Обновлено: 09.01.2023
Сюжет
7-классник Женя Касаткин живет с мамой. Он болен пороком сердца. И переходит в новую школу, поближе к хорошей больнице. Весной он ловит с другом рыбешек в холодном ручье. И вскоре умирает в больнице. Ребята хоронят Женю. Всем тяжело на душе.
Отзыв
Тема жалости и скорби, детского сострадания, чувства вины. Тема материнской любви, смирения, борьбы за жизнь и право быть обыкновенным мальчишкой. Белая рубашка – символ чистоты, болезни и близкой смерти. Ребята были одеты кто в чем, а он – в белом, не для улицы. В России в старину хоронили в белой рубахе. В его смерти никто не виноват. Дети не понимали опасность. Дети думают, что они бессмертны. В конце они пинают лед – от бессилия, горя и страха. Они не могут выразить свои чувства. Рассказ учит жалеть других, тех, кто слабее. Учит заботиться друг о друге, взрослеть в испытаниях. Учит ценить жизнь, время, семью, друзей.
В седьмом классе к нам пришел новый ученик Женя Касаткин. Они с матерью жили в деревне и приехали в село, чтобы вылечить Женю. Но болезнь его – врожденный порок сердца – была неизлечимой, и он умер от нее на следующий год, в мае.
Круглые пятерки стояли в дневнике Жени, только по физкультуре был прочерк, и хотя по болезни он не учился по две-три недели, все равно он знал любой урок лучше нашего. Мне так вообще было хорошо, я сидел с ним за одной партой. Мы подружились. Дружба наша была неровна – он не мог угнаться за нами, но во всем остальном опережал. Авторучки были тогда редкостью, он первый изобрел самодельную. Брал тонкую-тонкую проволочку, накручивал ее на иголку и полученную пружинку прикреплял снизу к перышку. Если таких пружинок было побольше, то ручка зараз набирала столько чернил, что писала целый урок. Такое вечное перо он подарил и мне. А я спросил:
– Как называется твоя болезнь?
Пришла весна. Когда вода в ручье за околицей вошла в берега, мы стали ходить на него колоть усачей. Усачи – небольшие рыбки – жили под камешками. Как-то раз я позвал Женю. Он обрадовался. Матери его дома не было, и Женя, глядя на меня, пошел босиком. Земля уже прогрелась, но вода в ручье была сильно холодной, ручей бежал из хвойного леса, и на дне, особенно под обрывами, еще лежал шершавый лед. Вилка была одна на двоих.
Чтобы выхвалиться перед Женькой своей ловкостью, я полез первым. Нужно было большое терпение, чтобы подойти, не спугнув, сзади. Усачи стояли головами против течения. Как назло, у меня ничего не получалось, мешала дурацкая торопливость.
Женька зашел вперед, выследил усача и аккуратно наколол его на вилку, толстенького, чуть не с палец. А я вылез на берег и побегал, чтоб отогреть ноги. У Женьки получалось гораздо лучше, он все брел и брел по ледяной воде, осторожно поднимая плоские камни. Байка наполнялась.
Солнце снизилось, стало холодно. Я даже на берегу замерз, а каково было ему, чуть не километр шедшему по колено в воде. Он вылез на берег.
– Ты побегай, – посоветовал я. – Согреешься.
Но как же он мог побегать – с больным-то сердцем? Мне бы ему ноги растереть. Да в конце концов хотя бы матери его сказать, что он замерз, но он не велел говорить, где мы были, всех усачей отдал мне. Дрожал от холода, но был очень доволен, что не отстал от меня, даже лучше.
Его снова положили в больницу. Так как он часто там лежал, то я и не подумал, что на этот раз из-за нашей рыбалки.
– Купаться уже начали! – кричали мы. – На Поповском озере. Ты давай, кончай сачковать!
Он улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед.
Раз нельзя, то мы и не принесли ему дикого лука. На другой день ходили есть сивериху – сосновую кашку, еще через день жечь траву на Красную гору, потом снова бегали за диким луком, но он уже зачерствел.
На четвертый день, на первой перемене, учительница вошла в класс и сказала:
– Одевайтесь, уроков не будет. Касаткин умер.
И все посмотрели на мою парту. Собрали деньги. Немного, но добавила учительница. Без очереди купили в школьном буфете булок, сложили в два портфеля и пошли.
В доме, в передней, стоял гроб. Женькина мать, увидев нас, запричитала. Другая женщина, как оказалось, сестра матери, стала объяснять учительнице, что вскрытия не делали, и так ясно, что отмучился.
Ослепленные переходом от солнечного дня к темноте, да еще и окна были завешены, мы столпились у гроба.
– Побудьте, милые, – говорила мать, – я вас никого не знаю, все Женечка о вас рассказывал, побудьте с ним, милые. Не бойтесь.
Не помню его лица. Только белую пелену и бумажные цветы. Цветы эти сестра матери снимала с божницы и укладывала вдоль доски. Это теперь я понимаю, Женя был красивый. Темные волосы, высокий лоб, тонкие пальцы на руках, покрасневшие тогда в ледяной воде. Голос у него был тихим, привыкшим к боли. Мать говорила:
– Вот эту книжечку он читал, да не дочитал, положу с ним в дорожку.
