-
Почему рассказ назван,,Хамелеон «? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали)помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Помогите пожалуйста. Срочно.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
lilianstark384
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Информатика2 минуты назад
Информатика паскаль помогите пж
-
Информатика3 минуты назад
ПОМОГИТЕ С ИНФОРМАТИКОЙ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО
-
Математика3 минуты назад
Вышел дымить на свежем воздухе и заодно придумал для вас уравнение
-
Русский язык3 минуты назад
Почему ставим тире в предложении после «как правило»?
-
Русский язык7 минут назад
А.C Пушкин Онегин
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Русский язык1 час назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20519
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 332-333
А. Чехов «Хамелеон»
Фонохрестоматия
1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
Актёр передаёт отношение автора с помощью интонации и тембра голоса.
2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
То в жар, то в холод Очумелова бросает от страха, когда он думает, что собака может принадлежать генералу.
Актёр пытается показать, как Очумелов ищёт выход из ситуации, чтобы не попасть под генеральский гнев.
3. Обратите внимание на то, как резкий, категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая…» сменяется на умильно-сладостное «Так это ихняя собачка?» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т.д)?
Этот приём называется антитеза.
Актёр использует все перечисленные средства художественного чтения. Его голос становится то громким, гневным, то тихим, медленным, боязливым.
Размышляем о прочитанном
1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?
Разговор Очумелова с толпой и Хрюкиным показался мне очень смешным. Особенно то, как часто менял своё мнение Очумелов. Но при этом мне было горько и грустно от того, что решение вопроса о собаке зависило от того, кому она принадлежала.
Главные герои этого рассказа — Очумелов и Хрюкин.
Фамилия Очумелов происходит от слова Очуметь, то есть одуреть, сделаться глупым. Глуп и герой, носящий эту фамилию. Он буквально дуреет от попыток понять, как поступить с собакой и одновременно угодить начальству.
Фамилия Хрюкин напоминают звуки, которые издаёт свинья. И сам герой — пьяница, а пьяница всегда ведёт себя как свинья.
2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
Очумелов движется через базарную площадь важно, в сопровождении городового, в полной тишине и безлюдии. Он мнит себя большим начальством. У городового в решете конфискованный крыжовник. Здесь видна ирония автора над героем — подумаешь, шишка на ровном месте!
Услышав крики, Очумелов делает полуоборот. Он не поварчивается, как это сделал бы нормальный человек, а полуоборачивается, как робот, машина. Здесь видно презрение автора к этому получеловеку-полумашине.
В толпу Очумелов врезается, люди для него ничего не значат. Это опять говорит о презрительном отношении автора к этому самовлюблённому идиоту.
Речь Очумелова безграмотная, смешная. Людей он называет «чертями», «болванами», грозит всем показать «Кузькину мать», использует просторечные слова: «ежели», «пущай», «этакую».
3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как это выражается в словах, интонации, жестах?
Когда Очумелов считает собаку бездомной, он хорошо относится к Хрюкину. Когда узнаёт, что собака генеральская — ругает Хрюкина.
В первом случае он желает наказать собаку: «Ты, Хрюкин, пострадал… Нужно проучить».
Во втором перекладывает вину на Хрюкина и обвиняет его во лжи: «А ты, болван, опусти руку! Сам виноват!»
Говоря про генерала и его брата Очумелов «заливается улыбкой умиления».
4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Герой рассказа надзиратель Очумелов всё время меняет своё мнение. Он приспосабливается к изменению обстановки, так же, как хамелеон меняет цвет кожи. Чехов сравнивает поведение своего героя с поведением хамелеона и поэтому даёт рассказу это название.
Очумелов — хамелеон. Он меняет мнение, чтобы угодить начальству. Он презирает толпу, простых людей и умиляется при слове «генерал».
Хрюкин — пьяница, золотых дел мастер. Человек глупый, недалёкий. Он не хамелеон. Он обвиняет собаку, но его слово не имеет решающего значения.
Толпа безликая, шумная, она любит зрелища. Ей всё равно, какое решение примет Очумелов, главное — повеселиться. Она смеётся над Очумеловым, потом над Хрюкиным.
5. Как с помощью речи героев определяется их характер?
Манера строить фразы, лексика героев прямо указывают на их характер. Очумелов любит грозить, ругаться. Он человек несдержанный, считающий себя очень важным и умным. Но при этом малограмотный и недалёкий. Это видно по просторечным словам, которые он употребляет. Он приспособленец и легко меняет тембр речи, интонацию.
Хрюкин же простой пьяница и скандалист. Он может раздуть скандал из ничего. Это вздорный, опять же малограмотный человек.
