Колокольчик пружинка молоточки валик из какой сказки эти персонажи

«Городок в табакерке» главные герои

«Городок в табакерке» главные герои

Русский князь Владимир Фёдорович Одоевский был не только основоположником музыкознания, но и великим писателем и мыслителем, изучал оккультизм. Им создано много произведений, в том числе и сказки. Известная сказка Одоевского «Городок в табакерке», несёт в себе скрытый смысл, главная мысль этого, на первый взгляд, детского рассказа – показать, как работает бюрократическая система управления государством. На поверхности этого глубокого по смыслу произведения лежит его познавательная тема, в которой занимательно и доступно дается описание устройства музыкальной игрушки.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Характеристика героев «Городок в табакерке»

Главные герои

Миша

Мальчик, путешественник по волшебному городку в табакерке.

Это очень послушный и хороший мальчик, внимательно прислушивающийся к словам своего отца. В «Городке в табакерке» герой, заинтересовавшийся устройством этой вещицы, попадает внутрь волшебного городка. Послушный и любознательный мальчик, он попал в чудесную страну, где главные жители городка в табакерке, мальчики-колокольчики, объясняли ему устройство механизма. Миша – наблюдательный и понятливый мальчик, который самостоятельно смог разобраться в сложном механизме, ведь то, что он очутился внутри табакерки, ему просто приснилось.

Второстепенные персонажи

Папенька

Грамотный, образованный отец Миши.

Умный и заботливый отец Миши, ему хочется, чтобы сын вырос образованным и честным человеком. Папенька показал мальчику музыкальную игрушку, открыл крышку и оставил мальчика наедине с устройством, чтобы Миша проявил сообразительность и сам разобрался, как работает этот механизм. Отец Миши – мудрый и талантливый воспитатель, посредством игры дающий сыну знания, которые пригодятся в жизни. Подарив ему табакерку и посоветовав Мише самому разобраться в ней, он приучает его к самостоятельности, пробуждает интерес к учёбе.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители музыкальной шкатулки, издают звон.

Маленькие жители табакерки, которые дали Мише характеристику механизма. Вместе с этим они дают Мише параллельные знания: мальчики – колокольчики объясняют физические законы, законы перспективы в рисовании. Учат мальчика, что надо учиться и работать, праздная жизнь не даёт результатов. Мальчики – колокольчики служат в табакерке для того, чтобы играла музыка. Мальчики-колокольчики целыми днями занимаются тем, что исполняют музыку, они сожалеют о том, что у них нет школьных занятий и всё время им надо заниматься одним и тем же делом, что вызывает у них скуку.

Дядьки-молоточки

Обитатели табакерки, стучат по колокольчикам.

Функция дядек-молоточков заключается в том, что они должны беспрестанно стучать по колокольчикам. Тощие господа на тонких ножках с длинными носами. Зависят от надзирателя Валика, который цепляет их своими крючочками. Колокольчики считают их злыми и нехорошими.

Валик

Житель табакерки, заставляет двигаться молоточки.

Надзиратель, который лежит на диване и приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, ударяют по колокольчикам. Считает себя добрым надзирателем, который ни за кем не наблюдает.

Царевна Пружинка

Главная часть механизма музыкальной табакерки.

Приводит в движение всё устройство — и музыкальная табакерка исполняет музыку. Она толкает валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки стучат по колокольчикам, и раздается музыка. Если испортить пружинку, табакерка придёт в негодность. Миша решил испытать, так ли это на самом деле, и прижал пружинку. Пружинка вылетела, и Мишенька проснулся от страха, что испортил игрушку.

Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство табакерки, но и показывает, как всё взаимосвязано в реальном мире, как всё зависит одно от другого. Его произведение является маленькой моделью мира.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он.

Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то!

Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

— Что это за городок? — спросил Миша.

— Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…

И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

— Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

— Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.

— Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…

— Право, мой друг, там и без тебя тесно.

— Да кто же там живёт?

— Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки и валик, и колёса… Миша удивился:

— Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? — спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

— Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.

«Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди, видите, зовут меня в гости».

— Извольте, с величайшею радостью!

С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.

— Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить?

— Динь-динь-динь, — отвечал незнакомец, — я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли. Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пёстрой тиснёной бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, ещё меньше; четвёртый, ещё меньше, и так все другие своды — чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла пройти головка его провожатого.

— Я вам очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша, — но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды, — там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите.

— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мной.

Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён.

— Отчего это? — спросил он своего проводника.

— Динь-динь-динь! — отвечал проводник, смеясь.

— Издали всегда так кажется. Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое.

— Да, это правда, — отвечал Миша, — я до сих пор не думал об этом, и оттого вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты читает книжку.

Только этого мне никак не удалось сделать: тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит, а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня, у окошка, а папенька сидит на другом конце, у камина. Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что она правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке. Очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.

Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил: «Динь-динь-динь, как смешно! Не уметь рисовать папеньку с маменькой! Динь-динь-динь, динь-динь-динь!»

Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему:

— Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите «динь-динь-динь»?

— Уж у нас поговорка такая, — отвечал мальчик-колокольчик.

— Поговорка? — заметил Миша. — А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам.

Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.

Вот перед ними ещё дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.

— Нет, теперь уж меня не обманут, — сказал Миша. — Это так только мне кажется издали, а колокольчики-то все одинаковые.

— А вот и неправда, — отвечал провожатый, — колокольчики не одинаковые.

Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться.

Миша, в свою очередь, закусил язычок.

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.

— Весело вы живёте, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день.

— Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашёл у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку?

Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, насмотрелись на них вдоволь, и всё это очень нам надоело; из городка мы — ни шагу, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкой.

— Да, — отвечал Миша, — вы говорите правду. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься — всё не мило. Я долго не понимал; отчего это, а теперь понимаю.

— Да, сверх того, на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки.

— Какие же дядьки? — спросил Миша.

— Дядьки-молоточки, — отвечали колокольчики, — уж какие злые! То и дело что ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем ещё реже «тук-тук» бывает, а уж маленьким куда больно достаётся.

В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шептали между собою: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук, поднимай! Задевай! Тук-тук-тук!». И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук. Мише даже их жалко стало. Он подошёл к этим господам, очень вежливо поклонился им и с добродушием спросил, зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков. А молоточки ему в ответ:

— Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

— Какой это у вас надзиратель? — спросил Миша у колокольчиков.

— А это господин Валик, — зазвенели они, — предобрый человек, день и ночь с дивана не сходит; на него мы не можем пожаловаться.

Миша — к надзирателю. Смотрит: он в самом деле лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки видимо-невидимо; только что попадётся ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом спустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.

