Эффективное общение является одним из самых востребованных навыков практически во всех сферах деятельности. Независимая исследовательская организация Conference Board of Canada назвала его фундаментальным, то есть необходимым для гармоничного развития личности. Это означает, что писать про коммуникабельность в резюме не только можно, но и нужно.
Что такое коммуникабельность
Резюме – документ, в котором информация изложена в сжатом виде. Поэтому кандидаты должны тщательно подходить к выбору того, что будет содержаться в блоках. Сегодня каждый второй соискатель пишет в анкете о коммуникабельности, но мало кто представляет, насколько многогранно это понятие.
Прежде чем погрузиться в вопросы заполнения резюме, давайте пройдемся по основам. Данная информация поможет понять, почему навык общения так востребован у работодателей.
Коммуникабельность представляет собой целый комплекс умений:
- прием, анализ и способность дальнейшей корректной передачи представленной информации;
- грамотная устная и письменная речь;
- уважительное отношение к спикеру и его точке зрения;
- вовлеченное слушание;
- умение строить связный, последовательный рассказ;
- ораторское мастерство;
- умение задавать собеседнику уточняющие вопросы.
Что такое общение, если смотреть с позиции взаимодействия в команде? Это обмен идеями, инструкциями, мнениями. Сам процесс намного глубже, чем просто приятельский разговор. Но даже в рабочих условиях коммуникация может быть неэффективной.
Эффективная коммуникация – это передача информации и получение обратной связи от собеседника. Она строится на понимании намерений и взаимном интересе.
Коммуникативные навыки на рабочем месте можно разделить на 3 большие категории: вербальные, невербальные и письменные.
Вербальные навыки подразумевают под собой устное общение. Однако для достижения эффективности передачи сведений спикеру следует тренироваться над выразительной и темпо-ритмической стороной речи. К невербальным коммуникативным навыкам относятся жесты, мимика, позы. Здесь прием и передача информации происходит с помощью зрительного и тактильного анализаторов. Письменное общение хотя и является частью невербального, но менеджеры по персоналу выделяют его как отдельное профессиональное умение. Например, для таких специалистов, как программист, бухгалтер, секретарь, юрист грамотная письменная речь играет большую роль в карьерном развитии. Письменная речь – это не только текст, написанный от руки, но также напечатанный на компьютере или ином устройстве.
Примеры коммуникативных навыков для резюме
Как мы писали выше, указывать в резюме коммуникабельный стало модно. Но это понятие для каждого соискателя несет разную смысловую нагрузку: болтливость, умение убеждать, способность поддерживать любой разговор и т.д. Одно слово в анкете не даст полного представления о намерениях и талантах.
Рекрутер оценивает коммуникабельность в резюме уже с первых прочитанных строк.
Для резюме некоторых специалистов навыки коммуникабельный и общительный не будут информативны. Эти два термина не раскрывают личностные особенности, если вы, например, претендуете на должность «агента по недвижимости». В таких случаях рекомендуем включать в анкету синонимы и дополнительные слова.
Безусловно, указывать все умения сразу не стоит. 4-5 позиций будет достаточно. Идеальный вариант – продемонстрировать в анкете, как каждый из навыков повлиял на вашу работу.
Помните, первое, на что будут обращать внимание рекрутеры при оценке коммуникативных навыков в резюме – насколько грамотно составлен сам документ. Исключите ошибки, жаргонизмы, соблюдайте информационно-деловой стиль письма. Количественные показатели можно добавить в блок «опыт работы», раздел «о себе» или отразить в цели резюме.
Что еще подойдет для включения в резюме кроме общительности и коммуникабельности? Давайте рассмотрим варианты для разных специальностей.
Мы продемонстрировали разные способы показать работодателю владение навыком эффективного общения. Теперь вы понимаете, что коммуникабельность в резюме социального работника, телеведущего и педагога будет отличаться.
Коммуникабельность в CV на английском языке
Помните, что ответственность, стрессоустойчивость и общительность являются ключевыми личными качествами в резюме для большинства профессий. Независимо от того, на каком языке составляется анкета.
По аналогии с документом на русском языке в английской версии есть разные термины для того, чтобы раскрыть умение эффективно коммуницировать. Вот некоторые из них:
- networking – нетворкинг;
- sociability – общительность;
- public speaking – публичные выступления;
- leadership – лидерство;
- negotiation – переговоры;
- mediation – медиация.
Вариантов гораздо больше, поэтому здесь также нельзя ограничиваться лишь словом «sociability». Рекрутер непременно оценит не только наличие навыков, но и отличное знание иностранного языка.
Как развить навык коммуникабельности
Представим ситуацию: вы нашли идеальную для себя вакансию. В качестве одного из главных требований к кандидатам значится общительность. Объективно оценив имеющиеся навыки, вы понимаете, что не соответствуете заявленной позиции. Как поступить? Отказаться? Ни в коем случае! Коммуникабельность относится к soft skills. Значит, при желании этим навыком способен овладеть любой человек.
Как развивать коммуникативные умения:
- Больше читайте. Блоги, художественную литературу, журналы – все равно.
- Обучитесь искусству задавать вопросы. Практикуйте активное слушание.
- Во время разговора поддерживайте зрительный контакт с собеседником.
- Изучите литературу по невербальной коммуникации.
- Пройдите курсы по копирайтингу и ораторскому мастерству.
- Практикуйтесь в публичных выступлениях.
- Иногда лучше заменить написание сообщений на простой телефонный звонок.
- Учитесь у лучших. Возьмите за образец выступление известного спикера и «разберите его по полочкам». Отметьте приемы, которые использует профессионал.
- Проверяйте написанное, прежде чем отправить адресату.
- Делайте заметки во время совещаний.
Коммуникабельность – это постоянная практика. За пару дней вы не разовьете навык до экспертного уровня. Но успеете изучить базовые приемы. Даже самый общительный человек, если долго поживет в изоляции, не сможет подойти к первому встречному и задать вопрос. Потребуется время для того, чтобы вновь обрести уверенность в себе.
Вывод
Коммуникабельность сегодня по праву входит в самых востребованных навыков. Без эффективного общения сложно завести знакомства, создать личный бренд, построить карьеру, добиться высоких целей. Логично, что работодатели хотят видеть коммуникабельность в резюме кандидата. Но как ее указать, если само понятие так многогранно? Мы подготовили для вас небольшой чек-лист.
Как написать в анкете о коммуникабельности: чек-лист для соискателей
- Возьмите лист бумаги и ручку. Начертите таблицу из двух колонок.
- Проведите «инвентаризацию» коммуникативных навыков. Выпишите все, чем владеете в первый столбец.
- Проанализируйте вакансию, выделите и перенесите во второй столбец ключевые слова, касающиеся общительности.
- Соотнесите сведения из обеих колонок. Есть совпадения? Это как раз то, что требуется включить в резюме.
- Ничего общего не нашли? Тогда вновь изучите вакансию и отметьте пункты, над которыми стоит поработать.
- Транслируйте ключевые навыки в резюме, но начните их развивать уже сейчас. Так вы никого не обманите. А рекрутер непременно оценит ваши старания на собеседовании.
Личные качества в резюме — это особенности характера человека, в том числе и связанные с деловой сферой. Например:
- ответственный;
- всегда выполняю задачи вовремя;
- вежливый;
- всегда нахожу индивидуальный подход к клиенту.
Что такое личные качества, и почему они важны
Что хочет знать наниматель о потенциальном работнике, помимо его образования, опыта и профессиональных навыков? Обычно это отношение к работе, к другим людям (сотрудникам и клиентам) и карьерные цели.
Описать личные и профессиональные качества для резюме — не такое простое дело, и вот почему:
- Задача подобного самопредставления — убедить потенциального работодателя в том, что претендент обладает всеми необходимыми компетенциями и с ним не грозят проблемы в человеческом плане. Но если профессиональные навыки поддаются хоть какому-то объективному анализу на основе образования и опыта, то личностные качества (в резюме никто в здравом уме о себе не напишет: «ленивый и склочный») до очного знакомства оценить сложно.
- Тогда зачем писать, если это набор общих слов? Не совсем. Опытные рекрутеры, руководители и кадровики — неплохие психологи, и если собственные достоинства вы описали объективно и честно, то на первом же собеседовании это уже станет козырем в ваших руках. И наоборот, если приврали.
