Коми сказка мышь лапоть и пузырь читать

Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.

 Задачи:

 1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.

 2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.

 Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

         План проведения мастер класса.

 I. Обоснование темы.

 II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

 III. Совместное моделирование.

 IV. Рефлексия.

 Организация мастер-класса

 Первый этап. Обоснование темы.

 Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги.

 Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.

 Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

 Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

 Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.

         Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их — жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

         Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

         Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

         Упражнение «Мозговой штурм».

 У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)

 Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название  сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)

 Слова 1 подгруппе.

  1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);

Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);

  1. Заяц, лиса, мука. («Колобок»);

Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);

  1. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);

Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);

         Слова 2 подгруппе.

  1. Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);

Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);

  1. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);

Фома, Ёма, лиса. («Фома»);

  1. Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);

Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);

         Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.

         Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.

 — Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

         Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

  1. Опасные контакты с незнакомцами.

(«Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

  1. Один дома.

(«Кот, петух и лиса»)

  1. Пожарная безопасность.

(«Кошкин дом», «Фома»)

  1. Безопасность на воде.

(«Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович» )

  1. Безопасность в лесу.

(«Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)

         Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.

 Вопросы к участникам.

 Мастер: Скажите:

1.команда — Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

 Емеля. Буратино. Пьеро.

2.команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?

Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.

1. — От чего подешевела лисья шкура?

От линьки, от голода, от березовых прутьев.

2.  — Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

 Гвоздем. Шилом. Веретеном.

 1. — По какой причине произошел пожар в доме кошки?

 Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

 2. — Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?

Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.

 1.  — Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?

Баран, лошадь, кот, бычок.

2. — Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

 Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

 1.  — Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

 Сообщила, что с козленочком что-то случилось.

 Позвала ее ласковым голосом.

 Предложила угощение.

2. — Какая птица перенесла Марпиду через море?

Голубь, орел, ворон.

Мастер: Из предложенных найдите те  приметы, по которым в коми  сказке «Медвежьи няньки»  старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес?  (совы радовались, кричали, волки выли,  медведи ревели, т.к. Ема-баба беду людям готовит).

Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)

 Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

 Мастер: Молодцы.

         Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

Мышь и сорока

Коми народная сказка

Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:
— Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.
Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.
Пришла мышь домой, стучится:
— Сестрица-сорока, открой!
Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки.
Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела:
Мышь плывёт-качается:
Лодка у неё — сорочья грудина,
Весло — бобровый хвост,
Шест — выдрин хвост,
Парус-соболий хвост.
Под крутым бережком подгребёт,
Под песчаным бережком — подтолкнёт.
Идёт навстречу заяц, говорит:
— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
— Не возьму, лодка у меня маленькая.
— Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою…
— Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоём, мышка опять запела:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее — сорочья грудина,
Весло — бобровый хвост,
Шест — выдрин хвост,
Парус — соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком — подтолкнет.
Повстречалась им лиса, говорит:
— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
— Не возьму, лодка у меня маленькая.
— Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою…
— Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроём, мышка опять поёт свою песенку:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее — сорочья грудина,
Весло-бобровый хвост,
Шест — выдрин хвост,
Парус — соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком — подтолкнет.
Повстречался им медведь, говорит:
— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
— Не возьму, лодка у меня маленькая.
— Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою.
— Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь.
— Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил всех!

«Мышь, лапоть и пузырь»

(коми народная сказка)

Жили-поживали, горя не знали три приятеля – мышь, лапоть и пузырь. Мышь зернышки промышляла, день и ночь хлопотала, все хозяйство на ней держалось. Лапоть лежебока был – все спит да спит и отдохнуть-то ему некогда. А пузырь вовсе пустопорожний – он бы только хохотал да пересмешничал.

Покуда хозяйство ладилось, потуда и лад был меж тремя приятелями..

Но вот голодное время настало, да еще избенка вовсе обветшала, того и гляди обвалится, всех придавит.

— Пойдемте-ка в лес, — говорит мышь. – Парма-матушка и приютит нас и прокормит.

Лапоть только вздыхает – лень ему. А пузырю все одно, лишь бы смешно было.

Но делать нечего, все же отправились приятели в лес. А до него добраться – надо ручей перейти. Он хоть и не широк, да быстротечен, утонуть можно.

— Надо мосток мостить, — говорит мышь.

— Мне лень, — зевает лапоть.

А пузырь все хи-хи и ха-ха.

