Театр в детском саду «Комната сказок».
Наверное, нет такого детского сада или школы,
где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность.
Для её развития в нашем саду силами педагогов и родителей была создана «Комната
Сказок».
Здесь есть всё для организации различных видов
театра – куклы бибабо, большие напольные (ростовые) куклы, настольный кукольный
театр, теневой театр, перчаточный и другие…
Швея и волшебница ростовых кукол воспитатель
Никитенко Е. В. Ее руками сшиты эти чудесные куклы.
Когда дети приходят в комнату сказок, то
попадают в волшебный мир, в котором проживая жизнь героев, учатся отличать
добро от зла, сопереживать положительным героям и делать правильный выбор. В
отличие от простого преподавания, в театре дети сами включаются в процесс
собственного воспитания, во время которого формируется творческая личность ребёнка.
Чтобы представление состоялось, нужна
кропотливая ежедневная работа педагога. Это всем известный путь от простого к
сложному. В обычных играх, упражнениях у детей развивается умение общаться,
выражать себя в движении, входить в образ. Из этих простых упражнений, этюдов
складывается театральная постановка.
Я бы хотела отметить в своей работе один из
видов театральной деятельности, который является истинно народным. У него нет
единой родины, перчаточный театр появился в разных странах, как лёгкий способ
развлечения детей. Именно в условиях игры, совместной театрализованной
деятельности в перчаточном театре развиваются:
*способность взаимодействия с людьми;
*умение находить выход из трудных ситуаций;
*доброта, сочувствие, сопереживание
положительным героям;
* ощущения сенсорики;
*спектр чувств и эмоций;
* мышление, воображение, внимание, речь и
память.
В работе с детьми я использую современное
игровое учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности
«Кукляндия» и «Волшебные гонзики». Авторы этих пособий – М. И. Родина и А. И.
Буренина (г. Санкт-Петербург) .
Гонзики представляют собой яркую перчатку и
необычные крупные глазки, одевающиеся на указательный палец, которые оживают в
руках детей. Эти смешные персонажи помогают освоить названия всех пальцев руки,
заставляют работать мелкую моторику рук, что немаловажно для развития ребёнка.
Кроме того кисти и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а
это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
Детям нравится всё волшебное, загадочное…
Одним из таких волшебства для них является — теневой театр… Это светлое
искусство теней.
Этот вид театральной деятельности появился на
Востоке (Индия, Китай, Япония). Представления тогда проходили ночью, от заката
до рассвета. На поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран, за экраном
разжигался костёр из скорлупы кокосовых орехов, по другую сторону располагались
зрители. В наше время теневой театр изменился только использованием современных
приборов освещения.
Дети очень любят наблюдать, как движутся
фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране. Практически любую
сказку можно показать в теневом театре. Ребятам нравится быть не только
наблюдателями, но и участниками театра. Одни двигают фигуры, а другие озвучивают
персонажи при помощи шумовых и музыкальных инструментов. Таким образом, они
учатся работать в команде, учатся прислушиваться друг к другу, тренируя
способность взаимодействия с людьми, находчивость, воспитывая нравственные,
волевые и творческие качества личности.
Театр – один из самых доступных видов
искусства для детей. На основе театрализованной деятельности можно
реализовывать практически все задачи по образовательным областям – «Музыка»,
«Познание», «Коммуникация».
Утверждаю:
Заведующий МК ДОУ
д/с № 22 с. Кевсала
__________ФИО заведующего
Положение
«О комнате сказок»
1. Общее положение
Основной целью «Комнаты сказок» является обогащение предметно – развивающей среды МК ДОУ д/с № 22 с. Кевсала, обогащение воспитательно –образовательного процесса новыми формами.
2. Цели.
— Развивать познавательные способности дошкольников.
— Расширять у детей кругозор по средствам устного народного творчества.
— Воспитывать интерес к устному народному творчеству
— Развивать творческое и логическое мышление и воображение.
— Обогащать знания детей впечатлениями, формировать представления об устном народном творчестве, учить сравнивать и делать выводы.
3. Пополнение уголка «Комната сказок»
— Изготовление, поиск и отбор предметов для экспозиции.
— Каждый желающий может внести свой вклад в «Комнату сказок» (педагоги ДОУ, родители, воспитанники, отдельные организации и др.)
4. Воспитательно – образовательная работа уголка «Комната сказок»
— В воспитательно – образовательной работе экспонаты «Комнаты сказок» могут использоваться при проведении мини –экскурсий, тематических занятий, консультаций, театральной и игровой деятельности.
— Предметами «Комнаты сказок» могут пользоваться педагоги.
5. Правила пользования
1. Дети в «Комнате сказок» должны находится вместе с педагогом.
2. За экспонаты в «Комнате сказок» ответственность несет старший воспитатель.
3. Если в «Комнате сказок » планируется непосредственная образовательная деятельность, то педагог ставит в известность старшего воспитателя.
4. Воспитатели имеют право проводить в «Комнате сказок» непосредственную образовательную деятельность мини –экскурсий, викторины, другие мероприятий, могут использовать необходимые для занятий экспонаты
5. Учет экспонатов возлагается на старшего воспитателя.
6. Ответственное лицо за сохранность экспонатов.
За сохранность и учет экспонатов отвечает старший воспитатель.
7. Организация выставленных экспонатов.
— Выставленные экспонаты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
— При воспитательно – образовательной работе важно уметь пользоваться предметами «Комнаты сказок» и беречь их.
Автор: Салимжанова Венера Садырдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1319»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Комната сказок» в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка №1319»
«Комната сказок»
в детском саду
Автор: Салимжанова Венера Садырдиновна
Москва 2017
1
Сказки сопровождают человека в течение всей его жизни.
Ученые
убедительно
доказали,
что
художественно-творческая
деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости
от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею. Особое
значение в связи с этим имеет интегрирование искусства и разнообразных
видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое
освоение
мира
—
это
проце сс,
представляющий собой диалектическое единство активности, деятельности и
установки на искусство как средство социализации. Искусство, оказывая
сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы,
необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.
Спектакль-сказка должен и может говорить зрителям о многом, развивать у
них способность тоньше и глубже чувствовать, сопоставлять, эстетически
оценивать
доступные
их
пониманию
явления
жизни,
человеческие
отношения,
поступки
—
здесь
таятся
огромные
возможности
жанра
сценической сказки в эстетическом воспитании детей. Различные судьбы,
мысли, пластика героев позволяют ребенку пополнить свой ограниченный
жизненный опыт, примеряя на себя события и мысли людей разных эпох,
стран,
людей
разного
возраста,
образовательного
и
культурного
уровня,
социального положения; оживших вещей, животных и растений, волшебных
существ.
