Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.
Содержание
Загадочный и чудесный мир сказок
Мудрость в сказках Пушкина
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Сказки Пушкина (список всех сказок)
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- «Сказке о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Руслан и Людмила»
- «Жених»
А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.
Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!
Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
Загадочный и чудесный мир сказок
Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.
Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
Мудрость в сказках Пушкина
Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Сказки Пушкина (список всех сказок)
Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.
Вот список сказок Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
- «Сказка о золотом петушке»,
- «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»),
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
- «Сказка о медведихе»,
- «Песнь о вещем Олеге»,
- «Царь Никита и сорок его дочерей»,
- «Жених».
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.
Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» — в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
«Сказке о рыбаке и рыбке»
Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.
Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.
Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» — пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены. Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.
Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.
Фразеологизм «разбитое корыто» ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.
Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.
Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, — с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.
Читая «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.
Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.
Царевна прекрасна собой, она не белоручка, — в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство». Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает. Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.
Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.
Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.
«Сказка о золотом петушке»
Чему учит сказка о Золотом петушке?
История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.
«Руслан и Людмила»
Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.
Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
«Жених»
Малоизвестная сказка-баллада «Жених» предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».
Сказки Пушкина для детей — поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.
Викторина для детей на тему — Сказки А.С. Пушкина
Пример сочинения 1
Сказки Александра Сергеевича Пушкина, знают все. С удивительным миром сказок Пушкина мы знакомимся еще в раннем детстве, когда их читают нам родители, бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду. Мы помним их по интересным сюжетам, и поучительным моментам. Таким как, в сказке о золотой рыбке. Сказка полна чудес, а учит нас не быть жадным, и быть благодарными за то, что имеешь. Эти сказки можно читать в любом возрасте и в любом настроении — они не могут, не нравится. Написаны сказки в стихотворной форме, и потому, очень легко запоминаются.
Сказки Пушкина подарили целый мир удивительных историй. Здесь мудрые, прекрасные царевны, ученый кот, золотой петушок, затейница белка с изумрудными орешками.
Пушкинские сказки дышат волшебством, приоткрывая дверь в этот волшебный мир своим читателям.
Сказка о царе Салтане – одна из моих любимых у Александра Сергеевича. История молодого князя Гвидона, вынужденного из-за коварства своих тетушек расти вдалеке от отца, завлекает с первых строк.
Много чудес встречает внимательный читатель в этом произведении: царевна-Лебедь, морское войско из тридцати трех богатырей и Черномора, белка, грызущая золотые орехи.
Более всего радует торжество справедливости в финале. Виновные наказаны, а царь с семьей обретают друг друга, несмотря на все козни завистников.
Пушкин – серьезный поэт, но для каждого возраста у него есть свои произведения. Для детей младшего возраста – это сказки. Они прививают любовь к чтению, формируют литературный вкус и учат нравственным принципам.
Пример сочинения 2
В чем же особая сила сказок А.С. Пушкина, какие черты им присущи, почему они так важны для нас:
Мудрость.
Не всегда смысл произведения лежит на поверхности. Нужно вникать, рассуждать, искать истину. У каждого читателя может быть своя точка зрения. Поэт не навязывает свое видение ситуации. Возьмем «Сказку о золотой рыбке». Кто виноват, что конец у сказки печальный? На чьей стороне симпатии Александра Сергеевича? Только ли жадность старухи стоит осуждать? По сути, именно Золотая рыбка выступает судьей в сказке.
Борьба доброго и злого, темного и светлого.
Во всех своих сказочных произведениях автор противопоставляет красоту и уродство, не только внешнее, но и душевное, человечность и жестокость, простоту и коварство.
Пушкину удается с самого начала создать у читателей справедливое отношение к героям своих произведений, мы проникаемся симпатией к добрым и честным персонажам, испытываем антипатию к злым и плохим.
В финале добро всегда одерживает победу над злыми силами.
Самобытность сказок поэта.
Александр Сергеевич Пушкин — основоположник современного русского литературного языка, и, пожалуй, этим все сказано.
Актуальность в наши дни.
Не теряет актуальности то, что интересно и жизненно всегда. Сказки Пушкина не стареют, потому что учат честности, добру и справедливости. А именно на этом держится мир.
К сожалению, на нашей прекрасной планете и сейчас живут злые, жадные, лживые, подлые люди. Поэтому борьба добра со злом продолжается. Сказки Александра Сергеевича Пушкина — бесценный ориентир и в современной жизни, хотя им уже более двух веков.
Пример сочинения 3
Мне вообще нравится читать сказки. А сказки Александра Сергеевича Пушкина я люблю особенно. Почему? Не только потому, что они интересны. Мне очень нравится, что написаны они прекрасными стихами.
«Сладку речь-то говорит,
Словно реченька журчит…»
— написал поэт о царевне Лебеди из «Сказки о царе Салтане». Эти слова, мне кажется, как раз подходят для характеристики его стихов. Многие строки А. С. Пушкина запоминаются сами собой. Например, эти, с которыми обращается к ветру королевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…»
А ещё я люблю сказки А. С. Пушкина, потому что они добрые и мудрые. В них выражены народные представления о добре и зле, о красоте и уродстве. Так, злой волшебник Черномор из сказочной поэмы «Руслан и Людмила» уродлив. Это карлик с огромной бородой. От него так и ждёшь всяких козней. А бывает, что человек и красив, но внешняя красота не всегда совпадает с красотой душевной. Это мы видим на примере злой царицы из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Лицо у неё белое, а вот душа чёрная.
Большой мудростью, по-моему, отличается «Сказка о рыбаке и рыбке». Она учит тому, что нельзя быть слишком жадным. Кто стремится любыми путями захапать всё на свете, рано или поздно окажется, как злосчастная старуха, у разбитого корыта.
Сказки А. С. Пушкина можно перечитывать много раз. И при каждом новом чтении замечаешь в них всё новые и новые красоты.
Пример сочинения 4Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт и писатель, прозаик, драматург и критик. Мы помним многие бессмертные произведения этого прекрасного поэта: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Узник», » Я помню чудное мгновение … «, » Мороз и солнце … » Но я думаю, что для большинства людей на земле А. С. Пушкин — это воспоминание из раннего детства. Кому в детстве не читали сказки Пушкина?