И она положила в гроб, к левой руке Жени, книгу, но какую, не помню, хотя мы и старались прочесть название.
Когда мы засобирались уходить, мать Жени достала из его портфеля самодельное вечное перо и попросила нас всех написать свои имена.
– Пойду Женечку поминать, а вас всех запишу за здравие. Живите, милые, за моего Женечку.
Подходили к столу и писали на листке из тетради по немецкому языку. Ручки хватило на всех. Написала и учительница. Одно имя, без отчества.
Хоронили Женю Касаткина назавтра. Снова было солнце. Ближе к кладбищу пошли лужи, но все равно мы не ставили гроб на телегу, несли на руках, на очень длинных расшитых полотенцах. Менялись на ходу и старались не останавливаться – за этим следила сестра матери, – остановка с покойником была плохой приметой. Наша учительница и еще одна вели под руки мать Жени.
А когда на этих же полотенцах стали опускать гроб, то мы с Колькой, который один из всех мальчишек плакал, – он был старше нас, вечный второгодник, и Женя занимался с ним, – мы с Колькой спрыгнули в могилу и приняли гроб – Колька в изголовье, я – в ногах.
Потом все подходили и бросали по горсти мокрой земли.
И, уже вернувшись в село, мы никак не могли разойтись, пришли к школе и стояли всем классом на спортплощадке. Вдоль забора тянулась широкая скамья, под ней еще оставался лед. Кто-то из ребят начал пинать этот лед. Остальные тоже.
Источник: православная газета Севера России Автор: Владимир КРУПИН
7 сентября 2016 года исполняется 75 лет писателю Владимиру Крупину. К юбилею мы публикуем три коротких рассказа Владимира Николаевича, которые, как нам кажется, лучше всего дают представление о его творчестве.
Собака и хозяин
Собачьи враги — это кошки и дворники. С ними лучше не связываться. Когда кошку загонишь в угол, и ей некуда деваться, зашипит и может глаза выцарапать. А когда залаешь на дворника, это он тебе запомнит.
Уж лучше молча идти мимо. Мимо кошек, дворника, машин, мимо огромных мусорных баков, вдоль бетонного забора, по краю просторных луж, в которых шевелятся воробьи, всё мимо и мимо. Но куда? Некуда идти. Вот и идёшь обратно мимо луж, забора, машин, мусора, кошек, дворника. И хозяина ведёшь за собой. Раньше собака думала, что хозяин всемогущ, что он с высоты своего роста далеко видит и знает, куда идти. Но он видит то же, что и собака: воробьёв, мусор, забор, лужу, кошек, дворника, с которым здоровается. И так же идёт вдоль всего этого.
И они долго молчат.
Объявления на столбах
Фото Lance Neilson
Кажется в Тюмени, услышал я об одном подростке. И он никак не уходил из памяти. Хотя случай самый, к несчастью нашему, обычный — его родители жили немирно друг с другом, ссорились, дело шло к разводу.
О размене их квартиры они говорили как о деле решенном. Оба уверяли, что мальчик ни в чем не пострадает: как была у него тут отдельная комната, так и будет. С кем бы он ни жил. И что он всегда сможет ходить к любому из них. Они найдут варианты размена в своем районе, не станут обращаться в газету, а расклеят объявления сами, на близлежащих улицах.
Однажды вечером мать пришла с работы, и принесла стопку желтых листочков с напечатанными на них объявлениями о размене квартиры. Велела отцу немедленно идти и их расклеивать. И клей вручила, и кисточку.
Отец тут же надернул плащ, схватил берет и вышел.
— А ты — спать! — закричала мать на сына.
Они жили на первом этаже. Мальчик ушел в свою комнату, открыл окно, и тихонько вылез. И как был, в одной рубашке, побежал за отцом, но не стал уговаривать его не расклеивать объявления, он понимал, что отец не послушает, а крался, прячась, сзади и следил. Замечал, на каком столбе или заборе, или на остановке отец прилеплял желтые бумажки, выжидал время, подбегал к ним и срывал. С ненавистью комкал объявления, рвал, швырял в урны, топтал ногами, как какого-то гада, или бросал в лужи книзу текстом. Чтоб никто даже и не смог прочесть объявления.
Так же незаметно вернулся в дом. Наутро затемпературил, кашлял. С ним родители сидели по очереди. Он заметил, что они перестали ругаться. Когда звонил телефон, снимали трубку, ожидая, что будут спрашивать о размене квартиры. Но нет, никто не спрашивал.
Мальчик специально не принимал лекарства, прятал их, а потом выбрасывал. Но все равно через неделю температура выровнялась, врачиха сказала, что завтра можно в школу.
Он подождал вечером, когда родители уснут, разделся до майки и трусов и открыл окно. И стоял на сквозняке. Так долго, что сквозняк и они почувствовали. Первой что-то заподозрила мама и пришла в комнату сына. Закричала отца. Мальчику стало плохо. Он рвался и кричал, что все равно будет болеть, что пусть умрет, но не надо разменивать квартиру, не надо расходиться. Его прямо било в приступе рыданий.
— Вам никто не позвонит! — кричал он. — Я все равно сорву все объявления! Зачем вы так? Зачем? Тогда зачем я у вас? Тогда вы все врали, да? Врали, что будет сестричка, что в деревню все вместе поедем, врали? Эх вы!
