/2023 учебный год
№1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
- 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- 1.3. Познание человеком самого себя.
- 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
№2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
- 2.2. Человек и общество.
- 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
№3 Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Природа и человек.
- 3.2. Наука и человек.
- 3.3. Искусство и человек.
Образец комплекта тем
- Тема 112 — Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- Тема 204 — Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
- Тема 301 — Семейные ценности и их место в жизни человека.
- Тема 409 — В чем может проявляться любовь к Отечеству?
- Тема 505 — Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- Тема 610 — Чему человек может научиться у природы?
Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является обязательным этапом перед государственной итоговой аттестацией. Основной датой написания итогового сочинения на 2021-2022 учебный год будет 1 декабря 2021 года, направления тем также уже известны.
Направления и темы итогового сочинения от ФИПИ в 2023 году
В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского, и с их произведениями связаны направления тем сочинения в этом году в 2021-2022 учебном году:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная). Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные). Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020-2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
- Преступление и Наказание — вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние). Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника). В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Дата проведения итогового сочинения в 2021 году
Несмотря на то, что направления тем публикуются заранее, конкретная тема становится известной за 15 минут до начала экзамена. Итоговое сочинение оценивается «зачет» или «незачет». Получившие «незачет» не допускаются к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
По информации Рособрнадзора, в 2021-2022 учебном году итоговое сочинение пройдет:
- основной срок 1 декабря 2021 года
- дополнительные сроки — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года
Чтобы принять участие в сочинении (изложении), нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения. Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит изложений. При этом темы (направления) не меняются. Сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Примеры итоговых сочинений
Для подготовки к итоговому сочинению или изложению на сайте ФИПИ разместили сборник из 200 текстов разной тематики, в том числе с тестов предыдущих годов.
Также можно скачать рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения, разработанные экспертами ФИПИ.
Подписывайтесь на GOGOV
43540
Новости
Реальные темы итогового декабрьского сочинения 2022-2023 ЕГЭ по литературе 11 класс для каждого региона, дата проведения 7 декабря 2022 года для допуска к ЕГЭ 2023.
Темы итогового сочинения 11 часовая зона Время МСК+9 (UTC+12)
- 112.Что может привести человека в отчаяние?
- 203.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
- 312.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
- 407.Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
- 505.Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
- 607.Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?
Темы итогового сочинения 10 часовая зона Время МСК+8 (UTC+11)
- 110.Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
- 207.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
- 311.«Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
- 411.Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
- 502.Может ли природа помочь человеку понять себя?
- 613.Чтение литературного произведения – труд или отдых?
Темы итогового сочинения 9 часовая зона Время МСК+7 (UTC+10)
- 104.Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
- 205.Что легче – отомстить обидчику или простить его?
- 303.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- 408.Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
- 508.Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
- 612.Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
Темы итогового сочинения 8 часовая зона Время МСК+6 (UTC+9)
- 105.Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
- 204.Как бороться со злом?
- 304.Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
- 401.Что значит любить Родину?
- 510.Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
- 611.Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
Темы итогового сочинения 7 часовая зона Время МСК+5 (UTC+8)
- 113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
- 213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
- 302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
- 402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
- 513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
- 608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
Темы итогового сочинения 6 часовая зона Время МСК+4 (UTC+7)
- 108. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
- 209. Что значит жить для людей?
- 305. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
- 412. Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
- 507. Зачем человеку заглядывать в будущее?
- 602. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
Темы итогового сочинения 5 часовая зона Время МСК+3 (UTC+6)
- 111.Честь и совесть: как связаны эти понятия?
- 206.Зачем человек бросает вызов судьбе?
- 313.Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
- 410.Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
- 509.Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
- 610.Почему литературу часто называют «человековедением»?
Темы итогового сочинения 4 часовая зона Время МСК+2 (UTC+5)
- 107.Нужно ли стремиться понять себя?
- 201.Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
- 306.Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
- 406.Память о каких людях не меркнет с годами?
- 506.Почему нельзя «убивать время»?
- 606.Какое произведение искусства можно назвать великим?
Темы итогового сочинения 3 часовая зона Время МСК+1 (UTC+4)
- 109. Можно ли прожить без мечты?
- 202.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- 308.Какова судьба гордого человека в обществе?
- 403.В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
- 503. Почему время называют лучшим лекарем?
- 604.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
Темы итогового сочинения 2 часовая зона Время МСК (UTC+3)
- 102.Какую жизненную цель можно назвать благородной?
- 210. Что такое взаимопонимание?
- 310.Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
- 409.В чём ценность исторического опыта?
- 512.Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
- 605.Что делает человека подлинно счастливым?
Темы итогового сочинения 1 часовая зона Время МСК-1 (UTC+2)
- 106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
- 208. Понимать человека или управлять им?
- 309.Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
- 405.«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
- 501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
- 601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения.
Тексты сочинений Цыбулько ЕГЭ 2023 русский язык 11 класс
Центральный федеральный округ
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область
- Липецкая область
- Москва
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Ярославская область
Темы для северо-западного федерального округа
- Архангельская область
- Вологодская область
- Калининградская область
- Ленинградская область
- Мурманская область
- Ненецкий автономный округ
- Новгородская область
- Псковская область
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Санкт-Петербург
Темы для дальневосточного федерального округа
- Амурская область
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Камчатский край
- Магаданская область
- Приморский край
- Республика Бурятия
- Республика Саха (Якутия)
- Сахалинская область
- Хабаровский край
- Чукотский автономный округ
Сибирский федеральный округ
- Алтайский край
- Иркутская область
- Кемеровская область
- Красноярский край
- Новосибирская область
- Омская область
- Республика Алтай
- Республика Тыва
- Республика Хакасия
- Томская область
Уральский федеральный округ
- Курганская область
- Свердловская область
- Тюменская область
- Ханты-Мансийский автономный округ
- Челябинская область
- Ямало-Ненецкий автономный округ
Южный федеральный округ
- Астраханская область
- Волгоградская область
- Краснодарский край
- Республика Адыгея
- Республика Калмыкия
- Республика Крым
- Ростовская область
- Севастополь
Приволжский федеральный округ
- Кировская область
- Нижегородская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Республика Башкортостан
- Республика Марий Эл
- Республика Мордовия
- Республика Татарстан
- Самарская область
- Саратовская область
- Удмуртская Республика
- Ульяновская область
- Чувашская Республика
Северо-кавказский федеральный округ
- Кабардино-Балкарская
- Республика Карачаево-Черкесская
- Республика Дагестан
- Республика Ингушетия
- Республика Северная Осетия-Алания
- Ставропольский край