Что тут скажешь? Побегала мышь, поискала, ничего, кроме ржаной соломины, не нашла. Перекинула ее с берега на берег – готова переправа.

— Давай, пузырь, ступай первым.

Тот посмеивается: — Ступай сама, я не спешу.

— А мне бы вздремнуть да всхрапнуть, — вздыхает лапоть.

Куда деваться? Пошла мышь по соломинке. На середке она прогнулась, мышка – бултых в воду, еле успела на другой берег выскочить. Пузырю чудно все это видеть. Он до того хохотал, что лопнул. И не стало его, пустосмеха. А лапоть на берегу пластом лежит.

_ — Давай сюда! – зовет его мышь. – Тут жить можно, всего полно.

— Ну тебя, — бормочет лапоть спросонку. – Никуда я не хочу, мне и тут хорошо спать.

— Ах ты, лодырь этакий, — разозлилась мышь. – Никуда ты не годишься, разве что шалаш из тебя выйдет.

Сказала да подумала. Подумала да сделала. Хороший домик из лаптя получился. Мышка потом семьей обзавелась, детишки у нее пошли. В ленивом лапте всем места хватило.

Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

         Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас. А сейчас предлагаю вам сказки, которые получились, рассказать с помощью бросового материала.

Четвертый этап. Рефлексия.

 Мастер: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.

         Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Организационный этап.

Задача:
создание психологического комфорта в группе, положительного психологического
климата посредством организации знакомства участников объединения друг с
другом

Добрый
день, ребята!

Мы
с вами поприветствовали друг друга по-русски. А кто знает, как можно
поздороваться на коми языке.

На
доске плакат:

Доброе
утро – бур асыв.

Добрый
день – бур лун.

Добрый
вечер – бур рыт.

Здравствуйте
– видза оланныд.

А
теперь давайте знакомиться: зовут меня Надеждой, а по батюшке Генриховной.
Родилась и выросла в селе Визинга Сысольского района Республики Коми. Работаю
я педагогом дополнительного образования.

А
теперь ваш черед представиться.

Чтобы
запомнить, кого как зовут мы с вами поиграем в игру «Снежный ком».

Правила
игры: игра проводится по кругу. Первый называет свое имя, следующий имя
первого участника игры и свое, следующий имя первого, второго участника и
свое, следующий имя первого, второго, третьего и свое и т.д.

Молодцы!
Мы с вами познакомились друг с другом.

Учащиеся
входят в учебный класс, занимают места (стулья расставлены по кругу)

Дети
здороваются.

Дети
отвечают.

Все
вместе здороваемся на коми языке.

Дети
называют свои имена.

Ребята
играют в игру «Снежный ком»

Этап введения в тему занятия.

Задача:
актуализация познавательного интереса к изучению дополнительной
образовательной программы «Коми народные игры»

Я
хочу представить вам нашу гостью. Ее зовут Дашук. Она приглашает нас с вами в
путешествие в страну игр «Ворсöм».

Каждый
человек не может без игры. Играет он дома, на улице, в гостях, в семье, на
праздниках, вечерами. В игре он может показать свои умения, навыки, проявить
способности и творчество.

Есть
игры всем знакомые:

Какие
вы спортивные игры знаете?

Настольные-

Уличные-

В
семейном кругу-

Но
есть такие игры, которые знают лишь немногие. Мы с вами живем в Коми
республике. У Республики есть своя история, свои традиции, есть и свои игры,
которые передавались из поколения в поколение. Именно с такими играми мы с
вами будем знакомиться в стране игр «Ворсöм». А чтобы туда попасть,  нам
необходимо преодолеть некоторые препятствия вместе с Дашей.

  
Даша принесла с собой карту, по которой мы будем двигаться к стране игр
«Ворсöм». Но прежде чем идти в поход, что необходимо взять с собой? (Рюкзак)

 
А что мы положим в рюкзак?

Итак,
мы собрали рюкзак, взяли с собой карту.

Теперь
посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг
другу «Бур туй».

Дети
отвечают на вопросы

Дети
отвечают

Основной этап (этап практического характера)

Задачи:
знакомство обучающихся с коми народными играми, считалками, сказками;
включение детей в совместную творческую деятельность.

Смотрим
все на карту, нам необходимо преодолеть

 1
препятствие — лес
. Пока мы двигаемся по лесу,  посмотрим,  какие  деревья
растут в наших лесах.

