Количество одушевленных персонажей в сказке репка

Русская сказка про Репку и Ноги: настоящий текст оригинала Афанасьева, идейно-тематический и психологический анализ сказки, воспитательный и сакральный смысл.

Дата обновления статьи: 16.01.2023

Современный вариант сказки про «Репку», который тиражируется в детских книжках сегодня — это творческая переработка оригинала известным педагогом Константином Ушинским, созданная им для учебника «Родное слово» в 1864 году. Результат в ней достигается совместными усилиями разных персонажей, в том числе таких традиционных «антагонистов» и неприятелей как кошка с собакой. Таким образом, смыслом сказки становится взаимопомощь и объединение ради общего дела.

Сказка про Репку. Иллюстрации Елизаветы Бем

Рисунки Е.Бем — читать подробнее про первую русскую женщину иллюстратора, знаменитую своей техникой силуэтов.

Однако, в оригинале не было ни кошки, ни мышки. Зато было пять «ног», которые приходят по очереди. А, значит, и смысл изначальной истории, по всей видимости, совершенно иной.

Для начала приведем оригинал текста сказки про Репку, в том виде, в котором он был опубликован в сборнике «Русские народные сказки А. Н. Афанасьева» (под номером 89) в 1863 году. Насколько известно — это первое печатное издание данной сказки. Его текст был записан А.Харитоновым в Архангельской губернии.

Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!

Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла, но́га(?). Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру́га, но́га; дру́га, но́га за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой, но́ги).
Пришла пя́та, но́га. Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!



Репа в земле, корнеплоды

Здесь обращают на себя внимание два факта (помимо сбивающего с толку наличия неких «ног»):

  • Слово «нога» пишется с ударением на первый слов, то есть именно нОга, а вовсе не ногА.
  • А. Н. Афанасьев, вероятно, сам не понимал какой смысл стоит за «нОгой», так как в скобках поставил знак вопроса.

Вполне возможно, что исконный смыл этого слова не знал уже и сам рассказчик, со слов которого собирателем и была записана сказка. Возможно, он просто передал то, что запомнил с детства, нечто, что было рассказано ему отцом или дедом, а тому — его дедом…

При этом важно заметить, что речь здесь НЕ идет о какой-то ошибке, опечатке, случайной нелепице, насмешке рассказчика над городским грамотеем или чем-либо еще из этой серии. Дело в том, что связь вытягивания репки с ногами крайне устойчива — сказки и присказки точно такого же содержания впоследствии фиксировались и в других регионах, записывались со слов других рассказчиков.

Например, известен текст П. А. Бессонова 1868 в поэтической форме:

«Прилетела Нóга,

Прилетела дрýга,

Прилетела третья…»



Еще вариант: 

«Один сядет Репой: другой тащит за ногу, не стащит тащит третий, тащит четвертый, всё не стащут. Соберутся побольше: вытянули репку Побегут и закричат, с радости».

Мы попробовали обобщить все существующие на сегодняшний день версии и гипотезы касательно загадочных «ног», развить их и/или предложить некоторые свои. Итак, начнем.

Взаимопомощь + мудрость старших

Некоторые исследователи пытаются трактовать сказку в том же ключе, что и ее позднюю переработку с кошкой и мышкой. Мол, чего не может сделать один или двое, то получится если взяться за дело скопом. То есть под «ногами» можно понимать каких угодно индивидов, спешащих на помощь — соседи, родственники, друзья.

Впрочем, тут сбивает с толку то, что «ноги» являются на помощь НЕ попарно (1 человек = 2 ноги), а по одной. «Пришла нОга… , тянут-потянут, вытянуть не можут!… Пришла дру́га, но́га» — то есть согласно такой логике получается, что «один человек = 1 нога».

Так же странно выглядит то, что человек в данной трактовке ассоциируется именно с ногой, а не с головой, душой — что было бы более в духе нашей традиции, либо с рукой — что более актуально с учетом сюжета сказки.

Существует версия, что вся соль истории заключается в последней пятой ноге. Якобы, первые две пары ног, приходящих на помощь — это все-таки некоторые люди (остается открытым вопрос почему они являются не сразу с двумя ногами, возможно, речь о внимании и усилиях — сначала человек трудился как бы наполовину (=одно нога»), потом в полную силу (= «друга нога»). А вот последняя пятая нога — это тот, кто и помог достичь желанного результата. То есть сказку можно рассматривать как определенную загадку. Кто этот одноногий, благодаря которому, удалось то, что не смогла осилить сделать целая компания (дед, бабка, внучка, сучка, и двое двуногих)? Вероятный ответ — это некий хромой старец, старик, а старость традиционно ассоциируется с мудростью. Получается, что смысл сказки в том, что именно мудрость, а не физическая сила помогает добиться результатов в любом деле (даже таком простом, как вытащить репку). Без нее успех просто невозможен.

описание

Виктор Корольков. Царство Бабы Яги

С другой стороны, одноногим персонажем может быть и некое потустороннее существо — например, «Баба-Яга — костяная нога» . Ведь именно несимметричность внешнего облика (одноногость, одноглазость) нередко в самых разных индоевропейских культурах указывает на того, кто стоит на перекрестке миров: частично — здесь, а частично — там.

Подсчет ног и поиск соответствий

Есть и еще один вариант трактовки, который в своем объяснении прибегает к теме одноногости. В нем «ноги» НЕ являются кем-то самостоятельным, а как бы соответствуют уже перечисленным персонажам:

  • Сначала приходит одна нога — это хромой дед;
  • Затем «две ноги» — это бабка;
  • Затем «три ноги» — это внучка (подразумевается маленький ребенок, который еще неуверенно ходит и порой помогает себе рукой, то есть находится на промежуточной стадии между ползаньем на четвереньках и прямохождением. Или — в иной версии — это ребенок в ходунках из трех опорных ног);
  • Затем «четыре» ноги — сучка;
  • Затем «пять ног» — загадочный персонаж, объяснения которому нет.

Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!



Детские ходунки с тремя ногами - дореволюционное фото

Фото Дмитрия Багаева, начало XX в.