- С другой стороны, честно насколько? И всё ли, что вы считаете преимуществом или недостатком, является таковым? Вопрос не праздный: положительная или отрицательная коннотация часто тянется за формой, а не за содержанием, и правильная формулировка очень важна. Плюс то, какие личные качества указать в резюме, а какие тактично обойти, зависит от должности, на которую вы претендуете.
- Краткость — не только сестра таланта, но и родная мать эффективности донесения информации. Лишнее многословие повышает шансы резюме попасть в корзину.
- Ещё одна сложность — описать собственные плюсы так, чтобы на них остановился глаз. То есть без шаблонов и перечислений «ни о чём».
Какие качества указывать в резюме, а какие нет
То, какие качества написать в резюме, напрямую зависит от желаемой должности. Менеджеру и руководителю торговой организации требуются деловые способности, а не креативность или любовь к детям. Если работа требует сосредоточенности и усидчивости, то их и укажите, а творческий потенциал оставьте музыкантам, дизайнерам и художникам.
С «гендерными характеристиками» необходима аккуратность. Так, привлекательная внешность как пример личных качеств в резюме для девушки возможна, если она важна для будущей профессии. Если нет — это выглядит несерьёзно (мягко говоря).
Рекрутеры тратят на просмотр каждой анкеты меньше минуты, и типовые и заезженные «ответственности» с «пунктуальностями» их только раздражают, а соискатель автоматически попадает в список одинаковых претендентов.
Как привлечь внимание? Развёрнуто, но немногословно «раскрыть тему». Например: «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, чем стандартное «ответственность». «Коммуникабельность» описывается более конкретно, если были пройдены специальные курсы и бизнес-тренинги.
Пример личных и профессиональных качеств в резюме:
С точки зрения психологии полезнее обходиться без частицы «не». Как пример: «неконфликтный» — доброжелательный, миролюбивый, спокойный.
Что писать
Вот список положительных качеств человека для резюме — кратко и развёрнуто.
Личные качества кратко |
Что написать |
---|---|
Ответственный |
Добросовестно отношусь к работе |
Пунктуальный |
Всегда выполняю задания в срок |
Коммуникабельный |
Легко нахожу общий язык с людьми |
Умею находить индивидуальный подход к клиенту |
|
Умею работать в команде |
|
Неконфликтный |
Вежлив и ровен в общении |
Всегда вежлив и сохраняю спокойствие в любой конфликтной ситуации |
|
Креативный |
Ищу и воплощаю оригинальные решения даже для обыденных задач |
Обучаемый |
Быстро вникаю в новую информацию Постоянно занимаюсь самосовершенствованием, повышаю квалификацию на курсах и тренингах, готов к дальнейшему обучению |
Работоспособный |
Способен производительно работать, сосредотачиваясь на конечных целях |
Стрессоустойчивый |
Сохраняю самообладание при любых обстоятельствах |
Уравновешенный |
Чаще всего возможно оставить и так |
Инициативный |
|
Организованный |
|
Аккуратный |
|
Дисциплинированный |
Повторимся: некоторые достоинства или недостатки таковыми становятся только в конкретных обстоятельствах, и ваши «занудство» или «несговорчивость» способны оказаться к месту и ко времени — смотря, как преподнести.
Вот пример сильных качеств человека для резюме, которые для организаторской и руководящей работы (и не только) очень ценны:
Скрупулезный |
Дотошно (тщательно) выверяю каждую деталь проекта. Это увеличивает время его выполнения, но обеспечивает качественный результат |
Педантично подхожу к организации порядка в документах и отчетах |
|
Требовательный |
Строго требую от подчиненных четкого и качественного исполнения поставленных задач |
Прямолинейный |
Указываю коллегам на их ошибки в командных проектах, но готов помочь в их устранении |
Здесь требуется осторожность, чтобы не создать впечатление о завышенной самооценке.
Индивидуальный подход к рассказу о себе помогает найти новую работу, даже если требования в вакансии указаны в формализованных формулировках. А вдруг это первая проверка на реальную заинтересованность?
Помните: что написать в резюме о своих личных качествах, зависит от того, какую работу вы ищете. Составить универсальный список характеристик для всех компаний невозможно. Лучше подготовить несколько вариантов резюме и готовиться аргументировать написанное на собеседовании.
Особое мнение
Иван Дмитриевских
Head of HR Department Belitsoft
Личные качества, по которым наниматель выбирает будущего сотрудника, делятся на четыре группы. Важно определиться в каждой из них не только для того, чтобы пройти предварительный отбор рекрутером, но и выделиться среди других резюме на столе руководителя:
1. Гибкость в общении. Любому руководителю важно знать, насколько легко вы вольетесь в коллектив и усилите команду, и быть уверенным, что количество потраченного на вас времени в период «притирки» сведется к минимуму. К личным качествам этой группы обычно относятся:
1. Гибкость в общении. Любому руководителю важно знать, насколько легко вы вольетесь в коллектив и усилите команду, и быть уверенным, что количество потраченного на вас времени в период «притирки» сведется к минимуму. К личным качествам этой группы обычно относятся:
- умение находить общий язык (работает лучше, чем «коммуникабельность», которую многие воспринимают как пристрастие «просто потрындеть»);
- умение решать конфликтные ситуации;
- командный игрок или герой-одиночка (на разные вакансии необходимо разное качество — постарайтесь определить для себя, что у вас лучше получается);
- лидерские качества;
- умение находить баланс поддержки и давления для достижения общих целей и т. д.
2. Ответственность — очень важное качество, которому почему-то молодое поколение уделяет мало внимания в своих резюме:
- отношение к дедлайнам;
- насколько вы готовы отложить личную жизнь, «если завтра война»;
- отношение к качеству (как правильно сделать — быстрее или лучше?);
- отношение к деталям — предпочитаете собирать полную информацию и проверять каждую деталь или понимаете, что 100 % нужной информации никогда не соберешь и порой решение необходимо принимать при ее недостатке;
- отношение к проблемам (косякам, факапам) — «я не виноват» или есть понимание причинно-следственных связей возникшей проблемы (в следующий раз, чтобы не допустить этого, сделать так, а чтобы снизить потери — так);
- есть ли у вас системное мышление.
3. Мотивация — внутренняя или внешняя — опирается на ваши внутренние принципы или ценности, или необходимы внешние факторы:
- «к» или «от» — достижение чего-либо (бонусы, карьера, статус, опыт) или избегание (наказания, например);
- понимание баланса удовольствия и необходимости — какая часть работы на прошлом месте вызывала страсть, а какая оборачивалась скукой.
4. Ваша энергия — нет ничего страшнее для нанимателя, как взять дорогого выгоревшего профессионала:
- почему ушли с предыдущего места работы (почему начали искать работу);
- отношения с руководством на предыдущем месте;
- что ищете на новом месте работы;
- какие хобби есть вне работы (обычно у выгоревших их нет под предлогом «нет времени»).
Все эти качества указываются в отдельной графе профессиональных качеств либо в сопроводительном письме. Например:
«За пять лет работы прошел ротацию в трех отделах. Легко нашел общий язык с коллегами в каждом из них. Умение вовремя поддержать всегда помогало в этом. Была пара конфликтов, но довольно быстро удалось их уладить. К сожалению, полгода назад понял, что достиг потолка в профессиональном росте. И моей энергии гораздо больше, чем было необходимо там. На новом месте я ищу возможность работать с сильным ментором и реализовывать свои идеи».
Ирина Верёвка
Руководитель направления рекрутинга «Центра развития человеческого капитала»
При поиске места работы и составлении резюме важно понимать, что работодателя интересует результат. Главный вопрос для рекрутера: как потенциальный сотрудник может сделать компанию лучше? Поэтому личные качества для резюме предпочтительнее формулировать в формате soft skills, то есть гибких неспециализированных навыков и компетенций. Их наличие позволяет решать сотруднику нестандартные задачи, эффективно взаимодействовать с командой, управлять собственной результативностью.
Формулировка личностных черт в формате soft skills с указанием конкретных результатов делает резюме более презентабельным и профессиональным. Оно помогает работодателю понять, чего сможет достичь потенциальный сотрудник.
