Вопрос №
1
Укажите годы жизни И.А.Бунина.
1860 — 1904 гг.
1865- 1921 гг.
1870 — 1953 гг.
1899- 1960 гг.
Вопрос №
2
Родители И.А Бунина владели поместьем в:
Орловской губернии
Костромской губернии
Тульской губернии
Смоленской губернии
Вопрос №
3
Укажите, как называется стихотворный сборник Бунина, обративший на себя внимание критики.
«Звездопад»
«Листопад»
«Водопад»
«Снегопад»
Вопрос №
4
Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.А.Бунина?
А.С.Пушкин
Ф.М.Достоевский
Л.Н.Толстой
Н.В.Гоголь
Вопрос №
5
Какая тема является основной в раннем творчестве Бунина (1890 -1910 гг.)?
тема любви
тема России
тема гармонии и красоты в природе
тема уходящего дворянского уклада
Вопрос №
6
Как И.А.Бунин относился к революции?
восторженно принимал и поддерживал
был в растерянности
отвергал и негодовал, считая её концом России
был равнодушен
Вопрос №
7
В дневнике «Окаянные дни» И.А.Бунина нашли отражения события:
первой русской революции
Второй мировой войны
двух революций 1917 г. и гражданской войны
связанные с эмиграцией И.А.Бунина
Вопрос №
8
Нобелевская премия по разделу словесности была получена И.А.Буниным в:
1925 г. за рассказ «Солнечный удар»
1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»
1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»
1938 г. за цикл рассказов «Тёмные аллеи»
Вопрос №
9
Какой из перечисленных ниже рассказов И.А.Бунина не был создан в эмиграции?
«Антоновский яблоки»
«Солнечный удар»
«Натали»
«Чистый понедельник»
Вопрос №
10
Какое отношение вызывает у писателя чувство любви?
любовь — это проявление жизни
любовь — испытание, делающее личность сильнее
любовь — тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает человека, делает его бессмертным
любовь — трагедия, разрушающая личность
Вопрос №
11
Композиционно рассказ «Антоновские яблоки» делится на четыре части, которые являются самостоятельными отрывками-воспоминаниями. Какой образ- символ связывает воедино эти части?
портреты предков
запах антоновских яблок
опустевший помещичий дом, усадьба
старинные книги
Вопрос №
12
В области какого литературного жанра выступил И.А.Бунин как новатор?
повесть
роман
рассказ
очерк
Вопрос №
13
В каком рассказе Бунина поставлены несвойственные ему социальные проблемы?
«Антоновские яблоки»
«Господин из Сан-Франциско»
«Чистый понедельник»
«Солнечный удар»
Вопрос №
14
Укажите имя главной героини рассказа «Солнечный удар».
Вера
Ольга
Татьяна
она безымянна
Вопрос №
15
Какое календарное время описывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
май — июль
июль — сентябрь
август — ноябрь
октябрь — ноябрь
Вопрос №
16
Чем является образ антоновских яблок в одноимённом рассказе?
символом родного гнезда
символом жизни
основой благосостояния дворян
символом уходящего дворянского уклада
Вопрос №
17
Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе «Господин из Сан- Франциско».
проблема жизни и смерти
человек и цивилизация
проблема смысла жизни
проблема отцов и детей
Вопрос №
18
Какой из указанных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?
«Суходол»
«Сны Чанга»
«Лёгкое дыхание»
«Цветы запоздалые»
Вопрос №
19
Назовите тип композиции, который использует Бунин в таких рассказах, как «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско».
кольцевая
обрамляющая
зеркальная
последовательная
Вопрос №
20
Укажите название рассказа, в котором есть такой пейзаж.
Улица была совершенно пуста. Дома были совершенно одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и все это слепила, все было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем.
«Антоновские яблоки»
«Солнечный удар»
«Господин из Сан-Франциско»
«Чистый понедельник»
Форма проведения: тестирование
Тема: Творчество И.А. Бунина.
Текст работы:
Вариант 1
-
Укажите годы жизни И.А.Бунина.
а)1860 – 1904гг. б)1865 – 1921гг. в)1870 – 1953гг. г)1899 – 1960гг.