Впрочем, такая версия в целом кажется не слишком убедительной, ведь текст явно говорит о том, что дед, бабка, внучка и сучка совместными усилиями НЕ смогли вытянуть репку, и только потом — когда пришел некто еще (те самые «ноги») — это наконец им удалось. Поэтому вряд ли «ноги» являются дублями изначальных героев.

Кроме того, в этой версии самый главный вопрос пятой наги остается никак не раскрытым. Хотя наводит на ассоциации с поговоркой «как собаке пятая нога».

Сельскохозяйственный календарь

Интересную версию опубликовала литератор Мара Рушева (на proza.ru) — она считает что в знаменитой сказке речь идет об осенней уборке репы для зимнего хранения, а «ноги» соответствуют счету в днях.

Так, традиционно уборка корнеплодов начиналась на Руси на Куприяна — это 13 сентября (или 31 августа по старому стилю). Читать подробнее про перевод дат из старого стиля в новый и календари на Руси
. Длится она ровно 15 дней до так называемого дня «репореза», который приходится на 28 сентября (или 15 сентября по старому стилю). Именно к «репорезу» нужно полностью завершить всю уборку урожая.

Урожай репы

Если сложить все дни — то есть «ноги» в сказке про Репку (5 ног за 4, 4 ноги за 3, 3 ноги за 2, две ноги за 1: 5+4+3+2+1 = 15) — мы получим 15 дней, то есть как раз разницу между Куприяновым днем и репорезом — или общий срок на протяжении которого ведется уборка этих корнеплодов.

Соответствие дней «ногам» из сказки объясняется следующим образом: в словаре В. И. Даля, есть следующие устаревшие слова:

«надысь» — нареч. ногдась, намедни, онамедни, ономнясь. (Толковый словаря Даля)

«оногда» — «недавно, на днях», диал. оногды́, оноды́, курск., воронежск., (о)ногды́сь, казанск. (Даль), укр. о́ногда, о́ногди, чеш. оnеhdу, оnаdу «недавно». От он аналогично всегда́, иногда́, тогда́, когда́ или с помощью суф. -ды, ср. польск. kiedy и т. д. Относительно конечного -сь ср. се.



То есть вполне возможно, что в каких-то местных говорах и диалектах (напомним, сказка была записана в Архангельской губернии) «нога» могла соответствовать «дню», так как определенные параллели со счетом времени явно прослеживаются.

«Золотые» принципы строительства

Лектор Сергей Данилов, знаменитый своими нестандартными глубокомысленными трактовками исконных русских слов, приводил в свое время такое объяснение сказки про «Репку» — по его версии речь идет о расчете правильных углов ската крыши при строительстве в зависимости от назначения помещения.

Так, он предлагает нарисовать круг с 16 точками (считается, что именно шестнадцатеричная система счета существовала на Руси в древности и применялась в строительстве), далее за нулевую точку принять вершину и вести отсчет «ног» следующим образом:

  • Нулевая точка соединенная с первыми отстоящими от нее точками = первая нога;
  • Нулевая точка соединенная со вторыми = вторая нога;
  • Нулевая точка соединенная с третьими = третья нога;
  • Нулевая точка соединенная с четвертыми = четвертая нога;
  • Нулевая точка соединенная с пятыми точками = пятая нога.

Данилов связывает получившиеся углы ската крыши с энергетическими потоками и говорит, что именно «пятая нога» соответствует параметрам комфортным для проживания людей. Он считает, что крыши жилых помещений на Руси соответствовали этому углу (на рисунке ниже — это последние фиолетовые линии).

описание

Расчет углов скатов крыш по С.Данилову

Чем более крутой скат — тем выше токи энергий. Поэтому «первая нога» (почти пологий скат) применялась в крышах амбаров для хранения продуктов, вторая — для птичников, третья — для хлевов, где находились животные, четвертая — для пристроек к дому, пятая — для непосредственно изб и теремов, а седьмая (наиболее острая, устремленная ввысь кровля) использовалась в различных культовых, сакральных постройках (что в принципе верно и по сей день — все религиозные строения как бы вытянуты вверх, как и знаменитые пирамиды Александра Голода, в которых, согласно некоторым исследованиям, например, наблюдается эффект самозатачивания лезвий).

Версия интересная и красивая, но не совсем понятно для чего такие сложные расчеты закодированы в детскую сказку. Можно предположить, что некоторые истины должны быть усвоены с детства на подсознательном уровне, однако, получается, что в самом тексте сказки нет самого важного — указаний на значения «ног». Кажется, что «пятая» — самая важная, но, как видим есть же и «седьмая» (еще более насыщенная энергией), почему же сказка «Репка» делает акцент не на ней?

Санскрит?

Нередко для трактовки определенных древнерусских слов прибегают к санскриту (древний язык Индии, на сегодняшний день «мертвый» — аналогично латыни), так как корневые основы наших языков удивительно близки, что является доказанным фактом для значительного количества русских и индийских лингвистов.
Проверим, какие смыслы может дать нам санскрит по слову «нога».

К сожалению, именно в транскрипции «но-га» соответствий НЕ находится. Однако, в санскрите есть слово НА-ГА (नग /naga/ /naga/ m.), смысл которого выводится из составляющих его слогов: «на» = отрицание; «га»=движение (сравните русские слова телеГА, дороГА, ГАть, кочерГА, вьюГА, ГАрмонь, ГАрпун). НА-ГА = НЕ ДВИЖУЩИЙСЯ/ НЕ ХОДИТ.

Иллюстрация Рикки-Тикки-Тави

Иллюстрация из книги Редьярда Киплинга The two jungle books, 1895 г.

Словом «НА-ГА» в санскрите может обозначаться:

1. гора
2. дерево
3. змея (вспомним известные с детства имена змей в истории Р.Киплинга про мангуста Рикки-Тикки-Тава — это были Наг и Нагайна/Нагена)

Впрочем, к сказке про «Репку» полученные значения применить не удается, или же отсутствуют какие-то необходимые для понимания логические связи. Можно, конечно, предположить, что репку помогают вытащить змеи, но в таком случае нужно было бы доказать что в определенных регионах Руси «нага» означала змею. Кроме того, это не проясняет нам суть сказки — почему змеи? Что это символизирует? В чем заключается мораль истории?