Сказки отвечают большинству из этих требований, и именно работа над
красочными,
запоминающимися
спектаклями
способствует
созданию
и
сплочению коллектива.
Важно, что доступность сказки для малышей позволяет набирать опыт
труппе,
пользуясь
доброжелательностью
и
поддержкой
юных
зрителей,
которые всегда сопереживают и стараются помочь героям.
2
Исследователи
неоднократно
обращали
внимание
на
особый
способ познания в художественном творчестве — познание через опыт личного
переживания. Писатель, актер, художник вживаются в своего героя, чтобы
понять его мысли, чувства и верно донести их до читателя и зрителя. Это
явление в психологии описано как эмпатия, считается, что оно сопровождает
каждый творческий процесс.
Работая
с
воображением
ребенка,
мы
позволяем
ему
глубже
понять ситуацию и, мысленно прожив ее, преобразовать в полученный им
опыт.
Следовательно,
мы
достигаем
более
глубокого
познания,
нежели
базируясь только на чувственном восприятии.
Мысль,
заложенная
в
тексте,
воспринимается
ребенком
настолько,
насколько он готов ее осознать. Мы не можем знать наверняка, что думает
другой человек, но можем предположить, основываясь на известных нам
фактах
и
собственных
наблюдениях.
Поэтому,
разбирая
индивидуальные
особенности и поведение героев, дети учатся понимать себя через поступки и
образ
мыслей
другого.
Настоящее,
прочувствованное
и
продуманное
восприятие образа — одна из самых активных форм работы, потому, что при
этом активизируется внутренний, духовный мир ребенка, их чувства и мысли.
Создание
«Комнаты
сказок»
в
детском
саду,
мысль
необычная.
Организация «Комнаты сказок»- сложная, многоплановая и высокотворческая
деятельность всех педагогов.
В
первую
очередь,
необходимо
правильно
подобрать
помещение,
которое будет соответствовать всем необходимым требованиям.
Интерьер
«Комнаты
сказок»
оформляется
с
учетом
современного
дизайна, так как он должен вызывать у детей только положительные эмоции и
оказывать благоприятное воздействие на них.
3
Поверхность стен помещения можно обклеить обоями до уровня роста
детей, обои и краску для стен подобрать теплых, уютных, домашних тонов.
Цветовой
климат
помещения,
немаловажен.
Светопроемы
нужно
оборудовать
регулируемыми
солнцезащитными
устройствами.
В
качестве
солнцезащитных устройств используются жалюзи, рулонные шторы.
Также, незаменимым, элементом в «Комнате сказок», является мягкое
напольное покрытие. На нем дети могут удобно расположиться во время
проведения занятий.
В
зависимости
о
времени
года,
можно
использовать
пейзажные
настенные панно, выполненные на холсте.
Столы для занятий устанавливаются вблизи светонесущих стен при
обязательном левостороннем освещении рабочих мест детей. Стулья должны
быть в комплекте со столом, подбор мебели для детей следует проводить с
учетом антропометрических показателей. В связи с тем, что в «Комнате
сказок» проводятся занятия для разных возрастных групп, рекомендуется
приобретать столы и стулья с регулируемой высотой и занятия проводить по
подгруппам.
Наглядные
учебные
пособия
лучше
хранить
в
помещении,
стараться не подвергать их воздействию солнечных лучей, предохранять от
деформации.
Дидактические
и
настольно-печатные
игры
содержать
в
отдельном шкафу. Он устанавливается недалеко от детских столов так, чтобы
дети смогли самостоятельно доставать все необходимое. Стеллажи для игр,
игрушек, разных видов театра — настольный театр картинок, настольный
театр игрушек, картинки на фланелеграфе, театр би-ба-бо, театр теней, театр
кукол, оборудование для игр-драматизаций должны, также, соответствовать
ростовым показателям и быть доступными для детей. Ростовые куклы в
«Комнате сказок», предоставляют возможность полностью действовать от
4
имени персонажа, «вжиться» в образ. Ростовые куклы можно поместить на
рейки и укрепить на стенных крючках. Каждое дошкольное учреждение
располагает огромным выбором детских и взрослых карнавальных костюмов.
Костюмы,
необходимо,
хранить
в
специальных
чехлах
для
одежды,
в
отведенном для театральных реквизитов месте.
В «Комнате сказок» можно создать свою мини-библиотеку. Помимо
детской художественной литературы, указанной в программе, используется
множество других произведений. К подбору этих произведений должны быть
предъявлены
строгие
требования
исходя
из
художественной
ценности
каждого произведения, его тематики, доступности содержания.
Неотъемлемой частью оснащения «Комнаты сказок», являются ТСО
(технические средства обучения).
Строить
работу
в
«Комнате
сказок»
необходимо
исходя
из
сезонности, из различных проявлений природы, календарных праздников, из
того, что детям близко, дорого и интересно, обязательна особая творческая
обстановка,
одухотворенное
состояние
педагогов.
Педагог
должен
учить
детей
чувствовать
красоту,
проектировать
свои
эмоции
и
переживания
в
красках, звуках, пластике тела, побуждать увидеть необычное в обычном.
Даже самый маленький ребенок способен «превратиться» в цветок и
показать, как он растет, почувствовать себя деревом, птицей, ручейком, а
затем узнать себя в музыкальных звуках, красках.
Занятия в «Комнате сказок» можно проводить, как в утренние часы, так
и во второй половине дня.
В индивидуальной работе по театрализованной деятельности можно
использовать метод игротерапии: общение с целью развития сценических
образов,
выразительности
движений,
различные
этюды.
Важной
задачей
индивидуальной
работы
является,
использование
и
обогащение
личного
5
опыта
каждого
ребенка,
учитывая
его
возрастные,
физиологические
особенности восприятия и переработки полученной информации.
Интегрированные
занятия
требуют
от
педагогов
тщательной
подготовки,
подбор
литературы,
материала
к
занятию,
оборудования
для
творческой
деятельности
детей,
музыкальное
сопровождение,
поэтому
воспитателю должен прийти на помощь музыкальный руководитель.
Каждое интегрированное занятие, проведенное в «Комнате сказок»,
требует индивидуальных средств выразительности и творческих находок.
Когда взрослый сам увлечен по-настоящему тем, что делает, тогда
ненавязчиво,
через
игру,
музыку,
изобразительное
творчество,
ребенок
вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий. Вся деятельность
сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами. Хотелось
бы отметить, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда
это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой
программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных
занятий
параллельно
с
образовательной
программой
дошкольного
учреждения.
Каждое
занятие
несет
нечто
новое,
дает
радость
открытия
в
процессе
сотрудничества,
заинтересовывает
и
интригует
ребенка
своей
нестандартностью и выразительностью.