-
Родители Бунина владели поместьем в:
а) Орловской губернии б) Тульской губернии в) Костромской губернии г) Смоленской губернии
3.Укажите, как назывался стихотворный сборник И.А.Бунина, обративший на себя внимание критики.
а) «Звездопад» б) «Листопад» в) «Водопад» г) «Снегопад»
4. какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.А.Бунина?
а) А.С.Пушкин б) Ф.М.Достоевский в) Л.Н.Толстой г) Н.В.Гоголь
5. Какая тема является основной в раннем творчестве И. А. Бунина (1890-1910 гг.)?
а)тема любви б)тема гармонии и красоты в природе
в)тема России г)тема уходящего дворянского уклада
6. Как Бунин относился к революции?
а) восторженно принимал и поддерживал б) был в растерянности
в) отвергал и негодовал, считая её концом России г) был равнодушен
7. В дневнике «Окаянные дни» И. А. Бунина нашли отражения события:
а)первой русской революции б)двух революций 1917 г. и гражданской войны
в)связанные с эмиграцией И. А. Бунина г)Второй мировой войны
8.Нобелевская премия по разделу словесности была получена Буниным в:
а)1925г. за рассказ «Солнечный удар» б)1915г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»
в)1933г. за роман «Жизнь Арсеньева» г)1938г. за цикл рассказов «Тёмные аллеи»
9.Какой из перечисленных ниже рассказов И. А. Бунина не был создан в эмиграции?
а)«Антоновские яблоки» б)«Натали» в)«Солнечный удар» г)«Чистый понедельник»
10.Какое отношение вызывает у писателя чувство любви?
а)любовь — это проявление жизни
б)любовь — испытание, делающее личность сильнее
в)любовь — тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает человека, делает его бессмертным
г)любовь — трагедия, разрушающая личность
11.Композиционно рассказ «Антоновские яблоки» делится на четыре части, которые являются самостоятельными отрывками-воспоминаниями. Какой образ-символ связывает воедино эти части?
а)портреты предков б)запах антоновских яблок
в)опустевший помещичий дом, усадьба г)старинные книги
12.В области какого литературного жанра выступил Бунин как новатор?
а) повесть б) роман в) рассказ г) очерк
13. В каком рассказе И. А. Бунина поставлены не свойственные ему социальные проблемы?
а)«Антоновские яблоки» б)«Господин из Сан-Франциско»
в)«Чистый понедельник» г)«Солнечный удар»
14.Укажите имя главной героини рассказа «Солнечный удар»
а) Вера б) Татьяна в) Ольга г) она безымянна
15.Какое календарное время описывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
а) май – июль б) июль – сентябрь в) август – ноябрь г) октябрь – ноябрь
16. Чем является образ антоновских яблок в одноименном рассказе?
а)основой благосостояния дворян б)символом родового гнезда
в)символом жизни г)символом уходящего дворянского уклада
17.Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
а) проблема жизни и смерти б) человек и цивилизация
в) проблема смысла жизни г) проблема отцов и детей
18.Какой из указанных рассказов не принадлежит Бунину?
а) «Суходол» б) «Лёгкое дыханье» в) «Сны Чанга» г) «Цветы запоздалые»
19. Укажите название рассказа, в котором есть такой пейзаж.
Улица была совершенно пуста. Дома были совершенно одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и все это слепило, все было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем.
а)«Антоновские яблоки» б)«Солнечный удар»
в)«Господин из Сан-Франциско» г)«Чистый понедельник»
20.Назовите тип композиции, который использует Бунин в таких рассказах, как «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско»
а) кольцевая б) обрамляющая в) зеркальная г) последовательная
Вариант 2
-
Укажите имя и отчество Бунина.
а) Александр Иванович б) Иван Андреевич в) Иван Алексеевич г) Алексей Иванович
-
Кто из известных русских поэтов начала ХIХ в. является родственником Бунина?
а) Н.М Языков б) К.Н.Батюшков в) В.А.Жуковский г) А.А.Дельвиг
-
По социальному положению Бунин был:
А) купцом Б) дворянином В) мещанином Г) разночинцем
-
Сколько классов гимназии удалось закончить И. А. Бунину?