Но, описывая личные качества, соискатель часто перенасыщает ими резюме. Поэтому, прежде чем формулировать очередной пункт, подумайте, так ли он необходим? Чувство меры является очень важным. Многие характеристики порождают сомнения у рекрутеров и провоцируют вопросы. Например, вы указали такое качество, как «харизма». Сможете ли вы объяснить, в чем она проявляется и как ее оценить?
Если у работодателя все же возникнут вопросы, то будьте готовы подтвердить личные качества. Подготовьте несколько примеров, доказывающих ваше серьезное отношение к делу и умение брать на себя ответственность. При сомнениях откажитесь от указания той или иной черты. Если вы не укажете в резюме что-либо, необходимое для работы, то интервьюер сам задаст наводящие вопросы.
Кристина Корепина
Hr-marketing specialist
Однозначно описание себя как личности в резюме должно быть релевантно вакансии, на которую вы претендуете. И здесь выигрывают всегда кандидаты с индивидуальным подходом. В статье приведена отличная таблица перефразирования избитых описательных прилагательных. Но я предлагаю пойти еще дальше и обозначать личные качества через примеры из практики. То есть: «Прихожу на встречи за 5 минут, чтобы успеть освоиться» — эта фраза про пунктуальность, ответственность и воспитанность. Или «На любое входящее письмо на почте я отвечаю, что письмо в работе. И это не автоответ» — это про высокий сервис аккаунтинга, про клиентоориентированность. Такой сторителлинг точно зацепит скользящий взгляд hr-а и одновременно раскроет вас как креативную личность!
Ольга Горюшкина
Коуч, психолог
Личные качества в резюме должны подчеркивать ваши сильные стороны в деловой среде и не быть шаблонными. Шаблонные характеристики в лучшем случае не прочитают, в худшем — подумают, что вы списали их из другого резюме или не посчитали нужным уделить время и внимание собственным формулировкам (и здесь резюме потеряет несколько пунктов в глазах работодателя).
Чтобы составить список личных качеств, которые будут добавлены в резюме:
- вспомните ваш последний день рождения в компании: что вам желали, как вас характеризовали, что о вас говорили коллеги, подчиненные, руководитель, партнеры;
- вспомните 2–3 сложные рабочие задачи за последний год: благодаря чему вы добились в них успеха, какие ваши личные качества помогли, благодаря каким качествам вы преодолевали сложности на пути;
- посмотрите на два получившихся списка, отметьте пересекающиеся, оцените оставшиеся, сформируйте собственный список для добавления в резюме (3–5 пунктов).
Иногда, если сложно написать личные качества в резюме, лучше их совсем не писать. Единственное — в этом случае готовьтесь, что вас о них спросят на интервью, и говорить о них, вероятнее всего, придется.
Виктор Назаришин
Head of HR SIM-NETWORKS
С одной стороны, личностные качества (soft skills), которые позволят человеку быть эффективным в должности, указаны в профессиограмме и профиле должности, который создается на основе соответствующей профессиограммы. Прочтите эти документы перед тем, как определиться с личным перечнем. С другой стороны, рекрутер, когда публикует вакансию, описывает требования к личностным качествам человека, которого ищет компания на данную должность. В идеале определите суммарный перечень личностных качеств, которые соответствуют и профессиограмме, и требованиям работодателя. Эти личностные качества, и их проявления интересны работодателю. С учетом того, что требования работодателей различны и не всегда они совпадают с классическим видением профессиограммы (экспертная оценка), описание личностных качеств рекомендуется делать не в резюме, а в сопроводительном письме!
Владимир Демченков
HR Business Partner IQ Option Europe
В первую очередь акцентируйте внимание работодателя на тех личных качествах, которые важны в вашей профессии. Например, для руководителя проектов важно уметь грамотно распределять время и быть пунктуальным. А если вы претендуете на должность, предполагающую монотонный однообразный труд, то стоит заявить о своей усидчивости, последовательности и любви к порядку. Ну и следует избегать штампов: стандартные «коммуникабельность» и «стрессоустойчивость» в вашем резюме в лучшем случае проигнорируют.
Личные качества помогают выполнению профессиональных обязанностей, но работодатели склонны не обращать внимание на банальное перечисление свойств и не доверять шаблонным фразам. Сегодня мы научимся правильно указывать ключевые качества в резюме, чтобы начальник точно обратил внимание и поверил вам.
- Как охарактеризовать себя в резюме
- Одним словом
- Пятью словами
- Какие бывают качества человека
- Деловые качества
- Профессиональные качества
- Личностные качества
- Дополнительные качества
- Примеры указания личных качеств
- Какие качества указать в резюме
- Способности к коммуникации
- Ответственный подход
- Внутренняя мотивация
- Личное вдохновение
- Профессиональная уникальность
- Положительные качества для резюме – список
- Заключение: 4 основных правила
Рассказывать о своих личностных качествах потенциальному работодателю также важно, как и об образовании и опыте. Однако большинство соискателей делают это неправильно, чем обесценивают графу.
Избегайте шаблонного перечисления качеств и не приписывайте себе несуществующие – указывайте только полезные для должности и подтверждайте их фактами. Таким образом, даже банальная «ответственность» воспринимается всерьез.
Пример: ответственен (руководил отделением 2 года – работал с деньгами и принимал кассу)
Нужно выбрать от 2 до 5 основных характеристик и расписать их развернуто, чтобы выделиться среди шаблонных анкет.
Пример: исполнительна (быстро и качественно исполняю обязанности и поручения начальства).
# Как охарактеризовать себя в резюме
Через описание личных качеств вы должны донести работодателю о стиле работы, взаимодействие с коллегами и начальством – важно выбрать самые подходящие для вакансии. Иногда в требованиях указывают жесткие рамки – поэтому вы должны знать, как дать себе короткую характеристику.
Правильная характеристика дает работодателю понимание: чем вы занимаетесь, какие обязанности выполняете, какой результат получаете от своей деятельности.
Изучите больше информации о компании и выберите 10-15 особенностей максимально соответствующих ценностям компании и задачам, которые вы будете выполнять.
Пример:
- Вы хорошо продаете различные товары и услуги.
- Консультируете, просчитываете и оформляете заказы.
- В результате довольные клиенты и рост продаж.
Итог:
- Располагающий / Настойчивый / Энергичный.
- Компетентный / Последовательный / Внимательный.
- Эффективный / Ценный / Уверенный.
к содержанию ↑
# Одним словом
Например, ваша должность предусматривает сочетание разных обязанностей и высокий уровень ответственности. Поэтому будет уместным раскрыть себя, как стрессоустойчивую или многозадачную личность.
Или вы выделили для себя несколько главных качества, если расписывать однословную характеристику – можно вложить несколько понятий в одно предложение:
Пример: стрессоустойчив – эффективно работаю в условиях многозадачности.
к содержанию ↑
# Пятью словами
В такой ситуации у вас уже больше возможностей рассказать о себе, но рука так и тянется написать стандартные: целеустремленность, инициативность, коммуникабельность, стрессоустойчивость… Вы правда думаете, что кто-то воспримет ваши слова всерьез?
Выделяйтесь! Подберите замену шаблонам, ведь перед работодателем будут только слова, и через написанное должна просматриваться ваша ценность и преимущества перед конкурентами.
Мнение эксперта
Екатерина Троицкая
Менеджер по подбору персонала
Вы должны уметь объяснить упомянутые в анкете черты характера, потому что в 99% случаев Вас попросят прокомментировать их на собеседовании.
к содержанию ↑
# Какие бывают качества человека
Свойства личности формируемые в трудовой деятельности можно условно разделить на несколько видов, которые могут, как помогать, так и вредить в разных сферах жизнедеятельности.
Важно научиться правильно определять, как положительные, так и отрицательные стороны характера для желаемой должности.
В каждой профессии имеются собственные критерии для подбора персонала: качества подходящие воспитателю, могут совершенно не подходить продавцу.
к содержанию ↑
# Деловые качества
Это особенности, напрямую влияющие на выполнение рабочих обязанностей. Проанализируйте свой рабочий процесс и выделите все, что помогает выполнять работу быстрее и лучше других.