И вот тогда только его родители что-то поняли.
Но дальше я не знаю. Не знаю, и врать не хочу. Но то, что маленький отрок был умнее своих родителей, это точно. Ведь сходились они по любви, ведь такой умный и красивый сын не мог быть рожден не по любви. Если что-то потом и произошло у них в отношениях, это же было не смертельно. Если уж даже Сам Господь прощает грехи, то почему мы не можем прощать друг другу обиды? Особенно ради детей.
Папаша Рекс
От детства до сего времени у меня было и есть очень много знакомых собак. Лучше бы и не было: так тяжело вспоминать каждую. Какую убили, какую отравили, а которая сама умерла, и так медленно умирала, так страшно и долго слабела, так преданно и виновато глядела на тебя, а ты ничем не мог помочь, уже и к ветеринарам возили, уже всё перепробовали, что хотелось одного — скорее бы отмучалась. И каждую помню.
А сейчас у меня Найда. Честно сказать, не моя, соседская, но когда приезжаю в Никольское, она от меня не отходит. Сижу за столом, поднимаю глаза — на крыльце Найда. Ей для радости даже одного моего взгляда хватает. Рыжая такая, большущая.
Зимой бегает по двору свободно, летом удел её — конура и цепь. Хозяйка очень оберегает породистую Найду от настойчивых женихов, потому что куда потом деваться со щенками, а топить жалко. Заборы у нас плотные, калитки надёжные. Но в прошлую осень к Найде как-то проник бездомный пёс. Страшно грязный, лохматый, смешной. На морде рыжие усы, белые длинные брови, уши торчат в разные стороны. Шерсть редкая, жёсткая. Я узнал, что он Рекс, когда услышал, как мальчишки на улице его подсвистывают.
Рекс на всех лает. И на меня. Даже обидно. Когда что Найде привожу, то и его не забываю. Но как он преодолел ограду? Хозяйка искала долго и, наконец, обнаружила в дальнем углу огорода, в зарослях малины подкоп. Конечно, Рекс прорыл. Она подкоп камнями завалила.
Найда притащила четырнадцать щенков. Пять из них оказались не жильцы, но и остальных надо кормить. Найда исхудала так, что стала скелетом, обтянутым рыжей кожей. Чтобы иногда хоть немного отдохнуть от деточек, запрыгивала на крышу конуры, а они возмущались внизу. Потом и они взяли эту первую в жизни высоту.
Ела Найда много. А уж сколько щенки стали есть, когда зубки прорезались, не сказать.
— Каждый день ведро им варю, — говорит соседка.
Я тоже, как мог, участвовал в их выращивании. Они молотили всё: зачерствелый хлеб, сухие макароны, просроченные консервы. Стали свободно ходить ко мне и паслись на одворице. Раз выхожу — что-то блестит. Гляжу — это старая наша кастрюля. В ней давно варили варенье, забыли на плите, оно всё сгорело. Кастрюлю не смогли отчистить, выбросили. И вот, щенки за неё взялись, выскребли её снаружи и внутри, вычистили, аж сверкает.
Стали вдруг на моём участке появляться разные отбросы: пакеты рваные, бутылки пластиковые, разный, истерзанный воронами, мусор. Я на ворон и думал.
А соседка смеётся. Объяснила:
— Да это же Рекс. Он через ваш двор бегает. Найду кормит, заботится о ней, о детях своих. От него они, сразу же видно. Бегает по помойкам, вынюхивает пакеты с едой, выбирает какой получше и тащит. Вы посмотрите, думаю, где-то и у вас подкоп сделал.
Я прошёл вдоль забора — точно, есть подкоп. Большой. И как он так сумел? И снова так хитро замаскировал, прорыл за поленницей. Да широкий такой. Чтоб и большие пакеты с едой для семейства протаскивать.
Сюжет
7-классник Женя Касаткин живет с мамой. Он болен пороком сердца. И переходит в новую школу, поближе к хорошей больнице. Весной он ловит с другом рыбешек в холодном ручье. И вскоре умирает в больнице. Ребята хоронят Женю. Всем тяжело на душе.
Отзыв
Тема жалости и скорби, детского сострадания, чувства вины. Тема материнской любви, смирения, борьбы за жизнь и право быть обыкновенным мальчишкой. Белая рубашка – символ чистоты, болезни и близкой смерти. Ребята были одеты кто в чем, а он – в белом, не для улицы. В России в старину хоронили в белой рубахе. В его смерти никто не виноват. Дети не понимали опасность. Дети думают, что они бессмертны. В конце они пинают лед – от бессилия, горя и страха. Они не могут выразить свои чувства. Рассказ учит жалеть других, тех, кто слабее. Учит заботиться друг о друге, взрослеть в испытаниях. Учит ценить жизнь, время, семью, друзей.
Владимир Крупин — Босиком по небу (Крупинки) Сборник рассказов краткое содержание
Босиком по небу (Крупинки) Сборник рассказов — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Владимир Николаевич Крупин
БОСИКОМ ПО НЕБУ (Крупинки)
— А мы колядовать собираемся, — сообщил мне накануне Рождества соседский мальчик. — В прошлом году ходили, целую сумку набрали, и деньги даже давали.