Александр Сергеевич писал замечательные сказки, причем в стихотворной форме. Они не просто интересные и волшебные, мудрые и добрые, они еще очень легко запоминаются и остаются в памяти на всю жизнь.
Моей самой любимой сказкой в детстве была «Сказка о рыбаке и рыбке», её еще называют просто «Золотая рыбка». В ней старик выловил из синего моря золотую рыбку, а та молила о свободе и обещала выполнить любое желание старика. Старик — добрая душа и он бескорыстно отпускает рыбку в море. Но в дело вмешивается жадная старуха, которая не знает меры в своих желаниях. Когда у золотой рыбки чувство благодарности старику превысило чувство возмущения от наглости и жадности старухи, она отнимает у них всё, что подарила. Эта сказка, на мой взгляд, учит тому, что нельзя быть жадным и злоупотреблять хорошим к себе отношением, иначе можно остаться «у разбитого корыта».
Многие моменты из сказок Пушкина всплывают у меня в памяти неожиданно. Если дует сильный ветер : » Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе … » Если девчонки долго смотрятся в зеркало, то вспоминается : » … я ль на свете всех милее, всех румяней и белее … «. Если скучно : » … грусть-тоска меня съедает … «. У меня сказки Пушкина оставили неизгладимые детские впечатления.
Я уверен, что А. С. Пушкин — поэт для всех возрастов. У него был редкий дар — передавать свои чувства, эмоции и мысли через слова. И своим творчеством он действительно воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому «не зарастет народная тропа … «
Чему учат сказки Пушкина: зависть и жадность до добра не доведут
Нечасто бывает, что писатель сказок знаменит на весь мир. А. С. Пушкин сделал огромный вклад в развитие русского литературного языка. Его произведения легко узнать среди всех остальных. Первое, с чем знакомятся дети – это сказки. Невольно возникает вопрос, чему учат сказки Пушкина? У автора 5 сказок с разными сюжетами. Но во всех четко прослеживается главная мысль: «Нужно быть благодарным, за то, что имеешь, знать меру и не жадничать». Такой вывод можно сделать из «Сказки о золотом петушке», «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказке о рыбаке и рыбке».
Суть сказок А. С. Пушкина
В произведениях автора добро всегда побеждает зло, а удача на стороне простодушных героев. У каждой сказки своя суть, особый сюжет и колоритные персонажи. Благодаря стихотворной форме произведения легко читать. Но также важно выбирать книги с качественными иллюстрациями. Сочные картинки помогают детям живо представить происходящее, героев и чудеса, которые описываются.
- В «Сказке о царе Салтане» Царевна-лебедь создает на пустынном острове великолепный город «с теремами и садами». Она сотворила для Гвидона белочку, поющую песенки и разгрызающую орешки из золота и изумрудов. Следующим чудом стали 33 богатыря, появляющиеся из пены морской. Затем лебедь сам превращается в прекрасную царевну, красоты такой, что дух захватывает.
- В сказке о золотой рыбке бедный старик встречается с волшебным существом, исполняющим желания. Но насколько они благоразумны, и что принесут в итоге?
- В «Сказке о мертвой царевне» много пугающих и таинственных образов: злобная царица, яблоко, полное яда, хрустальный гроб в пещере, подвешенный на цепях. Но конец ее счастливый. Влюбленные чудесным образом воссоединяются, а главная злодейка гибнет от своей зависти и злости.
Все эти и другие пушкинские сказки можно найти в хороших изданиях сборников. Например, «Сказки Лукоморья» (Качели), «Все сказки Пушкина» (Росмэн-Пресс), «Сказки Пушкина» (Олма Медиа Групп).
Смысл
В основу авторских произведений легли русские народные сказки или же сплав русских и западноевропейских сказочных вариантов. Любовь к сказкам юному поэту в детстве привила няня Арина Радионовна. Повзрослев, автор облачил известные ему сюжеты в стихотворную форму, задал сатирическую направленность.
Смысл сказок Пушкина заключен в послании для детей, что алчность, зависть и злоба ни к чему хорошему не приведут.
- Жадный поп, у которого Балда целый год работал бесплатно, теряет рассудок.
- Ненасытная старуха остается с разбитым корытом.
- Завистливую царицу губит ее же бессильная злость.
- Лживые ткачиха, повариха и Бабариха получают позор на свою голову.
- Старый царь Дадон убил в порыве злости мудреца, хотя обещал исполнить его желание. За это золотой петушок клюнул его в лоб так сильно, что он умер.
Литературные исследователи также находят и скрытый смысл в сказках А. С. Пушкина. В них выражен характер русского народа, его исторические и психологические ценности, слабости и упорство. Автор тонко поднимает социальную тему. Деликатно и изящно Пушкин описывает насмешливое отношение к царям и царицам простого народа. Так, например, Царь Салтан представлен глупым самодуром, идущим на поводу у вероломных ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи. Многие цари и царицы в произведениях бессильные, ленивые, жестокие и глупые.
Сказки Пушкина исследуются на протяжении почти двух веков. В них находят символы из древних сказаний:
- Лебедь – это не просто волшебная птица, а символ верности, чистоты и красоты.
- Три девицы под окном напоминают трех сестер из греческой мифологии. Одна тянет жребий новорожденного, друга ткет его жизненную нить судьбы. Третья разрезает жребий, что означает смерть человека.
- Золотой петушок отсылает к мифологии древних славян. В ней магическая птица своим пением сообщает о сотворении и окончании мира.
Чему учат?
Сказки Пушкина помогают воспитать в детях высокие духовные качества, эстетический вкус благодаря образному языку и богатой лексике.
Они имеют положительный нравственный посыл, учат разграничивать зло и добро. Писатель обличает жадность, зависть и воспевает кротость и добродушие.
Чему могут научить сказки Пушкина:
- Воспитывать в себе силу духа, не сдаваться и не уступать злу.
- Быть смелым и находчивым.
- Поступать по совести, быть мудрым.
- Не желать слишком много, знать меру.
- Держать данное слово.
