Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».
План
Литературно-художественного анализа произведения( сказки)
- Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
- Тема( о ком,чём- по основным событиям)
- Идея( ради чего, с какой целью)
- Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
- Художественное своеобразие произведения
( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)
- Выводы- значение в работе с детьми
«Сивка- Бурка».
Русская народная сказка (волшебная)
Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.
Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.
Характеристики главных героев:
Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»
Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».
Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:
«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».
«Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»
Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».
В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.
Сивка-Бурка:
Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»
Исполняет все приказы своего хозяина:
-Что угодно ,Иванушка?
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка
-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай
Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»
3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.
—Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»
6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»
7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»
8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.
«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»
Характеристика языка:
Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»
«Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»
Разговорный: «экий», «дурень»
Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»
Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»
Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.
Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лиса и тетерев».
Русская народная сказка(о животных)
Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.
Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.
Характеристика главных героев:
Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.
Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».
Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».
Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.
Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)
Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что не с добрыми помыслами подошла она к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.
-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.
-Или ты меня боишься?-сказала лиса.
-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.
Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.
Художественные особенности сказки:
В этой сказке нет традиционного начала .
В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.
Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».
Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лисичка-сестричка и волк.»
Русская народная сказка (о животных).
Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.
Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.
Характеристика главных героев:
Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».
Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».
Волк глупый «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.
«- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».
Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманек, говорю: битый битого везет.
— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки», « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.
Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.
Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.
Литературно-художественный анализ р.н.сказки
« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)
- « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
- В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
- Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
- Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»
Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)
Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)
5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).
6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.
Литература:
1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.
2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-П., 2006 г.
3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.
4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.
5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.
6.www. Images.yandex.ru
7.www.google.com
8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html
Анализ волшебной сказки «Сивка Бурка»
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
или
Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.
1. Пространство и время сказки
Действие сказки описываются вероятнее всего в летнее время года. Это мы можем предположить из следующих отрывков: «Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая», «уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать».
Пространство действия представляет собой несколько локаций: первая локация — дом старика и его участок. В доме печь, на участке пшеница. Следующая локация представленная в сказке это лес, в который ходил Иванушка за грибами и там призывал Сивку Бурку. Третьим пространством была площадь перед дворцом царя, где сидела в тереме царевна, ожидая пока кто-то из приезжих осмелится доскочить до неё и снять с ее руки перстень.
2. Система героев:
Чтобы разобраться в системе героев сказки, определим действующие лица:
— старик
— старший сын
— средний сын
— Иванушка-дурачок
— Конь
— Царь
— Царевна
— (глашатаи)
— (хозяюшки)
При анализе героев, они были распределены по следующим видам:
Старик- Тот, кто поручает миссию герою
Иванушка — герой, который должен выполнить миссию
Сивка-Бурка — помощник
Царевна — вознаграждение
Сыновья, царская семья, а также глашатаи и хозяюшки являются второстепенными персонажами, не относящимися к видовому распределению героев.
3. Особенности сюжета (акции)
Из всего количества акций были выбраны те, которые соответствуют сюжетным действиям.
Сюжет начинается с 8 акции (беда): Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Далее присутствуют признаки 9 акции (посредничество): «Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.» «Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.» Иванушка помог двум сторонам, братьям и старику, соответсвенно был посредником.
Далее вступает противодействие: «Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит».
Получение: Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Перемещение: «Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом»
Борьба: «Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.» и т.д.
Победа: «На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна».
Возвращение: «Иванушка поцеловал царевну и ускакал..»
Беда 2: «Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч».
Отправка 2: «Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей».
4. Примеры фольклорного стиля
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»
3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо как лист перед травой!»
Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).
5. Мифологическая основа волшебной сказки.
Мифологическую основу русской народной сказки «Сивка-Бурка» стоит искать в одном из главных героев фольклорного произведения – коне Сивке-Бурке. Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…
По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.
Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род.
О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана.
Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.
Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.
Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.
На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…
Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» —
1. идти, ехать иноходью;
2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);
3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом.
Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».
Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.
6. Связь с другими произведениями УНТ, литературой.
Ярким примером является сказка в стихах «Коне-Горбунок», написанная Петром Павловичем Ершовым в 1830-х годах. Как и в «Сивке-Бурке» главные персонажи в сказке — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок.
