О количестве контрольных работ по русскому и литературе.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
— упражнения по русскому языку; |
— изложения; |
— планы статей учебников; |
— письменные ответы на вопросы и т. д. |
— сочинения; |
По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
· после изучения наиболее значительных тем программы,
· в конце учебной четверти,
· в конце триместра, полугодия.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, триместра, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник. Учителя-предметники исправляют орфографические ошибки.
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку и литературе.
Учитель имеет возможность повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам учащихся и обучающим письменным работам, следовательно, в каждом классе целесообразно проводить следующее количество итоговых письменных контрольных работ по русскому языку и литературе в общеобразовательных школах:
Вид работы |
Число итоговых работ по русскому языку (в год по классам): |
|||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Контрольные работы |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
Изложения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
Сочинения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределённых учителем по четвертям (триместрам, полугодиям):
Классы |
Количество сочинений по литературе (в год по классам): |
||
классных |
домашних |
всего |
|
5 |
4 |
— |
4 |
6 |
3 |
1 |
4 |
7 |
2 |
2 |
4 |
8 |
2 |
3 |
5 |
9 |
3 |
3 |
6 |
10 |
4 |
3 |
7 |
11 |
4 |
3 |
7 |
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку в 5-9 классах – две рабочие тетради и одна тетрадь для изложений и сочинений (для работ по развитию речи).
Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего ученого года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
Виды итоговых контрольных работ: диктант, мини-изложение (100-160 слов), тестирование, многоаспектный лингвистический анализ текста, контрольная работа (на разные уровни обученности). В 1 – 11 классах в тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже – её название (также обозначаются кратковременные работы, выполняемые в обычных тетрадях).
Например:
Диктант. |
Изложение. |
Сочинение. |
Байкал. |
Подвиг художника. |
Мой Пушкин. |
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
· писать аккуратным разборчивым почерком;
· единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи);
· соблюдать поля с внешней стороны;
· указывать дату выполнения работы (в тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Пятое декабря);
· писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и др.);
· обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);
· соблюдать красную строку;
· между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку стоку не пропускать;
· между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому пропускать две линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);
· выполнять аккуратно подчёркивания — условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки;
· исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, а часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
Порядок проверки письменных работ учителями определяет МО учителей русского языка и литературы. УМК русского языка и литературы ЛОИРО рекомендует следующий порядок проверки рабочих тетрадей:
· в 5 классе – после каждого урока у всех учеников;
· в 6 – 9 классах у слабых учащихся – после каждого урока;
· у остальных учащихся 6 – 8 классов тетради проверяются один раз в неделю , а в 9 – 11 классах — два раза в месяц.
Вид проверяемой работы во всех классах определяет учитель: домашняя работа, самостоятельная работа, словарный диктант, тест и др.
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
В проверяемых работах учитель отмечает допущенные ошибки.
· На полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком:
| – орфографическая ошибка, V – пунктуационная ошибка.
· При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (подчёркиваются волнистой линией) и грамматические. На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки — «Ф», логические – «Л», речевые — «Р», грамматические — «Г», используя также и другие специальные обозначения.
· Подчёркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
· Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок, а в изложениях и сочинениях, кроме этого, — количество фактических, логических, речевых и грамматических:
Ф – Л — Р
О – П – Г
· после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
За диагностические работы оценки «2» и «3» могут не выставляться.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются; оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется соответствующими нормами знаний, умений и навыков школьников.
После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Во время контрольных работ учащиеся 5-11 классов могут пользоваться лингвистическими словарями.
Рекомендуемое количество контрольных работ по русскому языку
10 класс
11 класс
Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 10 11 Примечания: 1. 2. 3. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку и литературе: (УМК под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской) (УМК под ред. В.Я. Коровиной) (УМК под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской) 3. Литература 6 класс (УМК под ред. В.Я. Коровиной)
4. Русский язык 7 класс (УМК под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской)
(УМК под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской)
(УМК под ред. В.Я. Коровиной)
8. Русский язык 9 класс (УМК под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской) 9. Литература 9 класс (УМК под ред. В.Я. Коровиной)
10. Русский язык 10 класс |
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»
1.2. Виды письменных работ учащихся
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти, полугодия.
В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
1.3. Количество итоговых контрольных работ
Предметы Вид работы |
Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год по классам |
||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
|
Русский язык | |||||||
диктанты |
8 |
8 |
6 |
5 |
3 |
– |
– |
изложения |
2 |
2 |
2 |
2 |
– |
– |
– |
сочинения |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
– |
– |
Литература | |||||||
классные сочинения |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
домашние сочинения |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Рекомендуемое количество слов в текстах контрольных работ по русскому языку:
Класс |
Словарный диктант |
Контрольный диктант |
Изложение (подробное) |
Объём ученического сочинения |
V |
10 – 15 (15 – 20) |
90 – 100 |
100 – 150 |
0,5 – 1 стр. |
VI |
15 – 20 (20 – 25) |
100 – 110 |
150 – 200 |
1 – 1,5 стр. |
VII |
25 – 30 |
110 – 120 |
200 – 250 |
1,5 – 2 стр. |
VIII |
30 – 35 |
120 – 140 (150) |
250 – 350 |
2 – 3 стр. |
IX |
35 – 40 |
140 – 160 (150 – 170 ) |
350 – 450 |
3 – 4 стр. |
X |
до 50 слов |
180 – 190 |
||
XI |
до 50 слов |
180 – 190 |
При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать:
Класс | V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Количество орфограмм |
12 |
16 |
20 |
24 |
24 |
Количество пунктограмм |
2 – 3 |
3 – 4 |
4 – 5 |
10 |
15 |
В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).
Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Объём сочинений по литературе, независимо от источника и места работы:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
Количество страниц |
1 – 1,5 |
1,5 – 2 |
2 – 2,5 |
2,5 – 3 |
3 – 4 |
4 – 5 |
5 – 7 (за 2 часа) |
Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.
Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения.
4.Порядок проверки письменных работ учителями.
4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
I. по русскому языку:
- в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;
- во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
- в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;
II. по литературе:
в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.
4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
- контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
- изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;
- сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.
4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
– при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I, пунктуационные – знаком V;
(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.
Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)
- при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
- проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
- после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
4.7. Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности;
- этап обучения;
- объём работы;
- чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
5. Выведение итоговых оценок
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.