Эстетичность
работы,
направляемой
руководителем,
заключается
в
осуществлении
целенаправленного
процесса
формирования
ценностного
отношения
воспитанника
к
миру
и
художе ственно-эстетиче ской
деятельности.
Коллектив педагогов должен приложить максимум усилий для
того, чтобы радость творчества объединяла детей, чтобы дети естественно и
непринужденно приобщались к миру прекрасного.
6
Воспитатели
должны
всячески
поддерживать
детскую
веру
в
чудеса, открытость, готовность прийти на помощь и выручить из беды своих
любимых сказочных героев.
Вовлечение
детей
в
разные
формы
и
виды
театрализованной
деятельности
—
действенное
средство
их
интеллектуально-творческого
развития,
обеспечивающее
процессы
социально-культурного
воспитания.
Способствует развитию интереса к искусству и творческой деятельности,
повышению
художественного
уровня
детского
творчества
и
культуры
общения. Созданию творческого микроклимата стимулирующего ребенка к
самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе обучения.
Проблема интегрированных занятий на базе «Комнаты сказок», важна и
современна
как
для
теории,
так
и
для
практики.
Ее
актуальность
продиктована
новыми
социальными
запросами,
предъявляемыми
к
дошкольным образовательным учреждениям.
7
Из опыта работы
Кораблёва О.Л.
Предметно-развивающая среда
«Сказочные уголки»
Счастливая летняя пора! Какими долгожданными бывают тёплые, солнечные дни, и как радостно встречают их наши дети. Бегать, принимать солнечные и воздушные ванны, плескаться в бассейне и играть, играть, играть! Как это всё замечательно. В нашем детском саду мы используем и ещё один вид деятельности, который возможен при наличии особенным образом оформленных сказочных зон-фантазий. Эти небольшие чудо-уголки помогают интересно и необычно провести воспитателю летние занятия-развлечения на улице, развивают детскую фантазию, наблюдательность и просто радуют глаз детей и их родителей.
Хотелось бы рассказать о трёх из них. Первой в сказочный мир нас приглашает «Избушка на курьих ножках», расположенная при входе в детский сад. Это не простая избушка, а ещё и информбюро: на доске очень удобно размещать объявления, информацию для родителей, афиши. И безусловной хозяйкой этого сказочного уголка является добрая, приветливая бабушка Яга.
Второй сказочный уголок «Жили-были…» располагается на газоне перед входом в здание. Здесь нас встречают герои сказки «Репка»: молодцеватый хозяйственный дедушка, домовитая бабушка, красавица внученька, добродушная Жучка, ласковая Кошечка, озорная Мышка. Все известные и любимые детьми персонажи изготовлены на основе небольших поленьев, которые и были превращены в сказочных героев при помощи иголки, молотка, использованных кусочков ткани, тесьмы, кожи, ниток, проволоки и других подручных материалов.
Две эти зоны можно использовать при чтении и обыгрывании сказок, можно придумать с детьми свои собственные сказки, героями которых станут данные персонажи. А расположившись на мягкой травке перед домиком Дедушки и Бабушки, можно провести ролевое обыгрывание сюжета сказки.
Есть у нас ещё и особый уголок, в котором можно проводить не только «сказочные» занятия, но и занятия, воспитывающие экологическую культуру, наблюдательность и внимание детей к окружающему нас миру. Это – «Уголок деревянной скульптуры». Здесь из причудливых стволов и веток собраны Мама и Малыш. Почему мы их не называем? Для того, чтобы ребята сами смогли решить, на кого они больше похожи и придумали бы свою сказочную историю или рассказали бы уже известный сюжет. Например, можно «узнать» в скульптуре маму Олениху и Оленёнка или Козочку и Козлёнка, может быть это будет тот самый последний послушный Козлёнок из сказки «Коза и семеро козлят».
Как вариант, можно провести на улице занятие по конструированию из природного материала: веточек, корешков, травы. И здесь снова нам может помочь наша зона фантазии. (Далее приводится один из вариантов занятия на улице «Травушка-муравушка».)
Много сказочных уголков на территории нашего уютного детского сада. Можно здесь встретить и Царевну-лягушку на альпийской горке, и Мальвину, и Старика-лесовика… Волшебная сказочная тематика отражена и в оформлении участков групп — это наша визитная карточка, ведь мы центр развития ребёнка – детский сад «Сказка», а в «Сказке» всё должно быть, как в сказке!
Травушка-муравушка
Коллективное конструирование в соавторстве с педагогом.
Базис-конспект тематической прогулки включающей занятие и дополнительные материалы
Цель: Содействовать развитию интереса детей к объектам природы. Уточнять представления детей о растениях (траве), учить рассматривать траву (выделять стебель, листочки, колосок-соцветие), наблюдать за насекомыми живущими в траве (муравьи, жуки). Развивать образное мышление, фантазию детей, навыки игрового конструирования с доступными материалами окружающего мира.
Прогулка проводится в виде экскурсии по участку (или территории детского сада).
Часть I. Экскурсия. Выход на прогулку. Воспитатель: «Ребята, лето красное пришло, нам подарки принесло. Что нам лето подарило? Давайте посмотрим…»
Дети идут, отмечают: вся земля покрыта …чем? (зеленой травкой), а в траве растут …цветы, на клумбах тоже цветочки – какие? Дети уточняют их названия, цвет. А кто же живет там, в траве, среди цветочков…? (Рассматривание).
Воспитатель обращает внимание детей на деревья: «Посмотрим вверх. Какие красивые ветви деревьев над нашей головой. Веточки покрыты … зелеными листочками. Подул ветерок, и листочки … (что делают?) зашумели, зашептались, засмеялись, обрадовались.
Что же еще подарило нам лето? Заглянем вот сюда (подводит детей к участку тропы, где посажена лесная земляника). Весной из леса мы принесли несколько маленьких кустиков землянички. Помните, как она росла, цвела, а теперь …на ней ягодки. Вот эти еще не созрели – они зеленого цвета, а вот эти подрумянились – красненькие, солнышком согретые – уже созрели… Ребята, посмотрите-ка на себя! А ведь лето и нас согрело, подрумянило! Мы загорели, стали как маленькие шоколадки…
Давайте вдохнем глубоко. Еще разок. Как замечательно пахнет воздух летом! А чем он пахнет? (летней травой, цветами, земляникой, зелеными листочками) хочется побегать, попрыгать. (Предложить детям попрыгать на месте: порадоваться летнему денечку, сделать коротенькие двигательные упражнения — развлекалочки). А еще хочется поиграть. Чем бы нам с вами поиграть? Может быть попросить у лета куклу? Сегодня мы будем делать очень необычную и самую летнюю куклу!
