Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 332-333
А. Чехов «Хамелеон»
Фонохрестоматия
1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
Актёр передаёт отношение автора с помощью интонации и тембра голоса.
2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
То в жар, то в холод Очумелова бросает от страха, когда он думает, что собака может принадлежать генералу.
Актёр пытается показать, как Очумелов ищёт выход из ситуации, чтобы не попасть под генеральский гнев.
3. Обратите внимание на то, как резкий, категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая…» сменяется на умильно-сладостное «Так это ихняя собачка?» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т.д)?
Этот приём называется антитеза.
Актёр использует все перечисленные средства художественного чтения. Его голос становится то громким, гневным, то тихим, медленным, боязливым.
Размышляем о прочитанном
1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?
Разговор Очумелова с толпой и Хрюкиным показался мне очень смешным. Особенно то, как часто менял своё мнение Очумелов. Но при этом мне было горько и грустно от того, что решение вопроса о собаке зависило от того, кому она принадлежала.
Главные герои этого рассказа — Очумелов и Хрюкин.
Фамилия Очумелов происходит от слова Очуметь, то есть одуреть, сделаться глупым. Глуп и герой, носящий эту фамилию. Он буквально дуреет от попыток понять, как поступить с собакой и одновременно угодить начальству.
Фамилия Хрюкин напоминают звуки, которые издаёт свинья. И сам герой — пьяница, а пьяница всегда ведёт себя как свинья.
2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
Очумелов движется через базарную площадь важно, в сопровождении городового, в полной тишине и безлюдии. Он мнит себя большим начальством. У городового в решете конфискованный крыжовник. Здесь видна ирония автора над героем — подумаешь, шишка на ровном месте!
Услышав крики, Очумелов делает полуоборот. Он не поварчивается, как это сделал бы нормальный человек, а полуоборачивается, как робот, машина. Здесь видно презрение автора к этому получеловеку-полумашине.
В толпу Очумелов врезается, люди для него ничего не значат. Это опять говорит о презрительном отношении автора к этому самовлюблённому идиоту.
Речь Очумелова безграмотная, смешная. Людей он называет «чертями», «болванами», грозит всем показать «Кузькину мать», использует просторечные слова: «ежели», «пущай», «этакую».
3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как это выражается в словах, интонации, жестах?
Когда Очумелов считает собаку бездомной, он хорошо относится к Хрюкину. Когда узнаёт, что собака генеральская — ругает Хрюкина.
В первом случае он желает наказать собаку: «Ты, Хрюкин, пострадал… Нужно проучить».
Во втором перекладывает вину на Хрюкина и обвиняет его во лжи: «А ты, болван, опусти руку! Сам виноват!»
Говоря про генерала и его брата Очумелов «заливается улыбкой умиления».
4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Герой рассказа надзиратель Очумелов всё время меняет своё мнение. Он приспосабливается к изменению обстановки, так же, как хамелеон меняет цвет кожи. Чехов сравнивает поведение своего героя с поведением хамелеона и поэтому даёт рассказу это название.
Очумелов — хамелеон. Он меняет мнение, чтобы угодить начальству. Он презирает толпу, простых людей и умиляется при слове «генерал».
Хрюкин — пьяница, золотых дел мастер. Человек глупый, недалёкий. Он не хамелеон. Он обвиняет собаку, но его слово не имеет решающего значения.
Толпа безликая, шумная, она любит зрелища. Ей всё равно, какое решение примет Очумелов, главное — повеселиться. Она смеётся над Очумеловым, потом над Хрюкиным.
5. Как с помощью речи героев определяется их характер?
Манера строить фразы, лексика героев прямо указывают на их характер. Очумелов любит грозить, ругаться. Он человек несдержанный, считающий себя очень важным и умным. Но при этом малограмотный и недалёкий. Это видно по просторечным словам, которые он употребляет. Он приспособленец и легко меняет тембр речи, интонацию.
