Жанр: сказка о животных
Главные герои сказки «Колосок» и их характеристика
- Золотистое горлышко, петушок. Добрый, работящий, суровый, справедливый.
- Круть и Верть. Мышата. Легкомысленные, игривые, беззаботные.
План пересказа сказки «Колосок»
- Знакомство с героями
- Находка
- Обработка колоска
- Мука и тесто
- Пироги
- Голодные мышата
Кратчайшее содержание сказки «Колосок» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили вместе мышата Круть и Верть и петушок Голосистое горлышко.
- Нашел петушок колосок и обмолол его.
- Потом свозил на мельницу и сделал муку.
- Потом намесил тесто и испек пироги.
- Хотели мышата пирогов поесть, а петух стал их спрашивать, что они сделали.
- Пристыженные мышата вылезли из-за стола и петушок один съел пироги.
Главная мысль сказки «Колосок»
Кто не работает, тот не ест.
Чему учит сказка «Колосок»
Сказка учит не лениться, всего добиваться упорным трудом. Учит выделять время для игры и для работы. Учит все дела делать сообща. Учит справедливости и доброте. Учит делиться с товарищем.
Отзыв на сказку «Колосок»
Мне понравилась эта милая сказка про мышат и петушка. Петушок в сказке очень положительный, все работал и работал. А мышата очень легкомысленные, все играли. И петушок не стал с ними делится, сам все съел. Это кончено очень поучительно, но немного жестоко.
Пословицы к сказке «Колосок»
Делу время, потехе час.
У кого работа, у того и хлеб.
Здоров на еду, да хил на работу.
Кончил дело — гуляй смело.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Колосок»
В одном дворе жили два мышонка и петушок. Мышат звали Круть и Верть, потому что они целыми днями ничего не делали, а только крутились и вертелись. А петушка звали Голосистое горлышко, за то что он вставал с солнцем, громко пел и начинал работать.
Однажды петушок нашел во дворе колосок и позвал мышат. Мышата увидели колосок и сказали, что его надо обмолотить, но сами молотить отказались.
Добрый петушок обмолотил колосок и вновь позвал мышат, готовое зерно показать.
Мышата увидели зерно и сказали, что его надо на мельницу отнести, но сами нести отказались.
Добрый петушок сам отнес зерно на мельницу, намолол муки и снова зовет мышат. Мышата увидели муку и сказали, что надо тесто намесить и пироги поставить. Но сами работать снова отказались.
Добрый петушок и тут не подкачал. Затопил печь, натаскал воды, намесил тесто и пироги испек. А как поспели пироги, мышата тут как тут. Уже за столом сидят, пирогов требуют.
Но петушок прежде стал их допрашивать. Кто колосок нашел? Кто его обмолол? Кто на мельницу отнес? Кто тесто месил и кто пироги пек?
И на все вопросы Круть и Верть отвечают тихо «Ты».
И вылезли мышата из-за стола и пошли печальные во двор. А петушок сел за стол и пирогов наелся.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Колосок»
Сказка Колосок
Поделиться в соц. сетях
украинская народная сказка
Сказка Колосок краткое содержание:
Сказка «Колосок» рассказывает нам о трудолюбивом петушке и ленивых мышатах. Петушок делал всё: находил колосок, молотил его, нёс зерно на мельницу, замешивал тесто и пёк пироги. Мышата отказывались помочь петушку, они только плясали и вертелись. А когда пироги были уже готовы, то мышата тут как тут, сели за стол. Но петушок решил повоспитывать мышат и сказал, что раз они ему не помогали, не трудились, то и пирогами он их не будет угощать.
Эта сказка нас учит тому, что надо быть трудолюбивыми, не лениться, помогать друг другу и тогда всего добьетесь.
Сказка Колосок читать:
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Анализ сказки «Колосок» к уроку литературного чтения
УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
Работа учителя начальных классов
Высшей квалификационной категории
Маркиной Светланы Ивановны
Литературно-художественный анализ сказки «Колосок»
Жанр данного произведения сказка о животных, так как обладает
следующими особенностями:
а) созданная и хранимая народом, так как украинская народная сказка
б) особое построение-композиция
Зачин (
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу).