Часть II. Изготовление травяной куклы. Дети идут на веранду, садятся вокруг стола. Воспитатель ставит на стол корзину с пучками травы различной длинны и коробочку с дополнительными материалами (ленточками, кусочками ткани, платочками, проволочками, веревочками, тесемочками, крупными бусинками и пуговичками с крупными отверстиями).
Далее совместно с детьми изготавливается простейшая кукла-скрутка из травы. Вместе с воспитателем дети рассматривают пучки травы, подсказывают из чего лучше сделать ручки (какой взять пучок?), как сделать юбочку, как можно украсить куклу (Воспитатель обращает внимание детей на имеющиеся декоративные дополнения и вместе с детьми «догадывается» как их можно использовать).
«Одной кукле будет очень грустно. Давайте сделаем еще одну! Пусть это будет сестричка и братик (или друзья: девочка и мальчик)». Воспитатель просит напомнить порядок изготовления куклы (что надо взять сначала, что потом, чем закрепить, как закрутить). «Мы делаем мальчика. Кто мне подскажет, как можно сделать ножки в брючках, чтобы наша кукла превратилась в мальчика?» (Дети высказывают свои предложения). «Братика» наряжают в рубашечку и подпоясывают поясочком-веревочкой.
Кукол дают поиграть детям, после чего предлагают взять кукол к себе в группу.
Тему «Травяные куклы-скрутки» можно развить в дальнейшем, организовав в природном уголке выставку травяных и соломенных игрушек и подобрав материалы по данной теме, выбрав интересующий тематический уклон. (Например: «Во, что играли наши пра-пра-бабушки», «Травяная семейка» и т.п.).
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадки, там конец.
Кто подскажет, молодец!
— Мы гулять вчера ходили?..
— Ходили!
— Куклу с вами мастерили?..
— Мастерили!
— А теперь мы вспомним с вами,
Что же видели мы сами…
— Мы по улице ходили,
Никого не находили.
Вдруг услышали:
«Ж-жу, ж-жу,
Я летаю и ж-жу, ж-жу,
Я в полосочку оделась,
Так с утра мне захотелось.
Но меня хватать не надо,
Уж-ж не очень я вам рада.
Отгадать уж-ж вам пора:
Кто я? Ж-желтая…
— …Пчела!
— Да, ребята, угадали!
Что же мы еще видали?
Наклонились вместе с вами…
И в траве мы увидали…
Дом без окон и дверей:
Странный, непонятный,
Закрутился он спиралькой,
Чистенькой, опрятной.
Дом ползет себе тихонько,
Ты не тронь его рукой,
Потому, что дом попался необычный,
А живой.
Чьи же ножки там торчат
И куда они спешат?
По делам спешит так прытко
Всем известная …
— Улитка!
— Да! Улитка – не пчела:
Безопасна и мила.
Только что-то вновь жужжит,
Рассмотреть себя велит.
Так, посмотрим…
…Рожки, ножки,
Глазки-бусинки, как крошки,
Вид, однако, очень грозный.
И настроен он серьезно.
По травинке он ползет
И готовится на взлет.
Вот он крылья расправляет…
Все. Пока. И …
Кто взлетает?
— Жук взлетает!
— Верно, верно! Угадали,
Мы в траве жука видали!
Ох, совсем я позабыла!
Больше всех кого там было?
По делам они спешили,
Юркие и шустрые,
Все чего-то ворошили,
И домой к себе тащили.
… Как зовут их позабыли.
Ну? Кого там много было?
Было много соловьев?
— Было много муравьев!
— Правильно, детишки!
Вы, наверное, про них
Прочитали в книжке?
А еще стрелой летала
Очень-очень быстрая.
Не жуж-жала – стрекотала
Голубая молния.
А глаза, как две черники…
Кто она?.. Не помню я…
Помню только те глаза,
Кто же это?..
— Стрекоза!
— Зато помню, очень ловко
По траве ползла коровка,
Нет, пожалуй, не коровка,
Ведь не ползают коровы по траве.
Подскажите мне скорее:
Кто в наряде землянички
С ножками, с усами,
Улетает прямо в небо
Нам за хлебом с вами?
Кто же ползал в траве ловко?
Это…
— Божья коровка!
— Угадали вы случайно!
Потому что это – тайна.
Это будет наш секрет,
Но от вас секретов нет.
Комната сказки
Сказка, игра,
фантазия — животворный источник
детского мышления, благородных чувств
и стремлений. Многолетний опыт
убеждает, что эстетические, нравственные
и интеллектуальные чувства, рождающиеся
в душе ребенка под впечатлением
сказочных образов, активизируют поток
мысли, который пробуждает к активной
деятельности мозг, связывает
полнокровными нитями живые островки
мышления. Через сказочные образы в
сознание детей входит слово с его
тончайшими оттенками; оно становится
сферой духовной жизни ребенка, средством
выражения мыслей и чувств — живой
реальностью мышления. Под влиянием
чувств, пробуждаемых сказочными
образами, ребенок учится мыслить
словами. Без сказки — живой, яркой,
овладевшей сознанием и чувствами
ребенка,— невозможно представить
детского мышления и детской речи как
определенной ступени человеческого
мышления и речи.
Дети
находят глубокое удовлетворение в том,
что их мысль живет в мире сказочных
образов. Пять, десять раз ребенок может
пересказывать одну и ту же сказку, и
каждый раз открывает в ней что-то новое.
В сказочных образах — первый шаг от
яркого, живого, конкретного к абстрактному.
Мои воспитанники не овладели бы навыками
отвлеченного мышления, если бы в их
духовной жизни сказка не стала целым
периодом. Ребенок прекрасно знает,
что в мире нет ни Бабы-Яги, ни
Царевны-Лягушки, ни Кощея Бессмертного,
но он воплощает в эти образы добро и
зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту
же сказку, выражает свое личное отношение
к плохому и хорошему.
Сказка
неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без
которых немыслимо благородство Души,
сердечная чуткость к человеческому
несчастью, горю, страданию. Благодаря
сказке ребенок познает мир не только
умом, но и сердцем. И не только познает,
но откликается на события и явления
окружающего мира, выражает свое отношение
к добру и злу. В сказке черпаются
первые представления о справедливости
и несправедливости. Первоначальный
этап идейного воспитания тоже происходит
с помощью сказки. Дети понимают идею
лишь тогда, когда она воплощена в ярких
образах.
Сказка — благодатный
и ничем не заменимый источник
воспитания любви к Родине. Патриотическая
идея сказки — в глубине ее содержания;
созданные народом сказочные образы,
живущие тысячелетия, доносят к сердцу
и уму ребенка могучий творческий дух
трудового народа, его взгляды на
жизнь, идеалы, стремления. Сказка
воспитывает любовь к родной земле уже
потому, что она — творение народа. Когда
мы смотрим на дивные фрески Киевской
Софии, мы воспринимаем их как частицу
жизни народа, творение его могучего
таланта, и в нашей душе пробуждается
чувство гордости за его творческий дух,
мысль, мастерство. Аналогично воздействие
народной сказки на душу ребенка. Кажется,
что сказка построена на чисто «бытовом»
сюжете: дедушка и бабушка посадили
репку, …дедушка решил обмануть волка,
сделал соломенного бычка, …но каждое
слово этой сказки — как тончайший
штрих на бессмертной фреске, в каждом
слове, в каждом образе — игра творческих
сил народного духа. Сказка — это духовные
богатства народной культуры, познавая
которые, ребенок познает сердцем родной
народ.
Через
3 месяца после начала работы «Школы
радости» мы оборудовали Комнату сказки.
С помощью старших школьников создали
обстановку, в которой дети чувствовали
себя в мире сказочных образов. Много
пришлось потрудиться, чтобы все
вокруг навевало ребятам воспоминания
о сказке, которую мама рассказывала в
раннем детстве, о вечерних сумерках,
о веселом огоньке в печке. Вот жилище
злой Бабы-Яги — сказочная избушка на
курьих ножках, окруженная высокими
деревьями и пнями, рядом с избушкой —
фигурки сказочных персонажей: Хитрая
лиса, Серый волк, Умная сова. В другом
углу — хатка дедушки и бабушки, в небе
— гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях
маленького мальчика, героя украинской
народной сказки Ивасика-Телесика. В
третьем углу — синее море-океан, на
берегу которого — ветхое жилище доброго
старика и злой старухи, у порога — старое
корыто, на завалинке сидят старик со
старухой, а в море плавает золотая
рыбка. В четвертом углу — зимний лес,
сугробы, среди которых пробирается,
утопая в снегу, маленькая девочка, —
мачеха послала ее в зимнюю стужу за
ягодами… Из окна избушки выглядывает
козлик. А вот большая рукавичка, в которой
живет мышка, к ней приходят нежданные
гости. Из фанеры сделан большой пенек,
на нем куклы — девочка-малютка, серый
зайчик, лисичка сестричка, медведь,
волк, козлик, соломенный бычок, Красная
Шапочка.
Все
это постепенно мы сделали сами. Я вырезал,
рисовал, клеил, дети помогали мне. Я
придавал очень большое значение
эстетическому характеру обстановки, в
которой дети будут слушать сказку.
Каждая картинка, каждый наглядный образ
обостряли восприимчивость к художественному
слову, глубже раскрывали идею сказки.
Даже освещение в Комнате сказки играло
очень большую роль. Когда рассказывали
сказку о Царевне-Лягушке, в лесной чаще
зажигались маленькие лампочки, в комнате
царил зеленый сумрак, хорошо передающий
обстановку, в которой развертываются
события.
В
Комнату сказки я веду детей не часто —
раз в неделю, а то и в 2 недели.
Эстетическая потребность никогда не
должна удовлетворяться до пресыщения.
Там, где есть пресыщение, начинается
снобизм, мещанская разочарованность,
скука, поиски средств «убить» свободное
время… Мы приходим сюда в час осенних
и зимних сумерек — в это время сказка
звучит для детей по-особому и слушается
совсем не так, как, скажем, в ясный
солнечный день. На дворе темнеет, мы не
зажигаем света, сумерничаем. Вдруг
в окошках сказочной избушки вспыхивает
огонек, на небе загораются звезды,
поднимается из-за леса луна. Комната
озаряется слабым светом, а по углам
становится еще темнее. Я рассказываю
детям народную сказку о Бабе-Яге костяной
ноге. Казалось бы, в моих словах нет
ничего нового для малышей, но в их глазах
горят огоньки восхищения. Ребята
переживают судьбу героев, ненавидят
зло и горячо сочувствуют добру. Фигурки
злой бабы, доверчивой девочки Аленки,
добрых гусей-лебедей в представлении
малышей оживают, становятся существами,
наделенными разумом и чувствами. Сказка
для маленьких детей — не просто рассказ
о фантастических событиях; это —
целый мир, в котором ребенок живет,
борется, противопоставляет злу свою
добрую волю. Слово находит в сказке
реальную форму выражения Духовных сил
ребенка, как в игре — движение, в музыке
— мелодия. Ребенку хочется не только
слушать сказку, но и самому рассказывать
ее, как хочется не только слушать песню,
но и самому петь, не только наблюдать
за игрой, но и принимать участие в ней.
Проходит
несколько дней, дети спрашивают: «Когда
мы пойдем в Комнату сказки?» Ожидание
радостных мгновений волнует ребят, мы
опять собираемся в час вечерних сумерек,
опять сказку рассказываю я, потом ее
рассказывают дети. Самые застенчивые
становятся в эти мгновенья смелыми и
решительными. Речь, сбивчивая и нескладная
в других условиях, здесь становится
плавной, выразительной, певучей. Сказку
рассказывают Нина, Петрик, Люда,
Слава, Валя — дети, в развитии речи и
мышления которых я встречаю затруднения.
Каждый
раз, когда мы приходим в Комнату сказки,
ребятам хочется поиграть. Для всех — и
для мальчиков и для девочек — находится
любимая кукла или игрушка. Игра выливается
в творчество: малыши становятся
сказочными героями, а куклы в их руках
помогают лучше передать мысли и чувства.
Один ребенок взял игрушку — соломенного
бычка (герой известной украинской
детской сказки), другой — куклу-бабушку,
третий — куклу-дедушку. И вот дети
уже живут в мире сказки. Они не просто
повторяют слова действующих лиц, а
творят, внося в сказку игру своего
воображения. Отдельным девочкам хочется
просто поиграть с куклами. Вот ребенок
усаживает куклу на маленький диван,
говорит ей певучим голосом слова ласки
и заботы. У другой девочки кукла-малютка
заболела, и девочка лечит ее.
Меня
не смущало то, что девочки и мальчики
играли в куклы несколько лет. Это не
какое-то «ребячество», как иногда думают
отдельные учителя, а та же сказка, то же
одухотворение живого существа,
которое пронизывает творческий процесс
составления и слушания сказки. В куклах
— одухотворенный образ того, кого дети
стремятся, говоря словами французского
писателя Сент-Экзюпери, приручить.
Каждый
ребенок хочет, чтобы у него было что-то
бесконечно дорогое, родное. Я внимательно
следил за тем, какие духовные отношения
складываются между детьми и их любимыми
куклами. Меня радовало, что мальчики на
протяжении длительного времени дружили
с куклами. Вот у Кости ничем не
примечательная кукла — старый рыбак с
удочкой. У куклы несколько раз отламывалась
нога, и Костя в конце концов сделал
деревяшку, вырезал, кроме того маленькую
суковатую палку, с которой рыбак
отправляется на берег реки. Мальчик
любит поговорить со своим старым другом:
рассказывает ему, в каких местах
водятся караси и лещи… У Ларисы любимые
куклы — бабушка и внучка. Девочка сделала
бабушке очки, под ноги положила теплый
коврик, плечи покрыла шалью, у Вали тоже
2 куклы — котенок и мышонок. Девочка
каждую неделю меняет бантик на шее
котенка, а для мышонка почему-то
приносит зеленый коврик. Детская
фантазия в Комнате сказки неистощима.