а)3 б)5 в)7 г)8
-
Кто занимался образованием Бунина после его выхода из гимназии?
А) родители Б) старший брат Юлий В) гувернантки
Г) сам разработал систему дальнейшего образования
6. Академическая Пушкинская премия была присуждена И. А. Бунину за:
а)роман «Жизнь Арсеньева» б)цикл рассказов «Темные аллеи»
в)сборник стихов «Листопад» г)рассказ «Суходол»
-
Какому писателю посвятил сборник стихов «Листопад» И. А. Бунин?
а)А. И. Куприну б)JI. Н. Толстому в)В. Г. Короленко г)М. Горькому
-
В 1920 г., после трагических событий 1917 года и гражданской войны, теплоход «Спарта» навсегда увез И. А. Бунина из России в:
а)Англию б)Францию в)Америку г)Германию
-
Автобиографический роман Бунина назывался:
А) «Митина любовь» Б) «Жизнь Арсеньева» В) «Суходол» Г) «В Париже»
10. В середине 90-х годов XIX в. И. А. Бунин становится членом писательского товарищества:
а)«Арзамас» б)«Мир искусства» в)«Любомудры» г)«Знание»
11. Главной художественной особенностью рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» является:
а)предельная краткость, сжатость повествования б)интересная, запутанная интрига
в)изображение ярких характеров г)соединение поэзии с прозой
-
Назовите основную тему цикла рассказов «Тёмные аллеи».
А) тема России Б) тема любви В) тема смысла жизни Г) тема свободы
-
Укажите рассказ И. А. Бунина, в котором автор использовал блоковский образ «прекрасной незнакомки».
а)«Легкое дыхание» б)«Солнечный удар» в)«Натали» г)«Антоновские яблоки»
-
Какая из перечисленных черт не характерна для рассказов И. А. Бунина?
а)предметная детализация б)подробная, развернутая характеристика героя
в)непоименованность (анонимность) персонажей г)незавершенность, открытость концовки
-
Какое произведение Бунина тематически сходно с рассказом А.П.Чехова «Дама с собачкой».
А) «Лёгкое дыхание» Б) «Господин из Сан-Франциско»
В) «Солнечный удар» Г) «Чистый понедельник»
-
К какому литературному направлению следует отнести творчество Бунина?
А) романтизм Б) символизм В) реализм Г) сентиментализм
17. Укажите, какая из перечисленных ниже тем не встречается в творчестве И. А, Бунина.
а) тема свободы и социальной справедливости б)тема любви
в)тема красоты и гармонии в мире г)тема жизни и смерти
18. Найдите соответствия между символическими деталями, образами и произведениями И. А. Бунина.
а)старинные портреты предков, древние книги в кожаных переплетах
б)портрет босого Льва Толстого, Новодевичий монастырь, ресторан «Прага», турецкий диван, гранатовое бархатное платье
в)корабль «Атлантида», бушующий океан, нанятая за деньги танцующая пара, играющая в любовь
г)розовый пароход, прекрасная незнакомка, яркий, солнечный день
А)«Солнечный удар»
Б) «Антоновские яблоки»
В)«Чистый понедельник»
Г) «Господин из Сан-Франциско»
-
Какое из названных произведений не принадлежит Бунину?
А) « Митина любовь» Б) «Худая трава» В) «Ариадна» Г) «Лёгкое дыхание».
-
Определите бунинскую манеру изображения природы в следующем отрывке.
На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень…
а)документализм б)импрессионистичность в)натурализм г)схематизм
Ключи
Вариант 1 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
в |
а |
б |
в |
г |
в |
б |
в |
а |
в |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
б |
в |
б |
г |
в |
г |
г |
г |
б |
а |
Вариант 2 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
в |
в |
б |
а |
б |
в |
г |
б |
б |
г |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
г |
б |
б |
б |
в |
в |
а |
а-Б,б-В,в-Г,г-А |
в |
б |
Нормы оценивания:
за каждый правильный ответ 1 б.
Максимальное количество баллов за всю работу – 20 б.
Шкала перевода баллов в отметку
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
19 – 20 |
15 – 18 |
11 – 14 |
0 – 10 |
Тест по творчеству
И.А. Бунина
- Составил ученик 11класса Мишарин Ярослав
- Учитель- Поторий Т. А.
1.Укажите годы жизни
И. А. Бунина
- А. 1860-1904
- В. 1865-1921
- С. 1870-1953
- Д. 1899-1960
2.Родители И.А. Бунина владели поместьем в :
- Орловской губернии
- Тульской губернии
- Костромской губернии
- Смоленской губернии
3.Укажите, как назывался стихотворный сборник И.А. Бунина, обративший на себя внимание критики
- «Звездопад»
- «Листопад»
- «Водопад»
- «Снегопад»
4.Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.А. Бунина
- А.С.Пушкин
- Ф.М.Достоевский
- Л.Н.Толстой
- Н.В.Гоголь
5.Какая тема является основной в раннем творчестве И.А. Бунина(1890-1910)
- Тема любви
- Тема гармонии и красоты в природе
- Тема России
- Тема уходящего дворянского уклада
6.Как И.А.Бунин относился к революции
- Восторженно принимал и поддерживал
- Был в растерянности
- Отвергал и негодовал, считая ее концом России
- Был равнодушен
7.В дневнике «Окаянные дни» И. А. Бунина нашли отражения события:
- Первой русской революции
- Двух революции 1917 г. и гражданской войны
- Связанные с эмиграцией Бунина
- Второй мировой войны
8.Нобелевская премия по разделу словесности была получена Буниным в:
- 1925г. За рассказ «Солнечный удар»
- 1915г. За рассказ «Господин из Сан-Франциско»
- 1933г. За роман «Жизнь Арсеньева»
- 1938г. За цикл рассказов «темные аллеи»
Какой из перечисленных ниже рассказов И.А.Бунина не был создан в эмиграции
- «Антоновские яблоки»
- «Натали»
- «Солнечный удар»
- «Чистый понедельник»
Какое отношение вызывает у писателя чувство любви
- Любовь- это проявление жизни
- Любовь- испытание, делающее личность сильнее
- Любовь-это тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает человека, делает его бессмертным
- Любовь-это трагедия, разрушающая личность
9.Композиционно рассказ «Антоновские яблоки» делится на четыре части, которые являются самостоятельными отрывками-воспоминаниями. Какой образ-символ связывает воедино эти части
- Портреты предки
- Запах антоновских яблок
- Опустевший помещичий дом, усадьба
- Старинные книги
10.В области какого литертурного жанра выступил И.А. Бунин как новатор.
- Повесть
- Роман
- Рассказ
- Очерк
11.В каком рассказе И.А. Бунина поставлены не свойственные ему социальные проблемы
- «Антоновские яблоки»
- «Господин из Сан-Франциско»
- «Чистый понедельник»
- «Солнечный удар»
12.Укажите имя главной героини рассказа «Солнечный удар»
- Вера
- Татьяна
- Ольга
- Она безымянна
13.Какое календарное время описывает И.А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
- Май—июль
- Июль—сентябрь
- Август—ноябрь
- Октябрь—ноябрь
14.Чем является образ антоновских яблок в одноимённом рассказе?
- Основой благосостояния дворян
- Символом родового гнезда
- Символом жизни
- Символом уходящего дворянского уклада
15.Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе «Господин
из Сан-Франциско»
- Проблема жизни и смерти
- Человек и цивилизация
- Проблема смысла жизни
- Проблема отцов и детей
16.Какой из указанных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?
- «Суходол»
- «Лёгкое дыхание»
- «Сны Чанга»
- «Цветы запоздалые»
17.Укажите название рассказа, в котором есть такой пейзаж:
- Улица была совершенно пуста. Дома были совершенно одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; пыль лежала на мостовой: и всё это слепило, всё это было залито жарким, пламенным и радостным,но здесь как будто бесцельным солнцем
Выберите ответ:
- «Антоновские яблоки»
- «Солнечный удар»
- Господин из Сан-Франциско
- «Чистый понедельник»
18.Назовите тип композиции, в использует И.А.Бунин в таких рассказах, как «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско»
- Кольцевая
- Обрамляющая
- Зеркальная
- Последовательная
Использованная литература:
- Алиева Л.Ю.,Торкунова Т.В. «Тесты по литературе»Москва «Айрис прессс» 2003 год
Спасибо за внимание!
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тест по творчеству
И.А. Бунина
Составил ученик 11класса Мишарин Ярослав
Учитель- Поторий Т. А. -
2 слайд
1.Укажите годы жизни
И. А. Бунина
А. 1860-1904
В. 1865-1921
С. 1870-1953
Д. 1899-1960 -
3 слайд
2.Родители И.А. Бунина владели поместьем в :
Орловской губернии
Тульской губернии
Костромской губернии
Смоленской губернии -
4 слайд
3.Укажите, как назывался стихотворный сборник И.А. Бунина, обративший на себя внимание критики
«Звездопад»
«Листопад»
«Водопад»
«Снегопад» -
5 слайд
4.Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.А. Бунина
А.С.Пушкин
Ф.М.Достоевский
Л.Н.Толстой
Н.В.Гоголь -
6 слайд
5.Какая тема является основной в раннем творчестве И.А. Бунина(1890-1910)
Тема любви
Тема гармонии и красоты в природе
Тема России
Тема уходящего дворянского уклада -
7 слайд
6.Как И.А.Бунин относился к революции
Восторженно принимал и поддерживал
Был в растерянности
Отвергал и негодовал, считая ее концом России
Был равнодушен -
8 слайд
7.В дневнике «Окаянные дни» И. А. Бунина нашли отражения события:
Первой русской революции
Двух революции 1917 г. и гражданской войны
Связанные с эмиграцией Бунина
Второй мировой войны -
9 слайд
8.Нобелевская премия по разделу словесности была получена Буниным в:
1925г. За рассказ «Солнечный удар»
1915г. За рассказ «Господин из Сан-Франциско»
1933г. За роман «Жизнь Арсеньева»
1938г. За цикл рассказов «темные аллеи» -
10 слайд
Какой из перечисленных ниже рассказов И.А.Бунина не был создан в эмиграции
«Антоновские яблоки»
«Натали»
«Солнечный удар»
«Чистый понедельник» -
11 слайд
Какое отношение вызывает у писателя чувство любви
Любовь- это проявление жизни
Любовь- испытание, делающее личность сильнее
Любовь-это тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает человека, делает его бессмертным
Любовь-это трагедия, разрушающая личность -
12 слайд
9.Композиционно рассказ «Антоновские яблоки» делится на четыре части, которые являются самостоятельными отрывками-воспоминаниями. Какой образ-символ связывает воедино эти части
Портреты предки
Запах антоновских яблок
Опустевший помещичий дом, усадьба
Старинные книги -
13 слайд
10.В области какого литертурного жанра выступил И.А. Бунин как новатор.
Повесть
Роман
Рассказ
Очерк -
14 слайд
11.В каком рассказе И.А. Бунина поставлены не свойственные ему социальные проблемы
«Антоновские яблоки»
«Господин из Сан-Франциско»
«Чистый понедельник»
«Солнечный удар» -
15 слайд
12.Укажите имя главной героини рассказа «Солнечный удар»
Вера
Татьяна
Ольга
Она безымянна -
16 слайд
13.Какое календарное время описывает И.А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
Май—июль
Июль—сентябрь
Август—ноябрь
Октябрь—ноябрь -
17 слайд
14.Чем является образ антоновских яблок в одноимённом рассказе?
Основой благосостояния дворян
Символом родового гнезда
Символом жизни
Символом уходящего дворянского уклада -
18 слайд
15.Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе «Господин
из Сан-Франциско»
Проблема жизни и смерти
Человек и цивилизация
Проблема смысла жизни
Проблема отцов и детей -
19 слайд
16.Какой из указанных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?