— А что вы говорите, когда славите?
— Ну, в общем наряжаемся: Ромка — девчонкой, Мишка — ужастиком. Я так намазываюсь: щеки и нос красным, а глаза черным.
— Да, — согласился я, — это страшновато. Попробуй тут не положи в мешок… Мы тоже ходили в детстве. Я кое-что помню. Вы придите ко мне, что-нибудь разучим.
— А дальше? — спрашиваю.
— А дальше нам что-нибудь дадут, и мы идем дальше.
— На земли мир, в человецех благоволение!
— Вот. И тропарь Рождеству… Знаете наизусть?
— Это Данила знает и Георгий, они батюшке помогают. Они тоже будут ходить.
Я уж старался вознаградить такое усердие, как вдруг, болезненно охнув, повалилась на пол девчушка с косой. Все они вскрикнули, да так натурально, испуганно, что у меня сердце чуть не оборвалось. Мгновенно стал соображать, у кого из соседей есть телефон, чтобы звонить в больницу. Тут же думал: отчего ей плохо? Или уморилась от голода, или, наоборот, конфет переела…
— Медицина здесь бессильна.
— Знахаря, знахаря! — закричали девочки.
Пришел и знахарь в зипуне и лаптях. Стал обращаться с больной крайне небрежно: подергал за руки, за ноги. Сказал:
— Народная медицина здесь тоже бессильна.
Вслед за этим они гениально выдержали томительную паузу. Больная лежала, как мертвая.
Потом та девочка, что звала доктора, всплеснула руками:
— Ой, я знаю, знаю! Ее спасут хоровод, танцы и песни!
— И вы с нами, — сказала девочка, — ее же надо оживлять!
Красавица ожила. Мы выпили лимонада, заели печеньем и пряниками. Вскоре они ушли. Но на прощание заставили спеть девочку, которая стояла в сторонке и молчала. И она, отчаянно стесняясь и тиская в руках варежки, тоненьким голоском запела:
Девочка не допела, вдруг расплакалась и выскочила за дверь.
Мальчики смущенно переминались:
— У нее длинная песня, она еще поет о розах, которые Христос раздал детям, а Себе оставил шипы от роз…
Ушли деточки. Ушли в лунную ночь, скрипя валеночками по рождественскому снегу. А лампадка красная в углу, будто звездочка, сошедшая с небес, пришла и остановилась у святых икон.
Читайте также:
- Порядок и основания перевода отчисления и восстановления обучающихся в доу
- Цельная жизнь краткое содержание
- Сложное предложение тест для начальной школы
- Русские на мариенплац краткое содержание
- Конкурсы ко дню народного единства в школе
Библиографическое описание:
Седых, И. Ю. Рассказы о детях и для детей современного прозаика В. Н. Крупина / И. Ю. Седых. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14805/ (дата обращения: 10.01.2023).
Литература для детей появилась на Руси еще в XVI в. С тех пор она проходит свой путь развития, который связан с общим литературным процессом. В разные эпохи тематика детской литературы менялась. Например, в первые годы существования Советского Союза главными темами были: революция, производство, новая жизнь в городе и деревне и т. д. [1, с. 10].
В начале XXI в. в детской литературе отдается предпочтение таким темам, как: Родина, дом, семья, детство, экология и т. д. Их маленький читатель может увидеть в прозе современного писателя В. Н. Крупина, чье творчество является более нравственным и традиционным в современном литературном процессе.
Местом действия в большинстве рассказов В. Н. Крупина стала родная писателю вятская земля. Именно эти края явились истоком его вдохновения и творчества. «Как немыслимы А. С. Пушкин без Михайловского, Н. В. Гоголь без родной ему Украины, С. А. Есенин без рязанской «страны березового ситца», В. Г. Распутин без Иркутска, так и В. Н. Крупина трудно представить без дорогой его сердцу Вятки», — пишут о современном прозаике исследователи [4, с. 21].
Произведения В. Н. Крупина начали издаваться с 1970-х годов. Сюжеты рассказов у писателя для детей разнообразны: во многих из них показано тяжелое послевоенное время («Зеленка», «Кол с подпорой», «Женя Касаткин» и т. д.), а также современность («Дедушка, я помогу тебе найти дорогу», «Холодный камень», «Доставка пиццы», «Девочка и вампиры» и т. д.).
Одним из первых для детей в печати появляется «милосердный» рассказ «Амулет». Главный герой — дошкольник. У него в семье живет девочка-удмуртка. Мальчик не обращает внимание на то, что девочка другой национальности, вероисповедания. Маленький герой видит, что у нее нет еды, кроме картошки: «Я однажды дал ей кусок хлеба. Она испугалась и не съела хлеб, а отдала нищему» [2, с.17]. Он жалеет эту странную девчушку, и в награду получает «амулет их религии». Так, важным показателем душевного облика человека становится у В. Н. Крупина способность сострадать и помогать ближнему.
