Колокол углича краткое содержание рассказа

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Колокол Углича Солженицына

Анализ произведения Колокол Углича Солженицына

История создания

А.И.Солженицын создавал свои небольшие миниатюры, которые потом объединил в сборник под название «Крохотки», в период с 1958-1960г. Большинство сочинений, вошедших в книгу, автор писал вдохновленный впечатлениями от поездок на велосипеде по территории Средней России. Однако публикация «Крохоток» отечественными издательствами была невозможна, поэтому впервые миниатюры появились на страницах Франкфуртского журнала «Грани» в 1964 г. Одной из этих миниатюр был и «Колокол Углича»

Жанровое своеобразие

Сочинения, собранные в «Крохотках», представляют собой особый авторский жанр, который нацелен на глубокое раскрытие целостной картины через нарисованный образы, открывающие духовную сущность явлений.

Произведения – это не просто миниатюрные рассказы в их классической трактовке. Они подобны и лирическим миниатюрам, и стихотворениям в прозе, и моментальным фотографиям. В столь небольших сочинениях писателю удается отобразить глубокий смысл, используя всего лишь пару предложений, основываясь на личных переживаниях и крике души.

Сюжет и тема, главные образы

В «Колоколе Углича» писатель затрагивает проблематику потери связи между прошлым и настоящим. Представители современного поколения отказываются принимать и осознавать историю. Образ самого колокола олицетворяется с образом великомученика, которые был стоек в своей вере. Описание колокола автором подобно описанию живого человека.  Используются в тексте такие эпитеты как «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для Солженицына колокол воспринимается живым существом и в некоторой степени отождествляется со страданиями всей страны.  

Прослеживается схожесть судьбы колокола с судьбой самого автора. И первый, и второй сначала были изгнаны из родины, затем «помилованы» и возвращены. Такого рода аналогии просматриваются в тексте прозрачно и понятно. У колокола отсутствовала одна проушина и «язык», чтобы он не звонил. Так и произведения Солженицына не издавали в России, поскольку их внесли в категорию запрещенных.  

Единственный удар, который сделал невидимый герой в колокол, также символичен. Этим жестом писатель начинает отсчет «смуты третьей», выражая тревогу за события нынешнего времени. Он обеспокоен судьбой и будущим современной Родины. Непрерывно противопоставляя «смутное время» и современность автор показывает извечное противостояние народа с представителями власти как в прошлом, так и в настоящем.  

Композиция

По своей структуре произведение схоже с эссе. Текст построен на свободном потоке речи автора, подобно устному размышлению писателя об увиденном. Речь писателя в сочинении отличается эмоциональностью, с наличием образцов разговорной речи, субъективной оценки описываемого. Произведение отличается строгой документальностью, достоверностью, фактографичностью и информативностью.

Таким образом в миниатюре поднимаются проблемы глобального плана. Невзирая на короткость и емкость произведения, глубоко раскрываются проблемы, основанные на жизненном опыте писателя.

2 вариант

Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан, награжден и проклят одновременно. Во всех его произведениях читатель найдет ответы на философские и простые человеческие вопросы. Отдельный интерес представляет «Крохотки» — короткие лирические миниатюры. Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.

Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.

Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.

Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.

Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.

В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Колокол Углича Солженицына

Анализ произведения Колокол Углича Солженицына

Популярные сегодня темы

  • Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

    Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная

  • Тыбурций в рассказе В дурном обществе Короленко

    Пан Тыбурций Драб – один из самых ярких персонажей повести «В дурном обществе» Владимира Короленко. Статус второстепенного персонажа при этом нисколько не снижает значимость этого героя.

  • Сочинение Хрюмины характеристика и образы в комедии Горе от ума Грибоедов

    Пьеса «Горе от ума» А.С.Грибоедова, была написана в 1824 году. Произведение было написано в комедийно-развлекательном жанре.

  • Интересные факты о Сталине

    В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.

  • Характеристика и образ Марьи Антоновны в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.

