Лиса
ежала по лесу лисица, глядь, навстречу старая лошадь. Лошадь рассказала, что ее выгнал хозяин. Потолковали лошадь с лисой и решили, что они вместе станут жить, вместе еду добывать, а коли не прокормятся, то бросят жребий, кого из них зарезать, чтобы другой сыт был. Жили они, жили. Наконец, вся еда кончилась. Стали жребий метать, кого из них зарезать. Выпал жребий убить лошадь. А простым ножом её нельзя зарезать. Пришлось у жреца Пама нож просить. Побежала лисица к Паму, всё ему рассказала:
— Ой, великий Пам, дай нож лошадь зарезать, меня, лису, накормить.
А Пам отвечает:
— Затупился мой нож. Надо к Ену пойти, у него точильный брусок взять и мой нож наточить.
Лисица побежала к Ену и принялась молить:
— Ой, могучий Ен, дай брусок Памов нож наточить, лошадь зарезать, меня, лисицу, накормить. Задумался Ен. Долго думал:
— Мой брусок очень тяжелый. Ступай на небо, заберись на ясный месяц, приведи оттуда черного быка. Он и стащит с неба на землю точильный брусок.
Побежала лиса на высокую гору, оттуда забралась на тучу, поднялась к ясному месяцу, просит:
— Месяц, месяц, отпусти своего быка, точильный брусок с неба втащить, Памов нож наточить, лошадь зарезать, меня, лису, до отвала накормить!
Отвечает месяц:
— Моего быка может с неба согнать только небесный пастух — сын солнца.
Побежала лисица к солнцу:
— Солнышко, солнышко, отпусти со мной своего сына-пастуха. Пусть он погонит лунного быка — брусок Ена стащить, Памов нож наточить, лошадь зарезать и кониной меня, лису, до отвала накормить.
Отвечает солнце:
— Не пойдет мой сын, пока не напьется заячьего молока.
Лисица на землю спустилась, в лес побежала, отыскала зайчиху и просит:
— Зайчиха, зайчиха, дай надоить твоего молока, солнцева сына напоить, он лунного быка пригонит, бык притащит брусок, Пам свой нож наточит, лошадь зарежет, меня, лисицу, накормит.
Отвечает зайчиха:
— Заячье молоко можно надоить только в осиновый подойник.
Побежала лисица к осине:
— Осина, осина, дай подойник, заячье молоко надоить, молоком солнцева сына напоить. Солнцев сын лунного быка пригонит, бык притащит брусок, Пам свой нож наточит, лошадь зарежет, меня, лису, накормит вкусным мясом.
Отвечает осина:
— Не дам я тебе осинового подойника, пока не добудешь острый зуб бобра. Побежала лисица к бобру.
— Бобер, бобер, дай мне острый зуб, чтобы сделать осиновый подойник, заячьего молока надоить, солнцева сына напоить, лунного быка пригнать, брусок притащить, Памов нож наточить, лошадь зарезать, меня, лису, до отвала накормить.
Отвечает бобер:
— Мой зуб могут вырвать только клещи кузнеца. Побежала лисица к старому кузнецу, горько плачет:
— Кузнец, кузнец, вырви зуб у бобра, чтобы сделать осиновый подойник, заячьего молока надоить, солнцева сына напоить, лунного быка пригнать, брусок Ена стащить, Памов нож наточить, лошадь зарезать, меня, лису, до отвала накормить. Взял кузнец свои клещи, вырвал зуб у бобра. Отнесла лисица этот зуб осине, осина дала подойник. Лисица наполнила подойник молоком зайчихи и напоила солнцева сына. Солнцев сын-пастух пригнал лунного быка. Бык притащил Паму брусок Ена. Пам наточил свой нож, пошел лошадь резать. Положил ее голову на приступок, ударил ножом, да так неладно-нескладно, что воткнулся нож в приступок. Испугалась лошадь и убежала без оглядки, и лисица ни с чем осталась.
Ен (коми) — бог
МБОУ «Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»
Ученическая научно-практическая конференция
«Юные исследователи»
СЕКЦИЯ «Филологический профиль»
Исследовательский проект на тему
«Коми народные сказки о животных»
Выполнен ученицей 5 класса
МБОУ «Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»
с. Хабариха Усть-Цилемского р-на Республики Коми,
Богатырёвой Оксаной Александровной
Научный руководитель:
учитель коми языка и литературы
Попова Валентина Николаевна
С. Хабариха
2016 год
Оглавление.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Особенности сказки как литературного жанра………… 4
Глава 2. Особенности изображения животных в коми сказках…8
Глава 3 Сказка – Вӧр керка……………………………………….… . 10
Заключение …………………………………………………………….. 12
Литература…………………………………………………..………….. 14
Введение.