«Хамелеон» главные герои
Рассказ Чехова — своеобразный анекдот в художественной обработке. Насыщенное иронией, гротеском, символическими деталями и яркими образами, произведение стало визитной карточкой писателя. Описание “расследования” полицейского Очумелова показывает перепады настроения представителя власти и резкую смену взглядов правосудия на ситуацию. Приспособленчество, угодничество, отсутствие принципов, привычка прогибаться и угождать высшим чинам — это характеристика тех, кто следит за правопорядком в городе. Именно таким мы видим в “Хамелеоне” главного героя полицейского надзирателя по фамилии Очумелов.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Хамелеон”
Главные герои
Хрюкин
Ювелир, которого укусила собака.
Любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.
Очумелов
Полицейский надзиратель, лицемерный человек.
Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.
Безликий и глупый человек. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекает городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о «тяжёлой» работе обоих представителей власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.
Второстепенные персонажи
Владимир Иваныч
Владелец собаки.
Брат генерала, уважаемый человек в городе.
Прохор
Повар, работающий у генерала.
Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.
Генерал Жигалов
Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.
В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, описаний внешности практически нет. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”. Её несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге — полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком. Юмористический подтекст, динамичность ситуации, колоритная речь персонажей — всё это делает произведение интересным и оригинальным. Характеристика героев рассказа будет полезна для читательского дневника, написания тестов или творческих работ по произведению.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Багдат Мырзахметова
9/10
-
Слайм Анютка
9/10
-
Ирада Беева
10/10
-
Степан Степанов
9/10
-
Vadim Maskaev
10/10
-
Настя Север
8/10
-
Said Lore
10/10
-
Ваня Комаров
10/10
-
Юрий Грехов
7/10
-
اقتلني أرجوك
10/10
Автор: Холстинина Ольга Юрьевна
Организация: Дубровская СОШ
Населенный пункт: п. Дубровка, Белохолуницкий район, Кировская область
Цели урока :
— создать условия для понимания авторского замысла через анализ художественного текста;
-способствовать формированию коммуникативной компетенции : умений формулировать вопрос и давать аргументированный ответ, отбирать фактический материал и кодировать информацию, работать в режиме диалога;
— способствовать формированию жизненной позиции, умения делать выбор, приобретать личный духовный опыт
ФГОС (см. в программу 7 кл)
Оборудование: презентация, схемы-опоры для учащихся, портрет А.П.Чехова
Ход урока.
1.Доброе утро! Прежде чем приступить к чтению и анализу произведения мы как обычно с вами задаем вопросы к теме.
Смотрим на тему урока: ХАМЕЛЕОНЫ И ХАМЕЛЕОНСТВО (По рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»,1884 г.) Какие вопросы можно сформулировать?
Кто такие хамелеоны и что такое хамелеонство?
Ответив на эти вопросы, мы поймем, о чем произведение (тему), раскроем авторский замысел (идею ,основную мысль) ,
3) Какие вопросы можно сформулировать, к словам А.П. Чехов, рассказ, название, год издания?
—А.П.Чехов: вспомнить что мы говорили о Чехове, как личности и каковы особенности его творчества.
—Рассказ: вспомнить, что за жанр, его композицию.
-Название (почему так называется)
— Год издания важен (указывает на время, изображенное в рассказе)
Учитель : Это ваши задачи на урок!
1.А.П.Чехов. Д.З.прочитать статью о биографии ,высказывания о нем писателей и выбрать информацию по теме : Личность писателя и особенности творчества.
На доске:
Личность (какой) |
особенности |
-Искренность(правда), -юмор, |
— Юмор: большинство р-зов раннего Чехова юмористические, в том числе и»Хамелеон» -Краткость: Чехов:»В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать» -Открытый финал. |
2.Рассказ — эпическое произведение , в котором повествуется об одном или нескольких событий в жизни человека. Имеет свою композицию. Что такое композиция? Построение. Называем элементы композиции .Вспомним событийный ряд и назовем элементы композиции:
1)экс-я:знакомство с Очумеловым и городовым,
2)завязка: Хрюкин показывает всем свой укушенный палец,
3)развитие :рассуждение о собаке, генеральская она или не генеральская,
4)кульминация: конфликт разрешился в пользу собаки,
5)развязка: Очумелов грозит Хрюкину и идет дальше,
6)финал:не ставит точку(вот так закончилась история с собакой…живет она сейчас припеваючи, А Хрюкин обходит стороной всех собак…). Во многих рассказах Чехов оставляет финал открытым: не навязывает читателю свое мнение, а просит подумать, приглашает читателя стать соавтором.