Только что Миша к нему подошёл, как надзиратель закричал:

— Шуры-муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры-муры! Кто прочь не идёт? Кто мне спать не даёт? Шуры-муры! Шуры-муры!

— Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша…

— А что тебе надобно? — спросил надзиратель.

— Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают…

— А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

— Ну, многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша. — Вот ещё иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает…

Между тем Миша пошёл далее — и остановился. Смотрит, золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает.

Миша этому очень удивился и сказал ей:

— Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?

— Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал её пальчиком — и что же?

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались… Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинку, испугался и… проснулся.

— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька.

Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же перед ним табакерка; возле него сидят папенька и маменька и смеются.

— Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна Пружинка? — спрашивал Миша. — Так это был сон?

— Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи же нам по крайней мере, что тебе приснилось!

— Да видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал, думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверка в табакерку растворилась… — Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку.

— Ну, теперь вижу, — сказал папенька, — что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты это ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике.

1. Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой? Какие особенности сказки вы видите?

В произведении «Городок в табакерке» повествуется о мальчике Мише и целом городке в табакерке.

В этом городке есть свои жители: колокольчики, молоточки, валик, пружинка.

Все они умеют разговаривать и живут вместе.

У каждого есть своё дело.

Они создают музыку внутри табакерки.

Именно эта особенность указывает на то, что это сказка, так как в жизни этого не может быть.

Ведь в реальном мире в табакерке не живут мальчики, а музыку создают механизмы.

2. Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он впервые её увидел?

Миша услышал, как из табакерки раздаются звуки, играет музыка.

Он очень удивился, и сразу не поверил, что это играет из неё.

Однако вокруг всё молчало, а звук был чётко из маленькой коробочки.

Оказалось, там есть целый город со своими жителями.

Поэтому Мише и захотелось посмотреть, что там внутри.

Однако папа сказал, что этот городок ему не по росту — там всё такое маленькое.

Но вдруг из табакерки показался маленький мальчик, который пригласил Мишу с собой.

Без раздумий Миша согласился.

3. Чему научился Миша во время своего посещения городка Динь-Динь?

В то время как мальчик — колокольчик и Миша гуляли по городу, им встречались разные жители.

Первое, что понял Миша, что город не такой уж и маленький.

Всё дело в том, что издалека всё кажется маленьким.

А то, что близко — большим.

Миша вспомнил, как он рисовал маму с папой, которые сидели на разном расстоянии от него.

И никак не получалось нарисовать родителей.

А всё из-за того, что он не учёл расстояние.

Папу нужно было рисовать меньше, так как он сидел далеко.

А маму, наоборот, больше, всё потому, что она сидела рядом.

Хотя в жизни, понятное дело, папа больше мамы.

Это был первый урок, который усвоил Миша.

Второе, что он понял, было то, что от безделья становится только скучно.

Он начал завидовать жителям, что у них нет уроков и дел.

Но мальчик — колокольчик рассказал, как им скучно.

И Миша действительно вспомнил, как ему скучно бывает целый день играть.

А третий урок был о том, что все жители не могут друг без друга.

Всё связано: пружина толкает валик, валик, в свою очередь, молоточки, а те — колокольчики.

От этого играет музыка.

4. Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише. Подтверди свои слова примерами из текста.

Рассказ о Мише на основе опорных слов для 4 класса.

Миша очень любознательный и дружелюбный мальчик.

Его даже можно назвать любопытным.

С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша?

И колоколь­чики, и молоточки, и валик, и колёса…

Миша удивился: «Зачем эти колокольчики? зачем моло­точки? зачем валик с крючками?» — спрашивал Миша у папеньки.

Это подтверждается тем, что услышав музыку, Миша сразу же начал искать, откуда же она играет.

Он любопытный, потому что, вопреки предупреждениям отца, он всё-таки пошёл в городок.

После приглашения, Миша поблагодарил колокольчика, а в дальнейшем разговаривал со всеми жителями с уважением, от этого его можно назвать учтивым и воспитанным.

— Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить?

И

Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли.

Мишу нельзя назвать равнодушным, ведь когда он сломал пружину, он очень испугался.

В одно мгновение пружинка с силою разви­лась, валик сильно завертелся, молоточки быст­ро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула.

Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, до­мики изломались…

Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинку, испугался и…

А также он честный, потому что сразу рассказал родителям о своём сне.

5. Как Одоевский превратил механизм табакерки в удивительный сказочный городок?

Владимир Одоевский оживил каждый элемент механизма табакерки.

Каждый колокольчик, пружина, валик умели думать, ходить, разговаривать и чувствовать.

По задумке автора они жили в целом городе.

В нём есть домики и деревья, днём светит солнышко, а ночью — выходит месяц.

У всех жителей есть своё дело — они создают невероятную музыку.

6. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни.

Каждый житель города по-своему особенный и неповторимый.

Они по-разному выглядят, разговаривают.

Это всё потому, что каждый делает своё дело.

Мише показалось, что колокольчики одинаковые.

Но это не так, все они разного размера, оттого у них и звучание разное.

Валик совсем непохож на них, он большой и всё время лежит на диване.

У него тоже есть работа.

Мудрая царевна пружина объяснила Мише как всё устроено.

Каждое описание помогает автору донести до читателей мысли о героях.

7. Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

Каждый автор, в том числе Одоевский, создаёт своё произведение с определённой мыслью.

Это всегда поучительный урок и совет.

Если внимательно читать и вдумываться, то этот урок легко понять.

Так как на примере из жизни или сказочном рассказе эту главную мысль без особых усилий можно понять.

Основная идея, которую автор пытался донести до читателей это то, что всё в жизни связано между собой.

Эта взаимосвязь держится на общем труде ради одного-единственного блага.

8. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть, составь план сказки.

План сказки Одоевского «Городок в табакерке»

  1. Новая вещь. Знакомство с городком в табакерке.
  2. Приглашение мальчика — колокольчика.
  3. Прогулка по городу.
  4. Новые жители — молоточки, валик.
  5. Встреча с царевной — пружиной.
  6. Неожиданное открытие.

9. Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.

Рассказ о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши для 4 класса.

Как только я увидел городок, мне сразу же захотелось побывать там, погуляли по маленьким улочкам и познакомиться с жителями.

Когда меня пригласил маленький мальчик — колокольчик, я очень обрадовался.

Когда мы зашли в ворота, которые, кстати, были мне как раз по росту, я увидел много сводов.

Они казались мне такими маленькими.

Однако мальчик объяснил, что это оттого, что они очень далеко.

Я вспомнил, что при рисовании папы и мамы у меня была такая же ситуация.

Дальше мы прошли по мостовой, и увидели молоточки, которые постукивают по колокольчикам.

Мне они сразу не понравились, так как они били колокольчики, те были недовольны, и не любили дядек-молоточков.

Позже я узнал, что их заставляет так делать надзиратель Вадик.

Он был толстый и всё время лежал.

А Валику приказывает царевна — пружина, которая толкала его вбок.

Мне это показалось очень странным.

Я подошёл к золотистому шатру, там сидела царевна.

Хотел поинтересоваться, зачем царевна заставляет всех так делать.

Но она рассказала, что без этого не будет музыки.

Я недоверчиво посмотрел на неё, и мне захотелось проверить, не враньё ли это.

После того как я прижал пальцем пружину, всё застучало, и послышалась музыка.

Но вдруг пружина лопнула.

Я очень испугался и вдруг проснулся.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Городок в табакерке»
  • В ответах к рабочей тетради 4 класс Литературные сказки стр. 44 — 51
  • Краткая биография Владимира Одоевского для презентации

_______

Сюжет — краткое содержание

Папа дарит сыну Мише музыкальную табакерку, на которой сделан чудесный город.

Мальчик Миша встречает мальчика-колокольчика, который помогает ему попасть в табакерку.

Миша знакомится с другими колокольчиками и заступается за них перед дядьками-молоточками.

Миша узнает, кто такой надзиратель Валик и знакомится с капризной принцессой Пружинкой.

Миша случайно ломает Пружинку, и вся музыка в городке превращается в какофонию.

Миша просыпается, рассказывает сон папе, и тот объясняет мальчику, что ему предстоит еще многому научиться.

Одоевский «Городок в табакерке» очень кратко

В. Одоевский «Городок в табакерке» краткое содержание для читательского дневника:

Однажды папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как все это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.

Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.

Валик лежал на диване, и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.

Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатер, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у нее, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.

Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал ее пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.

«Городок в табакерке» главная мысль: Все в мире движется трудом, все в мире взаимосвязано.

Вывод: Сказка учит быть внимательным и наблюдательным. Также она учит анализировать и самостоятельно делать выводы. Главный герой не испугался, оказавшись в незнакомом месте. Поначалу он встал на защиту мальчиков-колокольчиков, но вскоре понял, что все в волшебном городе устроено так, как нужно, по-справедливости.

Пословицы к произведению

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Век живи — век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Грамоте учиться — всегда пригодиться.

Добро того учить, кто слушает.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Характеристика персонажей

Миша (главный герой)

Миша – умный воспитанный добрый ребенок. Однажды папа мальчика приносит ему музыкальную табакерку, которая имеет очень красивое оформление. Мише становится интересно, как внутри нее рождается музыка. Мальчик долго думает о том, как устроен механизм табакерки. Задремав, Миша во сне посетил чудесный городок в табакерке. В путешествии по городу его сопровождали мальчики-колокольчики, которые и рассказали Мише о том, как работает музыкальной шкатулки. Таким образом, смышленый и любознательный мальчик самостоятельно смог разобраться в устройстве сложного механизма.

Папенька

Отец Миши. Умный заботливый человек, занимающийся воспитанием сына. Папенька принес Мише музыкальную табакерку. Он не стал объяснять ребенку механизм устройства шкатулки. Открыв крышку табакерки, папенька дал возможность сыну разобраться в устройстве музыкального городка самостоятельно. Отец Миши проявил себя как мудрый воспитатель, он не только дает знания мальчику, но и посредством игры вырабатывает в ребенке такие качества характера, как любознательность, пытливость ума, самостоятельность в получении необходимой информации.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители городка в табакерке. Мальчики-колокольчики рассказывают Мише об устройстве шкатулки. В сказке они представлены как доброжелательные и поучительные персонажи. Помимо того, что мальчикик-колокольчики помогают Мише понять как устроен их мир, они являются очень умными героями. Также как и отец Миши, они не только дают ребенку знания, но и позволяют герою самому сделать выводы, на основе рассуждений. Мальчики-колокльчики объясняют ребенку физические явления, учат закону перспективы в рисовании.

Мальчики-колокольчики нужны в табакерке для того, чтобы создавать музыку. Каждый день они занимаются одним и тем же занятием – звенят. Мальчикам-колокольчикам скучно от этого, они бы хотели, как Миша, получать новые знания, посещать уроки, слушать педагогов.

Дядьки-молоточки

Еще одни жители городка в табакерке. Это господа на тоненьких ножках с длинными носами. Дедьки-молоточки по распоряжения Валика, который цепляет их крючками, ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Это нехорошие, злые персонажи, по мнению Миши.

Валик

Валик целыми днями лежит на своем диване в халате и все время ворочается. К халату героя прикреплено много крючочков и шпилек, которыми он цепляет молоточки, после чего те ударяют по колокольчикам. Валик называет себя добрым надзирателем, он не контролирует деятельность жителей городка.

Пружинка

Царевна Пружинка является главой городка в табакерке. Именно она приводит в действие весь музыкальный механизм. Пружинка толкает валик, валик ворочается и приводит в действия молоточки, которые стучат по колокольчикам – так создается музыка в чудесной шкатулке. Если испортить пружинку – испортится и весь музыкальный механизм, это Мише сказал папенька. Однако мальчик решил проверить слова отца, он прижал пружинку, и та вылетела. Механизм от этого сразу перестал работать, Миша проснулся, испугавшись, что испортил табакерку отца.

Другие сочинения: ← Их воскресила любовь (по роману Преступление и наказание)↑ ДругиеДарья Пинигина в повести Прощание с Матерой →

Молоточки, Валик и царевна Пружинка

В табакерке из сказки «Городок в табакерке» проживает много персонажей. Но все они выполняют какую-то определенную функцию. Например:

  1. Дядьки-молоточки. Их роль в устройстве механизма заключается в том, что они вынуждены постоянно стучать по мальчикам-колокольчикам, тем самым помогая издавать звуки. По описанию персонажи представляют собой тощих господ, обладающих тонкими ногами и длинными носами.
  2. Валик. В произведении исполняет роль надзирателя, который приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, бьют по колокольчикам. Последние считают дядек злыми. Сам Валик характеризует себя с положительной стороны, поскольку думает, что ничего плохого никому не делает. Он целыми днями лежит на диване. А его функция заставлять молоточки работать — полезная, поскольку иначе табакерка превратится в обычную ненужную вещь.
  3. Царевна Пружинка. Считается основной деталью музыкального устройства, поскольку приводит в движение весь механизм. Именно она толкает Валика, а тот начинает выполнять свои непосредственные функции.

Художественное произведение, написанное в жанре фантастической сказки, не только поясняет устройство музыкального изделия, но и дает понять взаимосвязь разных элементов в реальной жизни.