Развитие действия
(Вот однажды. Скорее сели за стол..)
Кульминация
( А петушок говорит …И сказать нечего…)
Развязка
(Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает).
г) наличие элементов фантастики (животные разговаривают, петушок печет хлеб, мышата поют, играют и так далее)
д) поучительный характер (Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать)
В эмоционально-оценочной фантастике условного мира особое внимание уделяется бытовым деталям, которые создают атмосферу естественности событий. В этой сказке бытовые детали несут большую смысловую нагрузку на протяжении развития действия. В начале сказки они дают емкую и выразительную характеристику сказочным персонажам: петушок Голосистое горлышко, мышата Круть и Верть, их обычным делам, развивая у маленьких читателей обостренное зрительное восприятие бытовых деталей: подметал петушок двор, мышата стали играть в лапту, затеяли чехарду, петушок обмолотил колосок, намолол муки, замесил тесто, напек пирогов.
Драматический характер событий, специфика предмета сюжета- все
Главная особенность сюжета в условном мире состоит в том, что животные наделены способностью разговаривать и обладают психическими
Трудолюбивый петушок Голосистое горлышко появляется перед читателями на улице, занимается обычным делом; подметает двор. Именно он находит колосок, обмолачивает его, мелет муку, замешивает тесто и печет хлеб.
Главный герой
сказки – петушок Голосистое горлышко, так как именно он находит колосок ( т.е. создает ситуацию для дальнейшего описания событий), вокруг него разворачиваются все действия, он является «центром» всего произведения, наделен качествами, которые вызывают одобрение читателя ( трудолюбие и бескорыстие). Каждый эпизод отражает жизнь петушка на протяжении всех этапов происходящих событий:
Конспект занятия «Колосок. Украинская народная сказка»
Виктория Коряка
Конспект занятия «Колосок. Украинская народная сказка»
1. Ввести в круг чтения новое произведение «Колосок»
.
2. Учить определять главную мысль, анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;
3.Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, бережное отношение к хлебу;
I.Организационный момент. По цепочке перечислите, что мог Ниссе.
(Пахать, жать, сажать, печь, тачать, качать, выследить, жарить, шить, строить)
II.На прошлом уроке вы читали про Ниссе. С ним легко на свете жить, так как он многому учился и многое умеет. А если человек не учиться, ничего не хочет делать, с ним будет легко? Почему? А ему самому в жизни будет как? Вывод какой? Нужно учиться и трудиться. Ваша задача на уроке не лениться, а трудиться. Нужно быть внимательными, впереди много сложных заданий.
Мы с вами живём и учимся в одном классе, а чтобы класс стал настоящей командой, какие качества человеку необходимы (Честность, ум, терпение, преданность, забота, доброта, отзывчивость, трудолюбие,взаимовыручка)
Чехарда
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё.
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
back to menu ↑
Урок-проект литературного чтения «Украинская народная сказка «Колосок»»
Цель урока: ознакомление детей с украинской народной сказкой, формирование читательских умений у ребенка.