НА ДОСКЕ запись : открытый финал )
3.Год издания 1884. Почему издает этот рассказ именно в это время? Историческая справка: 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра II. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Вступает на престол АлександрIII. Для своей безопасности он усиливает охрану. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! Помните в рассказе: «Нынче не велено кусаться», «Не рассуждать!) (Очумеловское) говорит об отстутствии свободы, уважения к человеческому достоинству. Чехов чувствовал это особенно остро и болезненно.
Учитель :Задали себе вопросы на урок? Идем дальше: анализ текста
Слайд 2. Вызов : ИКТ-картинка с изображением хамелеона.
-Что это за животное? Что характерно для этого животного? (Пресмыкающееся, которое имеет свойство менять окраску в зависимости от ситуации);
— Обратите внимание на название рассказа А.П.Чехова. В тексте автор ни разу не употребляет слово «хамелеон» и не упоминает это животное.
Какие вопросы возникают при прочтении заголовка произведения? ( Почему так назван рассказ, если рассказ о людях, кого из героев мы можем назвать хамелеоном? (Очумелова). Почему? Понаблюдаем за поведением Очумелова в разных ситуациях, но не только! Заметили, что почти весь рассказ состоит из диалогов? Что поможет нам охарактеризовать героя: РЕЧЬ! (что характерно для драматического жанра, а Чехов-великий драматург, встретимся с ним в более старших классах) Ну и ,конечно, ДЕТАЛЬ!(как особенность чеховского творчества)
2. Осмысление: работа с текстом
Слайд 3. Картинка идет Очумелов с городовым
1.Кто такой Очумелов?
Очумелов- полицейский надзиратель, представитель власти . Власть-это закон. Значит- хранитель (страж)закона. В первую очередь , что должен делать представитель закона: наказывать или защищать. Во вступлении какую функцию как представитель власти сразу же выполняет: конфискует крыжовник. Значение слова конфисковать (отобрать . отнять) (чем власть занимается? Наказывает за крыжовник. Во время Александра 3наказывали даже за мелочь. Это была такая власть!
Мы назвали его человеком-хамелеоном, значит он в зависимости от ситуации меняет свое мнение. -А какие ситуации были для смены мнения(называют)Собака укусила…
Слайд 4: Ситуации (проверка) Учащиеся получают рабочие листы с заданием : найти в тексте ключевые слова и заполнить таблицу в схеме – опоре:
Задание 1 : 1)Ситуации в таблице прописаны учителем, учащиеся в парах заполняют таблицу, находя ключевые слова,
1)Каковы решения в зависимости от ситуации? (найдите ключевые слова) Проверка.( слайд 4)
2)Как меняется состояние в зависимости от ситуации? Проверка.( слайд 4)
Каковы решения в зависимости от ситуации |
Ситуации |
Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации |
Каково отношение к людям в зависимости от ситуации |
«истребить!» |
Собака укусила Хрюкина |
Говорит строго |
«оштрафовать мерзавца!» |
«она маленькая!» |
Собака генерала Жигалова |
«ужас, как жарко!» |
«не рассуждать!» |
«проучить!» |
«Собака не генеральская» |
Эмоции (возмущение) |
«не дыши!» |
«Дорогая, …нежная тварь…» |
«Вестимо, генеральская» |
Знобит |
«свинья, болван!» |
«истребить!» |
«Собака бродячая» |
Эмоции (уверенность в решении) |
«нечего долго разговаривать!» |
«шельма,…цуцык этакий…» |
«Собака генералова брата» |
Улыбается с умилением |
«доберусь до тебя!» |
Вывод:1)какие слова Очумелова говорят о том, что он хамелеон(меняет свое отношение): его решения, состояние.
Учитель: есть еще одна графа в таблице: отношение к людям в зависимости от ситуации , графа она самая важная — идея произведения)
Учащиеся заполняют 4 столбик. Проверка.
Вывод: он , как власть, человека унижает словами, для него человек-это –ничто! Он пользуется властью.
Учитель: Но почему он меняет мнение? состояние?
Сам Очумелов тоже представитель власти. Кого ему боятся?
Генерала , как действующего персонажа , нет . (перед должностью генерала, пере двластью)). (пресмыкание перед вышестоящими)
Почему люди так ведут себя? (потому что ими тоже движет страх) Не дай бог снимут с должности.
Слайд 5: Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:…лицемерие, пресмыкание (хамелеон-пресмыкающееся животное) перед вышестоящими, , трусость, заискивание, лесть…) 1 мин. Ответы по цепочке.
Задание 2 : Кого еще из рассказа Чехова можно назвать хамелеоном?
