Количество глав в рассказе

У начинающих писателей часто возникают вопросы о том, сколько в книге должно быть знаков, сцен, страниц и даже какая должна быть длина главы. Кто-то скажет, что у творчества нет границ и рамок, но легче от этого ответа обычно не становится. Я и сама когда-то скачивала книги в моем жанре, просто чтобы посмотреть, какой у них объем. Если ты планируешь отправлять книгу в издательство или просто хочешь быть на одной волне с другими авторами, тогда читай мою сегодняшнюю статью, в которой я посчитала все, что смогла.

Сколько знаков должно быть в книге?

Самый первый и самый главный вопрос у начинающих писателей:  сколько знаков должно быть в книге? Конкретная цифра зависит от того, что ты пишешь и для кого. Детские книги обычно небольшие по объему, а фэнтези и исторические романы могут доходить и до 20 авторских листов. Кстати, напоминаю, что 1 авторский лист — 40000 знаков с пробелами.

А теперь делюсь тем, что мне удалось найти по этой теме:

  • Фантастика, исторический роман, детектив, фэнтези — 10-16 а.л. или 400,000-640,000 знаков с пробелами;
  • Любовный роман, иронический детектив, подростковые книги — 8-12 а.л. или 320,000-480,000 знаков;
  • Детская литература — 8 а.л. или меньше;
  • Нон-фикшн — от 6 а.л. или 240,000 знаков;
  • Рассказы — до 2 а.л. или 80,000 знаков.

На просторах Пинтереста мне удалось найти одну восхитительную инфографику, правда в оригинале она нам мало что скажет. В Америке принято считать не в знаках, а в словах, поэтому основная единица там 1000 слов. Я решила заморочиться, посидеть с фотошопом и калькулятором, и перевела все значения на понятный нам язык. Учти, что эти цифры стандартны для американского рынка, так что не стоит воспринимать их как истину в последней инстанции:

Сколько знаков должно быть в книге и романе инфографика для писателей

Кстати, если тебе интересно, и ты знаешь английский, можешь почитать оригинал статьи тут.

Я пишу подростковые книги, и обычно ориентируюсь на объем 320,000-400,000 знаков. Итоговое число зависит от самой истории: если я чувствую, что добавить нечего, то не мучаю ни себя, ни повесть. Например, «5 причин в тебя влюбиться» уложилась в 318,000 знаков, а «Когда исчезает солнце» разрослась до 394,000.

Сколько сцен должно быть в главе и в книге?

Если ты из тех писателей, кто не считает лишним изучать драматургию, вопрос о том, сколько сцен должно быть в главе и в книге, наверняка приходил тебе в голову. Тут трудно назвать точные цифры: сцена может занимать один абзац, а может растягиваться на несколько страниц.

Стандарт для сценариев — 40-60 сцен для истории, в романах эта цифра может быть в два раза больше. Опять же, все зависит от жанра и соответствующего ему объема. Что касается глав, то все зависит от твоего стиля. Например, я люблю, когда глава включает в себя полноценный логически завершенный эпизод, поэтому объединяю в нее от 3 до 7 сцен. Если ты любишь более динамичное повествование, твоя глава может состоять всего из одной сцены — и это нормально, если в итоге не перегружает читателя.

И опять мой личный опыт для тех, кто любит точные цифры: в повестях на 320,000 знаков у меня включено 45-50 сцен.

Сколько знаков должно быть в главе?

Думаю, из предыдущего пункта понятно, что нельзя точно сказать, сколько знаков должно быть в главе. Одним удобнее писать короткие главы, другим длинные. Читатели тоже не дают четкого ответа: одни любят мини-главы, чтобы в любой момент прервать чтение, другие готовы уделить чтению несколько часов, поэтому спокойно относятся к большому объему.

Минимальный размер главы — приблизительно 5,000 знаков с пробелами, что соответствует двум страницам в ворде. Максимальный — до 30,000, это примерно 12 страниц в зависимости от форматирования. Я предпочитаю писать объемные главы, в которых можно развернуть полноценную мини-историю, поэтому в моих рукописях они обычно бывают от 20,000 до 30,000. В статье Как написать главу в книге: 7 ключевых этапов я публиковала схему, которая поможет тебе, если ты не знаешь, какие события добавить в главу, чтобы она была интересной.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Сколько глав должно быть в книге?