Через три года, в 1973 году, становится известен рассказ «Зеленка», в котором писатель изображает тяжелое послевоенное время. Тогда многие дети остались сиротами, их отправляли в детские дома. Так, и в данном произведении, в село, где живет рассказчик, привозят ребят из блокадного Ленинграда. Их можно сразу отличить от местных жителей: они постоянно намазаны зеленкой, потому что много дерутся. Но В. Н. Крупин в рассказе показывает, как людская любовь «отогревает» сердца детдомовцев. Ребята становятся такими же, как и дети, растущие в семьях, потому что все любят и поддерживают их: «Детдомовцы стали бывать и в наших домах, а мы ходили к ним» [2, с. 37].
В 1983 году В. Н. Крупин опубликовал один из самых трагических рассказов «Женя Касаткин». У заглавного героя — порок сердца, но ни рассказчик (его друг), ни одноклассники не понимают серьезности этой болезни.
Учитель русского языка и литературы Т. Г. Урванцева отмечает: «Женя — альтруист, так как заботится о спокойствии других, поэтому он просит не рассказывать маме о рыбалке, прекрасно понимая, что это её огорчит и напугает» [5, с. 131].
Смерть мальчика — это тяжелое испытание для ребят. Именно с «уходом» Жени: они переосмысливают отношение к ближнему, меняются их жизненные ориентиры: «…Хоронили Женю Касаткина назавтра. Снова было солнце. Ближе к кладбищу пошли лужи, но все равно мы не ставили гроб на телегу, несли на руках, на длинных расшитых полотенцах…» [2, с. 26].
«Интересный» подход к воспитанию самостоятельности у маленького героя показан в рассказе «Дедушка, я помогу тебе найти дорогу» (2011). В нем В. Н. Крупин «рисует» дружную, крепкую семью, в которой царит атмосфера взаимопонимания, все любят друг друга: и старшее поколение, и младшее. И для того чтобы внук запомнил дорогу из детского сада домой, дедушка делает вид, что не помнит ее:
«– Да, дедушка, — огорченно говоришь ты, — ведь ты опять забыл дорогу, опять?
— Забыл, — сокрушенно признаюсь я, — что делать, забыл. Но ведь ты меня выведешь, да? Я без тебя заблужусь…» [2, с. 61].
В рассказе 2013 года «Доставка пиццы» писатель показывает уже другие отношения, недопонимания, между дедушкой и младшим поколением: детьми, внуками, учителем.
XXI век — это век информационных технологий. И внуки в данном рассказе не отстают от него. Они сами, без помощи взрослых, снимают мини-кино «Доставка пиццы» на английском языке. Сам факт, что у внуков-школьников «все» получается, радует дедушку, но содержание огорчает. Он не понимает, как так, ни за что, можно убить человека, который осуществляет доставку пиццы. Но внукам этот сюжет нравится, ведь и по телевизору, почти каждый день, показывают убийства: «Внуки уже знают о его разговорах и с родителями, и с учительницей. Они для внуков авторитеты, а дедушка просто отстал от жизни. Он хороший, дедушка, но чего-то не понимает, не въезжает» [2, с. 78].
Так, В. Н. Крупин в рассказе «Доставка пиццы» поднимает одну из важных проблем современного общества: дети смотрят кино для «взрослых», не понимая хорошее оно или нет, просто для «крутости».
Говоря о детских рассказах В. Н. Крупина, В. Г. Распутин точно подметил: «В поэзии детства звучит здесь серьезное, без всякого умаления, уважения к детству, воспоминание о нем как о чистых и добрых наших началах» [3, с. 9].
В творчестве современного прозаика В. Н. Крупина представлено много рассказов о детях и для детей. Все они несут в себе тот нравственный заряд, который необходим не только ребенку, но и взрослому человеку.
Литература:
- Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. — М.: «Академия», 2007. — 320 с.
- Крупин В. Н. «Возвращение родника» и другие рассказы. — М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2016. — 592 с.
- Распутин В. Г. Слово о писателе // Крупин В. Н. Живая вода: повести и рассказы. — М.: Дет. литература, 2001. — С. 5 –10.
- Семыкина Е. Н. Духовные векторы русской прозы и творческая эволюция В. Н. Крупина. — Белгород: Изд–во БелГУ, 2004. — 140 с.
- Урванцева Т. Г. «Если пристальней в детство вглядеться…» — Киров: Слободской, 2018. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дедушка, рассказ, ребенок, внук, детская литература, маленький герой, современный прозаик, тяжелое послевоенное время.
Похожие статьи
Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему…
Образ ребёнка занимает в художественной литературе столь важное место, что издревле в
В художественной литературе есть отдельное направление, называемое детской литературой, в
Герой романа «Между двух дверей» Олимжон — десятилетний ребёнок, но он изнутри…
Новейшая детская литература | Статья в журнале…
Современная литература дает ребенку довольно разнообразную картину вариантов отношений отцов и детей.
В настоящее время многие произведения не публикуются, поэтому некоторые детские авторы начинают писать в других жанрах или вовсе перестают творить.
«Над рекой забвенья» Николая Бусленко | Статья в журнале…
Мемуаристка, публицистика и художественная литература, созданная современными авторами, пережившими 40-50-е гг. XX в. — время военных испытаний и послевоенного восстановления страны, являются ценными источниками воссоздания духовной атмосферы…
Роль литературы о войне в нравственном воспитании
В такой сложной культурно-исторической обстановке литература послевоенных лет, представленная
Герой-панфиловец Бауыржан Момышулы как-то заметил: «Я прошел войну.
