Композиция и логика итогового сочинения

14.09.2021

Обновлено 15.11.2022

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА

  • Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
  • Примеры сочинений 2022-2023
  • Подробно про композицию итогового

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о вступлении (спец. материал)

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.

Самая простая

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
(анализ, интерпретация, микровывод).
Вывод
+ логические переходы между частями

Простая

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
пример подтверждает тезис.
Вывод

Сложнее

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Вывод

Подробнее о структуре

Вступление.

Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Тезис.

Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.

Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.

Важно! Работаем с ключевыми словами темы.

Связка (мостик, логический переход).

Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.

Микровывод.

После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.

Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

Из каких частей может состоять этот анализ:

План анализа персонажа:

1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

Клише для итогового сочинения

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.

Для вступления

→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
→ Обратимся к произведениям художественной литературы
→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
→ Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

→ Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению
→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
→ Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
→ Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
→ Вспомним героя повести… (автор, название).
→ Обратимся к роману… (автор, название).
→ Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:

→ Автор повествует о…
→ Автор описывает…
→ Поэт показывает…
→ Писатель размышляет о…
→ Писатель обращает наше внимание…
→ Писатель заостряет наше внимание на …
→ Он акцентирует внимание читателя на…
→ Этот поступок героя говорит о …
→ Мы видим, что герой поступил так потому…
→ Автор показывает, к каким последствиям привело…
→ Этому герою/поступку автор противопоставляет…
→ Писатель осуждает…
→ Он ставит нам в пример…
→ Автор подчеркивает…
→ Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
→ Невольно напрашивается вывод…
→ Таким образом, мы приходим к выводу: …
→ Итак, можно сделать вывод, что…
→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
→ Хочется верить, что…
→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
→ Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
→ (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Система
подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению

Ни для кого не секрет,
что данное сочинение может принести абитуриенту до 10 баллов при поступлении в
вуз. Система оценивания итогового сочинение проста:
«зачёт»/»незачёт»
Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт»
по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2. 
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. 
Аргументация и
привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Алгоритм работы  при написании итогового сочинения:

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Вступление.

Основная
часть.

Первый
тезис+аргумент.

Второй
тезис+аргумент.

Третий
тезис+аргумент.

Заключение.

Примечание. По
объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе
взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда
бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет
одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько.
Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики
текста.

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s60512113.jpg

 РАБОТА  НАД  КОМПОЗИЦИЕЙ 
СОЧИНЕНИЯ.

КОМПОЗИЦИЯ – это  строение  сочинения, соотношение  его 
отдельных  частей  и  отношение  каждой  части 
ко  всему  сочинению  как  единому  целому.

Принято  различать  логическую  и 
композиционную  структуру  сочинения,
 которые 
тесно  связаны. 

Традиционно выделяют  три  части 
сочинения:

1.                  
ВСТУПЛЕНИЕ, задача  которого – ввести  в  тему, дать 
предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме,
которая  стоит за  предложенной  темой;

2.                  
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ, в  которой  непосредственно 
раскрывается  тема  сочинения, приводятся  рассуждения, 
анализируется  текст  художественного  произведения;

3.                  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в  котором  подводится  итог, обобщается 
сказанное.

ВАРИАНТЫ 
ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает  краткую  характеристику
определённой  эпохи, анализ социально-экономических, нравственных,
политических  или  культурных  особенностей  того 
времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может  содержать  размышление  над 
центральным  понятием  темы  сочинения (война, совесть,
милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит  факты  из  биографии  писателя,
имеющие  отношение  к  произведению  или к 
поднятой  в  нём  проблеме.

ЦИТАТНОЕ

В  своей  основе  содержит  цитату,
которая  имеет  прямое отношение  к  теме 
сочинения  и  является  «точкой  отсчёта» для 
дальнейшего  развёртывания    мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ

Предполагает  заявление  своей  позиции,
изложение  мыслей, чувств, связанных  с  темой 
сочинения.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение  должно  подводить  итог 
всей  работе, логично  завершать  размышления  над 
темой  сочинения. Заключение  должно  быть  органично 
связано  с  основным  текстом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ! Вывод – это  не  простое  повторение 
аргументов, это  обязательно  новая  информация, имеющая 
обобщающий  характер.