Сказка – колыбель человечества, начало всех начал.
Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано, так как они близки нам не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них, описываются.
Они учат нас мудрости, любви, дружбе и трудолюбию, становятся для нас первыми уроками народной дипломатии, учат находить выход из любого положения.
Цель: создать и оформить сказку о коми животных, используя их характерные особенности.
Задачи:
- Выявить особенности сказки как литературного жанра.
- Выявить особенности изображения животных в коми сказках.
- На основе знаний о сказках и характерных особенностях животных, изображенных в коми сказках придумать сказку «Теремок» (Вӧр керка) на коми лад.
- Оформить данную сказку в виде книжки-раскраски.
Глава 1. Особенности сказки как литературного жанра.
В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения во взрослые. Сказка была очень серьезным делом.
В языках многих народов сказка связано со словом говорить, сказывать, баять. По-английски – tale, болг. – присказка, по-польски – bajka, на белорусском и украинском – сказка, байка, у русских до XVII в. баснь, байка.
Сказка – по определению словаря С.И. Ожегова – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение, о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
Сказка — это рассказанная по определенным правилам история. Только заведомо вымышленная!
Главное особенностью сказки является ее занимательный сюжет, при этом сказочник «…не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы» В.Г. Белинский.
Сказки бывают разные: о животных, волшебные и бытовые. Самые древние – сказки о животных. Когда-то люди верили, что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.
Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки древних мифов, в которых с помощью магии в сказках прекрасную девушку можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках. В коми сказках же нет такого разнообразия волшебных предметов, порой сама природа помогает главным героям: радуга превращается в мост, животные начинают разговаривать и порой наделены волшебной силой: лошадь перескакивает реки и леса, медведь отдаёт свою могучую силу богатырю, который собирается победить гундыра, чёрный песец оказывается заколдованным князем.
Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации.
Однако постепенно человек освобождался от страха, и на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.
Сказки подразделяются на несколько групп, для каждой из которых характерны свои действующие лица и свой сюжет. Сюжет — развитие действия, ход событий.
жила-была мыш-шыр прилетела к ней сорока-катша и стали они вместе жить. однажды приходит к ней заяц и остался у них жить.подходит к ним один раз лиса-руч и её мышь-шыр впустила. запустила она и волка и медведя. медведь не влез и домик сломался. собрались звери и починили домик.
Сюжет сказок о животных обычно очень прост. Обычно сказки о животных состоят их 1 эпизода. Дело в сказках о животных не в увлекательности повествования, а в удивительности отдельных ситуаций. Очень часто звери встречаются друг с другом или с человеком и разговаривают. Это самый простой способ наделения животных человеческими признаками и качествами.
В сказках о животных много диковинных ситуаций (волк ловит рыбу хвостом). Часто мы даже не замечаем, что такие действия не присущи животным – это происходит именно потому, что за маской зверя мы видим человека, который ведет себя чаще всего неверно
Часто в таких сказках действуют и животные, и люди. Но в любом случае, это только маски – аллегории. Аллегория – это иносказание, когда мы говорим одно, а подразумеваем совсем другое, и слушатель хорошо понимает этот скрытый смысл. Этой особенностью сказки о животных схожи с баснями.
Другим видом сказок были бытовые сказки. Уже по персонажам вы должны догадаться, что эти сказки появились гораздо позже. Для этого вида сказок характерны иные сюжеты: осмеяние злых, жадных да богатых. В бытовых сказках действуют люди, но они тоже наделены определенными, никогда не меняющимися чертами, например: солдат – всегда храбрый и смекалистый. Он обязательно найдет способ посмеяться над трусливыми и жадным попом или стариком и наказать его.
Удивительное в этих сказках то, что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию.
Таким образом, изучив сказку как жанр литературы, важнейшими жанровыми особенностями сказок можно назвать:
1. Особый язык, которым сказку сказывают.
2. Многократность (обычно троекратность) повторения действий.
3. Кольцевая композиция – эта такая композиция (строение), в которой зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в «цепочку» других сказок. Сказка начинается с зачина «Жили-были …», а заканчивается концовкой «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец»
4. Детали сюжета (особенно в волшебной сказке) обязательно соединены особыми сказочными формулами «Долго ли коротко, я того не ведаю»
5. Рассказываются сказки с особенной сказочной интонацией – её нельзя просто читать, как обычный рассказ.