«Суходол»
«Лёгкое дыхание»
«Сны Чанга»
«Цветы запоздалые» -
20 слайд
17.Укажите название рассказа, в котором есть такой пейзаж:
Улица была совершенно пуста. Дома были совершенно одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; пыль лежала на мостовой: и всё это слепило, всё это было залито жарким, пламенным и радостным,но здесь как будто бесцельным солнцем -
21 слайд
Выберите ответ:
«Антоновские яблоки»
«Солнечный удар»
Господин из Сан-Франциско
«Чистый понедельник» -
22 слайд
18.Назовите тип композиции, в использует И.А.Бунин в таких рассказах, как «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско»
Кольцевая
Обрамляющая
Зеркальная
Последовательная -
23 слайд
Использованная литература:
Алиева Л.Ю.,Торкунова Т.В. «Тесты по литературе»Москва «Айрис прессс» 2003 год -
24 слайд
Спасибо за внимание!
УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ
Любовь СЕЛИВАНОВА,
11-й класс, ОУ № 14,
г. Липецк
(учитель –
Ланская Ольга Владимировна)
Композиция рассказа “Антоновские
яблоки”
Наиболее ёмко и совершенно
философские размышления И.А. Бунина о прошлом
и будущем, тоска по уходящей патриархальной
России и понимание катастрофичности грядущих
перемен отразились в рассказе “Антоновские
яблоки”, который был написан в 1900 году, на
рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и
привлекает особое внимание. Она разделяет мир на
прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение
времени, обратиться к будущему. Именно эта дата
помогает понять, что рассказ начинается
(“…Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и
заканчивается (“Белым снегом путь-дорогу
заметал…”) нетрадиционно. Образуется
своеобразное “кольцо” – интонационная пауза,
которая делает повествование непрерывным.
Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не
начат и не закончен. Он звучит в пространстве
памяти и звучать будет вечно, так как в нём
воплощена душа человека, душа многострадального
народа. В нём отражена история государства
Российского.
Особое внимание следует обратить на композицию
произведения. Автор разделил рассказ на четыре
главы, и каждая глава – это отдельная картина
прошлого, а все вместе они образуют целый мир,
которым так восхищался писатель.
В начале первой главы
описан удивительный сад, “большой, весь золотой,
подсохший и поредевший”. И кажется, что жизнь
деревни, надежды и помыслы людей – всё это как
будто на втором плане, а в центре прекрасный и
таинственный образ сада, и сад этот – символ
Родины, и включает он в своё пространство и
Выселки, которые “…ещё со времён дедушки
славились богатством”, и стариков и старух,
которые “жили… очень подолгу”, и большой камень
около крыльца, который хозяйка “сама купила себе
на могилу”, и “овины и риги, крытые впричёску”. И
всё это живёт вместе с природой единой жизнью,
всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и
далёким кажется образ проносящегося мимо
Выселок поезда. Он – символ нового времени, новой
жизни, которая “всё громче и сердитее”
проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит
земля, как живое существо, и человек испытывает
какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго
смотрит в “тёмно-синюю глубину” неба,
“переполненную созвездиями”, и думает: “Как
холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” И в
этих словах заключена вся тайна бытия: радость и
скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и
ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое,
настоящее и будущее, в них вся душа человека.
Вторая часть, как и
первая, начинается с народной мудрости: “Ядрёная
антоновка – к весёлому году”, с добрых
предзнаменований, с описания урожайного года –
осени, которая была порой престольных
праздников, когда народ “прибран, доволен”,
когда “вид деревни совсем не тот, что в другую
пору”. Проникновенной поэзией согреты
воспоминания об этой сказочно богатой деревне с
кирпичными дворами, которые были построены ещё
дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над
усадьбой, над деревней ощущается удивительный
запах антоновских яблок. Этот сладостный запах
воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое
весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив
произведения, и замечание в конце четвёртой
главы о том, что “запах антоновских яблок
исчезает из помещичьей усадьбы”, говорит, что
всё меняется, всё уходит в прошлое, что
начинается новое время, “наступает царство
мелкопоместных, обедневших до нищенства”. И
далее автор пишет, что “хороша и эта нищенская
мелкопоместная жизнь!” И вновь начинает
описывать деревню, свои родные Выселки.