Думаю, уже и так понятно, что количество глав в книге зависит от того, какой стиль тебе нравится больше. При желании ты вообще можешь не разбивать историю на главы, хоть это и кажется странным. В моих повестях стандартно около 11 глав, и лично мне кажется это нормальным.

Я встречала истории, в которых можно найти 40 и даже больше глав, но для меня это не совсем удобно, так как постоянная их смена «вырывает» меня из повествования и заставляет отвлекаться. Однако, как я уже говорила, и у таких историй есть свои ценители.

Сколько печатных листов в книге?

Наверное, самый тяжелый вопрос из всех. Чтобы понять, сколько печатных листов в книге, нужно знать шрифт, его размер, интервал и т.д. Обычно платформы, предлагающие печать книг, автоматически все это рассчитывают, но если ты не хочешь загружать на них свою рукопись или тебе просто любопытно, попробуй мою простую формулу:

Объем книги в знаках с пробелами/1700 = количество печатных страниц.

Например, у тебя повесть объемом 320,000 знаков с пробелами. Делим эту цифру на 1700 и получаем 188 страниц.

Этот расчет приблизительно равен книге формата А5, и при любых изменениях размера даст уже неверные результаты. В любом случае, точную цифру тебе назовет типография или верстальщик, у которого ты закажешь макет.


Очень надеюсь, что эта статья ответит тебе на все вопросы, касающиеся объема книги и ее элементов. Помни о том, что в первую очередь важен общий размер истории, а все остальное — дело вкуса. Ты можешь писать длинные редкие главы как я, а можешь делать их короткими и частыми, и все равно найдешь своих читателей. Ведь самое главное это то, насколько твоя книга получится интересной.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

A chapter (capitula in Latin; sommaires in French) is any of the main thematic divisions within a writing of relative length, such as a book of prose, poetry, or law. A chapter book may have multiple chapters that respectively comprise discrete topics or themes. In each case, chapters can be numbered, titled, or both. An example of a chapter that has become well known is «Down the Rabbit-Hole», which is the first chapter from Alice’s Adventures in Wonderland.

History of chapter titles[edit]

Many ancient books had neither word divisions nor chapter divisions.[1] In ancient Greek texts, some manuscripts began to add summaries and make them into tables of contents with numbers, but the titles did not appear in the text, only their numbers. Some time in the fifth century CE, the practice of dividing books into chapters began.[1] Jerome (d. 420) is said to use the term capitulum to refer to numbered chapter headings and index capitulorum to refer to tables of contents.[2] Augustine did not divide his major works into chapters, but in the early sixth century Eugippius did.  Medieval manuscripts often had no titles, only numbers in the text and a few words, often in red, following the number.

Chapter structure[edit]

Many novels of great length have chapters. Non-fiction books, especially those used for reference, almost always have chapters for ease of navigation. In these works, chapters are often subdivided into sections. Larger works with a lot of chapters often group them in several ‘parts’ as the main subdivision of the book.

The chapters of reference works are almost always listed in a table of contents. Novels sometimes use a table of contents, but not always. If chapters are used they are normally numbered sequentially; they may also have titles, and in a few cases an epigraph or prefatory quotation. In older novels it was a common practice to summarise the content of each chapter in the table of contents and/or in the beginning of the chapter.

Unusual numbering schemes[edit]

In works of fiction, authors sometimes number their chapters eccentrically, often as a metafictional statement. For example:

  • Seiobo There Below by László Krasznahorkai has chapters numbered according to the Fibonacci sequence.
  • The Curious Incident of the Dog in the Night-Time by Mark Haddon only has chapters which are prime numbers.
  • At Swim-Two-Birds by Flann O’Brien has only one chapter: the first page is titled Chapter 1, but there are no further chapter divisions.
  • God, A Users’ Guide by Seán Moncrieff is chaptered backwards (i.e., the first chapter is chapter 20 and the last is chapter 1). The novel The Running Man by Stephen King also uses a similar chapter numbering scheme.
  • Every novel in the series A Series of Unfortunate Events by Lemony Snicket has thirteen chapters, except the final instalment (The End), which has a fourteenth chapter formatted as its own novel.
  • Mammoth by John Varley has the chapters ordered chronologically from the point of view of a non-time-traveler, but, as most of the characters travel through time, this leads to the chapters defying the conventional order.
  • Ulysses by James Joyce has its 18 chapters labelled as episodes, with 3 books split between them.