ЗАПОМНИТЕ! Общий  объём  вступления  и 
заключения  не  должен  превышать  1/4 всего 
сочинения. Вступительная  и  заключительная  часть 
сочинения  не  должны  быть  слишком  большими 
и  могут  состоять  из  5 – 8  предложений. В 
любом  случае  необходимый   объём  каждой 
части  сочинения  должен  определяться  не 
механическим  подсчётом  слов  и предложений, а 
логикой  развёртывания  мысли.

СОВЕТЫ 
УЧИТЕЛЯ.

Работая  над  сочинениями, постарайтесь 
найти  для  себя  те  варианты  вступлений 
и  заключений, которые  хорошо  удаются  и  не 
требуют  больших  затрат  сил  и  времени.

ВИДЫ 
ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ 
СКАЗАННОГО

Самая 
типичная  и  логичная  концовка  сочинения. Чаще 
всего  в  такой  концовке  возвращаются  к 
основной  мысли  сочинения, излагая  её  более 
широко  и  эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ 
ВОПРОС

Вопросительное 
предложение, в т.ч. риторический  вопрос, в  конце 
сочинения  возвращает  читателя  к  основной 
проблеме, заключённой  в  теме  сочинения, подчёркивая 
её  актуальность.

ПРИЗЫВ 
К  ЧИТАТЕЛЮ

Призыв,
обращение  к  читателю  акцентируют   внимание 
на  главной  мысли  сочинения, побуждают  читателя 
изменить  своё  отношение  к  проблеме.

ЦИТАТА

Следует 
помнить, что  далеко  не  каждая  цитата 
будет  уместна  в  заключении. Это  должно 
быть  высказывание, достаточно  полно  выражающее  мысль.

КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

Основная  часть  сочинения  должна  быть 
посвящена  раскрытию  конкретной  темы. Прежде  всего 
необходимо  обратить  внимание  на  чёткое 
членение  текста  на  абзацы.
Каждый  абзац – это 
относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть 
посвящён  изложению  одной  идеи. Он  не  должен 
начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться 
другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны 
так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом 
на  вопрос, возникающий  у  читателя  после 
прочтения  предыдущего  предложения. Если  читателю 
приходится    возвращаться  и  перечитывать 
абзац  два  или  три  раза, это  означает, что 
абзац  не  согласован.предложения  не  следуют 
логически  друг  за  другом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ!  Поскольку  это  сочинение-рассуждение 
запомните  типичную  структуру  абзаца  текста –
рассуждения:

1.                  
тезис

2.                  
развитие  мысли

3.                  
иллюстративная  часть
(доказательства, примеры)

4.                  
микровывод

Новый  абзац – это   новая  мысль, связанная 
с  предыдущей, поэтому  необходимо  продумать 
грамотные  логические  переходы  от  одной 
мысли  к  другой.

«Клише к итоговому сочинению»

Примеры
вступления.

1. Всем известно;
что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и
неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема
интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. Люди часто
размышляют о том, что …. (

3. (Вопросы). Эти
вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … .
Кто-то считает, что …. Кто-то….

4. Начать с
цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)

Переход к
основной части.

1. В правильности
такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте
вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Размышляя о
…, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Обращение к
произведению.

1. Тема (природы
и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

2. Вспомним героя
повести… (автор, название).

3. Обратимся к
роману… (автор, название).

Выводы и
заключение.

Промежуточный
вывод

1. Писатель
считает, что…

2. Таким образом,
автор хочет донести до нас мысль о….

Заключение

1. Подводя итоги
сказанному, можно сделать вывод…

2. Обобщая
сказанное, хочу сказать, что…

3. (Цитата)«…,»
— писал …. В этих словах выражена мысль о ….

Разнообразие  используемых  автором 
сочинения  логических  связок  свидетельствует  о 
хорошем  владении  письменной  речью.

Таким  образом, построение 
связного  текста – это  кропотливая  работа, требующая 
внимания  и  развитого  языкового  чутья.

 ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА 

В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В  сочинении  необходимо  использовать 
литературный  материал  для  построения  рассуждения 
на  предложенную  тему  и  для  аргументации 
своей  позиции, поэтому  от  учащегося  потребуется 
знание  содержания  художественных  произведений  и 
умение  правильно  включать  литературный  материал 
в  текст  своего  сочинения.

