-
Кого повстречал в лесу Гаврила, герой Фединой истории, описанной в рассказе «Бежин луг»? а русалку; б водяного; в лешего.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
annikaspence226
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия19 секунд назад
Чем отличается белый и черный фосфор
-
Алгебра23 секунд назад
Решите уравнение (алгебра)
-
Информатика4 минуты назад
Информатика паскаль помогите пж
-
Информатика5 минут назад
ПОМОГИТЕ С ИНФОРМАТИКОЙ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО
-
Математика5 минут назад
Вышел дымить на свежем воздухе и заодно придумал для вас уравнение
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Русский язык2 часа назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20519
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Архипов Анатолий
Литература
Кого повстречал в лесу Гаврила, герой Фединой истории, описанной в рассказе «Бежин луг»? а русалку; б водяного; в лешего.
Ответ или решение1
Кудрявцева Татьяна
а русалку
Знаешь ответ?
Все предметы
Математика
Литература
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
Французский язык
Немецкий язык
ОБЖ
Астрономия
×
Войти
Регистрация
Никнейм
Пароль
Есть решение!
Кого повстречал в лесу Гаврила, герой Фединой истории, описанной в рассказе
Кого повстречал в лесу Гаврила, герой Фединой истории, описанной в рассказе «Бежин луг»? а русалку; б водяного; в лешего.
- Ответов: 1
- О вопросе
Аноним
а русалку
Гость
Автор
Дата пуликации
Литература
Другие ответы
- Ответов: 1
- Просмотров: 1034
- Другие вопросы
Математика
Найдите число , которое больше 13,2 на столько, на сколько 17
Математика
Помогите решить пример ( 3 13/21 + 5 14/21)+8 16/21
Математика
Хорды AB и CD пересекаются в точке E. Найдите длину отрезка
Литература
Помогите!!Срочно нужно! Какие поступки героя я одобряю,а какие нет поэмы Гоголя
Литература
Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков
История
Что такое сепаратный мир?
Русский язык
какое окончание у слова елей
Математика
2.7^x2+4 больше или равно 2.7^x
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Прочитайте. Отгадайте загадки. Объясните отгадки. Какая загадка является ещё и с
Гуманитарные вопросы
Верно ли расставлены знаки препинания?
А) Ровный мягкий свет струился по
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Скорость катера против течения 11,3 км/ч. Скорость течения 3,9 км/ч. Найдите
Английский язык
Раскройте скобки, употребив глаголы в нужном времени. Предложения переведите. 1.
Гуманитарные вопросы
С культурой Рима XVII в. неразрывно связано имя одной из самых
Экономические вопросы
На рисунке показана одна из кривых безразличия некоторого потребителя и его
История
Крещение Хлодвига в каком году
Математика
В бочке 100л бензина.Есть две пустые ёмкасти:одна 30 л,на 70 л.Как
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнении окислительно-во
Гуманитарные вопросы
Закону РФ «Об образовании» соответствует следующая классификация образовательных
Экономические вопросы
1. Какие русские экономисты стояли у истоков экономико-математической школы? В ч
Математика
7 дм2 от квадратного метра
Математика
В коробке лежит 26 предметов:ручки, карандаши и линейки. Сколько в коробке
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Как размножаются млекопитающие? Подчеркни правильный ответ:
1.
Гуманитарные вопросы
Из перечисленных пунктов: 1) материальная заинтересованность; 2) переживание соц
Математика
1 функция задана формулой y=-3х +1 определите 1) значение функции если
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
В каких тканях объем межклеточного вещества больше объема клеток?
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Найдите радиус окружности, описанной около треугольника со сторонами 5, 5 и
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Учитывая географическое положение, каковы были основные занятия жителей Нидерлан
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Что предвещает разрушение Дома? «Белая гвардия» М. А. Булгакова
Математика
Вычислите:а) 3/5+3/7+9/7×4/15=
Математика
Автобус за 4 часа проехал 224 км . Какое расстояние мог
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Подберите свои примеры к схемам из § 174 учебника «Русский язык.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
С какой целью польский, а затем и шведский король вторглись в
Последние ответы
Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)
Гость
Читать ответ
Она состоит всего лишь из двух слоев. Первый слой — это именно земная кора, н
Гость
Читать ответ
ответ к заданию по физике
Гость
Читать ответ
Правильные ответы указаны по тесту
тест прошел проверку)
Гость
Читать ответ
Закон сохранения импульса:
m1*v1=m2*v2*cos альфа
Работа пороховых г
Гость
Читать ответ
1. Общее количество предметов в коробке равно 7.