Хрюкин же простой пьяница и скандалист. Он может раздуть скандал из ничего. Это вздорный, опять же малограмотный человек.
«Хамелеон» главные герои
Рассказ Чехова — своеобразный анекдот в художественной обработке. Насыщенное иронией, гротеском, символическими деталями и яркими образами, произведение стало визитной карточкой писателя. Описание “расследования” полицейского Очумелова показывает перепады настроения представителя власти и резкую смену взглядов правосудия на ситуацию. Приспособленчество, угодничество, отсутствие принципов, привычка прогибаться и угождать высшим чинам — это характеристика тех, кто следит за правопорядком в городе. Именно таким мы видим в “Хамелеоне” главного героя полицейского надзирателя по фамилии Очумелов.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Хамелеон”
Главные герои
Хрюкин
Ювелир, которого укусила собака.
Любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.
Очумелов
Полицейский надзиратель, лицемерный человек.
Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.
Безликий и глупый человек. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекает городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о «тяжёлой» работе обоих представителей власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.
Второстепенные персонажи
Владимир Иваныч
Владелец собаки.
Брат генерала, уважаемый человек в городе.
Прохор
Повар, работающий у генерала.
Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.
Генерал Жигалов
Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.
В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, описаний внешности практически нет. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”. Её несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге — полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком. Юмористический подтекст, динамичность ситуации, колоритная речь персонажей — всё это делает произведение интересным и оригинальным. Характеристика героев рассказа будет полезна для читательского дневника, написания тестов или творческих работ по произведению.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Багдат Мырзахметова
9/10
-
Слайм Анютка
9/10
-
Ирада Беева
10/10
-
Степан Степанов
9/10
-
Vadim Maskaev
10/10
-
Настя Север
8/10
-
Said Lore
10/10
-
Ваня Комаров
10/10
-
Юрий Грехов
7/10
-
اقتلني أرجوك
10/10
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
roderickriley617
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Информатика2 минуты назад
Информатика паскаль помогите пж
-
Информатика3 минуты назад
ПОМОГИТЕ С ИНФОРМАТИКОЙ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО
-
Математика3 минуты назад
Вышел дымить на свежем воздухе и заодно придумал для вас уравнение
-
Русский язык3 минуты назад
Почему ставим тире в предложении после «как правило»?
-
Русский язык7 минут назад
А.C Пушкин Онегин
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Русский язык1 час назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20519
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Главные герои рассказа Хамелеон
Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей
Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру, поэтому и главных героев немного.
Главные герои
Очумелов
Главный герой повествования полицейский по фамилии Очумелов. Его фамилия предопределяет его характер. В обязанности надзирателя входит поддержание общественного порядка в маленьком городке. Символом власти для него является шинель, узелок в руке дает понять читателю, что Очумелов любит получать благодарность. Человек он по натуре беспринципный. Статус виновности для него определяется социальным происхождением провинившегося.
Сюжетная линия рассказа строится на размышлении полицейского о виновности собаки, покусавшей ювелирного мастера. Очумелов умело строит диалог как в пользу потерпевшего, так и в пользу хозяина собаки. Главное для надзирателя узнать статус хозяина в светском обществе. Полицейский ищет только выгоду для себя,а на общество ему глубоко наплевать. Он словно хамелеон меняется в зависимости от обстоятельств. Не случайно рассказ и получил свою название.
Хрюкин
Потерпевшим в рассказе выступает обычный мастер золотых дел Хрюкин. Из диалога между Очумеловым и ювелиром можно сделать вывод, что золотых дел мастер довольно крупный мужчина. Накрахмаленная рубаха, расстегнутый жилет , полупьяный –таким описывает автор героя. Он то гоняется за собакой, то поднимает вверх укушенный палец, демонстрируя перед толпой, что он потерпевший. Из разговоров в толпе выясняется, что Хрюкин –человек противный, жители города его не любят. Укус собаки для него повод обогатиться. Как и Очумелов, ювелир постоянно меняет тактику поведения. Он то шумит, то лебезит перед представителем закона. У толпы он вызывает смех. Несмотря на свое положение герой «жалкое существо».