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», в которой как и в «Сивке-Бурке» главная героиня Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой злые родственники, влазила в одно ухо своей верной коровушке и вылазила в другое.
Русская народная сказка «По щучьему велению», главный герой которой младший брат Емеля-дурачок имеет верного помощника – волшебную речную щуку.
Похожим сюжетом обладает и знаменитая сказка восточных славян «Иван Царевич и Серый Волк». Находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.
7. Экранизация, использование мотивов в музыкальных произведениях, произведениях живописи.
Сказка нашла свое отражение:
- Озвученный диафильм «Сивка-Бурка русская сказка» 1990 год с иллюстрациями художника Константина Безбородова
- Детские иллюстрации к сказке художника Николая Кочергина (1950-1960 гг.)
- Картина Виктора Васнецова «Сивка-Бурка» (1919-1926гг.)
- Иллюстрация к сказке Бориса Диодорова (1996 г.)
- песня Михаила Боярского «Сивка-Бурка» (1981г.), ставшая саундтреком к советскому фильму «Куда он денется».
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Сивка-бурка
Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.
Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.
Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».
Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.
Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.
Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку. Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.
Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.
Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.
На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.
Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Сивка-бурка
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Сережи из рассказа Белый пудель Куприна сочинение
Сережа — один из главных героев рассказа, ему двенадцать лет, он очень беден, у него даже нет обуви. Мартын Лодыжкин забрал мальчика у какого-то пройдохи пять лет назад
- Анализ романа Тургенева Отцы и дети
Самой важной чертой таланта И.С. Тургенева – это глубокое чувство своего времени, которое являлось наилучшей проверкой для творца. Все вымышленные персонажи писателя до сих пор живут
- Образ и характеристика Минского в повести Станционный смотритель сочинение
Минский – ротмистр, который попадает на станцию, где смотрителем является Вырин. Первое знакомство с молодым человеком оставило очень неприятное впечатление
- Характеристика и образ Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди
Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний
- Образ города Калинов в пьесе Гроза Островский сочинение
Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов
Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.
Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.
Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».
Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.
Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.
Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку. Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.
Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.
Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.
На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.
Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.
Психологический настрой «Подари улыбку»
. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга на сегодня на уроке,
потому что урок – это и есть наше с вами совместное творчество в котором
мы сотрудничаем, доверяем и понимаем друг друга.
Слово учителя:
– Сейчас
у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваше внимание,
смекалка и сообразительность.
2.
Разминка- проблемная ситуация.( брейнсторминг – мозговой штурм).
– у вас
на партах лежат конверты – подсказки , в которых есть буквы .
А С К З
А К
Д Р О Н А
– Какие
слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)
– А как
эти слова могут быть логически связаны между собой? (Народная
сказка.)
III. Сообщение темы и
цели урока.
В народных сказках
часто встречаются Иванушка и его верный помощник- конь. Посмотрите на
иллюстрацию на экране.
— Из какой сказки
этот Иван?
— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея
сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить
их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является
положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос
мы постараемся ответить?
Сказка ложь , да в
ней намёк- добрым молодцам урок- А.С.Пушкин.
— «Чему учит нас эта
сказка?».
IV. Анализ сказки.
Какие
чувства вы испытали при чтении сказки? (Страх, радость, удивление,
жалость, обида- печаль, смех, спокойствие ,испуг , усталость) – выбрать
из перечня карточек нужные.- ассоциации
– В
какие моменты вы испытали эти чувства?
3. Основная
часть.
— Что такое
присказка?
— Для чего она употребляется?
— Что идёт в сказке далее?
Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда
неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки).
Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?»
Смысл каких слов был
непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади
рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.
Поработайте по
таблице- соедините отрывок из сказки с частью композиции.
Номер |
Композиция |
Отрывок |
1. |
Присказка — Что такое присказка? |
Сивка (Вещий |
2. |
Зачин — Что такое зачин? |
Тут Я |
3. |
Повторы |
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. |
4. |
Концовка |
Жил- |
Проверка результата
своей работы по образцу . Комментарий детей по своей работе.
Работа по
проверке домашнего задания.
Домашнее
задание:
1.Выполни
иллюстрацию к понравившемуся тебе эпизоду сказки. Выпиши отрывок из сказки,
который отражает содержание твоего рисунка.(ученик –С)
2.
Составь план к сказке «Сивка- бурка».( ученик- В)
3.
Напиши отзыв на сказку по плану:(ученик –А)
О ком или о чём
эта сказка?
Какова её
основная мысль?
Где и когда
происходит действие?
Кто тебе
особенно понравился и почему?
Какой эпизод из
сказки произвёл на тебя самое сильное впечатление?
Над чем ты
задумался, когда закончил читать сказку?
Физкультурная
минутка: зрительная гимнастика.
Работа
со слайдом №11.
Чтобы
проверить , как хорошо вы знаете содержание сказки заполните таблицу: «Истина
или ложь».
Утверждение |
истина |
ложь |
Овёс кто-то повадился мять и топтать, а три сына старика
|
||
Три |
||
Сивка- |
||
Чтобы |
||
У |
||
Царь |
||
Иван |
||
Чтобы |
Проверка
по образцу с комментариями учеников.
Физкультурная
минутка:
А
теперь всем детям встать.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Чтение с остановками — после каждой смысловой части делается
остановка. Во время «остановки » идет :
1.
обсуждение или проблемного вопроса,
2.
коллективный поиск ответа на основной вопрос,
3.
дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Выборочное чтение отрывка из 4 части сказки (чтение с остановками –
по одному абзацу.)
Определение главных черт характера героев.
Вопросы для анализа:
— Почему царь организовал пир и пригласил на него весь народ?
-Какое место на пиру выбрал для себя Иванушка? Почему?
— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?
(добрая, внимательная, отзывчивая)
Найдите подтверждение в тексте.
— Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой
причине?
— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)
Инсценировка отрывка из сказки- диалог Елены Прекрасной и
Иванушки.
Работа
с таблицей дискуссия .«Иванушка –дурачок » — он дурачок или умный?
«За»- Иванушка- дурачок |
«Против»- Иванушка играет роль дурачка. |
(Такая же таблица у каждой группы на карточках. Учащимся
предлагается ключевая фраза в виде вопроса : «Иванушка –дурачок » — он
дурачок или умный?)
— Подумайте над этим вопросом и приклейте выданные аргументы
либо в графу «За», либо в графу «Против». Детям даётся несколько минут на
обдумывание.)
— А сейчас обсудите те фразы, которые вы записали в таблице, в
группах
Можно ли назвать Иванушку положительным героем?
Почему?( опора на таблицу- Каких качеств больше?)
Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной
жизни? Почему?
Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка
меняет судьбу героя.)
4.Итог урока:
— Почему нам
так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.)
— Назовите черты характеров присущие положительным героям?
— Какими качествами обладают отрицательные герои?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «…сказка
— ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»
— Чему научила вас эта сказка?
«Где
друзьями дорожат, там и враги дрожат»
Подходит
ли эта пословица к сказке?
— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и
детьми и взрослыми?
Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они
многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными
5.
Рефлексия: Башня Елены Прекрасной — приклеить смайлик на то место, где в
достижении цели урока находится ученик.
6.Домашнее
задание:
1.Придумайте свою сказку про Иванушку и Сивку- бурку с другим концом-
ученик группы А.
2.А
если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки.
Чем тогда закончится сказка?- ученик группы В.
3.Заполните таблицу- ученики группы С.
|
Иванушка |
Шустрые |
Простой |
Трусливые |
Спокойный |
Приземленные |
Смелый |
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока литературного чтения
на тему:
«Сивка-Бурка. Выявление особенностей волшебной сказки»
3 «Б» класс МАОУ «Гимназия 31»
Студентки 30 группы
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Кудряшова Екатерина
Дата проведения: 18.09.19г
Методист: Русина Таисия Владимировна
Подпись: ___________________
Учитель: Перепросова Вероника Константиновна
Подпись: ___________________
Оценка : __________________
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Сивка-бурка. Выявление особенностей волшебной сказки»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием сказки.
2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно
излагать прочитанное.
3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.
Задачи:
Образовательные: путём наблюдения.
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно —
логического мышления, памяти, наблюдательности; умение рассуждать, анализировать;
развивать устную речь;
Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, пытливость, любознательность.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием сказки.
2. Учить находить главную мысль, подробно
излагать прочитанное.
3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
Задачи урока:
1.Образовательные: ознакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-бурка»; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев; вспомнить элементы сказки.
2.Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости,
словесно — логического мышления, памяти, наблюдательности; умение рассуждать, анализировать; развивать устную речь;
3.Воспитательные: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, прилежность; воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания: Особенности волшебной сказки.
Умения: пользоваться элементарными приёмами анализа текста; самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;
Метапредметные:
Познавательные УУД: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения; схемы и т. д.; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; понимать смысл русских народных и литературных сказок; сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; l участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
Регулятивные УУД: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения; оценивать свои достижения и результаты сверстников; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
Личностные УУД: развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; •ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Ход урока
1.Организационный момент
— Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
Начнём урок с разминки,
У всех прямые спинки.
Глаза следят по сторонам:
То буква здесь, то буква там.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
2. Актуализация новых знаний
Как называется большой раздел, из которого вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (Устное народное творчество)
-Что значит устное? (Передается из уст в уста)
-Что значит народное? (Придумывал сам народ)
-Что значит творчество? (От слова «творить», «создавать»)
-Какие произведения читаете сейчас? (Сказки)
-Какие жанры сказок бывают? (Сказки о животных, бытовые, волшебные)
—Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем
применять наши знания на практике.
-Ваши последние сказки какого жанра?
-Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?
Волшебные особенности сказки:
Зачин – слова, с которых начинается сказка (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)
Волшебные герои (баба Яга, леший, царевна-лягушка…)
Сказочные слова и выражения.
Волшебные предметы.
Троекратный повтор. (Три сына; три ночи стерегли пшеницу; трижды пытался Иван доскочить до царевны)
Борьба добра и зла.
Добро побеждает зло.
Концовка – последние слова сказки, завершение.
3.Словарная работа.
Прежде чем приступить к чтению пробегитесь глазками и выделите те слова, значения которых вам непонятны:
-
Вещий– предсказывает будущее.
-
Каурка – масть лошади светло-каштанового, рыжеватого цвета.
-
Стеречь — сторожить, караулить кого-либо.
-
Сеновал — место, предназначенное для складирования сена,
защиты его от осадков и хранения.
-
За пазуху — между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса.
-
Грива — длинные волосы, покрывающие шею и спину у животных
(лошадей)
-
Лукошко — небольшая ручная корзина из лубка или прутьев,
предназначенная для сбора ягод и грибов.
-
Кликать – звать.
4.Первичное восприятие (Чтение учителем)
— Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой — «Сивка — Бурка».(стр18)
Можно ли по названию сказки сказать, о ком пойдет речь?
Чтобы узнать значение этой сказки мы её сейчас прочитаем.
(Учитель читает, дети следят)
После прочтения:
К какому типу мы отнесем эту сказку?
Чем же понравилась вам сказка?
5. Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре — руки шире
Пять — руками помахать
Шесть — на место тихо сесть.
6.Анализ прочитанного (Выборочное чтение)
— Как начинается сказка? (Жил- был)
-Кто главный герой этой сказки?
-Кто помогал Иванушке? (Сивка – Бурка)
-Почему конь стал ему помогать?
-Что должен был сказать Иванушке, чтобы перед ним появился конь?
-Для чего Иванушка первый раз позвал Сивку-бурку?
-Почему братья не взяли его с собой?
-Что они ему сказали?
-Удалось ли Иванушке доскочить до Елены Прекрасной с первого раза?
-Сколько раз он пытался это сделать?
-Удалось ли ему снять перстень с руки Елены Прекрасной?
-Давайте найдем в тексте, что Иванушка сказал братьям когда вернулся домой?
-Как вы думаете, почему он не сказал им правду?
-Почему братья не поверили бы ему?
-Как же Иванушка-дурачок оказался на царском пиру?
-Как Елена Прекрасная раскрыла его секрет?
-Хорошо или плохо заканчивается сказка?
-Почему?
7.Обобщающая беседа
— Чему учит нас эта сказка? (Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.)
8.Итог урока
— С какой сказкой познакомились сегодня? (Сивка- Бурка)
-К какому типу сказок она относится? (Волшебная)
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
9.Домашнее задание
Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.