Рассказывает о том, как проходит день помещика,
подмечает такие детали, которые делают картину
бытия настолько зримой, что кажется, будто
прошлое превращается в настоящее, только при
этом привычное, обыденное воспринимается уже как
утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и
потому, что автор использует большое количество
цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе
раннее утро, герой вспоминает: “…распахнёшь,
бывало, окно в прохладный сад, наполненный
лиловатым туманом…” Видит он, как “сучья
сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами
становится прозрачной”; замечает он и “свежие,
пышно-зелёные озими”.
Не менее богата и разнообразна и звуковая
гамма: слышится, “как осторожно
поскрипывает… длинный обоз по большой дороге”,
раздаётся “гулкий стук ссыпаемых в меры и
кадушки яблок”, звучат голоса людей. В конце
рассказа всё настойчивее слышится “приятный шум
молотьбы”, и “однообразный крик и свист
погонщика” сливаются с гулом барабана. А потом
настраивается гитара, и кто-нибудь начинает
песню, которую подхватывают все “с грустной,
безнадёжной удалью”.
Особое внимание в рассказе Бунина необходимо
обратить на организацию
пространства. С первых строк создаётся
впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба –
это отдельный мир, который живёт своей особой
жизнью, но в то же время этот мир – часть целого.
Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в
город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок
поезд… И внезапно возникает ощущение того, что
все связи в этом пространстве прошлого
разрушаются, утрачивается безвозвратно
целостность бытия, исчезает гармония, рушится
патриархальный мир, изменяется сам человек, его
душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит
слово “вспоминается”. В нём светлая грусть,
горечь утраты и одновременно надежда.
Необычна и организация времени.
Каждая часть выстраивается по своеобразной
вертикали: утро – день – вечер – ночь, в которой
закреплено естественное течение времени. И
всё-таки время в рассказе необычное,
пульсирующее, и кажется, что в конце
повествования оно убыстряется: “съезжаются
мелкопоместные друг к другу” и “по целым дням
пропадают в снежных полях”. И в памяти потом
остаётся только один вечер, который провели они
где-то в глуши. И об этом времени суток написано:
“А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко
светится в темноте зимней ночи окно флигеля”. И
символичной становится картина бытия: дорога,
заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий
дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может
жить ни один человек. И поэтому, по-видимому,
автор не разрушает календарное течение времени:
за августом следует сентябрь, потом наступает
октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима.
И завершается повествование словами песни,
которую поют нескладно, с особым чувством.
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал…
Почему Бунин именно так заканчивает своё
произведение? Дело в том, что автор вполне трезво
сознавал, что “белым снегом” заносит дороги
истории. Ветер перемен ломает вековые традиции,
устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие
судьбы. И Бунин пытался увидеть впереди, в
будущем, тот путь, по которому пойдёт Россия, но с
грустью понимал, что обнаружить его в силах
только время.
Итак, главным символом в рассказе с самого
начала и до конца остаётся образ
антоновских яблок. Неоднозначен смысл,
вкладываемый автором в эти слова. Антоновские
яблоки – это богатство (“Деревенские дела
хороши, если антоновка уродилась”). Антоновские
яблоки – это счастье (“Ядрёная антоновка – к
весёлому году”). И наконец, антоновские яблоки –
это вся Россия с её “золотыми, подсохшими и
поредевшими садами”, “кленовыми аллеями”, с
“запахом дёгтя в свежем воздухе” и с твёрдым
сознанием того, “как хорошо жить на свете”. И в
связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе
“Антоновские яблоки” отразились основные идеи
творчества Бунина, его миропонимание в целом,
отразилась история души человеческой,
пространство памяти, в котором ощущается
движение бытийного времени, прошлое России, её
настоящее и будущее.
Слайд 1Тест по творчеству
И.А. Бунина
Составил ученик 11класса Мишарин Ярослав
Учитель- Поторий
Т. А.