Глава 2. Особенности изображения животных в коми сказках.
Коми Республика расположена на северо-западе нашей необъятной Родины. Из древне люди, проживающие на этой территории, ценили и уважали природу: бескрайнюю парму вместе с ее богатым животным миром.
Животные окружали человека везде: в лесах, в быту на протяжении всей его жизни. Роль животных была удивительно разнообразной.
Наиболее ярким образом в ряду почитаемых животных, «царем всех зверей» был медведь. В основе поклонения медведю лежали архаические тотемические представления и промысловый культ. Следы тотемических представлений проявились, прежде всего, в признании медведя существом, подобным человеку. По мнению специалистов в области древнего изобразительного искусства, вертикальная поза медведя указывает на его связь с человеком и сверхъестественные свойства этого зверя.
Медведь, как и бык, лисица и белка, относятся к числу животных, которые по народным представлениям имели связь с огнем.
Особенно много поверий, примет и быличек было связано с птицами. Предметом представлений были также домашние животные. Положительными чертами наделялся петух. Он считался глашатаем наступления благоприятного времени: дня и света, когда появляется солнце и исчезают темные силы. Петух мог отогнать всякую скверну не только своим криком, но и клювом и крыльями. Упоминания о петухе, отгоняющем болезнь с помощью золотого клюва и серебряных крыльев, часто можно встретить в лечебных заговорах.
Образ собаки включал как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, собака была другом и защитником человека. Такое представление о животном нашло отражение в поверьях. Согласно им увидеть во сне собаку означало скорую встречу со старым другом.
Прочитав многие коми народные сказки, можно сделать следующие выводы:
Если в русских сказках Лиса Патрикеевна – (Лиса при беседе краса) – хитрая-прехитрая – всех обижала, особенно зайца, то в коми сказках она «не такого высокого о себе мнения».
Если в русских сказках Зайчик- побегайчик, глупый, всегда обиженный лисой, то в коми сказках он храбрый, умный и смекалистый. Может за себя постоять, наказать лису, заступиться за свою честь.
В русских сказках Волчок – серый бочок глупый и злой, то в коми сказках он умный и добрый.
В русских сказках медведь умый, то в коми сказках он иногда бывает злой, а иногда встречается и добрый.
Таким образом, сравнивая животных русских и коми сказкок, можно сделать следующие выводы:
- Наиболее часто встречающиеся животные: заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петух, сорока и ворон.
- Животные, описанные в коми сказках, отличаются характерами и повадками от животных русских сказок:
Глава 3. Сказка.
«Вöр керка»
Той старине стародавней столько уж лет-зим, что самые старые старики не помнят того времени. Дедов наших тогда в помине не бывало, прадеды на свет не народились, а прапрадеды в потанах-зыбках ножонками сучили, пузыри пускали. Там, где Сысола с Вычегдой могучим узлом завязываются, жила-была в лесной избушке то есть в Вöр Керке Мышь – шыр жила-была в лесной избушке то есть в Вöр Керке Мышь – шыр. Целый день трудилась: печку топила, щи да кашу варила, все у неё было ни в чём нужды не знала, только одной то жить очень скучно, невесело.
Однажды приходит к ней Катша-Сорока и говорит: «Пусти меня к себе шыр, а то скоро дождь будет, а мне спрятаться негде. А я тебе все новости расскажу: слышала, как заяц лису проучил: хвасталась она перед ним своей шубой дорогой, а он возьми, да замани её меж деревьев и давай её шубу вицей портить».
«Залетай ко мне сорока, вместе жить веселее», — говорит шыр.
И стали они жить вместе. Мышь обеды стряпает щи да кашу варит, а сорока везде летает, все вести собирает.
Вот приходит к ним Заяц-Кöч и говорит: «Шыр, а шыр, пусти меня к себе дождь переждать».
«Хорошо», — отвечает шыр. «Вместе веселее». И остался заяц у них жить, каждый день траву косит да лыко на лапти заготавливает. Шыр обеды стряпает, Катша новости собирает. Весело зажили втроём.
Однажды приходит к ним Руч-Лиса и говорит: «Пусти меня, пожалуйста, Шыр, сейчас дождь начнется, а мне спрятаться негде, ведь всю шубу-дорогую испорчу». Мышь и лису пустила, стали жить вчетвером.
