Кого ждали в гости учитель и его жена в сказке черная курица или подземные жители

Урок литературы в 5 классе

Тема: «А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»; развитие навыков выразительного чтения. Сказочное и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

— познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

— показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

— повторить знания учащихся о сказке;

— развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

— развивать умение обобщать проанализированный материал;

— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

— духовно – нравственное воспитание учащихся.

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

Ход урока

Орг. момент.

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему: «Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С. Пушкина известно каждому. Как ее следует понимать? В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование учащимися целей урока)

Актуализация знаний.

Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная

сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

4. Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что вы знаете об авторе этой сказки?

5. Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
      Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и в 1829 году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось «Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу пригласить вас в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же главный герой этого произведения?

Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого пересказа эпизодов с помощью иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем в группах.

1 группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

Расскажите

о любимых занятиях Алеши.

Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

Куда Чернушка повела Алешу?

Кого испугался Алеша и почему?

Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном городе»

Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

Что увидел мальчик в подземном царстве?

Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители Подземного города»

Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

На кого охотятся в Подземном царстве?

Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

Как ведёт

себя Алёша

после подарка короля?

Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

Как был наказан мальчик?

Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?, (волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие этой сказки от народной?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

Это литературная сказка

Ребята, еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)

— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
            — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

                                             Урок литературы в 5б классе

Тема: «А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители.»  Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Урок подготовила и провела

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы №598 Приморского района

Санкт-Петербурга

Дели Галина Ивановна

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»; развитие   навыков   выразительного   чтения.   Сказочное   и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

— познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

— показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

— повторить знания учащихся о сказке;

— развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

— развивать умение обобщать проанализированный материал;

— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

— духовно – нравственное воспитание учащихся.

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

Ход урока

Организационный момент.

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему: «Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.»

Запишите эпиграф:

«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Это высказывание А.С. Пушкина известно каждому человеку. Как ее следует понимать? В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова?  

     (Формулирование учащимися целей урока)

Актуализация знаний.

Что такое сказка?

(Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете?

Чем отличается литературная сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

4. Слово учителя.

        Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть.

Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского? Что вы знаете об авторе этой сказки?

5. Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
      Существительное
пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли
домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и в
1829 году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. Имение писателя называлось «Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу пригласить вас в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же главный герой этого произведения?

Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том, как Алеша оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем в группах.

1 группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

  1. Расскажите о любимых занятиях Алеши.
  2. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
  3. Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

2 группа «Неудачная попытка»

  1. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  2. Куда Чернушка повела Алешу?
  3. Кого испугался Алеша и почему?
  4. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  5. Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном городе»

  1. Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?
  2. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
  3. Что увидел мальчик в подземном царстве?
  4. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
  5. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
  6. Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)
  7. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители Подземного города»

  1. Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве
  2. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)
  3. На кого охотятся в Подземном царстве?
  4. Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?
  5. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

      5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

  1. Как  ведёт себя Алёша  после подарка короля?
  2. Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
  3. Как был наказан мальчик?
  4. Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?
  5. Что произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

       Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского.

 Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?

— Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?  (волшебное число “3” – три сна, волшебный предмет – конопляное зёрнышко, чудесные превращения, курица разговаривает с Алёшей. А есть ли отличие этой сказки от народной?

(У нашей сказки есть автор, а у народной его нет).

 Это литературная сказка

Ребята, еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)

-Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
-Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
-Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
 -Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется
репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать-для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления -для этого мы учимся сравнивать.
-Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
— Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

-Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы:
      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!»
(с. 142).
      2) «-Не полагай, -отвечала Чернушка,-что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою»
(с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность»
(с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Погорельский — Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение «Чёрная курица, или подземные жители», созданное русским писателем Антонием Погорельским, повествует о том, какие чудесные события происходили в жизни простого гимназиста.

Алёша хорошо учился и ладил с учителями и своими сверстниками. Мальчик привязался к курице, которая была вся чёрная. Вот однажды он спас свою любимицу, выкупил её жизнь у кухарки на золотую монетку. Вскоре после этого случая он узнал, что Чернушка — это не простая птица, а житель подземного царства.

Однажды курочка повела Алёшу к себе в гости и попросила его вести себя тихо. Только мальчик по дороге не смог сдержаться и вскрикнул от восторга. Он разбудил стражников, охранявших вход в подземное царство. Пришлось Чернушке сражаться с ними. Алёша лишился чувств и очнулся в своей постели. Мальчик ждал следующего раза, когда курочка снова его пригласит его в гости.

Через некоторое время мальчик и курочка сумели дойти до подземного царства. Король той страны подарил мальчику волшебное зерно за то, что Алёша спас Чернушку от гибели. Это зерно позволяло хорошо рассказывать задание на уроке, даже если его не выучишь. Король попросил мальчика никому не выдавать секрет подземного царства.

С того случая Алёша стал учиться отлично благодаря подарку. Но вскоре он забыл, кому обязан своей отличной учёбой, стал свысока смотреть на неудачи товарищей. Из доброго и усидчивого ученика он превратился в гордого шалунишку.

Вот в один из дней Алёша не смог ответить домашнее задание, потому что его не выучил, а волшебное зерно потерял. Чтобы оправдаться перед учителем, мальчик рассказал о подземном царстве. Преподаватель не поверил словам проказника.

А вскоре Алёша узнал, что из-за того, что тайна подземного царства раскрыта, всем его жителям пришлось уйти из родных мест. После этого известия мальчик с горя тяжело заболел. А когда выздоровел, то снова стал добрым и прилежным. Алёша сам стал учить все уроки.

Автор доказывает своим читателям простую истину, что только трудом добьёшься успеха.

Сюжет — краткое содержание

Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.

Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.

Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.

Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.

Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда. Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Анализ сказки

Что автор хотел донести до читателя сказки

Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.

Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.

Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.

В этом состоит основная мысль произведения. Но оно также напоминает нам, что, ошибаясь в выборе между добром и злом, человек всегда подводит своих друзей. Это не всегда можно исправить — так, Алеша не сможет вернуть подземных жителей или снять кандалы с друга. Но у него есть шанс загладить вину, осознав свои ошибки.

Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:

  • Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
  • автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,

Краткий пересказ сказки Черная курица, или подземные жители

Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.

В некоторых легендах она как раз является посланником Духа Зла. И то, что из-за общения с Чернушкой Алеша все больше погружается в свои фантазии, отдаляясь от реальности, может быть намеком именно на это. Да и сам талисман (заметим, он из конопли — символа дурмана) дает мальчику весьма сомнительные способности, если задуматься.

Главные герои

Алеша – десятилетний мальчик, добрый, веселый, жалостливый, хороший товарищ, которому предстоит пройти трудные испытания.

Чернушка – в мире людей – курица, а в подземном городе – министр, добрый, мудрый и справедливый.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»
  • для самых компанейских — Главные герои «Черная курица, или Подземные жители»

Отзыв

Знакомство с подземными жителями и подаренное волшебное зернышко стало настоящим испытанием для Алеши. К сожалению, он не оправдал их доверие, и предал, рассказав учителю об их существовании. Радует лишь то, что Алеша понял, насколько был неправ, и исправился.

Рисунок-иллюстрация к сказке Черная курица, или подземные жители

Рисунок-иллюстрация к сказке Черная курица, или подземные жители.

Спасение курицы

Однажды в каникулы учитель и его жена готовились к приёму директора училищ. Алёшу отпустили гулять, и он начал приманивать курочек к себе поближе. В это время во двор вышла кухарка с большим ножом. Мальчик знал, что опять недосчитается кого-то из своих подопечных. Он убежал и спрятался за курятником. Вскоре он услышал, что кричит Чернушка, и ему послышалось: «Алёша, спаси Чернуху!» Мальчик бросился к кухарке и обнял её. От неожиданности женщина выпустила птицу. Алёша стал умолять не ловить его любимицу.

В награду он предложил кухарке своё единственное богатство — золотой империал. Это был подарок любимой бабушки, и мальчику очень жаль было с ним расставаться. Кухарка убедилась, что их никто не видит, и взяла монету.

Когда женщина ушла в дом, Чернушка подбежала к Алёше. Она хлопала крыльями, кудахтала, кружилась и, похоже было, что пыталась поблагодарить за спасение.

Жизнь детей в пансионе

Пересказ начинается с описания двухэтажного дома на Васильевском острове, в котором размещался мужской пансион. Наверху жил содержатель пансиона и располагались классы. Внизу была комната, в которой жили 2 древние старушки, видевшие своими глазами ещё Петра I. В другом крыле первого этажа находились спальни для детей.

Мальчик Алёша, с которым произошли все эти невероятные приключения, жил в пансионе постоянно. Это был умный и милый ребёнок, и все его любили. Родители Алёши были очень далеко, и он оставался в пансионе один, когда другие дети уезжали домой на выходные или каникулы. Учитель разрешал ему выходить во двор погулять. Мальчик подбегал к забору, через дырки смотрел на переулок, пролегавший за оградой, и ждал волшебницу, которая принесёт ему игрушку или письмо из дома. Ещё Алёша любил кормить курочек, бегавших по двору. Особенно ему нравилась чёрная хохлатая курица, названная Чернушкой.

Очень краткий пересказ повести «Черная курица, или Подземные жители»

Главный герой произведения – Алеша, проживающий при пансионе в Санкт-Петербурге вдалеке от своих родителей. Парнишка хорошо учится, дружит с другими ребятами и добродушен по натуре. Как-то раз ему удается спасти курочку от попадания на кухню, и благодаря этому поступку жизнь мальчика коренным образом меняется. Курочка оказывается не простой, а волшебной. У Алеши с ее подачи появляются невероятные способности. Однако вместо того, чтобы воспользоваться ими во благо, он постепенно превращается в заносчивого, дерзкого и ленивого подростка. Алеша совершает неблаговидный поступок, но вскоре раскаивается.

История создания

Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский. А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы.

Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:

  • зловещие двойники;
  • различные мистические преображения;
  • борьба с самим Духом Зла.

Главные герои и анализ написанного

А вот «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная повесть, где реалистичные сцены переплетаются с фантастическими эпизодами. Причем история эта построена таким образом, что необычные персонажи, которые окружают Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель об этом так и не узнает достоверно. Ведь мальчик очень любит читать, и, как и Дон Кихот Сервантеса, он большой охотник до рыцарских романов и волшебных историй.

Книга была благосклонно принята критиками и пользовалась популярностью у публики. И это неудивительно, поскольку все в ней было основано на понимании того, как дети воспринимают окружающий мир. Недаром великий писатель Толстой говорил, что «Черная курица» была его любимой книгой в детстве.

Повесть была напечатана в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стала своего рода сенсацией. Издатель Борис Федоров приложил все усилия для того, чтобы Погорельский написал продолжение истории или хотя бы еще что-нибудь в том же духе. Но будущий основоположник русской фантастической прозы больше для детей не написал ничего, хотя его творчество для взрослых также заслуживает внимания.

В подземном царстве

Ночью, когда Алёша лежал один в спальне, из-под простыни, свисающей с соседней кровати, показалась чёрная курица и пригласила идти за собой. Она пообещала показать что-то интересное. Курочка повела его в другое крыло, в спальню старушек, и строго велела ничего не трогать. У старых женщин жили попугай и кошка, которая умела подавать лапу. Проходя мимо кошки, мальчик не удержался и предложил ей руку. Тут случилось неожиданное:

  • кошка замяукала;
  • попугай закричал;
  • старушки проснулись.

Чернушка быстро вышла в другую дверь, Алёша последовал за ней. Чёрная курица была очень недовольна мальчиком. Он ослушался её и, наверное, разбудил рыцарей. Алёша не понял, о чём Чернушка говорит, но она велела идти за ней. Спустившись в погреб, они прошли узкими коридорами и оказались в большом зале. По обеим сторонам на стенах висели рыцари с копьями и в доспехах. Чёрная курица направилась к медной двери, но рыцари тут же соскочили со стены и бросились на неё. Алёша испугался и упал в обморок.

Утром он проснулся в своей постели и подумал, что это был просто сон. За обедом учительша сказала, что чёрная курица пропала. Мальчик испугался, что больше её не увидит. Но на следующую ночь Чернушка опять появилась и пригласила идти за собой. Мальчик пообещал больше ничего не трогать, и они опять прошли через комнату старушек. Теперь рыцари не помешали им войти в медную дверь, и они оказались в другом зале, который освещался маленькими свечками. Чернушка оставила Алёшу одного.

Вскоре зал наполнился небольшими людьми в пол-аршина ростом. Они были одеты в военную или гражданскую одежду. Вдруг открылась дверь, и показался король со своей свитой. На нём была светло-зелёная мантия, обшитая мышиным мехом. Король подозвал к себе мальчика и кратко поблагодарил за спасение своего министра. Алёша осмотрелся и увидел среди придворных человечка в чёрном, с малиновой шапочкой на голове. Он догадался, что это его любимая курочка.

В награду король предложил исполнить любое желание мальчика. Алёша захотел всегда знать урок, даже если и не учил его. Тогда паж поднёс золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко. Мальчик завернул семечко в бумажку и положил в карман. Король поведал, что пока семечко у Алёши, он всегда будет знать урок, но запретил рассказывать кому-либо о подземных жителях, иначе им всем придётся покинуть это место навсегда.

Учёба с помощью зёрнышка

В понедельник съехались все ученики и начались классы. Алёша очень боялся урока истории, которую преподавал содержатель пансиона. Мальчик ничего не выучил, но сумел рассказать всё заданное без сокращения и ошибок. Похвала учителя привела его в смущение, потому что была незаслуженной. В течение нескольких недель Алёша неизменно поражал учителей своими успехами. Его хвалили и ставили в пример товарищам. Мальчик знал, что это не его достижение, и стыдился похвал. Чернушка не появлялась, хотя Алёша звал её каждую ночь.

Слух о необыкновенных способностях ученика разнёсся по всему Петербургу. Пансион прославился, и многие родители пытались определить туда своих детей, чтобы они стали такие же учёные, как Алёша. Мальчик очень изменился:

  • привык к похвалам;
  • начал важничать перед другими детьми;
  • стал гордым и непослушным.

Учителю надоело плохое поведение строптивого ученика, он стал давать задания в несколько раз больше. Однако мальчик со всем справлялся.

Но однажды, когда его вызвали, он не смог сказать ни слова. Оказалось, что он потерял где-то конопляное семечко. Учитель очень рассердился, велел всё выучить, дал книгу и запер в спальне.

К вечеру Алёша с трудом осилил 2 страницы из заданных 20. Он звал Чернушку и молил её о помощи. Товарищи презрительно смотрели на него. Заносчивый ученик разозлил их своим поведением, теперь его никто не любил. Ночью появилась курица. Она сказала, что не узнаёт Алёшу, он не похож на того доброго и скромного мальчика, который спас её. Но бросить спасителя в беде она не могла и вернула ему зёрнышко.

Наутро Алёша блестяще ответил весь урок, чем ещё больше укрепил учителя в уверенности, что вчера мальчик притворялся и поэтому заслуживает наказания. Он велел принести розги. Алёша испугался, заплакал и пообещал исправиться. Детям стало его жалко, и они попросили учителя отменить наказание.

Наставник смилостивился, но велел Алёше рассказать, почему он вчера не мог ответить, а сегодня рассказал всё без ошибки. Тот забыл про обещание и рассказал про рыцарей и подземных жителей. Учитель страшно рассердился: «Как! — вскричал он с гневом. — Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня ещё вздумали дурачить, рассказывая сказку о чёрной курице?» и бедного мальчика высекли.

uchitel-chernaja-kurica-obraz-harakteristika-opisanie
Алеша и учитель.
Иллюстрация
Э. Е. Беньяминсона

Учитель является одним из ярких второстепенных персонажей повести «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика учителя в повести «Черная курица, или Подземные жители»: описание героя в цитатах из произведения.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»

Учитель в повести «Черная курица, или Подземные жители»: характеристика, образ, описание

Учитель и его жена являются хозяевами пансиона для мальчиков в Петербурге. В этом пансионе учится главный герой произведения — мальчик Алеша:

«…к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском острове, в Первой линии.»

Всего в пансионе обучается 30-40 мальчиков. Также здесь живут две старушки-голландки, которым более ста лет:

«В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.»

«…а по левую жили две старушки, голландки, из которой каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали…»

По своему происхождению учитель является обрусевшим немцем:

«Учитель был родом немец…»

О внешности учителя известно следующее:

«В назначенный день рано поутру явился парикмахер и показал свое искусство над буклями*, тупеем** и длинной косой учителя.» 

(*букли — локоны, **тупей — начес из волос на лбу)

Дом, в котором находит пансион, выглядит следующим образом:

«Дом, которого теперь – как уже я вам сказывал – вы не найдете, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу… Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней…»

У учителя в пансионе есть небольшая библиотека, в которой ученики берут книги:

«…книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки.»
«…а в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и волшебные повести, – и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частью состояла из книг сего рода.»

Судя по всему, учитель хорошо выполняет свою работу. За это родители его учеников подарили ему два бриллиантовых перстня:

«…два бриллиантовые перстня, когда‑то подаренные ее мужу родителями учеников.»

По вечерам учитель обходит комнаты своих учеников, чтобы убедиться, все ли в порядке:

«Немного погодя учитель, провожавший директора со свечою, вошел к нему в комнату, посмотрел, все ли в порядке, и вышел вон, замкнув дверь ключом.»

Когда дети хорошо занимаются, учитель хвалит их:

«Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях.»

Когда Алеша становится лучшим учеником Петербурга (с помощью волшебного зернышка), учитель «носит его на руках»:

«Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе…»

В целом учитель ведет себя строго и требовательно со своими учениками, но при этом он вежлив, спокоен и доброжелателен. Он следит за тем, чтобы ребята вели себя скромно и не баловались. Когда Алеша ведет себя плохо, учитель пытается исправить его поведение. Например, он дает мальчику все больше домашних заданий:

«Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика и для того задавал ему уроки вдвое и втрое большие, нежели другим; но и это нисколько не помогало.» 

«Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее.»

Господин учитель не любит, когда ученики обманывают его или не говорят всю правду:

«– Вы знаете урок свой, – сказал он ему, – это правда, но зачем вы вчера не хотели его сказать?» 

«…сегодня вы еще увеличили вину вашу тем, что солгали.» (учитель — Алеше)

Учитель является мудрым человеком. Он считает, что чем способнее ребенок, тем скромнее он должен себя вести:

«Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, – сказал он Алеше, – тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли.»

Обычно учитель никогда не наказывает ребят розгами. Однако в случае с Алешей он впервые прибегает к физическому наказанию. Это случается, когда мальчик не может объяснить, почему так быстро выучил домашнее задание:

«Между тем учитель, полагая, что он накануне не хотел отвечать урока из упрямства, счел за нужное строго наказать его.» 

«И бедного Алешу высекли.»

Учитель является воспитанным и тактичным человеком. Он не напоминает Алеше о печальных событиях, которые тот стыдится обсуждать:

«Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить…»

Таков цитатный образ и характеристика учителя в повести «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: описание персонажа в цитатах из произведения.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Погорельский — Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение «Чёрная курица, или подземные жители», созданное русским писателем Антонием Погорельским, повествует о том, какие чудесные события происходили в жизни простого гимназиста.

Алёша хорошо учился и ладил с учителями и своими сверстниками. Мальчик привязался к курице, которая была вся чёрная. Вот однажды он спас свою любимицу, выкупил её жизнь у кухарки на золотую монетку. Вскоре после этого случая он узнал, что Чернушка — это не простая птица, а житель подземного царства.

Однажды курочка повела Алёшу к себе в гости и попросила его вести себя тихо. Только мальчик по дороге не смог сдержаться и вскрикнул от восторга. Он разбудил стражников, охранявших вход в подземное царство. Пришлось Чернушке сражаться с ними. Алёша лишился чувств и очнулся в своей постели. Мальчик ждал следующего раза, когда курочка снова его пригласит его в гости.

Через некоторое время мальчик и курочка сумели дойти до подземного царства. Король той страны подарил мальчику волшебное зерно за то, что Алёша спас Чернушку от гибели. Это зерно позволяло хорошо рассказывать задание на уроке, даже если его не выучишь. Король попросил мальчика никому не выдавать секрет подземного царства.

С того случая Алёша стал учиться отлично благодаря подарку. Но вскоре он забыл, кому обязан своей отличной учёбой, стал свысока смотреть на неудачи товарищей. Из доброго и усидчивого ученика он превратился в гордого шалунишку.

Вот в один из дней Алёша не смог ответить домашнее задание, потому что его не выучил, а волшебное зерно потерял. Чтобы оправдаться перед учителем, мальчик рассказал о подземном царстве. Преподаватель не поверил словам проказника.

А вскоре Алёша узнал, что из-за того, что тайна подземного царства раскрыта, всем его жителям пришлось уйти из родных мест. После этого известия мальчик с горя тяжело заболел. А когда выздоровел, то снова стал добрым и прилежным. Алёша сам стал учить все уроки.

Автор доказывает своим читателям простую истину, что только трудом добьёшься успеха.

Сюжет — краткое содержание

Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.

Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.

Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.

Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.

Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда. Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Пословицы к произведению

Давши слово, держись, а, не давши, крепись.

Друг познается в беде.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Долг платежом красен.

Один в грехе, а все в ответе.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Очень краткий пересказ повести «Черная курица, или Подземные жители»

Главный герой произведения – Алеша, проживающий при пансионе в Санкт-Петербурге вдалеке от своих родителей. Парнишка хорошо учится, дружит с другими ребятами и добродушен по натуре. Как-то раз ему удается спасти курочку от попадания на кухню, и благодаря этому поступку жизнь мальчика коренным образом меняется. Курочка оказывается не простой, а волшебной. У Алеши с ее подачи появляются невероятные способности. Однако вместо того, чтобы воспользоваться ими во благо, он постепенно превращается в заносчивого, дерзкого и ленивого подростка. Алеша совершает неблаговидный поступок, но вскоре раскаивается.

Учёба с помощью зёрнышка

В понедельник съехались все ученики и начались классы. Алёша очень боялся урока истории, которую преподавал содержатель пансиона. Мальчик ничего не выучил, но сумел рассказать всё заданное без сокращения и ошибок. Похвала учителя привела его в смущение, потому что была незаслуженной. В течение нескольких недель Алёша неизменно поражал учителей своими успехами. Его хвалили и ставили в пример товарищам. Мальчик знал, что это не его достижение, и стыдился похвал. Чернушка не появлялась, хотя Алёша звал её каждую ночь.

Слух о необыкновенных способностях ученика разнёсся по всему Петербургу. Пансион прославился, и многие родители пытались определить туда своих детей, чтобы они стали такие же учёные, как Алёша. Мальчик очень изменился:

  • привык к похвалам;
  • начал важничать перед другими детьми;
  • стал гордым и непослушным.

Учителю надоело плохое поведение строптивого ученика, он стал давать задания в несколько раз больше. Однако мальчик со всем справлялся.

Но однажды, когда его вызвали, он не смог сказать ни слова. Оказалось, что он потерял где-то конопляное семечко. Учитель очень рассердился, велел всё выучить, дал книгу и запер в спальне.

К вечеру Алёша с трудом осилил 2 страницы из заданных 20. Он звал Чернушку и молил её о помощи. Товарищи презрительно смотрели на него. Заносчивый ученик разозлил их своим поведением, теперь его никто не любил. Ночью появилась курица. Она сказала, что не узнаёт Алёшу, он не похож на того доброго и скромного мальчика, который спас её. Но бросить спасителя в беде она не могла и вернула ему зёрнышко.

Наутро Алёша блестяще ответил весь урок, чем ещё больше укрепил учителя в уверенности, что вчера мальчик притворялся и поэтому заслуживает наказания. Он велел принести розги. Алёша испугался, заплакал и пообещал исправиться. Детям стало его жалко, и они попросили учителя отменить наказание.

Наставник смилостивился, но велел Алёше рассказать, почему он вчера не мог ответить, а сегодня рассказал всё без ошибки. Тот забыл про обещание и рассказал про рыцарей и подземных жителей. Учитель страшно рассердился: «Как! — вскричал он с гневом. — Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня ещё вздумали дурачить, рассказывая сказку о чёрной курице?» и бедного мальчика высекли.

В подземном царстве

Ночью, когда Алёша лежал один в спальне, из-под простыни, свисающей с соседней кровати, показалась чёрная курица и пригласила идти за собой. Она пообещала показать что-то интересное. Курочка повела его в другое крыло, в спальню старушек, и строго велела ничего не трогать. У старых женщин жили попугай и кошка, которая умела подавать лапу. Проходя мимо кошки, мальчик не удержался и предложил ей руку. Тут случилось неожиданное:

  • кошка замяукала;
  • попугай закричал;
  • старушки проснулись.

Чернушка быстро вышла в другую дверь, Алёша последовал за ней. Чёрная курица была очень недовольна мальчиком. Он ослушался её и, наверное, разбудил рыцарей. Алёша не понял, о чём Чернушка говорит, но она велела идти за ней. Спустившись в погреб, они прошли узкими коридорами и оказались в большом зале. По обеим сторонам на стенах висели рыцари с копьями и в доспехах. Чёрная курица направилась к медной двери, но рыцари тут же соскочили со стены и бросились на неё. Алёша испугался и упал в обморок.

Утром он проснулся в своей постели и подумал, что это был просто сон. За обедом учительша сказала, что чёрная курица пропала. Мальчик испугался, что больше её не увидит. Но на следующую ночь Чернушка опять появилась и пригласила идти за собой. Мальчик пообещал больше ничего не трогать, и они опять прошли через комнату старушек. Теперь рыцари не помешали им войти в медную дверь, и они оказались в другом зале, который освещался маленькими свечками. Чернушка оставила Алёшу одного.

Вскоре зал наполнился небольшими людьми в пол-аршина ростом. Они были одеты в военную или гражданскую одежду. Вдруг открылась дверь, и показался король со своей свитой. На нём была светло-зелёная мантия, обшитая мышиным мехом. Король подозвал к себе мальчика и кратко поблагодарил за спасение своего министра. Алёша осмотрелся и увидел среди придворных человечка в чёрном, с малиновой шапочкой на голове. Он догадался, что это его любимая курочка.

В награду король предложил исполнить любое желание мальчика. Алёша захотел всегда знать урок, даже если и не учил его. Тогда паж поднёс золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко. Мальчик завернул семечко в бумажку и положил в карман. Король поведал, что пока семечко у Алёши, он всегда будет знать урок, но запретил рассказывать кому-либо о подземных жителях, иначе им всем придётся покинуть это место навсегда.

Отзыв

Знакомство с подземными жителями и подаренное волшебное зернышко стало настоящим испытанием для Алёши. К сожалению, он не оправдал их доверие и предал, рассказав учителю об их существовании. Радует лишь то, что Алёша понял, насколько был неправ, и исправился.

Рисунок-иллюстрация к сказке Чёрная курица, или Подземные жители

Рисунок-иллюстрация к сказке Чёрная курица, или Подземные жители.

Анализ сказки

Что автор хотел донести до читателя сказки

Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.

Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.

Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.

В этом состоит основная мысль произведения. Но оно также напоминает нам, что, ошибаясь в выборе между добром и злом, человек всегда подводит своих друзей. Это не всегда можно исправить — так, Алеша не сможет вернуть подземных жителей или снять кандалы с друга. Но у него есть шанс загладить вину, осознав свои ошибки.

Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:

  • Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
  • автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,

Краткий пересказ сказки Черная курица, или подземные жители

Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.

В некоторых легендах она как раз является посланником Духа Зла. И то, что из-за общения с Чернушкой Алеша все больше погружается в свои фантазии, отдаляясь от реальности, может быть намеком именно на это. Да и сам талисман (заметим, он из конопли — символа дурмана) дает мальчику весьма сомнительные способности, если задуматься.

Жизнь детей в пансионе

Пересказ начинается с описания двухэтажного дома на Васильевском острове, в котором размещался мужской пансион. Наверху жил содержатель пансиона и располагались классы. Внизу была комната, в которой жили 2 древние старушки, видевшие своими глазами ещё Петра I. В другом крыле первого этажа находились спальни для детей.

Мальчик Алёша, с которым произошли все эти невероятные приключения, жил в пансионе постоянно. Это был умный и милый ребёнок, и все его любили. Родители Алёши были очень далеко, и он оставался в пансионе один, когда другие дети уезжали домой на выходные или каникулы. Учитель разрешал ему выходить во двор погулять. Мальчик подбегал к забору, через дырки смотрел на переулок, пролегавший за оградой, и ждал волшебницу, которая принесёт ему игрушку или письмо из дома. Ещё Алёша любил кормить курочек, бегавших по двору. Особенно ему нравилась чёрная хохлатая курица, названная Чернушкой.

История создания

Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский. А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы.

Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:

  • зловещие двойники;
  • различные мистические преображения;
  • борьба с самим Духом Зла.

Главные герои и анализ написанного

А вот «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная повесть, где реалистичные сцены переплетаются с фантастическими эпизодами. Причем история эта построена таким образом, что необычные персонажи, которые окружают Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель об этом так и не узнает достоверно. Ведь мальчик очень любит читать, и, как и Дон Кихот Сервантеса, он большой охотник до рыцарских романов и волшебных историй.

Книга была благосклонно принята критиками и пользовалась популярностью у публики. И это неудивительно, поскольку все в ней было основано на понимании того, как дети воспринимают окружающий мир. Недаром великий писатель Толстой говорил, что «Черная курица» была его любимой книгой в детстве.

Повесть была напечатана в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стала своего рода сенсацией. Издатель Борис Федоров приложил все усилия для того, чтобы Погорельский написал продолжение истории или хотя бы еще что-нибудь в том же духе. Но будущий основоположник русской фантастической прозы больше для детей не написал ничего, хотя его творчество для взрослых также заслуживает внимания.

Спасение курицы

Однажды в каникулы учитель и его жена готовились к приёму директора училищ. Алёшу отпустили гулять, и он начал приманивать курочек к себе поближе. В это время во двор вышла кухарка с большим ножом. Мальчик знал, что опять недосчитается кого-то из своих подопечных. Он убежал и спрятался за курятником. Вскоре он услышал, что кричит Чернушка, и ему послышалось: «Алёша, спаси Чернуху!» Мальчик бросился к кухарке и обнял её. От неожиданности женщина выпустила птицу. Алёша стал умолять не ловить его любимицу.

В награду он предложил кухарке своё единственное богатство — золотой империал. Это был подарок любимой бабушки, и мальчику очень жаль было с ним расставаться. Кухарка убедилась, что их никто не видит, и взяла монету.

Когда женщина ушла в дом, Чернушка подбежала к Алёше. Она хлопала крыльями, кудахтала, кружилась и, похоже было, что пыталась поблагодарить за спасение.

  • Кого ждала царица сидя дома у окна сказка о мертвой царевне
  • Кого высмеивают в сказке новый наряд короля
  • Кого высмеивал в своих рассказах м зощенко
  • Кого встретили братья в деревне в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Кого встретила на дороге ведьма из сказки андерсена огниво