Кого из героев рассказа еще можно назвать хамелеоном? (Толпу)
Задание : найдите ключевые слова, аргументирующие ответ, сделайте вывод.
Примеры из текста:1) сначала равнодушие (высовываются сонные физиономии (не личности),разные мнения (сомнения:это уже ложь , а не искренность –по Чехову):кажись, кто-то из толпы: высказывание непонятно от кого-сплетня), отзыв толпы о Хрюкине:Он ей цигаркой в харю:они видели?(сонные вылезли),вестимо, генеральская: утверждают себя , льстя пред властью..
А толпа-это общество, которое нас окружает . И Чехов называет это явление Автор показывает страшное общественное явление — «хамелеонство».
Схема – опора (2). Вывод : все участники сцены на базарной площади оказываются похожими на Очумелова.
ХАМЕЛЕОН-СТВ-О
Задание2 :Хамелеонство — общественное явление, которому присущи черты…(те же , что и человеку-хамелеону)
Задание 3: еще есть один герой, по причине которого и разыгралась эта сценка. Кто? Собака( у нее нет клички: как ее называют :шельма,…-это отношение не к собаке, а к человеку :нет имени-значит , это никто, можно относится как к вещи, как угодно власти:унижать, распоряжаться судьбой: генералова –не генералова.
Работа с таблицей 4 (3 мин.)
—Задание : сопоставьте состояние собаки и Очумелова, запишите в схему-опору ключевые слова (3). Сделайте вывод, какое чувство (собаки-вещи) и Очумелова (человека!) вызывают оба героя?
вопросы |
собака |
Очумелов |
Какие слова определяют состояние героев |
«дрожа всем телом», «в слезящихся глазах выражение тоски и ужаса» |
Жарко, знобит |
Причина такого состояния |
Страх |
Страх |
Какое чувство вызывает герой |
жалость |
Презрение,смех |
Вывод : герои вызывают разные чувства, потому что собака –беззащитное существо, а Очумелов имеет власть, от него зависит чья-то судьба.
Детали: (У Чехова каждое слово –смысловая деталь), которая работает на идею) Разберем лишь некоторые):1)говорящие фамилии (Очумелов, Елдырин,Хрюкин . Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелов. Сразу же вспоминаются глаголы «очуметь», «чуметь», а далее — существительное «чума» — страшная заразная болезнь, косившая целые города и страны. ОЧУМЕЛОВ пользуется властью, но и преклоняется перед старшими чинами. Он постоянно меняет решение (очумевает), приспосабливаясь к ситуации.
Елдырин — подчиненный Очумелова, тугодум, ассоциируется со словом «лодырь». В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя поддакивать начальству.
Фамилия Хрюкин образована от прозвища Хрюка. Оно ведет свое начало от глагола «хрюкать» — «кричать по-свиному, отрывисто». Так Хрюкин кричит в пьяном виде, а пьяный он всегда.
2)звуковые (тишина-хохот), Почему смеются над Хрюкиным?Он –потерпевший,(какой бы он ни был, он человек, Это трагедия человека в обществе хамелеонов.
3)базарная площадь –место,где собирается много людей (базарить-значит говорить..)-Это образ той России(где только властвуют, говорят, обсуждают, но ничего не делают в защиту униженного человека)
4)вещественные(шинель,..) Шинель (вначале:шинель6он себя несет как представитель власти, затем по ситуции, когда снимает и надевает –это пальто: не особо надо решать власти, как поступить-равнодушие), а в конце снова –шинель, да еще и «запахивает:(он чуть не лишился власти над человеком), «продолжает свой путь по базарной площади»» (хамелеонство в лице Очумелова продолжает свой путь по жизни, по России); фамилия – Очумелов (от слова «чума», хамелеонство –болезнь)
Ситуация : что произошло бы, если собака, в конечном итоге, оказалась не брата генерала? ( произошла бы трагедия)
А почему юмористический рассказ? Смешная ситуация.Мы смеемся над глупостью взрослых людей , над обществом, потому что гл.черта этого общества-хамелеонство. За смешными ситуациями раскрывался глубокий нравственный смысл. Смех Чехова –смех сквозь слезы.
Вывод : Хамелеонство –это страшное явление. Люди – хамелеоны выступают главными хранителями системы государственной власти в России, которая держалась на страхе, лжи, пресмыкании перед вышестоящими. А это трагедия далеко не одного человека, а всего общества. Чехов писал : «Мы устали от рабства и лицемерия.» убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! (юмор рассказ превращается в трагедию общества.
3.Почему Чехов оставляет финал открытым? В какой шинели он идет в начале рассказа ( в новой). Это новая Россия .На тот момент-это новая Россия .Какая ? С хамелеонством! Это особая чеховская деталь:
Он задал вопрос: а что дальше будет с этой шинелью-Россией??С этой базарной площадью(Россией) Почему –открытый финал( верит в лучшее будущее России).