Содержание:

  • 1 Крохотки 1958-1963 г.г.
  • 2 Крохотки 1996-1999 г.г.
  • 3 Читательский дневник по циклу «Крохотки» Солженицына
    • 3.1 Сюжет
    • 3.2 Отзыв

Крохотки 1958-1963 г.г.

Дыхание

Сюжет. Май. Ночью был дождь. Герой идет в «крохотный садик» среди пятиэтажек и городского шума. Он вдыхает сладкий аромат цветущей яблони. Об этом пьянящем, бодрящем воздухе мечтал он в тюрьме. Ничто с ним не сравнится. И хочется «еще пожить!»

Отзыв. Тема тюрьмы и воздуха свободы неслучайна: автор вышел на свободу в феврале 1953 г. Природа – как врач для человека. Учит ценить простые вещи, прекрасное мгновенье, уметь остановиться и оглядеться среди суеты современной жизни.

Озеро Сегден

Сюжет. Вход на лесное озеро Сегден (под Рязанью) запрещен. Там охотничьи и рыбные угодья важного чиновника, «лютого князя» со «злоденятами». Герой тайком пробирается к озеру. Оно идеально круглое. Тишина, вечность. Здесь бы «поселиться навсегда». Вот она, «Родина».

Отзыв. Тема социального неравенства в СССР. Власть отгораживается от народа, захватывает природу для себя. Герою кажется, что есть еще одна причина для запрета: у озера свободно дышится, на фоне природы и вечности меркнут лозунги, идеологии, политика. Учит ценить настоящее, вечное, любить красоту Родины, которая для всех.

Утенок

Сюжет. Перед дождем утят перенесли под навес. А один потерялся. Герой берет его, «невесомого», «желтенького», «тепленького» в руки. Гордое человечество покорило космос и атомную энергию, но не в силах создать в пробирке живое, трепетное существо.

Отзыв. Жизнь сильнее гордой науки, техники. Ее нужно беречь, она неповторима. Учит видеть важное в мелочах, жалеть все живое, уметь по-детски удивляться.

Прах поэта

Сюжет. Раньше здесь, на Оке, стоял город Ольгов с монастырем, равный которому разве что в Риме. Батый его пощадил. Тут просил похоронить себя поэт Яков Полонский. А теперь это деревня Льгово. Зона с вышками. Монастырь растаскали на кирпичи для коровника. Надзиратель объясняет герою: Полонского перезахоронили в Рязани, он «освободился» из зоны…

Отзыв. Уничтожение исторических, духовных святынь. Тема памяти и беспамятства, душевной слепоты. Грустная ирония. Учит любить Родину не только настоящего времени, но и прошлого, беречь ее.

Вязовое бревно

Сюжет. Год, как срубили вяз, а на бревне зазеленела свежая ветка! Жаль пилить дальше, будто по живой шее: «оно хочет жить – больше нас!»

Отзыв. Жизнь сильнее смерти. Природа дает человеку пример мужества, стойкости, жизнелюбия. Учит жалеть вес живое, видеть мудрый урок в мелочах.

Отраженье в воде

Сюжет. Человек, как быстрый поток воды. Пока жив – движется, меняется, не увидишь в нем «безсмертную истину». Нужна тихая заводь, чтобы вода отразила небо. И финал жизни, чтобы в человеке проявилось настоящее, вечное.

Отзыв. Иногда только в конце жизни выясняется, каков человек на самом деле. Учит ценить вечные ценности, добро.

Гроза в городах

Сюжет. Героя с друзьями в Кавказских горах среди гигантских сосен застает грандиозная гроза. Восхищенные люди понимают, что человечеству гордиться нечем. Разве могут они, как Бог, среди молний и тьмы, заново творить мир?

Отзыв. Учит человека знать свое место, видеть величие Бога и природы.

Город на Неве

Сюжет. Герой любуется «вечной красотой» Петербурга, куполом Исаакиевского собора, сфинксами. И нового здесь не строят. Советские люди отреклись от этого прошлого, но оно есть. А ведь город стоит на костях. Неужели и после советской эпохи, после крови «расстрелянных» и слез их близких, останется только вечная красота?

