Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.
Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.
В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».
-
При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.
Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:
-
Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.
-
Именование темы.
Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.
-
Повествование.
Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.
-
Описание.
Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.
-
Доказательство.
Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.
-
Опровержение.
Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.
-
Воззвание.
Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.
-
Заключение.
Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.
Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:
Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.
-
Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
-
Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.
Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:
-
События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
-
Обратная или инверсионная.
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
-
Параллельная.
В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
-
Полифоническая.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
-
Кольцевая композиция.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
-
Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
-
Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
-
Умолчание.
Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
-
Концентрическая.
Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
-
Ретроспективная.
Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
-
Рамочная.
Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля. -
Свободная.
Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:
-
Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.
-
Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.
-
Развитие сюжета. Череда событий.
-
Кульминация. Пиковый момент произведения.
-
Развязка. То, чем завершается кульминация.
-
Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.
Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:
-
Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.
-
Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.
К образным элементам относят:
-
Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.
-
Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.
- Описание сцен из прошлого.
- Сказки, байки, притчи, стихотворения.
- Сны.
Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:
-
Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.
-
Ретроспекция.
«Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.
-
Мотив.
Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
-
Разрыв.
Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
-
Экспозиция.
Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
-
Монтаж.
Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.
-
Противопоставление.
Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.
Особенности сюжетной композиции
Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
-
Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.
Особенности композиции сказки
Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.
Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:
-
Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.
-
Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.
-
Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.
-
Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.
-
Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.
-
Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».
Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.
Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.
Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.
Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.
А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Сущность и определение
Композицией в литературе принято называть специфику построения произведений. Существует несколько теорий, согласно которым дается определение данному понятию. Она определяется в соответствии с содержанием и смысловой нагрузкой текста, а также зависит от целей, которые ставит перед собой автор.
Композиционная структура предполагает расположение разных элементов произведения в определенном порядке, позволяющем читателю уловить суть рассказа и проследить описанные в нем события. Необходимость четкого структурирования текстов обусловлена тем, что даже самый интересный и захватывающий сюжет сам по себе не может вызвать восторг у читающего. Автор должен уметь преподнести историю максимально убедительно, последовательно, обоснованно.
Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.
Автор может использовать на свое усмотрение различные композиционные приемы на всех уровнях, позволяющие сделать повествование более ярким, эмоциональным, образным и впечатляющим. Они могут применяться как для прозы, так и для стихотворения.
Основные приемы литературных произведений:
- повторы — намеренное переплетение автором начала и концовки рассказа;
- ретроспекция — возвращение читателя в прошлое для описания событий, предшествующих основному сюжету (к примеру, о детстве Ильи Обломова Гончаров повествует только в 9 главе, а не в начале книги);
- противопоставление — выбор противоположных персонажей, образов;
- разрыв — специальный прием, позволяющий сохранять интригу в ходе чтения, чаще всего применяется при написании детективных романов;
- усиление — подбор аналогичных образов или деталей, способных усилить впечатление читателя.
Использование одного или более приемов свойственно всем литературным жанрам. Без них тексты казались бы унылыми, монотонными. Композиция должна присутствовать и в прозе, и в стихотворениях, и в поэмах. Она соединяет все части воедино и является основополагающим фактором. Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.
Структурные компоненты
Сюжет любой книги развивается последовательно, в нем не должно быть непонятных для читателя пробелов. Располагаются все элементы композиции по порядку. В литературе существует много жанров (поэмы, новеллы, романы, биографии, сказки), но для каждого из них свойственна та или иная структура.
Основными элементами являются:
- Пролог — вступительная часть любого повествование, первое знакомство автора с читателем, предварительная история того, о чем пойдет речь (обязательно должен тематически соответствовать последующим действиям);
- Экспозиция — используется в произведениях не всегда (на усмотрение авторов) и представляет собой предысторию того, что послужило поводом написать произведение. Может быть представлена характеристика героев, определение их ролей в сюжете, объяснение читателю, почему персонажи ведут себя так или иначе;
- Завязка — главное событие, с которого начинаются основные действия (обнаружение противоречий, конфликт и т. д. );
- Развитие событий — основная часть, сюжетная линия и все то, что происходит с героями после завязки;
- Кульминация — эта часть текста должна держать читателя в максимальном напряжении, наиболее острая форма развивающихся действий. Кульминаций может быть в тексте несколько в зависимости от основных сюжетных линий;
- Развязка — разрешение кульминации, итоговая часть произведения, которая ставит точку и завершает смысловую часть.
В большинстве произведений присутствует эпилог. Это заключительный эпизод, послесловие, в котором автор хочет рассказать о том, что случилось с героями в будущем, как складывается их судьба.
Нередко частью композиции выступает лирическое отступление. В нем писатель позволяет себе некоторые отступления и отклонения, делает вставки, которые лишь косвенно или практически не связаны с главной темой. Это, с одной стороны, намеренное создание интриги, отвлечение от развития событий, уточнение каких-либо подробностей. С другой стороны, это желание автора выразить собственную точку зрения по поводу происходящих действий, образов героев и т. д.
Особенностью некоторых произведений является разрыв. Этот прием автор использует для прерывания композиции, заканчивая одну главу на самом захватывающем моменте и начиная следующую с рассказа о других событиях. В некоторых произведения интрига может быть очень важна.
Классификация видов
Композиции в литературе делятся на несколько видов, согласно принятым классификациям. Например, стандартными, общепринятыми разновидностями являются прямая, кольцевая, зеркальная композиции и рассказ в рассказе.
Прямая (последовательная или линейная) структура предполагает развитие описанных событий строго в хронологическом порядке. При кольцевой начало и окончание повествования совпадают или повторяются, перекликаются.
Для зеркальной композиции характерно наличие приемов противопоставления и многочисленных повторов, позволяющих повторять образы с точностью до наоборот. Например, в первых сценах романа «Анна Каренина» автор описывает, как под колесами поезда гибнет человек, а в конце Толстой рассказывает, что именно так и свела счеты с жизнью его героиня.
Рассказ в рассказе — особая схема построения текста, в котором главный герой одновременно является и главным рассказчиком.
Еще одну классификацию в соответствии с монографией А. Бесина «Принципы и приемы анализа произведений» представляют следующие типы композиции в литературе:
- линейная — развитие событий в соответствии с хронологической таблицей;
- ретроспективная — периодическое отвлечение от сюжетной линии с целью уточнения исторических сведений о действующих персонажах;
- умолчание — о некотором важном произошедшем событии, которое случилось раньше остальных, автор рассказывает только в окончании повествования;
- зеркальная — сцены и действия повторяются в начале и в финальной части с максимальной противоположностью и противопоставлением;
- кольцевая — прослеживающаяся взаимосвязь между первыми и последними частями;
- свободная — использование автором смешанных композиционных техник и расположение этапов произведения в свободном порядке, чтобы постоянно удерживать интригу, вызывать интерес читателя и создавать напряжение.
Произведения со свободной композицией считаются более яркими, выразительными, ориентированы на удержание читающей аудитории. Однако такой прием может быть использован не во всех жанрах.
Литературные элементы
Каждый текст создается не только по определенному плану с логичной последовательностью сюжетов, но и с использованием композиционных элементов. Часто авторы используют их, чтобы вызвать у читателя более яркие образы и ассоциации. Принято различать следующие элементы:
- повествование — рассказ, содержащий большое количество глаголов, оборотов, деепричастий для наиболее динамичной передачи происходящих событий;
- диалог — беседа двух героев, которая позволяет наиболее точно передать противопоставление двух разных точек зрения или раскрыть личность персонажа;
- монолог — речь героев, не требующая ответа, размышления;
- система образов — взаимосвязь и взаимодействие всех присутствующих в тексте героев, топонимики и предметных образов;
- пейзаж — уникальное литературное средство, позволяющее ярко описать воображаемый мир, страны и города, целые галактики и планеты, а также передать атмосферу определенного эпизода;
- портрет — подробная характеристика не только внешности действующего лица, но и его внутреннего мира.
Художественный текст невозможен без грамотного и четкого структурирования, использования приемов в соответствии с выбранным жанром и тематикой произведения. Можно привести достаточно внушительный список увлекательных книг, которые цепляют читателя с первой страницы, но есть и такие, интерес к которым не появляется даже на этапе кульминации.
>
Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.
Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.
Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.
Стадии развития действия (элементы композиции):
Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:
Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.
Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.
Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.
Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.
Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.
Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.
Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.
Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.
Виды композиции:
Традиционная классификация:
- Прямая (линейная, последовательная)– события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
- Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
- Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
- Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Классификация А.Б. Есина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):
- Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
- Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
- Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
- Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
- Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
- Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.
Композиция художественного произведения – способ внутреннего построения текста, система объединения его элементов. В переводе с латинского «componere» означает «построение», то есть то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия.
Композиция в литературе строит целостное произведение из различных элементов текста – события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления. Композиционный анализ – достаточно объемное понятие, касающееся разных сторон художественного текста.
Содержание
- Элементы композиции
- Основные виды композиции
- Речевые и образные элементы
- Композиционные приёмы
- Фабула и сюжет – в чем разница?
Элементы композиции
При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Я», попутно демонстрируя ему «достопримечательности». Элементы композиции произведения – это стадии развития действия или конфликта:
- Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.
- Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.
- Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.
- Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.
- Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.
- Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Однако развязка может и не устранять противоречие, например, в «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.
- Эпилог (от греч.epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.
- Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например, знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.
Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.
Основные виды композиции
Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.
- Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
- Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.
Аспекты композиции многообразны. В то же время подход к произведению как эстетическому объекту выявляет в составе его художественной формы по меньшей мере два слоя и соответственно две композиции, объединяющие различные по своей природе компоненты, – текстуальную и предметную (образную).
Иногда в первом случае говорят о внешнем слое композиции (или «внешней композиции»), во втором – о внутреннем.
Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:
- Линейная. События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
- Обратная или инверсионная. Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
- Параллельная. В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
- Полифоническая. Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
- Кольцевая композиция. Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории. Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
- Зеркальная. Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
- Умолчание. Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
- Концентрическая. Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
- Ретроспективная. Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
- Рамочная. Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.
- Свободная. Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.
Речевые и образные элементы
Далее идут речевые элементы композиции. Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию:
- Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления.
- Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ.
Ещё есть образные элементы:
- Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)
- Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик. Ваша задача, чтобы рассказанная история зацепила, вызвав эмоции.
Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д.
Композиционные приёмы
Ещё есть такая штука, как композиционные приемы. Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:
- Ретроспекция. Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия и так далее.
- Мотив – повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
- Разрыв считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
- Экспозиция – описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
- Монтаж – автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце составляет целостное впечатление. Этот приём использовался Пушкиным в «Пиковой даме»: любовь и азартная игра. Тот же прием был в «Мастере и Маргарите» Булгакова: московские сцены перемежались с библейскими сюжетами.
- Противопоставление – один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Искра жизни Ремарка как пример или «Война и Мир» Толстого.
Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.
Фабула и сюжет – в чем разница?
Композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.
Есть один нюанс, который заключается в том, что путают понятие сюжета и фабулу. Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе “Герой нашего времени” Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
Таким образом, композиция – соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции.
Это и расстановка персонажей, и сюжетные связи произведения, и монтаж деталей, и повторы символических деталей, и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части, и динамика речевого стиля и многое другое.
Источники:
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 387—388. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. – М.: Искусство, 1970. – 225 с.: ил. – (Семиотические исследования по теории искусства).
Разбор определения композиция в литературе, ее элементы и виды.
Содержание
- Что такое композиция в литературе: определение
- Что такое композиция в литературе: элементы композиций с примерами
- Что такое композиция в литературе: виды с примерами
- Видео: Композиция литературно-художественного произведения
В этой статье мы дадим развернутый ответ, что такое композиция в литературе: определение, понятие, виды, элементы композиций, примеры.
Что такое композиция в литературе: определение
В литературоведении нет единого понятия о том, что такое композиция в литературе, но есть всевозможные обобщающие понятия, дающие общее понимание о столь сложной составляющей каждого произведения. Как говорили еще в древности, можно знать тысячи захватывающих историй, но интересно рассказать их способны единицы. Как думаете почему? Да потому что врожденное ощущение композиции в литературе бывает крайне редко, и раньше только малый процент одаренных людей могли рассказывать так, чтобы ими заслушивались тысячи людей.
Сегодня композиция в литературе весьма хорошо обозначена и изучив данный вид построения произведения, вы сможете с легкостью рассказывать и писать так, чтобы вашими произведениями зачитывались с удовольствием.
Композиция в литературе — это определенная структура художественного текста, а также последовательное размещение частей повествования, понятное и интересное для читателя. Благодаря этой структуре человек знакомится с произведением, следует за развитием событий и доходит до финальной развязки. В зависимости от пожеланий автора композиция строится тем или иным способом.
Что такое композиция в литературе: элементы композиций с примерами
Освоить понятие композиции в литературе рекомендуется не только будущим писателям и сценаристам, но и каждому человеку. Ведь мы каждый день сталкиваемся с необходимостью выражать своим мысли, описывать те или иные события. И если вы знаете о правилах построения композиции в литературе — у вас не возникнет трудностей в выражении своих мыслей и чувств.
Элементами композиции в литературе называют части произведений отражающих те или иные стадии развития событий в художественном произведении.
Восемь элементов композиции в литературе:
- Пролог — это вступление, приоткрывающее занавес читателю и подогревающий интерес на чтение. Сегодня считается, что если читателю скучно на первых двух страницах, в 98% случаев он не перейдет даже на третью. Поэтому прологу необходимо уделять достаточное количество времени. Также пролог часто является холлом, в котором знакомят читателя с героями произведения и основной сюжетной линией;
- Экспозиция — это завязка произведения, рассказ о том, как все начиналось. В экспозиции рассказывается предыстория приключений, которые описываются в произведении. Также в этой части произведения писатель знакомит читателя с внутренним миром, мыслями и поступками, как героя, так и других участников произведения, цель которого объяснить читателю, почему герой выбирает тот или иной путь. Экспозиция может быть как прямой, так и задержанной. Пример задержанной экспозиции — роман «Обломов» Гончарова. Экспозиция в этом романе находится в середине произведения. Данный трюк используют авторы, чтобы заинтриговать читателя и привлечь максимум внимания к чтению произведения. Еще один экспериментатор — Гоголь, в «Мертвых душах» он поместил экспозицию в заключение произведения, тем самым подарив читателю мысли для размышлений, после прочтения книги. А вот прямая экспозиция — роман «Три мушкетера» Дюмы. Дюма не затягивая событий в начале романа рассказывает о самом Д’Артаньяне и его семье;
- Завязка действия — это часть произведения, описывающая события, предшествующие перед началом основного действия. В этой части элемента произведения автор или указывает на наличие конфликта, проблемы, противоречия, невозможности осуществления желания, либо напротив, создает данную ситуацию. Для примера укажем на завязку в «Евгении Онегине». У главного героя умирает дядя, и он вынужден отправиться в имение для вступления в права наследования. А вот Джоан Роулинг отправила письмо приглашение, по которому Гарри Поттер отправляется в школу и вообще узнает, что он не мальчик под лестницей, а сын волшебников, да и сам волшебник;
- Основное действие — это элемент художественного произведения, который повествует об основных действиях, которые совершаются главными героями после прохождения завязки, но не доходя до кульминации произведения. По сути это середина произведения;
- Кульминация произведения — это пик повествования, самое напряженное место в истории. Именно тут разворачиваются самые горячие споры, достигается пик конфликта и самая острая форма, до которой могли дойти герои. В уже ранее приведенном примере роман «Евгений Онегин» завязкой была новость о смерти дяди, а вот кульминацией является объяснение Онегина и Татьяны, когда она любит его, как и раньше, но он упустил свой шанс. И Татьяна, несмотря на то, что ее сердце пылает любовью к нему, не готова обесчестить себя и отказывает Онегину. Разбитое сердце после этих строк не только у Онегина, но и у читателя. А вот кульминация истории про Д’Артаньяна — гибель возлюбленной Констанции Бонасье. Но в произведении может быть и несколько кульминаций. Чем больше горячих точек, чем круче сделана завязка, тем интереснее и фееричнее выстреливают кульминации, доводя читателя до восторга;
- Развязка произведения — это элемент, в котором описывается исход противостояния, конфликта. Это итог произведения, место которое оставляет самое яркое послевкусие. В любовных романах викторианства чаще всего развязкой была свадьба или сцена в беседке мужа и жены, окруженных малышами. В романе про славного мушкетера Д’Артаньяна развязкой служит казнь Миледи и герои остаются в печальных, но праведных мыслях;
- Эпилог — последний аккорд, в котором рассказывается судьба героев, и почему они пришли именно к этому будущему после вышеуказанных событий в произведении. Например, в романе «Война и мир» Толстой выделил на эпилог достаточно места и описал, как сложилась жизнь героев романа, а также обратил внимание на то, как изменилось мировоззрение, характер и чаянья героев;
- Лирическое отступление — это элемент, в котором автор отклоняется от сути произведения, для того чтобы описать те или иные действия, а также мысли героев. В лирическом отступлении автор может отклоняться как в тематике произведения, так и вовсе уходить от концепции произведения. Лирических отступлений очень много у Гоголя в романе «Мертвые души».
Что такое композиция в литературе: виды с примерами
Авторы использовали множество видов композиции, и долгое время экспериментировали, предлагая читателям новые решения. Но как показала практика, композиция должна быть не только яркой и необычной, но и понятной читателю. Литературоведы вывели классификацию основных видов композиции, и их всего четыре.
Виды композиции в литературе:
- Последовательная, также именуемая прямой или даже линейной. В этом виде композиции в литературе события изображаются в хронологической последовательности, и каждое последующее событие идет по хронологии, что дает читателю ясную и понятную картину происходящего, как в календаре. Примерами таких произведений являются романы «Война и мир», «Горе от ума» и множество других романов российской литературы;
- Кольцевая композиция в литературе — это вид, в котором события идут таким чередом, что начало и конец романа, это одно и то же событие. Иногда, подается под другим углом, а иногда полностью повторяющиеся события. Ярким примером данного вида является роман «Евгений Онегин». В начале произведения Онегин отвергает юную красавицу, не желая обременять себя обязанностями, а в конце Татьяна отвергает Онегина, будучи уже обремененной обязательствами с другим мужчиной;
- Рассказ в рассказе — вид композиции в литературе, благодаря которому, автор — главный герой романа. Такой вид композиции дает возможность главному герою рассказчику, рассказать свою историю. Такой прием использовал Горький, в романе «Старуха Изергиль»;
- Зеркальная — вид композиции в литературе, в которой события в завязке и события в кульминации и развязке одни и те же или совпадают по смыслу и действию. Яркий пример, роман «Анна Каренина» в котором начало произведения — главная героиня едет на поезде, и на вокзале поезд при остановке сбивает человека. На путях лежит человек, а на платформе размышления о том, как он жил и как он кончил. Развязка произведения — Анна бросается под поезд. Быстрая гибель и сожаления общества.
Помимо этих четырех видов применяется еще три, но они были предложены А.Б.Есиным не так давно, и поэтому являются дополнением, а не основными видами.
- Ретроспекция — этот вид произведений отличается тем, что в начале описываются события настоящего времени, но впоследствии, уже в завязке, читателю открывается занавес прошлого. Ярким примером является произведение «Машенька» Набокова;
- Умолчание — этот вид композиции в литературе отличается некой загадкой и часто используется в написании детективов. Так, например, Пушкин, создавая роман «Метели» все повествование умалчивает о том, что произошло с героиней во время побега с дома, но открывает этот секрет читателю лишь в конце. Тем самым Пушкин держал интригу все произведение, заставляя активно читать книгу, чтобы скорее узнать все подробности произошедшего;
- Свободный вид композиции в литературе — это вид, который смешивает два или больше видов композиций, и при этом невозможно выделить ключевой.
И в заключение предлагаем посмотреть видео урок о композиции в литературе.
Видео: Композиция литературно-художественного произведения
Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.
Оглавление:
- Композиционные элементы
- Виды композиции
- Композиционные приёмы
- Сюжетная композиция
- Композиция сказки
Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.
Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.
Композиционные элементы
Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:
- Повествование — главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
- Описание. Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание — это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж — это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
- Диалог — разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
- Монолог — речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
- Система образов. Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
- Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
- Авторские или лирические отступления. Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
- Авторская характеристика. В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям — такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
- Сюжет повествования — это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
- Фабула — все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета — хронологическая последовательность.
- Пейзаж — описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
- Портрет — это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.
Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?
Виды композиции
- Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
- Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
- Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
- Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
- Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
- Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
- Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
- Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).
Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.
Композиционные приёмы
- Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
- Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
- Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.
Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.
Сюжетная композиция
В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.
- Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
- Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
- Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
- Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
- В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.
Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.
Интересно знать: Что такое литота в русском языке?
Композиция сказки
Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.
Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».
Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:Жили-были или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.
Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».
Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».
Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.
Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.
Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.
-
Композиция литературного произведения.
Основные аспекты композиции. -
Композиция образной системы.
-
Система образов-персонажей
художественного произведения. -
Композиция сюжета и композиция
внесюжетных элементов
1. Композиция литературного произведения. Основные аспекты композиции.
Композиция (от
лат. compositio – составление, соединение)
– соединение частей или компонентов в
целое; структура литературно-художественной
формы. Композиция –
это состав и определенное расположение
частей, элементов произведения в
некоторой значимой последовательности.
Композиция – соединение
частей, но не сами эти части; в зависимости
от того, о каком уровне (слое) художественной
формы идет речь, различают аспекты
композиции. Это и
расстановка персонажей, и событийные
(сюжетные) связи произведения, и монтаж
деталей (психологических, портретных,
пейзажных и т.п.), и повторы символических
деталей (образующих мотивы и лейтмотивы),
и смена в потоке речи таких ее форм как
повествование, описание, диалог,
рассуждение, а также смена субъектов
речи, и членение текста на части (в том
числе на рамочный и основной текст), и
динамика речевого стиля и многое другое.
Аспекты композиции многообразны.
В то же время подход к произведению как
эстетическому объекту позволяет выявить
в составе его художественной формы по
меньшей мере два слоя и соответственно
две композиции, объединяющие различные
по своей природе компоненты, – текстуальную
и предметную (образную).
Иногда в первом случае говорят о внешнем
слое композиции (или «внешней композиции»),
во втором – о внутреннем.
Может быть, ни в чем так ясно
не проявляется различие предметной и
текстуальной композиции, как в применении
к ним понятий «начало» и «конец», иначе
«рама» (рамка, рамочные компоненты).
Рамочные компоненты – это заглавие,
подзаголовок,
иногда – эпиграф,
посвящение, предисловие,
всегда – первая строка,
первый и последний
абзацы.
В современном литературоведении,
по-видимому, привился пришедший из
лингвистики термин «сильная
позиция текста» (он, в
частности, применяется к заглавиям,
первой строке, первому абзацу, концовке).
Исследователи проявляют
повышенное внимание к рамочным компонентам
текста, в частности, к создающему некий
горизонт ожидания его абсолютному
началу, структурно выделенному. Например:
А.С. Пушкин. Капитанская
дочка. Далее – эпиграф:
«Береги честь смолоду».
Или: Н.В. Гоголь.
Ревизор. Комедия в пяти действиях.
