Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема: «Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Цель: формирование умения составления рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Задачи:
Образовательные: учить составлять описательный рассказ по картине с опорой на план, составлять план, а также грамотно излагать свои мысли.
Развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, психические процессы — воображение (составление сочинения), произвольное внимание, логическое мышление (следование плану сочинения).
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любви к ней и к русскому языку.
Тип урока – урок развития речи
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1.Учить осмысливать содержание картины.
2. Совершенствование умения подбирать необходимые для описания и повествования слова.
3. Совершенствование умения собирать рабочие материалы к сочинению.
Познавательные:
1.Познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
2. Расширить знания о зиме, её признаках.
Коммуникативные:
1. Организация атмосферы доброжелательности и комфорта на уроке.
2. Развивать устную и письменную речи обучающихся.
3. Внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Планируемые результаты:
1. Предметные
— учить соотносить художественный текст и художественные средства картины,
— обогащать словарь детей новой лексикой.
2. Личностные
— развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение,
— искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
3. Метапредметные:
— способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов,
— воспитывать любовь к природе.
Ресурсы:
1. Основные – УМК «Школа России» — методические рекомендации и учебник по русскому языку (Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
2. Дополнительные –презентация, компьютер, проектор.
Ход урока.
Этап урока, виды работ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||
I. Организационный этап 1. Приветствие 2. Представление 3.Проверка готовности рабочего места 4. Эмоциональный настрой |
— Здравствуйте, ребята, садитесь. — Меня зовут София Романовна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка. — Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку – ручку, тетрадь и учебник. — Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, наш урок начинается. |
Приветствие. Наведение порядка на рабочем месте. |
К1 |
||||||||||||||||||
II. Подготовка к сочинению 1. Сообщение темы и целей урока 2. Краткий рассказ о художнике 3. Беседа по содержанию картины |
На слайде картины первого снега Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. … В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух легок и чист, И замерзла река. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем… (И. Никитин) — О каком времени года идет речь? — Назовите зимние месяцы. — Какие цвета зимы отметил поэт? — Почему поэт говорит, о том, что снег разноцветный? — Какой вы видите зиму, слушая стихотворение, которое я прочитала? — Мы увидели, как поэт «раскрасил» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. Мы с вами сегодня познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено. Сергей Андреевич Тутунов– живописец, автор картин бытового жанра, портретов. Родился 30 октября 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе. В 1988 у Сергея Андреевича состоялась первая выставка в Москве. В современное время картины художника находятся в Третьяковской галерее в Москве, и во многих музеях России. — Рассмотрим картину. Какие краски здесь преобладают? — Какие у вас возникают впечатления от представленной картины? — Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. Как вы думаете, в чем ее своеобразие? — Верно, молодцы. А сейчас я проверю ваши знания по ИЗО, знаете ли вы жанры живописи? Игра «Доскажи словечко» Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная лавина, Или поле и шалаш — Обязательно картина Называется — … Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу — Знай, что это — …. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется — … — Откройте стр. 85 вашего учебника, посмотрите внимательно, и определите что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет? |
Слушают стихотворение и смотрят картины. Зима. Декабрь, январь, февраль. — Белый, разноцветный. — Блестит от солнца разными красками, переливается. Выпал первый снег после дождя, воздух стал легким, потому что светлое и чистое небо, морозная зима (замёрзла река), снег уже лежит полотном, блестит от солнца. — Светлые, приглушённые, навевающие умиротворение.. — Эта картина необычная, сказочная, первый снег как белоснежное чудо.. Пейзаж. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. |
Р1 Р2 П1 П2 К1 К2 К3 |
||||||||||||||||||
III. Динамическая пауза |
Здравствуй Зимушка-зима!(машем руками) Что в подарок принесла?(разводим руки в стороны) Белый снег пушистый,(проводим рукой по другой руке) Иней серебристый(тянемся пальчиками вверх) Лыжи, санки и коньки,(разминаем кисти рук) И на ёлке огоньки!(поднимаем руки вверх, крутим «фонарики») |
К1 |
|||||||||||||||||||
IV. Продолжение работы по теме урока 1. Беседа по содержанию картины 2. Лексико-стилистическая подготовка 3. Работа над планом |
— Итак, возвращаемся к картине, мы с вами определили, что это пейзаж. — Посмотрите внимательно, где происходит действие картины? — Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? — Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить? — Как бы вы назвали эту картину? — А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему? — Что же изображено на картине, давайте представим это в таблице.
— Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. Но чтобы получился рассказ, мы должны составить план. — В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»
— Я предлагаю вам такой план сочинения. 1. Художник и картина. 2. Мальчик у окна. 3. Зима. 4. Мое отношение к картине. — Вспомним части текста: 1. Вступление. (1-2 предложения) Я смотрю на картину «Зима пришла. Детство»… Передо мной картина художника С.А. Тутунова.. На картине…. 2. Основная часть. (Описание картины) 3. Заключение, концовка. (1-2 предложения.Твоё отношение к картине). У меня возникает ощущение радости (счастья, праздника), когда я смотрю на эту картину… Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега… Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег… |
— В доме, возле окна. — На переднем плане автор изобразил мальчика, который задумчиво стоит возле окна и смотрит на белый, пушистый снег за окном. В центральной части картины расположено большое окно, которое скоро вот-вот покроется инеем от мороза. На заднем плане картины изображена погода за окном – выпал первый снег. Деревья, которые ещё не успели сбросить последнюю листву, покрылись пушистым, словно шерсть, белым снегом. — Ранняя зима, потому что выпал самый первый снег, морозец ещё не ударил, не все листья успели опасть. Ответы детей. — Потому что снег ассоциируется с приходом зимы, а «детство», потому что перед окном стоит маленький мальчик. |
Р1 Р2 Р3 П2 К2 К3 |
||||||||||||||||||
V.Письмо сочинения 1. Самостоятельная работа обучающихся 2. Помощь учителем нуждающимся 3. Самопроверка написанного текста |
— Открываем тетради, записывает число, и в центре под числом — упр. 177. Выделите красную строку — отсюда и начинаем писать. — Пишем сочинение, и не списываем у соседа, а я посмотрю, какие же вы писатели. — Кто написал, проверяет своё сочинение на наличие ошибок. |
Письмо сочинения. |
К2 Р1 |
||||||||||||||||||
VI. Итог урока |
— Какие мысли/чувства возникли у вас при рассматривании картины? Почему? — Понравилось ли вам путешествие в картину? — Кто нам хочет представить своё сочинение у доски? |
Ответы детей. Чтение сочинений. |
Р2 К3 |
||||||||||||||||||
VII.Рефлексия |
— Ребята, кому понравился урок, покажите распахную ладошку, а кому не понравился – кулачек. — Спасибо за урок, до свидания. |
К3 |
Подписи к слайдам:
Слайд 2
Сергей Андреевич Тутунов – живописец, автор картин бытового жанра, портретов. Родился 30 октября 1925 года в Москве. Обучался в художественной школе. В современное время картины художника находятся в Третьяковской галерее в Москве, и во многих музеях России.
Слайд 4
Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная лавина, Или поле и шалаш — Обязательно картина Называется — … Пейзаж
Слайд 5
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу — Знай, что это — …. Натюрморт
Слайд 6
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется — … Портрет
Слайд 8
Что изображено Опорные слова Мальчик маленький Время ранним утром Зима волшебная, праздничная Снег пушистый и мохнатый снег, навевающий волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле Деревья и кусты Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные. Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви. П окрыты снегом. Земля, забор Все белым-бело. Снег, устилающий землю, лег на землю первый снег Воздух чистый, свежий Настроение радостное, праздничное, восторженное
Слайд 9
«Как составить рассказ по картине ?» 1. Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине ). 2. О чем скажем в основной части? (опишем героя ). 3. Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина ).
Слайд 10
1. Вступление. (1-2 предложения) Я смотрю на картину «Зима пришла. Детство»… Передо мной картина художника С.А. Тутунова .. На картине…. 2. Основная часть. (Описание природы в картине, героя) 3 . Заключение. (1-2 предложения). У меня возникает ощущение радости (счастья, праздника), когда я смотрю на эту картину… Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега… Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег…
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
- Сейчас обучается 2426 человек из 85 регионов
- Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Развитие речи
Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
2 класс
УМК «Школа России»Автор:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 19
Винцюк Лариса Степановна
Севастополь, 2015 -
2 слайд
декабря
Классная работа
Словарный диктант
Сорока, осина, чуткий, извините,
народ, Ева, ноябрь, иней, егерь.
Сочинение -
3 слайд
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый. -
4 слайд
Лось —
парнокопытное
млекопитающее,
самый крупный вид
семейства оленевых.
В России живёт приблизительно 730 тысяч особей (примерно половина общей популяции), а всего на Земле — около полуторамиллионов.
Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, мхами, лишайниками игрибами. Летом они поедают листья, кормятся водными и околоводными растениями, а также высокими травами на гарях и лесосеках . -
5 слайд
В конце лета отыскивают шляпочные грибы,
веточки черники и брусники с ягодами. С сентября
начинают скусывать побеги и ветви деревьев и
кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на
веточный корм. К числу основных зимних кормов лосей
относятся ива, сосна; в оттепели они гложут кору. За
сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а
зимой — 12—15 кг; за год — около 7 т.
Почти повсюду лоси посещают солонцы; зимой слизывают
соль даже с шоссейных дорог.
Лоси быстро бегают, до 56 км/ч; хорошо плавают.
Разыскивая водные растения, могут держать голову под
водой больше минуты. От хищников обороняются ударами
передних ног. Даже бурый медведь не решается нападать
на открытой местности на самца лося. Чтобы зимой лоси
не навредили молодому лесу, в зимнюю стужу егеря их
подкармливают. Такую картину однажды наблюдал наш
земляк А.С.Степанов. Это зрелище так поразило
его , что художник запечатлил этот эпизод на картине. -
6 слайд
Алексей Степанович Степанов
«Лоси»
1889г.