Отзыв. Учит помнить о цене рукотворной красоты, величия страны, о тех, кто положил свою жизнь за нее.

Шарик

Сюжет. Мальчик держит собачку Шарика на цепи. Герой выносит ему косточек погрызть, но Шарику не до них, его отпустили побегать, он рад свободе.

Отзыв. Учит жалости, ценить свободу, ставить себя на место другого.

Способ двигаться

Сюжет. Люди пренебрегли конем, верблюдом, лошадью – ради машины. Променяли живое на железо. Какие сами – так и двигаемся.

Отзыв. Учит ценить, беречь живое, отзывчивое, светлое в себе.

Старое ведро

Сюжет. Бывший фронтовик бродит по Картунскому бору (близ Селигера), где 18 лет назад была линия фронта. С тех пор из блиндажей все порастаскали, а ржавое, прохудившееся ведро осталось. «От него грели руки», прикуривали, рядом думали «ребята чистые, друзья фронтовые».

Отзыв. Фронтовое братство не забывается. Учит верности, памяти, благодарности.

На родине Есенина

Сюжет. Село Константиново. Деревня, «каких много». Но Творец дал деревенскому парню «слиток таланта», и он увидел красоту там, где ее никто не замечает.

Отзыв. О тайне таланта. Учит видеть красоту в привычных вещах.

Колхозный рюкзак

Сюжет. Многим, особенно писателям, не нравится, что в транспорте бабы «давят» пассажиров своими тяжеленными рюкзаками. Герой говорит об этих бабах как о труженицах, а всех недовольных отправляет в такси.

Отзыв. Учит ценить труд простого человека, уважению к тем, кто кормит себя и других.

Костер и муравьи

Сюжет. Герой бросил в костер гнилое бревнышко. Увидел, что оно все в муравьях – и откинул. Но муравьи не бросили родное бревно, и многие сгорели.

Отзыв. Тема родины, привязанности к ней. Человек разделяет с Родиной свою судьбу.

Мы-то не умрем

Сюжет. Советскому человеку неприятна тема «мертвых и смерти». Раньше Церковь поминала усопших, воинов в том числе. А теперь надо работать, жить, будто мы никогда не умрем.

Отзыв. Тема памяти об ушедших, памяти о том, что все мы смертны.

Приступая ко дню

Сюжет. Сейчас люди делают физическую зарядку, забывая о душе.

Отзыв. В человеке не только тело, но и дух. Нужно заботиться и о том, и о другом.

Путешествуя вдоль Оки

Сюжет. Для героя мир русского пейзажа – в многочисленных церквях. Подойдешь поближе, а они все разрушены, или отданы под клуб или склад. И советский человек знает, когда в клубе кино или танцы, а о душе забыл. Еще немного – и побежит на четырех ногах вместо двух…

Отзыв. Учит памяти, заботе о вечном, о собственной душе, уважению к мудрости предков.

Молитва

Сюжет. Герой молится Богу. За пути добра, которые все еще живы в мире. За все, что герой смог и сможет еще сделать своими малыми силами. С Богом все легко и достижимо.

Отзыв. Христианская вера – источник силы, вдохновения, надежды.

Крохотки 1996-1999 г.г.

Лиственница

Сюжет. Иной человек, как лиственница: «осыпается», будто умирает навсегда. А глядишь – и лиственница вновь зеленеет, и человек воспрянул духом, живет. Потому что сердцевина в дереве и сердце – наикрепчайшая.

Отзыв. Всякие испытания выпадают на долю человека. Нужно выстоять, сохранить в себе лучшее.

Молния

Сюжет. Герой видит, как молния рассекает липу. А та стоит из последних сил. Так и человек: заговорит в нем совесть, так не всякий устоит, не всякий оправдается.

Отзыв. Тема памяти, совести. Учит нести ответственность за свои слова и дела.