Главная мысль и мораль
Вынести урок из сказки помогает понимание главной мысли автора. Какие главные мысли и морали в сказках Пушкина:
- О царе Салтане. Зависть до добра не доводит, а ложь, даже самая продуманная, в конце раскрывается. Милость царя показывает, что искреннее раскаяние достойно прощения.
- О рыбаке и рыбке. Алчность ослепляет и лишает всего, что мог бы получить человек, знай он меру. Благодарность не может быть бесконечной, и не следует ей злоупотреблять.
- О попе и работнике его Балде. «Скупой платит дважды». Смекалка помогает выйти победителем. Жадный поп не хотел платить за работу Балды, и не думал наперед, что придется расплачиваться. Но час расплаты всегда приходит, и плата за труд должна быть справедливой.
- О золотом петушке. Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь сдержать свое слово. За нарушение обещания можно дорого поплатиться.
- О мертвой царевне и семи богатырях. Гордыня, злость и зависть не приносят счастье. Чистая душа – главная красота в человеке. Нужно поступать по совести, преодолевать препятствия, и не опускать руки. Тогда сама судьба подскажет выход из сложной ситуации, подарит счастье и исполнение мечты.
Сказочные персонажи
В произведениях Пушкина ярко выражен контраст между положительными и отрицательными героями.
- Царь Салтан – милостивый государь, великодушный, но слишком доверчивый. Положительный герой. Из-за своей лишней доверчивости пережил много бед.
- Балда – работник попа. Трудолюбивый, смекалистый, справедливый.
- Золотая рыбка. Умеет исполнять желания. Говорящая, волшебная, положительный персонаж.
- Старик со старухой. Семья бедных рыбаков, живут на берегу моря в землянке. Старик добрый, старуха – жадная, алчная, ненасытная.
- Лебедь – волшебная царевна в образе лебедя. Красивая, верная, готовая исполнить любое желание спасителя.
- Князь Гвидон – сын царя Салтана. Сильный, смелый, целеустремленный.
- Золотой петушок – волшебный персонаж, предупреждающий царя о надвигающемся войске. После нарушения клятвы умертвил царя. Олицетворяет собой справедливость, правосудие.
- Сватья Бабариха – завистливая и коварная, оклеветала царицу вместе с ткачихой и поварихой.
- Царь Дадон – вздорный и своенравный правитель, пожелавший на старости лет спокойной жизни. Нарушил обещание и поплатился за это жизнью.
Обсуждая характеры и поступки сказочных персонажей с ребенком, можно легко донести, что такое хорошо, и что такое плохо.
Какие вопросы обсудить с детьми по теме сказок Пушкина?
Читая произведения автора, можно заметить, что они льются будто песня. Они легко и быстро читаются, но могут быть непонятны детям из-за наличия старославянизмов. Сказки Пушкина после прочтения с детьми нужно обсуждать и прояснять непонятные моменты. Например, «отдохнуть от ратных дел», значит, «перестать воевать». Вскоре ребенок сможет беспрепятственно представлять картины, которые описывает автор, увлекаться ими и заинтересовываться.
Пробудить интерес к сказкам Пушкина помогают викторины и кроссворды. Какие вопросы можно задавать:
- Какой домик построили белочке-затейнице? (Хрустальный).
- Кто превратил Гвидона в комара? (Царевна-Лебедь).
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец).
- Кто пожелал стать владычицей морскою, и управлять золотой рыбкой? (Старуха).
- Какой фрукт дала царевне нищая черница? (Яблоко).
Чтобы подсказать ребенку, какой смысл и чему учит сказка, следует задавать наводящие вопросы. Например:
- Какой сказочный персонаж тебе запомнился больше всего? Почему? Больше всего мне запомнилась золотая рыбка. Я бы тоже хотел(а) загадать желание, чтобы его исполнили. Они бы принесли пользу. Я бы пожелал(а)…
- Почему мачеха возненавидела царевну? Мачеха была злой, слишком самолюбивой, позавидовала красоте девушки.
- Что больше всего понравилось в «Сказке о золотом петушке? Как петушок наказал царя Дадона за смерть звездочета. За свою подлость он получил по заслугам.
- Опиши характер царя Салтана. В чем он ошибся? Он был добрым, мудрым, умел прощать. Его называли «царь-отец». Но он ошибся, поверив ткачихе с поварихой. Следовало проверить их слова. Тогда бы воссоединение с семьей произошло бы быстрее.
В сказках Пушкина есть великая мудрость: «Добро всегда побеждает зло, ложь рано или поздно раскрывается, а злодей остается ни с чем». Местами мрачноватые, но полные чудес, они остаются в памяти на долгие годы. Произведения автора вне времени. Их хочется перечитывать, чтобы снова и снова переживать ощущение волшебства, справедливой победы добра. Образы, которые рисуются в воображении, могут быть использованы для творчества – собственных стихов, сказок, музыки или рисунков.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
1
Характерная особенность творчества Пушкина в 30-е годы – цикличность. Пушкин пришел к этой форме потому, что возможности ее необъятны: никакая другая форма не обладает такой гибкостью, как цикл, такими средствами «самокорректирования», таким иммунитетом к односторонности, такой способностью к почти универсальному охвату бытия в разных его проявлениях.
У зрелого Пушкина есть три четко определившихся цикла крупной формы: «Повести Белкина», «маленькие трагедии» и сказки. Связи между ними гораздо теснее, чем можно предположить. Тема эта требует особого исследования; здесь же хочу только заметить, что определенная, выражаясь словами Пушкина, «сумма идей» в этих трех циклах получает выражение соответственно на уровнях «быта» («естества») в «Повестях Белкина», «бытия» («существа») в «маленьких трагедиях» и «сверхбытия» («сверхъестества») в сказках; что она, соответственно, воплощается в формах прозы, театра, поэзии или – эпоса, драмы и лирики. Таким образом, эти три цикла универсально охватывают все основные аспекты, в которых действительность отражается искусством.
«Грозные вопросы морали» – так сформулировала Анна Ахматова одну из главных тем «маленьких трагедий». Это же есть и одна из составляющих «суммы идей», общей для всех трех циклов, которые в совокупности опять-таки составляют своего рода цикл.
