Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2022-2023 от ФИПИ.
it-s22-23.pdf
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование №1. «Объём итогового сочинения»
1
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №5 «Грамотность»2
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.
1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.
3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.
- 19.09.2021
Дата обновления: 15.11.2022
Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.
Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
- Всё об итоговом сочинении 2022-2023
- Темы для итогового сочинения 2022-2023
- Литература — что необходимо прочитать по каждому направлению 2022-2023
Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
- Выберите направление и материалы для подготовки 2021-2022
- Готовые примеры итоговых сочинений 2021-2022
Детально о подготовке к итоговому сочинению 2022-2023 по всем направлениям
Детальный разбор направлений 2022-2023
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).
В этом видео мы с вами поговорим об итоговом сочинении. Точнее – о критериях оценивания.
Напомню, что итоговое сочинение проводится в первую среду декабря. В этом году – это 4 число. Работу вы пишете в течении 3 часов 55 минут. Эта работа является допуском к основному экзамену по русскому языку.
Итоговое сочинение оценивается по системе «зачет» — «незачет». Зачет за всю работу ставится, если вы получили обязательные зачеты по Требованию № 1 (объем сочинения), по Требованию № 2 (самостоятельность работы), по Критерию № 1 (соответствие теме) и по Критерию № 2 (аргументация и привлечение литературного материала). Также вы должны получить обязательный зачет по одному из трех оставшихся критериев: по Критерию № 3 (композиция и логика рассуждения), по Критерию № 4 (качество письменной речи) или по Критерию № 5 (грамотность). А теперь обо всем по порядку.
Система оценивания состоит из двух установленных требований и пяти критериев.
Требование № 1. Объем сочинения.
Ваша работа должна быть не менее 250 слов. Если ваша работа будет содержать 245 слов, проверяющий поставит незачет. ФИПИ рекомендует 350 слов для более полного раскрытия темы сочинения. Можно больше. Дальше ограничений уже нет.
Требование № 2. Самостоятельность работы.
Первое, что делают эксперты, – проверяют вашу работу на плагиат. То есть проверяют оригинальность текста. Пользоваться какими-либо Интернет-ресурсами или книгами на экзамене нельзя. Списывать, конечно же, тоже нельзя. Этот экзамен проверяет ваш читательский опыт и ваше умение анализировать художественное произведение в рамках заявленной темы. Вы можете пользоваться орфографическим словарем, который выдадут на экзамене.
Критерий № 1. Соответствие теме.
Этот критерий направлен на проверку содержания сочинения. Вы рассуждаете, отвечая на вопрос, поставленный в теме, или размышляете над заявленной проблеме. Незачет ставится, если ваше сочинение не соответствует теме, то есть содержание сочинения не раскрывает тему.
Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
В качестве аргументации должно быть привлечено не менее одного художественного произведения отечественной или мировой литературы. Но лучше привлекать 2 художественных произведения. Вы не только упоминаете художественное произведение, но и осмысливаете их в рамках заявленной темы, используя элементы анализа. Вы демонстрируете знание системы образов, проблематики произведения и средств художественной выразительности. Незачет может быть поставлен в трех случаях:
1. Если сочинение написано без привлечения литературного материала.
2. Содержание произведения искажено.
3. Есть лишь упоминание литературных произведений, но они не становятся опорой для рассуждения.
Подведем промежуточный итог. По первому и второму Требованиям и по первому и второму Критериям вы должны обязательно получить зачеты. Также важно получить хотя бы один зачет по одному из трех оставшихся Критериев. Разберем их подробней.
Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения.
Вам необходимо продемонстрировать умение логично выстраивать рассуждения на предложенную тему. Также вам необходимо выдержать соотношение между тезисом и доказательствами. Незачет будет поставлен, если имеются грубые логические нарушения или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4. Качество письменной речи.
По данному критерию проверяется качество речевого оформления вашего сочинения. То есть отмечается наличие речевых ошибок.
Проверяется ваше умение точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, а также умение избегать речевых штампов. Незачет ставится за низкое качество речи.
Критерий № 5. Грамотность.
По данному критерию проверяется грамотность выпускников. Незачет будет поставлен в случае, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, в сумме превышают в сумме 5 ошибок на 100 слов текста.
Желаю вам получить 5 зачетов по пяти критериям!
Если вы хотите разобраться, какие ошибки относятся к грамматическим, а какие – к речевым, переходите по ссылке, данной в описании, и смотрите видео «Типичные речевые ошибки» и «Типичные грамматические ошибки».
Надеюсь, это видео оказалось полезным и информативным для вас! Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментариях под этим видео. До новых встреч! До свидания!
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Критерии оценки декабрьского сочинения на ЕГЭ 2020» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
07.01.2023
Уже в декабре одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ. Рассказываем, что нового появилось в этом году в процедуре проведения испытания.
Ученый секретарь ФИПИ Елена Зинина в рамках онлайн-консультации «На все 100!» рассказала об основных требованиях к итоговому сочинению и особенностях подготовки к нему. Елена Андреевна отметила, что принципиально в этом году ничего не поменялось. Есть лишь небольшие нюансы, которые нужно не упустить из виду. Работу школьникам предстоит выполнить 7 декабря.
Говоря о критериях оценивания работы, по словам эксперта, важно понять, в чем школьники свободны, а в чем – нет, в каком случае они должны вписываться в определенные рамки. По мнению Зининой, здесь соблюден баланс в требованиях. Итоговое сочинение проводится уже 9-й год, эта процедура со своей историей. Критерии, по ее словам, крайне мягкие.
В чем несвобода школьников
Во-первых, школьники должны строго соблюдать объем итогового сочинения. Он определен – ребятам нужно написать минимум 250 слов. Стоит быть разумным в выборе размера сочинения. Уместно вспомнить Достоевского, который полагал, что искусство писать – это искусство вычеркивать. А также Чехова, который считал важным умение говорить коротко о длинных вещах.
Несвобода также заключается во втором требовании: сочинение должно быть написано самостоятельно. На это разработчикам все время приходится обращать внимание. Нередко ребята говорят, что пишут то, что запомнилось из прочитанного на том или ином сайте. Но не следует ориентироваться на готовые сочинения – если итоговое сочинение будет написано практически слово в слово, как сочинение из интернета, у школьника могут быть проблемы. При невыполнении хотя бы одного из этих требований за сочинение в итоге ставится незачет.
Есть и другие критерии. Например, это соответствие темы. Неприятные истории случаются, когда школьники слишком свободно относятся к задаче. В таких случаях ученик идет путем подмены – раскрывает тему, которая ему удобна, а не ту, которая дана. Кроме того, в сочинении учитывают аргументацию и опору на литературный материал – от художественных произведений до научных, публицистических, религиозных текстов.
Когда за итоговое сочинение могут поставить незачет
При четырех условиях школьнику поставят незачет: если сочинение вообще не содержит аргументации; написано без опоры на литературный материал; существенно искажено содержание опорного литературного материала; а также если литературный материал просто упоминается в работе и он «висит» без всякой аргументации. Если получен незачет по одной их данных четырех позиций, то за работу ставится незачет.
Речевые критерии
Зачет необходимо получить хотя бы по одному из следующих трех критериев: качество письменной речи, композиция и логика рассуждения, грамотность. Все критерии, как отметила эксперт, являются довольно лояльными.
Ребята часто проявляют слабость в выполнении этих критериев. Эксперт отметила: тот, кто может похвастаться блистательной речью – уже почти завоевал мир. Непросто писать и без речевых, и без грамматических ошибок, соблюдать логику текста. Такие умения очень ценны.
В чем свобода
Школьник сам волен выбирать одну из предложенных тем. Он также свободен в выборе пути подготовки, способа раскрытия темы, литературном материале, который используется при аргументации, в том, как организовать написание работы. На ее выполнение дается 3 часа 55 минут.
По сравнению с прошлым годом появился небольшой нюанс. Специалисты идут в плотном взаимодействии с ЕГЭ по русскому языку – там тоже проверяют грамотность. Поскольку в ЕГЭ приняли решение негрубые ошибки не учитывать (они перечислены в методических рекомендациях к ЕГЭ по русскому языку), то они будут допустимы и в итоговом сочинении.
Изменения в итоговом сочинении 2022 года
В этом году поменялись правила формирования комплекта тем итогового сочинения. Эта идея, как отметила Елена Зинина, назревала давно. В прошлые годы комплект тем определялся открытыми направлениями, которые создавались советом по проведению итогового сочинения. Эти понятия определяли структуру комплекта. От каждого направления давалась одна тема сочинения.
Однако все меняется, накопился массив тем сочинения. Поэтому было решено создать закрытый банк итогового сочинения. Темы в комплектах не будут новыми, в них включены уже использовавшиеся в прошлые годы темы. Вместо открытых направлений известна структура самого банка, открыты три раздела, и в каждом разделе – свои подразделы. Закреплены около 1,5 тыс. тем. Таких разделов всего три:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека;
- Семья, общество, Отечество в жизни человека;
- Природа и культура в жизни человека.
Спектр выбора тем в этом году стал шире – до 6 тем в каждом комплекте. Образец комплекта размещен на сайте ФИПИ. Непосредственно на сочинении каждый комплект будет сопровожден инструкцией. В ней напоминается о критериях оценивания работы.
Эксперты следят за тем, какие темы пользуются популярностью, а какие выбираются в единичных случаях. Так, школьникам, как правило, интересно писать про этико-нравственные понятия, рассуждать о любви, верности, дружбе, измене, мечте. Редко выбирали темы, которые связаны с рассуждениями о времени, опыте и ошибках.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» информировало о критериях оценивания итогового сочинения, требованиях к нему, приводило примеры тем.
5 направлений итогового сочинения 2021-2022 от ФИПИ оценивается по пяти критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Важно знать:
- Критерии №1 и № 2 являются основными.
- Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
- При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
- Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
- На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
- Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
- Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме» |
|
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» |
|
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» |
|
Критерий № 4 «Качество письменной речи» |
|
Критерий №5 «Грамотность» |
|
Дополнительная информация по итоговому сочинению:
- 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
- Алгоритм написания итогового сочинения
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура) итогового сочинения
- Клише для итогового сочинения
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
13 сентября 2018, 15:25
Could not load xLike class!