Магия числа 9

Существует предположение, что до принятия христианства на Руси неделя считалась НЕ как 7-дневный период (аналог 7-дневного божественного творения), а как 9-дневный. Так, косвенное подтверждение этому есть в том же словаре В. И. Даля:

«Встарь вели счет у нас сороками и девяностами».



Интересно, что 360 градусов в круге ровно делятся на 9, что в результате дает 40. Можно переложить это годовой календарь, который сам представляет собой круговое движение Земли вокруг солнца (=360 дней, что может быть как ошибкой древних астрономов, так и последующим замедлением вращения, приведшему к тому, что теперь дней уже стало 365), при этом если длина месяца составляет 40 дней (как указано у Даля), то месяцев в году получится как раз 9.

Движение Земли, космос

Соответственно, число 9 на Руси приобретает некий особый сакральный смыл — и оно действительно нередко фигурирует в разных подсчетах, отметках и поговорках:

Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Девять человек — все равно что десяток.


У храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять — ловкость.


Кошку девятая смерть донимает.


Девять дней, девять верст — как сокол летел.


За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.


Охотника девятая заря кормит.


Девятка — хорошая загадка.


Квас молодой, да налит девятой водой.


Что хитро, то и просто: девятью десять девяносто.



Исходя из всего вышесказанного получается, что девятка символизирует некое завершение, полноту. Девятка — это уже нечто переходящее в новое качество, на новый уровень — «девять человек — все равно что десяток».

Некоторые авторы рассматривают эту числовую гипотезу глубже — на сакральном уровне чисел и взаимодействия различных вибраций, миров Яви, Прави и Нави. Так, первые четыре персонажа — проявленные:

  • Дед и Бабка (мир богов и/или предков) — то, что должно быть, мир богов и/или предков, мир Прави. Олицетворяют силу мужского (Дед/Сварог) и женского (Бабка/Мать Лада) начала.
  • Внучка и сучка — то, что есть, мир Яви. Олицетворяют всех ныне живущих людей и животный мир.

А пять «ног» — это некие непроявленные еще потусторонние силы Нави (темная материя?), которые также участвуют в формировании событий физического плана на Земле. Они представляют собой вибрации, намерения, непроявленную энергию.

описание

Координация усилий первых четырех трактуется как создание порядка из хаоса, а пятерка невидимых «ног» представляет собой единство пяти стихий, что вместе (девятка) дает полноту и завершенность — то есть вибрации космоса, проявленные через конкретных творцов реализуются в Яви.

Напомним, что именно девять персонажей потребовалось для того, чтобы вытащить Репку: дед, бабка, внучка, сучка и пять ног. Однако, опять же в данной версии мы не видим никакого объяснения собственно «ног», кроме того, есть некоторые сомнения касательно того всегда ли героев в сказке именно девять, или это так лишь в версиях записанных А. Н. Афанасьевым и П. А. Бессоновым.

Бесконечный стих для засыпания

Вполне возможно, что «ног» может быть совершенно любое количество! Например, в детском игровом стихотворении, записанном в песенных сборниках XX века ног уже десять!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,


Сеяли репу…


Пришел репу рвати,


Пришел одноногий:


Ножка — за лапку,


Лапка — за бабку,


Бабка за дедку,


Дедка за репку,


Не вытянули репку!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Пришел репу рвати,

Пришел двухногий:

Две ноги за ножку,

Ножка за лапку,

Лапка за бабку,

Бабка -за дедку,

Дедка -за репку,

Не вытянули репку!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Пришел трехногий:

Три ноги — за две,

Две ноги — за ножку

и т. д.

до «десятиногого».

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,


Сеяли репу…


Пришел репу рвати,


Пришел десятиногий:


Десять — за девять,


Девять — за восемь,


Восемь — за семь,


Семь ног — за шесть,


Шесть ног — за пять,


Пять — за четыре,


Четыре ноги — за три,


Три ноги — за две,


Две ноги — за ножку


Ножка за лапку,


Лапка за бабку,


Бабка — за дедку,


Дедка — за репку,-


Вытянули репку!.



Остается только гадать — могло ли в сказке число ног быть совершенно любым (то есть оно не принципиально для понимания ее сути) или же это поздний вариант переработки, созданный на базе оригинала сказки, когда люди уже не понимали ни смысла «ног», ни смысла собственно числа 9.

Мать качает дитя в люльке. Картина Ф.Н.Рисс

Ф.Н.Рисс, Колыбельная песня. Ранее 1886 г.

Отсюда, возникает еще одна версия. Может быть, сказка — это просто некий бесконечный стих для засыпания? Или для обучения детей счету? В таком случае многократное повторение того какое число идет за каким помогает как выучить их порядок, так и усыпить монотонными повторениями.

Впрочем, открытым остается вопрос почему именно «ноги»? Почему не кто-то простой и понятный, известный детям с рождения — лошади, мышки, курочки?

Сказки Тартарии

Напоследок — одна из наиболее удивительных трактовок. Забудем на время про «магическую девятку» и сконцентрируется на самом слове «нОга» и его значении, ведь именно оно повторяется во всех старых вариантах «Репки», будь то сказка, стих, или присказка, и независимо от того, сколько именно «ног» приходит на помощь. Отсюда напрашивается вывод, что смысл слова «нога» куда важнее, чем количество этих самых ног.

Птица ногай или грифон - символ Тартарии

Итак — «ног», «ногай», «ногуй» — это никто иной как грифон, то есть мифическое существо с головой и крыльями хищной птицы и туловищем льва. В издании сказок А. Н. Афанасьева 1938 года прямо указывается на это: в тексте «Репки» есть соответствующая сноска и пояснение что таинственная нога — это «ногай-птица».

Грифон на флагах Тартарии

Грифон на флагах Тартарии: слева — американский сборник флагов 1865 года, справа — перечень морских флагов 1709 г., снизу — К.Алярд, Книга о флагах.