Примеры: самостоятельность, решительность, коммуникабельность, целеустремленность, организованность, продуктивность, исполнительность, вежливость, быстрая обучаемость.
к содержанию ↑
# Профессиональные качества
Это черты характера, которые присущи определенной сфере деятельности. Определите, что именно в вашем характере приводит к желаемому результату работы.
Примеры: стрессоустойчивость, нацеленность на результат, работоспособность, аналитическое мышление, убедительность, инициативность, добросовестность.
к содержанию ↑
# Личностные качества
Они фигурируют в повседневной жизни человека и могут не относиться к работе, поэтому отбирать личные достоинства следует только значимые для должности.
Примеры: аккуратность, активность, амбициозность, вежливость, внимательность, гибкость, дисциплинированность, дружелюбие, оптимизм, настойчивость, ответственность, порядочность, самокритичность, принципиальность.
к содержанию ↑
# Дополнительные качества
Это неявные стороны личности, которые иногда могут быть полезны в определенных направлениях труда или жизнедеятельности.
Примеры: чувство юмора, хорошая дикция, привлекательная внешность, харизма, креативность.
к содержанию ↑
# Примеры указания личных качеств
Стройте собственную характеристику на примере личного опыта и подкрепляйте информацию фактами, а также избегайте простого перечисления слов и развернуто описывайте свои достоинства.
Мнение эксперта
Екатерина Троицкая
Менеджер по подбору персонала
Объяснение собственных качеств делает резюме не шаблонным и внушает доверие к соискателю.
Указываете ли вы объяснение своих качеств в резюме
ДаНет
- Ответственность – добросовестное отношение к работе.
- Пунктуальность – безоговорочное выполнение заданий в срок.
- Коммуникабельность – умение легко находить общий язык с людьми, подбирать индивидуальный подход к клиенту.
- Креативность – творческий подход к решению поставленных задач.
- Легкая обучаемость – постоянное развитие, самосовершенствование, повышение квалификации, готовность брать участие в тренингах и курсах.
- Высокая работоспособность – эффективная производительность, нацеленная на конечный результат, а не на работу ради работы.
- Стрессоустойчивость – сохранение самообладания в конфликтных ситуациях.
к содержанию ↑
# Какие качества указать в резюме
Все что вы указываете в анкете должно относиться к выбранной вакансии и подтверждаться опытом из трудовой практики.
Оценка графы работодателем строится на пяти целевых группах, которые в совокупности формируют представление, как о человеке, так и о специалисте.
к содержанию ↑
# Способности к коммуникации
Руководителю важно, как сотрудник взаимодействует с людьми: вливается в коллектив, взаимодействует с командой, идет на контакт. Наниматель стремится сократить время адаптации нового работника и увеличить производительность персонала.
- Умение находить общий язык с людьми.
- Умение решать конфликтные ситуации.
- Умение работать в команде.
- Умение поддержать или потребовать.
к содержанию ↑
# Ответственный подход
Ответственность можно встретить в 90% анкет, однако эта черта и является важным критерием в подборе сотрудника – большое значение имеет способность доказать её наличие.
- Соблюдение сроков.
- Отношение к качеству.
- Внимание к деталям.
- Отношение к проблемам.
- Системное мышление.
к содержанию ↑
# Внутренняя мотивация
Хороший работник всегда стремиться покорять новые вершины – должен хотеть приходить на работу и добиваться результатов, а не плыть по течению избегая увольнения или штрафа.
- Желание или необходимость (хочу достичь … или избежать …).
- Удовольствие или рутина (работа должна нравиться).
к содержанию ↑
# Личное вдохновение
Любой начальник боится нанять дорогого профессионала, который потерял интерес к своей работе. Подготовьтесь, чтобы убедить его в обратном.
- Причины смены работы.
- Отношения с начальством.
- Наличие хобби.
к содержанию ↑
# Профессиональная уникальность
Способность выделиться среди кандидатов и показать свою ценность – может выделить соискателя при трудоустройстве, если знать свои отличительные стороны.
- Редкие для профессии навыки.
- Причины результативности.
- Частые рабочие ситуации.
Описание личной характеристики желательно в вольной форме, оно выводится отдельной графой и может быть продублировано в сопроводительном письме.
Пример: за 4 года работы прошел путь по карьерной лестнице от консультанта до начальника отдела снабжения. Всегда находил общий язык с коллегами, благодаря умению вовремя поддержать, помочь и замотивировать. Легко улаживаю конфликты и спокойно отношусь к сложным задачам. Недавно я понял, что достиг предела роста в компании, но полон энергии для продолжения профессионального пути и желаю работать с опытным наставником над интересными проектами.
к содержанию ↑
# Положительные качества для резюме – список
Выбирайте черты, которые действительно соответствуют вашей личности – не пытайтесь удивить рекрутера редкими формулировками.
- Активность, амбициозность, инициативность, целеустремленность, добросовестность, исполнительность, настойчивость, честность, энергичность, надежность, ответственность.
- Вежливость, дружелюбие, отзывчивость, порядочность, открытость, внимательность, коммуникабельность, доброжелательность, самокритичность, опрятность, чистоплотность, педантичность, мобильность, красноречивость.
- Самостоятельность, быстрое принятие решений, ориентированность на результат, трудолюбие, самосовершенствование, дисциплинированность, упорство, убедительность, принципиальность, прямолинейность.
- Стрессоустойчивость, умение находить общий язык, умение убеждать, оптимизм, пунктуальность, жизнерадостность, уверенность в себе, сосредоточенность, многозадачность, предусмотрительность, неординарность, смелость, самоконтроль.
- Аналитический склад ума, творческое мышление, грамотная речь, усидчивость, аккуратность, уравновешенность, организованность, логическое мышление, саморазвитие, терпеливость, предприимчивость.
- Располагающий, справедливый, неконфликтный, лояльный, скрупулезный, обучаемый, адекватный, презентабельный, заинтересованный, наблюдательный, требовательный, вдохновляющий, дипломатичный, кооперативный, покладистый, многосторонний.
- Самодостаточность, харизматичность, самообладание, решительность, лидерство, эффективность, перфекционизм, находчивость, собранность, усердность, деликатность.
к содержанию ↑
# Заключение: 4 основных правила
Резюмируя вышесказанное, можно выделить три главных принципа для подбора личных качеств в резюме:
- Избегайте перечислений и развернуто описывайте свои особенности.
- Не повторяйтесь – не дублируйте информацию из других разделов.
- Не перехвалите себя и используйте креатив в рамках делового тона.
- Заполняйте графу с упором на требования к вакансии.
Спасибо за внимание к статье, главное будьте собой и работа вас найдет. Надеюсь информация оказалась полезной, и вы сможете качественно заполнить раздел. Также советую прочитать материал о дополнительной информации в резюме и правильной постановке профессиональной цели. Напишите в комментариях не указанные в статье качества, которые вы рекомендуете включить в анкету и делитесь материалом в социальных сетях с коллегами.
Данную статью написал эксперт
Николай Бороздин
8 лет работы в сфере HR в компаниях с численностью до 2 000 человек персонала. Пропустил через себя тысячи резюме, нанял и обучил более сотни специалистов и управленцев.
- Главная
- Работа и развитие
- Работа и развитие
Как описать ключевые навыки в резюме. И не использовать слова «стрессоустойчивый» и «коммуникабельный»
Себя хвалить сложно, но необходимо — особенно когда вы заполняете графу «Ключевые навыки» в резюме. Вместе с медиа «Просто работа» рассказываем, как хвалить себя грамотно и с пользой.
- работа
- найти работу
Что такое ключевые навыки
У классического резюме жесткая структура, и в нем обязательно есть блок «Ключевые навыки». Мало кто из соискателей знает, что для рекрутера информация в этом блоке невероятно важна.
Ключевые навыки — это ваше конкурентное преимущество, при условии, что:
они обязательны для этой должности,
вы хорошо ими владеете,
не каждый умеет это делать.
Какие бывают ключевые навыки
Самым актуальным сейчас считается деление на hard и soft skills.
Hard skills
— это прикладные, «технические» навыки. Их можно измерить, например с помощью тестирования. Скорость набора текста измеряется в количестве знаков в минуту, а владение английским языком можно подтвердить сертификатом TOEFL с количеством баллов.