Стоит ребенку посмотреть на новый
предмет, как он уже связывается в его
сознании с другим предметом, рождается
фантастическое представление, детское
воображение играет, мысль трепещет,
глаза загораются, речь течет плавным
потоком. Учитывая это, я заботился о
том, чтобы на глазах у ребят в разных
уголках Комнаты сказки были самые
разнообразные предметы, между которыми
можно установить какую-то реальную или
фантастическую связь. Я был озабочен
тем, чтобы дети фантазировали, творили,
составляли новые сказки, Вот рядом с
цаплей, стоящей на одной ноге, — маленький,
испуганный котенок — детское воображение
создало несколько интересных сказок,
героями которых стали Цапля и Котенок.
А вот маленькая лодка с веслом, рядом
с ней лягушка — всё само просится в
сказку. Пещера с выглядывающим медвежонком,
комар и муха — неестественно большие
по сравнению с медвежонком (в сказке
такое простительно), маленький поросенок
и умывальник с мылом — всё это не только
вызывает у детей улыбку, но и пробуждает
фантазию.
Если мне удавалось
добиться, что ребенок, в развитии мышления
которого встречались серьезные
затруднения, придумал сказку, связал в
своем воображении несколько предметов
окружающего мира,— значит, можно сказать
с уверенностью, что ребенок научился
мыслить. Я уже рассказывал, с каким
трудом приходилось пробуждать мысль и
укреплять память Вали: одним из средств
пробуждения ее мысли было чувство
изумления перед неожиданно открывающимися
связями между предметами и явлениями
окружающего мира. Другим, не менее важным
средством стала сказка. Валя долго не
могла создать ни одной сказки, это
беспокоило меня. И только на 3 году
обучения девочка составила, наконец,
сказку о лягушке, лодке и рыбке. Вот ее
содержание: «Увидела Лягушка Лодку у
берега реки. Дедушка-рыбак оставил
Лодку, а сам пошел в село за хлебом.
Захотелось Лягушке покататься. Вылезла
она из лужи, прыгнула в Лодку, взяла
весло. А тут к ней Рыбка подплывает и
говорит: «Что это ты задумала? Плаваешь
только в луже, а Лодка любит глубину».
Не послушала Лягушка совета Рыбки,
направила Лодку в свою лужу.
Подплывает,
а Лодка и говорит: «Лягушка, Лягушка,
куда ты меня тащишь?» Отвечает Лягушка:
«В свою родную лужу, пусть весь наш род
увидит, как я плаваю». Улыбнулась
Лодка и думает: «Вот придет дедушка, он
тебя научит плавать». Еле приволокла
Лягушка Лодку в лужу. Застряла Лодка в
грязи и не плывет дальше. Кряхтела-кряхтела
Лягушка — не сдвинет Лодки. А весь
лягушечий род уже выполз из лужи,
выглядывают все, ведь Лягушка на всю
лужу кричала: «Смотрите, как хорошо я
плаваю в Лодке». Стыдно стало Лягушке,
как прыгнет она в лужу, так во все стороны
и полетели комья грязи. А весь лягушечий
род как захохочет. Тут пришел дедушка-рыбак,
вытащил Лодку из лужи. Вспугнул
лягушек, спрятались они в зеленой тине.
Вечером осмелели, вылезли — да как
захохочут. С тех пор каждую ночь они
хохочут — с вечера до утра в болоте
раздается жабий крик. Это они смеются
над хвастливой Лягушкой».
Создание
сказок — один из самых интересных для
детей видов поэтического творчества?
Вместе с тем это важное средство
умственного развития. Если вы хотите,
чтобы дети творили, создавали художественные
образы, — перенесите из огонька
своего творчества хотя бы одну искру в
сознание ребенка. Если вы не умеете
творить или вам кажется пустой забавой
снизойти к миру детских интересов,
— ничего не получится.
У Тины была в
Комнате сказки своя любимая кукла —
фигурка рабочего-металлурга, лицо у
него — озаренное расплавленным
металлом. Девочке запомнилась встреча
с рабочими-металлургами в литейном
цехе, и вот теперь, через 3 года, она
составила интересную сказку об Огненной
Реке:
«У
огромной печи стоит богатырь. Он расплавил
железо. Кипит железо, клокочет. Подошел
богатырь к печи, открыл дверцу — и
полилась Огненная Река. Льется и говорит:
«Не зевайте, люди, берите огненное
железо, делайте из него всё, что вам
нужно». Идут к Огненной Реке мудрые
мастера, черпают расплавленное железо,
льют его в песок, делают из металла все,
что нужно людям».
В сознании детей
рождаются образы современных богатырей
— защитников Советской Родины. Война
с фашизмом, героическая победа
советского народа оставила неизгладимый
след в памяти и всей духовной жизни
нашего народа. Герои, отстоявшие Родину,
в представлении детей — сказочные
богатыри; о них слагаются яркие, волнующие
сказки. Красной нитью через все созданные
детьми сказки о богатырях нашего народа
проходит идея мужества, непобедимости,
благородства советского человека. Вот
сказка, сложенная Даньком:
«Провожала
мать сына на военную службу. Сказала:
«Возьми, сын, горсть родной земли. Помни,
что ты — ее защитник!» Взял сын горсть
родной земли, высыпал в красный
шелковый мешочек и никогда не расставался
с нею. Начали враги войну против нашей
Родины. Встретил сын вражеских солдат
на границе, бил по ним из пулемета, падали
враги в реку. Ни на шаг не отступал сын.
Но вот вражеская пуля ранила его в
голову, кровь залила глаза, руки ослабели.
Приближаются враги, думают: вот мы
возьмем его в плен. Вспомнил сын о
горсти родной земли. Прикоснулся к
красному мешочку — и сразу же могучей
силой налились руки. Снова стал стрелять
юный богатырь, утонули враги в реке,
а тем временем помощь подошла —
быстрокрылые самолеты и могучие танки».
У меня записаны
сказки, созданные детьми в часы вечерних
сумерек. Эти сказки дороги для меня как
яркие огоньки мысли, которые удалось
зажечь у детей. Если бы не творчество,
не составление сказок, речь многих детей
была бы сбивчивой и путанной, а мышление
— хаотичным. Я убедился, что между
эстетическими чувствами и словарным
богатством речи детей существует прямая
связь. Эстетическое чувство эмоционально
окрашивает Слово. Чем интереснее сказка
и необычнее обстановка, в которой
находятся дети, тем сильнее игра детского
воображения, тем неожиданнее образы,
которые создают малыши. В часы вечерних
сумерек мои ученики сложили десятки
сказок, которые объединены в рукописном
сборнике под названием «Сказки
вечерних сумерек».