Оборудование:
1. Комплект средств информационных и телекоммуникационных технологий. 2. Презентационный комплекс (компьютер, проектор, экран). 3. Таблицы, задания для работы в группах (работа в парах в программе «Кликер»). 4. Интерактивные сетевые упражнения, созданные при помощи программного комплекса Hot Potatoes.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Организационный момент (Приложение 1. Слайд 1) Психологический настрой |
Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуем их. Проверьте свое рабочее место. Давайте поиграем, я называю отрицательные и положительные качества. Вы должны поднять руки в верх, когда услышите положительное качество, опустить – отрицательное. Трудолюбивый, Ленивый, Жадный, Веселый, Послушный, Справедливый, Добрый, Жестокий, Честный, Любознательный, Милосердный. Определим задачи урока. |
Личностные УУД 1. Согласовано работать в группах и коллективе. 2. Уважительно относиться к партнеру. |
Определим задачи урока (Слайд 2) | На экране: – Будем думать и рассуждать – Будем правильно, выразительно читать – Будем играть и бегать – Будем анализировать – Будем открывать новое – Выкрикивать – Работать в группе и парах – Будем вежливыми и внимательными – Будем работать с компьютером. | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. |
Определение задач урока. | ||
2. Актуализация опорных знаний (Слайд 3) | На экране каравай хлеба и колос. Посмотрите на экран, что на нем изображено? Проблемная ситуация. Определим взаимосвязь предметов. Что такое колос? Найдите значение этого слова в словаре, используя Интернет. |
Рецензии на книгу «Колосок»
Колосок — это украинская народная сказка, великолепная история про добросовестный труд и прокрастинацию с иллюстрациями 1954 г. Юрия Васнецова и чудесным текстом Софьи Могилевской. Краткое содержание: Жили-были два мышонка, Круть и Верть, и петушок Голосистое Горлышко. Мышата все время играли, да веселились. А петушок чуть свет просыпался, всех будил своим голосистым горлышком, да за работу принимался, трудоголик был. Однажды петушок нашел на земле пшеничный колосок. Сметливые мышата сообщили петушку, что его надо обмолотить, но помогать на отрез отказались. Петушок работящий, сам все сделал. Потом следующий шаг — надо смолоть зерно на мельнице, муку сделать. Петушок опять трудится, а мыши в лапту гоняют. Хвалят петушка за работу, но что с мукой-то делать? Надо тесто замесить, да пирогов напечь. Мыши все туда же, в чехарду, а петушок месить, пироги в печь заправлять. Испеклись пироги! Круть и Верть голодные тут как тут. А петушок блюдо с пирогами на стол не торопится поставить, спрашивает: кто колосок нашел, кто обмолотил, кто муку молол, да тесто месил? Мыши ответили, что все это заслуги петушка, поняли, что не заслужили ничего, приуныли, да пошли вон из-за стола… Нет пирогов лоботрясам! Пересказ Софьи Абрамовны Могилевской (1903 — 1981) — русской советской писательницы, автора повестей для детей и юношества. Софья Абрамовна происходит из зажиточной еврейской семьи известного московского виолончелиста. Не пошла по стопам отца, бросила Московскую Консерваторию и отдала себя всю литературному творчеству. Художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900—1973) — русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Получил государственную премию СССР (1971) за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок «Ладушки» и «Радуга-дуга». Васнецов большой и очень талантливый художник, 5 лет занимался на живописном факультете ВХУТЕИНа (Высший художественно-технический институт) в Петербурге, обучался у К. С. Малевича в течение вух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства. В 1930-х выполнил иллюстрации к книгам «Болото» П. И. Криижа, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, «Пятьдесят поросят» К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого, сборнику народных сказок и песенок «Зайка», которые принесли ему известность в художественных кругах и репутацию одного из ведущих мастеров детской книги. Известно, что когда Васнецов иллюстрировал народные сказки, то очень тщательно работал в музеях и библиотеках, изучал этнографические источники. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства. *** Книга Нигмы Колосок — классика отечественной литературы, которая обязана быть в каждой детской библиотеке!
Беседа по сказке «Колосок» методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Беседа по сказке «Колосок».
Цель:
Образовательные: Учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин. Учить понимать мораль сказки.
Развивающие: Развивает речь, умение преобразовывать сюжет знакомой сказки, воспитывает нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение прийти на помощь. Развивать внимание, мышление, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
Анализ загадки Н.Григорьевой
Жил петух, скажу я вам,
Были у него друзья.
Вместе время проводили,
За околицу ходили.
Что же это за сказка? «Петух и лиса?», «Колосок»? Наверное, дальше послушаем. И нам сразу станет ясно, как называется сказка.
Только вот его друзья
Не спешат трудиться,
А к столу они хотят
Первыми садиться.