Холст, масло
Картина представлена
в Государственной Третьяковской галерее -
7 слайд
Алексей Степанович Степанов
родился в 1858 году в Симферополе,
в в семье потомственного дворянина,
офицера.
Скромного, деликатного, доброго
«Степочку», как его все звали, любили и
ценили друзья.
Степанов очень рано лишился родителей. С семи лет его воспитывал опекун, по настоянию которого юноша в 1879 г. окончил Межевой институт в Москве и приобрел профессию землемера. Однако работать по этой специальности не стал, а в 1880 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался в классе И. М. Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью. -
8 слайд
План
1. Вступление. О художнике и его творчестве.
2. Основная часть.
1)На переднем плане репродукции картины
2) На дальнем плане репродукции картины3. Заключение. Какие чувства вызывает картина?
-
9 слайд
Опорные слова:
Наступила зима, зимний лес, на поляне, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, тёмного цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли опасности. -
10 слайд
Физкультминутка.
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
“Не стреляйте, я ваш друг!”В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.
(Дети представляют большое животное и выполняют произвольные движения, которые соответствуют тексту.) -
11 слайд
Вступление.
Алексей Степанович Степанов создавал картины о природе и животных. Одна из них картина «Лоси». Наступила зима. Из леса на поляну вышла семья лосей. -
12 слайд
Основная часть. На переднем плане картины.
У стога сена стоят четыре лося. Они едят душистое вкусное сено. Старый лось с огромными широкими рогами, смотрит вдаль, ест насторо-женно, прислушивается нет ли опас-ности. Он охраняет лосиху и двух ма-леньких лосят. Шерсть у лосей грубая, короткая, коричневая. Ноги стройные. Голова у них большая с вытянутой мордой.
-
13 слайд
Основная часть. На дальнем плане.
Над зимним лесом нависло серо-розовое небо.
Животным зимой трудно найти корм. Лесники их подкармливают. Вот и вышли лоси из чащи на поляну поесть сена. -
14 слайд
Заключение
Я узнал(а) о талантливом художнике А.С. Степанове. Любовался(ась) картиной «Лоси». Она вызвала у меня чувство грусти и печали. Я задумался(лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека. -
15 слайд
Закончите предложение:
Я ………..(очень, не очень) доволен(льна) тем, как справлял(ась)(ся) с заданием.
-
16 слайд
Поднимите звездочку :
жёлтого цвет а– понравилось, как прошел урок, всё понял(а);красного – было трудно;
зелёного – допускал(а) ошибки, буду внимательнее.
-
-
18 слайд
Источники
http://sochinenienatemu.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-losi-po-kartine-stepanova-as/
http://artpoisk.info/artist/stepanov_aleksey_stepanovich_1858/
http://artpoisk.info/artist/stepanov_aleksey_stepanovich_1858/bio/
http://www.territa.ru/_ph/901/858416563.jpg
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 055 845 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 06.01.2016
- 1448
- 4
- 06.01.2016
- 1006
- 6
- 06.01.2016
- 464
- 0
- 06.01.2016
- 681
- 0
- 06.01.2016
- 1105
- 8
Рейтинг:
5 из 5
- 06.01.2016
- 4583
- 42
Рейтинг:
3 из 5
- 06.01.2016
- 7510
- 91
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Презентация может быть использована на уроке развития речи во 2 классе по УМК «Школа России» в 1 части учебника русского языка В. Канакиной для коллективного составления рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и по опорным словам учебника. Имеются слайды для проверки работы.
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Русский язык 2 класс
УМК «Школа России»
Развитие речи.
Коллективное составление
рассказа
по репродукции картины
А. С. Степанова «Лоси»
Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2018 год
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
4 декабря.
Сочинение по репродукции
картины А. С. Степанова «Лоси».
Сижу правильно,
пишу красиво и
грамотно!
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Поэтическая минутка
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
«Не стреляйте, я ваш друг!»
В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога — то для чего?
По секрету между нами:
Если кто — то нападёт,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдёт.
Какими словами назвал автор лося?
Каким вы представили лося?
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Экологическая страничка
Лоси — очень крупные животные.
Длина тела самца до 3 метров, высота
— до 2 метров. Масса тела — 360 — 600
килограммов.
Лоси — это сильные животные, их
боятся и волки, и медведи. Но
несмотря на свой грозный вид — это
травоядное животное, и сам ни на
кого лось не нападает.
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
«Картинная галерея»
А. С. Степанов «Лоси»
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Александр
Степанович Степанов
1858 — 1923
Художник любил русскую
природу, им написано много
картин.
«На Волге»
«Зимний
пейзаж»
«Осень»
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Что художник изобразил на картине?
Как вы думаете, почему взрослые лоси
не едят?
Посмотрите на лосят. Какие они?
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Готовимся оформлять текст
сочинения по частям
1. Вступление
О картине и художнике
2. Основная часть
Описание картины
3. Концовка
Моё отношение к картине, мои
мысли и чувства
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
1. Вступление
О картине и художнике
Передо мной картина … .