Слайд Слова в подарок : «Я хотел честно и откровенно сказать людям : посмотрите на себя…Посмотрите , как вы живете?! Когда люди это поймут, они создадут себе другую, лучшую жизнь.»(А.П.Чехов)
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может,как прекрасна была земля наша»
4.Задание по схеме-опоре (4) выберите вопрос и обоснуйте ответ.
Рефлексия.Задание 4: выбери вопрос и обоснуй ответ.
-Хотели бы вы общаться с человеком-хамелеоном?
-Опасно ли хамелеонство для общества?
-Как человек должен поступать в спорных ситуациях, чтобы не оказаться хамелеоном?
5. Рефлексия (прием «Три З»)
Продолжите предложение:
-Сегодня я запомнил…
-Сегодня я задумался…
-Сегодня я задал вопрос…
6.Домашнее задание : 1) какие вопросы не были заданы на уроке? (например, «почему толпа смеется над Хрюкиным?»; 2)прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник» и ответить на вопрос «Над чем смеется и что огорчает Чехова?»
Приложение 1
Рабочий лист
Каковы решения в зависимости от ситуации |
Ситуации |
Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации |
Каково отношение к людям в зависимости от ситуации |
Собака укусила Хрюкина |
|||
Собака генерала Жигалова |
|||
«Собака не генеральская» |
|||
«Вестимо, генеральская» |
|||
«Собака бродячая» |
|||
«Собака генералова брата» |
Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:_________________________________________________
ХАМЕЛЕОН-СТВ-О
вопросы |
собака |
Очумелов |
Какие слова определяют состояние героев |
||
Причина такого состояния |
||
Какое чувство вызывает герой |
Слова в подарок : «Я хотел честно и откровенно сказать людям : посмотрите на себя…Посмотрите , как вы живете?! Когда люди это поймут, они создадут себе другую, лучшую жизнь.»(А.П.Чехов)
Приложения:
- file1.ppt.zip.. 1019,0 КБ
- file0.docx.. 34,3 КБ
Опубликовано: 11.01.2020
Главные герои
Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.
- Хрюкин. Персонаж является очень вздорным. Его укусил щенок генерала. В тот момент, когда с ним произошла эта история, Хрюкин был немного пьян. Возможно, поэтому всё и произошло. Был бы герой трезв, он бы не тыкал в морду щенку. С его стороны было глупо просить хозяина собаки компенсацию за моральный и физический ущерб. Он придумал план и выставил ситуацию так, что щенок набросился на него.
- Очумелов. Второй главный герой был полицейским. При первом взгляде на него людям становится понятно: он везде найдёт своё. Узнав о произошедшем, он занялся поиском хозяина собаки, чтобы наложить на него штраф, а само животное пристрелить. Когда Очумелов узнал, что щенок принадлежит генералу, он стал сомневаться в правильности своих намерений. Теперь ему было неважно, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Волновало его лишь, как не ухудшить отношения с генералом. У Очумелова нет никаких принципов, он всегда поступает так, как будет ему выгодно.
В чем смысл рассказа Хамелеон
В центре повествования надзиратель Очумелов, который и является, так называемым, хамелеоном.
Сама история начинается с того, что некоего Хрюкина укусила за палец собака. Собравшаяся вокруг него толпа хочет, чтобы Очумелов, как страж порядка, разобрался в этом деле. Он пытается узнать, чья же собака укусила Хрюкина, попутно защищая его. Кто-то из людей предполагает, что собака генеральская. От этой новости Очумелов мигом меняется и начинает осуждать укушенного. Однако затем кто-то опровергает эту информацию и тогда надзиратель вновь изменяет свое мнение. И это длится вплоть до самого конца рассказа, пока наконец достоверно не выясняется, что животное принадлежит брату генерала.
Ищите нас здесь
Таким образом, понятно, что основные проблематики рассказа — это притворство, подхалимство и хамелеонство. Очумелов — слабовольный и несправедливый человек, по сути своей раб. Он, даже не удостоверившись в правдивости слухов среди толпы, готов поменять свое мнение. Неважно, что над его хамелеонством будут смеяться люди, главное — он сделал все, чтобы угодить своему начальству.
Справедливость и честность — отнюдь не его принципы. Такой человек не станет отстаивать свою позицию, потому что порой ее и вовсе нет. Он лишь будет принимать ту, которая на данный момент удобна и выгодна.
Кстати, о нечестности главного героя нам намекают еще в самом начале произведения. А именно в сцене, где он идет с конфискованным крыжовником. Эти ягоды явно было забраны не самым чистым путем.
Вообще, как и во многих рассказа Антона Павловича Чехова образ Очумелова — собирательный образ. Он олицетворяет всех таких «хамелеонов», то есть носителей этого качества. И тем самым писатель намекает, что таковых среди нас не так уж и мало.
Тем самым автор пытается донести до нас одну простую истину: нужно оставаться верным, в первую очередь, себе, нужно отстаивать свои мысли и убеждения, нужно быть честным и справедливым.
О чём произведение «Хамелеон»
Очумелова, совершенно не интересовало, кто кого укусил — Хрюкин собаку или, наоборот, она его. Таких людей, как он, правда не интересует, им главное — остаться при своём.
Всё произведение посвящается тому, как Очумелов мечется между правдами. Решающий выбор зависит от того, кому она принадлежит.
Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, то и Очумелов придерживается этого мнения. Если военный считает иначе, то он обязательно предложит пристрелить пса, чтобы тот не навредил другим горожанам.
Основная идея и тема рассказа
Чеховым это произведение было создано с целью показать людям, насколько неправильно метаться из стороны в сторону, удачно подстраиваясь под других. В душе почти каждого человека есть это качество, поэтому автор и пытается показать эту проблему. Поддаваясь мнению общественности, люди, сами того не замечая, становятся рабами. Ноты юмора применены неслучайно, они усиливают значение сказанного и заставляют человека испытать чувство стыда перед самим собой.
Тема: Приспособленность человека и старание всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно поступать справедливо, ценить себя и не унижаться — это и пытается донести Чехов своим рассказом.
Смысл названия и жанр написания
Название имеет открытый смысл. Ящерица-хамелеон меняет цвет, подстраиваясь под окружающую обстановку. Вот и человек также изменяет поведение, чтобы показать себя с лучшей стороны в глазах руководства. В этот момент он не задумывается, что может принижать себя.
Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказ. Подтверждается это следующими признаками:
- всего 2 главных роли;
- маленький объём текста.
Рассказ написан очень реалистичным, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.
Чехов не старается навязать читателям своё мнение и не рассказывает об отношении к персонажам. Внимательно изучив описание героев, можно заметить, что ко всем он относится с иронией и высмеивает их. В каждом рассказе Чехова присутствует явная мораль. Повестью «Хамелеон», он говорит, что не нужно зависеть от чужих взглядов. Лучше отказаться от личной выгоды, но остаться хорошим человеком в глазах общества.
Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста …
Почему рассказ назван «Хамелеон»?
Хамелеоны-это люди,меняющие своё мнение,убеждения в угоду обстоятельствам.Чехов назвал так свой рассказ,чтобы показать,как люди меняются в угоду обстоятельствам.
Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это?
Городовой Очумелов,ювелир Хрюкин и толпа,которая то смеётся,то требует суда над собакой.
Автор использовал «говорящие фамилии»,художественная деталь,которая даёт представление о характерах и рисует образы персонажей,так как Чехов не даёт описание внешности героев.
-Очумелов недавно стал полицейским надзирателем,очень горд этим.Очуметь-выжить из ума,одуреть и «не в себе» человек.Так и есть,надзиратель не блещет умом,глуп и одурел от забот.
-Хрюкин-золотых дел мастер,неряшливый и грязный,как свинья и веры ему нет,»сам виноват,нечего пальцы выставлять».
-Елдырин-городовой,рыжий елдыга-шаромыжник и сварливый человек.
-Жигалов-генерал,жиган-плут и озорник,даже породистый пёс,без присмотра,шатается в поисках еды.
Шинель,как художественная деталь,которая характеризует состояние главного героя.показатель власти и принадлежности к чинам для Очумелова.
Что бы вы могли сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Очумелов в шинели ,а на улице жарко,но он показывает своё новое положение.Его рыжий помощник,как клоун,тащится с отобранным, «для себя любимого»,решетом крыжовника.Предсталение,как в цирке,вместо арены-площадь.Надзиратель выставляет себя глупцом и толпа смеётся,представление удалось.Виновником происшествия становится сам укушенный Хрюкин,а городовой становится посмешищем толпы,лишь при упоминании имени генерала.
Горестными в рассказе кажутся эпизоды чинопоклонения, при имени генерала Очумелова бросает в жар и холод,грустно,как толпа меняет своё мнение- хамелеоны.Просторечья в диалогах говорят о необразованности и серости людей власти.Бессвязная речь полицейского удручает:»Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! «
Итак, кто из героев является хамелеоном?
В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.
Другие сочинения по этому произведению
Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (4)
Суть рассказа
Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:
- небольшое животное;
- ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
- маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.
Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.
Мастер маскировки
Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.
Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».
Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.
Проблема, которая актуальна и поныне
Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.
Однажды приходит время, когда умение слиться с мнением окружения играет злую шутку в жизни человека. Снимать маски – любимый стиль многих классиков. В том числе, стоит упомянуть и Льва Николаевича Толстого. Многие задаются вопросом: почему рассказ назван «После бала» ? Да потому что именно после бала все герои снимают «маски» и открывают свое истинное лицо. И если в одной книге читатель сам разоблачает главного «героя», то в другой писатель сам показывает все нежеланные последствия подобного поведения в жизни.
Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее. Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.
Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».
Приемы комического
Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.
Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.
Авторский замысел
Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.
Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.
История создания и жанровые особенности
«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.
Почему рассказ назван «Хамелеон»?
Хамелеоны-это люди,меняющие своё мнение,убеждения в угоду обстоятельствам.Чехов назвал так свой рассказ,чтобы показать,как люди меняются в угоду обстоятельствам.
Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это?
Городовой Очумелов,ювелир Хрюкин и толпа,которая то смеётся,то требует суда над собакой.
Автор использовал «говорящие фамилии»,художественная деталь,которая даёт представление о характерах и рисует образы персонажей,так как Чехов не даёт описание внешности героев.
-Очумелов недавно стал полицейским надзирателем,очень горд этим.Очуметь-выжить из ума,одуреть и «не в себе» человек.Так и есть,надзиратель не блещет умом,глуп и одурел от забот.
-Хрюкин-золотых дел мастер,неряшливый и грязный,как свинья и веры ему нет,»сам виноват,нечего пальцы выставлять».
-Елдырин-городовой,рыжий елдыга-шаромыжник и сварливый человек.
-Жигалов-генерал,жиган-плут и озорник,даже породистый пёс,без присмотра,шатается в поисках еды.
Шинель,как художественная деталь,которая характеризует состояние главного героя.показатель власти и принадлежности к чинам для Очумелова.
Что бы вы могли сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Очумелов в шинели ,а на улице жарко,но он показывает своё новое положение.Его рыжий помощник,как клоун,тащится с отобранным, «для себя любимого»,решетом крыжовника.Предсталение,как в цирке,вместо арены-площадь.Надзиратель выставляет себя глупцом и толпа смеётся,представление удалось.Виновником происшествия становится сам укушенный Хрюкин,а городовой становится посмешищем толпы,лишь при упоминании имени генерала.
Горестными в рассказе кажутся эпизоды чинопоклонения, при имени генерала Очумелова бросает в жар и холод,грустно,как толпа меняет своё мнение- хамелеоны.Просторечья в диалогах говорят о необразованности и серости людей власти.Бессвязная речь полицейского удручает:»Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! «
Анализ «Хамелеона» — 1 вариант
1. История создания произведения.
Впервые публикация рассказа А.П. Чехова «Хамелеон состоялась в сентябре 1884 года («Осколки»). Автор подписался как А. Чехонте. Для сборника «Пёстрые рассказы» (1886) автор внёс в «Хамелеон» некоторые изменения.
2. Жанр произведения.
По жанру «Хамелеон» — рассказ, так как произведение невелико по объёму, задействованы только два героя, в повествовании речь идёт об одном эпизоде. По характеру рассказ — юмористический. Характерные для него особенности — сценичность диалога, говорящие фамилии персонажей (Очумелов, Хрюкин), короткое и яркое название рассказа, построение сюжета на случае из жизни, неожиданность развязки.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Хамелеон» имеет вполне прозрачный смысл. Если ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды, то человек, называемый хамелеоном, приспосабливается к обстоятельствам так, чтобы выглядеть в глазах начальства лучшим образом и не потерять расположения у вышестоящего чина со всеми вытекающими последствиями.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Субъект повествования — автор (третье лицо), он является в рассказе беспристрастным повествователем, описывающим происходящие событиями.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Приспособленчество, угодничество — человеческие пороки.
Идея: Низость человеческой натуры, угождающей начальству ради своего благополучия.
Человек должен в любом случае поступать справедливо, быть принципиальным, верным себе, сохранять достоинство — такова основная мысль Чехова в этом рассказе.
Проблематика: Рабская психология свойственна многим людям, ведь в толпе видят поведение Очумелова, понимают причину его перемен, понимает и наглый Хрюкин, но никто не возмущён этим фактом. Все воспринимают «хамелеонство» полицейского как само собой разумеющееся. Как изжить в себе раба? И стоят ли выгоды, которые можно получить таким низким способом, того, чтобы превращать свою жизнь в угодничество и лизоблюдство?
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Очумелов, полицейский надзиратель, проходя по базарной площади, стал очевидцем одного происшествий. Некто Хрюкин, мастер по ювелирной работе, выставил на обозрение толпы свой пострадавший от укуса борзым щенком палец. Щенок сидел тут же с выражением тоски и ужаса в глазах. Из толпы раздаётся реплика насчёт собаки: генеральская. Городовой опровергает мнение. В связи с этим Очумелов то распоряжается истребить собаку, то обвиняет самого Хрюкина. И так неоднократно.
7.
Система образов произведения.
В рассказе всего два главных героя — Хрюкин и Очумелов.
Хрюкин, золотых дел мастер, в момент происшествия был полупьян. Судя по отзыву из толпы, Хрюкин — человек вздорный. Он сам ткнул цигаркой щенку в морду, а, когда тот его укусил, намеревался получить компенсацию. Хрюкин изображал пострадавшего, которого ни с того ни с сего укусила чья-то собака.
Очумелов — служащий надзирателем в полиции. Новая шинель, узелок в руке, конфискованный крыжовник — таков образ Очумелова, представшего перед читателем в начале рассказа. Уже создаётся впечатление, что Очумелов своего не упустит. Заметив беспорядок, Очумелов стал выяснять, чья собака, грозя владельцу штрафом, а щенку — истреблением. Но как только в толпе стали поговаривать, что собака генеральская, Очумелова стало бросать то в жар, то в холод. Его мало интересовал истинный виновник происшествия, главное для блюстителя порядка — не испортить отношений с генералом. Когда выяснилось, что щенок — собственность брата генеральского, его «оправдали». Очумелов — беспринципный тип, который, что называется, держит нос по ветру.
8. Композиция произведения.
Экспозиция — шествие Очумелова с городовым Елдыриным по базарной площади.
Завязка: Хрюкина укусил борзой щенок.
Кульминация — реплика из толпы о принадлежности щенка генералу Жегалову.
Развязка — смех толпы над Хрюкиным.
В построении сюжета главенствующая роль отведена диалогам. Композиция имеет кольцевой характер, так как рассказ начинается с того, что Очумелов идёт по базарной площади, и заканчивается так же: Очумелов продолжает свой путь по базарной площади.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Чехов использует художественную деталь. Так, об изменении «цвета» Очумелова свидетельствуют его просьбы к Елдырину то снять с него пальто, то накинуть.
В диалогах писатель характеризует героев посредством их речи. Так, выражения Хрюкина «не пущай», «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие» выдают человека необразованного, нагловатого, старающегося не упустить своего. Также выражения в репликах из толпы зевак «кажись», «в харю», «тяпни» выдают принадлежность к простонародью.
Речь Очумелова отмечена канцеляризмами, например: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям». В остальном его лексикон выдаёт человека малообразованного и недалёкого: «покажу кузькину мать», «ихняя», «соскучились по братце».
Контрастность высказываний Очумелова в отношении одной и той же ситуации тоже прослеживается в его речи: «Ни шерсти, ни вида…подлость одна только…» — «Собака — нежная тварь…».
И, конечно, «говорящие» фамилии подсказывают читателю портреты персонажей и добавляют комичности ситуации. Очумелов — от глагола «очуметь», что подчёркивает отсутствие ума у героя. Фамилия Хрюкин вызывает ассоциации с животным, издающим звуки «хрю-хрю».
Автор не даёт портретных зарисовок, но с помощью художественных средств показывает типы людей, отмеченные пороками приспособленчества, хамства и наглости.
10. Отзыв о произведении.
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» актуален и по сей день, ведь такие человеческие пороки, как беспринципность, угодничество, наглость живы в любом обществе.
Анализ «Хамелеона» — 2 вариант
Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.
О чем рассказ?
Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.
В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.
Главная идея
Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.
Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.
Средства создания комического
Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.
Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
- Очумелов
- Хрюкин
- Елдырин
- Жигалов
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Анализ «Хамелеона» — 3 вариант
- Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
- История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
- Жанр — Рассказ.
- Направление — Сатира, реализм.
- Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
- Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
- Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и лю
Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
- Очумелов
- Хрюкин
- Елдырин
- Жигалов
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Анализ «Хамелеона» — 3 вариант
- Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
- История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
- Жанр — Рассказ.
- Направление — Сатира, реализм.
- Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
- Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
- Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
- Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.
Тематика и проблематика
1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.
Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.
Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.
Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.
Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.
2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.
При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.
3. Основные герои (их место в образной системе)
Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.
В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.
Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.
Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.
4. Литературные приёмыАвтор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.
Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».
В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.
Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».
Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».
5. Конфликт произведения
Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.