Soft skills
— это субъективные, надпрофессиональные навыки, которые тоже важны для успешной карьеры. Измерить их не получится, а оценить, насколько вы ими владеете, работодатель сможет, только уже когда примет вас и посмотрит на вашу работу «в полях». К таким навыкам относится тайм-менеджмент, дисциплинированность, пунктуальность, критическое мышление.
Как ключевые навыки зависят от вакансии
Для каждой специальности и должности комбинация hard и soft skills уникальна. Побеждает в карьерной гонке не тот, у кого в принципе больше навыков, а тот, у кого есть необходимый набор.
Soft skills в целом универсальны. Но если для менеджера по продажам важнее коммуникативные навыки, то для финансового контролера — аналитические.
Что до hard skills, то набор навыков для каждой профессии свой, и подсказки грамотному специалисту тут не нужны. Например, программисты указывают владение языками программирования, администрирование баз данных. Бухгалтеры — знание международных стандартов отчетности, навыки работы в специализированных бухгалтерских программах и базах нормативных документов. Проектные менеджеры — применение agile и других методик управления проектами (например, «барабан-буфер-канат»), владение техникой скрам-менеджмента.
Как писать о ключевых навыках
Вот что нужно, чтобы превратить стандартный, а иногда и формальный блок с ключевыми навыками в ваше конкурентное преимущество:
- Сформулируйте ценность себя как специалиста
Вспомните, при каких обстоятельствах к вам чаще всего обращаются за помощью. Почему так? Какие ваши навыки в такие моменты требуются? Можете спросить коллег, какие ваши профессиональные качества они считают самыми сильными.
- Включите наблюдательность и аналитическое мышление
Посмотрите, как рекрутеры описывают навыки в интересующих вас вакансиях. Придерживайтесь этих формулировок. Будет полезно пролистать резюме других специалистов в вашей сфере.
- Уберите лишнее
Не надо перечислять слишком много навыков — это будет выглядеть формальностью. Оставьте только самые важные.
- Указывайте только актуальные навыки
Время от времени выясняйте, чему учат в авторитетных школах и вузах, которые готовят специалистов из вашей сферы, — это поможет следить за духом времени. Иначе есть риск показаться рекрутеру старомодным, не заинтересованным в профессиональном развитии.
- Показывайте и доказывайте
Не просто называйте навык, а подтверждайте его конкретным примером. Например, вместо «умею продавать» — «регулярно выполнял поставленные планы продаж и KPI, проводил внутренние тренинги для сотрудников отдела продаж».
Главные ошибки, которые можно совершить
- Пропустить блок «Ключевые навыки», вообще не заполнить его.
- Перегрузить блок информацией — он становится больше блока «Опыт работы».
- Указать навык, который вы не планируете использовать в работе. Например, вы пишете: «Навык эффективной презентации», а на собеседовании говорите: «Я не хочу выступать перед другими». Получается такой каприз — могу, но не буду.
- Перепутать уровни «исполнитель» и «руководитель». Например, вы ищете работу руководителя (директора), а в резюме перечисляете умения специалистов низшего звена.
- Указать навыки, которыми не владеете (даже если планируете их освоить). После выхода на работу ложь откроется — и на отношения с руководителем как минимум ляжет тень.
И еще важный нюанс
Не стоит перегружать резюме soft-скилами. Желательно соотношение 70/30 в пользу hard-скилов.
Очень забавно смотрится такое описание:
- знание Photoshop,
- креативность,
- коммуникабельность,
- активная жизненная позиция,
- критическое мышление,
- аналитическое мышление.
Рекрутер заподозрит, что вы человек рефлексирующий: наверняка и к работе так относитесь — сто раз подумаете, прежде чем делать. Но список может быть и другим.
Например:
- знание HTML/CSS/jQuery, опыт создания страниц;
- Adobe Muse — опыт создания собственного интернет-магазина;
- SMM-продажи через соцсеть «ВКонтакте», оформление групп, верстка меню;
- опыт работы в ОС Linux/Windows/Android/iOS (пользователь);
- Photoshop, Illustrator, GIMP (ретушь/обработка фотографий, повседневные задачи)
- Sony Vegas (видеомонтаж);
- креативность;
- коммуникабельность;
- активная жизненная позиция;
- критическое мышление;
- аналитическое мышление.
В этом случае описание будет вполне гармоничным: человек много чего умеет делать руками, при этом многое понимает о себе. Кроме того, группировка навыков (hard — soft) характеризует соискателя как человека системного. Скорее всего, у него в голове всё стройно и по полочкам.
Пример ключевых навыков для кассира
- Опыт осуществления кассовых операций, работы с денежной наличностью (в том числе определение подлинности купюр), опыт проведения безналичных расчетов, инкассации.
- Знание инструкций ЦБ РФ, кассовой дисциплины, правил приема и выдачи денежных средств, правил ведения кассовой документации.
- Успешный опыт участия в инвентаризации.
- Знание правил торговли и закона «О защите прав потребителей».
- Опыт работы с кассовым аппаратом онлайн.
- Выкладка товара в прикассовой зоне, мерчендайзинг группы «элитный алкоголь».
- Соблюдение корпоративного стандарта при обслуживании покупателя, понимание принципов клиентоориентированности.
- Умение работать в команде.
Подпишись на наш канал в СберБанк Онлайн
Поделиться:
Указывая в резюме личные качества, вы тем самым даёте работодателю небольшую характеристику себя как личности. Личностные характеристики входят в набор факторов, которые влияют на эффективность деятельности офиса или предприятия, поэтому менеджеры по подбору персонала учитывают их при выборе кандидатов на вакантную должность.
Стоит понимать, что в нынешних реалиях, когда каждый год появляются тысячи новых специалистов разных направлений, когда рынок труда более чем переполнен и перенасыщен, соискателя приглашают на собеседование за его квалификацию и профессиональные навыки, но при выборе среди двоих равных кандидатов, личные качества в вашем резюме могут сыграть решающую роль.
Примеры личных качеств для резюме
Для вашего удобства мы составили примеры личных качеств для разных профессий. Не стоит тупо копировать список чужих качеств и присваивать их себе, будьте объективны и пишите только то, что относится лично к вам. Достаточно указать пять-шесть качеств, которые наиболее точно характеризируют вас как личность и соответствуют требованиям на вакантную должность. Например, для творческих направлений допустимы – креатив и хорошая фантазия, а для технических – аналитический склад ума и внимательность.
Какие личные качества указать при составлении резюме?
Рекрутеры постоянно видят одни и те же фразы, иногда даже не читают этот раздел, потому что соискатель перечислил целый абзац всевозможных достоинств. Заинтересуйте человека, который будет рассматривать ваше резюме, чтобы ему захотелось с вами встретится. Используйте готовые примеры, но будьте оригинальны, какая-нибудь необычная деталь сможет выделить вас из десятка других кандидатов и привлечь к себе внимание. Ниже представлен список альтернативных описаний к стандартному набору личных качеств, которые чаще всего используются в резюме.
- Целеустремленный — стремлюсь к профессиональному росту; стремление к поставленной цели; всегда довожу дело до конца.
- Коммуникабельный – всегда нахожу общий язык с коллегами (детьми, учениками); умею найти индивидуальный подход к клиенту; легко завожу и поддерживаю разговор на любую тему.
- Пунктуальный – всю работу выполняю в срок; выполняю и сдаю задания в срок; никогда не опаздываю с выполнением поставленной задачи (работы).
- Самокритичен – требователен к себе и к результату; анализирую свои ошибки, чтобы впредь их больше не допускать; всегда стремлюсь к идеальному результату.
- Стрессоустойчив – устойчив к стрессовым и конфликтным ситуациям; не теряю самообладание в конфликтных ситуациях.
- Настойчив – всегда добиваюсь поставленных целей (результата); непоступный и решительный; стремлюсь к поставленной цели.
- Креативный – изобретательный и находчивый; творчески подхожу к решению любых вопросов; способен найти нестандартные решения даже для самых сложных задач; ищу оригинальные решения для оптимизации выполнения стандартных задач.