Беседа и показ рисунка
Давайте все вместе вспомним и перескажем сказку «Колосок». (педагог начинает, дети продолжают по цепочке пересказывать.) Что можно сказать поступках петушка и мышат? А разве всегда петушок трудолюбивый, а мышата ленивые? Посмотрите (показ рисунка), какую новую сказку нам дарит художник. Как в этой истории выглядит петушок? Какие здесь мышата? Какая сказка вам нравится больше? Почему? Я предлагаю составить продолжение истории со счастливым концом.
Подбор пословиц и выражений к сказке «Колосок»
«Труд кормит, а лень портит». «Как потрудились, так и наградились». «В детстве не научишься – всю жизнь промучаешься». «Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».
Этюд «Кот и мыши»
На кухне спит кот. Возле окна на столе стоит тарелка с сыром. Два мышонка хотят добраться до нее. Из норки вылазит первый мышонок и, убедившись, что кот спит, зовет второго мышонка. Они знаками показывают друг другу: «Тс-с-с!». Подкрадываются к тарелке, съедают сыр, радуются и, забыв об осторожности, идут к норке. Кот просыпается и пытается поймать мышат.
Бюро находок
Назовите сказки по этим находкам: туфелька, колосок, сапоги-скороходы, красная шапочка, горшочек каши.
Творческие задания
— Почему мышат звали Круть и Верть?
— Придумаем мышатам новые имена.
— Составим мышатам срочную телеграмму.
— Превратим сказку «Колосок» в загадку.
— Представим что история о Петушке и мышатам происходит в современном кафе. Петушок и мышата ждут посетителей… Как они себя поведут?
Сказочный дизайн
«Напечем пирожков»
Дети делают пирожки из глины, а затем каждый украшает свой пирожок так, как ему захочется: выкладывает из бусинок свое имя, вензель, цветочек и т.д. (После лепки рекомендуется организовать ролевые игры «Кафе» и «Магазин.)
Цель урока: познакомить детей с украинской
сказкой “Колосок”, учить анализировать и
правильно оценивать поступки главных героев,
положительные и отрицательные стороны их
поведения.
Образовательные задачи:
- учить раскрывать и формулировать тему и идею
произведения; - формировать умение в речи передавать свои
впечатления, свое отношение к героям сказки,
эмоционально окрашивать речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция зрительного восприятия на основе
упражнений в узнавании и определении; - коррекция мелкой моторики рук, пальцев.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- мульфильм по сказке “Колосок”,
- цветные карандаши, простой карандаш,
- карточки на каждого ребёнка,
- образцы для учителя,
- тест.
Используемый материал:
- Волкова И.Н., Цыпина Н.А.
«Почитаем-поиграем» /ознакомление с
художественной в сочетании с творческой
продуктивной и игровой деятельностью/. - Урок литературного чтения во 2 классе. Автор
учитель начальных классов Татарникова В.Н. - Сказки о животных. Украинская народная сказка
«Колосок»: Статьи Фестиваля “Открытый
урок” - https://urok.1sept.ru
Внеклассное чтение «Украинская сказка
«Колосок»: Статьи Фестиваля “Открытый
урок” - https://urok.1sept.ru
Коррекционное занятие «Сказка зимнего
леса»: Статьи Фестиваля “Открытый урок”
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь!
— Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица,
лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего
хорошего настроения друг другу! Посмотрите,
ребята, друг на друга и улыбнитесь! Улыбнитесь
нашим гостям.
II. Ведение в тему.
— Сегодня у нас с вами необычный урок
коррекции. Мы вновь отправляемся с вами в
путешествие по сказке. А в какую сказку вы должны
будете догадаться сами.
— Рассмотрите нарисованные колоски, они у вас на
жёлтом листочке. Как у меня. /Вывешиваю образцы
рисунков на доске/.
— Один колос пшеницы, другой – ржи. Они
одинаковые? /Учащиеся называют отличия/.
— Из пшеницы делают, какую муку и для чего? Не
забываем, что мы не кричим, поднимаем руку и даём
полные ответы. /Ответы детей/.
— Правильно. Из пшеницы делают белую пшеничную
муку для булок, батонов, бубликов, пирогов,
печенья; из ржи – ржаной хлеб.
— Ребята, может ли кто-нибудь сказать, в какую же
сказку мы совершим путешествие? Молодцы! Сказка
называется “Колосок”, это украинская народная
сказка. /Открываю на доске тему “Сказка
“Колосок”/.
III. Основная часть
— Итак, начинаем. Жили-были два мышонка, Круть и
Верть, да петушок Голосистое горлышко… А
впрочем, я хочу чтобы вы посмотрели мультфильм. В
мультфильме вы услышите незнакомые слова.
Словарная работа – обмолотить, чехарда,
горилки, лапта. Разбор слов.
Просмотр мультфильма.
IV. Физкультминутка
Давайте оставим на немного наших героев и
отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на
ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и
показывать движения, а внимательно смотрите и
повторяйте за мной. /Выполнение движений/.
— Продолжаем наш урок.
V. Продолжение основной части /выполнение
заданий/.
— О ком говорится в этой сказке, кто в ней
действующие лица? Правильно, Петушок и два
мышонка. /Выставляю картинки главных героев/.
Как звали мышат? Почему их так звали? /Ответы
детей/.
— Какое имя было у петушка? Почему его можно
назвать трудолюбивым? Повторите слово:
трудолюбивый.
— Расскажите, чем занимались мышата? В какие
игры они играли? Какие они были?
— Согласны ли вы, что таких лодырей и лентяев не
за что пирогами угощать? Почему?
Выполнение задания “Сравни картинки”.
— Рассмотрите две картинки, найдите в них 4
различия. /Дети выполняют задание/.
— Какие отличия вы нашли? /На доске
вывешиваются образцы/.
Выполнение задания “Узнай на ощупь”.
/На разные блюдечки насыпано понемногу соли,
чая, песка, вермишели, муки, крупы/. Предлагаю
учащимся рассмотреть и ощупать каждую кучку.
— А теперь я буду завязывать вам глаза,
подвигать к вам одно из блюдечек. Вы должны
будите на ощупь узнать, какую кучку к тебе я
придвинула, и рассказать, что из этого можно
приготовить.
Выполнение задания “Объедини рисунки”.
— Возьмите карточку розового цвета. Вот такую,
как у меня. /Вешаю образцы на доску/. На ней
изображены предметы. Соедините их линиями по
парам. У Миши, Раи и Димы карточки отличаются
количеством изображённых предметов.
— Объединили? Объясните, почему ты их объединил.
/Ответы детей/.
— Замечательно. Если остаётся время, предложить
соединить рисунки по пунктиру.
V. Домашнее задание.
Раскрасить рисунки.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону экспресс тест.
Тест экспресс-опрос
1. Какого народа сказка “Колосок”?
а) белорусская
б) украинская
в) грузинская
2. С кем жил петушок?
а) с собакой
б) с кошками
в) с мышами
3. Сколько мышей жило вместе с петушком?
а) 2 мыши
б) 3 мыши
в) 4 мыши
4. Как звали мышей?
а) Круть и Верть
б) Курт и Вурт
в) Карт и Варт
5. Что нашёл петушок?
а) зерно
б) деньги
в) мышку
6. Кто молотил зерно?
а) петушок
б) мыши
в) кошки
7. В чём петушок принёс муку?
а) в мешке
б) в сумке
в) в рюкзаке
8. Кто месил тесто?
а) мыши
б) петушок
в) никто
9. Что испёк петушок?
а) пироги
б) ватрушки
в) булочки
10. Как петушок поступил с пирогами?
а) угостил мышей
б) прогнал мышей
в) не угостил мышей
VII. Подведение итога. Рефлексия.
— Ребята, чем же мы занимались на уроке?
/Ответы детей/.
— Мы познакомились со сказкой, узнали значение
новых слов, выполнили задания.
— Как вы думаете, почему в конце сказки Круть и
Верть отвечали петушку всё тише и тише? Как вы
думаете, если петушок найдёт колосок ещё раз, как
будут вести себя мышата? /Ответы детей/.
— Чему же учит эта сказка? /Высказывания детей/.
— Благодарю вас за урок. Вы – молодцы.
Приложение 1