Композиция народной сказки состоит из


1



2


КОМПОЗИЦИЯ народной сказки *


3


«Читать сказки, любить их и знать, как они устроены,- задача каждого образованного человека» (К.И.Чуковский)


4


Милые дети! Я истосковалась. Вышло, что я без избушки осталась. Выстроить новую чудо- избушку Вы помогите сегодня старушке. Ну а Яга вам помочь не откажет: Всё о строении сказки расскажет. Ваша Баба Яга.


5


Как водится, в новую избу войдёт Друг Бабки Ёжки- большой чёрный кот. Только у Бабок не всех он бывает. Кто- то его завести забывает.


6


ПРИСКАЗКА ПРИСКАЗКА-это необязательная часть сказки. Она может быть в сказке, а может и отсутствовать. Например: «В некотором царстве под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус…»


7


Чтоб избушка ожила На лесной дорожке, Обязательно нужны Ей две курьих ножки.


8


ЗАЧИН ЗАЧИН- начало сказки. В нём определяются время, место действия и главные сказочные герои. Например: «Жили- были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»


9


Самое главное- помещение. В нём Бабке Ёжке важно размещение: Печь, табуретка, скамейка, кровать- Всё это будет где надо стоять.


10


СЮЖЕТ СЮЖЕТ- это последовательность взаимосвязанных событий, происходящих в сказке.


11


Чем завершиться избушка должна? В случае этом нам крыша нужна. Каждый строитель всегда должен знать: Крышей он будет и дом завершать.


12


КОНЦОВКА КОНЦОВКА- это конец сказки; то, чем заканчиваются все сказочные приключения. Например: «Живут, поживают, добра наживают…», «И я там был, мёд и пиво пил…»


13


Ножки, само помещенье и крыша (Это известно и кошке, и мыши) Вместе всегда составляют избушку, То есть жильё для Ягуси- старушки.


14


Композиция присказкаконцовка зачин сюжет это построение всей сказки


15


Задания- загадки для закрепления темы 1.Начало у сказки- господин, А зовут его… 2.Ивана ждёт немало бед. Объединим их все в… 3.Завершает сказку ловко, А зовут её… 4.Зачином сказка начинается. Сюжет в ней быстро развивается. У концовки последняя позиция. Так создаётся…


16


Молодцы!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа» Литературное чтение.  2 класс Композиционные части сказки Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение. 2 класс

Композиционные части сказки

Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Доводи начатое дело до конца.

Доводи начатое дело до конца.

Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

Законы волшебных сказок Борьба добра и зла. Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.) Сказочные числа, повторы. Волшебные предметы. Положительные и отрицательные герои Особая композиция

Законы волшебных сказок

  • Борьба добра и зла.
  • Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
  • Сказочные числа, повторы.
  • Волшебные предметы.
  • Положительные и отрицательные герои
  • Особая композиция

Как строится сказка присказка Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. зачин основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет

Скоро сказка сказывается,

да не скоро дело делается

Ритмически организованная прибаутка,

предшествующая зачину в сказках.

зачин

основная часть

концовка

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Как строится сказка  присказка    В некотором царстве, в некотором государстве … зачин Жили-были … Зачин – начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке  основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

В некотором царстве,

в некотором государстве …

зачин

Жили-были …

Зачин – начало сказки, он бывает

различным (коротким или длинным).

Зачин рассказывает о том,

где происходило действие, когда и

какие герои будут в сказке

основная часть

концовка

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Как строится сказка присказка зачин Ключевые события:  - странствие героя;  - встреча героя  с друзьями и врагами;  - бегство, погоня;  - победа героя  и т.д. основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

зачин

Ключевые события:

— странствие героя;

— встреча героя

с друзьями и врагами;

— бегство, погоня;

— победа героя

и т.д.

основная часть

концовка

Как строится сказка присказка Концовка – это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но еще чаще и обращение к слушателю, или рассказ сказочника о самом себе. зачин основная часть концовка И я там был, мед-пиво пил. И стали жить-поживать и добра наживать

Как строится сказка

присказка

Концовка – это последние слова сказки,

завершение, рассказ о том,

чем закончилась история,

рассказанная сказителем,

но еще чаще и обращение к слушателю,

или рассказ сказочника о самом себе.

зачин

основная часть

концовка

И я там был,

мед-пиво пил.

И стали жить-поживать

и добра наживать

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел…

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел…

Назови героя сказки «Никита Кожемяка»

Назови героя сказки

«Никита

Кожемяка»

Назови героя сказки «Кощей  Бессмертный»

Назови героя сказки

«Кощей

Бессмертный»

Назови героя сказки «Василиса  Прекрасная»

Назови героя сказки

«Василиса

Прекрасная»

Назови героя сказки - Злосчастие» «Горе

Назови героя сказки

— Злосчастие»

«Горе

Назови героя сказки «Иванушка - дурачок»

Назови героя сказки

«Иванушка

— дурачок»

Назови героя сказки «Жар - птица»

Назови героя сказки

«Жар —

птица»

Назови героя сказки «Гуси - лебеди»

Назови героя сказки

«Гуси

— лебеди»

Назови героя сказки «Баба   Яга»

Назови героя сказки

«Баба

Яга»

Медведь Заяц Щука

Медведь

Заяц

Щука

Волшебные предметы

Волшебные предметы

Схема волшебной сказки 1. Нарушение запрета. 2. Испытание. 3.Поиски помощников, спасительной магии. 4. Борьба со злыми силами. 5. Спасение.