Book-like[edit]

In ancient civilizations, books were often in the form of papyrus or parchment scrolls, which contained about the same amount of text as a typical chapter in a modern book. This is the reason chapters in recent reproductions and translations of works of these periods are often presented as «Book 1», «Book 2» etc.

In the early printed era, long works were often published in multiple volumes, such as the Victorian triple decker novel, each divided into numerous chapters. Modern omnibus reprints will often retain the volume divisions. In some cases the chapters will be numbered consecutively all the way through, such that «Book 2» might begin with «Chapter 9», but in other cases the numbering might reset after each part (i.e., «Book 2, Chapter 1»). Even though the practice of dividing novels into separate volumes is rare in modern publishing, many authors still structure their works into «Books» or «Parts» and then subdivide them into chapters. A notable example of this is The Lord of the Rings which consists of six ‘Books’, each with a recognizable part of the story, although it is usually published in three volumes.

See also[edit]

  • Asterism (typography)
  • Chapter book
  • Chapters and verses of the Bible
  • Index (publishing)
  • Section (typography)
  • Table of contents

References[edit]

  1. ^ a b «Capituli: Some notes on summaries, chapter divisions and chapter titles in ancient and medieval manuscripts». www.roger-pearse.com. Retrieved 2021-03-20.
  2. ^ Wordsworth, Christopher (1886). The New Testament of Our Lord and Saviour Jesus Christ: In the Original Greek. Rivingtons.

A chapter (capitula in Latin; sommaires in French) is any of the main thematic divisions within a writing of relative length, such as a book of prose, poetry, or law. A chapter book may have multiple chapters that respectively comprise discrete topics or themes. In each case, chapters can be numbered, titled, or both. An example of a chapter that has become well known is «Down the Rabbit-Hole», which is the first chapter from Alice’s Adventures in Wonderland.

History of chapter titles[edit]

Many ancient books had neither word divisions nor chapter divisions.[1] In ancient Greek texts, some manuscripts began to add summaries and make them into tables of contents with numbers, but the titles did not appear in the text, only their numbers. Some time in the fifth century CE, the practice of dividing books into chapters began.[1] Jerome (d. 420) is said to use the term capitulum to refer to numbered chapter headings and index capitulorum to refer to tables of contents.[2] Augustine did not divide his major works into chapters, but in the early sixth century Eugippius did.  Medieval manuscripts often had no titles, only numbers in the text and a few words, often in red, following the number.

Chapter structure[edit]

Many novels of great length have chapters. Non-fiction books, especially those used for reference, almost always have chapters for ease of navigation. In these works, chapters are often subdivided into sections. Larger works with a lot of chapters often group them in several ‘parts’ as the main subdivision of the book.

The chapters of reference works are almost always listed in a table of contents. Novels sometimes use a table of contents, but not always. If chapters are used they are normally numbered sequentially; they may also have titles, and in a few cases an epigraph or prefatory quotation. In older novels it was a common practice to summarise the content of each chapter in the table of contents and/or in the beginning of the chapter.

Unusual numbering schemes[edit]

In works of fiction, authors sometimes number their chapters eccentrically, often as a metafictional statement. For example:

  • Seiobo There Below by László Krasznahorkai has chapters numbered according to the Fibonacci sequence.
  • The Curious Incident of the Dog in the Night-Time by Mark Haddon only has chapters which are prime numbers.
  • At Swim-Two-Birds by Flann O’Brien has only one chapter: the first page is titled Chapter 1, but there are no further chapter divisions.
  • God, A Users’ Guide by Seán Moncrieff is chaptered backwards (i.e., the first chapter is chapter 20 and the last is chapter 1). The novel The Running Man by Stephen King also uses a similar chapter numbering scheme.
  • Every novel in the series A Series of Unfortunate Events by Lemony Snicket has thirteen chapters, except the final instalment (The End), which has a fourteenth chapter formatted as its own novel.
  • Mammoth by John Varley has the chapters ordered chronologically from the point of view of a non-time-traveler, but, as most of the characters travel through time, this leads to the chapters defying the conventional order.
  • Ulysses by James Joyce has its 18 chapters labelled as episodes, with 3 books split between them.

Book-like[edit]

In ancient civilizations, books were often in the form of papyrus or parchment scrolls, which contained about the same amount of text as a typical chapter in a modern book. This is the reason chapters in recent reproductions and translations of works of these periods are often presented as «Book 1», «Book 2» etc.

In the early printed era, long works were often published in multiple volumes, such as the Victorian triple decker novel, each divided into numerous chapters. Modern omnibus reprints will often retain the volume divisions. In some cases the chapters will be numbered consecutively all the way through, such that «Book 2» might begin with «Chapter 9», but in other cases the numbering might reset after each part (i.e., «Book 2, Chapter 1»). Even though the practice of dividing novels into separate volumes is rare in modern publishing, many authors still structure their works into «Books» or «Parts» and then subdivide them into chapters. A notable example of this is The Lord of the Rings which consists of six ‘Books’, each with a recognizable part of the story, although it is usually published in three volumes.

See also[edit]

  • Asterism (typography)
  • Chapter book
  • Chapters and verses of the Bible
  • Index (publishing)
  • Section (typography)
  • Table of contents

References[edit]

  1. ^ a b «Capituli: Some notes on summaries, chapter divisions and chapter titles in ancient and medieval manuscripts». www.roger-pearse.com. Retrieved 2021-03-20.
  2. ^ Wordsworth, Christopher (1886). The New Testament of Our Lord and Saviour Jesus Christ: In the Original Greek. Rivingtons.

Узнав, что для приобретения КС на сайте требуется произведение в 400 000 знаков, я решил проанализировать, какие мировые произведения и всемирно признанные авторы оказались бы для сайта неформатом.

Подсчитывал я вручную, при помощи ворда, поэтому данные о количестве знаков приблизительные, насколько приблизительные, это надо спрашивать у литературоведов. Цели подсчитать всё до последнего знака я перед собой не ставил.

Первые, перед кем захлопнулись бы двери АТ, это мастера рассказа, культовые американские писатели, оказавшие огромнейшее влияние на мировую литературу, такие как Эдгар По и Говард Лавкрафт. Чуть ли не единственный роман Лавкрафта «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» насчитывает всего лишь 315 000 знаков.

Что до Эдгара По то, согласно нашим источникам он не писал романы вообще, хотя у него есть две повести. Тут надо сделать оговорку и заметить, что в мировой литературе такого понятия как «повесть» не существует в принципе и «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» на самом деле является обычным западным романом, но и с этим романом Эдгару По на автор тудей ничего бы не светило, так как в нем 357 000 знаков. Иди и дописывай до 400 000, тряпка!

Ещё один человек, которому при запросе коммерческого статуса в автор тудей указали бы на дверь, это британский писатель Льюис Кэрролл, ведь его «Алиса в стране чудес» едва дотягивает до 172 000 знаков. И у неё не было ни одной проды! Жалкий неудачник… Зато у нас не было бы великого множества всевозможных отсылок на эту пресловутую кроличью нору, если бы издатели 19-го века руководствовались похожими принципами.

Далее, я решил посмотреть на то, какие известные мировые произведения не укладываются в формат 400 000 знаков и оказалось, что среди них есть и мои любимые романы. Вот некоторые произведения:

1. «Остров сокровищ» Роберт Стивенсон — 347 000 знаков.

2. «Робинзон Крузо» Даниель Дефо — 365 000 знаков.

3. «Принц и нищий» Марк Твен — 351 000 знаков.

4. «Побег из Шоушенка» Стивен Кинг — 201 000 знаков.

5. «Человек-невидимка» Герберт Уэллс — 259 000 знаков.

6. «Война миров» Герберт Уэллс — 295 000 знаков.

7. «Рудин» Иван Тургенев — 226 000 знаков.

8. «Собачье сердце» Михаил Булгаков — 165 000 знаков.

Теперь представим себе, что Роберт Стивенсон решил получить КС со своим «Островом сокровищ». Ему ответили — увеличивай текст до 400 000 знаков, то есть, ему бы пришлось написать ещё 53 000 знаков неведомой фигни только ради того, чтобы уложиться в формат. О чем были бы эти 53 000 знаков? Я совершенно не представляю и не хочу знать, для меня «Остров сокровищ» законченное и идеально сбалансированное произведение, своего рода — эталон жанра. 

Анализируя объемы текста я, попутно, решил измерить объем самых больших из известных романов, в частности «Властелин колец» и «Война и Мир». Подсчёт, при этом, может быть крайне неточным, потому как я мог случайно скопировать ссылки и сноски, поэтому, заранее прошу прощения. К моему удивлению, эпопея «Война и Мир» не дотянула до трех миллионов знаков, хотя была очень близка — 2 968 000 знаков.

«Властелин колец» существенно поменьше — 2 294 000 знаков.

Далее, я решил вычислить более важный для себя вопрос — объем глав произведений. Параметр брал средний, т.е. просто делил число знаков на число глав. Вот что получилось (число знаков/число знаков в главе):

Остров сокровищ – 347 000/10 200 

Робинзон Крузо – 365 000/13 000

Анна Каренина – 1 727 000/7 400

Повесть о настоящем человеке – 614 000/11 600

Три мушкетера – 1 305 000/19 200

Последний из могикан – 647 000/19 600

Приключения Гекельберри Финна – 530 000/12 300

Властелин колец – 2 294 000/34 200

Преступление и наказание – 1 090 000/27 000

Отверженные – 1 189 000/24 200

Джейн Эйр – 1 021 000/26 200

Собачье сердце – 165 000/16 500

Рудин – 226 000/17 400

Пятнадцатилетний капитан – 639 000/16 800

Побег из Шоушенка – 201 000

Сияние – 875 000/15 000

Гарри Поттер и философский камень – 423 000/24 900

Принц и нищий – 351 000/10 300

Затерянный мир – 427 000/26 700

Человек невидимка – 259 000/8 900

Война миров – 295 000/10 900

К моему удивлению, я нигде не нашел глав размером с авторский лист, точнее, почти нигде. Произведение «Побег из Шоушенка» оказалось цельным, в нём попросту отсутсвует какое-либо деление. Хотя, может это мне такой экземпляр попался.

Самый распространенный размер глав оказался в пределах 10 000 — 20 000 знаков. Немного удивился тому, что в «Последнем из Могикан» средняя глава вышла в 19 200 знаков, мне казалось там главы больше.

Самые большие главы оказались у «Властелина колец», целых 34 200 знаков

Конечно, моя выборка может быть невполне корректна, я и не собирался анализировать все произведения, скорее, провел некоторые измерения для себя. Вы же можете, в свою очередь, провести свои исследования и поделиться результатами, было бы интересно посмотреть.

🙂 

Образовака


Вопросы


📗 Литература

Сколько глав в Капитанской дочке? Названия?

Артем

30 марта, 2019

Литература

1 ответ

Александр Сергеевич

Александр Сергеевич

crow

Правильный ответ

Глава I Сержант гвардии
Глава II Вожатый
Глава III Крепость
Глава IV Поединок
Глава V Любовь
Глава VI Пугачёвщина
Глава VII Приступ
Глава VIII Незваный гость
Глава IX Разлука
Глава X Осада города
Глава XI Мятежная слобода
Глава XII Сирота
Глава XIII Арест
Глава XIV Суд
Приложение. Пропущеная глава

4.1

Опубликовано 31 марта, 2019

Похожие вопросы

Похожие вопросы

  • Герои 2 главы Капитанской дочки
  • Название глав Капитанской дочки
  • Капитанская дочка 1, 6 главы
  • Время в повести Капитанская дочка, место действия
  • Пословицы из “Капитанской дочки” по главам
  • Калмыцкая сказка Пугачева в какой главе?
  • Капитанская дочка, краткое содержание по главам 

Последние вопросы

Вопрос
Составьте композиционный назывной план к повести Куприна «Гранатовый браслет»
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка

Данил ДонскойДанил Донской

Литература

2 часа назад

Вопрос
В трапеции ABCD основание BC в два раза меньше основания AD, точка
M на стороне AB расположена так, что AM : МВ = 1 : 2 . Через точку M проводится CD

Руслан ГайсинРуслан Гайсин

Геометрия

2 дня назад

Вопрос
Почему нет информации про Магеллановы острова
в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона есть 2 строчки про Магелланов архипелаг, ни в ,

Ольга ЦыкаловаОльга Цыкалова

География

4 дня назад

Вопрос
Основные события сказки Кот в сапогах кратко

Никита Р.Никита Р.