2. За х<
Гость
Читать ответ
Сказки писал, например, всем известный Александр Пушкин. Нельзя не сказать. ч
Гость
Читать ответ
Відповідь:
Нехай х — дане число. Тоді збільшене на 20% число дорівн
Гость
Читать ответ
ответ к заданию по русскому языку
Гость
Читать ответ
ответ к заданию по физике
Гость
Читать ответ
В начале найдём сколько кают расположено на второй палубе теплохода. Известно
Гость
Читать ответ
Найдем, на сколько километров за каждый час увеличивается расстояние между ве
Гость
Читать ответ
298,287,265,232,188…133,67,-10,-98
Объясняем: из 298 отнимаем 11, получаем
Гость
Читать ответ
Именно ковыль растет на лугу. Он относится к семейству Злаки. Обильно эта тра
Гость
Читать ответ
Чтобы определить, какое число в 1,2 раза меньше 12,24, необходимо:
12,
Гость
Читать ответ
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос и сравнить предложенные дроби
Гость
Читать ответ
Моторная лодка затратит 24 : (10 — 2) = 3 ч, чтобы проплыть 24 км против течения
Гость
Читать ответ
Правильные ответы выделены по тесту
тест уже прошел свою проверку
ст
Гость
Читать ответ
Ответ к задаче представлен в виде рисунка и приложен к ответу
Гость
Читать ответ
1) 130 — 97 = 33 (см/мин) — скорость сближения
2) 33 * 2 = 66 (см) — при
Гость
Читать ответ
Контрольная работа по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Вариант 1
Часть А
1. В какое время года происходят события, которое описано в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
а) лето; в) зима;
б) осень; г) весна.
2. В какой губернии охотился рассказчик в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»?
а) в Ярославской губернии; б) в Орловской губернии; в) в Тульской губернии.
3. Как звали собаку автора?
а) Жучка; в) Дианка;
б) Пчёлка; г) Найда.
4. Что делали мальчишки ночью на лугу?
а) стерегли табун лошадей; в) купались;
б) заблудились; г) охотились.
5. Какой истории не было в рассказах мальчиков:
а) о бабе-яге; в) о лешем;
б) о водяном; г) о русалке.
6. В рассказе «Бежин луг» есть предложение: «В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя». Кто такие оводы?
а) жалящее летающее перепончатокрылое общественное насекомое, перерабатывающее нектар;
б) двукрылое насекомое, личинки которого паразитируют в теле животных;
в) мелкое двукрылое насекомое с остро жалящим хоботком.
7. Что привлекло рассказчика в Павлуше?
а) опрятная рубаха; б) ум, прямота взгляда и сила в голосе; в) доброта.
8. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» говорится, что Илюша и его брат состояли в лисовщиках. Как звали брата Илюши?
а) Ивашка Сухоруков; б) Ивашка Косой; в) Авдюшка.
9. Кого повстречал в лесу Гаврила, герой Костиной истории, описанной в рассказе «Бежин луг»?
а) русалку; б) водяного; в) лешего.
10. Кому из мальчиков, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой»?
а) Павлуше; б) Феде; в) Косте.
11. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» есть отрывок:
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. <…> У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее…
Как видно, портреты Феди и Павлуши даются рядом. Как называется такой приём противопоставления образов?
а) аллегорией; б) олицетворением; в) антитезой.
12. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённом ниже предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»?
Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…
а) метафора; б) олицетворение; в) аллегория.
13. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» есть предложение: «Вот как только выйду я на тот угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!». Известно, что верста равна 1, 06 км. Что означает фразеологизм «дать крюку»?
а) идя окольной дорогой, заблудиться;
б) идя окольной дорогой, свернуть направо;
в) идя окольной дорогой, пройти лишнее расстояние.
14. Пейзаж в рассказе «Бежин луг»:
а) является фоном повествования;
б) необходим автору для характеристики времени года, в которое происходят события;
в) показывает неразрывную связь человека с природой.