Я смотрю на картину … .
На ней изображена … .
1 – 2 предложения
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
2. Основная часть
Описание картины
Лоси вышли из … .
На опушке леса стоял … .
Лосята и лосиха … .
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
2. Основная часть
Описание картины
Их охраняет … .
Он … ,
Старый лось … .
у него … .
6 предложений
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
3. Концовка
Моё отношение к картине, мои
мысли и чувства
Мне понравилась … .
Смотрю на картину и думаю,
что … .
лосям голодно и холодно зимой
трудно пережить зиму
1 – 2 предложения
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Проверим работу!
Каждая часть текста записана с
+ ?
красной строки.
Предложения каждой части
записаны с заглавной буквы,
заканчиваются — точкой.
+ ?
При записи предложений текста
написанное проверено по опорным
словам учебника.
+ ?
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Оценим работу!
!
?
Всё получилось без
проблем!
Надо быть
внимательным!
Благодарю за работу
на уроке!
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Интернет ресурсы
logopedkrukova.blogspot.com
• http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
•
• http://открытыйурок.рф/статьи/638769/
• https://uroki.tv/stranica-115-soglasnye-zvuki-russkij-yazy
k-2-klass-kanakina-goreckij-chast-1/
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Использованная литература
• Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский
язык: Поурочные разработки: Технологические карты
уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
• Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение,
2018
• Ситникова Т. Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю.
Поурочные разработки по русскому языку. 2
класс. — М.: ВАКО, 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
Развитие речи
Развитие речи
Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
2 класс
УМК «Школа России»
декабря
Классная работа
Словарный диктант
Сорока, осина, чуткий, извините,
народ,
Е
ва, ноябрь, иней, егерь.
Сочинение
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый.
Лось —
парнокопытное
млекопитающее,
самый крупный вид
семейства оленевых.
В России живёт приблизительно 730 тысяч особей (примерно половина общей популяции), а всего на Земле — около полуторамиллионов.
Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, мхами, лишайниками игрибами. Летом они поедают листья, кормятся водными и околоводными растениями, а также высокими травами на гарях и лесосеках .
В конце лета отыскивают шляпочные грибы,
веточки
черники
и
брусники
с ягодами. С сентября
начинают скусывать побеги и ветви деревьев и
кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на
веточный корм. К числу основных зимних кормов лосей
относятся
ива
,
сосна
; в оттепели они гложут кору. За
сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а
зимой — 12—15 кг; за год — около 7 т.
Почти повсюду лоси посещают солонцы; зимой слизывают
соль даже с шоссейных дорог.
Лоси быстро бегают, до 56 км/ч; хорошо плавают.
Разыскивая водные растения, могут держать голову под
водой больше минуты. От хищников обороняются ударами
передних ног. Даже бурый медведь не решается нападать
на открытой местности на самца лося. Чтобы зимой лоси
не навредили молодому лесу, в зимнюю стужу егеря их
подкармливают. Такую картину однажды наблюдал наш
земляк А.С.Степанов. Это зрелище так поразило
его , что художник запечатлил этот эпизод на картине.
Алексей Степанович Степанов
Алексей Степанович Степанов
«Лоси»
1889г.
Холст, масло
Картина представлена
в Государственной Третьяковской галерее
Алексей Степанович Степанов
Алексей Степанович Степанов
родился в 1858 году в Симферополе,
в в семье потомственного дворянина,
офицера.
Скромного, деликатного, доброго
«Степочку», как его все звали, любили и
ценили друзья.
Степанов очень рано лишился родителей. С семи лет его воспитывал опекун, по настоянию которого юноша в 1879 г. окончил Межевой институт в Москве и приобрел профессию землемера. Однако работать по этой специальности не стал, а в 1880 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался в классе И. М. Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью.
План
План
1. Вступление. О художнике и его творчестве.
2. Основная часть.
1)На переднем плане репродукции картины
2) На дальнем плане репродукции картины
3. Заключение. Какие чувства вызывает картина?
Опорные слова:
- Наступила зима, зимний лес, на поляне, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, тёмного цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли опасности.
Физкультминутка.
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
“Не стреляйте, я ваш друг!”
В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?
По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.
- (Дети представляют большое животное и выполняют произвольные движения, которые соответствуют тексту.)
Вступление.
Вступление.
Алексей Степанович Степанов создавал картины о природе и животных. Одна из них картина «Лоси». Наступила зима. Из леса на поляну вышла семья лосей.
Основная часть. На переднем плане картины.
Основная часть. На переднем плане картины.
У стога сена стоят четыре лося. Они едят душистое вкусное сено. Старый лось с огромными широкими рогами, смотрит вдаль, ест насторо-женно, прислушивается нет ли опас-ности. Он охраняет лосиху и двух ма-леньких лосят. Шерсть у лосей грубая, короткая, коричневая. Ноги стройные. Голова у них большая с вытянутой мордой.
Основная часть. На дальнем плане.
Основная часть. На дальнем плане.