 
На фотографиях деревьев висят названия. Они все перепутаны. Кто же их
перепутал?

Какой
сказочный герой живет в лесу? (ворса-леший)

Найдите
—  где же спрятался леший по коми ворса?

Нам
необходимо исправить ошибку. (Приложение 1)

  
Ребята, а кого считают хозяином коми тайги? (медведя)

Есть
коми игра «Ошкысь» (в медведя). Сейчас мы поиграем в эту игру.

Нам
необходимо выбрать медведя при помощи считалки. Коми считалка (пудъясьом):

                
Т
iрс, торс

                
Куим стőкан морс,

                
Он кő водит,

                
Он и ворс.

Знакомимся
с правилами  игры: Выбрали медведя, остальные сборщики ягод. Медведь
становится на четверенках на полу. Его накрывают шубой либо одеялом. Сборщки
ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды и при этом
поют:

               
Ошкő-бабő, ошкő-бабő,

               
Чőдтő вотам, пувтő октам,

               
Бур вотőссő босьтам,

               
Лек вотőссő чőвтам…

 После
этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников.
Тот, кого поймал внутри круга, становится медведем. Если же поймать никого не
удалось, то снова становится медведем.

 Ребята,
внимание, Машук нас приглашает идти дальше.

2 препятствие.

Мы
прошли лес и вышли к речке. Нам необходимо перейти его. Как можно перейти
речку? (вброд, через мост, переплыть самим, переплыть на лодке). Ну что ж,
плавать мы не умеем, моста нет, брода нет, лодки нет. Подождите, Машук мне
подсказывает, что в ее волшебном рюкзачке есть надувная лодка, только
необходимо отгадать загадки. Попробуем!

·       
Сама
не ем, а людей кормлю. (ложка – пань)

·       
Из
бересты плетут, в лес меня берут,

На плечах
несут.(пестерь – пестер)

·       
Хозяйкам
–нужна,

С ложкой дружна,

Всех кормлю,

Мыться люблю.
(миска – тасьт
i)

·       
Я
на поясе держусь,

Я на кухне
пригожусь.(фартук – водздöра)

·       
Висит,
болтается,

Всяк за него
хватается,

По утрам вытирается.
(полотенце- ки чышкöд).

·       
Днем
как обруч, ночью как уж.(пояс – вöнь)

·       
Пол
покрывает, дом украшает. (половик- джодж дöра)

·       
В
избе стоит, всяк на ней сидит.( лавка- лабич)

·       
Две
в руках, две в ногах,

Не провалишься в
снегах,

А проедешь без
труда

И оставишь два
следа. ( лыжи – лызь)

·       
Четыре
брата под одной крышей живут (стол- пызан)

·       
А
ну-ка, ребята, кто угадает:

На десятерых
братьев двух шуб хватает (рукавицы – кепысь)

·       
Разошлись
пять мальчиков в темные чуланчики,

Каждый мальчик в
свой чуланчик.(перчатки –чуня кепысь)

·       
Утка
в море, хвост на заборе. (ковш – кöш)

·       
По
ситцевой стране, по реке-простыне

Плывет пароход,
то назад, то вперед,

А за ним такая
гладь, что и зыби не видать. (утюг- кöрт утюг)

·       
В
лесу родилась, в воде живет. ( лодка – пыж)

Правильно,
отгадали – лодка. Дашук достает из волшебного рюкзачка надувную лодку и мы на
ней все дружно переплываем речку и двигаемся дальше.

Перед нами третье препятствие «Болото»

    
Как можно перейти болото? (по кочкам)

Правильно
по кочкам. А где же наши кочки, опять их Вőрса спрятал, нам  необходимо их
найти (картонные зеленые листы)

Правила
перехода: на одной кочке может находиться только один человек, если кочка не
зеленая, то это Васа (водяной) путает нас и хочет утопить, надо шагать только
по зеленым кочкам.

 Все
благополучно перешли болото, Было трудно, поэтому мы отдохнем на привале.

Остановка «Привал»

Ребята,
пока вы отдыхаете, послушайте коми народную сказку. (Приложение 2)

Ребята,
а как вы думаете, о чем эта сказка? Чему она учит?

 Молодцы!
Будьте всегда дружны и выручайте, поддерживайте друг друга.

Ребята
Дашук нас приглашает двигаться дальше. А куда? Где же наша карта? Опять Вőрса
спрятал нашу карту. Вőрса просит нас станцевать.

Дашук
нам предлагает интересную игру-танец «Лавота»

                
Менам киясőй дерт бурőсь,

                
А сőседлőн бурджыкőсь.

                                        
Öтвылысь йöктам ми

             
                           Тра-та-та, тра-та-та;

                                        
Медмуса йöктантор

                                        
Дзик-жö лавота

               
Менам пельпомъясöй бурöсь,

               
А сöседлöн бурджыкöсь.

       
        Менам коскöй дерт жö бур,

               
А сöседлöн бурждык.

               
Менам бекйöй дерт жö бур

               
А сöседлöн ещö бур.

Вöрса
возвращает нам карту. Двигаемся дальше по поляне и подходим к следующему
препятствию – это овраг.

Чтобы
перейти овраг, нам необходимо поиграть в игру очень похожую на русскую игру
«Выбивала». В эту игру играли в Сысольских сёлах и деревнях. Играли в неё на
улице. Игроки располагались в кругу, диаметр которого не превышал пяти-шести
метров. Двое водящих ходили по линии круга, не заступая за черту, и
перебрасывались кожаным мячом. Выбрав благоприятный момент, один из них
бросал мяч в ближнего игрока. В случае промаха всё оставалось по-прежнему.
Если же игроку удавалось поймать брошенный в него мяч, то он перебрасывал его
другому игроку. Бросать нужно было несильно, но «хитроумно»: из-под ноги,
из-за спины, в прыжке и т.п. Мячом перебрасывались до тех пор, пока
кто-нибудь не ронял его. Тот, кто уронил мяч, менялся местами с водящим,
бросившим его.

    
Вспомним, ребята, коми считалку, с которой мы познакомились в начале нашего
путешествия и выберем двух водящих, которые будут стоять на краю оврага.

 Коми
считалка (пудъясьöм):

                
Т
iрс, торс

                
Куим стöкан морс,

                
Он кö вöдит,

                
Он и ворс.

 Молодцы!
Мы все успешно перебрались на другую сторону оврага и  Машу приглашает нас
двигаться дальше. А что-же у нас дальше?

 
Впереди у нас страна игр «Ворсöм»

Дети
смотрят фотографии деревьев.

Ребята
находят его между деревьями.

Ребята
правильно раскладывают карточки.

Ребята
отвечают.

Ребята
выбирают медведя

Играют
в игру «Ошкысь»

Ребята
отвечают

Дети
отгадывают загадки

Дети
отвечают

Дети
играют в игру «Болото»

Идет
обсуждение сказки

Играем
в игру «Лавота»

 Играем
в старинную коми народную игру «Жо»

Этап рефлексии деятельности на занятии.

Задачи:
определение степени удовлетворенности детьми занятием, определение наличия
интереса к изучению программы, перспектив совместной деятельности.

Поиграли?
Не устали?

А
сейчас я проверю, кто из вас был самым внимательным

 
— Как можно поздороваться на коми языке?

 
— Какие деревья растут в наших лесах?

 
— Кто из вас может назвать их на коми языке?

 
— Какой сказочный герой живет в лесу?

 
— С какой коми считалкой мы с вами познакомились сегодня. Кто сможет его
повторить?

 
— В какие игры мы с вами играли?

 —
Интересно ли вам было играть?

 —
Какие новые слова вы узнали?

 
— С какой коми народной сказкой вы познакомились?

 
— Кто герои этой сказки и чему учит сказка?

Молодцы!
Я вижу, что вы на занятии были внимательны и многое запомнили. И вместе с
Дашук мы приглашаем всех в страну «Ворсöм», где мы в течение всего учебного года
познакомимся  и поиграем в разные игры, прочитаем коми народные сказки и
легенды, узнаем коми пословицы, поговорки, загадки.

 А
теперь встаньте и образуйте круг, предлагая  руку соседу слева, скажите, что
вам больше всего понравилось и так пока не образуется круг. Последним 
является педагог: «А мне больше всего понравились вы ребята. Вы были очень
активными, внимательными и помогали друг другу.

Теперь
посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг
другу «Бур туй».

Бур
туй дона ертъяс! Адзысьлытöдз.

А мышке тоже не хочется острые зубы тупить.

Ни мышь, ни воробей не желают друг другу уступать. Стали они спорить, перекоряться, потом браниться.

Наконец, воробей смотрел, смотрел, клюнул зерно, сразу его проглотил и вспорхнул на ветку.

Мышь себя от злости не помнит. Под березой бегает, сама воробья стыдит, а он ее дразнит и так и этак.

— Чик-чивик, я твою долю съел! Достань-ка меня, чик-чивик… Поймай-ка меня!

Воробей с березы все ниже и ниже спускается. Вот-вот его мышь ухватит. Старается она, старается, но ухватить воробья не может.

Разъярилась мышь, стала грозиться:

— Погоди, воробей, я тебя проучу! Вот соберутся все звери и пойдут войной на птичий род.

А воробей в ответ чирикает:

— Не боюсь, не боюсь. Я всех птиц лесных, полевых соберу. Мы зверей перебьем…

Мышь обежала и поле, и лес, и луга, каждого зверя — большого и малого — оповестила, что птицы идут войной на зверей. Не могли этого звери стерпеть.

А воробей летал и чирикал, что звери решили истребить весь птичий род. Не могли этого птицы стерпеть.

На лесной поляне собрались большие и малые звери. Медведи когти навострили, волки зубы наточили…

Слетелись лесные и полевые птицы — столько их, что и красного солнца не видно. Здесь гуси-лебеди, орлы, филины и зоркие соколы.

Бросились птицы на зверей, и началась битва. Так один день прошел, другой, третий — триста дней пролетело. Все бьются звери и птицы. Из-за чего бьются, сами забыли. Кровь ручьями течет. Из ручьев стали реки, из рек — озера.

Напоследок остались в живых медведь и орел. Орел на елке, медведь под елкой — оба друг друга на чем свет бранят.

Взлетел орел, кинулся на медведя, а медведь — на него и сломал орлу крыло, но орел успел медведю лапы вывихнуть. Еле-еле убрался Мишка восвояси, но с тех пор он и потомки его так и остались косолапыми.

* * *

Голодный орел со сломанным крылом ходит у кровавого озера. Нет ему ни жизни, ни смерти. Вот до чего война довела!

Тут показался рыбак, поглядел на странное озеро и дальше пошел.

Орел заметил рыбака.

— Возьми меня к себе, добрый человек, — просит он. — Покорми, пока крыло заживет.

И рассказал орел рыбаку, как тут из-за неподеленного ржаного зерна война была, откуда кровавое озеро взялось и как в битве с медведем он себе крыло повредил.

Подумал рыбак, подумал и взял орла с собой. Орел у него целый месяц прожил, съел всех кур и гусей, цыплят и уток. Но крыло у него не зажило. И житья не стало рыбаку. День-деньской бранит его жена, уговаривает:

— Пристрели орла!

Нечего делать, заплакал рыбак, жалко раненую птицу, а все же посадил орла на забор, взял ружье, прицелился.

Стал орел молить:

— Пощади меня, добрый человек, покорми еще месяц.

Согласился рыбак. Зарезал корову, то мясом, то рыбой кормил орла. Начало подживать крыло. Да мужику от жены житья не стало. День-деньской бранится. Требует, чтобы пристрелил орла. Опять рыбак посадил орла на забор, орел опять молит его о пощаде.

Пожалел рыбак орла, зарезал лошадь, принялся кониной его кормить. Зажило орлиное крыло, и говорит орел рыбаку:

— Улечу я от тебя на три дня к дальней горе. Ударюсь о кремнистый камень. Если не обломится крыло, разделю я свое счастье пополам с тобой. Жди от меня щедрой награды.

И скрылся орел за тучей. Через три дня вернулся он и заклектал:

— Трижды ударился я крылом о кремень, первый раз крылом огонь высек, второй раз камень треснул, третий раз ударил — и камень раскололся. Садись на меня, хозяин, верхом, я тебя понесу над землей, покажу белый свет, награжу по заслугам.

Сел рыбак верхом на орла, руками за шею ухватился, полетел орел выше облака и спрашивает мужика:

— Ну что, хозяин, какой ширины тебе кажется земля?

— С пятак медный! — отвечает рыбак.

Тут орел вдруг кувыркнулся вниз головой, не удержался рыбак, камнем полетел вниз.

Падает рыбак, вот разобьется! Только не разбился, орел на лету поймал его, посадил к себе на спину и спрашивает:

— Ну, каково было падать?

— Чуть сердце из груди не выскочило! — отвечает рыбак.