Литература

4 дня назад

Вопрос
Всех с Новым годом! Пишите в ответах тоже!)))

Руслан ГайсинРуслан Гайсин

Другое

31 декабря, 2022

Тему для этого поста любезно подбросила мне zamok_v_lesu. Это я к тому, что задавать вопросы и предлагать темы для будущих материалов — не только не вредно, но и полезно. Вдохновение мне, ответ на вопрос вам, полезности читателям сообщества.

Вопрос «как делить произведение на главы» может рассмешить опытных авторов. Наш первый импульс — ответить «ну интуитивно». Но такой ответ будет не совсем корректным по двум причинам. Во-первых, потому, что он не устроит начинающих. Во-вторых, потому, что под «интуитивно» в нашем случае подразумевается довольно четкая система, пусть мы и не отдаем себе в этом отчета. Итак, как же можно разделить произведение на главы? Это не так сложно, как вы думаете. Особенно если начать с самого начала. А именно — с ответа на следующий вопрос.

Зачем произведение делится на главы?

Для того, чтобы читатель не глотал «простыни» текста? Для того, чтобы у вас была возможность написать в посте в социальных сетях «я пишу десятую (уже!) главу»? А, может, для того, чтобы прикинуть, как далеко до конца — ведь некоторые авторы всерьез полагают, что в романах должно быть определенное количество глав?

Нет, нет и нет. Произведение делится на главы по одной простой причине: для создания динамики. А вот динамика у каждой крупной вещи своя. И об этом мы поговорим ниже.

Вся правда об интуитивном подходе

Часто у опытных авторов и вправду определенное количество глав в произведениях. Более того — часто они могут сказать, сколько (примерно) слов в одной главе. Или даже в одной сцене. Может показаться, что мы специально втискиваем события одной сцены в тысячу слов. Итого в главе три тысячи слов, а сцен, как вы понимаете — три. Такой подход убивает мотивацию начинающих авторов, пытающихся подражать, не задавая вопросов. Лично я никогда не втискиваю события в рамки энного количества слов. И вам не советую. Да, за счетчиком слов я внимательно слежу. Почему выходит около тысячи слов на сцену? Не знаю. Наверное, это опыт. Скорее всего, и у вас после пятого-шестого романа появится такой навык. Но на количество слов я никогда не полагаюсь, и оно не является для меня решающим.

На что нужно обращать внимание, когда вы делите произведение на главы

Для начала признаем очевидное: главы состоят из сцен. Сцены могут быть разными: эротическими, юмористическими, боевыми. Это могут быть дневниковые записи, пространные рассуждения с монологами. Это могут быть описания балов, приемов. Это может быть газетная статья. Описание той или иной передачи, которую показывают по телевизору. Это может быть короткий флешбек, описывающий мысли/чувства героя. Чем больше разных типов сцен в произведении, тем тоньше и ювелирнее работа, которая нам предстоит.

Каков ваш жанр?

Ответ на этот вопрос является решающим. Мы понимаем, что в детективе события летят стремительно, а в любовном романе во главу угла возводится атмосфера. Полагаю, вы обращали внимание на то, что в любовных романах главы в подавляющем большинстве случаев средней длины (или длинные) и вялотекущие. А в детективах главы зачастую короткие, их будто нарубили ножом. В эпических фэнтезийных сагах можно увидеть ооооочень крупные главы, которые позволяют вам окунуться в ту самую атмосферу с головой.

Сколько у вас персонажей-рассказчиков?

Немаловажный вопрос, потому что они вводятся не случайно (даже если вы убеждены в том, что случайно). И каждый из них показывает события со своей колокольни. Да и говорят они по-разному. Кто-то более спокоен, кто-то напряжен. Кто-то — детектив, кто-то — жертва, кто-то — свидетель. Кто-то безответно влюблен, кто-то счастлив, кто-то одержим идеей отомстить неверному любовнику.

Насколько стремительно развивается ваш сюжет?

Очень важно при разделении глав учитывать скорость развития сюжета. Ведь он есть везде, даже в любовном романе. И некоторые любовные романы еще стремительнее детективов. Здесь важно соблюдать баланс между атмосферой и интригой. И держать руку на пульсе. Понимать, когда заканчивается завязка, чувствовать приближение кульминации.

Делим произведение на главы

Как я уже говорила выше, делить произведение на главы намного проще, если вы представляете себе ваш роман как совокупность множества сцен. Сценами проще жонглировать, чем кусками текста из двух-трех сцен. Здесь еще очень важно сказать, что деление на главы — это не то, что написано на скрижалях. Если вам что-то не понравится, при редакции вы вольны все изменить.

Один персонаж, напряжение не требуется

Самый простой расклад, и здесь можно не мудрить: объединяйте две-три сцены в одну главу. Под словом «сцена», конечно же, подразумевается законченный с точки зрения смысла отрезок текста.

Один персонаж, требуется напряжение

Давайте задумаемся: что может создавать динамику в тексте, если мы говорим о построении? Во-первых, чередование глав разного размера. Стивен Кинг в этом просто чемпион. В некоторых его произведениях есть главы, состоящие из одного-двух предложений. Но выбраны они метко. Дальше идет относительно большая глава, потом — глава поменьше, потом — снова небольшая глава. И — так далее, принцип чередования вы выбираете сами. Опытным путем. Во-вторых, динамику в тексте можно создавать с помощью напряженных концовок последних сцен глав. Отличный пример — Дэн Браун. Я называю это «читатель просто обязан перевернуть страницу». Напряженные концовки глав — прекрасная возможность создать у читателя ощущение стремительно летящей истории. Я переняла это у Дэна Брауна и использовала напряженные концовки в «Комплексе крови». Ну, как я говорила, для детективов это самое то.

Несколько персонажей, напряжение не требуется

Здесь все чуть-чуть сложнее, потому что персонажей больше, но и возможностей у вас больше — вы рассматриваете историю с разных сторон. Если это ваша первая крупная вещь, то важно следить за повествованием. В идеале — создать интеллект-карту и расписать, кто там что говорит, кто что знает, кто чего не знает — и прочая. В остальном деление на главы может быть простым: каждая глава — отдельная точка зрения. Но, так как героев у вас все же больше, чем один, то и вариантов больше. К примеру, вы можете миксовать сцены в одной главе. Но правило «одна сцена — один ведущий персонаж», как по мне, все же лучше соблюдать. В противном случае вы рискуете вызвать у читателя ощущение легкой дизориентации.

Несколько персонажей, требуется напряжение

Высшая степень ювелирного искусства, восьмидесятый уровень! Шучу. Я придерживаюсь мнения, что такой расклад для писателя самый удачный, потому что мы можем создать массу различных комбинаций. К перечисленным в предыдущих абзацах можно прибавить еще и одну из моих любимых — это разбитие одной большой сцены, к примеру, бал или прием — на несколько мелких. И рассказывать от лица разных персонажей, постепенно увеличивая градус напряжения. Чаще всего это сцены кульминаций, и персонажи нередко находятся рядом. В таких случаях главы могут выходить относительно короткими, потому что здесь важно не повествование, а именно напряжение. Сначала один герой описывает происходящее со своей колокольни. Потом другой персонаж берет у него эстафетную палочку и продолжает описывать, но уже со своей колокольни. И — так далее, и тому подобное.

Лайфхак: если вам сложно делить произведение на главы, представляйте себя режиссером

Проигрывайте в уме сцены и прикидывайте, как бы вы пристроили их, если бы речь шла о фильме. Кому из персонажей нужно дать камеру сейчас? А кому ее передать дальше? Что именно нужно показать? Чего показывать пока что не следует?

А как вы делите произведение на главы, друзья? Делитесь опытом!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Количество богатырей в сказке о мертвой царевне разделить на порядковый номер средней ступеньки
  • Количественный как правильно пишется
  • Количества или количество как пишется
  • Колит в боку как пишется
  • Колины рассказы первая любовь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии