Композиционное построение рассказа м горького старуха изергиль

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.

 Композиционно рассказ  «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем. Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве. Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.

Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.

Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби. Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.

На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму. За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл. Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир. Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.

8 класс, 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

  • По пословицам

    Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

  • Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)

    Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

  • Сочинение на тему Речевой этикет

    Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Сочинения на свободную тему

    Сочинения-рассуждения на свободную тему

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.

Обновлено 10 Июля, 2021

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старуха Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог рассказчика и старухи.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чём писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать ещё что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему её собеседник не пошёл с весёлой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и земной женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени героини. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: царства мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждая часть имеет экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.


А какую оценку поставите вы?

Дорогие друзья!

В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал.

Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака.

Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова.

После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение — индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе.

Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи.

Желаем успехов!

Композиция рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал.

План

I. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

II. Основная часть.

Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

1. Легенда о Ларре.

2. Судьба старухи-рассказчицы.

3. Легенда о Данко.

4. Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

5. Образ рассказчика.

III. Заключение.

Красота свободного человека.

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные. Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изергиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла.

Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями («считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»), вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх. Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него. Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

Далее следует рассказ старухи Изергиль о собственной жизни, тоже напоминающий легенду. Много лет назад молодая, сильная и красивая Изергиль жила, повинуясь только велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе. Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие. Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе. Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей. Задачей автора было выявить истинную ценность и цель человеческой жизни. Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их жизней. Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о славном прошлом своего народа. Рассказчик отождествляет себя с героями некоторых историй. Через его восприятие мы угадываем авторскую позицию. Этот образ также несёт на себе печать романтизма. Не случайно объектом внимания рассказчика является пейзаж, яркий, прекрасный, необычный. Рассказчик любуется восхитительной южной природой, на фоне которой легко представить романтические и героические события, описанные в легендах. Он поражён историей старухи Изергиль, преклоняется перед подвигом Данко, не приемлет эгоизма Ларры.

Горький восхищается человеком свободным и гордым. Он любуется его силой, мощью, мужеством. Однако свобода не может быть абсолютной. Противопоставление себя людям ведёт к одиночеству и гибели.

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Прозаическая строфа — это сочетание нескольких взаимосвязанных между собой синтаксически и по смыслу предложений, которые представляют более полное, по сравнению с отдельным предложением, развитие мысли.

Понятие сложного синтаксического целого

Наряду с отдельными словосочетаниям и предложениями при редактировании текста особое значение имеют группы самостоятельных предложений, тесно связанных между собой. Такое сочетание тематически и синтаксически взаимосвязанных предложений называется сложным синтаксическим целым (прозаической строфой).

Переход от синтаксиса отельного предложения к синтаксису текста имеет большое значение для области стилистики, охватывающей:

  • Основы мастерства писателя и журналиста;
  • Литературное редактирование;
  • Анализ текста;
  • Перевод текста;
  • Поэтику.

Если не выходить за границы отдельного предложения, анализ текста будет скудным, будет сложно уловить стилистическое своеобразие анализируемого произведения. Именно понятие прозаической строфы дает возможность восстановить недостающие звенья при переходе синтаксису целого текста. в прозаических строфах, с одной стороны, обнаруживаются синтаксические черты, но с другой стороны, сложное синтаксическое целое имеет прямое отношение к стилевому, художественному своеобразию произведения и к композиции.

Сложное синтаксическое целое, являясь с одной стороны, наиболее крупной синтаксической единицей, и одновременно минимальной единицей текста – с другой, характеризуется особым композиционно-тематическим членением и особым построением.

В общем виде прозаическая строфа состоит из:

  • Зачина, формулирующего тему сложного синтаксического целого;
  • Средней части – развития темы, мысли;
  • Концовки, подводящей итого микротеме как в смысловом, так и в синтаксическом отношении.

Композиционно-тематический и синтаксический планы прозаической строфы тесно взаимосвязаны, но при этом они не совпадают.

«Сложное синтаксическое целое текста в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»» 👇

Замечание 1

Зачин, как правило, состоит из одного предложения, но иногда включает в себя два-три предложения.

Зачин играет важную роль в структуре прозаической строфы. Синтаксическая специфика зачина связана с тем, что он оформляется в виде первого предложения прозаической строфы, которое выражает начало мысли. В первом предложении содержится «новое», с него начинается сообщение. Часто в зачине используются полные распространенные предложения, которые начинаются с обстоятельства места и времени. Например, рассказ «Старуха Изергиль» начинается с предложения:

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу». Зачин легенды о Данко: «Жили на земле в старину одни люди…».

Для оформления концовки прозаической строфы используются специальные синтаксически средства. В этой функции часто употребляется союз И в заключающем значении. Также завершать прозаическую строфу могут и вопросительные или восклицательные предложения, прямая речь, вводные слова и т.д. Так, в рассказе «Старуха Изергиль» концовка прозаической строфы выглядит так: «И она рассказала мне эту сказку». Это концовка сложного синтаксического целого, предшествующего рассказу о Ларре.

Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтические мотивы творчества писателя.

Композиционно рассказ можно разделить на три части:

  • История Изергиль;
  • Легенда о Ларре;
  • Легенда о Данко.

Первая часть рассказа – легенда о Ларре. Здесь писатель рассказывает историю человека, не желавшего склоняться ни перед чем. Ларра, будучи сыном орла и обычной женщины, эгоистичен, жесток, уверен в своем превосходстве. Но такие убежденияне проходят бесследно, поэтому в финале легенды Ларра оказывается приговоренным к бессмертию – страшнейшей для него участи.

Вторая часть рассказа – история Изергиль. Это история женщины, умевшей любить самоотверженно и искренне, по-настоящему, не боясь столкнуться с тяжелыми испытаниями и опасностями. Изергиль была готова на все во имя любви.

В третьей части писатель рассказывает легенду о Данко. Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь уставшим от потерь, разочарованным людям. Данко соединяет в себе самые лучшие, самые чистые черты: готовность к самопожертвованию, доброту, любовь к людям, способность направлять заблудших и потерянных на путь истинный.

Рассказ «Старуха Изергиль» — глубоко символичное произведение. Даже в композиции произведения наблюдается переход от неидеального к идеальному, который искусно облачен писателем в художественную форму. Каждый герой рассказа имеет свою историю, свои страдания и радости, свои мечты и побуждения. Но есть то, что объединяет эти три истории, а именно, стремление писателя понять, в чем заключается смысл человеческой жизни и ее ценность. Каждый человек отвечает на этот вопрос по-своему. Писатель считает, что истинное предназначение каждого человека – привнести что-то в этот мир, помочь кому-то, кто оказался в сложной ситуации, наполнить мир добротой и любовью, и тем самым помогать самому себе, наполнять смыслом собственную жизнь.

Замечание 2

Произведения М. Горького идейно и художественно многообразны, в своем творчестве он сочетает черты романтизма и реализма.

В образе Ларры писатель решительно осуждает индивидуализм. За гордость Ларра был наказан: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Это последствия теории сверхчеловека, которая в России рубежа 19-20 веков имела много приверженцев.

В старухе Изергиль есть что-то и от Данко, и от Ларры. В этой героине хорошее и плохое рядом.

История о Данко оформлена романтическими описаниями природы. Голубые сказочные огни, которые вспыхивают в страшной, черной степи – это искры от сердца Данко.

Рассказ «Старуха Изергиль» — это романтический призыв к служению человечеству. Писатель в уста старухи Изергиль вкладывает слова о том, что есть всякие люди, а сильных ныне нет. И все меньше становится красивых. Кстати, эта тема поднималась и в произведениях М.Ю. Лермонтова, например, в «Бородино».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Своеобразие композиции
рассказа «Старуха Изергиль»

Цели
урока:
 1) Отметить особенности композиции рассказа «Старуха
Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; 2) Проанализировать
легенды, сопоставить жизненные позиции главных героев; 3) Совершенствовать
умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения
материала; 4) На примере текста рассказа “Старуха Изергиль” познакомить
учащихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига
и его роли в человеческой жизни.