- Ответственный – добросовестно отношусь к своей работе; выполняю обязанности согласно графика и должностных инструкций.
- Вежливый – всегда вежлив и приветлив; тактичный; доброжелательный; дипломатичный; создаю благоприятное впечатление, спокойный тон и вежливая речь.
- Обучаемый – постоянно совершенствую свои знания, навыки и умения; готов к обучению; открыт для новых знаний;
- Работоспособный – работаю (нацелен) на результат; трудолюбивый; способен много работать, сосредотачиваясь на конечных целях; моя работа приносит мне удовольствие.
- Скрупулёзный – ответственно подхожу к выполнению работы; всегда нацелен на качественный результат; тщательно подхожу к каждой поставленной задаче.
- Порядочный – тактичный; дорожу своей репутацией; честный; уважительно отношусь к людям (клиентам, коллегам).
- Надежный – на меня можно положиться в ответственных вопросах (задачах); добросовестный работник; ответственно подхожу к работе, следуя к поставленным целям; выполняю задачи в установленный срок; никогда не подвожу коллег (руководство, офис, фирму).
- Дисциплинированный – тактичен; организованный; соблюдаю субординацию (сроки); следую инструкциям.
- Честный – искренний; прямолинейный; говорю правду; неподкупный.
- Усидчивый – трудолюбив; сконцентрирован на поставленных целях; всегда довожу работу до логического конца.
- Организованный – внимательный к деталям; соблюдаю и поддерживаю порядок во всем; способен организовать и управлять рабочим процессом.
- Инициативный – способен самостоятельно принимать решения; активная жизненная позиция; предприимчивый.
- Амбициозный – уверен в себе; нацелен на результат и карьерный рост.
- Многозадачный – способен одновременно выполнять несколько задач, что никак не отображается на качестве результата.
Ошибочно считать, что указав оригинальные, отличающиеся от других личные качества в своем резюме, с вами моментально свяжутся и пригласят вас на собеседование. Оригинальность важна но, как уже говорилось раньше, еще важнее, чтобы личностные характеристики, которые вы себе присваиваете, вам соответствовали, а также соответствовали желаемой вами должности.
Раздел с личными качествами размещается в конце резюме, после указания образования, опыта работы и профессиональных навыков. Смотри шаблоны резюме.
Самопрезентация
Этот навык рекрутер начинает оценивать с момента изучения резюме. То, как написано и оформлено резюме, говорит о многом. Отсутствие ошибок характеризует кандидата, как человека грамотного. Аккуратно и тщательно оформленный текст показывает, что кандидат внимательный. Навык ясно и просто выражать мысли говорит об интеллекте человека. И наконец, тот, кто умеет себя правильно и красиво преподнести, понравится и рекрутеру, и руководителю и коллективу. Презентовать себя надо учиться, особенно, если предстоит работать с клиентами или руководить проектом и представлять компанию на переговорах. Существует масса специальных методик, с помощью которых можно прекрасно овладеть искусством самопрезентации.
Соответствие корпоративной культуре
В крупных компаниях этот фактор учитывается рекрутером всегда. Там, где платят высокую заработную плату, подбирают сотрудников «ювелирно». Увольнение специалиста больно отзывается на состоянии компании, а поиск нового — лишние нежелательные затраты. Поэтому отбирая кандидата на вакансию рекрутеры помимо профессиональных качеств, выясняют, на сколько человек подходит компании, будет ли ему комфортно работать, не будет ли компания иметь с ним проблем. Если корпоративные ценности идут в разрез с жизненными принципами кандидата, то его, скорее всего, не возьмут. Претендуя на вакансию в компании своей мечты, нужно заранее поинтересоваться политикой предприятия, какие ценности в коллективе, кто там работает. Таким образом, можно понять, насколько эта работа вам подходит и есть возможность подготовиться к вопросам рекрутера.
Слабые личные качества не должны испортить резюме
Идеального кандидата на должность не существует. Это знают все работодатели, хотя многие о таком мечтают. У каждого человека есть слабости. Чтобы подчеркнуть свою честность и открытость, в резюме можно указать пару отрицательных качеств, но в мягкой форме.
Например, не нужно писать, что вы сторонник авторитарной системы управления. Напишите, что любите дисциплину и требуете от подчиненных качественной работы. Позволяете себе критику в адрес подчиненных, но готовы помочь им улучшить свои показатели.
Если смягчить отрицательные качества не получается, лучше в резюме о них не упоминать. Но сформулировать их нужно, на интервью HR обязательно эту тему затронет. Поэтому к такому разговору лучше подготовиться заранее.
Как описать свои навыки в резюме
Навыки, о которых вы хотите рассказать своим работодателям, должны быть чётко сформулированы, а не быть просто «брошены на ветер». Коммуникабельность / ответственность и креативность — всё это, конечно, прекрасно, но содержательно бесполезно.
А ещё мы знаем ответ на вопрос о том, как создать человечное резюме.
Итак, пройдёмся по навыкам, о которых вы всё время забываете упомянуть.
Важно!
Сразу напоминаем вам, что навыки, о которых вы расскажете своему работодателю, должны иметь непосредственное отношение к позиции, на которую вы претендуете. Краткость и конкретика — первое правило резюме.
// Лидерство
Конечно, это важный навык для всех, кто связан с управлением в компании или даже с работой в команде — каждый её член рано или поздно столкнётся с необходимостью проявить инициативу. Так вот, если вы знаете, что может быть лидером в команде в какой-то момент, то об этом качестве всегда можно упомянуть (и даже нужно!).
Пишем:
умеете решать конфликты в команде, готовы помогать коллегам, прислушиваетесь к критике, готовы вести за собой, берёте ответственность за решения команды… — всё звучит конкретнее, чем «обладаю лидерскими качествами».
// Коммуникабельность
С лидерством непосредственно связано и это качество-навык. Дело в том, что с людьми нужно не только уметь общаться, но и понимать, что должен быть между вами фактор деловых отношений и взаимовыгоды. Когда вы пишете «коммуникабельный», не нужно думать о том, что у вас классные друзья и вы здорово дружите с коллегами.
Пишем:
нетворкинг, знание техники «холодных» звонков, выстраивание отношений с клиентами, умение работать в команде.
Важно!
Хорошо (замечательно, отлично, цены вам нет), если каждый навык, который вы упоминаете, будет подкреплён в резюме примером, который доказывает, что он у вас есть. Например, сравним «коммуникабельного» Ивана или Ивана, который занимается организацией мероприятий и привлёк известных спикеров, используя своё умение общаться и искать контакты.
// Организация
Во-первых, на русском языке «организация» может иметь два смежных значения: вы организованы, пунктуальны, понимаете, что такое «системный» подход, а может быть вы понимаете, как организовать множество людей и заставить шестерёнки крутиться. Так что в данном случае мы бы посоветовали вам:
Пишем:
организация мероприятий, контроль встреч, составление расписания, планирование (отличное слово для резюме!), тайм-менеджмент
// Ответственность
Упоминают это только те люди, которые хотят просто сказать работодателю «мне можно доверять!». Но есть гораздо более правильные способы доказать, что вы — ответственный работник, например, упомянув о том, что вы занимались проектной деятельностью или что занимались серьёзными финансовыми расчётами — всё, что имело конкретный результат будет полезно отметить вместо «ответственный».
Пишем:
проектная деятельность (завершено n. проектов), работа с клиентом n., создание рекламной компании n.
// Обучаемость
Мы все обучаемы. Иначе не могли бы разговаривать, писать, есть, ходить. Это нормальный навык не только для человека, но и животных. Ещё одно лишнее и слишком «общее» слово для вашего резюме.
Пишем:
самостоятельно изучил программу n., освоил язык программирования n., активное посещение тренингов, создание личного сайта, желание использовать навыки в разных отделах
// Критическое мышление
Вы знаете, что у нас нынче каждый — кино-критик. Но что на деле — когда нужно проявить навыки настоящего аналитика, что-то сказать после презентации, у всех вдруг пропадают мысли.
Пишем:
поиск информации, умение анализировать n. в n., создание отчётности в n., рецензирование
// Стрессоустойчивость
Это незаменимый, прекрасный и очень нужный навык. Но не навык на самом деле — это черта характера, как и коммуникабельность, например. Можно научиться бороться со стрессом, но скорее всего, применяя к себе эту характеристику, вы хотите сказать о том, что можете работать под давлением, в условиях дедлайнов и при быстрых темпах. Так скажите об этом!