В «маленьких трагедиях» эти «грозные» вопросы взаимоотношений людей были поставлены не только на уровне непосредственно философском, но и во всемирном, общеисторическом масштабе: не случайно здесь взят интернациональный материал – разные страны, разные эпохи, «мировые» образы; вопросы эти были подняты многовековой историей всего человечества.
В «Повестях Белкина» жизнь рассматривается прежде всего со стороны быта, повседневности; и эта обыденная повседневность обнаруживает ту же взрывчатую силу, что и История; притом, хотя речь идет о русском быте и русской повседневности, национальная тема находится еще в процессе становления, словно бы «пробиваясь» сквозь иные наслоения, преодолевая тему «чужого», иноземного1.
Обратившись к сказкам, Пушкин обратился прежде всего к русской поэтической стихии, сконденсировавшей веками накопленные и проверенные моральные ценности народа, его этическую философию; к фольклору, хранящему национальные нравственные устои.
Если в «маленьких трагедиях»»грозные вопросы», оставаясь вековыми, предстали современными; если в «Повестях Белкина», оставаясь великими, они обернулись своею будничной, прозаической стороной, то в сказках, оставаясь общечеловеческими, они предстали как насущная национальная забота.
В «маленьких трагедиях» Пушкин грандиозен. В «Повестях Белкина» – непринужден, почти фамильярен.
Сказки сотворены из материала близкого, лежащего – как земля отцов – под ногами, из материала трогательно родного и детски-узнаваемого. И Пушкин в них интимен и лиричен. Этот лиризм проявляется еще и в том, что «грозные вопросы» могут тут звучать не только грозно. Они имеют право внешне выглядеть обнаженно-наивно и даже смешно. Сказка есть сказка.
2
Последняя из пушкинских сказок кончается многозначительными словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Назидание, содержащееся в сказке о наказанном царе, было и в самом деле воспринято как прямой намек, имеющий сатирический и даже политический смысл. При публикации эти строки были вычеркнуты цензурой. И основания к тому у цензора, бесспорно, имелись.
Что же касается исследователя, то ему не подобает опираться в анализе лишь на те мотивы, которые были главными для чиновников2. Разбирая произведение, следует иметь в виду не одну составляющую, а их совокупность. В частности, важно то, что Пушкин, прибегая к назиданию, шел вразрез с традициями фольклора3.
Для натуральной народной сказки назидание, мораль никогда не были характерны. Это связано со всей системой сказочного жанра как жанра, принципиально отделяющею себя от реальной действительности, от рационального правдоподобия; жанра, принципиально признающего себя небылицей, байкой, вымыслом4.
Как установлено в «Морфологии сказки», главное в сказочном сюжете не герои, не действующие лица, а функции действующих лиц, то есть поступки их, определенные с точки зрения «значимости для хода действия» (похищение, отгадывание загадок, борьба с неприятелем и т. д.). Общее количество этих функций ограничено, последовательность всегда одинакова, так что все сказки (имеются в виду волшебные) однотипны по своему строению. Таким образом, «действенная схема», выработанная фольклорным сознанием, предстает непреложной, годной навсегда схемой пути героя к победе и, стало быть, тем каноном, который безошибочно обеспечивает торжество героя, удовлетворяет нравственное чувство, отвечает традиционным представлениям о добре, правде и справедливости.
Создается, таким образом, каноническая иллюзия подчинения жизни человеку. Суть здесь не только в «сказочных» предметах пли событиях, но и прежде всего – в «сказочной» логике, с какой события вяжутся в цепь, ведущую к желаемому результату. Главным носителем фантастики оказывается именно сама структура сказки, сама схема действий, сам канон в его непреложности. Фантастичен (то есть сверхреален) не персонаж сказки: в Змея-Горыныча в свое время можно было верить как в реальное существо; а вот непременная победа над Змеем-Горынычем – это было действительно фантастично, сверхреально, чудесно.
Структура сказки отвечает не потребности отразить реальность, а потребности в чуде. Там же, где присутствует чудо, назидание исключается, «мораль» не нужна.
Назидательность и морализирование присущи лишь тем жанрам фольклора, которые непосредственно связываются с живой жизнью.
Сказка, напротив, начинается «из небытия» и, завершаясь, возвращается опять в небытие, в несуществующий мир5.
В этом схематичном мире и условном времени, в царстве вымысла и чуда, конечно же, не важны и не нужны подробности жизни, психологические детали, житейская достоверность. Ценность представляет только то главное, что определяет ход действия; действия же характеризуют и персонажей.
Все это сообщает образам и структуре сказки эпическое величие и монументальность; все это сообщает им вечность, известную «неподвижность», означая, что представления и многовековой опыт народа незыблемы и неподвластны преходящим обстоятельствам быта.
Таинственные законы бытия предстают в сказке в очень конкретных – пусть и фантастических для нас – образах и действиях. В реальной жизни эти законы растворены в хаосе мелочей и случайностей, сказка же находит для них свой язык, свой «код» и тем самым как бы выявляет, воплощает их, познает и побеждает, замыкая в стройный и жесткий канон.
Живая «бесчудесная» плоть быта, наоборот, лишена «языка», исключена из рассмотрения, развоплощена в абстрактной, универсальной, статичной схеме – вплоть до того, что персонажи могут как бы прекращать существование, «застывать» во время рассказа – если в их быте не реализуется канон сюжета, если они не двигают действия. Сюжетный поворот типа: «А в это время…» – сказке, как правило, чужд; в большинстве случаев она «следит» только за одним героем, подчиняясь закону «единства действия».
Иначе говоря: уедет главный герой – оставшиеся замирают во сне быта, безразличного к действию; вернется – просыпаются к осмысленной яви чуда. Сама линия главного героя – пунктирна: отмечаются лишь те ее моменты, которые входят в канон; между ними – «белые пятна», «сон быта», статика: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Принцип статики, «вечной неподвижности», взывает к воображению слушателя. Пушкин откликается на этот зов. «Вечную неподвижность» он «расшифровывает» как вечное движение.