Шыр обеды стряпает, Катша новости собирает, лиса весь дом убирает, в порядок приводит, а заяц траву косит да лыко на лапти заготавливает. Руч-Лиса дом украсила и сделала красивым его, всем на восхищенье.
Сидят и вдруг стук в дверь, открыла шыр дверь а там кöин-волк. «Впусти меня» — просит волк. «А я вам с огородом буду помогать». «Заходи, В тесноте , да не в обиде». Стали жить впятером: Шыр обеды стряпает, Катша новости собирает, Руч-Лиса весь дом убирает, Кэч траву косит да лыко на лапти заготавливает, Волк целый день в огороде работате, да овощи выращивает – на суровую зиму заготавливает.
Приходит однажды к ним Медведь-Ош и говорит «Шыр, можно мне войти?» «Нельзя, Медведюшка, нам самим тесновато стало» — отвечает шыр.
«А я на крышу залезу».
Стал Ош через крышу забираться, дом то и развалился. Выбежали звери и спрятались за кустом. Плачут, думают, подошли к Ош-Медведю и решили – надо новый дом строить. Стали они его строить заново. Да достроили дом большой-пребольшой. Пошёл дождь, а звери сидят в домике и чай пьют. Хорошо вместе жить!
конец
Заключение.
Сказка – колыбель человечества, начало всех начал.
Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано, так как они близки нам не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них, описываются.
Они учат нас мудрости, любви, дружбе и трудолюбию, становятся для нас первыми уроками народной дипломатии, учат находить выход из любого положения.
Цель: создать и оформить сказку о коми животных, используя их характерные особенности.
Задачи:
- Выявить особенности сказки как литературного жанра.
- Выявить особенности изображения животных в коми сказках.
- На основе знаний о сказках и характерных особенностях животных, изображенных в коми сказках придумать сказку «Теремок» (Вӧр керка) на коми лад.
Изучив сказку как жанр литературы, важнейшими жанровыми особенностями сказок можно назвать:
1. Особый язык, которым сказку сказывают.
2. Многократность (обычно троекратность) повторения действий.
3. Кольцевая композиция – эта такая композиция (строение), в которой зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в «цепочку» других сказок. Сказка начинается с зачина «Жили-были …», а заканчивается концовкой «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец»
4. Детали сюжета (особенно в волшебной сказке) обязательно соединены особыми сказочными формулами «Долго ли коротко, я того не ведаю»
5. Рассказываются сказки с особенной сказочной интонацией – её нельзя просто читать, как обычный рассказ.
Прочитав многие коми и русские народные сказки, можно сравнивнить животных и сделать следующие выводы:
- Наиболее часто встречающиеся животные: заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петух, сорока и ворон.
- Животные, описанные в коми сказках, отличаются характерами и повадками от животных русских сказок:
- Если в русских сказках Лиса Патрикеевна – (Лиса при беседе краса) – хитрая-прехитрая – всех обижала, особенно зайца, то в коми сказках она «не такого высокого о себе мнения».
- Если в русских сказках Зайчик- побегайчик, глупый, всегда обиженный лисой, то в коми сказках он храбрый, умный и смекалистый. Может за себя постоять, наказать лису, заступиться за свою честь.
- В русских сказках Волчок – серый бочок глупый и злой, то в коми сказках он умный и добрый.
- В русских сказках медведь умый, то в коми сказках он иногда бывает злой, а иногда встречается и добрый.
На основе полученных знаний: знания о сказке, как литературном жанре, знаний изображения животных в коми сказках, мы придумали сказку и создали книжку, которая называется «Вöр керка» (Лесная избушка — Теремок).
Таким образом: поставленные задачи – реализованы, цель – достигнута.
Сказочный жанр – это самый яркий бриллиант в ожерелье национальной культуры, в частности, культуры коми народа. Это древнейшее чудо коллективного творчества. В сказке и полет народной фантазии, и неистребимая вера в торжество справедливости. Сказка ровесница цивилизации, но она всегда современна, её персонажи не устаревают.
Литература.
- Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Н – V – М.: ТЕРРА, 1995. – 668с.
- Доброе слово. Коми народные сказки в литературном изложении на русском Петра Столповского. – Сыктывкар: ООО «Титул», 2008. – 512с.
- Коми народные сказки в пересказе на русском Петра Столповского. Составитель А.К. Микушев. – Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1996 – 256с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под редакцией чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 17-е изд. стереотип, – М.: Рус. яз. 1985. – 797с.
Интернет-ресурсы.