Работая над созданием плана рассказа и характеристикой героев «Городка в табакерке», автор продемонстрировал, как устроен мир на примере небольшого места.

Сама сказка учит читателей наблюдательности и внимательности к различным, даже мельчайшим деталям. В рассказе показано, что до принятия окончательного решения человек должен тщательно проанализировать любую ситуацию, а только потом, поняв истинную суть происходящего, делать какие-то выводы.

Второстепенные герои

Мальчики-колокольчики

У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.

Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.

Мальчики-молоточки умные и добрые.

Дядьки-молоточки

Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук». Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них — надзиратель, господин Валик.

Валик

Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин — не причем: он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».

Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается. Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.

Мать Миши

У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 5 июня 2021 г.

“Городок в табакерке”

Одоевский В. сказка “Городок в табакерке”

Жанр: волшебная литературная сказка

Главные герои сказки “Городок в табакерке” и их характеристика

  1. Миша, мальчик, очень любознательный, пытливый, которому все на свете интересно, добрый и отзывчивый.
  2. Папа мальчика, добрый и умный, хотел, чтобы мальчик до всего дошел своим умом.
  3. Мальчики-колокольчики, звонкие и веселые, бойкие, насмешники
  4. Дядьки-молоточки, суровые и принципиальные
  5. Надзиратель Валик, ленивый и неповоротливый
  6. Принцесса Пружинка, легкомысленная, ветреная, важная.

План пересказа сказки “Городок в табакерке”

  1. Подарок отца
  2. Чудесная табакерка
  3. Мечты Миши
  4. Приглашение колокольчика
  5. Перспектива
  6. Колокольчики
  7. Молоточек
  8. Валик
  9. Сломанная Пружинка
  10. Пробуждение

Кратчайшее содержание сказки “Городок в табакерке” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Папа дарит мальчику Мише музыкальную табакерку и предлагает разобраться в том, как она работает
  2. Миша видит колокольчика и с ним проникает в городок в табакерке
  3. Он узнает от колокольчиков про молоточки,от молоточков про валик
  4. Миша находит пружинку и останавливает ее, пружинка лопается
  5. Музыка прекращается и мальчик просыпается
  6. Папа предлагает Мише изучать механику.

Главная мысль сказки “Городок в табакерке”

Любое устройство работает благодаря взаимодействию всех его частей, деталей. Каждая деталь в механизме очень важна.

Чему учит сказка “Городок в табакерке”

Эта сказка учит нас внимательности и наблюдательности. Учит анализировать увиденное и делать выводы. Учит пользе учения и знаний.

Отзыв на сказку “Городок в табакерке”

Мне очень понравилась эта сказка, главный герой которой, мальчик Миша, смог самостоятельно понять, как устроена табакерка и почему она играет музыку. Мне нравится наблюдательность мальчика, а также то, что эта сказка не только увлекательная, но и познавательная.

Пословицы к сказке “Городок в табакерке”

Ученье – свет, а неученье – тьма. Не стыдно не знать, стыдно не учиться Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Городок в табакерке”

Однажды папа подарил Мише чудесную табакерку из черепахи. На табакерке был сделал целый город, с домами и деревьями, а из табакерки звучала красивая музыка. Миша очень захотелось попасть в табакерку, но папа объяснил ему, что он слишком большой, а табакерке живут колокольчики. Он приподнял крышку табакерки и мальчик увидел внутри колокольчики, валики, молоточки, пружинку. Папа велел Мише подумать зачем все это нужно и не трогать пружинку. Миша долго смотрел на табакерку и вдруг из ворот выбежал мальчик в золотой юбочке и позвал его внутрь. Миша прошел в ворота, которые ему оказались в пору, и пошел дальше. Но каждые следующие ворота казались меньше предыдущих и Миша боялся, что он не сможет пройти. Но мальчик-колокольчик провел его и попросил обернуться. Миша увидел, что теперь наоборот первые ворота были самыми маленькими. Наконец Миша очутился на улице города и увидел много колокольчиков разного роста. Они отличались голосом. Миша сказал им, что колокольчики живут весело, но колокольчики пожаловались на скуку и однообразие. К тому же они рассказали мальчику про дядек-молоточков. Миша увидел молоточков, которые постукивали колокольчики, и спросил их зачем они это делают. Молоточки отправили его к надзирателю-валику. Миша смотрит, действительно лежит Валик на диване в халате, а как поворачивается, так крючочками молоточки цепляет, те по колокольчикам и стучат. Спросил Миша, зачем он велит молоточкам по колокольчикам бить, а Валик расшумелся и прогнал Мишу. Идет мальчик дальше, видит шатер, в шатре царевна-пружинка. То свернется, то развернется, и Валик толкает. Спросил ее мальчик, зачем он надзирателя в бок толкает, а Пружинка ответила, что иначе бы музыки не было. Хотел Миша проверить ее слова, прижал пружинку пальчиком, а та вдруг лопнет. Все стихло, сломалось. Испугался Миша и проснулся. Рассказал Миша свой сон папе, а тот и говорит, что понял он отчего музыка играет, но чтобы лучше понять, механике учиться надо.

Второстепенные персонажи

Папенька

Умный и заботливый отец Миши, ему хочется, чтобы сын вырос образованным и честным человеком. Папенька подарил мальчику музыкальную игрушку, открыл крышку, и оставил мальчика наедине с устройством, чтобы Миша проявил сообразительность, и сам разобрался, как работает этот механизм. Отец Миши – мудрый и талантливый воспитатель, посредством игры дающий сыну знания, которые пригодятся в жизни. Подарив ему табакерку и посоветовав Мише самому разобраться в ней, он приучает его к самостоятельности и интересу к учебе.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители табакерки, которые дали Мише характеристику механизма. Вместе с этим, они дают Мише параллельные знания, мальчики – колокольчики объясняют физические законы, законы перспективы в рисовании. Учат мальчика, что надо учиться и работать, праздная жизнь не дает результатов. Мальчики – колокольчики служат в табакерке для того, чтобы играла музыка. Мальчики-колокольчики целыми днями занимаются тем, что исполняют музыку, они сожалеют о том, что у них нет школьных занятий, и все время заниматься одним и тем же делом, вызывает скуку.

Дядьки-молоточки

Функция дядек-молоточков заключается в том, что они должны беспрестанно стучать по колокольчикам. Тощие господа на тонких ножках с длинными носами. Зависят от надзирателя Валика, который цепляет их своими крючочками. Колокольчики считают их злыми и нехорошими.

Валик

Надзиратель, который лежит на диване, и приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, ударяют по колокольчикам. Считает себя добрым надзирателем, который ни за кем не наблюдает.

Царевна Пружинка

Главная часть механизма музыкальной табакерки, которая приводит в движение все устройство, и музыкальная табакерка исполняет музыку. Она толкает валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки стучат по колокольчикам, и раздается музыка. Если испортить пружинку, табакерка придет в негодность. Миша решил испытать, так ли это на самом деле, и прижал пружинку. Пружинка вылетела, и Мишенька проснулся от страха, что испортил игрушку.

  • Владимир Одоевский — Городок в табакерке: Сказка

Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство табакерки, но и показывает, как все взаимосвязано в реальном мире, как все зависит одно от другого. Его произведение является маленькой моделью мира.

Главные герои

Мальчик Миша

Это очень послушный и хороший мальчик, внимательно прислушивающийся к размышлениям своего отца. В «Городке в табакерке» герой, заинтересовавшийся устройством этой вещицы, попадает внутрь волшебного городка. Послушный и любознательный мальчик, он попал в чудесную страну где главные герои городка в табакерке, мальчики-колокольчики, объясняли ему устройство механизма. Это наблюдательный и понятливый мальчик, который самостоятельно смог разобраться в сложном механизме, ведь то, что он очутился внутри табакерки, ему просто приснилось.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Герои Городка в табакерке Одоевского

Герои Городка в табакерке Одоевского (характеристика персонажей)

Главные герои

Миша

В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством.  Зовут главного героя Миша.

Миша – воспитанный, благожелательный, послушный мальчик, приветливый и добродушный.  К своим родителям Миша относится с любовью. Он ласков с ними. Когда он обращается к отцу, он называет его «папенька»,  а маму зовет «маменька». Родители в Мише души не чают. Они стараются всесторонне развивать своего ребенка. 

Миша любит рисовать, а читать не очень любит. 

Миша очень впечатлителен, у него богатая фантазия.  Вид табакерки с целым городком внутри, какой Миша еще никогда не видел, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, заглядевшись на табакерку и замечтавшись,  он погружается в сон.

В состоянии сна в нем открываются исследовательские способности, просыпаются любознательность и любопытство.  Миша задает мальчику-колокольчику много вопросов.  Он неожиданно начинает видеть то, на что наяву он не никогда не обратил бы никакого внимания, замечает необычное в привычных вещах и явлениях. 

Отец Миши

Отец Миши старается подталкивать своего ребенка к тому, чтобы он развивался, узнавал что-то новое.  Отец для Миши – «папенька». Слово папеньки для Миши  — непререкаемая истина, закон.

Мальчик-колокольчик

Мальчик-колокольчик – один из приснившихся Мише жителей Городка.

Миша во сне видит много мальчиков-колокольчиков, но один из них встречает Мишу и предлагает ему совершить с ним прогулку по Городку.

Мальчик-колокольчик очень учтив. Но Миша замечает, что Мальчик постоянно приговаривает: «Динь-динь-динь».  Мальчик говорит, что это такая поговорка. Когда Миша говорит, что не хорошо постоянно употреблять поговорки (так говорил ему папенька), Мальчик-колокольчик немного обижается. Но Мальчик-колокольчик отходчив, долго он не сердится.

Мальчик-колокольчик рад случаю показать свои знания. Он объясняет Мише законы перспективы и акустики. Правда, как выясняется, мальчик-колокольчик в школе не учится и ему от этого очень скучно.

Второстепенные герои

Мальчики-колокольчики

У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.

Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.

Мальчики-молоточки умные и добрые.

Дядьки-молоточки

Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук».  Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них — надзиратель, господин Валик.

Валик

Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин  — не причем:  он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».

Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается.  Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.

Мать Миши

У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька  вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.

2 вариант

В произведении показан образ русского князя Владимира Федоровича Одоевского, который является одним из основоположников познания музыкального искусства. Также, он являлся писателем и философом, и был замечен в изучении оккультизма. Он написал множество произведений, в том числе и сказочные истории. Также, к одним из таких работ можно отнести и работу о «Городке в табакерке», который имеет глубокий смысл тех вещей, которые раскрывают всю истину работы бюрократической системы страны. Произведение действительно отражает крайне актуальную и удивительную тему того, как может одна музыкальная игрушка оказаться очень занимательной и интересной.

Образ мальчика Миши

Главным героем произведения является мальчик по имени Михаил, который с большим интересом слушал размышления своего папы. В данном произведении рассказывается о герое, который начал интересоваться вопросом того, что же находится внутри этого города, и из чего он состоит. Герой является крайне любознательным и послушным мальчиком, и как-то раз он оказывается в чудесной стране, где основными героями были маленькие ребята – колокольчики, которые рассказывали ему о том, как работает данный механизм. Персонаж был крайне любознательным и наблюдательным, именно поэтому ему удалось понять столь сложный и комплексный механизм. И все-таки, это был волшебный сон, в котором герой увидел себя внутри табакерки.

Отец мальчика

Показан в произведении и образ умного и заботливого отца Миши, который мечтал о том, чтобы его сын стан умным и интеллигентным человеком. Он делает ему один из музыкальных подарков для того, чтобы его ребенок сам смог разобраться в том, что же из себя представляет механизм данного устройства. У отца Миши прекрасно получается воспитывать сына, и через игру, он дает ему множество самых разнообразных знаний и навыков. После того, как мальчику удается разобраться в том, что из себя представляет «городок», у него просыпается любознательность и интерес к учебным занятиям.

Образ мальчиков – колокольчиков

Этих маленьких ребят автор показывает весьма интересно и ярко. Они помогают Мише понять, из чего состоит данное устройство. Помимо этого, данные замечательные существа помогают ему разобраться с теми вопросами, которые касаются мирового устройства, и они направлены на то, чтобы мальчик понял, в чем состоит суть физических законов. Они находятся в табакерке для того, чтобы извлекать из нее музыку, а также, они сожалеют о том, что не имеют какой-либо возможности получить соответствующего образования. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным, оно содержит в себе смысл того, что учеба является необходимым элементом в жизни каждого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои Городка в табакерке Одоевского

Герои Городка в табакерке Одоевского

Популярные сегодня темы

  • Человек в творчестве Пушкина сочинение

    Александр Сергеевич – известный автор и народный любимец. Темы, которые он поднимает настолько глубокие и актуальные. Знакомясь с работами автора, читатель желает все больше

  • Сочинение Дом моей мечты

    Каждый человек мечтает о своем идеальном доме. И естественно каждый представляет его себе по-разному. Я мечтаю о доме, который расположен в небольшой деревне или дачном поселке. Главное в доме это красота и комфорт.

  • План сказки Дюймовочка для 3 класса (Андерсен)

    Жила одна женщина, у нее не было детей, а она так мечтала о ребенке. Однажды пошла она к одной колдунье и рассказала ей о своей мечте. Колдунья дала ячменное зёрнышко, которое нужно было посадить в горшок для цветов и ждать.

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Цветаевой

    Для изучения биографии Марины Цветаевой, можно воспользоваться хронологической таблицей. Она была яркой поэтессой «Серебряного века». Её жизнь была сложная, яркая, но трагическая жизнь.

  • Сочинение по картине Пластова Первый снег 4 класс

    Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Главные герои сказки Городок в табакерке Одоевского

Главные герои сказки Городок в табакерке Одоевского (характеристика)

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» необычна своим повествованием, героями. Автор сумел соединить в единую связь реальность и фантастику происходящего. Мальчик, уснувший рядом с музыкальной табакеркой, попадает в другой мир. Его герои показывают мальчику систему управления государством на примере своего сказочного городка.

Миша

Миша — обычный мальчик, который любит своих родителей. Папа для него авторитет , именно он дарит сыну музыкальную шкатулку. Мальчику интересно как работает устройство, он любит познавать что-то новое. Долго всматриваясь внутрь табакерки, Миша неожиданно попадает в городок, находящийся в шкатулке. Знакомство с мальчиком-колокольчиком, помогло герою разобраться в сложном механизме работы табакерке. В сказочном городке Миша ведет себя доброжелательным и любопытным мальчиком, ему было жалко мальчиков-колокольчиков, которых обижает страшные дядьки-молотки. Пытаясь изменить жизнь в городке, мальчик нарушает механизм и город рушится на глазах. Герой просыпается и понимает, что его путешествие лишь сон.

Мальчик-колокольчик

Первым кто встречает Мишу в сказочном городке- мальчик-колокольчик. Маленький житель городка одет в юбочку — в форме колокола, сделанной из стали, головка его вся светиться золотом. Он рассказывает главному герою как устроен их город. Все мальчики-колокольчики , живущие в городке табакерки, большие трудяги. Дядьки-молоточки больно ударяют их, что бы они лучше работали. Маленькие винтики большого механизма можно назвать мальчиков-колокольчиков. Знакомый Миши приветливый, умный и трудолюбивый.

Дяди-молоточки

Одни из жителей городка в табакерке. Длинные носы, злющие глаза они полностью находятся в подчинении надзирателя Валика, который задевает их своими крючками. Молоточки из всех сил ударяют мальчиков-колокольчиков, которые бояться длинноногих молоточков.

Валик

Надзиратель Валик предстает перед глазами Миши, как большой, ленивый персонаж, который целый день валяется на диване. Он управляет дядьками-молоточками. Валик считает себя добрым хозяином, он живет в свое удовольствие и ему абсолютно все равно на мальчиков-колокольчиков. У каждого своя роль в сложном механизме городка.

Царевна-пружинка

Главную роль в жизни города играет царевна-пружинка. Она считает себя неповторимой красавицей. Она толкает ленивого Валика, тот зацепляет молоточки, которые ударяют по колокольчикам. Ведет себя царевна высокомерно, считая, что все держится только на ней. Миша решил проверить сказанное, он толкает пружинку и город начинает рушиться.

Папа Миши

Папа у Миши — человек, который воспитывает в мальчике вежливость и любознательность. Он дарит сыну табакерку и рассказывает о механизме ее действия. У отца мальчика дворянское происхождение и мальчик старается своим поведением походить на отца.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» — произведением на любой возраст. Детям она интересна свои фантастическим миром несуществующего городка, взрослые могут разглядеть в ней философские нотки: управление в городке напоминает механизм управления в государстве. Каждый винтик государственной машины важен, выход из строя одного может привести к распаду системы.

Характеристика персонажей

Миша (главный герой)

Миша – умный воспитанный добрый ребенок. Однажды папа мальчика приносит ему музыкальную табакерку, которая имеет очень красивое оформление. Мише становится интересно, как внутри нее рождается музыка. Мальчик долго думает о том, как устроен механизм табакерки. Задремав, Миша во сне посетил чудесный городок в табакерке. В путешествии по городу его сопровождали мальчики-колокольчики, которые и рассказали Мише о том, как работает музыкальной шкатулки. Таким образом, смышленый и любознательный мальчик самостоятельно смог разобраться в устройстве сложного механизма.

Папенька

Отец Миши. Умный заботливый человек, занимающийся воспитанием сына. Папенька принес Мише музыкальную табакерку. Он не стал объяснять ребенку механизм устройства шкатулки. Открыв крышку табакерки, папенька дал возможность сыну разобраться в устройстве музыкального городка самостоятельно. Отец Миши проявил себя как мудрый воспитатель, он не только дает знания мальчику, но и посредством игры вырабатывает в ребенке такие качества характера, как любознательность, пытливость ума, самостоятельность в получении необходимой информации.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители городка в табакерке. Мальчики-колокольчики рассказывают Мише об устройстве шкатулки. В сказке они представлены как доброжелательные и поучительные персонажи. Помимо того, что мальчикик-колокольчики помогают Мише понять как устроен их мир, они являются очень умными героями. Также как и отец Миши, они не только дают ребенку знания, но и позволяют герою самому сделать выводы, на основе рассуждений. Мальчики-колокльчики объясняют ребенку физические явления, учат закону перспективы в рисовании.

Мальчики-колокольчики нужны в табакерке для того, чтобы создавать музыку. Каждый день они занимаются одним и тем же занятием – звенят. Мальчикам-колокольчикам скучно от этого, они бы хотели, как Миша, получать новые знания, посещать уроки, слушать педагогов.

Дядьки-молоточки

Еще одни жители городка в табакерке. Это господа на тоненьких ножках с длинными носами. Дедьки-молоточки по распоряжения Валика, который цепляет их крючками, ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Это нехорошие, злые персонажи, по мнению Миши.

Валик

Валик целыми днями лежит на своем диване в халате и все время ворочается. К халату героя прикреплено много крючочков и шпилек, которыми он цепляет молоточки, после чего те ударяют по колокольчикам. Валик называет себя добрым надзирателем, он не контролирует деятельность жителей городка.

Пружинка

Царевна Пружинка является главой городка в табакерке. Именно она приводит в действие весь музыкальный механизм. Пружинка толкает валик, валик ворочается и приводит в действия молоточки, которые стучат по колокольчикам – так создается музыка в чудесной шкатулке. Если испортить пружинку – испортится и весь музыкальный механизм, это Мише сказал папенька. Однако мальчик решил проверить слова отца, он прижал пружинку, и та вылетела. Механизм от этого сразу перестал работать, Миша проснулся, испугавшись, что испортил табакерку отца.