Пишем:
умение (ОПЫТ!) работы в режиме дедлайна, способность быстро принимать решения, знание рынка, понимание особенностей конкуренции в отрасли, умение справляться с кризисными ситуациями
// Языковые навыки
Свободное владение языками — это не абстрактное понятие, а очень и очень конкретное.
Пишем:
владею английским языком на уровне C1, говорю свободно на испанском языке, знания китайского — A1
// Компьютерные навыки
Итак, вы действительно решили поделиться с работодателем тем, что вы умеете пользоваться компьютером. Мы уже сотню раз говорили, что «уверенное владение оргтехникой» — вообще не аргумент. МФУ тоже!
Пишем:
машинопись (?), скоростная печать, знание функции n. MS Excel, умение создавать инфографику в n., умение создать баннер для социальных сетей в n.
03 апреля 2011 г.
Словарь по общественным наукам трактует коммуникабельность как способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей. Из этого определения следует, что она не ограничивается одной лишь общительностью, а означает умение выстроить конструктивный диалог как в письменной, так и в устной форме практически с любым человеком. Однако это вовсе не подразумевает панибратское общение, о чем всегда следует помнить в процессе составления резюме и беседы с работодателем.
Что входит в понятие коммуникабельности?
Коммуникабельность – одно из основных личных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха в современном мире. Для специалистов по пиару, менеджеров по продажам, работников сферы услуг, эйчаров умение находить общий язык, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну волну с абсолютно разными людьми является частью профессиональных компетенций.
Как известно, большинство представителей кадровых служб не обращают особого внимания на список личных качеств, указанных в резюме, но в то же время отсутствие этой, на первый взгляд, формальности может насторожить работодателя и вызвать подозрение, что у соискателя есть некоторые трудности в общении с людьми. Поэтому, с одной стороны, не стоит увлекаться, перечисляя все присущие вам положительные качества, а с другой – не нужно о них забывать, чтобы вам не задавали лишние уточняющие вопросы.
В пользу коммуникабельности соискателя, в первую очередь, свидетельствуют его опыт работы и результаты, которых он смог добиться ранее. Так, если у вас клиентоориентированная профессия, то вы не сможете продвинуться по карьерной лестнице, не будучи общительным человеком.
Елена Старовойт, консультант по подбору персонала компании «Амплуа-Брокер», замечает, что обычно рекрутеры различают два вида коммуникабельности: устную и письменную.
Письменная коммуникабельность
Как правило, проверяется по тому, как составлено резюме соискателя. Сотрудники кадровых служб в первую очередь обращают внимание на грамматические и стилистические ошибки, особенно если требуется кандидат на ответственную должность. «Опечатки видны сразу, – отмечает Елена Старовойт, – и отделить от них ошибки как таковые не составляет труда. Наличие в резюме соискателя грубых ошибок – повод задуматься о прекращении дальнейшего рассмотрения кандидатуры».
Не стоит излишне углубляться в детали, так как это может сыграть не в вашу пользу.
Второй показатель – насколько структурированно, четко и полно соискатель составил свое резюме, как описал круг поставленных перед ним задач, функциональные обязанности, достижения. Но не стоит излишне углубляться в детали, так как это может сыграть не в вашу пользу, потому что свидетельствует о неумении правильно установить индикаторы внимания, сфокусироваться на наиболее важных моментах в своей профессиональной карьере, четко и лаконично описать опыт работы.
Устная коммуникабельность
Ее наличие у кандидата проверяется прежде всего при личном собеседовании и частично при психолингвистическом анализе его речи, в процессетелефонного интервью. Существует несколько критериев, по которым сотрудники кадровых служб оценивают этот вид коммуникабельности:
- Умение четко излагать свои мысли.
Логичность и структурированность речи – это то, что в первую очередь характеризует человека, обладающего навыками устной коммуникабельности. С целью проверки этого качестве эйчары нередко задают вопросы, которые требуют развернутого ответа, но ни в коем случае не «растекания по древу». «Быть коммуникабельным» вовсе не означает «говорить без остановки», наоборот, лучше всего действовать по принципу «краткость – сестра таланта». Например, отвечая на вопрос: «Расскажите, пожалуйста, немного о себе», кандидату не стоит пускаться в пространное рассуждение, пересказывая всю информацию, содержащуюся в резюме. Выше всего оценивается краткий (2–4 минуты), логично выстроенный рассказ о себе как о профессионале в определенной области.
- Адекватность.
По мнению кадровых консультантов, главный показатель при оценке личности кандидата – его адекватное, в какой-то степени критичное, отношениек себе и к окружающим. Панибратское обращение и переход с первых минут разговора на «ты» вовсе не свидетельствует о вашей коммуникабельности, а скорее отражает отсутствие навыков профессионального общения. Никита Крупский, руководитель направления FMCG холдинга «Империя кадров», приводит пример из своей практики, когда он набирал команду менеджеров среднего звена, и многие из них, будучи одного возраста с консультантом, сразу переходили на «ты». Конечно, такое поведение не служило основным показателем при приеме на работу, но на общем впечатлении этот факт, несомненно, отразился. «Во время подбора кандидатов порою сталкиваешься с отсутствием у них профессионального этикета, что, безусловно, влияет на итоговое решение по кандидатуре, – комментирует Юлия Смирнова, руководитель направления по работе с клиентами холдинга «Империя кадров». –Так, в моей практике бывали случаи, когда соискатель буквально экзаменовал консультанта на знание узкоспециализированных вопросов в профессиональной деятельности».
- Умение слушать.
Выше всего оценивается краткий (2–4 минуты), логично выстроенный рассказ о себе как о профессионале в определенной области.
Собеседники, не слышащие и не слушающие друг друга, не смогут вести конструктивную беседу. Беспрестанно говорящий человек, не внимающий замечаниям и просьбам оппонента, не способен прийти к взаимопониманию со своим собеседником. В результате, эффективность такого диалога уверенно стремится к нулю.
- Умение расположить к себе собеседника.
Коммуникабельный человек, как правило, обладает способностью расположить к себе собеседника в процессе общения, хорошо владеет собой и своим голосом. С помощью различных психологических приемов он способен удерживать внимание оппонента и по интонации распознавать его реакцию на те или иные вопросы, вовремя изменять свою линию поведения, чтобы быть с ним на одной волне. Как отмечает Елена Адамовская, руководитель департамента «Административный персонал» хедхантинговой компании Cornerstone, умение за считанные секунды установить контакт с собеседником, верно оценить его намерения, правильно истолковать скрытые побуждения говорящего, расшифровать язык жестов может стать путем к взаимопониманию, продвижению по служебной лестнице и преодолению конфликтов.
Коммуникабельность необходима, но недостаточна
При всей значимости коммуникабельности следует заметить, что она не должна быть тем флагом, с которым соискатель будет «брать на абордаж» желаемую должность. Конечно, для менеджеров по продажам это одно из самых важных профессиональных качеств. Особое значение для них имеет устная коммуникабельность, позволяющая выстроить диалог и достичь взаимопонимания с любым партнером или клиентом. Но есть и такие профессии, казалось бы, подразумевающие хорошую способность контактировать с людьми, где даже недостаточно общительный человек все равно может стать прекрасным специалистом. Так, Александр М., которому очень тяжело дается личностное общение, является сейчас штатным журналистом одного достаточно известного печатного издания. Однако на статьях, выходящих из-под его пера, его «комплекс» никак не отражается – он пишет хорошие обзоры рынков и аналитические материалы, взаимодействуя с экспертами посредством электронной почты и стараясь таким образом свести непосредственный контакт к минимуму. Отсутствие навыков устной коммуникабельности восполняется его аналитическими способностями, дедуктивным мышлением и превосходным владением культурой письменной речи.
