Обновлено: 09.01.2023
В представленном отрывке госпожу Простакову наказывают за злонравные поступки.
Во-первых, помещица совершает безнравственные поступки, за которые потом поплатилась. После провалившегося похищения Софьи, Простакова, которую простил Стародум, решает наказать слуг за их оплошность: «Теперь-то допытаюсь, кто из рук её выпустил». Также помещица злоупотребляет властью и считает, что может «поколотить» слугу в любой момент: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?».
Во-вторых, Правдин наказывает госпожу Простакову за «злонравие», забрав под опеку государства ее дом и деревни: «. повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.» Оставшись без жилья, помещица остается без поддержки, ведь даже ее брат решил «убраться подобру-поздорову», тем самым заботясь о своем благе: «Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку…».
Таким образом, Простакова была наказана за жестокость к слугам, оставшись без дома, деревень и поддержки со стороны близких.
Во многих произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении воззрений персонажей.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» звучит представленная тема. Образ Чацкого противопоставляется Фамусовскому обществу. Так, их взгляды на службу различны: для Павла Афанасьевича главное продвижение по чинам любым способом, в отличии от Александра Андреевича, который «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Как и Простакова, Фамусов является необразованным дворянином, отрицающим книги и учение. Однако в «Горе от ума» Павел Афанасьевич не был жесток со слугами, в отличие от тиранствовавшей помещицы.
Также в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» противопоставляются взгляды Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Придерживаясь нигилистических взглядов, главный герой отрицает Бога и верит лишь в свои способности: «. Русский мужик бога слопает. «. Павел, напротив, считает веру одним из главных элементов жизни: «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры». Как и Простакова, до конца не отказывается от своих взглядов, так и Базаров продолжает отрицать искусство, любовь и веру. Однако мировоззрение Евгения не причинило никому вреда, в отличие от помещицы, считавшей избиение слуг нормой.
Таким образом, все три произведения связаны одной темой, но каждый автор раскрывает её по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В сцене похищения Софьи все ведут себя по-разному. Простакова очень требовательна, остальные ей подчиняются. Софью пытаются насильно вести в карету, но Милон вовремя успевает остановить это безобразие. У Милона в руках обнаженная сабля, он всем грозит. Правдин и Стародум поспевают на шум и крик. Софья в руках Еремеевны, служанки: она боится за нее и не хочет ее отпускать. Стародум и Правдин пытаются узнать, в чем дело, Еремеевна им рассказывает. Простакова молит о пощаде.
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Место и время действия
Действие пьесы происходит на протяжении суток в начале 1780-х годов в России, в деревне Простаковых.
Главные герои
Другие персонажи
- Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.
- Еремеевна — няня Митрофана.
- Кутейкин – семинарист, который сам бросил учиться, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики. Учитель Митрофана.
- Вральман – бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни. Учитель Митрофана.
- Цыфиркин – отставной сержант, честный человек, учитель арифметики. Учитель Митрофана.
- Тришка — портной, слуга Простакова.
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
для самых занятых —
для самых любопытных —
для самых крутых —
Краткое содержание
Действие 1
Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, Тришка оправдывается тем, что он не портной. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо, и Тришку прогоняют вон из комнаты.
Заходит разговор о Митрофане: наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал, всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца, а Митрофану так жалко её было: устала ведь. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение, и Митрофан убегает на голубятню.
Скотинин, Простакова и Простаков говорят, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный близкий родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.
Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.
Действие 2
По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она прочит Софью за Митрофана. Скотинин выходит из себя.
Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин с Митрофаном ссорятся по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.
Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Простаковак отправляет сначала Софью, а вслед за ней и Митрофана посмотреть приготовленную для Стародума комнату. Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.
Действие 3
Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Софье. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показывает ему, что горячность не всегда хороша, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.
Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Простакова рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает сестру, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.
Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.
Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.
Действие 4
Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том, как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга, но любовь эта должна быть дружеской.
Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью, – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и Милона.
Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Простакова снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.
Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума: кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.
Действие 5
Правдин и Стародум обсуждают, что скоро все узнают: без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные, образованные, воспитанные люди.
Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает: зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям, и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.
Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана: он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.
Заключение
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля «Недоросль» (1987, режиссеры — В. Иванов, В. Семаков, композитор — Е. Крылатов, в ролях — Э. Далматова, И. Лях, А. Кочетков и др.). Митрофан: «Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо. «
В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля «Недоросль» (1987, режиссеры — В. Иванов, В. Семаков, композитор — Е. Крылатов, в ролях — Э. Далматова, И. Лях, А. Кочетков и др.). Митрофан: «Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо. «
Действие первое
Крепостная кормилица и няня Митрофана Еремеевна докладывает госпоже Простаковой о здоровье недоросля. Ночью Митрофан неважно себя чувствовал, так как слишком много съел за ужином. Сам же герой считает, что не ужинал вовсе (съел только ломтика три солонины — соленого мяса — да пять — шесть подовых — пирогов). Простакова и Еремеевна излишне опекают великовозрастного Митрофана, относясь к нему как к маленькому ребенку. Не имея почти никаких обязанностей, юноша спешит на голубятню.
Молодая родственница Простаковых Софья не знает о том, что ее хотят выдать замуж, это тоже свидетельство произвола госпожи Простаковой и Скотинина. После того как полгода назад умерла мать Софьи, девушка осталась сиротой. Простакова поселила молодую героиню в своей деревне и взяла под надзор ее имение. Помещица была бы рада завладеть деревнями Софьи, но по закону это невозможно. Мы понимаем, что, прикрываясь заботой о бедной сироте, Простакова обирает девушку.
У Софьи есть еще один родственник – дядя Стародум. Однако он уехал в Сибирь, и вот уже несколько лет о нем ничего не слышно. Простаковым удобнее считать Стародума умершим.
О скудном внутреннем мире помещиков свидетельствует признание Скотинина, что он хочет жениться на Софье из-за свиней, которых много в ее деревнях. Пристрастие к свиньям с детства питает и Митрофан.
Неожиданно Софья получает письмо от дяди Стародума, который пишет, что приехал в Москву. Простакова не верит девушке, но не может прочесть письмо, так как неграмотна. Не умеют читать и Простаков со Скотининым. В деревне Простаковой гостит чиновник Правдин. С позволения Софьи он зачитывает письмо, в котором Стародум сообщает, что, прожив несколько лет в Сибири, заработал большое состояние – десять тысяч рублей – и намерен сделать девушку своей наследницей.
В деревне Простаковой останавливаются солдаты под командованием офицера. Правдин пытается успокоить испугавшихся за свое добро помещиков, предлагая поговорить с военным.
Действие второе
Неожиданно Милон встречает Софью, которая и оказывается его возлюбленной. Софья сообщает, что Простакова намерена выдать ее замуж за своего сына-недоросля.
Герои встречают Скотинина. Тот решил противостоять сестре, чтобы жениться на Софье, утверждает, что будет заботиться о жене так же хорошо, как о своих свиньях. Милон возмущен дерзостью Скотинина, Правдин шутит с помещиком, зная, что произвол Простаковой и Скотинина долго не продлится.
Действие третье
Стародум вспоминает о том, как когда-то под влиянием минутных настроений оставил службу отечеству, о чем сожалеет.
Корыстолюбивые Простаков, Митрофан и Скотинин с показным радушием спешат представиться Стародуму. Стародум сообщает, что завтра же уезжает с Софьей в Москву. Простакова заискивает перед Стародумом и Софьей, не желая отпускать богатую невесту. Стародум говорит, что в Москве для Софьи уже найден жених – молодой человек больших достоинств, хотя право окончательного выбора он оставляет за племянницей, доверяя ее сердечной склонности. Госпожа Простакова предлагает Стародуму выдать Софью за Митрофана, Скотинин мнит женихом себя.
Читайте также:
- Сравните новые орудия труда и корабли с применявшимися прежде какие выводы вы можете сделать кратко
- В чем причина возникновения области субтропического климата на территории россии кратко
- Социально значимая деятельность в школе отчет
- Школа 528 педагогический состав
- В чем сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов кратко
Ответ:
Русский писатель и драматург Д.И. Фонвизин жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных крестьян приняла такую форму и дошла до такого предела, что крестьяне оказались на грани бунта. Екатерина II боялась народной вспышки и поэтому старалась успокоить народ, издавая всевозможные указы, которые способствовали бы уменьшению суровости помещиков. Она хотела приостановить рост народного гнева. Но испытывшие страх дворяне и помещики, наоборот, требовали от нее ужесточения крепостничества.
Сам Фонвизин также опасался полной свободы крестьян, но, как и все просветители того времени, был обеспокоен их невыносимым положением. И в комедии «Недоросль» на первое место была вынесена тема произвола помещиков. Все действия происходят в имении помещиков Простаковых.
Полновластной и неограниченной хозяйкой в этом доме является сама госпожа Простакова. Следует заметить, что она единственная в пьесе, которой присвоено звание «госпожа». Все остальные герои имеют лишь имена или фамилии. Свое звание госпожа Простакова подтверждает тем, что господствует она нагло, деспотично и с полной уверенностью в своей безнаказанности.
Пользуясь сиротством Софии, она завладевает ее имением и, не спросив согласия девушки, принимает решение выдать ее замуж.
Отношение к крепостным крестьянам показывает весь характер Простаковой, жестокий нрав. Она твердо убеждена, что имеет право
оскорблять и наказывать крестьян: они для нее существа низшей породы. При этом она еще их и обдирает. Все ее благосостояние держится на ограблении крепостных. Скотинину она жалуется на то, что, отобрав у крестьян все, что было у них, большего она не может содрать. И слово подобрала такое страшное, как она сама.
С самого утра порядок в имении наводится только бранью, побоями: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Унижение своих домочадцев, прислуги и крестьян доставляет ей удовольствие. На вопрос Еремеевны, сколько полагается жалованья, Простакова отвечает с издевкой, но со слезами: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».
Но как только Простакова чувствует силу другого человека, она тут же становится трусливой и подобострастной. Она очень груба с Софьей, но с возвращением Стародума Простакова моментально меняет и тон, и поведение. Она валяется в ногах у Правдина, который решает отдать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам. А когда вымаливает прощение, то тут же решает отыграться на своих слугах, которые упустили Софью: «Простил! Ах, батюшка! ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».
Дата :
ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП
Х О Д У Р О К А
1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?
2 Беседа с учащимися по теме урока.
Вспомогательная таблица для учащихся.
П р о б л е м а |
Отношение к ней автора |
П р и м е р ы |
Проблема влияния крепостного права на людей ( Как крепостное право влияет на людей?) |
Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться. |
1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5) 2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым? 3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи? |
Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? ) |
Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный… |
1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум? 2 Примеры необразованных людей ( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана? |
Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? ) |
Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей. |
1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться? 2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя? 3 Как Простакова относится к людям? ( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? ) 4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )? |
3 Беседа о правилах написания сочинения.
-
Составление плана сочинения.
1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?
2 Как автор относится к данной проблеме?
3 Какие доказательства этого можно привести из текста?
-
Речевые клише :
1 пункт : Автор поднимает проблему…
Одной из проблем, поднятых автором, является…
Автор задается вопросом….
Автор заставляет нас задуматься о том…
2 пункт : Автор считает…
Автор полагает…
Автор хочет донести до читателя мысль…
3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.
Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий
эпизод ( сцена )…
Эту мысль можно доказать на примере…
4 Подведение итогов урока.
5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)
В комедии “Недоросль” Фонвизин поднимает злободневные проблемы современной ему действительности, а также размышляет о решении вечных вопросов. Автор осуждает злоупотребление властью, крепостное право, смеется над непросвещенностью, глупостью помещиков. Эта комедия рисует быт и нравы русского помещичьего дома, дает нам портреты уездных невежественных дворян.
В центре внимания – семейные отношения Простаковых. Уже из первых явлений становится ясным, что центральное лицо в доме – г-жа Простакова, гроза и владычица крепостных слуг и собственных родичей. Суть отношений между мужем и женой выразительно передает фраза г-на Простакова: “При твоих глазах мои ничего не видят”.
Грубо помыкая покорным супругом, г-жа Простакова превратила его в безвольную тряпку, в свое послушное орудие. Именно эту роль отводит ему она, приказывая расправиться с Тришкой: “Поди, сударь, и теперь же накажи…”. Но Простакова проявляет себя не только как деспот, но и как безрассудная мать, любящая своего Митрофанушку слепой и животной любовью. Она готова потакать ему во всем.
Даже непомерная прожорливость сына вызывает у нее, прежде всего, умиление и лишь потом беспокойство о его здоровье.
Показана и жадность Простаковой, жажда наживы. Настоящее смятение вызывает у нее и Скотинина, брата Простаковой, известие о том, что Стародум нажил десять тысяч рублей и делает Софью наследницей своего состояния. Это заставляет оборотистую г-жу Простакову на ходу перестроить свои планы: на такой выгодной невесте следует женить уже не брата, а сына.
Откуда же такие дикие нравы и повадки? Из реплики Простаковой мы узнаем о раннем детстве ее и Скотинина. Они росли среди темноты и невежества.
В этих условиях погибли их маленькие братья и сестры, и моральное убожество перераспределилось на оставшихся в живых двух представителей скотининского рода. Детей в семье ничему не учили. В этой среде и началось формирование характера Простаковой и Скотинина. А, став полновластной хозяйкой в доме мужа, Простакова получила еще большие возможности для развития всех отрицательных черт своего характера.
Даже высокое чувство материнской любви приняло у Простаковой уродливые формы.
Неграмотная и невежественная Простакова все же понимала, что существуют “указы”, которые позволяют ей так жестоко относиться к крепостным. Простаковы опирались на существующие законы, которые разрешали им безнаказанно угнетать крестьян. Правдин бросил реплику в сторону героини: “Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен”, и получил ответ: “Не волен!
Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен. Да на что же дан нам указ о вольности дворянства?”
Большая заслуга Фонвизина в том, что ему удалось показать помещичий произвол над крепостными как следствие правительственной политики Екатерины Великой.
За свою деспотичность, жестокость, своенравие, слепое обожание сына, за жадность и безнравственность Простакова жестоко наказана. Она не только лишается бесконтрольной помещичьей власти, но и сына: “Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!” Но слышит грубый ответ своего идола: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”. В этот трагичный момент в озверелой тиранке, вырастившей бездушного негодяя, проглядывают истинно человеческие черты несчастной матери.
В изображении г-жи Простаковой Фонвизин проявил себя как реалист. Он показал на сцене живую личность, чьи поступки и темные страсти отражают, как в зеркале, жестокие и античеловеческие условия породившей и искалечившей ее среды.
Одной из важных проблем комедии Фонвизина “Недоросль” является проблема воспитания. Эта всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.
О воспитании в пьесе говорят все – начиная госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).
Простакова и Скотинин стоят на консервативный позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что “девушки грамоте умеют!” Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже “от роду ничего ни читывал”.
Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только, имея хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают ему учителей.
Но и здесь они стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения.
В результате Митрофан вырастает не просто невеждой, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться. Это еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Он вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим даже свою мать.
Абсолютно прав Стародум, говоря, что это и есть злонравия достойные плоды”.
В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему служить своей родине.
В уста героя Стародума Фонвизин вложил свои идеи относительно воспитания молодого поколения Знаменательно явление 2 четвертого действия пьесы, где Стародум воспитывает Софью, высказывая ей свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум наставляет девушку на “путь истинный”, и она вбирает в себя все жизненные истины своего дяди.
Можно сказать, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут свои положительные плоды.
Проблема воспитания проявляется также и в образах учителей Митрофана. Создавая их, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью.
Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Художественное своеобразие “Недоросля” определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: соблюдение единства места, времени и действия, условное деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных, “говорящие фамилии”, черты резонерства в образе Стародума и так далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов.
Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.
Таким образом, комедия Фонвизина – явление новое, потому что она написано на материале русской действительности. В ней сочетаются черты реализма и классицизма. Более того, автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей. В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема.
Все это позволяет сделать вывод, что “Недоросль” – произведение просветительского реализма.
Loading…