Главные герои сказки Городок в табакерке Одоевского

Главные герои сказки Городок в табакерке Одоевского

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мои летние каникулы

    Вот и пришло долгожданное лето. Три месяца отдыха. Родители решили провести его не на даче, а вывести меня к морю. Чтобы я загорела и поправила своё здоровье. Так как я плохо переношу жар

  • Сочинение Продолжение романа Дубровский Пушкина 6 класс

    Предложена уникальная возможность продолжить роман. Вариантов может быть несколько.

  • Сочинение Положительные и отрицательные герои комедии Недоросль Фонвизина

    В пьесе «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин саркастически, иронично представляет жизнь помещиков, не желающих расставаться с устоями крепостного права, устанавливающимися веками

  • Сочинение на тему Будущее начинается сегодня

    Многие люди планируют начало чего-то нового с понедельника, со следующего месяца или года. Некоторые любят планировать начало новой жизни на завтра.

  • Сочинение Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

    История человечества знает много примеров всевозможных революций. Например, научно-техническая, культурная или промышленная. В принципе, революция, как и эволюция, может произойти в любой сфере нашей жизни.

На чтение 4 мин. Опубликовано 06.03.2020

Характеристика главных героев «Городок в табакерке» известна многим еще со школы. Однако если рассмотреть детально каждого персонажа, можно по-новому взглянуть на произведение. Автор рассказа Одоевский смог соединить реальность с жанром фантастики. Мальчик, который уснул возле музыкального изделия, словно попадает в другое измерение. Местные жители знакомят Мишу с системой управления государством, показывая основные аспекты на примере сказочного городка.

Содержание

  1. Мальчик Миша
  2. Отец героя
  3. Удивительные Колокольчики
  4. Молоточки, Валик и царевна Пружинка

Мальчик Миша

Главный герой истории видит сон, в котором он находится внутри музыкальной табакерки со сложным механическим устройством.

Мальчик Миша

Сам Миша — послушный и доброжелательный персонаж. Он славится хорошим воспитанием, с окружающими приветлив. Мальчик уважает своих родителей и относится к ним с любовью и лаской. Даже при разговорах герой зовет отца «папенькой», а мать — «маменькой». Родители гордятся своим сыном и пытаются обучить Мишу всему, что знают. Кроме того, подросток сам желает развиваться всесторонне.

В то же время мальчик не особо любит чтение, а вот рисование просто обожает. У героя богатая фантазия. Попав во сне внутрь табакерки, где на самом деле располагался удивительный город, подросток был под сильным впечатлением.

Несмотря на нереальность существования волшебного места, Миша проявляет исследовательские способности. Он постоянно интересуется устройством фантастического населенного пункта, задает много вопросов мальчикам-колокольчикам.

В результате главный персонаж произведения начинает замечать вещи, которые наяву ему казались простыми и не требующими особого внимания. Герой понимает, что зачастую даже обычные устройства состоят из более сложных механизмов, чем он считал до момента перемещения внутрь конструкции.

Отец героя

Отец главного героя

Отец главного героя произведения — умный, порядочный и добродушный человек. Он хочет вырастить сына честным и образованным гражданином. Он обучает ребенка посредством различных игр и дает знания, которые помогут в дальнейшей жизни.

Сделав подарок в виде музыкальной табакерки, отец открыл крышку изделия и оставил Мишу наедине, позволив ему самостоятельно разобраться со сложным устройством. Тем самым отец хотел, чтобы мальчик проявил сообразительность, размышляя о конструкции механизма. Таким образом он приучает главного героя интересоваться учебой и новыми знаниями.

Удивительные Колокольчики

Сказочные персонажи являются жителями музыкальной табакерки. Они помогают мальчику Мише разобраться со сложным устройством механизма и размещенного там мини государства.

Кроме того, главный герой узнает новое о физических законах. Колокольчики объясняют пользу учебы, работы и тот момент, что если постоянно гулять, добиться поставленных целей не получится.

А вот основная роль волшебных персонажей заключается в том, чтобы табакерка издавала музыку, т. е. они сами сожалеют, что у них нет возможности пройти школьное обучение, и герои вынуждены заниматься одним и тем же. А это скучно.

Молоточки, Валик и царевна Пружинка

В табакерке из сказки «Городок в табакерке» проживает много персонажей. Но все они выполняют какую-то определенную функцию. Например:

Царевна Пружинка

  1. Дядьки-молоточки. Их роль в устройстве механизма заключается в том, что они вынуждены постоянно стучать по мальчикам-колокольчикам, тем самым помогая издавать звуки. По описанию персонажи представляют собой тощих господ, обладающих тонкими ногами и длинными носами.
  2. Валик. В произведении исполняет роль надзирателя, который приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, бьют по колокольчикам. Последние считают дядек злыми. Сам Валик характеризует себя с положительной стороны, поскольку думает, что ничего плохого никому не делает. Он целыми днями лежит на диване. А его функция заставлять молоточки работать — полезная, поскольку иначе табакерка превратится в обычную ненужную вещь.
  3. Царевна Пружинка. Считается основной деталью музыкального устройства, поскольку приводит в движение весь механизм. Именно она толкает Валика, а тот начинает выполнять свои непосредственные функции.

Художественное произведение, написанное в жанре фантастической сказки, не только поясняет устройство музыкального изделия, но и дает понять взаимосвязь разных элементов в реальной жизни.

Работая над созданием плана рассказа и характеристикой героев «Городка в табакерке», автор продемонстрировал, как устроен мир на примере небольшого места.

Сама сказка учит читателей наблюдательности и внимательности к различным, даже мельчайшим деталям. В рассказе показано, что до принятия окончательного решения человек должен тщательно проанализировать любую ситуацию, а только потом, поняв истинную суть происходящего, делать какие-то выводы.

Главные герои «Городок в табакерке» характеристика персонажей сказки Одоевского

Русский князь Владимир Федорович Одоевский был не только основоположником музыкознания, но и великим писателем и мыслителем, изучал оккультизм. Им создано много произведений, в том числе, и сказки. Известная сказка Одоевского «Городок в табакерке», несет в себе скрытый смысл, главная мысль этого, на первый взгляд, детского рассказа, показать, как работает бюрократическая система управления государства. На поверхности этого глубокого по смыслу произведения, лежит его познавательная тема, в которой занимательно и доступно дается описание устройства музыкальной игрушки.

Главные герои «Городок в табакерке» характеристика персонажей сказки Одоевского

Содержание

  • Характеристика героев «Городок в табакерке»
  • Главные герои
    • Мальчик Миша
  • Второстепенные персонажи
    • Папенька
    • Мальчики-колокольчики
    • Дядьки-молоточки
    • Валик
    • Царевна Пружинка

Характеристика героев «Городок в табакерке»

Главные герои

Мальчик Миша

Это очень послушный и хороший мальчик, внимательно прислушивающийся к размышлениям своего отца. В «Городке в табакерке» герой, заинтересовавшийся устройством этой вещицы, попадает внутрь волшебного городка. Послушный и любознательный мальчик, он попал в чудесную страну где главные герои городка в табакерке, мальчики-колокольчики, объясняли ему устройство механизма. Это наблюдательный и понятливый мальчик, который самостоятельно смог разобраться в сложном механизме, ведь то, что он очутился внутри табакерки, ему просто приснилось.

Второстепенные персонажи

Папенька

Умный и заботливый отец Миши, ему хочется, чтобы сын вырос образованным и честным человеком. Папенька подарил мальчику музыкальную игрушку, открыл крышку, и оставил мальчика наедине с устройством, чтобы Миша проявил сообразительность, и сам разобрался, как работает этот механизм. Отец Миши – мудрый и талантливый воспитатель, посредством игры дающий сыну знания, которые пригодятся в жизни. Подарив ему табакерку и посоветовав Мише самому разобраться в ней, он приучает его к самостоятельности и интересу к учебе.

Мальчики-колокольчики

Маленькие жители табакерки, которые дали Мише характеристику механизма. Вместе с этим, они дают Мише параллельные знания, мальчики – колокольчики объясняют физические законы, законы перспективы в рисовании. Учат мальчика, что надо учиться и работать, праздная жизнь не дает результатов. Мальчики – колокольчики служат в табакерке для того, чтобы играла музыка. Мальчики-колокольчики целыми днями занимаются тем, что исполняют музыку, они сожалеют о том, что у них нет школьных занятий, и все время заниматься одним и тем же делом, вызывает скуку.

Дядьки-молоточки

Функция дядек-молоточков заключается в том, что они должны беспрестанно стучать по колокольчикам. Тощие господа на тонких ножках с длинными носами. Зависят от надзирателя Валика, который цепляет их своими крючочками. Колокольчики считают их злыми и нехорошими.

Валик

Надзиратель, который лежит на диване, и приводит в движение молоточки, а те, в свою очередь, ударяют по колокольчикам. Считает себя добрым надзирателем, который ни за кем не наблюдает.

Царевна Пружинка

Главная часть механизма музыкальной табакерки, которая приводит в движение все устройство, и музыкальная табакерка исполняет музыку. Она толкает валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки стучат по колокольчикам, и раздается музыка. Если испортить пружинку, табакерка придет в негодность. Миша решил испытать, так ли это на самом деле, и прижал пружинку. Пружинка вылетела, и Мишенька проснулся от страха, что испортил игрушку.

Художественно-познавательная сказка Одоевского не только объясняет устройство табакерки, но и показывает, как все взаимосвязано в реальном мире, как все зависит одно от другого. Его произведение является маленькой моделью мира.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Записки охотника» характеристика персонажей рассказа Тургенева

Следующая

СочиненияГлавные герои «Приключения Тома Сойера» характеристика персонажей рассказа Марка Твена

Перейти к содержанию

Характеристика героев сказки «Городок в табакерке»

На чтение 3 мин Обновлено 30 июня, 2020

«Городок в табакерке» характеристика Миши, главного героя и других персонажей кратко изложенная в этой статье.

Характеристика героев сказки «Городок в табакерке»

  • Миша – главный персонаж сказки. Он немного упрямый, так как не послушался папу и самостоятельно отправился в городок, расположенный в табакерке. Но вместе с тем Миша любопытный и любознательный, добрый и находчивый, честный и добрый.

Попав в чудесную страну табакерки по приглашению мальчика-колокольчика, Миша стал изучать устройство игрушки. Он смог разобраться в сложном механизме. Но, к сожалению, все это только приснилось мальчику. В сказочном городке Миша показал себя воспитанным и вежливым мальчиком. Главный герой не забывает благодарить мальчика-колокольчик­а и очень аккуратно ходит по коридорам табакерки, боясь что-нибудь сломать. Он добрый, жалеет музыкантов, которых постукивают дядьки.

Миша смышленый мальчик, он рассказывает о своих наблюдениях, без труда невозможно понять радость от отдыха.

  • Папенька – второстепенный персонаж. Проявил себя как заботливый и умный отец мальчика Миши. Он старался, чтобы сын вырос честным и образованным человеком. Именно папенька подарил Мише музыкальную игрушку – табакерку. Открыв крышку, он оставил мальчика с ней наедине, дабы сын проявил сообразительность и самостоятельно разобрался с механизмом устройства. 
  • Мальчики-колокольчики – второстепенные персонажи. Это маленькие жители табакерки. Они помогли мальчику понять, как работает музыкальная игрушка: мальчики-колокольчики объяснили Мише законы перспективы в рисовании, физические законы; дали общую характеристику механизма. Жители табакерки работают для того, чтобы в ней играла музыка. 
  • Дядьки-молоточки – второстепенные персонажи. Они постоянно занимаются тем, что беспрестанно стучат по колокольчикам. Эти тощие господа имеют длинные носы и тонкие ножки. Они зависят от Валика — надзирателя, который их цепляет крючочками. Мальчики-колокольчики считают молоточков нехорошими и злыми. 
  • Валик – второстепенный персонаж. Это надзиратель, который приводит в движение молоточки, лежа на диване. Себя он считает добрым надзирателем.
  • Царевна Пружинка. Является главной частью механизма музыкальной табакерки. Она приводит все устройство в движение, и музыкальная табакерка начинает играть. Царевна Пружинка толкает валик, который цепляется за молоточки, те стучат по колокольчикам, и играет музыка. Если пружинку испортить, то музыкальная игрушка станет негодной. Мальчик Миша решил проверить, так ли это. Он прижал Царевну Пружинку и она вылетела из табакерки. Мишенька так испугался от того испортил игрушку и проснулся.

Владимир Федорович Одоевский был не только основателем музыкознания, но и гениальным мыслителем и писателем. Он писал даже сказки для детей. Самая известная из них это «Городок в табакерке».

Сказка рассказывает историю о том, как однажды папа подарил своему сыну табакерку. Малышу захотелось узнать как работает игрушка и он загорелся желанием попасть внутрь нее. Однажды случилось чудо: к нему вышел мальчик-колокольчик и пригласил Мишу в табакерку. Главній герой сказки «Городок в табакерке» много чего узнал об устройстве табакерке, но как проснулся, понял, что это был всего лишь сон.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали краткую характеристику героев сказки Городок в табакерке. 

  • Коллеги юристы как пишется
  • Коллеги как пишется правильно это слово
  • Коллеги как пишется на английском
  • Коллеге или коллеги как пишется
  • Коллегами как пишется правильно