При подготовке к собеседованию с работодателем, будь то общение по телефону, встреча с рекрутером из кадрового агентства или личное общение с представителем кадровой службы компании, попытайтесь проанализировать свои слабые и сильные стороны, будьте готовы продемонстрировать работодателю все те личные качества, которые были указаны в вашем резюме. Если вы не уверены в себе из-за отсутствия у вас одного из двух видов коммуникабельности, можно пройти соответствующие тренинги, чтобы восполнить этот пробел.
http://planetahr.ru/publication/1601/19/92
Смотри также:
«Личные качества» в резюме. Как заполнять раздел
. Хвалим и критикуем себя так, чтобы заинтересовать работодателя
Обновлено 23 ноября 2022, 10:45
Какой вы работник? Ответственный, творческий, пунктуальный и доброжелательный? Эксперты по составлению резюме считают, что не стоит указывать в резюме такие стандартные формулировки. РБК Life разобрался, как описать свои личные качества, чтобы получить работу.
Что такое личные качества
Личные качества — это особенности характера, трудовой дисциплины соискателя. Обычно в шаблонах для резюме нет отдельной графы, однако для большинства работодателей сведения полезны, особенно если они проиллюстрированы кейсами из практики. Это помогает понять, насколько человек соответствует требованиям, как он будет справляться с задачами, сможет ли адаптироваться в коллективе.
Часто личные качества указывают в разделе «Ключевые навыки», им соответствуют soft skills, так называемые мягкие, надпрофессиональные навыки.
Указание личных качеств в резюме — большой плюс, если их перечисление включает в себя и описание того, как они применялись на прошлом месте работы, как могут применяться на будущем. Если вы пишете, что коммуникабельны, то добавьте и то, как это помогло вам привлечь новых клиентов или партнеров.
Анастасия НазароваИ. о. руководителя Центра карьеры Skillbox
Личные качества — то, что заложено в человеке и может подвергаться корректировке в процессе работы над собой: темперамент, характер, сила воли, эмоции. Например, если речь идет о профессии интернет-маркетолога, для него «оперативно и качественно составляю медиапланы и оптимизирую кампании» является ключевой компетенцией, а «имею аналитический склад ума» — личные качества.
Дарья ПановаHR-менеджер iConText Group
Какие личные качества указывать в резюме
По словам Дарьи Пановой, в зависимости от профессиональной сферы личные качества будут меняться. Например, в сфере рекламы, маркетинга и PR чаще всего встречаются «умение работать в команде», «активная жизненная позиция» и «исполнительность». Для ИТ-специалистов, судя по вакансиям, важны «стремление к саморазвитию», «обучаемость», «вдумчивость» [1], [2].
Чтобы определить свои личные качества, вспомните, как вас характеризовали коллеги, подчиненные, руководитель. Проанализируйте сложные рабочие задачи, какие ваши личные качества помогли, благодаря чему вы преодолевали сложности. Составьте список, отметьте пересечения и сформируйте собственный список для резюме.
Дарья ПановаHR-менеджер iConText Group
Специалисты сайта по трудоустройству Indeed выделили топ-10 лучших личных качеств, которые можно указать в резюме:
- честность;
- ответственность;
- прилежность и организованность;
- этичность и лояльность;
- пунктуальность;
- гибкость;
- умение работать в команде;
- техническая подкованность;
- креативность;
- умение находить решения проблем [3].
Чаще всего в резюме кандидатов из России можно встретить «коммуникабельность», «ответственность», «исполнительность», «стрессоустойчивость» и «внимательность».
Анастасия Назарова советует выбирать не из популярных качеств, а из тех, которые указаны в конкретной вакансии. Например, работодатель ищет ответственного сотрудника — добавляйте в резюме «ответственный подход к делу», «умение завершать начатое», «способность соблюдать сроки и дедлайны».
Какие личные качества не указывать в резюме
«Нежелательные» личные качества будут зависеть от должности, на которую вы претендуете. Для руководителя, скорее всего, неприемлемы скромность, педантичность, прямолинейность. Важнее показать, что вы умеете работать в команде, готовы решать конфликтные ситуации, обладаете развитым эмоциональным интеллектом.
Популярное качество «коммуникабельность» не стоит указывать для специальностей, требующих сосредоточенности и усидчивости. Работодатель может посчитать, что вы будете много болтать, а не заниматься делом.
Не указывайте в резюме те личные качества, которые не могут быть полезны для желаемой должности. Не стоит описывать все свои способности для галочки. Лучше написать только то, что действительно может пригодиться, и то, о чем вы всегда сможете рассказать на собеседовании, приводя примеры.
Анастасия НазароваИ. о. руководителя Центра карьеры Skillbox
Не стоит перечислять все свои soft skills: список может получиться большим и неинформативным. Сосредоточьтесь на главных качествах — пяти будет достаточно.
Как указать личные качества в резюме
- Изучите вакансию, выделите личные качества, которые ищет работодатель.
- Запишите, какими качествами обладаете вы. При необходимости попросите охарактеризовать вас друзей и коллег, как бывших, так и нынешних.
- Посмотрите, какие ваши личные качества могут заинтересовать работодателя. Постарайтесь не писать «стандартный» список, который никак не отличает вас от других кандидатов.
- Добавьте в резюме до пяти личных качеств в отдельный раздел или в список «Ключевые навыки».
Описание личных качеств не следует формулировать слишком подробно — нужно кратко предоставить информацию, выделяя главное. Более того, правильно сформулированные личные качества могут выделить вас на фоне других кандидатов. Например, «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, чем стандартное «ответственность». Вместо «коммуникабельность» — «стремлюсь выстраивать рабочие отношения на основе доверия и взаимного уважения».
Дарья ПановаHR-менеджер iConText Group
Отрицательные личные качества в резюме
Иногда работодатели просят указать в резюме или анкете отрицательные качества кандидата. Считайте, что это своеобразный тест. К отрицательным качествам можно отнести:
- эмоциональность;
- перфекционизм;
- скромность;
- медлительность;
- упрямство;
- амбициозность [4].
Не стоит писать, что отрицательных качеств у вас нет, это могут посчитать за самолюбие и завышенную самооценку. В таком случае лучше превратить недостаток в достоинство.
Внимательно читайте вакансию, исходите из того, на какую должность вы претендуете. Эмоциональность может из отрицательного качества стать плюсом, например, для детского аниматора, ведущего концертных программ. Медлительность не станет большим минусом для профессий, где ценится усидчивость и вдумчивость. Скромность никак не повлияет на работу бухгалтеров, разнорабочих, программистов.
Личные качества в резюме: примеры для профессий
HR-менеджер iConText Group Дарья Панова советует, как заменить стандартные формулировки требуемых личных качеств.
Не стоит копировать примеры и вставлять в свое резюме. Лучше внимательно изучите вакансию, посмотрите, что интересует конкретного работодателя, придумайте оригинальные описания того или иного качества.
Для руководителя
- Коммуникабельность — «умею найти индивидуальный подход к каждому сотруднику», «увеличил количество командных встреч, где каждый работник мог высказаться о проблемах и достижениях».
- Ответственность — «при выполнении задач всегда соблюдаю сроки».
- Управление командой — «могу эффективно выстроить работу команды».
Для программиста
- Вдумчивость — «всегда нацелен на качественный результат, тщательно подхожу к каждой поставленной задаче».
- Стремление к саморазвитию — «постоянно совершенствую свои знания, навыки и умения» / «готов к обучению» / «открыт для новых знаний».
- Умение работать в команде — «умею слушать, выполнять свою часть работы в общем ритме» / «умение сотрудничать, конструктивно преодолевать разногласия».
- Аналитический склад ума — «работаю с большим объемом данных, умею делать логические выводы».
Для педагога
- Доброжелательность — «умею расположить к себе детей, вызвать доверие и создать благоприятную рабочую обстановку».
- Организованность — «умею организовать учебный процесс».
- Пунктуальность — «пунктуально отношусь к заполнению документации, ни разу не опоздала на урок».
- Ответственность — «ответственно подхожу к каждому уроку».
Для диджитал-специалиста
- Креативность — «способен найти нестандартные решения даже для самых сложных задач» / «ищу оригинальные решения для выполнения стандартных задач».
- Умение работать в команде — «готов к конструктивной критике» / «ориентируюсь на командное достижение общей цели».
- Ответственность — «распределяю задачи по приоритетности и срочности выполнения» / «умею расставлять задачи по приоритетности».