Среди «Сказок
вечерних сумерек» есть очень интересные
о животных и птицах, о деревьях и цветах.
Особенно много радости доставило и
детям и мне составление сказок о цветах.
Я рассказывал мальчикам и девочкам об
эмоциональной жизни человека, о
воплощении чувств в песнях и легендах
о цветах. Давал начало сказки — и детская
Фантазия творила яркие образы.
Раз в
2—3 месяца мы обновляли обстановку в
каждом Уголке Комнаты сказки — вырезали
из фанеры новые фигурки, деревья, кусты,
строили теремки, сказочные дворцы,
Рыбачьи лачуги и курени. Ребята научились
изготовлять фигурки сказочных персонажей
из папье-маше — это обогатило мир сказки.
Так мы «иллюстрировали» много сказок:
«Ивасик-Телесик» (украинская народная
сказка), «Спящая царевна» В. Жуковского,
«Аленький цветочек» а С. Аксакова, «Про
мышь зубастую да воробья богатого» В.
Даля, «Лягушка-путешественница» В.
Гаршина, «Снежная Королева» X.
Андерсена, «Бременские уличные музыканты»
братьев Гримм, «Спящая Красавица» Ш.
Перро, «Марья-краса — долгая коса и
Ванюшка» (русская народная сказка),
«Гвоздик из родного дома» (шведская
народная сказка), «Сказка про Чапаева»,
«Горбатый воробышек» (японская народная
сказка). Эти сказки вошли в духовный
мир детей, как входит навсегда в наше
сознание образ любимого человека,
который приносил нам счастье. Ребята
на всю жизнь слово в слово запомнили
услышанное, хотя никто от них никогда
не требовал этого. Когда слово волнует
ребенка своей неповторимой красотой,
оно навсегда запоминается. И от такого
запоминания память не только не
перегружается, а, наоборот, становится
еще острее.
Первое
рассказывание новой сказки — большое
событие в жизни детей. Никогда не забуду,
с каким волнением мы создавали обстановку
для сказки X.
Андерсена «Снежная Королева». Это было
на втором году обучения. Наступили
ранние зимние сумерки, дети пришли
в Комнату
сказки.
Обстановку, в которой происходит
действие,— домики с острыми крышами,
сказочный дворец среди высоких скал,
быстроногого оленя, снежные сугробы —
ребята делали своими руками. Но сказку
еще не все слышали. И вот в окнах домиков
вспыхивают огоньки, с неба падают
снежинки, нас окружает вечерний полумрак.
Дети, затаив дыхание, слушают учителя…
Сказка окончена, но ребята просят
рассказать ее еще раз. Для меня было
очень дорого это очарование словом. Я
повторял сказку столько раз, сколько
просили дети. А ребята снова и снова
хотели слушать о Снежной Королеве —
не потому, что им надо было запомнить
слова, а потому, что они звучали для них
дивной музыкой.
Учитель
постоянно думает: как добиться, чтобы
дети глубоко знали родной язык, чтобы
родное слово вошло в их духовную жизнь,
стало и острым, метким резцом, и красочной
палитрой, и тонким средством познания
истины. Язык — это материальное выражение
мысли, и ребенок лишь тогда будет знать
его, когда вместе со смыслом воспринимает
яркую эмоциональную окраску, живое
трепетанье музыки родного слова. Без
переживания красоты слова уму ребенка
непостижимы Сокровенные грани его
смысла. А переживание красоты немыслимо
без фантазии, без личного участия детей
в творчестве, имя которому — сказка.
Сказка — это активное эстетическое
творчество, захватывающее все сферы
духовной жизни ребенка — его ум, чувства,
воображение, волю. Оно начинается уже
в рассказывании, высший его этап —
инсценизация.
В
Комнате сказки у нас зародился кукольный
театр и драматический кружок. Тут дети
впервые инсценировали украинскую
народную сказку о Рукавичке, в которой
поселились храбрые звери. Затем с
большим интересом подготовили
инсценизацию сказки о Царевне-Лягушке,
японскую сказку о Горбатом воробышке.
На четвертом году обучения они коллективно
составили сказку о Стрекозе, музыканте
и выполнили ее в ролях.
В
Комнате сказки я впервые прочитал
ребятам повесть о Робинзоне Крузо,
«Приключения Мюнхаузена», «Путешествия
Гулливера», «Сказку о царе Салтане»,
рассказ «Янко-музыкант». Дети на всю
жизнь запомнили очарование тех зимних
вечеров, когда за окнами кружила метель,
а они взбирались вместе с потерпевшим
кораблекрушение Робинзоном Крузо
на необитаемый остров, переносили с
ним тяготы суровой борьбы с природой.
В Комнате сказки мы прочитали все сказки
X.
Андерсена, Л, Толстого, К. Ушинского,
братьев Гримм, К. Чуковского, С. Маршака.
Многолетний опыт убеждает в том, что
нравственные идеи, заложенные в
произведениях о добре и зле, правде и
неправде, чести и бесчестии, становятся
достоянием человека при условии,
когда эти произведения прочитаны в
детском возрасте. Сказки предназначены
для детства.
Наше чтение было
своеобразным: сказки и рассказы, названные
здесь, я знал наизусть. Книгу я брал
только для того, чтобы показать малышам
иллюстрации. Как и рассказывание
сказок, чтение было могучим средством
воспитания разума и добрых, человечных
чувств.
Вез
преувеличения можно сказать, что чтение
в годы детства — это прежде всего
воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным
уголкам Детской души. Слово, раскрывающее
благородные идеи, навсегда откладывает
в детском сердце крупинки человечности,
из которых складывается совесть.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
СКАЗКИ —
НАШ
«ОСТРОВ ЧУДЕС»
Детей
влечет необычное — романтика путешествий
и приключений, борьба со стихийными
силами природы. Когда я впервые рассказал
малышам о приключениях Робинзона Крузо,
им захотелось поиграть в путешественников,
услышать шум морских волн и грохот
водопада. Ребята решили сделать свой
«Остров чудес» — таинственный уголок,
в котором можно было бы жить в мире игры.
Этот костров» мы создали в зарослях
терна и акации: построили жилище
Робинзона с частоколом, защищающим от
диких зверей, с таким же очагом, как у
нашего героя; сделали маленькое окошко,
через которое смотрели в безбрежную
даль «моря», вскопали маленькую грядку,
посеяли на ней несколько десятков
зернышек пшеницы и ячменя. Коля приводил
сюда из дому даже козленка — ведь в
хозяйстве Робинзона тоже были козы.