Над зимним лесом нависло серо-розовое небо.
Животным зимой трудно найти корм. Лесники их подкармливают. Вот и вышли лоси из чащи на поляну поесть сена.
Заключение
Заключение
Я узнал(а) о талантливом художнике А.С. Степанове. Любовался(ась) картиной «Лоси». Она вызвала у меня чувство грусти и печали. Я задумался(лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека.
Закончите предложение:
Я ………..(очень, не очень) доволен(льна) тем, как справлял(ась)(ся) с заданием.
Поднимите звездочку :
- жёлтого цвет а– понравилось, как прошел урок, всё понял(а);
- красного – было трудно;
- зелёного – допускал(а) ошибки, буду внимательнее.
Класс: 2.
Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.
Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
I. Организационный момент
— Сегодня на уроке в центре нашего внимания картинная галерея художника Алексея Степановича Степанова и его картина.
II. Подготовительная работа
1) Знакомство с художником и его картинами.
— Кто автор картины?
Автором картины является известный русский живописец Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. Алексей Степанов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок (передвижник), академиком Императорской Академии художеств. Художник был талантлив в различных жанрах — пейзажи, анимализм, жанровые и бытовые сцены. Картина, которую мы здесь рассматриваем, относится к анималистическому жанру живописи. Представляет собой зимний пейзаж на опушке леса, где возле стога сена собралось семейство лосей. Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
2) Беседа о лосях.
— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)
— Что вы знаете о лосях?
Лось один из самых больших лесных зверей нашей Родины. Иногда его называют сохатым. В высоту достигает 2 метра и весит до 600 кг. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие — рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Лосята, их обычно двое, появляются в мае-начале июня. Маленькие лосята довольно быстро растут и набирают вес. Шестимесячный лосенок может весить 200 кг. Лосята имеют рыжий окрас, но в сентябре становятся бурыми как взрослые звери. Летом лоси питаются травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лоси не любят кормушки, поэтому подкормку лесники для них складируют в кучу.
III. Работа по картине А.С.Степанова «Лоси»
1) Постановка цели урока.
— Перед вами картина Степанова «Лоси». По этой картине мы будем писать сочинение. Кто знает, что такое сочинение? (Мы будем рассматривать картину и описывать, что на ней изображено).
2) Рассматривание сюжета картины.
Картина написана в анималистическо-пейзажном жанре. Здесь художник изобразил хмурую зиму и группу лосей, состоящую из лосихи и лосят. Холодной и снежной зимой таким большим животным непросто найти пропитание. Увидев на опушке леса стог сена, оставленный здесь лесниками специально для их подкормки, взрослые лоси привели сюда лосят, чтобы те вдоволь полакомились.
Действие картины происходит на опушке леса. Густой тёмный лес находится вдалеке. Здесь же растёт небольшой подлесок, состоящий из осин, берёз, кустарника. Ещё осенью люди косили здесь траву и заготовили на зиму стога сена. Лесные жители в поисках пропитания вышли из леса и решили полакомиться человеческими дарами. Два лосёнка с удовольствием поедают сено, а вот отец семейства стоит на страже. Главное для него, чтобы детки остались сытыми и у них было много сил, чтобы пережить все тяготы холодного времени года. Голые изогнутые деревца на переднем плане подчёркивают как непросто в это время года найти пропитание.
Вожак стоит на страже детей, готовый в любой момент применить силу и острые рога, чтобы справиться с любой возможной опасностью. Сохатый понимает, что сейчас они находятся на открытой местности, для всех «как на ладони». Возле стога сена пахнет человеческим духом. В любой момент из засады могут выйти хищники. Жизнь лесных зверей непростая, но с такой защитой лосята могут быть спокойны. Рядом со взрослым лосем стоит лосиха, она поменьше ростом и без рогов.
Многие ошибочно называют стоящего на страже самца-вожака — лосихой. На самом деле самки лосей безрогие и чуть меньше ростом. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, потому можно говорить о том, что на картине изображена либо поздняя осень, либо ранняя зима.
Атмосфера картины несколько сероватая, хмурая. Небо затянули серые тучи, которые скрывают яркое солнце. Таким образом художник подчеркнул промозглый холод, который царит вокруг. Повсюду лежит неглубокий снег. На открытой местности лосей со всех сторон обдувает холодный ветер.
3) Определение темы и основной мысли сюжета картины.
— О ком или о чем эта картина?
— Какова основная мысль? Что хотел сказать этой картиной художник?
— О чем будем писать сочинение? Как его назовете? Запишите заголовок сочинения.
IV. Работа по составлению предложений
1) Беседа по вопросам учебника (стр. 118, упр.191).
— Сейчас мы рассматриваем картину:
— Что изобразил художник на картине? (зимний лес и семью лосей)
— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)
— Какое время года изображено на картине? (Наступила зима.)
— Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)
— Какие цвета автор использует на картине и почему? При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.
— Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)
— Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)
— Чем они заняты? (Они увидели сено и едят его).
— Что такое стог сена? (Стог — это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве).
— Посмотрите на лосят. Какие они?
— Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)
— Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?
— Посмотрите на лося-самца. Какой он?
— Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)
— Что мы видим на заднем плане картины?
— Какое общее впечатление от картины? Понравилась ли вам картина? Чем?
2) Составление плана.
— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, концовка (мои впечатления)).
План сочинения по картине «Лоси», 2 класс
- Художник А.С.Степанов
- Природа, время года
- Передний план, лоси
- Мои впечатления от картины
План
I. Вступление.
- О художнике и его творчестве.
II. Основная часть.
1) На переднем плане репродукции картины
2) На дальнем плане репродукции картины
III. Заключение.
- Какие чувства вызывает картина?
- Каждая часть пишется с красной строки.
- Устное составление предложений.
— На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Составьте устный рассказ.
Вопросы |
Опорные слова |
|
1 часть |
Кто такой А.С.Степанов? |
известный русский художник талантливый русский художник знаменитый русский художник |
Какие картины создавал А.С.Степанов? |
о русской природе и животных про животных и русскую природу о красоте родной природы |
|
Что изобразил художник на картине? |
семью лосей |
|
Какой день изображён на этом полотне? |
пасмурный зимний день |
|
В каких тонах написана картина? |
в серых и коричневых |
|
Почему картина так названа? |
потому, что на ней изображены лоси |
|
2 часть |
Что виднеется на дальнем плане картины? |
зимний лес |
Какое небо нависло над зимним лесом? |
серое и пасмурное |
|
Трудно зимой в лесу лосям найти корм? |
трудно |
|
Кто помогает животным? |
Лесники |
|
Что делают люди? |
подкармливают зверей |
|
Что изображено в центре картины? |
стог сена, занесённый снегом |
|
Кого мы видим рядом со стогом сена? |
семья лосей |
|
Откуда она вышла? |
из леса |
|
Чем занялись лосята? |
принялись есть вкусное душистое сено с аппетитом едят душистое сено с жадностью едят сено наслаждаются вкусным угощением |
|
Что делает мама-лосиха? |
протянула голову к сену ест сено и посматривает по сторонам прячет от холодного ветра маленького лосёнка |
|
Кто охраняет свою семью? |
старый сильный лось |
|
Какой папа-лось? |
большой, сильный, с красивыми рогами |
|
Какая шерсть у лося? |
Грубая, короткая, темного цвета |
|
Какая голова у этих животных? |
большая с вытянутой мордой |
|
Какие у него ноги? |
Стройные, высокие |
|
Какие рога у старого лося? |
Огромные ветвистые |
|
О чём говорят его огромные ветвистые рога? |
о силе главы семьи |
|
Что он делает? |
настороженно прислушивается, нет ли опасности охраняет свою семью прислушивается к каждому шороху настороженно стоит и прислушивается внимательно вглядывается вдаль следит, чтобы никто не подкрался незаметно |
|
3 часть |
Какое чувство вызвала эта картина? |
чувство жалости, потому что лосям трудно приходится зимой грустное чувство, потому что появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время чувство восторга, потому что изображена красота и величие лесных красавцев-лосей |
О чём вы задумались? |
Я задумался (лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека; Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода. |
|
Какие общие впечатления от картины? |
Мне картина понравилась, потому что… |
3) Орфографическая работа.
— Прочитайте еще раз опорные слова. Слова на какие правила встретятся в тексте? О чем нужно помнить? Как проверить слова?
VI. Практическая работа
— Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.
VII. Итог
— Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?
Список использованных источников:
- Абрамова Татьяна Анатольевна Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/06/obuchayushchee-sochinenie-po-kartine-asstepanova-losi
- Блинцов А.А. Картина «Лоси» Степанова: https://art-assorty.ru/63219-kartina-losi-stepanova.html
- Малых Галина Викторовна Опорная карточка к сочинению по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/2709-opornaya-kartochka-k-sochineniyu-po-kartine-a-s-stepanova-losi.html
- Русский живописец Алексей Степанов: https://www.liveinternet.ru/users/nianfora_n/post248544703
- Чернова Людмила Николаевна Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_tema_sochinenie_po_kartine_a.s.stepanova_losi-374847.htm
Урок развития речи во 2 классе.
УМК «Школа России»
Тема: Обучающее сочинение по картине
Цель: развивать умение составлять текст по сюжетному рисунку, по вопросам,
обучать учащихся письменно излагать свои мысли.
Задачи:
1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
-
анализировать, делать выводы, сравнивать;
-
воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Ход урока
I. Организационный момент
Послушайте стихотворение:
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
3. Федоровская
II. Самоопределение к деятельности
-Какое настроение у вас возникло при слушании стихотворения?
— Скажите, какая вам осень нравится?
— Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)
— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
— Послушайте еще одно стихотворение замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки )
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
Мы будем учиться составлять рассказ по картинке.
III. Работа по теме урока
Упр. 47, с. 39 (репродукция стр.81)
— Прочитайте задание.
— Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)
— Что такое репродукция? (Фотография с картины).
Анализ рисунка по вопросам учебника.
— Почему художник так назвал картину?
— Какой период осени он изобразил?
— Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
— Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
Выразите свое отношение к картине.
— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?
Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
— Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)
— Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. Но не забывать, что текст имеет 3 части: начало ( что изображено на картине), основная описание природы) и заключение ( свое отношение)
Составление устного рассказа по плану.
(План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
-
Что изображено на картине?
-
Что изображено на переднем плане?
-
Что изображено на заднем плане?
-
Цветовое решение картины.
-
Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):
На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.
Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.
В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.
Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.
Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.
IV. Самостоятельная работа
— Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)
Материал к сочинению
Осень |
Яркая, золотая, волшебная, праздничная |
Лес |
Сказочный, таинственный, загадочный |
Старые клены |
Огромные, роскошные, раскидистые |
Молодые клены |
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу |
Листья на земле |
Как ковер из крупных разноцветных листьев |
Тропинка |
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется |
Сороки |
Белобокие, скачущие по траве |
Сплетенные деревья |
Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями |
Небо |
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное |
V. Рефлексия
— Трудно ли Вам было написать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
— Понравилась ли вам эта работа?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
Используемые источники:
Литература:
Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
О.Н. Крылова . Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: Экзамен , 2014
Приложение №1
Илья Семёнович Остроухов «Золотая осень»
Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
План
-
Что изображено на картине?
-
Что изображено на переднем плане?
-
Что изображено на заднем плане?
-
Цветовое решение картины.
-
Моё отношение к картине.
Материал к сочинению
Осень |
Яркая, золотая, волшебная, праздничная |
Лес |
Сказочный, таинственный, загадочный |
Старые клены |
Огромные, роскошные, раскидистые |
Молодые клены |
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу |
Листья на земле |
Как ковер из крупных разноцветных листьев |
Тропинка |
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется |
Сороки |
Белобокие, скачущие по траве |
Сплетенные деревья |
Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями |
Небо |
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное |
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
На сайте
Лебедева Надежда Васильевна
учитель начальных классов
16 397
1 048
23.11.2021 18:03
Презентации предназначены для УМК «Школа России» для проведения уроков развития речи во 2 классе.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины «Лоси» (упр. 191)»
Развитие речи
Рассмотрите картину
«Лоси»
«Лоси»
Из каких частей состоит текст?
Вводная часть
Вводная часть
Вводная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Основная часть
Заключительная часть
Заключительная часть
Примерное сочинение
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
1.
Русский язык 2 класс
УМК «Школа России»
Развитие речи.
Коллективное составление рассказа
по репродукции картины
А. С. Степанова «Лоси»
2.
4 декабря.
Сочинение по репродукции
картины А. С. Степанова «Лоси».
Сижу правильно,
пишу красиво и
грамотно!
3.
ТЯЖЕЛЫ РОГА ПО ВЕСУ,
ХОДИТ ВАЖНО ОН ПО ЛЕСУ:
ОН ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ –
ХМУРЫЙ И СЕРДИТЫЙ.
4.
Поэтическая минутка
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
«Не стреляйте, я ваш друг!»
В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога — то для чего?
По секрету между нами:
Если кто — то нападёт,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдёт.
Какими
Какимсловами
вы представили
назвал автор
лося?лося?
5.
Лось парнокопытное
млекопитающее,
самый крупный вид
семейства оленевых
.
В России живёт приблизительно 730 тысяч особей
(примерно половина общей популяции), а всего на
Земле — около полутора миллионов.
Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой
растительностью, мхами, лишайниками и грибами. Летом они
поедают листья, кормятся водными и околоводными
растениями, а также высокими травами на гарях и
лесосеках .
6.
Экологическая страничка
Лоси — очень крупные животные.
Длина тела самца до 3 метров,
высота — до 2 метров. Масса тела 360 — 600 килограммов.
Лоси — это сильные животные, их
боятся и волки, и медведи. Но
несмотря на свой грозный вид — это
травоядное животное, и сам ни на
кого лось не нападает.
7.
«Картинная галерея»
А. С. Степанов «Лоси»
8.
Александр Степанович
Степанов
1858 — 1923
Художник любил русскую
природу, им написано много
картин.
«На Волге»
«Зимний
пейзаж»
«Осень»
9.
Алексей Степанович Степанов
родился в 1858 году в Симферополе,
в
в семье потомственного дворянина,
офицера.
Скромного, деликатного, доброго
«Степочку», как его все звали, любили и
ценили друзья.
Степанов очень рано лишился родителей. С
семи лет его воспитывал опекун, по настоянию
которого юноша в 1879 г. окончил Межевой институт в
Москве и приобрел профессию землемера. Однако
работать по этой специальности не стал, а в 1880 г.
поступил в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества. Занимался в классе И. М. Прянишникова,
учился успешно и в 1884 г. окончил училище с
большой серебряной медалью.
10.
Что художник изобразил на картине?
Как вы думаете, почему взрослые
лоси не едят?
Посмотрите на лосят. Какие они?
11.
12.