Слайд 21.Укажите годы жизни
И. А. Бунина
А. 1860-1904
В. 1865-1921
С. 1870-1953
Д. 1899-1960
Слайд 32.Родители И.А. Бунина владели поместьем в :
Орловской губернии
Тульской губернии
Костромской губернии
Смоленской губернии
Слайд 43.Укажите, как назывался стихотворный сборник И.А. Бунина, обративший на себя внимание
критики
«Звездопад»
«Листопад»
«Водопад»
«Снегопад»
Слайд 54.Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.А.
Бунина
А.С.Пушкин
Ф.М.Достоевский
Л.Н.Толстой
Н.В.Гоголь
Слайд 65.Какая тема является основной в раннем творчестве И.А. Бунина(1890-1910)
Тема любви
Тема
гармонии и красоты в природе
Тема России
Тема уходящего дворянского уклада
Слайд 76.Как И.А.Бунин относился к революции
Восторженно принимал и поддерживал
Был в растерянности
Отвергал и
негодовал, считая ее концом России
Был равнодушен
Слайд 87.В дневнике «Окаянные дни» И. А. Бунина нашли отражения события:
Первой русской
революции
Двух революции 1917 г. и гражданской войны
Связанные с эмиграцией Бунина
Второй мировой войны
Слайд 98.Нобелевская премия по разделу словесности была получена Буниным в:
1925г. За рассказ
«Солнечный удар»
1915г. За рассказ «Господин из Сан-Франциско»
1933г. За роман «Жизнь Арсеньева»
1938г. За цикл рассказов «темные аллеи»
Слайд 10Какой из перечисленных ниже рассказов И.А.Бунина не был создан в эмиграции
«Антоновские
яблоки»
«Натали»
«Солнечный удар»
«Чистый понедельник»
Слайд 11Какое отношение вызывает у писателя чувство любви
Любовь- это проявление жизни
Любовь- испытание,
делающее личность сильнее
Любовь-это тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает человека, делает его бессмертным
Любовь-это трагедия, разрушающая личность
Слайд 129.Композиционно рассказ «Антоновские яблоки» делится на четыре части, которые являются самостоятельными
отрывками-воспоминаниями. Какой образ-символ связывает воедино эти части
Портреты предки
Запах антоновских яблок
Опустевший помещичий дом, усадьба
Старинные книги
Слайд 1310.В области какого литертурного жанра выступил И.А. Бунин как новатор.
Повесть
Роман
Рассказ
Очерк
Слайд 1411.В каком рассказе И.А. Бунина поставлены не свойственные ему социальные проблемы
«Антоновские яблоки»
«Господин из Сан-Франциско»
«Чистый понедельник»
«Солнечный удар»
Слайд 1512.Укажите имя главной героини рассказа «Солнечный удар»
Вера
Татьяна
Ольга
Она безымянна
Слайд 1613.Какое календарное время описывает И.А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
Май—июль
Июль—сентябрь
Август—ноябрь
Октябрь—ноябрь
Слайд 1714.Чем является образ антоновских яблок в одноимённом рассказе?
Основой благосостояния дворян
Символом родового
гнезда
Символом жизни
Символом уходящего дворянского уклада
Слайд 1815.Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе «Господин
из Сан-Франциско»
Проблема
жизни и смерти
Человек и цивилизация
Проблема смысла жизни
Проблема отцов и детей
Слайд 1916.Какой из указанных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?
«Суходол»
«Лёгкое дыхание»
«Сны Чанга»
«Цветы запоздалые»
Слайд 2017.Укажите название рассказа, в котором есть такой пейзаж:
Улица была совершенно пуста.
Дома были совершенно одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; пыль лежала на мостовой: и всё это слепило, всё это было залито жарким, пламенным и радостным,но здесь как будто бесцельным солнцем
Слайд 21Выберите ответ:
«Антоновские яблоки»
«Солнечный удар»
Господин из Сан-Франциско
«Чистый понедельник»
Слайд 2218.Назовите тип композиции, в использует И.А.Бунин в таких рассказах, как «Солнечный
удар», «Господин из Сан-Франциско»
Кольцевая
Обрамляющая
Зеркальная
Последовательная
Слайд 23Использованная литература:
Алиева Л.Ю.,Торкунова Т.В. «Тесты по литературе»Москва «Айрис прессс» 2003 год