Колокол Углича

Сюжет. Сотни лет назад угличский колокол возвестил беду: убит наследник русского престола царевич Дмитрий. За участие в этом горе колокол был наказан, сослан. Герой бьет в него спустя века. И видит, что на Руси советской смута не меньше, чем тогда.

Отзыв. Учит сопоставлять события прошлого и современности, памяти, знакам народной беды.

Колокольня

Сюжет. Недобитый, недотопленный большевиками город Калязин и «высокостройная» колокольня его. Это – символ того, что Россия все еще жива. Бог не допустит, чтобы вся она утонула как какая-нибудь Атлантида.

Отзыв. Тема памяти, возмездия, надежды на возрождение страны.

Старение

Сюжет. Нет ужаса в смерти, если ты к ней готов. Даже если молод. Герой это понял в лагере. Но лучшая смерть – в старости. Видеть, как бушуют вокруг молодые силы, помнить, как сам был таким. Любить все живое, за все благодарить. И так жаль тех, чья старость «в нищете и холоде», в борьбе, на которую уже нет сил, при равнодушии окружающих.

Отзыв. Учит готовиться к смерти, любить вечное, важное в мире, и забывать о мелочах. Учит помощи тем, кому в старости трудно.

Позор

Сюжет. Героя гнете чувство позора за Родину, ее правителей, иногда и за народ. Но есть еще в нем «родные люди», ищущие правды, они спасут Родину. Но память о былом позоре останется…

Отзыв. Тема совести, умение взглянуть правде в глаза, боль за Родину.

Лихое зелье

Сюжет. На поле «растения добрые» заглушены сорняками. Так и в «человеческой истории». И так будет до конца этого мира. Но каждый отдельный человек не должен отчаиваться, и делать свое доброе дело.

Отзыв. Тема ответственности человека за происходящее в мире, отчаяния и надежды, малого доброго труда души.

Утро

Сюжет. Не каждое утро, но бывает, что мыслишь ясно, спокойно. И будто вот-вот поймешь что-то важное. Но потом какой-то пустяк спускает с небес на землю – и опять суета, болтовня.

Отзыв. Учит ценить мгновение, думать о вечном, вглядываться в себя.

Завеса

Сюжет. Если болен сердечной болезнью, то каждый день как милость Бога. То ты здоров, то смерть идет за тобой. Тогда и начинаешь ценить каждый день.

Отзыв. День смерти человек не знает. Поэтому каждый день – как подарок.

В сумерки

Сюжет. На юге, где темнеет резко и рано, сохранилось старинное «сумерничанье». В разговорах рождается «серьезность жизни», путь к ее загадкам.

Отзыв. Тема времени, важности мгновения, необходимости знать свой путь в этом мире.

Петушье пенье

Сюжет. В умирающих деревнях не услышишь «петушьего переклика», хора «победной жизни». В нем – покой и порядок жизни. Людям надо брать пример с петуха, который поет, несмотря ни на что.

Отзыв. Тема стойкости, радости жизни, надежды на лучшее.

Ночные мысли

Сюжет. В лагере – только до подушки, и сон без мыслей. На воле не так. Лезут мысли в голову. И в некоторых есть «Божий луч», свет – их и надо додумывать, хоть до утра.

Отзыв. Дневная суета мешает человеку задуматься о главном. Ночью он один на один со своими мыслями, хорошими и дурными.

Поминовение усопших

Сюжет. Нужно помнить, поминать ушедших. Тогда живые и мертвые близки, помогают друг другу, и ждут встречи.

Отзыв. Тема памяти, веры в жизнь вечную, помощи живых и мертвых, мудрости.

Молитва о России

Сюжет. Герой молится за «Россиюшку» «неукладную», грешную, страдальческую. Чтобы Бог помиловал ее.

Отзыв. Человек понимает, что не все в его силах – нужна помощь Бога, народу и каждому из нас.