Часть В
1. Как называется цикл рассказов Тургенева, в который вошёл рассказ «Бежин луг»?
_______________________________________________________________________________________
2. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»: «Всё лицо его [Кости] было <…> книзу заострено, как белки»?
_______________________________________________________________________________________
3. Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева. Напишите имя героя:
а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы» — ________________________
б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» — ______________________________
в) «Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно» — ___________
Контрольная работа по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Вариант 2
Часть А
1. В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»?
а) май; в) июль;
б) июнь; г) август.
2. Почему рассказчик оказался в лесу ночью?
а) потому что пошёл на рыбалку; б) потому что заблудился; в) потому что стерёг табун.
3. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
а) четверых; в) пятерых;
б) шестерых; г) семерых.
4. Самым старшим мальчиком был:
а) Ильюша; в) Федя;
б) Павлуша; г) Костя.
5. Что готовили мальчики на костре?
а) уху; в) кашу;
б) картошку; г) жарили рыбу.
6. Каким образом рассказчику удалось определить социальное положение мальчиков?
а) по их речи, знаниям, культуре;
б) по тому, как мальчики относились друг к другу;
в) по их одежде.
7. Чем Костя привлёк внимание рассказчика?
а) красотой лица; б) задумчивым и печальным взором; в) неказистостью.
8. Как звали сестру Вани?
а) Маруся; в) Анюта;
б) Дуняша; г) Варвара.
9. Кем работал Ермил, один из персонажей рассказа?
а) лекарем; б) псарём; в) пастухом.
10. Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь»?
а) Федя; б) Павлуша; в) Костя.
11. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» есть отрывок:
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. <…> У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее…
Как видно, портреты Феди и Павлуши даются рядом. Как называется такой приём противопоставления образов?
а) аллегорией; б) олицетворением; в) антитезой.
12. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённом ниже предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»?
Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…
а) антитеза; б) эпитет; в) сравнение.
13. В рассказе И.с. Тургенева «Бежин луг» есть предложение: «Я кивнул ему [Павлу] головой и пошёл восвояси вдоль задымившейся реки». Что означает подчёркнутое слово?
а) к себе домой; б) на охоту; в) в гости.
14. Повествователь:
а) принимает самое непосредственное участие в разговоре мальчиков;
б) засыпает у костра, сквозь сон слыша рассказы ребят;
в) внимательно слушает рассказы ребят и наблюдает за ними.
Часть В
1. Как называл сам И.С. Тургенев рассказы мальчиков из произведения «Бежин луг»?
______________________________________________________________________________________
2. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»: «Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым»?
_______________________________________________________________________________________
3. Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева. Напишите имя героя:
а) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить … маленького роста, сложения тщедушного» — ______________________________
б) «На вид мальчику было лет двенадцать», «лицо … довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы» — __________________________
в) «Этому мальчику было всего семь лет. Он лежал на земле, смирнёхонько … изредка выставляя свою русую кудрявую голову» — ____________________________________________
Какой теме посвящены истории мальчиков?
Страшные истории, рассказанные мальчиками у костра, посвящены одной общей теме — теме «нечистой силы». Ребята беседуют о леших, водяных, русалках, домовых, призраках и т.д. Малограмотные и суеверные крестьянские дети искренне верят, что «нечистая сила» существует.
Сколько историй рассказывают мальчики?
Важно отметить, что некоторые истории мальчиков переплетаются между собой, что затрудняет их подсчет. Так, например, о Тришке рассказывают два героя. Считать ли это одной историей или двумя — спорный вопрос. Однако в целом можно выделить не менее 13 историй.
Ниже представлена таблица с кратким содержанием (пересказом) историй мальчиков. Рассказы перечислены в том порядке, в котором они появляются в произведении:
|
|
|
|
1. Ильюша |
Домовой на фабрике |
2. Костя |
Плотник Гаврила и русалка |
3. Ильюша |
Ермил и белый барашек |
4. Ильюша |
Призрак барина у плотины |
5. Ильюша |
Призраки у церкви |
6. Павлуша |
«Небесное предвиденье» (солнечное затмение) |
7. Ильюша |
Тришка и конец света |
8. Павлуша |
Тришка и крестьянин Вавила |
9. Костя и Павлуша |
Жалостливый стон в яме |
10. Ильюша |
Крестьянин и леший |
11. Ильюша |
Водяной и Акулина |
12. Костя |
Мальчик Вася и река |
13. Павлуша |
Голос Васи у реки |
Кратчайший пересказ: Рассказчик отправляется на охоту и случайно теряется в лесу, а затем выходит на полянку, где местные деревенские ребятишки устроились возле костра. Охотник пристраивается рядом на ночлег, наблюдая за мальчиками и подмечая, что все пятеро ребят отличаются и внешностью, и характерами.