- http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/b79137a2/skazka-kak-zhanr-vidy-skazok?seconds=0
- http://xreferat.com/81/461-1-duhovnaya-kul-tura-i-religioznye-verovaniya-drevnih-komi.html
- http://studopedia.ru/1_7017_skazka-kak-zhanr-ustnogo-narodnogo-tvorchestva.html
- http://detskie-skazki.com/russkie-narodnye-skazki/teremok.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
КОМИ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Составил
Ф. В. Плесовский
ЛИСА И ЗАЯЦ
Жили да лесной полянке лиса и заяц.
У лисы шкура дорогая, а у зайца — дешевая. Лиса день-деньской хвалится:
— Я зверь дорогой. У меня красивый мех.
А заяц в ответ:
— Не хвастайся, не то я так сделаю, что твоя шкура подешевеет.
Заяц говорит, а ему никто не верит, потому что, хотя он и храбрый, а все-таки косой.
Вот и зима прошла, весна красна наступила, лето явилось. А так и не проучил хитрый заяц хвастунью-лису.
Однажды, ближе к осени, принялись заяц с лисой бегать, в прятки играть. Бегали, бегали заяц с лисой по парме — дремучему лесу, и косой заманил лисицу в лопушку. Ома с размаху угодила между двух берез. Так застряла, что ни взад, ни вперед.
А храбрый заяц тут как тут: наломал березовых прутьев и принялся лису стегать. Сам сечет, сам приговаривает:
— Ой, не ешь ты кур,
Не хватай цыплят,
Не терзай зверят,
Не воруй зайчат,
Не хитри, не хитри, не хитри,
И не хвастайся!
Звери и птицы собрались, глядят, как заяц лису учит. Храбрый заяц хлестал лису до тех пор, пока все прутья не обломались и он сам от усталости на землю не повалился.
А лиса как рванется — и вырвалась Из ловушки. Но пока она билась между берез — обтрепалась ее шкура. Лиса кинулась на зайца. Тот и про усталость забыл: во всю мочь побежал. Лиса бросилась в погоню и догнала бы косого, да заяц ее с толку сбил. Со страха заскочил заяц в лисью нору, а лиса мимо пробежала: ей невдомек, что в ее жилье — косой. А в норе лисята закричали зайцу:
— Кто ты такой? Уходи!
Но заяц уже опомнился, у него страх прошел. Усы закрутил, приосанился.
— Я тот, кто вашу мать прутьями отстегал. Покажите мне второй ход, а то и вам не миновать порки, — закричал храбрый заяц.
Испугались лисята, показали зайцу второй ход из норы, и он дальше по лесу помчался. Бежит во весь дух, чует, что лиса снова на его след напала.
Бежал, бежал косой… Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл, а как добрался до седьмой реки, так кувырком с пригорка покатился и угодил в прибрежную грязь. До того вымазался заяц — уши и те к голове прилипли. И стал он похож на бобра.
А умываться-то некогда, только косые глаза протер ланками. Скорей связал плот и собрался плыть вниз по реке.
А лиса семь гор перескочила, семь лесов пробежала, добралась до седьмой реки, чует — на берегу зайцем пахнет.
Глядит: бобер, весь грязью измазанный, на плоту стоит и багром от берега плот отталкивает, да никак не оттолкнет.
Лиса и спрашивает:
— Бобер, а бобер, не пробегал тут заяц?
Улыбнулся косой, свой плот, наконец, оттолкнул и спросил:
— Это какой заяц-то, уж не тот ли, что лису березовыми прутьями отстегал, дорогую шкуру ей испортил?
— Не знаю, — отвечала лиса. — Мне этот заяц не нужен. Подумаешь, дело было на копейку, а разговор — за семью горами.
Лиса повернулась и в лес пошла, а косой благополучно поплыл вниз по Вычегде, веселую песню запел.
Лиса лежала, лежала в лесу, думала, думала и решила: «Пойду-ка я опять к реке, может, только один бобер знает о том, как со мной заяц поступил, а другим ничего неизвестно».
Побежала лиса напрямик к берегу.
А заяц не спеша плывет на плоту по извилистой реке. Он успел уже раздобыть себе московский кафтан и шапку.
Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.
— Ты кто будешь? — спрашивает лиса.
— Я москвич, домой плыву, — отвечает заяц.
— Какие новости на свете? — спрашивает лиса.
— Ни слыхал я никаких новостей, — отвечает косой. — А только слыхал, будто заяц лису отстегал, дорогую шкуру ей испортил, с нее спесь сбил.