Если, записывая от няни народную сказку о попе, Пушкин ограничил рассказ о житье Балды у попа несколькими словами: «Балда дюж и работящ, но срок уж близок…» – и это было нисколько не более лаконично, чем в самой сказке, – то в пушкинском тексте – целый калейдоскоп стремительно сменяющих друг друга событий, действий, картин:
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет…
У автора тоже «все пляшет»: глаголы нагнетаются, их уже два, а то и три в строке:
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Но этого мало: параллельно идет и другая жизнь:
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей…
И снова – Балда: «Кашу заварит, нянчится с дитятей».
Все находится в беспрерывном движении, становлении; изготовление Гвидоном лука рисуется в мельчайших подробностях, вплоть до «снурка шелкового», который снят «со креста»; царевна не просто «выросла», а,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела…
Даже в тех местах, которые никакого отношения к сюжету не имеют, идет своя деятельность, безостановочная житейская «текучка»:
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить…
и проч.
А в это же самое время, параллельно – другая «текучка»:
…хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Народная сказка «следит» лишь за главным героем; Пушкин «следит» и за Балдой, и за поповыми домочадцами, и за Гвидоном, и за Салтаном, и за царевной, и за мачехой, и за Елисеем, и за тем, что делают богатыри.
«В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча по небу идет, бочка по морю плывет» – это, во-первых, пейзаж, то есть «подробность», народной сказке совершенно несвойственная, а во-вторых, пейзаж движущийся, в котором идет сразу несколько «жизней» – от игры вольных стихий до невидимого прозябания узников бочки.
«День за днем идет, мелькая». Жизнь идет всюду, ничто не стоит на месте. Вопреки сказочному канону, быт обнаруживает свою осмысленность, а значит – свою причастность чуду.
На дрожжах этого тотального, по всем «уровням» идущего бытового движения «всходит», «вспучивается», делается реальным мир пушкинских сказок. В нем, в этом мире, продолжается действительная жизнь, окружающая нас в повседневности. Не «Жил-был царь…», не «Однажды…», а просто: «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…» Сказка начинается не из «небытия», а из жизни и распахивается в жизнь:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3
Русский человек, говорил Гоголь, характеризуя поэтику Пушкина, «немногоглаголив на передачу ощущенья, но хранит и совокупляет его долго в себе, так что от этого долговременного ношенья оно имеет уже силу взрыва, если выступит внаружу».
Подобно тому как русское долготерпение в определенных условиях развернулось в грозное историческое действие, в пугачевщину, так и «застылые», «неподвижные»»формы старинной русской народности» стали у Пушкина «размораживаться», разворачиваться, обнаруживая неожиданную динамику и взрывчатость. Пушкин почувствовал то, что мы сегодня назвали бы диалектикой сказки, может быть – парадоксом ее: сказка «одновременно постоянна и текуча» 6 – именно в силу своей фольклорной, устной природы. Будучи статичной по структуре, одна народная сказка (точнее – одна сюжетная схема) реализуется в множестве индивидуальных версий, «сказываний», как бы растворена в их потоке, и потому неуловима, как жар-птица. Это поистине река, в которую нельзя войти дважды.
В этом соединении «вечной неподвижности» внутренней структуры сказки и «вечного движения» ее через бесконечное множество индивидуальных версий и состоит, собственно, реальная жизнь сказки, жизнь народного духа в ней.
Пушкин создавал свою «версию» – литературную, фиксированную, письменную. «Текучесть» сказки необходимо было воплотить в постоянной, неизменной форме. В раз и навсегда данном поэтическом тексте необходимо было зафиксировать движение, не останавливая его. Необходимо было поймать неуловимое.
Пушкин отчасти достигал этой цели, вводя в скупую фольклорную схему житейскую «текучку», раскрывая в «неподвижности» тотальное движение.
Но в столь замкнутой и совершенной системе, как сказка, преобразование одного элемента закономерно связано с преобразованием других, в частности – персонажа.
Персонаж натуральной народной сказки – фигура, как известно, условная, однозначная, лишенная объема, ограниченная одной-двумя характерными чертами; строго говоря, это не герой, а только элемент сюжета: «хозяин», «богатырь», «работник». Сказочному герою не присущи внутренняя противоречивость или колебания, ему вообще чужда психология, «внутренний быт»; его поступки, как правило, предопределяются каноном и почти никогда не мотивируются, тем более – словами.
В первой же сказке – о попе и Балде – этот закон нарушается.
В пушкинской записи народной сказки говорится: «Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щелк».
Черты персонажей, в строгом соответствии с законами сказки, четко разграничены: «хозяин» только жаден и туп, «баба» хитра и осмотрительна.
Что делает Пушкин?
Он отбирает у попадьи присущую ей черту – осмотрительность – и отдает самому попу:
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Сделка состоялась, и сюжет «завязался», по видимости, не «из канона», а «из быта», – не потому, что так предопределено сюжетной схемой «хозяин и работник», а потому, что поп, поколебавшись, все-таки «понадеялся на русский авось». Этот «авось», который, по мнению Пушкина (см. X главу «Онегина»), заслуживает «оды», как характерная национальная черта, – этот «авось» и есть бытовая, психологическая мотивировка.
Частное и, казалось бы, незначительное изменение оказывает удивительное действие. Никак не скажешь, что этот поп – только отрицательный персонаж, полярный положительному. Перед нами – действительно глуповатый, действительно скупой, но какой-то уж очень по-русски безоглядный и потому в чем-то даже трогательный «эксплуататор». Он сам мужик, как и Балда, с той лишь разницей, что у него есть должность; оба они мужики, оба шатаются сейчас без дела и без определенного намерения, оба стремятся одурачить друг друга (по правде говоря, Балда, который самих чертей может обвести вокруг пальца, даст тут попу сто очков вперед) и оба заключают дикую сделку с размашистой решимостью: была не была! Причем ни тому, ни другому нельзя отказать в своего рода бескорыстии: у попа ровно никакой уверенности в благополучном исходе нет, и потому в его простодушном уповании на «русский авось» есть своеобразное обаяние непосредственности; с другой стороны, и Балда не ищет иной выгоды, кроме морального удовлетворения.
Персонажи уже не только «функционируют» в сюжете, но и, живя собственною жизнью, обретают собственную ценность.
При всем том не создается ощущения крутой ломки: сказочный образ не рвется на куски, не ставится на голову, но раздвигается «изнутри». Пушкин верен природе фольклора, который создает новый образ на основе канона; верен и собственному методу, своеобразие и народность которого состояли в том, чтобы не кромсать старые традиции и принципы, а исподволь расширять пределы старого, превращая его в новое. Поэтому «передать» функцию одного персонажа другому (в данном случае сомнения пападьи – попу) – еще не все. Важно ату функцию воплотить.
4
Основной принцип структуры сказки, как уже говорилось, – действие, движение, динамическая связь поступков героев. Иван-царевич пошел туда-то и сделал то-то. Царевна взяла яблочко, надкусила да и умерла. Гвидон «избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править» 7. Дело делается не скоро, не «вдруг», а сказка сказывается скоро. То же относится и к персонажам: «Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос кто делает и как делает – это вопросы уже только привходящего изучения» 8. Неважно кто и неважно как – то есть неважно именно то, что определяет индивидуальное лицо героя.
Пушкин очень хорошо почувствовал этот закон народной сказки. И, почувствовав, нарушил. Нарушил по меньшей мере двояко.
Во-первых, ему не всегда важно как раз то, что делают сказочные персонажи: семь богатырей почти ничего не «делают» в сюжете сказки; с точки зрения сюжета место им отводится вообще слишком большое. Во-вторых, для Пушкина всегда важно именно то, кто делает (так, например, ему выгодно отобрать у попадьи и передать попу сомнения, а строительство города отобрать у Гвидона и отдать царевне Лебеди, которой в народной сказке «про царя Султана» и вовсе не было); в-третьих, не менее важно – как делает. Поэтому он задерживается на подробностях сюжета, «сказывает» не скоро, а долго, подчас почти так же, как само «дело делается». Он заполняет «белые пятна» между многочисленными «что делает» бесчисленными «как делает». «Проснувшийся» быт превращает пунктир в сплошную линию.
И получается, что, «задерживаясь» на подробностях сюжета, нарушая этим коренной принцип народной сказки – непрерывное, стремительное действие, цепь поступков, – Пушкин в то же время поступает в полном соответствии с этим принципом: каждая подробность, каждый эпизод строится на действии – бытовом действии, – пронизывается движением – бытовым движением, – превращаясь в маленький сюжет в сюжете.
Подчас подобное движение предстает в качестве жеста. Здесь и начинается «психологизм». Потому что жест есть внешнее выражение «внутреннего быта» героя, движений его души.
Этот внутренний быт «пробуждается» уже в самом начале первой из пушкинских сказок:
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Читая дальше, замечаем, что происходит как бы диффузия: жест попа содержится не только в той строке, где он прямо назван, но проникает и в следующие строки:
Щелк щелку ведь розь.
Это говорится прямо под жест: рука еще почесывает лоб, в котором неуклюже ворочается смутная опаска… Наконец удается кое-что выскрести:
Да понадеялся он на русский авось.
Остановилась рука… Решаться, что ли? И – прямо ото лба, как будто сбросила тяжкий груз, – была не была!
Поп говорил Балде: «Ладно…»
И – пришло облегчение:
«Не будет нам обоим накладно…»
Возможности жеста как приема используются до конца. Физическое движение становится психофизическим.
Так рождается театр пушкинских сказок.
Именно театр; в частности, потому, что мало где у самого Пушкина его пластический дар проявляется в таких всеобъемлющих масштабах, играет столь принципиальную роль, как в сказках.
Иначе вряд ли могло быть. Каждый устный «вариант», каждая «версия» фольклорного сказочного сюжета – это одновременно особое, индивидуальное исполнение; можно сказать, что натуральная сказка имеет исполнительскую природу. Вне устной версии сказка – это лишь сюжет; это – спящая царевна: она существует, но не бодрствует; в исполнении она пробуждается – просыпается «внутренний театр» сказки, реализуемый в индивидуальной трактовке и индивидуальной интонации.
- Об этом убедительно пишет в своей статье о «Повестях Белкина» Н. Берковский (см. его книгу «Статьи о литературе», Гослитиздат, М. -Л. 1962).[↩]
- Вообще, говоря о бунтарском, «пугачевском» духе пушкинских сказок (известно, что Пушкин сам сближал их со своей пугачевской темой), крайне наивно видеть в них дух то прямого социального протеста, то прямой сатиры; эти черты составляют лишь одну сторону сказок, и притом – не всех (где, например, эти черты в сказках о Салтане или о мертвой царевне?), и притом – не обязательно доминирующую («Сказка о рыбаке и рыбке», например, вопреки некоторым распространенным толкованиям, гораздо более философская, нежели сатирическая). Однако даже «Салтан»- и прежде, и в последние годы – характеризовался и нередко характеризуется совершенно неверно: как «сатирическая» сказка, «карикатурно» изображающая «носителей царской власти» (см., например: проф. И. Плотников, Пушкин и народное творчество, Воронежское обл. книгоизд-во, 1937), рисующая «сатирический образ незадачливого царя» (Б. С. Мейлах, Н. С. Горницкая. А. С. Пушкин. Семинарий, Учпедгиз, Л. 1959).[↩]
- Назидательная концовка характерна не только для «Сказки о золотом петушке»; последняя строка «Сказки о попе…» воспринимается тоже как «мораль», что давало повод утверждать: «Балда» – басня, а не сказка» (А. Желанский, Сказки Пушкина в народном стиле, Гослитиздат, М. 1936); да и окончание «Сказки о рыбаке и рыбке» близко, по сути, к назиданию. Следует добавить, что концовка «Золотого петушка» («Сказка ложь, да в ней намек!») предназначалась сперва для «Сказки о мертвой царевне».[↩]
- См.: В. Пропп, Морфология сказки, «Academia», Л. 1928; В. Пропп, Фольклор и действительность, «Русская литература», 1963,,N 3.[↩]
- См. об этом у Д. Лихачева («Поэтика древнерусской литературы», «Наука», Л. 1967, стр. 252).[↩]
- См.: Э. В. Померанцева, Судьбы русской сказки, «Наука», М. 1965, стр. 20 – 23.[↩]
- Из пушкинской записи сказки «про царя Султана». В цитатах из Пушкина здесь и далее курсив мой. – В. Н.[↩]
- В. Пропп, Морфология сказки, стр. 29.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
И. Акулинина
Сказки Пушкина…. Есть ли в нашей стране -да и и в других странах мира- человек, который не знает сказки Пушкина – произведения самого знаменитого русского поэта и писателя? Читая любые сказки, ребёнок развивается. Читая сказки Пушкина, малыш получает информацию, обличённую в поток чистейшей русской речи.
Знакомясь с первыми детскими произведениями, вы не только открываете мир вашему малышу, но и обучаете его правильно строить свою речь. Что может быть лучшим пособием для развития речи, чем сказки Пушкина, написанные свыше двухсот лет тому назад?
Конечно же, Александр Сергеевич не писал непосредственно для детей. Но красота слога поэта, доступность для запоминания его текстов, живость сюжета и проникновенность в поступках героев стало основой для того, чтобы сказки Пушкина читали детям с спустя 200 лет после их создания.
Нам с детства знакомы пять сказок великого поэта. Это немаленькие произведения и читать их необязательно сразу полностью. Читайте сказки Пушкина по главам так, как их разделил сам поэт. Останавливайтесь на самых интересных моментах, чтобы поддерживать желание у ребёнка узнавать о том, что будет дальше. Заучивайте отрывки из сказок: их напевные слова легко запомнит любой малыш. Первые сказки Пушкина, которые вы прочтёте малышу — это «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мёртвой царевне…». Сюжеты сказок знакомы и из других сказочных произведений мировой литературы, но, благодаря нашему великому поэту, положенные на стихи запоминаются на одном дыхании. Ваш ребёнок не раз попросит прочесть ему эти сказки и будет вам читать, когда научится это делать сам. Когда ребёнок уже будет учиться, сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде», «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке» встретят его на страницах школьных книг.
По произведениям великого поэта сняты много мультипликационных и художественных фильмов. Все они выполнены на высочайшем уровне. А «Сказка о попе и его работнике Балде» превращена в замечательную музыкальную сказку. Не меньше классических опер и балетов созданы по сюжету сказок Пушкина великими русскими композиторами. Если ваш ребёнок заинтересовался классической музыкой, познакомьте его с этими шедеврами русской музыкальной культуры. Читая сказки Пушкина, вашему ребёнку легче будет познакомиться с другими произведениями детской литературы всего мира и стать по- настоящему грамотным и культурным человеком.
Все Сказки Пушкина в мультипликационном варианте.
Кроссворды по сказкам Пушкина ( с ответами)
Кроссворды по мотивам сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
По вертикали в каждом кроссворде можно прочитать фамилию великого русского поэта А.С. Пушкина
Вопросы.
1. Что должны были платить попу черти?
2. Кого перед утренней зарею выехали пострелять богатыри?
3. Любимое лакомство белочки.
4. Кличка собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях.
5. Как звали жениха царевны?
6. Дерево в лесу, под которым должна была чернавка оставить царевну.
Ответы. 1. Выкуп; 2.Утки; 3. Орешки; 4. Соколко; 5. Елисей; 6. Сосна
Вопросы.
1. Золотой атрибут на дубе
2. Дерево, которое растет у Лукоморья
3. Он не простой, а золотой
4. Каким фруктом отравилась царевна?
5. Напиток из последних строк сказки о царе Салтане и сказки о мертвой царевне
6. На каком острове поселился царевич?
Ответы. 1. Цепь 2. Дуб 3. Петушок 4. Яблоко 5. Пиво 6. Буян
Вопросы
1. У него «толоконный лоб»
2. Кто подарил царю золотого петушка?
3. Он кричал «кири-ку-ку, царствуй лежа на боку
4. В конце сказки они остались у разбитого…
5. Из чего были ядрышки орехов, которые грызла белочка?
6. Старуху погубила… в сказке о золотой рыбке и рыбаке
Ответы. 1. Поп 2. Мудрец 3. Петушок 4. Корыто 5. Изумруд 6. Жадность
Вопросы.
1.Он является персонажем сказки, главным «героем» которой является Балда
2. Где растет дуб в сказке А.С.Пушкина?
3. Их любит грызть белочка
4. Главный атрибут красоты злой царицы
5. Три… под окном
6. … должна превратиться в одном из желаний старухи?
Ответы. 1. Поп 2. Лукоморье 3. Орешки 4. Зеркальце 5. Девицы 6. Землянка
Сказка ложь, да в ней намек!
Загадки по сказкам Пушкина
Дорогие читатели, со сказками Александра Сергеевича Пушкина мы знакомим детей с раннего детства. Они учат добру, терпению, вере в чудеса. Вместе с детьми мы возвращаемся к ним, смотрим чудесные мультфильмы по этим сказкам.
Давайте сегодня проверим, насколько хорошо наши дети знают сказки Пушкина. А помогут нам в этом загадки. В нашей подборке загадки по сказкам А.С Пушкина для дошкольников. И, конечно, есть ответы на тот случай, если вы забыли некоторые моменты в сказках.
Не торопитесь вашим детям подсказывать ответы. Пусть они подумают, а вы можете задать наводящие вопросы. Для детей и вас это может быть очень интересно и познавательно. Ведь потом снова можно будет вернуться к сказкам, перечитать их и восполнить пробелы.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
***
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о…
(Рыбаке и рыбке)
***
Рыбка в сказке есть у нас,
Золотой ее окрас.
Кто желанье загадает,
Все вмиг от нее получает.
(Золотая)
***
Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
(Старик)
***
Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(Землянка)
***
Сказки Пушкина читал?
Сетью той старик поймал
В море рыбку золотую.
Знаешь, братец, снасть такую?
(Невод)
***
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
(Рыбка)
***
Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить?
(Корыто)
***
Сказка — ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
(Корыто)
***
Хвостиком виляет
Желанье исполняет.