Читательский дневник по циклу «Крохотки» Солженицына

Сюжет

Автор размышляет об исторической России, забытой советскими людьми, но живой. Об исцеляющей природе, памяти, о вечности, о Боге, который живет в душе русского человека, несмотря ни на что. Его, как честного человека, мучает совесть за грехи народа. Он любит жизнь и учится с достоинством принимать смерть.

Отзыв

Тема памяти, совести, веры, надежды, любви, боли за пути и судьбу России, которая важнее политики. Автор верит, что в стране много людей, ищущих правды. За ними – будущее. А он делает свое малое дело по мере сил: будит в людях лучшие чувства, силу созидания, доброй воли, стремление к свободе. Цикл – взгляд очевидца, документ советской эпохи, и России на переломе эпох, в 1990-е.

История создания

А.И.Солженицын создавал свои небольшие миниатюры, которые потом объединил в сборник под название «Крохотки», в период с 1958-1960г. Большинство сочинений, вошедших в книгу, автор писал вдохновленный впечатлениями от поездок на велосипеде по территории Средней России. Однако публикация «Крохоток» отечественными издательствами была невозможна, поэтому впервые миниатюры появились на страницах Франкфуртского журнала «Грани» в 1964 г. Одной из этих миниатюр был и «Колокол Углича»

Жанровое своеобразие

Сочинения, собранные в «Крохотках», представляют собой особый авторский жанр, который нацелен на глубокое раскрытие целостной картины через нарисованный образы, открывающие духовную сущность явлений.

Произведения – это не просто миниатюрные рассказы в их классической трактовке. Они подобны и лирическим миниатюрам, и стихотворениям в прозе, и моментальным фотографиям. В столь небольших сочинениях писателю удается отобразить глубокий смысл, используя всего лишь пару предложений, основываясь на личных переживаниях и крике души.

Сюжет и тема, главные образы

В «Колоколе Углича» писатель затрагивает проблематику потери связи между прошлым и настоящим. Представители современного поколения отказываются принимать и осознавать историю. Образ самого колокола олицетворяется с образом великомученика, которые был стоек в своей вере. Описание колокола автором подобно описанию живого человека.  Используются в тексте такие эпитеты как «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для Солженицына колокол воспринимается живым существом и в некоторой степени отождествляется со страданиями всей страны.  

Прослеживается схожесть судьбы колокола с судьбой самого автора. И первый, и второй сначала были изгнаны из родины, затем «помилованы» и возвращены. Такого рода аналогии просматриваются в тексте прозрачно и понятно. У колокола отсутствовала одна проушина и «язык», чтобы он не звонил. Так и произведения Солженицына не издавали в России, поскольку их внесли в категорию запрещенных.  

Единственный удар, который сделал невидимый герой в колокол, также символичен. Этим жестом писатель начинает отсчет «смуты третьей», выражая тревогу за события нынешнего времени. Он обеспокоен судьбой и будущим современной Родины. Непрерывно противопоставляя «смутное время» и современность автор показывает извечное противостояние народа с представителями власти как в прошлом, так и в настоящем.  

Композиция

По своей структуре произведение схоже с эссе. Текст построен на свободном потоке речи автора, подобно устному размышлению писателя об увиденном. Речь писателя в сочинении отличается эмоциональностью, с наличием образцов разговорной речи, субъективной оценки описываемого. Произведение отличается строгой документальностью, достоверностью, фактографичностью и информативностью.

Таким образом в миниатюре поднимаются проблемы глобального плана. Невзирая на короткость и емкость произведения, глубоко раскрываются проблемы, основанные на жизненном опыте писателя.

2 вариант

Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан, награжден и проклят одновременно. Во всех его произведениях читатель найдет ответы на философские и простые человеческие вопросы. Отдельный интерес представляет «Крохотки» — короткие лирические миниатюры. Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.

Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.

Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.

Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.

Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.

В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.

  • Колодочка это что в сказке
  • Колодки кандалы ошейник цепь рассказы
  • Колодец на краю света британская сказка
  • Колодец и маятник рассказ
  • Колода карт как пишется