Но, пожалуй, самым интересным «совпадением» является то, что именно грифон-ногай является символом Тартарии — государства которые многие до сих пор считают мифическим, хотя на подавляющем большинстве карт до начала XVIII века оно обозначено и занимает бОльшую часть Евразии (читать разбор карты Яна Янсона 1640-1650 гг). Упоминания о Тартарии есть не только на картах, но и в энциклопедии «Британника» 1771 г., испанской и французской «Всемирной географии» 1676 г., в многочисленных заметках путешественников («Путешествие по северной и восточной Тартарии Николаса Витсена» 1692 года, зарисовки жителей Тартарии в книге Сигизмунда Герберштейна, путешествие Адама Олеария в Московию, и проч.), на бесчисленных гравюрах (изображающих внешний вид, города, костюмы таРтар), в газетных статьях. Есть портрет правителя Тартарии Великого Кама во французской книге с портретами всех правителей мира (Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin) 1688 года). Существует перечень морских флагов 1709 года, где среди прочих «всем известных» государств представлены и флаги Тартарии — грифон и сова черные на желтом фоне. Более того — флаг Тартарии с грифоном есть даже в американском сборнике с флагами 1865 года!

Держава Мономаха, шлем князя Ярослава Всеволодовича

Держава Мономаха, шлем князя Ярослава Всеволодовича

Но далеко не одними только флагами ограничиваются изображения грифона. Грифон является распространённым героем золотых изделий из скифских курганов (в том числе на территории Крыма, Тамани, Кубани), находят его в большинстве алтайских захоронений, а если говорить о европейской части нашей страны — то образ грифона также пронизывает буквально все как минимум до эпохи Ивана Грозного — деревянные наличники, рисунки на сундуках, медальоны, каменные барельефы первых христианских соборов (Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Покрова-на-Нерли в Суздале), Суздальские врата, чаши, браслеты, иллюстрации в книгах, узоры на шлемах русских князей (см. выше — шишак Ярослава Всеволодовича XIII в.). Наконец, изображение грифона есть даже на державе Мономаха и оно же «венчает» двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей, наряду со львом. Кстати, не потому ли трон двойной, что в некотором смысле символизирует объединение тех, чьим символом был грифон, с теми, чьим символом был лев? И не потому ли короновано на царство было одновременно два царевича, чего до сих пор не случалось никогда?

Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей с грифоном

Реконструкция использования двойного трона. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля. Грифон — слева, справа — лев. 

Есть указания на то, что на личном знамени Ивана Грозного было изображено сразу несколько грифонов, также тройное изображение грифона — это официальный герб Малой Тартарии или Крымского ханства. Совершенно иной смысл приобретает название Ногайская орда = «орда Ногая», то есть войско под знаменем грифона-ногая.

описание

Изображения грифонов: скифское золото, барельефы Дмитриевского собора во Владимире, Суздальские врата, барельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Так, может быть, поэтому в той самой сказке про «Репку», смысл которой ускользнул даже он А. Н. Афанасьева, говориться о «нОге» — то есть о «ногай-птице»? Просто потому что на момент создания этой сказки — чем бы она не являлась (детская считалка или колыбельная, история о взаимопомощи, магия девятки и проч.) — такой персонаж как «ногай» был естественным и понятным. Представьте, что это, скажем, китайская народная сказка — и в ней на помощь неким героям прилетает сначала один дракон, потом второй… третий… пятый. Будут ли ученые ломать голову — почему же речь о драконе? Нет, это же Китай. Что может быть естественнее дракона в сказке? Дракон появляется везде. Он просто есть. Он пронизывает душу этой культуры. Китай — это дракон. Так, может быть, ровно то же самое верно для нашего прошлого с символом в виде птицы-ногая?

В подтверждение озвученной версии хочется еще раз обратиться к тексту сказки П. А. Бессонова 1868 года в стихах:

…тянут, тянут — 
Вытянуть не могут.
Прилетела Нога,

Прилетела друга,


Прилетела третья,


За третьей четверта,


За четвертой пята;


Пять за четыре,


Четыре за три,


Три Ноги за две,


Две Ноги за Ногу…


Тянут, тянут, — 

Вытянули репку.



Как видим, «Нóги» — по крайнем мере в одном из оригиналов, НЕ приходят, а еще и прилетают, а величают их с заглавной буквы, как имя собственное, или нечто важное, официальное, НЕ равное по статусу «бабке», «дедке» и «внучке».

описание

Трудно отделаться от мысли, что в ногае (грифоне) заключен какой-то глубокий, многогранный символизм, созвучный с самим самосознанием нашего народа — есть в нем нечто исконное, величественное, всеобъемлющее, имперское. Он словно простирает свои крылья во времени — от скифов к славянам и алтайским народам, и в пространстве — объединяя европейскую часть России с сибирской и дальневосточной… Меняются очертания границ на «окраинах» и названия этой страны — Федерация, Союз, Империя — но глубинная суть остается прежней. Сердце Евразии. Империя Севера. Возрождающаяся из пепла как феникс вновь и вновь. Все мы и все наши предки. И мы считаем, что НЕ нужно отказываться от своего прошлого, когда все буквально кричит о нем — НЕ нужно сужать «исконную» доромановскую Русь до Москвы, Новгорода, Киева и Золотого кольца. Все это мы — но мы еще и Тартария и скифы, а ногай (грифон) — это нить, связующая нас с этой забытой, но еще живой былью.
____________________

Мы постарались озвучить все известные версии трактовки сказки про «Репку». Возможно, одновременно отчасти правдивы несколько из них — а, может, и вовсе ни одна, а смысл сказки еще только предстоит отыскать. Напишите в комментариях какая версия кажется вам наиболее убедительной. Или, может, у вас есть совсем другая — своя?

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования                                           « Центр детского
творчества Автозаводского района»

Сценарий игровой конкурсной
программы

 «В гостях у сказки»

Автор — составитель:

Федосеева Ольга Львовна

педагог-организатор

детского клуба «Шанс»

МБУ ДО «ЦДТ

Автозаводского района»

г. Нижний Новгород

2016г.

Цель: Способствовать развитию
творческой активности и коммуникативных способностей детей.

Задачи:

·       
Познакомить детей с коллективными играми, конкурсами и соревнованиями;

·       
Способствовать
развитию ловкости, выносливости и координации движений;

·       
Воспитывать стремление к развитию позитивных качеств личности:
взаимопомощи, доброжелательности, общительности, коллективизма.

Участники: дети в возрасте
до 14 лет в количестве  до 20 человек

Место проведения: игровая площадка

Перед началом игры учащиеся и педагоги собираются на
линейке, где получают маршрутные листы, в соответствии с которыми ребятам
предстоит побывать на станциях и встретиться со сказочными героями, которые  проведут
игровую программу. Ребята посетят 7 станций, а после будут подведены итоги
игры.

1 СТАНЦИЯ «ТРИ  БОГАТЫРЯ»

Илья
Муромец:
Я
из города, из Мурома. Из села того Карачарова.

                              
И зовут меня Илья Муромец.

А
кто помнит имена моих друзей, что бились со мной за Русь – матушку? 

(Добрыня
Никитич и Алёша Попович) Правильно!

«Снаряжение русского воина».

1.     Головной
убор богатыря? (шлем).

— шляпа

— каска

-шлем

2.     Тяжелый
панцирь, сплетенный из металлических колец (кольчуга).

— кольчуга

-латы

-бронежилет

3.     Рубящее
холодное оружие? (Меч).

-топор

-секира

-меч

4.     Колющее
оружие на длинном древке? (копьё, пика).

— копье, пика

-шпага

-шило

5.     Оружие
оборонительного назначения (щит)

— лопата

-щит

-палица

6.     Оружие
для удара непосредственно по противнику (булава).

-булава

-бита

-молот

7.     Этот
боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон
(лук).

-лук

-арбалет

-пушку

8.     Главное
оружие Соловья-разбойника (свист).

-наган

-свист

-волшебные гусли

9.     Змей
по батюшке (Горыныч).

-Иванович

-Потапыч

-Горыныч

10. Богатырская
цифра (три).

-12

-9

-3

Весёлые забавы

Мальчики
отжимаются. Девочки делают упражнение на пресс.

Илья
Муромец
:
Молодцы! Вижу  вы сильные и умные. Беру вас всех в свою команду. С такой
командой мы одолеем любого врага.

2 СТАНЦИЯ «МУРЗИЛКА»

Мурзилка:
Здравствуйте
ребята! Меня зовут Мурзилка, я люблю рисовать, творить и вопросы задавать.

1.    
Какие
цвета радуги Вы знаете?

— красный

— оранжевый

— желтый

— зеленый

— голубой

— синий

— фиолетовый

  2. Задание:

Перед вами фраза, в которой все буквы перемешались. Прочтите ее.

Кждайы онихокт жетале зьатн,гед сдиит фнааз

3.    
Найди пару

     Составьте слова и слогов, находящихся в
разных столбиках. Начальные слоги могут быть как в первом, так и во втором
столбике.

                                       
берт                              
рель
                                        
пас                         
       тра
                                        
бум                               
лас
                                        
сть                                
аль
                                        
тик                               
каран
 
                                       аква                              
тель
                                        
ска                                
ага
                                        
даш                              
кра
                
                        бом                              
моль
                                        
пали                             
ки

4.     Найдите 7 предметов художника:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/723c83389e2d028324c30210c28f1ac7.jpg.jpg

5.     Рисунок
на асфальте тема «Лето».

Мурзилка:
Молодцы!
Творческих вам успехов и счастливого пути!

3 СТАНЦИЯ «ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА»

Черепаха
Тортила:
Я,
старая черепаха Тортила, мне в обед 300 лет. Мне в своем болоте очень скучно.
Вы ребята веселые? Смышленые? Ловкие? Развлеките старушку.  Если угодите мне, я
вам дам золотой волшебный ключик, правда не помню какую дверь он открывает.

Вот
вам викторина.

                         
              1 Викторина « Лесные  звери».

1. Какое
лесное животное появляется в полях, когда  начинают поспевать овес и кукуруза?


медведь


олень

-барсук.

2.Этому
зверю помогает выжить удивительная выносливость.

Он
может не есть по многу дней, не теряя силы.

-лось

-лиса

-волк

3. С
кем в норе может жить лиса?

— заяц

-барсук

-белка

 4.Какой
зверь летом живет в воде, а зимой в земле?

— бобр

-водяная
крыса

-крот

5.У
какого лесного зверя зимой появляются детеныши?


волки


белки


медведи

6.Что теряет
лось каждую зиму?

-копыта


рога

— зубы

7.Кто
быстро бежит в гору , а с горы- кубарем?


белка

-заяц

-волк

8.Кто
спит головой вниз?

— лиса

-бурундук


летучая мышь

9.Кто
к зиме собирается в стаи?


олени

-волки


росомахи

10.Какой
зверь спит под своими ушами?

— слон

-чебурашка

-заяц

2 Загадки про деревья.

Русская
красавица

Стоит
на поляне,

В
зелёной кофточке,

В
белом сарафане. (Берёза)

Будто
снежный шар бела,

По
весне она цвела,

Нежный
запах источала.

А
когда пора настала,

Разом
сделалась она

Вся от
ягоды черна. (Черёмуха)

Весною
зеленела, летом загорала,

Осенью
надела

Красные
кораллы. (Рябина)

Желто-красная
одежка,

Каждый
листик, как ладошка.

Осенью
всех ярче он.

Догадались?
Это… (клен)

Была
зеленой, маленькой,

Потом
я стала аленькой.

На солнце
почернела я,

И вот
теперь я спелая. (Вишня)

  И
это еще не все, давайте разделимся на две команды и немного побегаем.

3. Эстафеты.

1.Эстафета
– челнок  « Волшебный ключик».

2.Эстафеты
с мячом в парах:

-удержать
спинами

-удержать
животами

-удержать
головами

3
Эстафета с мячом « лягушка»- попрыгать с мячом между ног.