Собака
В рассказе не только люди, но и животные играют главную роль. Щенок, укусивший Хрюкина, выглядит в глазах героя первоначально как безродное существо. Ей выносят смертный приговор, но в развитие сюжета она превращается в прекрасное , беззащитное существо, имеющее высокий социальный статус в обществе, поскольку принадлежит генеральскому брату. Собака остается не виноватой.
Второстепенные персонажи
Очумелов ходил по улицам со своим сослужившим Елдыриным. Скупой на описание своих героев Чехов сделал его безликим. Известно, что он просто прислужник полицейскому, таскавший за него вещи, подавая ему пальто. Самостоятельно он не умел думать, решения принять не может. Герой этот необходим, что бы более ярко представить глупость и неисполнительность служителей закона.
Генерала Жиглова читатель может представить лишь по разговорам. Человек в провинциальном городе влиятельный. Его побаиваются не только обычные люди, но и представители власти. Благодаря его имени собачонка приобретает статус и свободу.
Прохор — обычный человек, случайно попавший в центр внимание. Он работает на генерала и его показания стали решающими для Очумелова при вынесении приговора для щенка.
Галерея образов, представленных в рассказе заставляет читателя не только посмеяться на сюжетом, но и призадуматься. Глупость, подхалимство, не справедливость, высмеянная Чеховым в произведении имеет место к существованию в настоящее время.
2 вариант
В данном великолепном рассказе, который является комедийной историей, показываются очень интересные образы персонажей. Он наполнен такими приемами, как ирония, гротеск, а также в нем присутствуют детализированные и яркие образы, которые помогли сделать данное произведение одним из лучших среди работ автора. Расследование, которое ведется Очумеловым, в связи с тем, что находятся различные дополнительные обстоятельства, принимает различные обороты, и в зависимости от того, насколько сильно полицейский боится принять решение относительно разных персонажей, дело принимает соответствующий вид. Люди, которые занимаются правосудием и правопорядком в данной местности, привыкли к тому, чтобы заниматься в первую очередь делами богатых и знатных людей, а также они прогибаются под них, и льстят данным личностям.
Образ Хрюкина
Хрюкин показан ювелиром, который любит выпить, а также характеризуется как человек, привыкший к склокам и скандалам. Он очень плохо обращается с животными, и не отличается трудолюбием или талантами делать что-либо. Он постоянно лжет окружающим людям, а также лицемерит. Зная то, что он может получить деньги за то, что он был укушен собакой, герой пользуется этим. Автор показывает и отношение окружающих людей к нему, которые смеются и издеваются над ним. Это говорит о том, что они его не уважают, и считают «низким» человеком. Также, Чехов наделяет героя соответствующей фамилией, что говорит о том, что живет он приземленно, низменно, и привык жить без каких-либо моральных принципов.
Очумелов
Здесь также присутствует прием «говорящей фамилии», из которого читатель может понять то, что герой является ограниченным и беспринципным человеком, который привык поступать несправедливо и подло. Он труслив, использует власть лишь для достижения собственных целей, а также смотрит лишь на то, какую должность и место в обществе занимает тот или иной человек. По ходу своего расследования, он не раз меняет свое решение относительно дела, так как, расследуя то, кому принадлежит собака, он и исходит в данном вопросе. Рассуждает персонаж очень просто, невыразительно и зачастую глупо, что говорит о том, что у него нету образования и начитанности.
Образ Елдырина
Данный персонаж является городовым, он, с точки зрения автора, является глупым и безликим человеком. Работая на службе у полицейского, он постоянно старается носить его вещи, и бессловесно выполнять все приказанные поручения. Также, стоит сказать, что в одном из моментов, он вместе со своим начальником, шли по площади, неся с собой кусты крыжовника, который они конфисковали. Данную ситуацию автор представляет как комичную, и хочет подчеркнуть, бесполезность их дел.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои рассказа Хамелеон
Популярные сегодня темы
- Сочинение Образ Рагина в повести Палата номер 6 Чехова
Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова «Палата №6». Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии
- Женские образы в творчестве Тургенева и Бунина
В русской литературной классике женские образы неоднократно становились олицетворением разнообразных черт национального характера.
- План рассказа Будем знакомы Остера 2 класс
С первых строк автор проявляет истинное почтение к своему читателю, искренне используя обращение «уважаемый Ребёнок!». Он показывает такую важную черту человеческого характера, как терпимость
- Сочинение на тему Любовь к семье
Говорят, что любовь является естественным чувством, но, по моему мнению, оно доступно далеко не всем, а если и доступно, то может быть разная степень любви. Конечно, в идеале любовь действительно присуща человеку
- План рассказа Маттео Фальконе Мериме 6 класс
В начале автор рассказывает нам о Корсике, в которой есть такая местность, как маки. Там находятся побеги деревьев, которые появляются после горения леса. Обычно в этом месте прячутся от правосудия.
Автор: Холстинина Ольга Юрьевна
Организация: Дубровская СОШ
Населенный пункт: п. Дубровка, Белохолуницкий район, Кировская область
Цели урока :
— создать условия для понимания авторского замысла через анализ художественного текста;
-способствовать формированию коммуникативной компетенции : умений формулировать вопрос и давать аргументированный ответ, отбирать фактический материал и кодировать информацию, работать в режиме диалога;
— способствовать формированию жизненной позиции, умения делать выбор, приобретать личный духовный опыт
ФГОС (см. в программу 7 кл)
Оборудование: презентация, схемы-опоры для учащихся, портрет А.П.Чехова
Ход урока.
1.Доброе утро! Прежде чем приступить к чтению и анализу произведения мы как обычно с вами задаем вопросы к теме.
Смотрим на тему урока: ХАМЕЛЕОНЫ И ХАМЕЛЕОНСТВО (По рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»,1884 г.) Какие вопросы можно сформулировать?
Кто такие хамелеоны и что такое хамелеонство?
Ответив на эти вопросы, мы поймем, о чем произведение (тему), раскроем авторский замысел (идею ,основную мысль) ,
3) Какие вопросы можно сформулировать, к словам А.П. Чехов, рассказ, название, год издания?
—А.П.Чехов: вспомнить что мы говорили о Чехове, как личности и каковы особенности его творчества.
—Рассказ: вспомнить, что за жанр, его композицию.
-Название (почему так называется)
— Год издания важен (указывает на время, изображенное в рассказе)
Учитель : Это ваши задачи на урок!
1.А.П.Чехов. Д.З.прочитать статью о биографии ,высказывания о нем писателей и выбрать информацию по теме : Личность писателя и особенности творчества.
На доске:
Личность (какой) |
особенности |
-Искренность(правда), -юмор, |
— Юмор: большинство р-зов раннего Чехова юмористические, в том числе и»Хамелеон» -Краткость: Чехов:»В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать» -Открытый финал. |
2.Рассказ — эпическое произведение , в котором повествуется об одном или нескольких событий в жизни человека. Имеет свою композицию. Что такое композиция? Построение. Называем элементы композиции .Вспомним событийный ряд и назовем элементы композиции:
1)экс-я:знакомство с Очумеловым и городовым,
2)завязка: Хрюкин показывает всем свой укушенный палец,
3)развитие :рассуждение о собаке, генеральская она или не генеральская,
4)кульминация: конфликт разрешился в пользу собаки,
5)развязка: Очумелов грозит Хрюкину и идет дальше,
6)финал:не ставит точку(вот так закончилась история с собакой…живет она сейчас припеваючи, А Хрюкин обходит стороной всех собак…). Во многих рассказах Чехов оставляет финал открытым: не навязывает читателю свое мнение, а просит подумать, приглашает читателя стать соавтором.
НА ДОСКЕ запись : открытый финал )
3.Год издания 1884. Почему издает этот рассказ именно в это время? Историческая справка: 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра II. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Вступает на престол АлександрIII. Для своей безопасности он усиливает охрану. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! Помните в рассказе: «Нынче не велено кусаться», «Не рассуждать!) (Очумеловское) говорит об отстутствии свободы, уважения к человеческому достоинству. Чехов чувствовал это особенно остро и болезненно.
Учитель :Задали себе вопросы на урок? Идем дальше: анализ текста
Слайд 2. Вызов : ИКТ-картинка с изображением хамелеона.
-Что это за животное? Что характерно для этого животного? (Пресмыкающееся, которое имеет свойство менять окраску в зависимости от ситуации);
— Обратите внимание на название рассказа А.П.Чехова. В тексте автор ни разу не употребляет слово «хамелеон» и не упоминает это животное.
Какие вопросы возникают при прочтении заголовка произведения? ( Почему так назван рассказ, если рассказ о людях, кого из героев мы можем назвать хамелеоном? (Очумелова). Почему? Понаблюдаем за поведением Очумелова в разных ситуациях, но не только! Заметили, что почти весь рассказ состоит из диалогов? Что поможет нам охарактеризовать героя: РЕЧЬ! (что характерно для драматического жанра, а Чехов-великий драматург, встретимся с ним в более старших классах) Ну и ,конечно, ДЕТАЛЬ!(как особенность чеховского творчества)
2. Осмысление: работа с текстом
Слайд 3. Картинка идет Очумелов с городовым
1.Кто такой Очумелов?
Очумелов- полицейский надзиратель, представитель власти . Власть-это закон. Значит- хранитель (страж)закона. В первую очередь , что должен делать представитель закона: наказывать или защищать. Во вступлении какую функцию как представитель власти сразу же выполняет: конфискует крыжовник. Значение слова конфисковать (отобрать . отнять) (чем власть занимается? Наказывает за крыжовник. Во время Александра 3наказывали даже за мелочь. Это была такая власть!
Мы назвали его человеком-хамелеоном, значит он в зависимости от ситуации меняет свое мнение. -А какие ситуации были для смены мнения(называют)Собака укусила…
Слайд 4: Ситуации (проверка) Учащиеся получают рабочие листы с заданием : найти в тексте ключевые слова и заполнить таблицу в схеме – опоре:
Задание 1 : 1)Ситуации в таблице прописаны учителем, учащиеся в парах заполняют таблицу, находя ключевые слова,
1)Каковы решения в зависимости от ситуации? (найдите ключевые слова) Проверка.( слайд 4)
2)Как меняется состояние в зависимости от ситуации? Проверка.( слайд 4)
Каковы решения в зависимости от ситуации |
Ситуации |
Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации |
Каково отношение к людям в зависимости от ситуации |
«истребить!» |
Собака укусила Хрюкина |
Говорит строго |
«оштрафовать мерзавца!» |
«она маленькая!» |
Собака генерала Жигалова |
«ужас, как жарко!» |
«не рассуждать!» |
«проучить!» |
«Собака не генеральская» |
Эмоции (возмущение) |
«не дыши!» |
«Дорогая, …нежная тварь…» |
«Вестимо, генеральская» |
Знобит |
«свинья, болван!» |
«истребить!» |
«Собака бродячая» |
Эмоции (уверенность в решении) |
«нечего долго разговаривать!» |
«шельма,…цуцык этакий…» |
«Собака генералова брата» |
Улыбается с умилением |
«доберусь до тебя!» |
Вывод:1)какие слова Очумелова говорят о том, что он хамелеон(меняет свое отношение): его решения, состояние.
Учитель: есть еще одна графа в таблице: отношение к людям в зависимости от ситуации , графа она самая важная — идея произведения)
Учащиеся заполняют 4 столбик. Проверка.
Вывод: он , как власть, человека унижает словами, для него человек-это –ничто! Он пользуется властью.
Учитель: Но почему он меняет мнение? состояние?
Сам Очумелов тоже представитель власти. Кого ему боятся?
Генерала , как действующего персонажа , нет . (перед должностью генерала, пере двластью)). (пресмыкание перед вышестоящими)
Почему люди так ведут себя? (потому что ими тоже движет страх) Не дай бог снимут с должности.
Слайд 5: Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:…лицемерие, пресмыкание (хамелеон-пресмыкающееся животное) перед вышестоящими, , трусость, заискивание, лесть…) 1 мин. Ответы по цепочке.
Задание 2 : Кого еще из рассказа Чехова можно назвать хамелеоном?
Кого из героев рассказа еще можно назвать хамелеоном? (Толпу)
Задание : найдите ключевые слова, аргументирующие ответ, сделайте вывод.
Примеры из текста:1) сначала равнодушие (высовываются сонные физиономии (не личности),разные мнения (сомнения:это уже ложь , а не искренность –по Чехову):кажись, кто-то из толпы: высказывание непонятно от кого-сплетня), отзыв толпы о Хрюкине:Он ей цигаркой в харю:они видели?(сонные вылезли),вестимо, генеральская: утверждают себя , льстя пред властью..
А толпа-это общество, которое нас окружает . И Чехов называет это явление Автор показывает страшное общественное явление — «хамелеонство».
Схема – опора (2). Вывод : все участники сцены на базарной площади оказываются похожими на Очумелова.
ХАМЕЛЕОН-СТВ-О
Задание2 :Хамелеонство — общественное явление, которому присущи черты…(те же , что и человеку-хамелеону)
Задание 3: еще есть один герой, по причине которого и разыгралась эта сценка. Кто? Собака( у нее нет клички: как ее называют :шельма,…-это отношение не к собаке, а к человеку :нет имени-значит , это никто, можно относится как к вещи, как угодно власти:унижать, распоряжаться судьбой: генералова –не генералова.
Работа с таблицей 4 (3 мин.)
—Задание : сопоставьте состояние собаки и Очумелова, запишите в схему-опору ключевые слова (3). Сделайте вывод, какое чувство (собаки-вещи) и Очумелова (человека!) вызывают оба героя?
вопросы |
собака |
Очумелов |
Какие слова определяют состояние героев |
«дрожа всем телом», «в слезящихся глазах выражение тоски и ужаса» |
Жарко, знобит |
Причина такого состояния |
Страх |
Страх |
Какое чувство вызывает герой |
жалость |
Презрение,смех |
Вывод : герои вызывают разные чувства, потому что собака –беззащитное существо, а Очумелов имеет власть, от него зависит чья-то судьба.
Детали: (У Чехова каждое слово –смысловая деталь), которая работает на идею) Разберем лишь некоторые):1)говорящие фамилии (Очумелов, Елдырин,Хрюкин . Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелов. Сразу же вспоминаются глаголы «очуметь», «чуметь», а далее — существительное «чума» — страшная заразная болезнь, косившая целые города и страны. ОЧУМЕЛОВ пользуется властью, но и преклоняется перед старшими чинами. Он постоянно меняет решение (очумевает), приспосабливаясь к ситуации.
Елдырин — подчиненный Очумелова, тугодум, ассоциируется со словом «лодырь». В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя поддакивать начальству.
Фамилия Хрюкин образована от прозвища Хрюка. Оно ведет свое начало от глагола «хрюкать» — «кричать по-свиному, отрывисто». Так Хрюкин кричит в пьяном виде, а пьяный он всегда.
2)звуковые (тишина-хохот), Почему смеются над Хрюкиным?Он –потерпевший,(какой бы он ни был, он человек, Это трагедия человека в обществе хамелеонов.