(Рыбка)
***
Стало мало ей корыта.
И избы уже ей мало.
Ну-ка, быстро подскажите,
Кем затем старуха стала?
(Дворянка)
Чьи это слова?
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….»
(Старуха)
***
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
(Золотая рыбка)
***
Воротился старик нынче с моря,
Рассказал мне великое чудо:
Что поймал сегодня он рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелает!
Не посмел он взять с неё выкуп!
Так пустил её в синее море!
Дурачина, такой простофиля!
Не сумел он взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял он с неё корыто,
Наше – не корыто, разруха!
Догадались, кто я? …
(Старуха)
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
***
Если сказку мы эту знаем,
То почешем в раздумьях лоб:
На что же, Балду нанимая,
Надеялся хитрый поп?
(Авось)
***
Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда)
***
С первого щелка
Подпрыгнул я до потолка;
Со второго щелка
Лишился я языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика!
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты за дешевизной»!
И зачем я ему подставил свой лоб?
Как зовут меня? …
(Поп)
***
В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.
(Оброк)
Чьи это слова?
«Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! …»
(Балда)
По всем сказкам А. С. Пушкина сняты мультфильмы. И если ваши дети их смотрели, читали сами сказки, то отгадать из какой сказки отрывок им будет совсем не трудно. Предлагаем посмотреть познавательную видео викторину по этим сказкам.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
«Руслан и Людмила»
***
День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот)
***
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый?
(Лукоморье)
***
Листвой резною он шумит,
Златая цепь на нём висит.
(Дуб)
***
На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)
***
«У лукоморья…» знаешь стих?
Не помнишь если, то прочти.
Ответь, что «с Бабою-ягой
Идёт, бредёт сама с собой»?
(Ступа)
***
Людмила — дочь его меньшая.
И зять — Руслан теперь в почете.
А вы же, имя князя зная,
Его сейчас же назовете…
(Владимир)
***
Черномор хоть бородат,
Все же ростом не богат.
Всех людей такого роста
Называют очень просто.
(Карлик)
Загадки-обманки
Злато он перебирает,
И в округе всех пугает.
Много у него морщин.
Ну конечно это …
(Не Джин, а Кощей)
***
Ходит важно по цепи он,
Сказки знает наизусть.
Этот зверь мы скажем вслух
Называется…
(Не Петух, а Кот)
***
Много дней провел в пути,
Хотел Людмилу он найти.
Колдун его по небу нес.
Это…
(Не Дедушка Мороз, а Богатырь Руслан)
В своих сказках Александр Сергеевич будто говорит: «Относитесь к сказке серьезно. Она учит понимать жизнь, учит видеть в ней добро и зло, учит отстаивать свою правоту и бороться против несправедливости».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
***
Сбылась трех сестер мечта.
Кем, скажите, стала та,
Что мечтала лишь одна
Выткать море полотна?
(Ткачиха)
***
Очень крепким он родился,
Только в бочке очутился.
Баре бочку засмолили,
В океан её пустили.
Мчалась бочка по волнам,
Быстро рос ребёнок там,
Он волне морской молился
И на суше очутился.
Вышиб дно и вышел вон,
Звали как его? ….
(Гвидон)
***
Князь с купцами повстречался,
Их рассказам удивлялся,
И передать просил их он
Царю Салтану свой поклон.
(Гвидон)
***
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)
***
Волшебство случилось тайное:
Остров был необитаемым,
А теперь… Ответьте просто вы,
Что построено на острове?
(Град)
***
Пушки с пристани палят,
Всем сейчас сказать велят,
Как зовется этот остров,
Где живется сказкам просто?
(Буян)
***
Бабариху как-то раз
Укусил он прямо в глаз.
(Шмель)
***
Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Что за дерево растет?
(Ель)
***
Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает.
«Во саду ли, в огороде…»
Громко песенку поет
(Белочка)
***
Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(Изумруды)
***
Маленький зверек
Песенки поет
И орешки все грызет
(Белка)
***
Лебедь всей волшебной силой
В раз второй оборотила
Князь-Гвидона в нам знакомое
Столь простое насекомое
(Комар)
***
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(Шмель, муха, комар)
***
Увенчалась сказка пиром
Угощали медом, пивом
В рот ни капли не попало,
Все по ним лишь и стекало.
(Усы)
«Сказка о Золотом Петушке»
***
Я с большой, высокой спицы
Стерегу царя границы.
Чуть опасность где видна,
Тут же я очнусь от сна,
Шевельнуся, встрепенуся,
К той сторонке обернуся
И кричу: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Я красивый, золотой!
Я Додону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто я, дети? …
(Петушок)
***
Он посажен был на спицу,
От врагов беречь столицу.
(Петушок)
***
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все смирно.
(Петушок)
***
Звездочет царю Дадону
Петушка поднес с поклоном…
— Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерег петух?
(Город, царство)
***
А кому, скажи, дружок,
Громко-громко петушок
Все кричал: «Ки-ки-ри-ку!
Царствуй, лежа на боку!»?
(Дадону)
***
Что с царем накладно вздорить,
Вряд ли кто теперь поспорит.
Чем, скажите, царь Дадон
Мудреца дух вышиб вон?
(Жезл)
Чьи это слова?
«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …»
(Мудрец)
***
«Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла…»
(Царь Дадон)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
***
Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе,
Кораблям — подспорье в море.
(Ветер)
***
Круглолицый, светлоокий,
Светит он во тьме глубокой.
Назови скорей, дружок,
Позолоченный рожок!
(Месяц)
***
Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
(Елисея)
***
Королевич Елисей
Долго шел к любви своей.
Кем являлся сей герой
Для царевны молодой?
(Жених)
***
У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по секрету
С этим маленьким предметом.
(Зеркальце)
***
У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
(Зеркало)
***
Возле терема лесного,
Не пуская к дому злого,
Он усердно службу нес.
Как же звался этот пес?
(Соколко)
Чьи это слова?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»
(Мачеха-царица)
***
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …»
(Королевич Елисей)
А теперь по этому видео можно проверить свои знания
Видеовикторина по мультсказкам Пушкина
Масмтер- класс «Золотая рыбка»
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.