Эпиграф: «На зеркало
неча пенять, коли рожа крива. Народная
пословица». Далее
следуют «Действующие
лица» (традиционный в
драме компонент побочного
текста), «Характеры
и костюмы. Замечания для господ актеров»
(для понимания авторской концепции роль
этого метатекста очень важна).
По сравнению с эпическими и
драматическими произведениями лирика
скромнее в оформлении «входа» в текст:
часто заглавия нет вообще, и имя тексту
дает его первая строка,
одновременно вводящая в ритм стихотворения
(поэтому ее нельзя сокращать в оглавлении).
Свои рамочные компоненты имеют части
текста, также образующие относительные
единства. Эпические произведения могут
члениться на тома, книги, части, главы,
подглавки и т.п. Их названия будут
образовывать свой выразительный текст
(компонент рамки произведения).
В драме обычно членение на акты (действия),
сцены (картины), явления (в современных
пьесах разбивка на явления встречается
редко). Весь текст четко делится на
персонажный (основной) и авторский
(побочный), включающий в себя помимо
заголовочного компонента, разного рода
сценические указания: описание места,
времени действия и пр. в начале актов и
сцен, обозначение говорящих, ремарки и
т.п.
Части текста в лирике (и в стихотворной
речи вообще) – это стих, строфа. Тезис
о «единстве и тесноте стихового ряда»,
выдвинутый Ю.Н. Тыняновым в книге
«Проблемы стихотворного языка» (1924)
позволяет рассматривать стих (обычно
записываемый отдельной строкой) по
аналогии с более крупными единствами,
частями текста. Можно даже сказать, что
функцию рамочных компонентов выполняют
в стихе анакруза и клаузула, часто
обогащенная рифмой и заметная как
граница стиха в случае переноса.
Во всех родах литературы
отдельные произведения могут образовывать
циклы.
Последовательность текстов внутри
цикла (книги стихов) обычно порождает
интерпретации, в которых аргументами
выступают и расстановка персонажей, и
сходная структура сюжетов, и характерные
ассоциации образов (в свободной композиции
лирических стихотворений), и другие –
пространственные и временные – связи
предметных миров произведения.
Итак, есть компоненты
текста и компоненты
предметного мира
произведения. Для успешного анализа
общей композиции произведения требуется
прослеживание их взаимодействия, часто
весьма напряженного. Композиция текста
всегда «накладывается» в восприятии
читателя на глубинную, предметную
структуру произведения, взаимодействует
с нею; именно благодаря этому взаимодействию
те или иные приемы прочитываются как
знаки присутствия автора в тексте.
Рассматривая предметную композицию,
следует отметить, что первая ее функция
– «держать» элементы целого, делать
его из отдельных частей; без обдуманной
и осмысленной композиции невозможно
создать полноценное художественное
произведение. Вторая функция композиции
– самим расположением и соотношением
образов произведения выражать некоторый
художественный смысл.
Прежде, чем приступать к
анализу предметной композиции, следует
ознакомиться с важнейшими композиционными
приемами. В качестве
основных среди них могут быть выделены:
повтор, усиление,
противопоставление и монтаж
(Есин А.Б. Принципы и приемы анализа
литературного произведения – М., 1999,
с.128 – 131).
Повтор– один из самых простых и в
то же время самых действенных приемов
композиции. Он позволяет легко и
естественно «закруглить» произведение,
придать ему композиционную стройность.
Особенно эффектной выглядит так
называемая кольцевая композиция, когда
устанавливается «перекличка» между
началом и концом произведения.
Часто повторяющаяся деталь
или образ становится лейтмотивом
(ведущим мотивом) произведения. Например,
через всю пьесу А.П.Чехова проходит
мотив вишневого сада как символа Дома,
красоты и устойчивости жизни, ее светлого
начала. В пьесе А.Н. Островского
лейтмотивом становится образ грозы. В
стихотворениях разновидностью повтора
является рефрен (повтор отдельных
строк).