Лисе горько стало, опять пошла в лес, легла под дерево.
Заяц плыл, плыл, решил отдохнуть, к берегу пристать.
А лиса полежала, полежала и снова вышла к реке, побежала по берегу. «Не встречу ли, — думает, — еще кого-нибудь. Может, только бобер да москвич слышали о моем позоре…»
Снова села у реки и ждет, не покажется ли кто. Глядь, заяц плывет. Лиса опять его не узнала — он шапку новую надел.
— Кто ты, откуда плывешь? — спрашивает лиса.
— Москвич я, из Москвы плыву, — отвечает косой.
— Не слыхал ли в Москве какую новость?
— Никаких особых новостей не слыхал, — молвил заяц. — Только говорят в Москве, будто заяц лису прутьями отстегал.
— А кроме того, ничего особенного не слыхал? — вздохнула лиса. — А не знаешь, не подешевела ли теперь дорогая лисья шуба?
Заяц отвечает:
— Конечно, подешевела! Если двадцатирублевой была, то после такого случая десять рублей будет стоить, а если десять рублей стоила, то до пяти рублей дойдет.
Заплакала лиса, в лес убежала и с той поры не хвасталась.
ФОМА
Жил-был Фома. Целыми днями без устали трудился. Отец с матерью не нарадовались. Однажды он рубил дрова в лесу. В это время мимо проходила Ёма — злая ведьма. Фома так заработался, что и не приметил ее, взмахнул топором, а сучок отлетел и попал ведьме в глаз. Разозлилась Ёма, дунула, плюнула и проговорила:
— Не взмахнешь топором
Ты ни вверх, ни вниз,
Был прилежным ты,
А теперь — ленись,
Лежи на печи,
Обтирай кирпичи!
И что вы думали? Так оно и случилось. Не узнать Фому.
Разленился он и целые дни валяется на печке.
Как-то раз говорит Фоме мать-старушка:
— Чем без толку на печке валяться, пошел бы в чащу да вырыл лисью яму.
— Ладно, пойду, — отвечает Фома. — Только завтра, как встанешь, свари мне кашу.
Мать назавтра сварила кашу. Фома кашу съел, зевнул, побрел в лес и вырыл лисью яму. На другой день отправился он к яме, а там лиса сидит и говорит ему человечьим голосом:
— Фома, выпусти меня, я большое добро тебе сделаю.
Фома пожалел лису и выпустил ее. Вернулся домой и опять залез на печь.
А лиса пошла в темную чащу и легла на траву.
Увидал ее волк и спрашивает:
— Лисичка-сестричка, отчего ты валяешься на земле?
— Я, — говорит лиса, — у Фомы гостила, так наелась, пошевелиться не могу.
— Везет тебе, лисичка, все где-нибудь да гостишь. Хоть раз меня своди куда-нибудь.
— Свела бы, да что тебя одного вести? Собери стаю, тогда сведу.
Собрал он волчью стаю и привел ее к лисе.
Лиса и говорит:
— Ведь вы, волки, не умеете вести себя на пиру, так лучше молчите там.
Лиса впереди побежала, звери за ней. Привела лиса стаю к царскому дворцу и заговорила под окном человечьим голосом, которого волки не понимают:
— Царь-государь, тебе Фома гостинцы послал, вот ведь до чего он богатый!
Царь удивился.
— Какой такой Фома?
И приказал запереть волков в хлев. Потом лиса привела царю сотню зайцев и сотню горностаев. Все, дескать, это дары Фомы. А Фома лежит себе на печи, ничего не знает. Наконец, лиса приходит к царю и говорит:
— У Фомы очень много денег, и никак не можем сосчитать. Дай-ка нам пудовку[1].
Лиса взяла пудовку, отыскала на дороге две-три монеты и за бересту засунула. Потом и отнесла обратно царю.
Царь спрашивает:
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ
№5» г. Усинска
Исследовательская
работа
по
литературе
«Волшебный
мир коми сказок»
Работу
выполнила:
ученица
2 в класса
Топчий
Мирослава
Учитель:
Должкова
Н.Е.
2016
г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..
стр 3
Классификация
коми сказок……………………………………………..стр 4
Герои
сказок………………………………………………………………стр 4-5
Вывод………………………………………………………………………стр
6
Введение
Слово «сказка» (от слова «каза́ть»
имело значение: перечень, список, точное описание) засвидетельствовано в
письменных источниках не ранее XVII века. Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое»
и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка нужна для обучения ребёнка в
семье правилам и цели жизни. Сказки несут в себе огромную информационную
составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую строится на
уважении к своим предкам.
Мне захотелось выяснить, что же мои одноклассники знают о коми
сказках. Я провела анкетирование и выяснила, что 90% моих одноклассников
читают и любят сказки коми народа. Самыми любимыми героями стали восьминогая
собака, Гундыр, Ема баба, Пера богатырь. Ребята заметили, что коми сказки,
прочитанные ими очень похожи на русские сказки сюжетом, героями. Например,
«Маша и медведь» русская народная сказка похожа на коми народную сказку
«Медвежьи няньки», а сказка «Пузырь, лапоть и соломинка» похожа на «Мышь
,лапоть и пузырь».
Цель:
исследовать мир сказок Республики Коми.
Задачи:
1. Определить какие персонажи коми сказок
наиболее любимы? В чем их особенность.
2. Что можно сказать о коми народе, прочитав его
сказки? Зачем нужно читать коми народные сказки?
Актуальность
Народная культура – это совокупность ценностей группы
людей, объединенных сходством языка, общностью обрядов и традиций.
Каждый человек, проживающий на территории нашей
Республики Коми, должен знать историю, культуру, традиции и обычаи коми народа.
Первой ступенькой к знаниям становится знакомство с коми народными сказками.
Объект исследования:
Коми народные сказки.
Классификация
коми сказок
Сказки (мойдъяс) коми очень много они разнообразны по своему типу. Это —
сказки волшебные, сказки о животных, сказки бытовые. Волшебные сказки самые
древние. Действующими лицами выступают колдуны, знахари, лешие, водяные и
чудовища. Национальными героями Коми земли считаются Пера-богатырь, Яг-Морт,
Ёма-Баба, Гундыр и др.
Исследователи коми народных сказок, выяснили, что главными героями коми сказок
являются простые люди, выходцы из нарда, обладающие смелостью, решительностью и
добротой. Основной мотив сказок – добро и справедливость побеждают зло и
неправду.
У коми, живущих в северных районах Республики Коми, в сказках преобладает
охотничьи мотивы, а у коми, живущих в бассейнах Сысолы, Летки и Лузы —
земледельческие.
Главными героями сказок являются типичные обитатели лесной таежной полосы:
медведь, лиса, заяц, белка. Из домашних животных в сказках встречаются
преимущественно те, которые связаны с земледельческим хозяйством: козел, баран,
конь. Из птиц наиболее часто в сказках упоминаются орел, петух, сорока,
воробей. Звери и птицы в сказках живут в таких же домах, что и люди, говорят
человеческим языком, они часто помогают людям в затруднительных случаях и даже
спасают их от беды.
Основная черта сказки как жанра – сознательная
установка на вымысел.
Сказки о животных образовались на основе мифологических рассказов о животных —
тотемах. Оригинальными сюжетами, характерными только для коми сказочной
традиции, являются сюжеты сказок «Шыр да катша» («Мышь и сорока»), «Руч да коч»
(«Лиса и заяц»), «Руч да чокыр» («Лиса и мерин»), где главный персонаж –
трикстер, хитрое животное, которое всех обманывает: мышь, лиса.
Герои
коми сказок
Наличие оригинальных сюжетов и персонажей позволяет говорить, что у коми
имелись свои волшебные сказки, в которых действующими лицами выступают колдуны,
знахари, лешие, водные. Популярными героями волшебных сказок являются ЯГ-МОРТ –
страшилище мужского пола, и злая колдунья ЯГА БАБА, у которой во рту зубы, «как
жерди».
Леший в сказках иногда выступает в борьбу с человеком, а иногда, наоборот,
помогает, особенно охотникам. Частый герой сказок – домовой – старик ростом с
аршин и с двухаршиновой бородой, который живет в подполье. В волшебных сказках
коми отчетливо прослеживаются элементы похоронного и свадебного обрядов.
Своеобразная персонажная система сказки может быть поделена на следующие
группы: главный герой, помощник героя и антагонист героя.
Героями волшебных сказок являются – Иван, Тимопей, Василей, Емель, Седун,
молодой парень, непобедимый человек (увтыртом морт). Герою помогают: невеста,
Баба –Яга, бабушка, братья, лев, тигр, волк, конь, чудесные предметы – платок,
кольцо, чесало, огонь и щучьи зубы (сир падъян). К числу антагонистов относятся
Ёма, Гундыр, Кощей, Змей, Мачеха, свекровь, жена, братья, сестра, царь,
водяной, леший, бесы.
К оригинальным сказочным персонажам коми следует отнести Ёму. Чаще всего Ёма
фигурирует в сказках о мачехе и падчерице, о девичьем царстве, о Фенисте Ясном
Соколе (Пипилисты Сокол), о змееборстве. Ёма антропоморфный персонаж, живущий в
лесной избушке вместе с животными, лягушками и насекомыми. Главной функцией
Ёмы является колдовство, вредительство людям, проведение обряда инициации у
девушек. Образ Ёмы близок образам Бабы-Яги в русских сказках. В сюжетах,
близких с русскими, Ёма может предстать иногда как жена Гундыра.
Гундыр –персонаж коми сказок. В сказочных текстах встречается следующее
описание Гундыра: 3, 6, 9, и 12-головый, с хвостом, с железной шкурой, может
существовать в воде, на земле и под землей, ездит в запряженной лошадью телеге.
Главная функция Гундыра – проглатывание человека и похищение девушек.
Праобразом коми сказочного Гундыра, аналогичного по своим функциям русскому
змею, является медведь.
Лиса изображается в сказках хитрой, хорошо умеющей притворятся. Домашние
животные – баран, бык, лошадь изображены верными друзьями человека, помогающими
ему в несчастьях. Звери и птицы в некоторых сказках ведут жизнь людей,
занимаются сельским хозяйством: расчищают лес, пашут и сеют землю, убирают
сено.
В фантастических сказках часто встречаются мотивы, связанные с лесом и охотой.
Героями многих из них являются охотники, которые живут в лесных избушках,
баньках. В этой группе сказок упоминаются многие поверья и приметы, имевшие в
прошлом большое значение в народном быту. Так, например, в сказке «Охотник и
чукля» старик рекомендует охотнику зарядить ружье хлебной пулей и выстрелить в
чуклю (лешего), стоя к нему спиной. Этот способ, действующий якобы против
заговора, применялся стариками-охотниками еще не так давно.
Основным мотивом многих фантастических сказок является превращение героев –
колдунов и знахарей – в животных и птиц, иногда даже в неодушевленные предметы
(гребень, кольцо, платок), помогающие героям сказок спастись от колдунов и от
действия враждебных сил. Вместе с тем фантастические сказки, так же как и
сказки о животных, насыщены бытовым материалом.
Мир волшебной сказки — мир
необычайный, удивительный. Его красота волнует, заставляет улыбаться и бояться,
негодовать и сочувствовать. Многие из волшебных русских и коми народных сказок
дают ответы на самые важные жизненные вопросы. Сказки не знают непоправимых
несчастий. Они неизменно ставят своих героев в положение победителей, когда
чудовище повержено, а злодей наказан. Люди, создавшие эти фантастические
истории, мечтали о торжестве справедливости, о счастье. Оттого и в текстах
сказок ни одна людская беда не остаётся неотомщенной, безутешное горе можно
поправить. Все без исключения русские и коми народные сказки, будь это сказки о
животных, волшебные или бытовые, говорят, в сущности, об одном и том же, хотя и
по-разному. Они учат быть честными и добрыми, любить свою Родину и защищать
слабых.
Вывод
Сказки — древнейший жанр
устного народного творчества. У каждого народа — свои сказки. И все они
по-своему интересны, все мудры и прекрасны,
рассказанные
на своём языке, они имеют
свой колорит, свои особенности. Почти
все сказки возникли очень давно — настолько давно, что теперь никто даже не
может узнать, когда именно.
Коми фольклор в отличие от других национальных фольклоров имеет свои
особенности. Это и особые герои, особые условия обитания сказочных героев,
особые предметы и события.
Данная работа может быть интересна всем учащимся, интересующимся коми фольклором,
а также и учителям при проведении уроков по литературному краеведению.
Список
использованной литературы:
- Виталий
Оньков. Живопись. Графика. Скульптура: Альбом-каталог произведений. –
Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», 1998. - Золотые косы
: Коми-пермяцкие народные сказки на русском и коми-пермяцком языке. /Сост.
В.В.Климов — Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во,1993. - Литература
родной Пармы : Учебная хрестоматия для общеобразовательных. учреждений
КПАО, 5-7 кл./ Авт.-сост.: Н.А.Мальцева, А.С.Вилесова. – Кудымкар:
Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2002. - Отзвуки
прошлых веков: Из эпоса коми-пермяков, на коми-пермяцком и русском языках
/Сост. В.В.Климов — Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во,2005.