Ход урока

  1. Оргмомент

Проверка
д.з.


Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать со слов из письма М. Горького к А.
П. Чехову: « Настало время нужды в героическом». Всё дело в том, что тема,
которую мы будем разбирать на уроке, отражает стремление писателя показать
рвение человеческой души к подвигу. А это одна из черт его ранних рассказов. «В
жизни всегда есть место подвигам» — это слова из рассказа «Старуха Изергиль»,
на котором и хотелось бы сегодня остановиться. В своих тетрадях запишите число
и тему занятия.

Учитель
формулирует цели урока.


В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова М. Горького: «Есть
только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую,
мужественные и щедрые – вторую» На протяжении всего урока мы с вами будем
анализировать поступки героев и сделаем вывод: какую форму жизни избрали они?
Какова их жизненная позиция?


Сначала поговорим о композиции рассказа «Старуха Изергиль. Какие особенности
развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить? (Повествование
делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль
о своей жизни, легенда о Данко).


Правильно, ребята. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое,
пронизанное общей идеей — стремлением автора выявить истинную ценность
человеческой жизни.


Почему история старухи Изергиль занимает место между легендами о Ларе и Данко?


В своём рассказе Горький поднимает ряд злободневных проблем


Что есть человек?


Каковы его возможности?


В чём смысл человеческой жизни?


Как человек должен себя вести среди людей?

И
чтобы выяснить всё это, вы будете работать в группах.

I
группа будет работать над образом Ларры.
Работа
над вопросами:


Кто такой Ларро? Как относится герой к другим людям? (Надменный эгоист, Ларра
вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога
только его личная свобода презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на
земле).


Что ценит Ларра больше всего в жизни? ( Бездумно следует инстинкту, стремиться
к получению желаемого любой ценой)


Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (Его гордыня, крайний
индивидуализм).


Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. Найдите значение
слова «индивидуализм». Почему Ларра — индивидуальная личность? ( Работа с
толковым словарём)

Гордость

  1. Чувство
    собственного достоинства, самоуважения.
  2. Высоко
    мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня 
непомерная гордость.


К чему приводит крайний индивидуализм героя? (К преступлению, к эгоистическому
произволу. Ларра убивает девушку)


За что наказан Ларра? В чём его обвиняют люди?


Как вы оцениваете его поведение?


Почему мудрейший сказал, что наказание Ларре в нём самом? ((В наказание
старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему
или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права
жить по собственному закону)


Что говорит о Ларре старуха Изергиль?


Во что превращается он после смерти? Почему он задрожал, услышав смех людей.
(Услышав смех людей, Ларра испугался. Он потерял, пожалуй, единственное
привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и
красоту, превращаясь в бесформенную тень).

Вывод
(Слайд 7): Жизненная позиция Ларро — жить без людей и только для себя.

II группа будет
работать над образом Данко. Работа над вопросами:


Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?
(любовь к людям, желание помочь им)


Какой поступок совершил герой ради любви к людям? Что движет его поступками?
(Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в
болотах, потерявших волю и мужество. От глубокого сострадания погибающим душам
и зажёгся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому
юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого
факела, осветившего путь.)


Почему люди доверились Данко? (Люди доверились Данко, с одной стороны, потому
что были “изнурены” тоскливыми думами, были пассивны; с другой стороны, они
подчинились агрессивной активности Данко).


Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала
люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко
сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь
оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко.
“Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им
стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как
вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В
сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко
усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к
людям движет поступки Данко).


Как ведёт себя Данко в наиболее острой ситуации?

Вывод:
Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви победило.


Почему он совершил такой поступок?