Близким к повтору приемом
является усиление.
Этот прием применяется в тех случаях,
когда простого повтора недостаточно
для создания художественного эффекта,
когда требуется усилить впечатление
путем подбора однородных образов или
деталей. Так, по принципу усиления
построено описание внутреннего убранства
дома Собакевича в «Мертвых душах»
Н.В. Гоголя: всякая новая деталь
усиливает предыдущую: «все было прочно,
неуклюже в высочайшей степени и имело
какое-то странное сходство с хозяином
дома; в углу гостиной стояло пузатое
ореховое бюро на пренелепых четырех
ногах, совершенный медведь. Стол, кресла,
стулья – все было самого тяжелого и
беспокойного свойства, – словом, каждый
предмет, каждый стул, казалось, говорил:
«и я тоже Собакевич!» или «и я очень
похож на Собакевича!».
По тому же принципу усиления
действует подбор художественных образов
в рассказе А.П. Чехова «Человек в
футляре», использованных для того, чтобы
описать главного героя – Беликова: «Он
был замечателен тем, что всегда, даже в
очень хорошую погоду, выходил в калошах
и с зонтиком и непременно в теплом пальто
на вате. И зонтик у него был в чехле из
серой замши, и когда вынимал перочинный
нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у
него был в чехольчике; и лицо, казалось,
тоже было в чехле, так как он все время
прятал его в поднятый воротник».
Противоположным повтору и
усилению приемом является противопоставление
– композиционный прием, основанный на
антитезе. Например, в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы
не смоете всей вашей черной кровью/
Поэта праведную кровь».
В широком смысле слова противопоставлением
называется всякое противоположение
образов, например, Онегин и Ленский,
Базаров и Павел Петрович Кирсанов,
образы бури и покоя в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Парус» и т.п.
Контаминация, объединение
приемов повтора и противопоставления,
дает особый композиционный эффект: так
называемую «зеркальную композицию».
Как правило, при зеркальной композиции
начальные и конечные образы повторяются
с точностью до наоборот. Классическим
примером зеркальной композиции может,
служить роман А.С. Пушкина «Евгений
Онегин», В нем как бы повторяется уже
изображаемая ранее ситуация, только с
переменой положений: вначале Татьяна
влюблена в Онегина, пишет ему письмо и
выслушивает его холодную отповедь В
конце произведения – наоборот: влюбленный
Онегин пишет письмо и выслушивает ответ
Татьяны.
Суть приема монтажа,
заключается в том, что образы, расположенные
в произведении рядом, рождают некий
новый, третий смысл, который появляется
именно от их соседства. Так, например,
в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» описание
«художественного салона» Веры Иосифовны
Туркиной соседствует с упоминанием о
том, что из кухни слышалось звяканье
ножей и доносился запах жареного лука.
Вместе эти две детали создают ту атмосферу
пошлости, которую и старался воспроизвести
в рассказе А.П. Чехов.
Все композиционные приемы
могут выполнять в композиции произведения
две функции, несколько отличающиеся
друг от друга: они могут организовывать
либо отдельный небольшой фрагмент
текста (на микроуровне), либо весь текст
(на макроуровне), становясь в последнем
случае принципом
композиции.
Например, наиболее
распространенным приемом микроструктуры
стихотворного текста является звуковой
повтор в конце стихотворных строк –
рифма.
В приведенных выше примерах
из произведений Н.В. Гоголя и А.П. Чехова
прием усиления организует отдельные
фрагменты текстов, а в стихотворении
А.С. Пушкина «Пророк» становится
общим принципом организации всего
художественного целого.
Точно так же монтаж может
становиться композиционным принципом
организации всего произведения (это
можно наблюдать в трагедии А.С. Пушкина
«Борис Годунов», в романе «Мастер и
Маргарита» М.А Булгакова).
Таким образом, следует
разграничивать повтор, противопоставление,
усиление и монтаж как собственно
композиционные приемы и как принцип
композиции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #