Сочинене на тему разум и чувства в тургеневе отцы и дети
Ответы:
Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий.Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями и переживаниями. Для кого-то этот период становится одним из самых счастливых, но случается и так, что любовь приводит к разочарованию и роковым ошибкам. Однако в любом случае любовь – это всегда испытание души, проверка жизненных убеждений человека.Я думаю, что каждому дарована возможность испытать это удивительное чувство, именно поэтому меня поразили утверждения главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» о том, что любовь – это лишь физиологическая реакция организма. Но даже с таким умным и образованным человеком, как Базаров, любовь сотворила чудо и изменила в корне его мировоззрение.Почему же на протяжении долгого времени Евгений Базаров отвергал любовь?Базаров – сын отставного полкового лекаря. Он приезжает погостить со своим другом Аркадием в имение его отца, помещика Николая Петровича Кирсанова. Базаров изучает естественные науки в университете, собирается стать врачом. Вместе с тем, он человек новых взглядов, «нигилист», как представляет его Аркадий своему дяде Павлу Петровичу Кирсанову.Аристократ Павел Петрович, долго служивший в Петербурге и не утративший даже в деревенской глуши столичного лоска, становится главным идейным противником Базарова. Споры между этими героями затрагивают все основные темы, волновавшие русское общество в тот период: отношение к народу, аристократии, естественным наукам, литературе, искусству и таким традиционным ценностям, как любовь и брак.Тема любви обсуждает в их спорах неоднократно, и каждый раз Базаров определяет любовь как не более чем «белиберда». В его словах мы видим презрительное отношение к идеальным романтическим чувствам и принятие любви только в физиологическом смысле: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!»Между трепетным отношением к любви Павла Петровича и иронически-циничным Базарова существует огромная пропасть, что подтверждает также слова Базарова в разговоре о любви со своим учеником и подражателем, мягкосердечным Аркадием: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец». Пожалуй, именно в этих словах героя раскрывается его полное отрицание такого волшебного и романтического чувства, как любовь.Однако любовь не единственное, отрицаемое им. Базаров, называя духовность «романтизмом» и «вздором», презирает людей – ее носителей: «Порядочный химик раз в двадцать важнее высокого поэта». Он смеется над отцом Аркадия, играющим на виолончели и читающим Пушкина; иронизирует над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим жизнь к ногам любимой женщины.Базаров отрицает музыку, поэзию, красоту, любовь по инерции, не разбираясь толком в этих понятиях. Его полное непонимание романтических чувств между мужчиной и женщиной он демонстрирует и в разговоре с Аркадием об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «у нее такие плечи, каких я не видывал давно»; «что за фигура!»; «на других баб не похожа». Какой цинизм, какая ирония слышатся в этих суждениях! В них выражается все впечатление героя об Одинцовой, такова она в представлении Базарова, но мы видим ее совершенно другой.
Пример сочинения 1
Человек – сложное существо, поведение которого порой довольно сложно предугадать. Разум выбирает наиболее оптимальные пути, но душа нам дана не просто так и часто случается, что она вмешивается в процесс принятия решений, создавая тем самым внутренний конфликт. Веления чувств и веления разума нередко расходятся.
В жизни каждого из нас рано или поздно наступает момент непростой внутренней борьбы. Чаще всего чувства подталкивают человека к безрассудным или даже опасным поступкам. Разум же при этом старается остановить его, чтобы предотвратить непоправимые последствия. И такая борьба дается ему нелегко.
В качестве примера подобной борьбы можно привести непростую судьбу Катерины из пьесы Островского «Гроза». Героиня старалась смириться с тем, что ей придется всю жизнь прожить с нелюбимым мужчиной в ненавистном доме. Так велел ей разум, ведь ее «удачно» выдали замуж в зажиточную семью. Девушка надеялась получить хоть какое-то понимание со стороны своей новой семьи, но это было невозможно. Ей хотелось любви и ласки.
К героине даже стали приходить грешные сны, с которыми она изо всех сил боролась. Однако человеческая природа все же взяла верх над нелогичными заскорузлыми порядками. Катерина почувствовала себя женщиной, в ней всколыхнулось желание быть любимой и любить самой. При этом ее постоянно гложут сомнения, страх и чувство вины. Такая сложная борьба в юной душе привела к печальным последствиям. Отдавшись своим чувствам, Катерина не смогла себе этого простить и покончила с собой.
Уверен, что хотя бы раз всем приходилось бороться с чувствами, идущими вразрез нашему привычному мироощущению, устоям или здравому смыслу. Как правило, разум служит защитой от неприятностей и ошибок. Это, конечно, не означает, что к своим чувствам не нужно прислушиваться, просто в любой ситуации лучше хорошенько подумать, прежде чем принимать решение.
Пример сочинения 2
Конфликт рационального и эмоционального начал в человеке был испокон веков. Две крайности как будто перетягивают канат, в центре которого находится личность. Эта борьба продолжается на протяжении всей жизни с переменным успехом. Вероятно, сами обстоятельства создают конфликтную ситуацию, которая в полной мере разворачивается во внутреннем мире человека.
Мне бы хотелось привести пример из романа Тургенева «Отцы и дети». Один из основных героев произведения Николай Петрович Кирсанов заводит себе любовницу «из простых». Дочь покойной экономки Фенечка вскоре забеременела и родила ребенка. Барин всей душой полюбил девушку, но разум не позволяет его чувствам принять законное облачение. Помещик не мог жениться на крестьянке. В финале он все-таки женится на свой возлюбленной, конфликт разрешится в пользу чувства.
Но почему же этот конфликт возник? Очевидно, что дворяне были вынуждены лишний раз подумать, стоит ли терять положение в обществе ради любви? То, что они должны выбирать между тем и этим, уже коллизия. Таким образом, если в обществе царит социальное неравенство, то внутреннего конфликта людям не избежать.
Еще один пример можно найти в произведении Солженицына «Матренин двор». Главная героиня любила своего нареченного Фаддея, но тот пропал без вести во время войны. По настоянию его семьи девушка вышла замуж за младшего брата своего жениха Ефима. В ту пору в деревне женщину звали под венец не от большой любви: в первую очередь, нужна была работница. Матрена, конечно, не переставала любить жениха и ждать его, но разум пересилил чувства. Тяжелые годы войны не располагали к сентиментальности. Однако трагедия в том, что Фаддей вернулся и обиделся на брата и бывшую невесту. Матрена тоже пришла в отчаянье, но ничего уже не исправить. Когда же возник конфликт? В ситуации, когда общество решало за человека. Проблема заключается в том, что влияние извне мы часто принимаем за разум, а свой собственный голос за чувство. Поэтому конфликт неизбежен, если окружающие определяют ход наших мыслей, но не могут подчинить чувства.
Конфликт между разумом и чувствами всегда будет, однако его можно решить в свою пользу, если задуматься, что стоит за расплывчатыми формулировками «разум» и «чувство». Может, они и не наши вовсе, а это значит, что конфликт перестает быть внутренним и перерастает в борьбу за самобытность, когда личность отстаивает свои права на свободу мысли и убеждений.
Пример сочинения 3
Разум и чувство представляют собой важнейшие силы внутреннего мира человека, которые часто конфликтуют между собой. Порой возникают ситуации, когда чувства преобладают над разумом и наоборот. К сожалению, далеко не все умеют контролировать свои эмоции или давать им волю, когда это необходимо.
Конфликт разума и чувства (аргументы из литературы)
Порой жизнь заставляет человека сделать очень сложный выбор между разумом и чувством. Данная проблема является актуальной во все времена, ведь сердце и рассудок нередко вступают в конфликт.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
Главным героем романа Ивана Тургенева является Евгений Базаров. Перед читателем предстаёт нигилист, для которого чужды такие понятия, как искусство, чувства, природа. Главный персонаж обладает критическим мышлением. Для Базарова не существует никакой религии. А все природные явления он объясняет с научной точки зрения. Мировоззрение Евгения Базарова кардинально меняется, когда на балу он знакомится с Анной Одинцовой. Постепенно и не без внутреннего боя он осознает, что влюбился в нее без памяти. Таким образом, судьба уготовила Базарову непростой выбор: здравый рассудок или сильные чувства к Одинцовой? Привязанность к женщине противоречит мировоззрению Базарова. Ведь до этого он утверждал, что любовь представляет собой всего лишь химию. Притяжение к Одинцовой затмило рассудок персонажа. Под воздействием сильных чувств были разрушены принципы, по которым жил Базаров. Это конфликт привел к гибели героя.
Л.Н. Толстой, «Война и мир».
Как разум и чувства влияют на поведение и поступки человека можно проследить в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Кутузов, будучи очень мудрым полководцем, принимал важные решения, руководствуясь не только умом, но сердцем. Такой подход позволил Кутузову составлять правильные стратегии, чтобы заслужить великую победу и защитить русский народ. В таких решениях, конечно же, присутствовали чувства, ведь полководец с особым уважением и любовью относится к своим солдатам. Ему была дорога жизнь каждого воина. В свою очередь, благодаря разумному подходу к принятию решений, Кутузов смог рационально обдумать ситуацию и сделать верные выводы. Бородинское сражение забрало у армии много воинов. Полководец прекрасно понимал, что из-за нехватки сил ему придётся отступить. Руководствуясь умом, Кутузов смог трезво оценить ситуацию. Он осознал, что с наступлением морозов французы отступят сами. Именно так и произошло. Такой пример доказывает, что важную роль в принятии решений играют и разум, и чувства. Не нужно допускать конфликта между ними. Важно учитывать все аспекты.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка».
Конфликт между разумом и чувством заметен в повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».
Пётр Гринев, когда узнал, что Швабрин насильно удерживает Машу Миронову, обратился за помощью к Пугачеву. В данном случае персонаж предпочел идти на зов сердца, игнорируя рационализм. Гринев прекрасно понимает, что такое поведение может стоить ему жизни, что идти в стан врага одному равноценно гибели. Однако он не желает отступать от намеченного плана. И ему удалось сохранить жизнь, достоинство и честь Марьи благодаря смелости и упорству. Анализируя данный пример, можно сделать вывод, что чувства необходимы в принятии человеком правильного решения. Именно голос сердца помог Петру Гриневу спасти любимую девушку. Но ведь персонаж в своих действиях руководствовался и умом. Пётр Гринев смог мысленно составить план помощи своей возлюбленной и прибегнуть к определенной хитрости — обратиться к Пугачеву. Таким образом, автор напоминает нам о том, что в человеке гармонировать и разум, и чувства. Между ними всегда должно быть компромиссное решение.
А.И. Куприн, «Олеся».
Тема противостояния разума и чувства поднята в повести Александра Куприна «Олеся». Олеся ощущает неразрывную связь с природным миром, но в ее жизнь ворвалась страсть к городскому дворянину Ивану. Девушка очень боится своих чувств, ведь она искренне полюбила человека, который был очень далек от нее. Руководствуясь разумом, Олеся приходит к выводу, что их любовь не приведёт к счастливому финалу. Она предсказывает разлуку и как будто видит судьбу Ивана. Обладатель «ленивого сердца» не мог стать ее верным спутником. Однако она поддается эмоциям и вступает в отношения с Иваном, понимая, что их роман обречен. Но победа сердца была временной. После нападения прихожанок Олеся окончательно убеждается в том, что ей чужды культура и ментальность мира Ивана. Вопреки сильным чувствам главная героиня принимает решение уехать с бабушкой. Ивану она об этом не говорит. Несмотря ни на что, Олеся явно не жалеет о своих поступках и связи с Иваном. Сердце не может лгать, но разум все равно берет свое: девушка поступает рационально, оставляя своего любимого.
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет».
Конфликт разума и чувства присутствует в произведении Александра Куприна «Гранатовый браслет».
Главные герои произведения — чиновник Желтков и Вера Шеина — олицетворяют абсолютно разные образы мыслей. Один из них посвящён разуму, а другой отдан чувствам. Увидев в первый раз Веру, Георгий никак не мог стереть из памяти её образ. Главный герой все время думал о Вере, несмотря на то, что она была дворянкой, а потом стала замужней женщиной. Они не могли быть вместе, ведь принадлежали к разным сословиям. Да и Вера вовсе не была человеком страстным и увлекающимся. Героиня умело вела домашнее хозяйство, урезала расходы и жила по канонам рационализма. От господина Ж она получает письма с признанием в любви, но не реагирует: размеренная семейная жизнь ее полностью устраивает. Желтков прекрасно понимал, что у него ничего не получится с Верой. Несмотря на это, он не терял надежду на светлое будущее и продолжал писать ей письма. Однако эта любовь приводит к смерти Желткова. Повинуясь эмоциям, он убивает себя, когда лишается своей иллюзии. Этот поступок заставил Веру пересмотреть свою жизнь. Она поняла, что потеряла возможность обрести истинную любовь — одну на миллион. Таким образом, автор наглядно показал, к каким печальным последствиям приводит нарушение баланса между чувством и разумом. Оба героя были несчастны, но каждый по-своему.
Увидев в первый раз Веру, Георгий никак не мог стереть из памяти её образ. Главный герой все время думал о Вере, несмотря на то, что она была дворянкой, а потом стала замужней женщиной. Они не могли быть вместе, ведь принадлежали к разным сословиям. Да и Вера вовсе не была человеком страстным и увлекающимся. Героиня умело вела домашнее хозяйство, урезала расходы и жила по канонам рационализма. От господина Ж она получает письма с признанием в любви, но не реагирует: размеренная семейная жизнь ее полностью устраивает. Желтков прекрасно понимал, что у него ничего не получится с Верой. Несмотря на это, он не терял надежду на светлое будущее и продолжал писать ей письма. Однако эта любовь приводит к смерти Желткова. Повинуясь эмоциям, он убивает себя, когда лишается своей иллюзии. Этот поступок заставил Веру пересмотреть свою жизнь. Она поняла, что потеряла возможность обрести истинную любовь — одну на миллион. Таким образом, автор наглядно показал, к каким печальным последствиям приводит нарушение баланса между чувством и разумом. Оба героя были несчастны, но каждый по-своему.
В каждом человеке живут и иногда борются два начала: рациональное и эмоциональное. Про это еще А. С. Грибоедов писал: «Ум с сердцем не в ладу». Он имел в виду, что иногда человек имеет самые добрые намерения, но осуществляет их неразумно. Или ставит перед собой разумную цель, но не стремится к ней душой. В обоих случаях может получиться нехорошо. Как же быть?
Я думаю, что разум и чувства в человеке в идеале должны быть в гармонии. К этому надо стремиться. Ведь тогда человек будет чаще добиваться успеха, будет чувствовать себя спокойным и счастливым. Но это нелегко. Иногда между чувством и разумом происходит конфликт.
Часто это бывает по неразумию человека или из-за его слабой воли. Например, ему чего-то сильно хочется, но он понимает, что это нельзя сделать. Надо бы поменять свое стремление, но человек не может или не хочет с собой бороться. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» один из героев, Павел Петрович Кирсанов, был влюблен в женщину, которая не могла ответить ему взаимностью. Вместо того, чтобы признать это, он всю жизнь огорчался, что его чувство не встретило отклика. Это было неразумно. Наверное, однолюбы бывают, но Павел Петрович не похож на однолюба. Он для этого слишком любит самого себя. Просто он не сумел заставить себя отказаться от неразумной любви.
Но еще чаще конфликт между разумом и чувством возникает, когда человек переживает потрясение или сильную любовь. Она переворачивает все в человеке, заставляет его все видеть в ином свете. И бывает, что чувства человека поменялись, а мысли – нет, или наоборот. Это такой момент, когда становится ясно, может ли человек держать себя под контролем или нет.
Любовь перевернула жизнь Базарова и Одинцовой. Ни он, ни она не искали и не хотели этого чувства. Но Одинцова не позволила себе признаться, что она любит Базарова, ведь иначе ей пришлось бы перевернуть всю свою жизнь. Над ней бы кто-нибудь стал смеяться, что она вышла замуж за такого, как Базаров, ее бы все осудили. И Одинцова усилием воли заглушила это чувство. А ведь она не боится осуждения: она поехала к Базарову, когда он умирал. Но было уже поздно.
Ум Базарова тоже не в ладу с его сердцем. Евгений Васильевич чувствует, что полюбил Одинцову, но не хочет признать это разумом, ведь он убежден, что любви не существует. Однако он находит в себе силы осознать свою ошибку. Базаров – сильная и цельная личность, он приводит свои разум и чувства к согласию, признав существование любви. Это не может сделать его счастливым: он все равно не может быть с любимой женщиной. Но ему не приходится жалеть о глупом решении, сломавшем жизнь.
Сердце и разум человека – его помощники и советчики. Надо стремиться к тому, чтобы они были в гармонии и дополняли друг друга, а не враждовали.
Итоговое сочинение 2022-2023 на тему когда возникает конфликт между чувствами и разумом? 9 примеров на данную тему. С аргументами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2023.
Итоговое сочинение ЕГЭ на тему когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
Мы часто переживаем столкновение разума и чувств, когда решаем важный вопрос или сталкиваемся с жизненным испытанием. Например, если друг оказался в финансовом затруднении, сердце подсказывает помочь, а разум — сберечь деньги для себя, ведь беда может коснуться каждого. И мы думаем, как поступить, принимая во внимание обе стороны. Чтобы точнее раскрыть специфику внутреннего конфликта, приведу литературные примеры.
Вспомним повесть А.И. Куприна «Олеся». Главные герои не могли быть вместе, потому что их разделяли общественные условности и личные привычки. Иван не мог жить счастливо в лесу, потому что он был воспитан своей цивилизацией и зависим от нее. Олеся же не могла представить себя в городской среде и не хотела жить по чуждым ей законам. Она понимала, что у Ивана «ленивое сердце», которое не готово на жертвы. А Иван видел, что Олеся не подстроится под его мир и его окружение. Поэтому разум подсказывал Ивану и Олесе, что ничего хорошего из их романа не выйдет, ибо противоречия непримиримы. Но сердце не могло совладать с собой и тянуло каждого героя навстречу любви. Персонажи были счастливы вместе, но совсем не долго, ведь требования реальности заставили их поступить так, как велит трезвый ум: Олеся сбежала, Иван ее не остановил. В данном случае конфликт имел место тогда, когда герои оказались перед серьезным жизненным выбором, который определял их судьбу.
В такой же сложной ситуации оказалась Лариса, героиня романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Ее связывали любовные узы с Юрием, однако революция лишила преуспевающего врача источников заработка, жилья и социального статуса. Не по своей воле Юрий успел побывать по обе стороны баррикад, теперь его положение было очень шатким. Его в любой момент могли арестовать из-за одного только происхождения. В это тяжелое время Ларису разыскал Комаровский — тот самый адвокат, который когда-то ее совратил. Он признался в любви и предложил Ларисе бежать из страны, охваченной войной и террором. У него были деньги и связи. А ведь у Ларисы был ребенок, который в случае чего мог остаться сиротой. Чувства подсказывали героине остаться с Юрием, но разум думал о дочери, о будущем, об опасностях нового режима, поэтому Лариса сдалась на уговоры Комаровского. Этот внутренний разлад был спровоцирован жизненным испытанием, от преодоления которого зависела судьба героини.
Таким образом, в сложных обстоятельствах и на распутье человек сталкивается с внутренними противоречиями. Чувства говорят ему об одном, но разум констатирует совсем другие факты. Сердцу не прикажешь, но и ум за пояс не заткнешь. В таком положении остается искать компромисс и выбирать то, что положительно скажется на судьбе в дальнейшем.
Пример итогового сочинения №2
Конфликт рационального и эмоционального начал в человеке был испокон веков. Две крайности как будто перетягивают канат, в центре которого находится личность. Эта борьба продолжается на протяжении всей жизни с переменным успехом. Вероятно, сами обстоятельства создают конфликтную ситуацию, которая в полной мере разворачивается во внутреннем мире человека.
Мне бы хотелось привести пример из романа Тургенева «Отцы и дети». Один из основных героев произведения Николай Петрович Кирсанов заводит себе любовницу «из простых». Дочь покойной экономки Фенечка вскоре забеременела и родила ребенка. Барин всей душой полюбил девушку, но разум не позволяет его чувствам принять законное облачение. Помещик не мог жениться на крестьянке. В финале он все-таки женится на свой возлюбленной, конфликт разрешится в пользу чувства.
Но почему же этот конфликт возник? Очевидно, что дворяне были вынуждены лишний раз подумать, стоит ли терять положение в обществе ради любви? То, что они должны выбирать между тем и этим, уже коллизия. Таким образом, если в обществе царит социальное неравенство, то внутреннего конфликта людям не избежать.
Еще один пример можно найти в произведении Солженицына «Матренин двор». Главная героиня любила своего нареченного Фаддея, но тот пропал без вести во время войны. По настоянию его семьи девушка вышла замуж за младшего брата своего жениха Ефима. В ту пору в деревне женщину звали под венец не от большой любви: в первую очередь, нужна была работница. Матрена, конечно, не переставала любить жениха и ждать его, но разум пересилил чувства. Тяжелые годы войны не располагали к сентиментальности. Однако трагедия в том, что Фаддей вернулся и обиделся на брата и бывшую невесту. Матрена тоже пришла в отчаянье, но ничего уже не исправить. Когда же возник конфликт? В ситуации, когда общество решало за человека. Проблема заключается в том, что влияние извне мы часто принимаем за разум, а свой собственный голос за чувство. Поэтому конфликт неизбежен, если окружающие определяют ход наших мыслей, но не могут подчинить чувства.
Конфликт между разумом и чувствами всегда будет, однако его можно решить в свою пользу, если задуматься, что стоит за расплывчатыми формулировками «разум» и «чувство». Может, они и не наши вовсе, а это значит, что конфликт перестает быть внутренним и перерастает в борьбу за самобытность, когда личность отстаивает свои права на свободу мысли и убеждений.
Пример итогового сочинения №3
Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Вероятно, он может возникнуть в любой период жизни: в момент выбора профессии, работы, супруга. Конфликт неизбежен при любом выборе: разум понимает, что не бывает ничего идеального, а чувства жаждут безупречного. Человека манит все новое, то, что дарит много эмоций, однако ум подсказывает, что необходима страховка и стабильность. Приходится идти на компромисс с собственными чувствами, постоянно напоминая себе, что в первую очередь нужно действовать рационально.
Примеры конфликтов между чувствами и разумом представлены во многих произведениях художественной литературы.
В произведении И.А. Гончарова, романе «Обломов», ярко продемонстрирован пример борьбы чувств и разума. Главный герой не хочет ничего делать, потому что все слишком идеализирует: ему не хочется растрачивать себя на меньшее, чем то, что он сам себе напредставлял. Реальность для него слишком скучна, что-то делать – бессмысленно, поэтому он не решает собственные проблемы, а сутками пребывает в иллюзорном мире, отдавшись мечтам.
Он испытывает нежные чувства к Ольге, но не делает ничего, чтобы создать с ней семью: ведь это бы означало потревожить свой покой, начать совершать реальные поступки. И когда дело доходит до женитьбы, у Ильи Обломова происходит конфликт между чувствами и разумом: он любит, но боится ответственности, откладывает решение проблем «на потом», втайне надеясь, что авось само там как-нибудь решится.
В произведении М.Ю. Лермонтова, романе «Герой нашего времени», главный персонаж, Григорий Печорин, становится жертвой конфликта между чувствами и разумом. Образованный и неглупый от природы, умом он прекрасно понимает, что приносит всем большие страдания. Однако он не в силах ничего поделать с собственными чувствами, поскольку непостоянен и непредсказуем.
Увлекшись в очередной раз хорошенькой женщиной, Печорин всей душой отдается этому чувству и искренне считает, что нашел, наконец, самую большую любовь своей жизни. Проходит немного времени, и молодой человек с ужасом осознает, что снова обманулся: он бы и рад вернуть те самые эмоции, но они бесследно исчезли. Осталась скука и проза жизни, от которой хочется бежать.
Так он и бродит в одиночестве, не зная, куда прислонить свою измученную душу, не находит покоя и вдохновения. Разум ему подсказывает, что такое существование преступно по своей сути, пора образумиться и повзрослеть. Сердцем Печорин чувствует, что не может остановиться ни на чем конкретном, он как будто бы пробует жизнь, а жить еще так и не начал.
Таким образом, конфликт между чувствами и разумом происходит тогда, когда человек не может определиться с выбором и сильно идеализирует в мечтах. Пребывание в иллюзорном мире опасно, поскольку оно уводит от действительности и усугубляет существующий раздрай. В самых трудных случаях такие противоречия доводят человека до тяжелого психического заболевания, а иногда и вовсе сводят в могилу.
Пример итогового сочинения №4
Человек наделён двумя дарами: чувствовать и думать. За чувства отвечает наше сердце, за разум наш мозг. И нередко они сходятся в опасной схватке, в страшной борьбе за право доминировать над человеком.
Каждый из нас сам выбирает, по какой дороге он пойдёт, и на чей зов он откликнется — сердца или разума. Каждый из нас растёт в своей индивидуальной среде, так что воспитание, опыт и знания играют не маловажную роль в принятие решения между этими двумя вещами. Однако, логическую цепочку для объяснения зарождения конфликта мы выстроили, но в чём же таится причина? Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
Рассмотрим для начала на примере известной героини Джейн Эйр из зарубежного романа Шаролтты Бронте «Джейн Эйр». Девушка, выращенная вдали от всего мира, наконец, спустя восемь лет заточения в Ловуде, она выходит в мир. Тернфилд становится не только новым домом мисс Эйр, но и местом, где она приобретает опыт в делах любовных. Она влюбляется в хозяина помещика, мистера Рочестера, однако, вот проблема… Они оба из разных социальных слоёв общества. Он — аристократ, а она — обычная гувернантка, к тому же ещё и работающая на него. Девушка дичится новых непонятных чувств; она понимает, что быть с ним также нереально, как достать звезду с неба.
В её истории впервые происходит серьёзный конфликт между чувствами и разумом: она запрещает себе любить его, пытается вытравить Рочестера из головы, даже рисует портрет прекрасной красавицы из его окружения, которая имеет куда больше шансов быть с ним, чем сама Джейн. И всё это лишь для того, чтобы доказать самой себе, что она — никто более, чем простая гувернантка, не одарённая красивой внешностью и богатствами, а значит для неё счастье с Рочестером закрыто.
Конфликт произошёл на почве страха быть отвергнутой, боязни ощутить боль неразделённой любви и осуждения со стороны общества. Джейн, за счёт своего острого ума, всегда была реалисткой, а потом здраво оценивала свои возможности и последствия совершаемых ею действий.
Ещё одним ярким примером для объяснения возникновения конфликта между чувствами и разумом могут стать Ромео и Джульетта, герои Шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Их кланы, Монтекки и Капулетти — заклятые враги, которые никак бы не желали принять чувства двух молодых возлюбленных. И Ромео и Джульетта прекрасно понимают весь ужас и серьёзность вражды между их кланами, однако ничего не могут поделать. Пускай голос разума и советует не поддаваться внезапно вспыхнувшим чувствам, они не в состоянии их контролировать. Их встречи тайные, рисковые, но каждый раз такие долгожданные и чувственные. Даже в своей смерти молодые любовники не желают расставаться.
Делая выводы, можно ответить на заданный вопрос так: конфликт между чувствами и разумом возникает тогда, когда чувства уже готовы затмить разум, однако рациональность и трезвый взгляд на мир не позволяет им этого сделать. Внешние обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, тоже являются сильным фактором в возникновении данного конфликта. И даже самому опытному и мудрому человеку вряд ли удастся избежать этого противостояния в его душе.
Пример итогового сочинения №5
Человек в своей жизни очень часто сталкивается с выбором. Он принимает решение, вслед за которым идут определенные последствия. И зачастую ему сложно сделать какой-то выбор. Внутри идёт «борьба»: возникает некий конфликт между чувствами и разумом. И возникает этот конфликт именно во время принятия решения.
Ярким примером такого конфликта являются «терзания» Катерины в пьесе «Гроза» А. Н. Островского. Особенно хорошо это видно в действии 2 явлении 10 (монолог Катерины). Она называет себя «сумасшедшая», когда ей приходится делать выбор между чувствами и разумом; а называет она себя так, возможно, потому что она понимает, что в итоге сделает выбор в пользу чувств, но при этом разум так же, как и чувство, не оставляет её в покое. Она понимает, что вслед за принятием чувств последует измена и этот выбор приведёт к неприятностям. Несмотря на любовь к Борису, она не спешит «кидаться» к нему, а рассуждает, будет ли ей это на пользу, приводит доводы «за» и «против» встречи с ним. Катерина приводит разумные доводы. Она понимает, что если она сделает выбор в пользу чувств, то может случиться беда.
Но после размышлений о здравом решении( не открывать калитку и не идти на встречу с Борисом) она тут же думает о своих чувствах: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!…Бросить ключ? Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..». Героиня понимает, что она и так страдает, находясь в неволе и постоянном гнёте своей свекрови. Она знает, что не любит своего мужа и все разумные доводы уже кажутся ей глупостью; Катерина полностью принимает решение в пользу чувств, слепо, думая «Будь что будет…». Также, я хотел бы привести сравнение, что «чувства» — это Борис, новая жизнь, любовь; «разум»- Тихон, её муж, та жизнь, которой она живёт сейчас. Внутри неё идёт конфликт между чувствами и разумом — выбор между Борисом и Тихоном; выбрать свои чувства и быть с любимым человеком, несмотря на то, что это будет измена, и это может навлечь беду…А может это её шанс зажить новой жизнью?.. Или выбрать Тихона и старый строй жизни, традиции; пытаться полюбить нелюбимого человека, пытаться привыкнуть к правилам и строгим устоям семьи Кабановых и продолжать мучиться в неволе, с нелюбимым человеком( да ещё и с свекровью-тираном), но остаться верной и ничем не рисковать?..
Я считаю, что конфликт между чувствами и разумом возникает во время принятия какого-то решения. И чаще всего человек делает выбор, в первую очередь, в пользу своих чувств, хотя эти чувства могут подвести, даже привести к трагедии, что и случилось с Катериной. Чтобы избежать трагедии, хочется сказать «Долой чувства, да здравствует разум!», но и это будет не верно: лучше быть мудрым человеком и принимать решения, считаясь и с чувствами, и с разумом.
Пример итогового сочинения №6
Конфликт рационального и эмоционального начал в человеке был испокон веков. Две крайности как будто перетягивают канат, в центре которого находится личность. Эта борьба продолжается на протяжении всей жизни с переменным успехом. Вероятно, сами обстоятельства создают конфликтную ситуацию, которая в полной мере разворачивается во внутреннем мире человека.
Мне бы хотелось привести пример из романа Тургенева «Отцы и дети». Один из основных героев произведения Николай Петрович Кирсанов заводит себе любовницу «из простых». Дочь покойной экономки Фенечка вскоре забеременела и родила ребенка. Барин всей душой полюбил девушку, но разум не позволяет его чувствам принять законное облачение. Помещик не мог жениться на крестьянке. В финале он все-таки женится на свой возлюбленной, конфликт разрешится в пользу чувства. Но почему же этот конфликт возник? Очевидно, что дворяне были вынуждены лишний раз подумать, стоит ли терять положение в обществе ради любви? То, что они должны выбирать между тем и этим, уже коллизия. Таким образом, если в обществе царит социальное неравенство, то внутреннего конфликта людям не избежать.
Еще один пример можно найти в произведении Солженицына «Матренин двор». Главная героиня любила своего нареченного Фаддея, но тот пропал без вести во время войны. По настоянию его семьи девушка вышла замуж за младшего брата своего жениха Ефима. В ту пору в деревне женщину звали под венец не от большой любви: в первую очередь, нужна была работница. Матрена, конечно, не переставала любить жениха и ждать его, но разум пересилил чувства. Тяжелые годы войны не располагали к сентиментальности. Однако трагедия в том, что Фаддей вернулся и обиделся на брата и бывшую невесту. Матрена тоже пришла в отчаянье, но ничего уже не исправить. Когда же возник конфликт? В ситуации, когда общество решало за человека. Проблема заключается в том, что влияние извне мы часто принимаем за разум, а свой собственный голос за чувство. Поэтому конфликт неизбежен, если окружающие определяют ход наших мыслей, но не могут подчинить чувства.
Конфликт между разумом и чувствами всегда будет, однако его можно решить в свою пользу, если задуматься, что стоит за расплывчатыми формулировками «разум» и «чувство». Может, они и не наши вовсе, а это значит, что конфликт перестает быть внутренним и перерастает в борьбу за самобытность, когда личность отстаивает свои права на свободу мысли и убеждений.
Пример итогового сочинения №7
Размышляя над данным вопросом, стоит подробно разобрать те ситуации, в который может возникать конфликт между чувствами и разумом. Я полагаю, что подобные ситуации могут произойти, когда человек стоит перед сложным выбором, который повлияет на всю его дальнейшую жизнь и судьбу. Мне кажется, что подобного рода конфликты чаще всего могут возникнуть при выборе, который касается любви верности и долгу родине, а также, возможно, при выборе будущей профессии. Общеизвестно, что в таких ситуациях есть только два пути: или встать на сторону чувств, или встать на сторону разума, при этом, неизбежно, пожертвовав одним из этих чувств.
Обратимся к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В данном произведении одной из главных героинь является Татьяна, которая в юности полюбила Онегина, но, к несчастью, не нашла взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и спустя много лет, наконец, Онегин у ее ног, он страстно влюблен, но Татьяна уже замужем. Хоть она как прежде любит Онегина, но она прекрасно осознает свой долг верной супруги, и, полагаясь на разум, считает, что не может запятнать свою честь и честь и достоинство своего мужа. В данном конфликте, возникшем в душе Татьяны, разум берет верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше чувств героиня ставит нравственный долг и супружескую верность.
Также обратимся к произведению Н.В. Гоголя » Тарас Бульба». В нем писатель показывает перед каким выбором оказался один из героев, Андрий, когда он влюбился в прекрасную полячку. С одной стороны им овладевают чувства любви к милой девушке, а с другой стороны он казак, один из тех, кто осадил город, для кого поляки являются врагами. Андрий выбирает любовь к полячке, тем самым выбрав сторону чувств в конфликте между чувствами и разумом. Этот выбор был не из легких, так как он понимал, что предает отца, казаков, родину, но и от полячки, своей настоящей любви, он отказаться был не в силах. В данном произведении Андрий выбирает чувства и погибает от рук своего отца, который, в свою очередь, также стоит перед сложным выбором между чувствами и разумом. В душе Тараса Бульбы также конфликтуют чувства и разум. Он не принимает и не понимает выбор своего сына, Андрия, считая его врагом и предателем. И, несмотря на то, что Андрий его сын, которого он по отцовски любит, все же он принимает решение его убить. Так разум в данной ситуации взял верх над чувствами. Долг и честь оказались для Тараса Бульбы превыше любви к сыну.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что конфликт между чувствами и разумом всегда возникает в сложных ситуациях, в который невозможно предугадать какой выбор окажется верным. Все зависит от самого человека, принимающего решение, от его приоритетов, жизненной позиции, осознании того, что для него главнее и важнее. Одно можно сказать точно, что при таком сложном выборе, в котором затронуты чувства и разум, всегда можно выбрать лишь одно, при этом пожертвовав чем-то ценным. Главное, по моему мнению, сделав выбор, не жалеть о об этом, так как и одно и другое выбрать просто невозможно.
Пример итогового сочинения №8
Внутренний мир человека наполнен такими составляющими как разум и чувство. Это абсолютно противоположные понятия. Разум — это плод многочисленных анализов, оценочной деятельности. Чувство — это эмоциональное отражение действительности, возникающее мгновенно. Всегда ли разум и чувство находятся в гармонии друг с другом? Часто ли человек прислушивается к зову разума, когда его переполняют эмоции? Или же он действует так, как жаждет его сердце? Почему же человек вынужден делать этот сложнейший выбор? Из-за чего вспыхивает эта борьба? К чему же она приведет? Способен ли человек, руководствуясь чем-то одним, достичь неимоверных высот, совершить великое открытие? Или же это приведет к краху человеческой души, разрушению прежнего устоя жизни и всего внутреннего мира человека? Ответы на эти вопросы искали великие умы человечества в течение долгих лет.
Обратимся к произведениям мировой художественной литературы, чтобы понять причины, из-за которых возникает конфликт между разумом и чувством.
В качестве примера я бы хотела привести произведение Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Здесь мы можем наблюдать за внутренней борьбой, которая происходила в душе главного героя – Желткова. Он, человек незнатного происхождения, безумно любит княгиню Шеину. Но она – замужняя женщина. Желтков понимает, что они никогда не смогут быть вместе, однако его чувства имеют над ним настолько значительную власть, что он пишет Шеиной письма о своей любви. Она его отвергает и просит больше не беспокоить её. Желтков осознает, что жизнь без любимой невозможна, она потеряла смысл, поэтому он решается покинуть этот мир.
Вот пример того, как герой, оказавшись в центре противостояния разума и чувств, не в силах сопротивляться этой борьбе, он принимает решение уйти из жизни. Ведь сердце его хотело одно, а разум твердил совершенно другое.
В качестве следующего примера я бы хотела привести трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Главные герои принадлежат к двум враждующим родам – Монтекки и Капулетти. Молодые люди испытывают сильнейшие чувства, они безумно любят друг друга. Однако жизненные обстоятельства не позволяют быть им вместе, всё против чувств влюбленных. Голос рассудка твердит, чтобы они не поддавались вспыхнувшей любви. Но эмоции одерживают верх в борьбе с разумом. К сожалению, судьбы Ромео и Джульетты печальны, они оба умирают. Вот так трагически может завершиться жизнь людей, отдавших предпочтение чувствам.
Конфликты в нашей жизни наступают очень часто. Борьба разума и чувства – серьёзное противостояние. Оно возникает, когда человеку необходимо сделать правильный выбор, решиться на что-то. Человек должен взвесить все «за» и «против», чтобы не ошибиться при выборе. Ведь от него завит вся дальнейшая жизнь.
Пример итогового сочинения №9
Чувства — это важная составляющая часть души человека, его внутреннего мира. Люди очень часто говорят фразу «Я чувствую». Но порой случается так, что руководствуясь только лишь чувствами человек становится несчастным.
У каждого человека есть способность мыслить, осознанно принимать решения, осознавать происходящее в его жизни. Делать что-то, прислушиваясь только к голосу разума нельзя быть счастливым.
Чувства очень важны для человека, но они равнонуждающиеся с разумом и ничтожны друг без друга. Многие поэты размышляли над этой темой.
Так, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» можно найти яркий пример на данную тему. Наташа Ростова молода и именно ее нетерпеливая молодость влияет на то, что она не смогла дождаться Андрея, с которым была помолвлена и решила сбежать с Анатолем. Девушка поддалась своим чувствам и не прислушалась к голосу разума, который говорил о том, что этот поступок неправильный. Перед ней встает нелегкий выбор — уехать с Анатолем или же не поддаться минутному порыву чувств и дождаться своего возлюбленного Андрея. Её мимолетные чувства берут верх над разумом, она так и не смогла погасить вспыхнувшие чувства. Руководствуясь только чувствами она становится несчастной.
Также на данную тему размышляет А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Татьяна мечтательна и серьезна. Познакомившись с Евгением Онегиным, она полюбила его. Однако он не смог разглядеть её богатство внутреннего мира сразу, а потом стало уже поздно. Когда у Онегина появляются чувства к Татьяне, она его отвергает его, поскольку уже вышла замуж. Она ставит свою верность к мужу выше своих чувств: «Я Вас люблю, чего лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна». Она прислушивается не к своим чувствам, а к голосу разума, что однако тоже делает её несчастной.
Так когда же возникает конфликт между чувствами и разумом? Конфликт возникает тогда, когда человек пытается полностью отдаться чувствам, игнорируя разум или же наоборот, прислушиваясь к голосу разума, отводя на задний план свои чувства. Но такой человек не обретёт счастье. Счастлив лишь тот, у кого чувства и разум находятся в гармонии, ведь это равнонуждающиеся составляющие человека.
- Темы итогового сочинения 2022-2023 по всем разделам банка ФИПИ
- Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Конфликт рационального и эмоционального начал в человеке был испокон веков. Две крайности как будто перетягивают канат, в центре которого находится личность. Эта борьба продолжается на протяжении всей жизни с переменным успехом. Вероятно, сами обстоятельства создают конфликтную ситуацию, которая в полной мере разворачивается во внутреннем мире человека.
Мне бы хотелось привести пример из романа Тургенева «Отцы и дети». Один из основных героев произведения Николай Петрович Кирсанов заводит себе любовницу «из простых». Дочь покойной экономки Фенечка вскоре забеременела и родила ребенка. Барин всей душой полюбил девушку, но разум не позволяет его чувствам принять законное облачение. Помещик не мог жениться на крестьянке. В финале он все-таки женится на свой возлюбленной, конфликт разрешится в пользу чувства. Но почему же этот конфликт возник? Очевидно, что дворяне были вынуждены лишний раз подумать, стоит ли терять положение в обществе ради любви? То, что они должны выбирать между тем и этим, уже коллизия. Таким образом, если в обществе царит социальное неравенство, то внутреннего конфликта людям не избежать.
Еще один пример можно найти в произведении Солженицына «Матренин двор». Главная героиня любила своего нареченного Фаддея, но тот пропал без вести во время войны. По настоянию его семьи девушка вышла замуж за младшего брата своего жениха Ефима. В ту пору в деревне женщину звали под венец не от большой любви: в первую очередь, нужна была работница. Матрена, конечно, не переставала любить жениха и ждать его, но разум пересилил чувства. Тяжелые годы войны не располагали к сентиментальности. Однако трагедия в том, что Фаддей вернулся и обиделся на брата и бывшую невесту. Матрена тоже пришла в отчаянье, но ничего уже не исправить. Когда же возник конфликт? В ситуации, когда общество решало за человека. Проблема заключается в том, что влияние извне мы часто принимаем за разум, а свой собственный голос за чувство. Поэтому конфликт неизбежен, если окружающие определяют ход наших мыслей, но не могут подчинить чувства.
Конфликт между разумом и чувствами всегда будет, однако его можно решить в свою пользу, если задуматься, что стоит за расплывчатыми формулировками «разум» и «чувство». Может, они и не наши вовсе, а это значит, что конфликт перестает быть внутренним и перерастает в борьбу за самобытность, когда личность отстаивает свои права на свободу мысли и убеждений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!