3)базарная площадь –место,где собирается много людей (базарить-значит говорить..)-Это образ той России(где только властвуют, говорят, обсуждают, но ничего не делают в защиту униженного человека)
4)вещественные(шинель,..) Шинель (вначале:шинель6он себя несет как представитель власти, затем по ситуции, когда снимает и надевает –это пальто: не особо надо решать власти, как поступить-равнодушие), а в конце снова –шинель, да еще и «запахивает:(он чуть не лишился власти над человеком), «продолжает свой путь по базарной площади»» (хамелеонство в лице Очумелова продолжает свой путь по жизни, по России); фамилия – Очумелов (от слова «чума», хамелеонство –болезнь)
Ситуация : что произошло бы, если собака, в конечном итоге, оказалась не брата генерала? ( произошла бы трагедия)
А почему юмористический рассказ? Смешная ситуация.Мы смеемся над глупостью взрослых людей , над обществом, потому что гл.черта этого общества-хамелеонство. За смешными ситуациями раскрывался глубокий нравственный смысл. Смех Чехова –смех сквозь слезы.
Вывод : Хамелеонство –это страшное явление. Люди – хамелеоны выступают главными хранителями системы государственной власти в России, которая держалась на страхе, лжи, пресмыкании перед вышестоящими. А это трагедия далеко не одного человека, а всего общества. Чехов писал : «Мы устали от рабства и лицемерия.» убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! (юмор рассказ превращается в трагедию общества.
3.Почему Чехов оставляет финал открытым? В какой шинели он идет в начале рассказа ( в новой). Это новая Россия .На тот момент-это новая Россия .Какая ? С хамелеонством! Это особая чеховская деталь:
Он задал вопрос: а что дальше будет с этой шинелью-Россией??С этой базарной площадью(Россией) Почему –открытый финал( верит в лучшее будущее России).
Слайд Слова в подарок : «Я хотел честно и откровенно сказать людям : посмотрите на себя…Посмотрите , как вы живете?! Когда люди это поймут, они создадут себе другую, лучшую жизнь.»(А.П.Чехов)
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может,как прекрасна была земля наша»
4.Задание по схеме-опоре (4) выберите вопрос и обоснуйте ответ.
Рефлексия.Задание 4: выбери вопрос и обоснуй ответ.
-Хотели бы вы общаться с человеком-хамелеоном?
-Опасно ли хамелеонство для общества?
-Как человек должен поступать в спорных ситуациях, чтобы не оказаться хамелеоном?
5. Рефлексия (прием «Три З»)
Продолжите предложение:
-Сегодня я запомнил…
-Сегодня я задумался…
-Сегодня я задал вопрос…
6.Домашнее задание : 1) какие вопросы не были заданы на уроке? (например, «почему толпа смеется над Хрюкиным?»; 2)прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник» и ответить на вопрос «Над чем смеется и что огорчает Чехова?»
Приложение 1
Рабочий лист
Каковы решения в зависимости от ситуации |
Ситуации |
Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации |
Каково отношение к людям в зависимости от ситуации |
Собака укусила Хрюкина |
|||
Собака генерала Жигалова |
|||
«Собака не генеральская» |
|||
«Вестимо, генеральская» |
|||
«Собака бродячая» |
|||
«Собака генералова брата» |
Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:_________________________________________________
ХАМЕЛЕОН-СТВ-О
вопросы |
собака |
Очумелов |
Какие слова определяют состояние героев |
||
Причина такого состояния |
||
Какое чувство вызывает герой |
Слова в подарок : «Я хотел честно и откровенно сказать людям : посмотрите на себя…Посмотрите , как вы живете?! Когда люди это поймут, они создадут себе другую, лучшую жизнь.»(А.П.Чехов)
Приложения:
- file1.ppt.zip.. 1019,0 КБ
- file0.docx.. 34,3 КБ