И заклектал орел:

— Так же и мне было, когда ты первый раз в меня целился.

Выше орел летит, а под горой стоит богатая изба с точеными столбами, с высоким крыльцом. Семицветная крыша у избы так и сияет.

Говорит орел:

— Здесь моя старшая сестра живет. Давненько я с ней не виделся.

Вот опустился на землю орел и вместе с рыбаком явился в горницу к сестре. Поздоровались они, поклонились.

А сестра-богачка перед зеркалом сидит, надевает бусы. Обличье у сестры человечье, только когти орлиные.

— Что же ты, братец, родню забыл? — говорит сестра.

Принялся орел рассказывать о войне из-за ржаного зерна, не скрыл, как мужик его мясом кормил.

А сестра когтями стучит, орлиным голосом кричит:

— Лучше бы на войне ты голову свернул. За три года ни одного подарка мне не прислал! Улетай, откуда прилетел. Нет у меня никакого брата.

— Ну, — говорит орел, — легче в лесу орлу с медведем встретиться, чем бедняку-брату с богатой сестрой увидеться.

Посадил рыбака к себе на спину, полетел за облака, спрашивает:

— Большой ли, хозяин, тебе кажется земля?

— С пуговицу, — отвечает рыбак.

Опять перевернулся орел, рыбак полетел камнем вниз, орел подхватил его, посадил на спину и заклектал:

— Ну, говори, каково было?

— Страшнее я ничего не испытал, — ответил мужик.

— Вот так же страшно и мне было, когда ты во второй раз меня на забор посадил, — отвечает орел. Раскинул крылья, дальше понес мужика.

Летел, летел, глядь — впереди на высокой горе стоит низкая избушка.

— Здесь моя младшая сестра живет! — сказал орел. И опустился на землю.

Вошли рыбак и орел за ограду, а во дворе красавица дрова колет. Обличье у нее человечье, только глаза орлиные. Увидала она брата-орла, от радости заплакала, на шею кинулась, повела брата и рыбака в избу. Там за стол усадила, накормила и принялась расспрашивать, где брат летал-пропадал, отчего три года к ней не заглядывал.

Рассказал орел о большой войне из-за малого зерна, не утаил, как жил он у рыбака.

Три дня гостили рыбак и орел у доброй сестры. На четвертый — в путь собрались.

А сестра говорит рыбаку:

— Ты, добрый человек, моего брата поил-кормил, и я не останусь перед тобой в долгу. Вот тебе коробок. Я принесла его сюда из-за синего моря. Положи его за пазуху и не раскрывай, пока домой не придешь. Дома раскроешь его.

Попрощался рыбак с орлом и его сестрой и зашагал домой. Наклонился к ручью воды испить, да выронил коробок, а тот сияет, будто маленькое солнце.

Захотелось рыбаку поглядеть, что внутри лежит, да он себя пересилил, спрятал коробок за пазуху.

А в лесу голубики да морошки полным-полно… Наклонился рыбак поесть их и снова выронил коробок. Тут уж он не выдержал, повертел золотой коробок и самую чуточку приоткрыл.

Только приоткрыл, наземь от испуга повалился. Из щелки заструилось, зазвенело, потекло красное золото.

Текло, текло, столько его натекло, что перед рыбаком выросла целая груда монет.

Сидит рыбак, чуть не плачет, идти домой надо, а идти невозможно. Закрыть коробок рыбак не умеет, золото в лесу бросить жалко. А если его собрать — так не донесешь. И понял он, почему сестра орла запретила по дороге коробок открывать, да поздно уж было.

* * *

Сидит рыбак, сидит, что ему делать, не знает. Вдруг откуда ни возьмись подходит старик, борода седая, глаза злющие. Поглядел на груду золота, на коробок и говорит:

— Я твое золото на место положу и коробок закрою, только за это отдай мне через три года то, о чем ты сейчас забыл, а дома вспомнить.

«Ничего не забыл, — подумал рыбак, — жену свою помню, избу, лодку, рыбацкую снасть тоже помню».

И обещал отдать через три года то, о чем он сейчас позабыл, а дома вспомнит.

  • Коми сказка лиса и мерин
  • Коми сказка лиса и заяц читать
  • Коми сказка два брата судья и мудрая дочь читать
  • Коми рассказы на коми языке читать
  • Коми пермяцкие сказки на русском языке