Рассмотрим 
приёмы  привлечения  текста  в  процессе  работы 
над  сочинением.
 

1.                  
ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ  на  произведение, определённый  эпизод,
высказывание  автора, персонажа. Этот  приём обычно 
используется  при  анализе  крупных  эпических 
произведений  и  позволяет  в  самом общем  виде 
передать  их  содержание. 

2.                  
СЖАТЫЙ 
ПЕРЕСКАЗ  
сюжета,
конфликта, этапов  становления  характера  героя.

3.                  
ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это  дословная  выдержка из 
какого-либо  произведения. Она  должна  быть 
абсолютно  точной, включая  орфографию  и  пунктуацию 
автора, без  изменений  и  искажений. 

4.                  
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 
КОСВЕННОЙ  РЕЧИ.

Предложение  с  косвенной  речью 
представляет  собой  СПП, в  котором  главная 
часть  передаёт  слова  автора, а  придаточная –
чьё-либо  высказывание. Косвенная  речь  передаёт 
чужую  речь  не  дословно, а  лишь  с 
сохранением  общего  содержания, что  удобно  в 
ситуации, когда  невозможно  проверить  точность  цитаты.
Однако  и   в  этом   случае 
недопустимо  искажение  общего  смысла  высказывания.

ПОМНИТЕ! Переводя  прямую  речь  в  косвенную,
будьте  внимательны, чтобы  избежать  грамматических 
ошибок.

Критерий №3 «Композиция» 
«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения 

  • логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. 

Выпускник аргументирует высказанные мысли, 

  • стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 

«Незачет» ставится при условии, если 

  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного 
  • или отсутствует тезисно-доказательная часть 

(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему. 

Фрагмент № 8 

Комментарий эксперта к сочинению (Фрагмент №8).

Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его 

  • целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. 
  • Следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений. 
  • Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. 
  • Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы

Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения». 
Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе. 

Фрагмент №8

«На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?».
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы. 


Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор. 


В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища. Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их? 


И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба? 


Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца… Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья. 


Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк. 


Фрагмент №9 

Комментарий эксперта к сочинению (Фрагмент №9).

  • Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3. 

В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы. 

  • Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений, поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова. 

Ученик не чувствует авторской позиции, не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.

Фрагмент №9 
«Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни. 


… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по-другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути. 


Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю. 


Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались. 


Фрагмент №10 

Комментарий эксперта к сочинению (Фрагмент №10).

Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А.С.Пушкина, причем достаточно примитивным и эклектичным.

  • Первый абзац логически не сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. 
  • По критерию №3 работа оценена «зачетом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена


Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических.

Фрагмент №10«Почему люди пишут стихи
Почему люди пишут стихи? 


В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своем произведении восторгается Родиной, а кто-то – красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определенной цели, но и они у всех разные. Кто-то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества.


В своих лирических произведениях А.С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в стихотворении: «***» 
Я вас любил, любовь еще быть может, 
Во мне угасла не совсем. 


Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орел». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орел и многое другое. 
Мы вольные птицы, пора, брат, пора. 
Туда, где за тучей белеет гора, 
Туда, где синеют морские края, 
Туда, где гуляют лишь ветер да я. 


Однако, А.С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своем знаменитом стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы. 


Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым. 
Любезный именинник, 
О Пущин дорогой. 
Прибрел к тебе пустынник 
С открытою душой. 
Любви надежды тихой славы 
Недолго тешил нас обман. 
Исчезли юные забавы 
Как сон, как утренний туман. 
Источник: Рекомендации для экспертов, участвующих в проверке сочинения

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.

Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
  Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2. 
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. 
Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются 
направления сочинений, в рамках которых будут даны темы. 
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.

Алгоритм работы  при написании итогового сочинения:

1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.

2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.

3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему. 

4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.

5) Написание чернового варианта работы.

6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.

7) Перенос сочинения на бланк.

   Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ? 

   Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:

Какой должна быть структура (план) сочинения?

Из каких частей оно должно состоять?

Попытаемся ответить на них. 

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

   Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление.

Основная часть.

Первый тезис+аргумент.

Второй тезис+аргумент.

Третий тезис+аргумент.

Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s60512113.jpg


ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

 РАБОТА  НАД  КОМПОЗИЦИЕЙ  СОЧИНЕНИЯ.

КОМПОЗИЦИЯ – это  строение  сочинения, соотношение  его  отдельных  частей  и  отношение  каждой  части  ко  всему  сочинению  как  единому  целому.

Принято  различать  логическую  и  композиционную  структуру  сочинения, которые  тесно  связаны.

Традиционно выделяют  три  части  сочинения:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая  стоит за  предложенной  темой;
  2. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ, в  которой  непосредственно  раскрывается  тема  сочинения, приводятся  рассуждения,  анализируется  текст  художественного  произведения;
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в  котором  подводится  итог, обобщается  сказанное.

 СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

При  написании  вступления  и  заключения  руководствуйтесь  соображениями  здравого  смысла  и  постоянно  задавайте  себе  вопросы: «Как  то, что  я  пишу, относится  к  теме? С  какой  целью  я  всё  это  пишу?» Делайте  вступление  не  очень  большим.

ПОМНИТЕ: подобные  вопросы  задаёт  себе  и  экзаменатор, проверяющий  сочинение.

ВАРИАНТЫ  ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает  краткую  характеристику определённой  эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических  или  культурных  особенностей  того  времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может  содержать  размышление  над  центральным  понятием  темы  сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит  факты  из  биографии  писателя, имеющие  отношение  к  произведению  или к  поднятой  в  нём  проблеме.

ЦИТАТНОЕ

В  своей  основе  содержит  цитату, которая  имеет  прямое отношение  к  теме  сочинения  и  является  «точкой  отсчёта» для  дальнейшего  развёртывания    мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ

Предполагает  заявление  своей  позиции, изложение  мыслей, чувств, связанных  с  темой  сочинения.

 КАК  ПИСАТЬ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение  должно  подводить  итог  всей  работе, логично  завершать  размышления  над  темой  сочинения. Заключение  должно  быть  органично  связано  с  основным  текстом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ! Вывод – это  не  простое  повторение  аргументов, это  обязательно  новая  информация, имеющая  обобщающий  характер.

ЗАПОМНИТЕ! Общий  объём  вступления  и  заключения  не  должен  превышать  1/4 всего  сочинения. Вступительная  и  заключительная  часть  сочинения  не  должны  быть  слишком  большими  и  могут  состоять  из  5 – 8  предложений. В  любом  случае  необходимый   объём  каждой  части  сочинения  должен  определяться  не  механическим  подсчётом  слов  и предложений, а  логикой  развёртывания  мысли.

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

Работая  над  сочинениями, постарайтесь  найти  для  себя  те  варианты  вступлений  и  заключений, которые  хорошо  удаются  и  не  требуют  больших  затрат  сил  и  времени.

ВИДЫ  ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ  СКАЗАННОГО

Самая  типичная  и  логичная  концовка  сочинения. Чаще  всего  в  такой  концовке  возвращаются  к  основной  мысли  сочинения, излагая  её  более  широко  и  эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС

Вопросительное  предложение, в т.ч. риторический  вопрос, в  конце  сочинения  возвращает  читателя  к  основной  проблеме, заключённой  в  теме  сочинения, подчёркивая  её  актуальность.

ПРИЗЫВ  К  ЧИТАТЕЛЮ

Призыв, обращение  к  читателю  акцентируют   внимание  на  главной  мысли  сочинения, побуждают  читателя  изменить  своё  отношение  к  проблеме.

ЦИТАТА

Следует  помнить, что  далеко  не  каждая  цитата  будет  уместна  в  заключении. Это  должно  быть  высказывание, достаточно  полно  выражающее  мысль.

КАК  ПИСАТЬ  ОСНОВНУЮ  ЧАСТЬ  СОЧИНЕНИЯ.

Основная  часть  сочинения  должна  быть  посвящена  раскрытию  конкретной  темы. Прежде  всего  необходимо  обратить  внимание  на  чёткое  членение  текста  на  абзацы. Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идеи. Он  не  должен  начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Если  читателю  приходится    возвращаться  и  перечитывать  абзац  два  или  три  раза, это  означает, что  абзац  не  согласован.предложения  не  следуют  логически  друг  за  другом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ!  Поскольку  это  сочинение-рассуждение  запомните  типичную  структуру  абзаца  текста – рассуждения:

  1. тезис
  2. развитие  мысли
  3. иллюстративная  часть (доказательства, примеры)
  4. микровывод

Новый  абзац – это   новая  мысль, связанная  с  предыдущей, поэтому  необходимо  продумать  грамотные  логические  переходы  от  одной  мысли  к  другой.

«Клише к итоговому сочинению»

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. Люди часто размышляют о том, что …. (

3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

2. Вспомним героя повести… (автор, название).

3. Обратимся к роману… (автор, название).

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что…

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….

Разнообразие  используемых  автором  сочинения  логических  связок  свидетельствует  о  хорошем  владении  письменной  речью.

Таким  образом, построение  связного  текста – это  кропотливая  работа, требующая  внимания  и  развитого  языкового  чутья.

 ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА 

В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В  сочинении  необходимо  использовать  литературный  материал  для  построения  рассуждения  на  предложенную  тему  и  для  аргументации  своей  позиции, поэтому  от  учащегося  потребуется  знание  содержания  художественных  произведений  и  умение  правильно  включать  литературный  материал  в  текст  своего  сочинения.

Рассмотрим  приёмы  привлечения  текста  в  процессе  работы  над  сочинением. 

1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ  на  произведение, определённый  эпизод, высказывание  автора, персонажа. Этот  приём обычно  используется  при  анализе  крупных  эпических  произведений  и  позволяет  в  самом общем  виде  передать  их  содержание. 

2.СЖАТЫЙ  ПЕРЕСКАЗ  сюжета, конфликта, этапов  становления  характера  героя.

3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это  дословная  выдержка из  какого-либо  произведения. Она  должна  быть  абсолютно  точной, включая  орфографию  и  пунктуацию  автора, без  изменений  и  искажений. 

4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОСВЕННОЙ  РЕЧИ.

   Предложение  с  косвенной  речью  представляет  собой  СПП, в  котором  главная  часть  передаёт  слова  автора, а  придаточная – чьё-либо  высказывание. Косвенная  речь  передаёт  чужую  речь  не  дословно, а  лишь  с  сохранением  общего  содержания, что  удобно  в  ситуации, когда  невозможно  проверить  точность  цитаты. Однако  и   в  этом   случае  недопустимо  искажение  общего  смысла  высказывания.

   ПОМНИТЕ! Переводя  прямую  речь  в  косвенную, будьте  внимательны, чтобы  избежать  грамматических  ошибок.

 КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

Речевое  оформление  сочинения  учитывается  в  критерии  №5  «Грамотность». Самые  типичные  ошибки, которые  часто  встречаются  в  сочинениях, можно сгруппировать  следующим  образом:

ТИПЫ ОШИБОК:

1.Фактическая  ошибка – это  искажение  информации  о  событиях, предметах, лицах, упоминаемых  в  тексте  сочинения.

2.Речевая  ошибка – это  нарушение  лексических  норм, т.е. норм  употребления  и  сочетаемости   слова.

3.Грамматическая  ошибка – это ошибка  в  структуре  языковой  единицы: в  структуре  слова, словосочетания  или  предложения. Такие  ошибки  связаны  с  нарушением  какой-либо  грамматической  нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. 

   Искажения литературных текстов и фактические ошибки.

   В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:

1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;

2) искажение названия произведения;

3) искажение имен, фамилий литературных героев;

4) неточное указание дат;

5) ошибки в названии мест событий, географических названий;

6) искажение жизненной правды;

7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;

8)  ошибки в указании литературного жанра;

9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;

10) искажение авторской позиции;

11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.

Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.

Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.

Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.

Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.

 Низкое качество речи и речевые ошибки;

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8)  речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.

Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».

Ответ: ключевое слово —  «какие события».

Упражнение 2.  Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.

«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»

Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.

Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.

  • Комильфо по французски как пишется
  • Комильфо как правильно пишется
  • Комиксы как пишется слово
  • Комикс по сказке колобок
  • Комикс к сказке черная курица или подземные жители