Принесли старую бочку, веревки, кирпичи.
Из обручей сделали ножи, смастерили
сети для ловли рыбы. Как первобытные
охотники, добывали огонь трением двух
кусочков сухого дерева — ведь могло
случиться, что у Робинзона не было
никаких других средств для добывания
огня.
Во
время дождя углубление, из которого мы
брали землю для сооружения жилища,
заполнилось водой и образовался маленький
пруд. Дети плескались в воде; воображение
рисовало им безграничные просторы
океана. А если есть океан, то должны
быть и корабли: ребята нашли кусок
вербы и стали мастерить из него лодку.
Это был нелегкий труд, но он увенчался
победой; на лодку поставили паруса, и
вот она уже уходит в плаванье.
За маленьким
холмиком — в детском воображении он
стал большой горой — мы создали страну
Лилипутию. Из фанеры и камыша построили
город — столицу Лилипутии, из глины
вылепили фигурки лошадей, коров и овец,
вылепили былинного героя Илью Муромца
и его противника, Соловья-Разбойника.
Фигурки поставили в кустарнике. Это был
дремучий лес древней Руси. Сюда мы ходили
в тихие летние вечера, каждому хотелось
рассказать здесь сказку о смелом,
мужественном богатыре.
Углубившись в
непролазный кустарник, мы нашли на
склоне оврага небольшую яму — это пещера
злого Кащея Бессмертного, там, в
таинственной глубине, где-то томится
прекрасная царевна.
На
«Острове чудес» в теплую погоду мы
проводили выходные дни, когда не удавалось
совершать более далеких путешествий.
Возле жилища Робинзона построили шалаш.
Это было любимое место, откуда крылья
фантазии уносили нас в мир сказок.
Сказочные герои были рядом, и когда на
землю опускалась ночь, нам чудились
свист Соловья-Разбойника, скрипучее
кряхтение Кащея Бессмертного, осторожные
шаги Кота в сапогах. Здесь особенно ярко
горел огонек детской фантазии. Юра,
Галя, Тина, Витя создали в этом уголке
чудесные сказки. Сама обстановка
пробуждала игру воображения. Мысль
текла плавно и неудержимо, дети находили
для выражения своих чувств яркие слова.
Вот сказка о золотой радуге, составленная
Сережей:
«Пришли однажды
вечером к Солнышку Кузнецы-великаны
и говорят: «Солнышко, Солнышко, молоты
железные у нас уже разбились, скоро
нечем будет ковать серебряные нити.
Наковальня тоже старая. Отпусти нас на
землю, мы возьмем железа». Отпустило
Солнышко Кузнецов. Стали идти
Кузнецы-великаны к людям, но путь
преградили темные облака. Посмотрели
Кузнецы через облака на землю —
высоко-высоко, как же опуститься?
Возвратились к Солнышку и говорят:
«Солнышко, Солнышко, как же нам спуститься
на землю? Сделай какой-нибудь мост».
Перекинуло Солнышко свои лучи через
темные тучи, засверкал в небе солнечный
мост. А с земли люди увидали золотую
радугу. Кузнецы спустились на землю,
взяли у людей железа и по солнечному
мосту опять возвратились к Солнышку.
Как только увидело Солнышко их белые
бороды, убрало золотые лучи, исчезла
радуга. С той поры, как только появятся
на небе темные тучи, посылает Солнышко
на землю Кузнецов-великанов за железом.
А зимой нет золотой радуги, потому что
день очень маленький и Кузнецы-великаны
мало стучат молотами».
Меня
очень радовало, что каждый ребенок
составил здесь свою сказку. Навсегда
запомнился тихий летний вечер; после
захода солнца небо приобрело пепельный
оттенок. Такие вечера бывают несколько
дней в году, когда лето в зените. Кажется,
что само небо излучает слабое сияние,
сумерки в эти вечера длиннее, чем обычно,
на небе долго не загораются звезды…
Дети молчали, очарованные красотой
природы. В эти мгновенья особенно ярко
горит огонек фантазии. И вот мы услышали
сказку, которую придумала Нина:
«Ушло
Солнышко в свой волшебный сад на отдых.
Легло отдохнуть и забыло закрыть глаза.
А Кузнецы-великаны думают, что еще
день. Куют и куют серебряные нити.
Рассыпались нити, превратились в пыль.
Развеялась серебряная пыль по небу,
горит-сияет…»
Мое
сердце забилось учащенно, когда я слушал
эту чудесную сказку. Как не радоваться
тому, что очарование: красотой природы,
фантастические образы сказок — всё это
открывает в детском сознании ключи
мысли. Не знаю, почему это так, но в самые
длинные июньские вечера, когда пепельный
небосвод кажется каким-то таинственным
покрывалом, — в эти часы особенно бурно
разыгрывалась детская фантазия.
После
окончания 3 класса детям захотелось
создать на «Острове чудес» «штаб
партизанского отряда». Как и полагается,
«штаб» разместили в землянке, которую
помогли нам выкопать и оборудовать
старшие школьники; началась увлекательная
игра, продолжавшаяся несколько месяцев.
Детям хотелось играть ночью, и от этого
их трудно было удержать. Они ходили в
разведку, научились пользоваться
компасом. Сделали деревянные «автоматы»
и «пулеметы», перед выступлением на
боевую операцию отдавали приказ.
В
последний год обучения учеников увлекла
книга русского писателя-сказочника П.
Бажова «Малахитовая шкатулка». В детских
глазах загорались огоньки радости,
когда я читал о чудесных уральских
самоцветах, об изумительной красоте
пещер, где хранятся несметные богатства
доброй Хозяйки медной горы, о малахитовых
россыпях. Ребятам захотелось в те дни
сделать что-нибудь красивое, таинственное,
романтическое. У кого-то зародилась
мысль создать подземное изумрудное
царство. Мы стали собирать зеленые,
синие, голубые, оранжевые, красные,
фиолетовые осколки стеклышек и выложили
ими стены нашей пещеры. Трудно передать
словами чувство восхищения красотой,
изумления, которое переживали дети,
когда в пещере зажигалась маленькая
электрическая лампочка и на стенах
вспыхивало
радужное зарево. Здесь родились новые
сказки, здесь я еще раз убедился, насколько
велика сила эстетических чувств в
воспитании, развитии и укреплений
умственных сил. На моих глазах произошел
новый стремительный взлет мысли
Вали, Петрика, Нины: ребята слог жили
свои сказки, поразившие меня богатством
воображения. Здесь сложила сказку и
Люда. Я убедился, что причина
молчаливости девочки — не замедленное
умственное развитие а мечтательность,
задумчивость.