Как
люди отнеслись к его поступку? (Поступок Данко изумил не только людей, но и
саму природу. Но сразу они не оценили его подвига. И только природа не дала им
забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена
силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у
них ничего в награду себе».


Как вы понимаете эти слова «Данко… кинул… радостный взор на свободную землю
и засмеялся гордо»? (Это смех победы над страхом, смертью и бесчеловечностью).


Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это
выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой,
красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над
хаосом, гордыней, эгоизмом. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает
лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшего
смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в
степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то
сказочное».

В
процессе анализа легенд о Ларре и Данко учащиеся сопоставляют героев, выводы
записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1.
Отношение к толпе

Любовь,
жалость, желание

помочь
им

Презирает
людей, относится к

ним
высокомерно, не считается с ними

2. Толпа
— герой

Конфликт

Конфликт

3.
Отличительная черта характера

Любовь,
сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня,
эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

4.
Отношение к жизни

Готов
пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от
жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

5.
Поступки, совершаемые героями

Подвиг
ради любви к людям, добрые поступки

Зло,
преступление

7.
Отношение писателя к героям. Символы чего?

Идеал, подвиг
ради любви к людям. Символ альтруизма

Антиидеал,
осуждает его поступки, античеловеческую

сущность.
Символ эгоизма


Подведём итоги. Какова жизненная позиция Ларра и Данко?

Индивидуальная
работа учащихся

Учитель:
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним её
и сопоставим с легендой о Данко. (Слайд 10.Ученик рассказывает библейскую
историю и сопоставляют её с легендой о Данко)

Повелел
Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте,
и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и
евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих
рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя
колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел
Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а
посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил
палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее
евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею
ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей
оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не
могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и
приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской
истории и легенды о Данко


В чём сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят
людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а
отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в
спасение)


Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается
на помощь Бога, так как исполняет его волю. Моисей призывает людей верить в
помощь Божью и ВЕРА спасает всех. Данко действует иначе. Он испытывает любовь к
людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает. Он заставляет людей
действовать.( “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем
ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в
лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец!”)

Учитель:
Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так
озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является всё-таки
старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять её характер, понять,
что для неё является важным, главным).


Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи
Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль
выступает как рассказчик. Она связывает воедино обе легенды и заставляет
задуматься над проблемой свободы человека).


Какой была в юности Изергиль? Как она смотрела на жизнь?


Юная Изергиль была вольнолюбивая. Она хотела ярко жить, петь и, бросив ткать
«ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью,
красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа
на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других. Она была
эгоистична часто.


Изменилась ли со временем её жизненная позиция? Что ценила она в своих
возлюбленных?


Ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает
сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей,
которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей
(как Данко). Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А
когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это
можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не
находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому
что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень
в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»). Старуха Изергиль
меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность.
Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых.


Какой смелый самоотверженный поступок она совершила? (Она спасла из плена
любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна своему
представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка, предложенной
из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль).


К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке. (Старуха
Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была
любовь)


Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (Её любовь
по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нём. Она
ничем не жертвовала ради своих любимых, хотя и жила во имя любви).


С какой целью героиня рассказывает легенды? (Она гордится, что многое повидала
на своем веку и верит: её жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему
она рассказывает легенды о Ларре и Данко).

Вывод: История
самой Изергиль говорит о том, что она родилась с сердцем Данко, но прожила
жизнь Ларры: свободную, гордую и независимую. Она пережила в молодости и судьбу
Ларры, и судьбу Данко.


Согласны ли вы с высказыванием Изергиль о том, что «в жизни всегда есть место
подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала
свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл
её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их
сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»).


В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был
неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса.
Подвиг должен совершаться в разумных пределах». Разумен или неразумен поступок
Данко?


Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени. Огромная
любовь – это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех
кого ты любишь, вполне разумна.

Подведение
итогов
.


А.Н. Семёнов пишет: «В своём творчестве М. Горький решал вопросы о том, каким
быть человеку и как ему жить среди людей». Присутствуют ли эти вопросы в
легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?


Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе.

а)
Ларра – живёт без людей и только для себя;

б)
Старухи Изергиль – живёт с людьми, но для себя;

в)
Данко – живёт с людьми и для людей.


Какой след в вашей душе оставил рассказ «Старуха Изергиль»?

Рефлексия. 

Существует
поверье: рождается человек и на небесах зажигается новая звезда, о боги сразу
же определяют судьбу новорожденного, и от этой судьбы не уйти. Так ли это?
Старуха Изергиль говорит, что каждый сам себе судьба. И это так. Ведь каждый
человек имеет право выбора между добром и злом, справедливостью и
несправедливостью, право любить только себя или других, приносить пользу людям
или вредить им – каждый выбирает для себя и по себе. Вы тоже имеете возможность
выбирать: учиться хорошо или плохо, радовать своими успехами родителей и
учителей или огорчать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной
хронике. Выбирайте! А мне хочется пожелать вам, чтобы ваш выбор был достойным
звания ЧЕЛОВЕК!

Д.З. Письменно
ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из
груди сердца?»

(289 слов) В романтическом рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький пишет о сильной личности, поднимает философскую проблему сущности человека, ставит вопрос о том, возможно ли существование сверхчеловека в нашем мире? Для раскрытия этого замысла автор использует сложную композицию, включающую несколько сюжетных линий: старухи Изергиль, Данко и Ларры. 

Повествование начинается со слов рассказчика, беседующего со старухой Изергиль, которая и поведает ему историю своей жизни, а также две легенды – о горделивом сыне орла Ларре и милосердном Данко. Образ старухи, в отличие от героев обеих легенд, конкретен и реалистичен. Автор ставит ее историю наряду с легендами о Ларре и Данко, ведь она так же не примиряется со своей судьбой, а поступает по собственному желанию и велению сердца. Ее слова о том, что «в жизни всегда есть место подвигам» выражают авторскую позицию и заключают в себе идею рассказа.

Несмотря на противопоставление образов Данко и Ларры, в них есть общее: оба они являются полюсами одного мира Изергиль, и для нее они соотносятся как идеал и антиидеал. Кроме того, и тот, и другой герой противопоставлены миру людей, на чем и основан принцип романтического двоемирия в обеих легендах. Однако если Ларра отвергает общество из презрения, то Данко сам попадает в положение поверженного: «Нельзя было ему ждать пощады от них».
Все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей — изображению сильной личности. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней, поэтому они как бы обрамляют рассказ о прошлом Изергиль, который составляет центр произведения. Рассказ начинается с легенды о Ларры, а заканчивается историей Данко: такой переход подчеркивает авторский идеал среди трех этих историй, ведь последнее слово остается за Данко.

Таким образом, легенды изображают представление Изергиль о сверхчеловеке. Рассказывая их, она выражает собственный взгляд на жизнь. Автор использует такую композицию для раскрытия единого начала, объединяющего характеры героини, Данко и Ларры.

Автор: Софья Брудкова

Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»

Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, род и направление
  • 3 Композиция
  • 4 О чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Тема
  • 7 Идея
  • 8 Проблемы
  • 9 Вывод
  • 10 Критика

История создания

Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».

Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.

О чем рассказ?

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

  1. В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
  2. В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
  3. В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
  2. Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
  3. Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

Тема

Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

  • Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
  • Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
  • Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
  • Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
  • Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Идея

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.

Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
  • Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
  • Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
  • Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
  • Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
  • Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

Критика

«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:

Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.

Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • для читательского дневника
  • Максим Горький
  • полный разбор
  • романтический рассказ
  • Старуха Изергиль

Читайте также:

  • Композиция сказки спящая царевна жуковский 5 класс
  • Композиционно рассказ антоновские яблоки делится на четыре части которые являются самостоятельными
  • Композиция сказки солдатская шинель
  • Композиционная структура рассказа гранатовый браслет
  • Композиция сказки снежная королева