4. 
Эстафета « Солнышко»- на каждую команду палки по количеству игроков.

Задача
выложить, по очереди, вокруг обруча палки в виде лучей.

5.    
Эстафета «
Болото»- с помощью двух листков А-4 перебраться через «болото».

Черепаха
Тортила:
 Спасибо!
Позабавили старушку. Вот вам золотые ключики.  Пускай они помогут вам открыть
ваши волшебные дверцы.

4 СТАНЦИЯ «БАБКА — ЁЖКА»

Баба Яга: Чую-чую русским духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал? А, детишки. 
Ну, заходите.

В ступе летаю, детей
похищаю.
В избе на куриной ноге проживаю. Угадали, кто я.

Баба Яга: Ну что, голубчики, сразу вас съесть или на
ужин приберечь… Ладно, коль в гости зашли, сразу вас есть, не буду. Давайте-ка
сначала побеседуем. На вопросы мои ответите, задания выполните, а там
посмотрим.

Вспомните-ка,
касатики, сказки, в которых встречается самая замечательная, красивейшая,
добрейшая и мудрейшая из старушек!!! 

Баба Яга: Ну,  молодцы. А сейчас я проверю, знаете ли
вы моих друзей.

1.    
В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее…
Снегурка Кикимора

2.    
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его…
Незнайка Леший

3.    
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки —
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка…
Мороз Водяной

4.    
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, …
Пятачок Кощей Бессмертный

Молодцы, а теперь
у меня для вас викторина.

Викторина «Герои русских народных
сказок»

■ Как звали девочку из сказки «Морозко»?  Настенька.

■ Кого считали дурачком, а он оказался
умным? Иванушка-дурачок.

■ Сколько героев хотели съесть колобка?  Шесть.

■ Сколько сыновей было в сказке
«Иван-царевич и серый волк»?  Три.

■ Кто был Бессмертным? Кощей
Бессмертный.

■ Жених Бабы Яги? Леший.

■ Кто от хохота лопнул? Пузырь.

■ Кто посадил репку? Дед.

■ Чья жена оказалась лучше в сказке
«Царевна-лягушка»? Ивана-царевича.

■ Жена старика.  Старуха.

■ Какой характер был у мачехи в сказке
«Морозко»? Злой.

■ У кого украла рыбу лиса в сказке
«Лисичка-сестричка и волк»? У старика.

■ Кто поймал щуку в сказке «По щучьему
велению»? Емеля.

■ Кто бил волка в сказке
«Лисичка-сестричка и волк»? Бабы.

■ Чью дочь в злате и серебре везли в
сказке «Морозко»? Старикову дочь.

■ Кто попил воды и стал козленочком? Братец
Иванушка.

Викторина «Животные в сказках»

■ Кто съел колобка?  Лиса.

■ Кто разломал теремок?  Медведь.

■ Кто топтал пшеницу в сказке
«Сивка-Бурка»? Конь.

■ Кто прогнал лису из дома в сказке
«Заюшкина избушка»? Петушок.

■ Кто обхитрил волка в сказке «Волк и
семеро козлят»? Коза.

■ Кто вез лису в сказке «Лисичка-сестричка
и волк»?  Волк.

■ Животное по имени Жучка в сказке
«Репка».  Собака.

■ Кто первый нашел теремок?  Мышка-норушка.

■ К семейству каких домашних птиц
принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия
из драгоценных металлов? Как ее звали?  Курочка Ряба.

■ Кто унес Иванушку?  Гуси-лебеди.

■ Какую рыбу в русских сказках иногда
называют «чудо-юдо»? Кит.

■ Из шкуры какого животного была сделана
шуба, принадлежащая купцу в сказке «Два мороза»?  Из шкуры медведя.

■ Кто в русских сказках имеет отчество
Патрикеевна?  Лиса.

■ Кого лиса угощала кашей?  Журавля,
«Лиса и журавль».

■ Кто из героев русской народной сказки «У
страха глаза велики» носил прозвище норушка?  Мышка.

■ Кто помог спасти жизнь петушку в русской
народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»?  Курочка.

■ Скажите, какого героя провели на
пирожках?  Медведя из сказки «Маша и медведь».

■ Кто тянул репку последним?  Мышка.

А, сейчас мы поиграем с вами.

Игры.

1.     «Пустое
место».

2.     «Капкан».

Баба
Яга:
Ну что, голубчики,
повеселили бабуленьку, отпускаю вас. Ступайте своей дорожкой дальше.

5       
СТАНЦИЯ «БРЕМЕНСКИЕ
МУЗЫКАНТЫ
»

1.    
Загадка.

— До, ре, ми, фа, соль, ля, си – прилетели воробьи.
На мою тетрадку сели и мелодию запели (ноты).
— Без чего нельзя создать музыку? (без нот)
Сколько их? Перечислите.

2.
Музыкальные слова (по одному).

Животное, в названии которого есть нота «ре» (____________________).
Растение,
которое похоже на горох, есть две нотки (_________________).

Птица
и цветок, в названии которых есть «си» (___________________).

Птица
и растение, где встретилась нота «до» (____________________).

Гриб,
в котором есть две нотки (__________________).


3. С миру по нотке (по три слова).

Вспомнить слова, в которых есть слоги-ноты.
«ля» (лягушка________________________________________).

«фа» (_______________________________________________).
«до» (_______________________________________________).
«ре» (_______________________________________________).
«си» (_______________________________________________).

«ми» (_______________________________________________).

3.    
Угадай песню.

·       
Песня о длительном
путешествии маленькой девочки в яркой шапочке («Если долго- долго»)

·       
Песня о содержимом головы,
которая для маленького медвежонка не составляет особой ценности («Если я
чешу в затылке»)

·       
Песня о духе, который жил
в болоте и помог строить летучий корабль («Я, водяной, я водяной»)

·       
Песня о странной игрушке,
которую никто не замечал («Я был когда-то странной, игрушкой безымянной»)

·       
Песенка об африканском
острове, на котором жить легко и просто («Чунга-чанга»).

6 СТАНЦИЯ «НЕЗНАЙКА»

Незнайка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Незнайка. Я,
собираюсь идти в школу, но я ничего не знаю и не понимаю. Помогите мне,
пожалуйста, ответить на следующие вопросы.

Литературная викторина «В стране сказок»

1. Рики-Тики-Тави – это
а) крот
б) хорёк
в) мангуст

2. Буратино говорил такие
волшебные слова:
а) Симсим, открой
дверь!
б) Крекс, фекс, пекс!
в) Раз, два, три! Горшочек, вари!

3. Кто спас Муху Цокотуху?
а) грач
б) ласточка
в) комарик

4. В кого превратился« гадкий
утёнок»?
а) в аиста
б) в лебедя
в) в гусыню

5. У Винни-Пуха был друг…
а) Чиполлино
б) Пятачок
в) Маугли

6. Кого дала в помощь Герде
маленькая разбойница?
а) оленя
б) конька-горбунка
в) кота в сапогах

7. Какое волшебное средство было у
Аладдина?
а) волшебная
дудочка
б) волшебная лампа
в) волшебная палочка

10. На ком совершила Дюймовочка
своё путешествие в тёплые края?
а) на ласточке
б) на орле
в) на драконе

Математические вопросы

·       
За сколько сольдо продал
Буратино свою азбуку? 4 сольдо

·       
Какой рост у Дюймовочки? 
дюйм = 2,54 см

·       
Сколько лет Балда отслужил
у попа? . 1 год

·       
Количество путешествий
Мюнхаузена на Луну? 2 путешествия.

·       
Сколько лет сидел старик
из сказки А.С.Пушкина у самого синего моря? 33 года.

·       
Число братьев Эльзы
превращенных в диких лебедей? 11

·       
Сколько лет спал Илья
Муромец? 33 года

·       
Количество одушевлённых
персонажей в сказке «Репка»? 6

·       
Сколько путешествий
совершил Синдбад – мореход? 7 путешествий

·       
Заглавия каких сказок
начинаются с чисел 3, 12? три поросёнка, 12 месяцев.

·       
Сколько жителей проживало
в теремке (сказка Теремок), пока не пришёл медведь? 7: муха, комар, мышка,
лягушка, заяц, лиса, волк.

·       
Сколько разбойников было в
сказке про Али – Бабу и стальную дверь которая открывалась с помощью заклинания
«Сезам, открой твою дверь» . 40


Кроссворд.

По горизонтали:

2.Тот Илья, что Соловья-разбойника усмирил. 

4.Героиня сказок. Она и Премудрая, она и
Прекрасная.                              

7.Цветок, который дружил с
жаворонком.                                             

10.В истории про деда и медведя одному из них
достались корешки, а другому…                                                                                            

11.Он и от дедушки ушел и от бабушки
ушел.                                            12.Что произошло, когда
принц и принцесса встретились?

По вертикали:

1.Птица-разбойник.                                                       

3.Баба страшная
…                                                                     

5.Младший сын деда и бабы. Обычно
дурачок.                               

6.У сестрицы Алёнушки был братец …                                             

8.Чем поп
машет?                                                                                           
9.Сказочный домик, в котором живет много зверей.

Кроссворд по русским народным сказкам

Кроссворд по русским народным сказкам с ответами
Незнайка: Спасибо вам ребята, теперь я к школе готов, всё знаю и умею!

7 СТАНЦИЯ «ПОЛЕ ЧУДЕС».

Лиса
Алиса:

Здравствуйте! Я, Лиса Алиса. А вы кто?  Кто ко  мне пожаловал?

Ой,
ребятки, какие вы хорошие, умненькие, разумненькие. А денежки у вас есть?  А
хотите получить? Вы слышали про страну дураков? Нет? А про поле чудес? Нет! 
Это волшебное поле, на нем растут деревья вместо листьев у них золотые монетки.
Звенят денежки  на ветру, сверкают на солнце.  Только попасть туда не просто.
Нужно выполнить ряд условий и заданий. Но для начала надо сказать волшебные
слова

«
Крэкс, пэкс, фэкс» ( говорят всем отрядом громко).

 Ну
а теперь давайте по буквам отгадайте слова….

Игра: «Поле чудес».

Буква И и
буква Е. Подскажите слово мне

Распустилась в
ясный день, в саду белая … (СИРЕНЬ)

Буква Е и
буква Ё. Все вы знаете её

Белый ствол её
примета, назовите слово это…(БЕРЁЗА)

Буква И,
две буквы А. Часто возит нас она.

Носит обувь из
резины, а зовут её …(МАШИНА)

Две буквы И
и Ц одна,

Очень любит кур
она. (ЛИСИЦА)

Сначала О,
потом две А, всегда и всем она нужна.

Ею землю рыхлят и
копают,

Ребята, как это
слово называют. (ЛОПАТА)

Буква И,
две буквы А, эта ягода вкусна.

Будет полная
корзина, если спелая …(МАЛИНА)

Что за слово
загадала, буквы О – три написала.

Помогу назвать вам
слово, это нам даёт корова (МОЛОКО)

О в начале, Ц в конце, подскажите слово
мне.

Летом он растёт на
грядке и играет с нами в прятки.

Вот какой он
молодец, это слово…(ОГУРЕЦ)

О одна, две буквы А. Угадали кто она?

На чужих рычит,
кусается, а к хозяину ласкается? (СОБАКА)

Молодцы, денежки
заработали, но я их просто так не отдам.

Каждая денежка –
фант, который нужно выполнить.

Каждый денежку
тяни и задание говори.

Игра «Фанты».

Всем
спасибо, до свиданья, меня не забывайте, в гости приглашайте!!!

Итоги игровой конкурсной
программы.

Подведение
итогов на линейке, посвящённой закрытию лагеря «Доброград».

Каждый
отряд получает грамоту по номинации.

·       
самый дружный;

·       
самый организованный;

·       
самый оригинальный;

·       
самый музыкальный;

·       
самый спортивный;

·       
самый весёлый;

·       
самый артистичный.

МОУ «Школа № 2 им. Героя Советского Союза

Ю. М. Двужильного г. Донецка»

Развлекательная викторина

«Обо всем понемногу»

(для учащихся 6 класса)

Классный руководитель И.В.Ковалева

Ход мероприятия

1. Класс разбивается на две команды. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана.

2. Ведущий викторины задает вопросы. Команда, которая быстрее поднимет руку и правильно ответит на этот вопрос, получает один балл.

Вопросы викторины

  1. Растительный мир.

1. Какое растение называют символом мира? (Олива.)

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос.)

3. Какое растение мира самое высокое? (Эвкалипт.)

4. Какое растение самое толстое? (Баобаб.)

5. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы — 400метров в длину.)

П. Животный мир.

1. Кто быстрее всех бегает? (Гепард.)

2. Кто быстрее всех плавает? (Меч-рыба.)

3. Кто быстрее всех летает? (Стриж:.)

4. Какое животное имеет сумку? (Кенгуру.)

5. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра.)

III. Математика

1.     1% от одной тысячи рублей? (10 рублей)

2.     Единица скорости на море? (морская миля 1,86 км)

3.     Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)

4.     Наименьшее натуральное число? (1)

5.  Какова третья часть от 60? (20)

6.  Наибольшее двухзначное число? (99)

7.  Сколько вершин у куба? (8)

8.    Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

9.  Как называют сотую часть метра? (сантиметр)

10. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3кг)

11.  Единица измерения драгоценных камней? (карат)

12.  Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? (весят одинаково)

13.  У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет по 1 сестре. Сколько детей у отца? (7)

IV. География

1. Самая большая планета солнечной системы      (Юпитер)  

2. Самая полноводная река в мире  (Амазонка)

3. Самый большой океан            (Тихий)

4. Самая протяжённая река в мире  (Нил)

5. Самая высокая гора  в мире    (Эверест)

6. Самый большой остров            (Гренландия)

7. Самое глубокое озеро в России и в мире        (Байкал)

V. История

  1. Собственник орудий труда, самостоятельный работник в своей мастерской. (Ремесленник).

  2. Живописное изображение бога называют… (Иконами).

  3. Человек, занимающийся обработкой земли. (Крестьянин).

  4. Как называются хранилища документов? (Архив).

  5. Металлическая пластинка с прорезями для глаз называется… (Забрало).

  6. Человек, являющийся полной собственностью своего господина, это… (Раб).

  7. Как называли участников завоевательных походов на Восток в XI – XIII вв.? (Крестоносцы).

  8. Как называется здание, где совершаются религиозные обряды? (Храм).

  9. Как называется военное состязание рыцарей? (Турнир).

  10. Как называются ежегодные торги, в которых принимают участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки).

  11. Какую страну зовут Страной восходящего солнца? (Японию).

  12. Страна, которую искал, да так и не нашел Христофор Колумб? (Индия).

  13. Назовите государство с самой большой численностью населения? (Китай, население – более 1 миллиарда).

  14. В какой стране был изобретен кинематограф? (Франция).

  15. Самая большая гордость Китая, видимая из космоса невооруженным глазом. (Великая Китайская стена).

VI. Сказки

1.     За сколько сольдо продал Буратино свою азбуку? (5 сольдо)

2.     Какой рост у Дюймовочки? (дюйм = 2,5см)

3.     Сколько лет сидел на печи Илья Муромец? (33 года)

4.     Количество одушевлённых персонажей в сказке «Репка»? (6)

5.     Заглавия каких сказок начинаются с чисел 3, 12?

6. Сколько разбойников было в сказке про Али – Бабу и дверь, которая открывалась с помощью заклинания «Сезам, открой твою дверь»

VII. Конкурс капитанов.

Командам заранее дается задание подготовить доклады по заданным темам.

Где и когда сооружены башни?

1.  Эйфелева башня (Париж, 1889)

2. «Падающая богиня» (Пиза, Италия, 1174-1372)

VIII. Разгадывание кроссворда «Весенний»

По горизонтали: 1. Глядит из-под снега зеленый росток. Он — первый весенний цветок. 6. Совершает перелет, да орешки всё грызет (вид белок).  8. Душистый майский лесной цветок с веточкой белых колокольчиков. 9. Слезы тающих сосулек. 10. Гибкое дерево на берегу, которое прозвали плачущим. 11. Ждет, когда весна ему эстафету передаст. 12. Весна «командует» старт, когда наступает … 17. Растаявший снег.  18. В марте он кричит на крышах свои мявкающие песни. 19. Пашут и засевают по весне. 20. Когда снег растает и потеплеет, то можно выехать на природу, шашлыки пожарить. А как такой выезд назвать? 21. К реке ходила крошка-мышь послушать, как шумит …

По вертикали: 2. Время плача сосулек. 3. Начинается с рождения. 4. Весной ее и шайбу убирают на хранение до следующей зимы. 5. «Лужа», которую оставляет на бумаге чернильная ручка. 7. Собрание фотографий под одной обложкой. Например, все фотографии на тему «Пришла весна». 10. Место, где начинается река, ручей. 13. … серебристая — этот куст называют по-другому мимозой. 14. «…-цветочки у меня в садочке». 15. Это природное явление любил в начале мая русский поэт Федор Тютчев. 16. Главное украшение стола, по мнению папы дяди Федора из Простоквашина.

Ответы По горизонтали: 1. Подснежник. 6. Летяга. 8. Ландыш. 9. Капель. 10. Ива. 11. Лето. 12. Март. 17. Вода. 18. Кот. 19. Поле. 20. Пикник. 21. Камыш. По вертикали: 2. Оттепель. 3. Жизнь. 4. Клюшка. 5. Клякса. 7. Альбом. 10. Исток. 13. Акация. 14. Лютики. 15. Гроза. 16. Цветы.

IX. Подведение итогов викторины.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Количество мест ограничено или ограниченно как правильно пишется
  • Количество мест неограниченно как пишется
  • Количество комментариев неограниченно как пишется
  • Количество изложений и сочинений в начальной школе по фгос школа россии
  • Количество домашних животных живших в лесу сказка зимовье зверей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии