Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова
«Золотая осень»
Дата проведения:25 сентября 2013 г.
Класс:3»А»
Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины.
Задачи:
- познакомить с творчеством В.Д.Поленова
- формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства картины
- учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
Ключевые слова:
- художник- пейзажист
- настроение
- цветовая гамма
Ход урока
1. Предварительная работа
Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске):
В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит
Над светлою поляной.
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье:
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…
— О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?
2. Беседа по содержанию картины.
На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.
— Какое название вы бы дали этой картине?
— Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.
Прокомментируйте свой выбор.
- «Осенняя река»
- «Осень»
- «Солнечный день»
- «Золотая осень»
— Картина называется «Золотая осень».
Рассказ о художнике
Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)
Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)
— Почему картина называется «Золотая осень»?
Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени
— Что привлекло ваше внимание на этой картине?
— Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).
— Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)
— С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)
— Какие деревья вы видите на картине?
— Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
— Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).
3. Словарная работа
— Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
— Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.
Эпитеты
День: |
погожий, хороший, теплый, осенний |
Небо |
ясное, голубое, светлое, лазурное |
легкие, воздушные, белые, пушистые |
|
жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные |
|
Берёзы |
стройные, гибкие, белоствольные. |
Трава |
жёлтая, зелёная |
голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая. |
|
Солнце |
игривое, осеннее, лучистое. |
— Подберите сравнения.
Облака |
Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату |
Река |
Река, как зеркало» Река — вьётся , как голубая лента |
Деревья |
Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах |
4. Составление плана сочинения
Дети составляют план коллективно под руководством учителя.
1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев5. Земля.
6. Какие чувства вызывает картина.
— С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору — осень.
— Что бы вы написали после вступления?
(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)
— Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года — осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)
— Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.
5. Написание сочинения и его проверка.
Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.
— С чего следует начать?
— Что нужно написать в основной части?
— Какой будет концовка?
Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.
5. Домашнее задание.
Напишите сочинение по картине В.Д Поленова «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.
Примерный текст сочинения.
На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.
Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.
В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.
Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.
Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.
Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.
Коллективное составление рассказа
по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»
ХОД
УРОКА
I.
Сообщение темы урока.
–
Сегодня урок по развитию речи.
–
На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича
Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции
картины, работать с текстом, выделять части в содержании рассказа, записывать
составленный текст.
II.
Знакомство с творчеством художника.
–
Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической,
пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин:
«Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891),
«Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве»
(1880)), педагог. Родился 20 мая 1844
г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий
Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника,
Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.
III.
Работа по содержанию картины работа по учебнику , с. 37).
1.
Рассматривание и описание содержания репродукции картины.
–
Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины
при помощи интерактивной доски).
–
Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)
–
Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие
желтые, голубые и зеленые тона.)
–
Осень – любимое время года художника.
–
Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да.
Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он
будет рисовать.)
–
Что вы видите в центре картины? (Реку.)
– Следует отметить, что
Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация
пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение
реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется,
разделяя картину на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне
хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту.
Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и
проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее
не слыхал, а красота и гармония все те же». (Из письма художника К.
Коровину.)
–
Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней
отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан
чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская
детвора.)
–
Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой
траве видны зеленые островки.)
–
Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых
деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны
возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой
лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна
тень от большого дерева.)
–
Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут
воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)
–
Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется
раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом
течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении,
наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)
2.
Коллективное обсуждение содержания рассказа.
–
Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная,
заключительная.)
– О
чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)
– О
чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на
картине.)
–
Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых
выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)
3.
Работа с текстом.
-Прочитайте
текст, предложенный вам на листочке.
—
Модно ли его назвать готовым рассказом по картине? (нет, части даны в разбивку,
последовательность перепутана, нет соответствия с планом)
—
Определите последовательность абзацев в соответствии с планом (коллективно).
IV. Запись составленного текста.
V. Самопроверка написанного.
VI. Итог урока.
КАРТОЧКА ДЛЯ
ДЕТЕЙ
Картина не может не нравиться! Видно,
что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой
и мягким внутренним светом.
Ранняя осень. Весь осенний пейзаж виден
как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду жёлтые перелески.
Золотые берёзки словно танцуют в лёгком хороводе. Над ними возвышается густая
зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно
бежит и зовёт нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга. От картины веет
прохладой и тишиной.
Передо мною картина великолепного
русского пейзажиста Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень». На ней
художник изобразил милую его сердцу реку Оку.
3 класс. Русский язык.
Тема. Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень»
Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня урок по развитию речи.
– На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.
II. Знакомство с творчеством художника.
– Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)), педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.
III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).
1. Рассматривание и описание содержания репродукции картины.
– Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски).
– Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)
– Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)
– Осень – любимое время года художника.
– Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)
– Что вы видите в центре картины? (Реку.)
– Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же». (Из письма художника К. Коровину.)
– Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)
– Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)
– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)
– Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)
– Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)
2. Составление рассказа.
– Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)
– О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)
– О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)
– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)
3. Пересказ составленного рассказа.
– Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два или три предложения.)
– А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)
– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)
– О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)
– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)
– Соответствует ли содержание рассказа теме?
– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)
Физкультминутка
4. Лексико-орфографическая подготовка. Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.
– Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)
– Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)
Аналогично проводится работа с другими словами.
5. Запись предложений в тетради.
– Запишите предложения по репродукции картины.
На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».
На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.
Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
6. Взаимопроверка.
7. Чтение записанных предложений.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Составление плана сочинения
Дети составляют план коллективно под руководством учителя.
1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев5. Земля.
6. Какие чувства вызывает картина.
— С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору — осень.
— Что бы вы написали после вступления?
(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)
— Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года — осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)
— Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.
Домашнее задание.
Напишите сочинение по картине В.Д Поленова «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.
Примерный текст сочинения.
На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.
Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.
В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.
Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.
Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.
Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.
Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Толковый словарь.
3. Интернет-ресурсы.
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня урок по развитию речи.
– На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.
II. Знакомство с творчеством художника.
– Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)), педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.
III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).
1. Рассматривание и описание содержания репродукции картины.
– Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски).
– Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)
– Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)
– Осень – любимое время года художника.
– Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)
– Что вы видите в центре картины? (Реку.)
– Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же». (Из письма художника К. Коровину.)
– Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)
– Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)
– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)
– Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)
– Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)
2. Составление рассказа.
– Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)
– О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)
– О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)
– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)
3. Пересказ составленного рассказа.
– Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два или три предложения.)
– А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)
– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)
– О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)
– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)
– Соответствует ли содержание рассказа теме?
– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)
Физкультминутка (см. урок 2)
4. Лексико-орфографическая подготовка.
Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.
– Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)
– Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)
Аналогично проводится работа с другими словами.
5. Запись предложений в тетради.
– Запишите предложения по репродукции картины.
Вариант 1
На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.
От картины веет прохладой и тишиной.
Вариант 2
На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».
На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.
Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
6. Взаимопроверка.
7. Чтение записанных предложений.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие остались зелеными?
— Как художник изобразил небо и реку?
— Что вы можете сказать об отблесках света на реке?
— Докажите, что день на картине солнечный и теплый.
(небо ясное, нет ветра, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке)
— Что вы можете сказать про цвет неба?
— Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к
осени?
Дети обращают внимание на оттенки деревьев, коричневатые тени, реку в
голубых, синих тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.
5. Словарная работа
— Вспомните, что такое сравнение, эпитеты.
—Подберем эпитеты и сравнения
Эпитеты:
День — погожий, солнечный, теплый, осенний, хороший
Небо — светлое, лазурное, голубое, ясное, чистое
Облака – воздушные, пушистые, белые, легкие, серебристые
Деревья — разноцветные, золотые, желтые, нарядные, осенние, красивые
Березы — стройные, белоствольные, гибкие
Трава — желтая, зеленая, чуть коричневатая
Река – синяя, голубая, зеркальная, блестящая, извилистая.
Солнце — осеннее, ласковое, лучистое, игривое
Сравнения:
Облака – плывут, как белоснежные волшебные кораблики, как стая белых
лебедей, похожих на белоснежную пушистую вату
Река — река вьется, как голубая лента, как голубая змейка, Блестит, как
зеркало
Деревья — лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром, березки—
как — будто девушки водят хороводы у опушки на берегу реки.
— Подберите синонимы к признакам, которые можно отнести как к стихам о
золотой осени, так и к картине В.Д. Поленова «Золотая осень».
Дивная (пора)—
Пышное (природы увяданье) —
Приятна (мне твоя прощальная краса) —
Родная (природа) — Бескрайний (простор) —
Свежее (дыхание ветра) —
— Замените группу синонимов—глаголов одним, наиболее точно выражающим
смысл.
1) Осень пришла, пожаловала, нагрянула, воцарилась, настала, установилась.
(Наступила.)
2) Осень убрала всё вокруг, разрисовала, расписала, размалевала (разг.).
(Украсила.)
— Распределите в три столбика синонимы к указанны словам.
Тема: Обучение написанию сочинения — описания по картине В.Д.Поленова «Золотая осень».
Цели: Формирование умения воспринимать художественные образы картины, составлять художественное описание картины природы с элементами оценки действительности; совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.
Задачи: Познакомить с творчеством В.Д.Поленова; Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины; Способствовать развитию творческого воображения детей, выражению чувств, эмоций учащихся.
Данная работа поможет учащимся провести подготовку к сочинению, провести орфографическую и лексическую работу. На слайдах подобраны эпитеты и сравнения, опорные слова, которые учащиеся могут использовать при написании сочинения.
©
Омельяненко Татьяна Александровна
Омельяненко Татьяна Александровна
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
Неограниченная бесплатная загрука материала «Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Русский язык 3 класс».
Загрузка началась…
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
Порядок вывода комментариев:
|
Татьяна Александровна, благодарю Вас за полезный ресурс. Развитие речи для детей всегда сложно. Ваша работа, несомненно, поможет детям. |
|
Спасибо, буду рада если Вам пригодиться. |
|
Интересная и полезная работа! |
|
Спасибо. Рада была поделиться. |
|
Татьяна Александровна, спасибо за интересную, нужную работу. |
|
Рада была поделиться. |
|
Татьяна Александровна! Большое спасибо за ресурс. Беру в свою копилочку. Творческих Вам идей. |
|
Рада была пополнить Вашу копилочку своим материалом. |
Е |
Спасибо, очень качественная презентация |
Цели:
учебные:
- знать особенности текста-описания картины, где
изображён пейзаж без человека; - знать особенности различных стилей речи и уметь
использовать необходимый стиль с учётом
создания одного из видов текста; - закрепить умения собирать материал к сочинению;
развивающие:
- формировать умения и навыки создавать текст
типа описания и описания картины как одного из
его видов; - формировать умения соблюдать композицию текста
типа описания (общий признак, характеризующий
объект в целом; частные признаки,
характеризующие его детали); - учить всматриваться в произведение живописи и
создавать текст на основе увиденного на картине; - уметь использовать при необходимости в
сочинении разные типы и стили речи;
воспитывающие:
- вызвать чувство восхищения вечно прекрасной
природой, уважения к художнику, создающему на
полотне красоту родной природы; - воспитывать любовь к родной природе, к родной
земле.
Межпредметные связи: поэзия, живопись,
музыка, история.
Оборудование: презентация в компьютерном
варианте; набор иллюстративного,
познавательного, биографического материала
(репродукции картин В.Д.Поленова, вопросы
«Поразмышляем над картиной», тест, термины
живописи — распечатки из «Краткого словаря
художественных терминов», листы «Рабочие
материалы» для каждого учащегося, распечатки из
«Словаря эпитетов русского языка»
К.С.Горбачевич с эпитетами осенней пейзажной
тематики).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
Приложение.
Слайд 1, слайд 2, слайд 3.
III. Работа по теме урока.
Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года»
(осень). Слайд 4.
Вступительное слово учителя.
Начали мы урок с осенней мелодии Петра Ильича
Чайковского «Времена года». Осень —
замечательное время года, время отдыха природы
перед чистотой снега, свежим морозцем. Осень
любили многие писателя, поэты, художники. Нам
сразу вспоминаются пушкинские строки:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Эпиграфом к уроку взяли слова великого
русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Вдумаемся в них:
«Всё недоброе в сердце человека должно бы,
кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой
— этим непосредственным выражением красоты и
добра».
Цель нашего урока — подготовиться к описанию
картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая
осень», а помогут нам в этом группы учащихся.
ПОЭТЫ напомнят нам стихи об осени, золотой,
прохладной, с шуршащими листьями, криками
улетающих в тёплые края птиц.
БИОГРАФЫ познакомят с биографией художника, с
его необычными дарованиями.
ЭКСКУРСОВОДЫ расскажут о нескольких известных
и незаслуженно забытых полотнах В.Д.Поленова.
ИСКУССТВОВЕДЫ поделятся с нами знаниями из
словарей и напомнят значение некоторых
необходимых для работы над сочинением терминов
живописи.
ЯЗЫКОВЕДЫ напомнят нам синонимы к словам
художник, картина, изобразил.
Выступления учащихся. Слушаем друг друга очень
внимательно, наблюдаем, запоминаем, это поможет
вам правильно ответить на вопросы теста. Помним,
что наблюдать — значит уметь так видеть, слышать,
ощущать, чтобы заметить характерные и яркие
признаки предметов.
ПОЭТЫ. Слайд 5.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
:Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
И.БунинОбвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит:
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещрённым,
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда что так цвело и жило.
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!
Ф.И.Тютчев
БИОГРАФЫ. Слайды 6, 7, 8.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в
художественной семье. Мать — художница, отец —
знаменитый археолог и библиограф, член Академии
наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал
вместе с Суворовым, а в Бородинском сражении
защищал Шевардинский редут, за храбрость
награждён двумя шпагами.
В детстве мальчик обучался музыке, после
окончания гимназии в Петрозаводске поступил в
Академию художеств (1863) в класс исторической
живописи и одновременно на юридический
факультет Петербургского университета. Занятия
музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре.
В годы учёбы посетил Германию, Францию, после был
в Вене, Мюнхене, Венеции. Годы знакомства и дружбы
связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным,
В.Васнецовым. Добровольцем участвовал в
сербско-турецкой войне (1877). Позже поселился в
Москве, выступил с картиной «Московский дворик»
(1878), которая начала новый этап его творчества.
Создаёт «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд»
(1880), «Старая мельница» (1880).
Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой,
участвуя в театральном кружке мецената
С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок
ставил спектакли, в которых участвовали Поленов,
Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др.
Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок
перерос в оперный театр. Поленов сдружился со
многими театральными деятелями — в том числе с
Ф.Шаляпиным. Опера «Призраки Эллады», созданная
Д.Поленовым, поставлена в 1894 году и была тепло
принята публикой.
В 1881 — 82 годах ездил по Святым местам: Египет,
Сирия, Палестина, Рим. С 1882 по 1894 годы преподавал в
Училище живописи, ваяния и зодчества. У него
учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон,
В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил
общедоступный Народный театр. В 1905 году резко
реагировал на кровавое подавление царским
правительством народных выступлений.
Последние годы посвятил организации народного
театра: сам писал музыку и декорации к спектаклям
для рабочих Пресненского района Москвы. Он
считал искусство мощным средством развития
народного самосознания, воспитывающее
эстетические вкусы и содействующее народному
просвещению.
Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых
живописцев, получивших звание народного
художника.
ЭКСКУРСОВОДЫ.
Рассказы по картинам «Московский дворик»,
«Заросший пруд», «Бабушкин сад».
ИСКУССТВОВЕДЫ.
При описании картины необходимо пользоваться
терминами живописи.
Сообщение по словарю «Краткий словарь
терминов живописи» (полотно, палитра, светотень
и другие).
Колорит (от лат. «цвет», «окраска») в живописи
— система соотношения цветов, служащая для
раскрытия художественного образа. В зависимости
от преобладания тех или иных красок, колорит
может быть спокойным или напряжённым, холодным
или тёплым, светлым или тёмным, ярким или
сдержанным:Колорит отражает цветовое
многообразие мира, индивидуальность и
внутреннее состояние художника, его
эмоционально-эстетическое отношение к
изображаемому.
Палитра (от латинского «лопатка» — деревянная
дощечка овальной или круглой формы, на которой
живописец смешивает краски. В переносном смысле
палитрой художника называют характерную для
него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму
чувств, которые пробуждает его живопись.
Приближается к понятию «колорит». Палитра —
скупая, щедрая, нежная, мрачная:
Светотень — передача оттенков светлого и
темного на поверхности изображаемых предметов, в
изображении в целом, соотношение освещенных и
находящихся в тени частей изображения. Светотень
является одним из мощных средств художественной
выразительности в графике и живописи.
Проверим наши знания о художнике и его
картинах. Тест (раздаются для каждого учащегося
листы с тестом). Выполнение тестовых заданий (3-5
минут). Самопроверка по ключу. КЛЮЧ к тесту: 1а 2б 3г
4г 5б 6ж.
Тест.
1. Укажите годы жизни В.Д.Поленова
А) 1844 — 1927
Б) 1854 — 1927
В) 1854 — 1937
2. Чем увлекалась мать В.Д.Поленова?
А) музыкой
Б) живописью
В) поэзией
3. Почему мальчик гордился своим дедушкой,
генерал-майором Воейковым?
А) воевал вместе с Суворовым
Б) участвовал в Бородинском сражении
В) за храбрость награждён двумя шпагами
Г) верно всё перечисленное
4. В.Д.Поленов получил образование
А) на юридическом факультете Петербургского
университета
Б) на словесном факультете Петербургского
университета
В) в Академии художеств
Г) верно А и В
5. В.Д.Поленов — не создал картину
А) «Золотая осень»
Б) «Грачи прилетели»
В) «Бабушкин сад»
Г) «Московский дворик»
Д) «Заросший пруд»
6. Чего не делал в жизни В.Д.Поленов
А) пел в хоре
В) рисовал декорации
Г) участвовал в сербско-турецкой войне
Д) возглавлял народный театр
Е) сочинил оперу
Ж) дружил с А.П.Чеховым
З) преподавал в Училище живописи, ваяния и
зодчества.
И вот перед нами картина В.Д.Поленова «Золотая
осень» (1893 год) (показ репродукции по слайду
компьютера и на распечатках у учащихся).
Вдумаемся в название полотна мастера живописи
— «Золотая осень». Как вы его понимаете?
Как ещё можно назвать эту картину?
Почему же художник выбрал название именно
«Золотая осень»?
Работа по листу «Размышляем над картиной»
(слайд 9). Мы должны в своём сочинении постараться
раскрыть замысел художника — в осеннем пейзаже
Поленова всё дышит покоем, тишиной,
умиротворённостью.
1. Как вы думаете, чем привлёк художника этот
уголок природы?
2. Что поэтичного увидел автор в этом пейзаже?
3. Опишите землю, деревья, реку, небо, даль,
изображенные художником.
4. Какое сочетание цветов использовал Поленов,
чтобы передать светлое и одновременно грустное
настроение осени?
Систематизация материалов. Слайд 10.
Работа по листочкам «Сбор материалов к
сочинению» по плану:
а) передний план — сосны, берёзы, земля;
б) второй план — небо, воздух, река, горизонт.
План | Рабочие материалы | Ваши дополнения |
Сосны | Мощная, густая крона:
Раскидистые Высокие стволы: |
|
Земля | Устлана жёлтыми, коричневыми, янтарными листьями: Нет ярких красок: |
|
Берёзки | Белеют стволы берёз:
Почти нет |
|
Воздух | Сырой, прохладный:
Небольшой Пахнет листьями: |
|
Река | Широкая, полноводная, с пологими берегами: Вода на глубине тёмно-синяя, у берега |
|
Небо | Отражается в реке:
Выгорело:Выцвело: Бледно — серое: Вдали слева — синее |
|
Горизонт | Далеко видно и далеко слышно:
Просторно, |
Записи выполняем на листочках в колонке «Ваши
дополнения», это ваш черновик.
Не забудьте, что, работая над описанием картины,
нужно избегать не только орфографических,
пунктуационных, но и речевых ошибок. Нужно
использовать синонимы.
ЯЗЫКОВЕДЫ. (Работа со словарём). Ученик этой
группы рассказывает о синонимах, выбранных из
«Словаря синонимов русского языка» по теме
работы.
Художник: живописец, автор картины, мастер
живописи, создатель полотна:
Картина: репродукция, полотно, произведение
живописи, шедевр мастера:
Изобразил: показал, передал, запечатлел,
воплотил свой замысел, нарисовал, создал:
Подумаем над началом вашей работы в
зависимости от формы сочинения, не забывая о
стиле:
- письмо к другу,
- отзыв о картине,
- репортаж с выставки картин художника,
- впечатления участника экскурсии на природу.
Учитель или учащиеся творческого и
исследовательского уровня развития редактируют
варианты, предлагаемые учащимися.
Работа над черновым вариантом сочинения.
Учащиеся работают самостоятельно. Тот, кто
справился раньше, становится КОНСУЛЬТАНТОМ и по
рядам помогает тем, кто затрудняется выполнить
работу.
Обобщение по уроку (слайд 11), итоги работы
учащихся.
Домашнее задание (слайд 12):
А) для всех *учащихся написать чистовой
вариант сочинения;
Б) для **учащихся дополнительно составить
свой тест по материалам урока;
В) для ***учащихся дополнительно составить
кроссворд по материалам урока или сценарий к
игре по образцу одной из телевизионных игр по
материалам урока.
Литература:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
языка. - Горбачевич К.С. , Е.П.Хабло. Словарь эпитетов
русского языка.- АН СССР Институт РЯ, — Ленинград:
«Наука», 1979. - Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Серия
«Краткие биографические словари» — М.: «РИПОЛ
КЛАССИК», 2001. — 640 с. - Краткий словарь терминов живописи.
Приложение.
Слайд 1Халимоненко Алла Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32»
г. Нижневартовск
Сочинение
по репродукции картины В. Д. Поленова
«Золотая осень»
Слайд 2Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит
Над светлою поляной.
Сегодня
так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье:
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…
Слайд 3О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Какие слова вам помогли
понять, что это осень?
Терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Листиков шуршанье
Слайд 5Репродукция картины В.Д.Поленова
«Золотая осень».
«Осенняя река»
«Золотая осень»
«Осень»
«Солнечный день»
Какое
название вы бы дали этой картине?
Слайд 6 Это один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге
,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан
Василий
Дмитриевич
Поленов
Слайд 7 Деревья стоят разноцветные, основные цвета жёлтый,
красный. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени.
Почему картина называется «Золотая осень»?
Слайд 8День тёплый, солнечный, погожий
Какие чувства и
желания испытываете вы,
когда смотрите на эту картину?
Радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать.
— Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник?
Слайд 9Какие деревья остаются зелёными?
Какие деревья вы видите на
картине?
Какого цвета наряд у берёз?
Все ли деревья оделись в золотой наряд?
Что ещё изобразил автор на картине?
Слайд 10Какой день изображен на картине?
На картине, солнечный и тёплый день.
Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке
Слайд 11Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.
ясное, голубое, светлое,
лазурное
голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.
погожий, хороший, тёплый, осенний
лёгкие, воздушные, белые, пушистые
жёлтые, золотые, разноцветные, осенние,
красивые, нарядные
игривое, осеннее, лучистое.
День:
Небо:
Облака:
Деревья:
Река:
Солнце:
Слайд 12Подберите сравнения.
Облака плывут как стая белых лебедей,
как волшебные кораблики.
Плывущие облака
похожи на белоснежную пушистую вату
Облака
Слайд 13Река, как зеркало
Река — вьётся , как голубая лента
Река
Слайд 14 Берёзки, как девушки на балу
в
белых платьях с яркими лентами в волосах
Деревья
Лес раскинулся по берегам реки пышным пёстрым ковром
Слайд 15
Написание 1 части
Что изображено на картине художника
В. Д. Поленова?
2. Какой стоит денёк?
3. Какое светит солнышко?
4. Какие облака плывут по ясному небу?
изображена золотая осень.
погожий осенний
лучистое.
4. , как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.
Слайд 16
Написание 2 части
Что вьётся в центре картины?
Что отражаются в
ней, как в зеркале?
Чем раскинулся по берегам реки осенний лес?
Что делают пожелтевшие листья?
Что заплели в свои косы белоствольные берёзки?
голубой лентой река.
2. , лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.
3. Ярким пышным ковром
4. блестят в солнечных лучах, как золотые.
5. яркие оранжевые ленты.
Слайд 17
Написание 2 части
6. Какие возвышаются сосны?
7. Чем они любуются?
8. Какой наряд надела земля?
9. Куда зовёт за собой лесная тропинка?
6. В кругу берёзок … горделивые стройные …
7. волшебным золотым нарядом берёз и машут им своими пушистыми зелёными платочками.
8. золотистый
9. в разноцветную сказку.
Слайд 18
Написание 3 части
Какое настроение передаёт нам картина?
2. Как
художник Поленов сумел передать красоту осени?
3. Что хочется сделать?
радостное, волшебное.
2. очень точно
3. Очень … очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.
Слайд 19
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.winwalls.ru%2Fimages%2F201305%2Fwinwalls.ru_47372.jpg&text=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simage
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0)
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fmacedonia.mid.ru%2Fdocuments%2F13396042%2F14217056%2FPolenov.jpg%3Ft%3D1432640606327&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&noreask=1&pos=0&lr=215&rpt=simage
Пример сочинения №1
На картине художника Василия Поленова «Золотая осень» мы видим величественный и в то же время спокойный осенний мотив. Золотую осень он показал в привычных жёлтых тонах, но есть здесь и немало зелени. Это большие величественные ели и ещё не пожелтевшая трава. На переднем плане изображена длинная тропинка, по которой наверняка обычно ходят люди, но сейчас она пустует. Совсем скоро пожелтевшие листья начнут падать на землю и земля приобретёт новые краски.
По ярко-голубому небу проплывают облака. В реке отражается небо, деревья, вода в ней прозрачная и чистая. Это река Ока. С левой стороны реки берег усыпан песком. Если присмотреться, справа вдали можно увидеть церковь.
Свою картину художник рисовал с высоты. Я думаю, он очень долго подбирал место, чтобы перенести на холст невероятную красоту природы.
Мне очень понравилась эта картина. Так красиво на ней показана золотая осень, что она вызывает восхищение. Смотришь на эту работу Поленова и становится радостно на душе!
Пример сочинения №2
На картине Поленова «Золотая осень» я вижу невероятно красивую осеннюю природу. Деревья уже сменили свои наряды, их листва пожелтела. Но некоторые деревья ещё стоят зелёные. На переднем плане внизу изображена тропинка, я думаю, по ней часто гуляют люди, любуясь красотой местных окрестностей. Немного поодаль протекает река, в которой яркими бликами отражается небо. Небо изображено художником светлым, но покрытым небольшими рассеянными облаками.
В основном при написании картины художник пользовался жёлтыми и зелёными красками для изображения осенней природы и голубыми для изображения реки и неба. Но когда смотришь на эту прекрасную картину, кажется, что она нарисована всеми цветами на свете. Осень на ней показана настолько яркой и красочной, что невозможно отвести глаз!
Мне очень понравилась эта картина, ей просто невозможно не восхищаться! Осень на ней показана настолько яркой, всё вокруг покрыто золотом! Когда я увидел эту картину, мне захотелось хотя бы на миг оказаться там, вдохнуть свежего воздуха и просто полюбоваться окружающей красотой.
Пример сочинения №3
На своей картине «Золотая осень» Василий Поленов изобразил красочный осенний пейзаж. Центральное место на картине занимает лес на берегу реки. Река убегает куда-то вдаль, с одной стороны её окружают заливные луга, с другой яр, крутой берег с едва заметной церковью.
Левый берег реки низкий, пологий. Он уходит в воду песчаным берегом. Правый берег высокий, заросший лесом. Он обрывается почти отвесно.
Заливные луга на левом берегу кажутся пустыми. Трава уже скошена и та, что осталась какая-то серая, пожухлая. Это явная примета наступившей осени.
Луга убегают к далёкому горизонту, который в свою очередь сливается с серо-голубым от облаков небом.
Но деревья на переднем плане очень яркие, нарядные. Это пожелтевшие берёзки, среди которых неведомыми путями оказался огромный и ещё совсем зелёный дуб. Он возвышается над скромными берёзками великаном, приковывая внимание. Он сопротивляется осени и не желает желтеть.
Зато земля перед деревьями покрыта пожухлой травой. Она почти вся жёлтая и только отдельные пятна зелени говорят о том, что осень совсем недавно вступила в свои права. По земле вьётся тропинка, здесь часто проходят люди.
Кажется, что картина нарисована сверху. Видимо художник выбрал для работы холм, возвышающийся над берегом.
Мне больше всего запомнился на этой картине зелёный дуб. Он такой могучий и сильный. Он по-прежнему играет яркой зеленью, как будто всё ещё продолжается лето.
Это очень красивая картина, полная покоя и внутренней силы.
Пример сочинения №4На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.
На холсте изображен солнечный, погожий денек, возможно теплые солнечные лучи радуют землю в последний раз в этом году. По небу плывут белоснежные, изредка серые, пушистые облака. Трава и деревья пожелтели и приобрели невероятный, золотистый осенний окрас, но местами еще проскакивают зеленые краски уходящего лета. Листва деревьев, казалось бы имеет все цвета радуги: зеленый, желтый, багряный, красный, коричневый, оранжевый цвет. Посреди густого ковра из осенней травы протоптана небольшая тропинка, ведущая вдаль леса.
Вдоль деревьев, одетых в красочные, сочные и разноцветные наряды, вьется голубая, гладкая река. Ее плавные изгибы влекут за собой, они волшебны, им нет конца. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки. Высокие, стройные деревья кидают на реку свои разнообразные тени.
На другой стороне реки виднеется песчаный берег. Пейзаж пробуждает желание расположится на берегу реки, понежиться на солнышке и насладится последними, теплыми деньками. За берегом, на заднем плане картины, раскинулись широкие, бескрайние, осенние поля, среди них изредка проглядывают одинокие деревья.
Художник на своей картине умело передал все разнообразие цветов и красок осени. Любуясь картиной восхищаешься и вдохновляешься осенней природой, душу наполняют теплые, умиротворенные и радостные воспоминания. Картина позволяет отвлечься от городской суеты, полностью погрузиться в мир природы и насладиться ее великолепием.