Готовимся оформлять текст
сочинения по частям
1. Вступление
О картине и художнике
2. Основная часть
Описание картины
3. Концовка
Моё отношение к картине,
мои мысли и чувства
13.
1. Вступление
О картине и художнике
Передо мной картина … .
Я смотрю на картину … .
На ней изображена … .
1 – 2 предложения
14.
2. Основная часть
Описание картины
Лоси вышли из … .
На опушке леса стоял … .
Лосята и лосиха … .
15.
2. Основная часть
Описание картины
Их охраняет … .
Он … ,
у него … .
Старый лось … .
6 предложений
16.
3. Концовка
Моё отношение к картине,
мои мысли и чувства
Мне понравилась … .
Смотрю на картину и думаю,
что … .
лосям голодно и холодно зимой
трудно пережить зиму
1 – 2 предложения
17.
Проверим
работу!
Каждая часть текста записана
с красной строки.
+ ?
Предложения каждой части
записаны с заглавной буквы,
заканчиваются — точкой.
+ ?
При записи предложений текста
написанное проверено по
опорным словам учебника.
+ ?
18.
Оценим
работу!
!
Всё получилось без
проблем!
?
Надо быть
внимательным!
Благодарю за работу
на уроке!
19.
Интернет ресурсы
http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
logopedkrukova.blogspot.com
http://открытыйурок.рф/статьи/638769/
https://uroki.tv/stranica-115-soglasnye-zvuki-russkijyazyk-2-klass-kanakina-goreckij-chast-1/
20.
Использованная литература
• Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И.
Русский язык: Поурочные разработки:
Технологические карты уроков: 2 класс. – М.,
Просвещение, 2014
• Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.:
Просвещение, 2018
• Ситникова Т. Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю.
Поурочные разработки по русскому языку.
2 класс. — М.: ВАКО, 2013.
Русский язык. 2 класс
Урок 40. Коллективное сочинение по картине З. Е. Серебряковой
«За обедом»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Творчество художницы З. Е. Серебряковой.
2) Анализ содержания картины «За обедом».
3) Приёмы конструирования предложений с опорой на данное начало и ключевые слова.
Глоссарий по теме
Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.
Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста – средствами фотографии.
Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.
Сюжет картины – это перечисление происходящего действия, определение того, что изображено, на какую тему.
Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Толковый словарь – это словарь, в котором можно узнать лексические значения слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 87.
2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – С. 46–51.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
В каждой семье есть свои традиции, которые определяют поведение в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой тоже были свои традиции. Каждый день вся семья собиралась за обеденным столом. Сегодня мы познакомимся с одной из самых знаменитых картин З. Е. Серебряковой «За обедом».
Рассмотрите картину внимательно.
За обеденным столом сидят трое ребятишек. Известно, что это дети художницы: Женя, младший Шурик и девочка Тата. На столе стоит графин, жёлтый кувшин, суповая миска с бульоном, на тарелке лежит печенье. Стол накрыт к обеду. Старший мальчик — Женя взял в руки стакан с водой. Он опустил глаза, как будто о чём-то задумался. Шурик держит в руке ложку, он приготовился есть бульон. Девочка Тата, одетая в красивый белый фартук, положила руку на тарелку. Младшие дети внимательно смотрят на нас, как будто их кто-то позвал.
Рядом с детьми стоит женщина. Она разливает бульон из суповой миски. Мы не видим её лица. Мы видим только её руки и чувствуем, с какой заботой и нежностью она это делает. Недалеко от суповой миски стоит тарелка с румяными булочками. Вся картина наполнена нежностью и любовью. Мы чувствуем, что в семье царит доброта и уют.
Нам предстоит составить текст-описание по картине. Составить его нам помогут вопросы и опорные слова. Используя их, составьте рассказ.
Вспомните, текст состоит из трёх частей. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и рассказать о том, что мы видим на ней. В основной части мы описываем детей, убранство стола. В заключительной части поделимся своими впечатлениями о картине. Подумаем: «Чем заинтересовало нас это полотно?» Текст можно закончить так: «Мне очень понравилась эта картина. Она наполнена нежностью и любовью.»
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Жанры живописи.
Соотнесите картинку с жанром изобразительного искусства.
пейзаж натюрморт портрет
Подсказка: если вы поставите слово правильно, то оно закрепится на картине.
Правильный ответ:
натюрморт портрет пейзаж
Задание. Описание картины.
Выберите подходящие по смыслу слова.
1) На столе стоит жёлтый (графин, кувшин, стакан) и (графин, кувшин, стакан) с водой.
2) Женя держит в руках (стакан, ложку, вилку).
3) Женщина наливает бульон из красивой суповой (чашки, тарелки, миски).
4) Рядом на тарелке лежат румяные (булочки, пирожки, ватрушки).
Подсказка: если вы выбрали слово правильно, то оно поменяет цвет.
Правильный ответ:
1) На столе стоит жёлтый кувшин и графин с водой.
2) Женя держит в руках стакан.
3) Женщина наливает бульон из красивой суповой миски.
4) Рядом на тарелке лежат румяные булочки.