Таким образом, произведения о войне глубоко волнуют читателей разных времен…
Психологический анализ героев современных детских книг
Но что читают современные дети? Что из себя представляют герои детских книг в наше время?
Маленький принц, как и любой герой, проявлял свои отрицательные качества: иногда вспышки агрессии, эгоизм, амбивалентность чувств и эмоций, внутренние метания, внутренние…
Собирательный образ «маленького человека»…
Отличительная черта изображения в русской литературе образа человека, который слишком зависим от общественного мнения (образ «маленького человека»), состоит в том, что русскому человеку свойственно острое чувство несоответствия между словами и делами.
Влияние детской художественной литературы на формирование…
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания.
Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря…
Сочинения Кюи о детях и для детей, свидетельствуют еще об одной особенности претворения темы детства в культуре России рубежа веков.
Особую роль в творческом наследии Ц. Кюи играет личность внука композитора Юрия Аморетти.
Ролевая игра как структурный прием в современной детской…
Типичной только для детской прозы моделью является приключение-игра, которое представляет проекцию игры в жизни самих детей, организующую свободное время коллектива детей. Этот подход характерен для творчества Ксении Драгунской.
Я прошел зеленую пойму, заметив вдруг, как усилилось гудение гнуса, прошел по сосняку, совершенно не чувствуя подошвами остроты сухих шишек, и вышел на взгорье. Куда было идти? В прошлом ничего не было, в настоящем ждали зрелища пьянки и ругани. Измученные, печальные, плохо одетые люди. Тени людей. И что им говорить: не пейте, лучше смотрите телевизор. Очень много они там увидят: мордобой, ту же пьянку, разврат и насилие.
Я не шел, а брел, не двигался, а тащил себя по Красной горе. О, как я понимал в эти минуты отшельников, уходящих от мира! Как бы славно — вырыть в обрыве землянку, сбить из глины печурку, натаскать дров и зимовать. Много ли мне надо? Никогда я не хотел ни сладко есть, ни богато жить. Утвердить в красном углу икону и молиться за Россию, за Вятку, лучшую ее часть. Но как уши от детей? Они уже большие, они давно считают, что я ничего не понимаю в современной жизни, и правильно считают. А как от жены уйти? Да, жену жалко. Но она-то как раз поймет. Что поймет? Что в землянку уйду? Да никуда я не уйду. Так и буду мучиться от осознания своего бессилия чем-то помочь Родине.
Тяжко вздыхал я и заставлял себя вспомнить и помнить слова преподобного Серафима Саровского о том, что прежде, чем кого-то спасать, надо спастись самому. Но опять же, как? Не смотреть, не видеть, не замечать ничего? Отстаньте, я спасаюсь. Да нет, это грубо — конечно, не так. Молиться надо. Смиряться.
В конце концов, это же не трагедия — перенос завода. Выработали глину и переехали. Люди тоже. Плотину снесло, печи разобрали, все же нормально. Но меня потрясло совершенно полное исчезновение той жизни. Всего сорок лет, и как будто тут ничего не было. И что? И так же может исчезнуть что угодно? Да, может. А что делать? Да ничего ты не сделаешь, сказал я себе. Смирись.
Случай для проверки смирения подвернулся тут же. Встреченный у подножия горы явно выпивший мужчина долго и крепко жал мою руку двумя своими и говорил:
— Вы ведь наша гордость, мы ведь вами гордимся. А скажите, откуда вы берете сюжеты, только честно? Из жизни? Мне можно начистоту, я пойму. Можно даже намеком.
— Конечно, из жизни, — сказал я. — Сейчас вы скажете, что вам не хватает на бутылку, вот и весь сюжет.
Он захохотал довольно.
— Ну ты, земеля, видишь насквозь.
— У меня таких сюжетов с утра до вечера, да еще и ночь прихватываю. Вот тебе еще сюжет: вчера нанял мужиков сделать помойку. Содрали много, сделали кое-как. Да еще закончить тем, что они напиваются и засыпают у помойки. Интересно?
— Вообще-то смешно, — ответил он. — Но разве они у помойки ночевали?
— Это для рассказа. Имею же я право на домысел. Чтоб впечатлило. Чтоб пить перестали. Перестанут?
— Нет, — тут же ответил мужчина. — Прочитают, поржут — и опять.
— Еще и скажут: плати, без нас бы не написал. Ну, давай, — я протянул руку. — В церковь приходи, там начали молебен служить, акафист читать иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». По пятницам.
— И поможет?
— Будешь верить — поможет.
Мы расстались. Накрапывал дождик. Я подумал, что сегодня снова не будет видно луны, хотя полнолуние. Тучи. Опять будет тоскливый, долгий вечер. Опять в селе будет темно, будто оно боится бомбежек и выключает освещение. Мы жили при керосиновых лампах, и то было светлее. То есть безопаснее. Но что я опять ною? Наше нытье — главная радость нашим врагам.
Я обнаружил себя стоящим босиком на главной улице родного села. Мне навстречу двигались трое: двое мужчин вели под руки женщину, насквозь промокшую. Я узнал в ней ту, что просила у продавщицы взаймы и обещала утопиться, если не отдаст. Взгляд женщины был каким-то диковатым и испуганным.
Они остановились.
— Она что, в воду упала? — спросил я.
— Кабы упала, — ответил тот, что был повыше. — Сама сиганула. Мы сидим, пришли отдохнуть. Как раз у часовни, — вы ж видели, у нас новая часовня. Сидим. Она мимо — шасть. Так решительно, прямо деловая. Рыбу, думаем, что ли, ловить? А она — хоп! И булькнула. Как была. Вишь — русалка.
Раздался удар колокола к вечерней службе. Я перекрестился. Женщина подняла на меня глаза.
— Вытащили, — продолжал он рассказывать. — Говорю: Вить, давай подальше от воды отведем, а то опять надумает, а нас не будет. Другие не дураки бесплатно нырять.
— Ко-ло-кол, — сказала вдруг женщина с усилием, как говорят дети, заучивая новое слово.
— Да, — сказал я, — ко всенощной. Завтра воскресенье.
Слайд 1
Работа в тетради. Тема. …Б Л А Г О Д А Т Н Ы Й О Г О Н Ь
Эпиграфом к уроку взяты слова поэта Карелии Е. Пиетеляйнен
И сердце балансирует мое
На хрупкой грани доброго и злого
Слайд 2 — 3
Владимир Николаевич Крупин. Что вы знаете о нем? Записывают ответ
Учитель просматривает ответы.
Подведение итогов. (Писатель? Поэт?)
Слово о писателе. Родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области в семье лесничего. Семья была большая ,пятеро детей. Он был третьим ребенком .Когда старшие брат и сестра пошли в школу ,ему было пять лет. Очень хотелось тоже с ними идти. Не взяли Три дня маленький бунтарь плакал, кончались слезы –ревел насухую . и «выревел» это право. Получил первую отметку – «кол с подпорой» — в школу не пошел, притворился больным.Отец …
Много читал, за что был прозван « запечный таракан»Не раз испытывал чувства одиночества Но ведь кто не страдает сам много в жизни не понимает. В 2011 году ему исполнилось 70 лет
Слайд 4 -9
Давайте посмотрим его фотографии, сделанные в разные периоды жизни. Расскажите, каким его увидели вы на них . Какая фотография особенно понравилась? Почему? Какие чувства вы ощутили от этого знакомства сВ.Н.Крупиным. (письменно лаконично оформляется ответ в тетрадях) Зачитываются 3-4 работы
Слайд 10-11
Слово учителя. В.Н.Крупин – это писатель. Желание писать у мальчика проявилось очень рано. В семье он вел рукописный журнал «Семья», в 9 лет признался себе:»Хочу быть писателем». В 14 лет дал под звуки государственного Гимн России клятву, что будет народным писателем.А для этого после армии учился на факультете журналистики в Екатеринбурге, затем работал в периодической печати, был главным редактором журнала «Москва». И только в 1970 году в 29 лет стал печататься. Сегодня он входит в число лучших русских писателей ХХ века.В чем сила его творчества, его произведений? О чем они? Кому адресованы? Давайте познакомимся.
Откроем его книгу «Босиком по небу»
Слайд 12-13
«Сбрось мешок!»Чтение рассказа учителем. Дети следят по тексту за сюжетом.
Анализ рассказа
Кто герои? Чем они заняты? В чем помогла мать дочери? Кто научил мать этой радости? Что надо делать, чтобы научиться радоваться? Как понимаете заголовок миниатюры?
Итоги: небольшое по объему произведение с простеньким обыденным сюжетом помогает нам прозреть вместе с маленькой героиней от озарения красотой окружающего мира .Заголовок (форма повелительного наклонения глагола) –призыв автора не проходить мимо прекрасного. Откликаться, проявлять любовь к родной земле
В этом его мудрость старшего, подсказка нам на будущее.
Слайд 14
«А ты улыбайся!» А вот и еще один рассказ В,Н.Крупина.
Что роднит его с предыдущим? (Заголовок в той же форме повелительного наклонения)
Знакомство с текстом с элементами ролевого чтения
О чем этот рассказ? Какие чувства испытали, познакомившись с содержанием? Что волнует автора?
Итоги: детская жестокость рождается на наших глазах. Становиться страшно, когда боль одного рождает радость других. Что надо делать, чтобы этого не было?
Чтобы быть счастливым, надо уметь противостоять злу, хранить бережно доброе сердце.
В.Распутин так сказал о творчестве В.Н.Крупина:
-Не в чернильницу макается его перо, а в душу.
Слайд 15
«Передаю!» Как вы понимаете заголовок рассказа? Что за ним видится?
Чтение по ролям.
Анализ рассказа
О чем диалог поколений? Что волнует старика-фронтовика? Состоится ли эта эстафета памяти?
Итоги: Произведение о связи поколений ,об отцах и детях, о том святом и главном, мимо чего пройти никак нельзя. «Передаю!» — конца связи не будет.
Слайд 16-17-18
Подведем итоги нашего знакомства с писателем и его рассказами.
Какое впечатление произвело на вас творчество В.Н.Крупина?
Труд его – это духовная битва за человека.
В чем особенности его произведений?
В малом сказано о многом. Казалось бы, случайные судьбы, встречи, мелочи жизни, обыденность… А все это наша ЖИЗНЬ, где всегда мы стоим перед выбором, как поступить. ,как остаться человеком на грани доброго и злого.
Цель- подтолкнуть читателя к нравственному преображению. Почему это так важно для нас сегодня?
Детство и юность – пора, определяющая наше будущее, наши чистые и добрые начала
Слайд 19-20
Вернемся к теме урока. Как вы понимаете слово благодатный? Первая часть слова « благо» трактуется «приносящий благодать, исполненный благодати; живительный, благотворный; полный благ».
Для чего человеку нужен этот огонь?
Для проявления ДОБРА, ЛЮБВИ.
Какое же слово должно стаять первым в теме урока?
Слайд 21
Домашнее задание. Продолжить знакомство с творчеством писателя.
По выбору одно из творческих заданий
Написать отзыв на один рассказ автора.
Составить вопросы для интервью с писателем. Создать дизайн – проект книги писателя. Спасибо за работу!
Авторская мифология
Агония Земли
Адьюлтер, измена
Альтернативная география
Альтернативная история Азии
Альтернативная история Америки
Альтернативная история Африки
Альтернативная история Ближнего Востока
Альтернативная история Восточной Азии
Альтернативная история Восточной Европы
Альтернативная история Европы
Альтернативная история Западной Европы
Альтернативная история Северной Америки
Альтернативная отечественная история
Античная мифология
Бессмертие
Ближневосточная мифология
Богоборчество
Бунт
Быт
Веселое
Внезапное бедствие
Возвращение домой
Война
Война миров
Воплощение зла
Восстание
Восстание мутантов
Восстание роботов
Восстановление справедливости
Восточно-азиатская мифология
Вражда
Вторжение пришельцев
Выход эксперимента из-под контроля
Глупость
Готический ужас
Гуманитарное
Договор с дьяволом
Достижение
Достижение блага
Достижение цели
Европейская мифология
Жадность
Жертва
Заклинание
Избавление от бед
Империи
Индийская мифология
Интрига
Искусственный разум
Исправление героя
Истинное безумие
Квест
Классика детектива
Классика фэнтези
Классический ужас
Конспирология
Контакт с внеземной цивилизацией
Криминальная драма
Кровавый ужас
Легкое
Любовное
Любовные припятствия
Любовь к врагу
Магический реализм
Месть
Микромир
Мифологические элементы
Мифология народов мира
Мнимое безумие
Мятеж
На заре фэнтези
Научная магия
Научное фэнтези
Научные достижения
Научные достижения в руках злодеев
Невольное преступление
Ненависть
Неожиданные сверхспособности
Неосознаваемые ревность и зависть
Обряды
Обстоятельства
Одиночество
Опасное предприятие
Оптимистическое
Освобождение
Освобождение от врагов
Освобождение от тирании
Освоение планет
От лица животного
От лица предмета или явления
Отчаянная попытка
Ошибка ученых
Пародия
Пацефизм
Переселение разума
По мотивам кино
Победа
Победа над болезнями
Победа над врагом
Победа над злом
Победа над обстоятельствами
Победа над собой
Победа над чудовищем
Подсознательный ужас
Поиск истины
Поиск себя
Поиск сокровищ
Поиск счастья
Пороки
Постмодернизм
Потеря близких
Потерянный и найденный
Похищение человека
Предсказания
Преследование
Пришельцы из других времен
Психоделическое
Психологическое
Психология чужих
Путешествие в будущее
Путешествие в прошлое
Путешествия в другие миры
Путешествия во времени
Путь воина
Путь прогресса
Развитие героя
Развлечения, увлечения
Раздвоение личности
Расстояния
Расширение сознания
Реализм
Революция
Роковая ошибка
Русская мифология
Сакральные объекты
Самопожертвование
Самопожертвование во имя близких
Самопожертвование во имя веры
Самопожертвование во имя долга
Самопожертвование во имя идеи
Самопожертвование во имя любви
Свержение
Сверхспособности
Сверхцивилизация
Семейные драмы
Скандинавская мифология
Содомия
Соперничество, противостояние
Социальное неравенство
Социум
Спасение
Спасение мира
Спецслужбы
Средневековая мифология
Стимпанк
Стихия
Судебная ошибка
Сюрреализм
Таймпанк
Тайна, загадка
Темное фэнтези
Техногенная катастрофа
Трусость
Туда и обратно
Угрызения совести
Утечка вирусов
Фатальная неострожность
Феминизм
Философское
Честолюбие и властолюбие
Школа
Экологическое
Экономическое
Экспедиции
Эпидемия
Каталог
Родная сторона. Повести, рассказы : для среднего и старшего возраста
Родная сторона. Повести, рассказы : для среднего и старшего возраста
Автор:
Крупин Владимир Николаевич
Родная сторона. Повести, рассказы : для среднего и старшего возраста
Соавтор:
Дунаева И. (худож.)
Дунаева И.
Издательство:
Детская лит. (М.)
1988
Год издания: 1988
270
Объём: 270
Язык: русский
5-08-000836-9
ISBN: 5-08-000836-9
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
Подписаться на наличии свободного экземпляра
- Наличие в библиотеках
- Содержание
- Дымка
- Снова дома
- Кол с подпорой
- Утя
- Женя Касаткина
- Ножичек
- Две доли
- О войне
- Мальчик из интерната
- Братец Иванушка