Притворившись спящим, рассказчик с удовольствием слушает болтовню ребят, которые обмениваются разными страшными историями: о встречах с русалками, об утопленниках и о домовых. Внимание охотника привлек Павлуша, который ему понравился наличием какого-то внутреннего стержня. Кстати, этот мальчик в ту ночь ходил за водой на реку, где ему померещился утонувший Вася, который звал его к себе.
Наутро рассказчик прощается с ребятами и уходит, а через время до него доходит печальная весть о гибели Павлуши. Оказывается, мальчик погиб, упав с лошади, а не утонув в реке. Автору рассказа очень жалко парнишку.
Краткое содержание «Бежин луг» — 1 вариант
Заблудившийся в лесу охотник, ближе к ночи выходит на луг, называющийся в этих краях Бежин. Уставший, он готов просить приюта у кого угодно. На его удачу на лугу расположились вокруг костра ребята, выведшие, лошадей в ночное. Они позволили охотнику переночевать возле их костра.
Сначала ребята молчали, но когда решили, что взрослый заснул, продолжили прерванный разговор. Рассказывали они друг другу страшные истории про нечисть. Первой была быль о том, как мальчикам довелось ночевать на бумажной фабрике и довелось им услышать домового. Увидеть-то его нельзя, а вот звуками разными напугал он мальчишек довольно сильно. Сначала были шаги за стеной, потом сама собой распахнулась дверь, за которой никого не оказалось, и раздался жуткий кашель.
Следующей была история про местного плотника по имени Гаврила, повстречавшего как-то в лесу русалку. Сидела она на дереве, а волосы-то у нее зеленые были. Звала она Гаврилу к себе, тот и пошел. Видать, защекотать его хотела. Они ж, русалки, все этим промышляют! Но плотник-то возьми да перекрестись. Та смеялась все, а после крестного знамения и перестала. Сказала, что могла она с Гаврилой жить всегда, а теперь не бывать тому. И теперь ей невесело будет, пусть же теперь и плотник веселиться не сможет. Вот и ходит он с тех пор печальный.
Дальше история была о том, как псарь Ермила, проходя через болото мимо могилы утопленника, увидал хорошенького барашка. Хотел подманить его да и забрать, позвал: «Бяша, Бяша». А тот оскалился и ответил ему также: «Бяша, бяша».
А еще кто-то видел однажды, как покойный барин искал ночью на болоте разрыв-траву. Уж больно могила давит на него.
А баба Ульяна пошла ночью к церкви. По народному поверью, можно таким образом увидеть тех, кто в течение года умрет.
Увидала мальчишку деревенского, тот и впрямь по весне Богу душу отдал. А потом женщину. Приглядывалась Ульяна, приглядывалась, а то она сама! Жива пока, но так и год еще не окончился.
Много еще разных историй рассказывали мальчишки. И про леших и про водяных. Один из ребят отошел от костра, а, вернувшись, поведал, что подойдя к реке, слышал как его кто-то позвал по имени. Решили мальчики, что это водяной был, и ведь только вот его поминали. Не к добру это!
На этом охотник заснул. А утром, поблагодарив ребят пошел домой. Через некоторое время узнал он, что мальчик тот, и в самом деле умер, только не утонул, а упал с лошади.
Автор в произведении показал суеверия и смелость людей того времени.
Краткое содержание «Бежин луг» — 2 вариант
В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.
Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной», называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.
Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.
Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица». Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — не было слов». Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.
Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает». Мальчики сильно испугались.
Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.
Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук». Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!».
После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте», где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».
Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались». Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.
Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.
Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.
Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит».
Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил», а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.
К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки». «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»
Вывод
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.
Краткое содержание «Бежин луг» — 3 вариант
Середина XIX века, Тульская губерния, Чернский уезд. В один прекрасный летний день охотник-рассказчик настрелял полную сумку тетеревов и в хорошем настроении торопился вечером домой. И, как назло, заплутал, сошел с дороги. Пришлось ориентироваться «по звездам». Вдруг впереди раскинулась огромная равнина, окруженная рекой, и рассказчик узнал известный Бежин луг. С холма он заприметил два костерка – и поспешил на огонек. Там расположились пять крестьянских мальчишек, которых взрослые послали в ночное – стеречь пасущихся лошадей. Помощниками в этом деле им были две собаки. Над огнем в котелке варилась картошка. Охотник попросился переночевать с ними. И, чтобы не мешать, прикинулся спящим.
Однако он как следует их разглядел: старший, 14-летний Федя, был стройный красивый мальчик из зажиточной семьи, лошадок пасти он ходил для забавы, одет был щеголевато: в пеструю рубашку и собственные (не отцовские!) сапожки. А вот 12-летний Павлуша был внешне неказист (но, как выяснилось позже, умен и смел): бледный, всклокоченный, большеголовый. Одет он был простенько, в рубаху да латаные портки. Его ровесник Ильюша, работник бумажной фабрики, вид имел болезненный, а лицо подслеповатое, горбоносое. Одет он был просто, но чисто, а на ногах – новенькие лапти. 10-летний большеглазый Костя был задумчивым мальчиком с тонким голоском, а маленький кудрявый 7-летний Ваня чуть-чуть картавил и отличался добротой. Всю ночь он провел под своей рогожкой, слушая старших товарищей.
Ребята подумали, что охотник спит – и пустились рассказывать друг другу страшные истории. Ильюша как-то раз ночевал с приятелями на фабрике и собственными ушами слышал, как по лестнице, топоча, поднимался к ним домовой. Дверь сама собой открылась, но никого за ней не было! А напоследок невидимого гостя забил кашель. Тут уже ребята порядком струхнули.
Костя знал, что приключилось со слободским плотником Гаврилой. Тот собирал орехи в лесу, да заблудился, только устроился на ночлег, задремал, как слышит чей-то голосок. Продрал глаза – и увидал на дереве смеющуюся русалку. Она-то и манила Гаврилу к себе. Гаврила мигом перекрестился, и русалка залилась слезами. От крестного знамения она исчезла, но успела сказать, что Гаврила еще пожалеет, что не согласился с ней в веселье жить. Так и вышло, Гаврилу будто подменили, невеселым стал.
Внезапный «протяжный, звенящий, почти стенящий звук» прерывает рассказ. Пугливый Ильюша наскоро прошептал в защиту: «С нами крестная сила!» и после поведал друзьям еще одну историю (он знал их больше всех), про утопленника, похороненного у плотины. Однажды послал приказчик слугу с псарни Ермила на почту. Тот шел назад к ночи, и уже порядком набравшись хмельного. Переходя плотину, Ермил увидел на могилке давнего утопленника ничейного барашка. Обрадовался, повел домой. А баран все в глаза ему заглядывает, да так внимательно. Не по себе Ермилу: гладит он животное и приговаривает ласково: «Бяша, бяша!» А баран возьми да оскаль зубы и в ответ Ермилу: «Бяша, бяша…»
При этих словах Ильюши обе собаки вдруг с лаем кинулись в ночь. Ребята дрогнули, а Павлуша побежал узнать, в чем дело. Он думал, что там волк, но, к счастью, обошлось.
Ильюша рассказал и о барине-мертвеце из Варнавиц, который по ночам выходит из земли да ищет разрыв-траву, чтобы отворить могилу, уж больно она на н
С холма он заприметил два костерка – и поспешил на огонек. Там расположились пять крестьянских мальчишек, которых взрослые послали в ночное – стеречь пасущихся лошадей. Помощниками в этом деле им были две собаки. Над огнем в котелке варилась картошка. Охотник попросился переночевать с ними. И, чтобы не мешать, прикинулся спящим.
Однако он как следует их разглядел: старший, 14-летний Федя, был стройный красивый мальчик из зажиточной семьи, лошадок пасти он ходил для забавы, одет был щеголевато: в пеструю рубашку и собственные (не отцовские!) сапожки. А вот 12-летний Павлуша был внешне неказист (но, как выяснилось позже, умен и смел): бледный, всклокоченный, большеголовый. Одет он был простенько, в рубаху да латаные портки. Его ровесник Ильюша, работник бумажной фабрики, вид имел болезненный, а лицо подслеповатое, горбоносое. Одет он был просто, но чисто, а на ногах – новенькие лапти. 10-летний большеглазый Костя был задумчивым мальчиком с тонким голоском, а маленький кудрявый 7-летний Ваня чуть-чуть картавил и отличался добротой. Всю ночь он провел под своей рогожкой, слушая старших товарищей.
Ребята подумали, что охотник спит – и пустились рассказывать друг другу страшные истории. Ильюша как-то раз ночевал с приятелями на фабрике и собственными ушами слышал, как по лестнице, топоча, поднимался к ним домовой. Дверь сама собой открылась, но никого за ней не было! А напоследок невидимого гостя забил кашель. Тут уже ребята порядком струхнули.
Костя знал, что приключилось со слободским плотником Гаврилой. Тот собирал орехи в лесу, да заблудился, только устроился на ночлег, задремал, как слышит чей-то голосок. Продрал глаза – и увидал на дереве смеющуюся русалку. Она-то и манила Гаврилу к себе. Гаврила мигом перекрестился, и русалка залилась слезами. От крестного знамения она исчезла, но успела сказать, что Гаврила еще пожалеет, что не согласился с ней в веселье жить. Так и вышло, Гаврилу будто подменили, невеселым стал.
Внезапный «протяжный, звенящий, почти стенящий звук» прерывает рассказ. Пугливый Ильюша наскоро прошептал в защиту: «С нами крестная сила!» и после поведал друзьям еще одну историю (он знал их больше всех), про утопленника, похороненного у плотины. Однажды послал приказчик слугу с псарни Ермила на почту. Тот шел назад к ночи, и уже порядком набравшись хмельного. Переходя плотину, Ермил увидел на могилке давнего утопленника ничейного барашка. Обрадовался, повел домой. А баран все в глаза ему заглядывает, да так внимательно. Не по себе Ермилу: гладит он животное и приговаривает ласково: «Бяша, бяша!» А баран возьми да оскаль зубы и в ответ Ермилу: «Бяша, бяша…»
При этих словах Ильюши обе собаки вдруг с лаем кинулись в ночь. Ребята дрогнули, а Павлуша побежал узнать, в чем дело. Он думал, что там волк, но, к счастью, обошлось.
Ильюша рассказал и о барине-мертвеце из Варнавиц, который по ночам выходит из земли да ищет разрыв-траву, чтобы отворить могилу, уж больно она на него «давит». Тут Костя засомневался: разве в любой день можно покойника увидеть? Не только ли в поминальную родительскую субботу? Ильюша спорить не стал и добавил: если в такую субботу усесться на паперти у церкви, то мимо обязательно пройдет человек, которому суждено скоро умереть. Баба Ульяна вот так однажды увидела идущим одного мальчика, а потом и саму себя.
Поговорили и о недавнем солнечном затмении. А Ильюша поведал предание о «лукавом человеке» Тришке. Тот явится в затмение перед концом света и будет всех дурачить. Ни изловить его, ни наказать нельзя. Павлуша дополнил этот рассказ, но свел его к шутке.
Резкий крик цапли ребята приняли за вопли лешего. Но Ильюша заспорил с Костей, что леший вовсе не кричит, а только трещит да «в ладоши хлопает».
Деловитый Павлуша пошел к реке набрать воды. Ильюша, глядя ему вслед, сказал, что человека запросто может ухватить за руку водяной и затащить на дно. Такой водяной, как заметили Федя и Костя, «испортил» местную Акулину-дурочку, и, видно, уволок их общего приятеля Васю. Павлуша вернулся к ребятам и поделился, что кто-то окликал его из воды – и будто бы голосом Васи-утопленника. Такой случай был явно дурной приметой. К утру замолчали и дети, и охотник заснул. Ушел он на рассвете, и видел его только Павлуша. Как оказалось позже, «в том же году Павла не стало». Но он не утонул, а неудачно упал с лошади и «убился». «Жаль, славный был парень!» – заключает рассказчик.