Схема волшебной сказки

1. Нарушение запрета.

2. Испытание.

3.Поиски помощников, спасительной магии.

4. Борьба со злыми силами.

5. Спасение.

Художественные приемы, используемые в сказках 1.Постоянные эпитеты 2.Сравнения 3.Троекратные повторы

Художественные приемы, используемые в сказках

1.Постоянные эпитеты

2.Сравнения

3.Троекратные повторы

Сочинить волшебную сказку Задания по выбору Составить кроссворд «В мире сказок» Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

  • Сочинить волшебную сказку

Задания по выбору

  • Составить кроссворд «В мире сказок»
  • Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…
Автор статьи

Наталья Викторовна Степура

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Что такое сказка

Сказка может быть, как видом народного, так и литературного творчества. Сказка, как правило, является произведением, написанным в прозе (но может быть и в стихотворной форме), обычно включает в себя волшебную, героическую или бытовую тематику. Отличительной особенностью сказки является придуманный сюжет.

Существует две разновидности сказки:

  • фольклорная – жанр письменного или устного творчества народа, сюжет построен на вымысле, сказки противопоставляются мифам, былинам, легендам, преданиям, то есть тому, что претендует на историчность.
  • литературная – эпический жанр, сюжет построен на вымысле, связан с фольклорной сказкой, но имеет автора. Также эта сказка оригинальна, то есть не имеет вариантов, представленных ранее. Литературная сказка появилась позже фольклорной.

Литературная сказка как вид художественного произведения

Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, так же и герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. Главное отличие литературной сказки состоит в том, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные, моральные, нравственные и другие вопросы.

Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик:

  • отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана
  • может содержать заимствования из фольклорной сказки
  • может сочетать в себе как придуманное, так и реальное
  • описанный мир может иметь черты гротеска
  • психологизация персонажей
  • прослеживается явная авторская позиция
  • дается оценка происходящим событиям

Как появилась литературная сказка

в 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»).

«Сказка как вид художественной литературы» 👇

В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

Сходство литературной сказки и фольклорной

Литературная сказка включает в себя как особенности народного творчества, так и литературного произведения. Литературная сказка появилась из сказки народной. Процесс трансформации народной сказки в литературную происходил в несколько этапов:

  • сначала люди просто начали записывать народные сказки
  • происходила обработка сказок
  • затем некоторые авторы стали пересказывать народные сказки
  • авторы начали заменять народные элементы исходя из своей задумки сюжета
  • более ярко начинает прослеживаться педагогическое начало
  • речь и стилистика приближены к литературному произведению

Несмотря на отличия многое в литературной сказке осталось от фольклорной, например, волшебное происхождение главного героя, нравственные испытания героя, спасение людей или животных, которые затем помогают главному герою, герой всегда представлен в идеальном свете, всегда есть некий злодей, который мешает герою справиться с его задачей.

Замечание 1

Писатели часто ставили перед собой цель сделать свою сказку максимально народной, для этого они использовали особую речь – многочисленные эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки.

Композиция сказки

Композиция традиционной сказки состоит из трех частей:

  • зачина
  • основной части
  • концовки

Может быть и более сложная композиция:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие сюжета
  • кульминация
  • развязка

Такая структура более характерна для сказки волшебной.

Замечание 2

Цель сказки обучить, побудить к положительной деятельности. У сказки очень развита эстетическая сторона, а положительные герои всегда идеальны, сказочный мир ярок и разнообразен, события так же имеют точную положительную либо отрицательную оценку.

Сказки несут в себе определенную мудрость и ценность. Несмотря на то, что первоначально кажется, что сказка несет в себе только развлекательно начало, на самом деле это не так. Цель сказки достаточна серьезна и глубока. Она представляет и помогает читателю пережить важнейшие человеческие ценности.

Классификация сказок

Сказки делят на следующие основные группы:

  • сказки о животных
  • волшебные сказки
  • новеллистические сказки
  • анекдотические сказки
  • небылицы

В сказках о животных главными героями выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и явления природы. Человеку обычно достает второстепенная роль или роль наравне с животными. Сказки про животных можно так же поделить на группы исходя из того, кем является главный герой, например, дикие или домашние животные, птицы или рыбы и так далее. Сказки про животных можно классифицировать по жанровому признаку: волшебные сказки о животных, басни, сатирические сказки. Так же сказки можно разделить и по целевой аудитории – взрослые или детские сказки. В особую группу выделяют кумулятивные сказки, то есть композиция построена на многократном повторении сюжетной единицы.

Волшебная сказка имеет более сложную композицию. Основу сюжета составляет повествование о преодолении некой проблемы с помощью волшебных средств. Обычно представлены два поколения. Главные герои сражаются со злом и непременно всегда его побеждают. Волшебные сказки далее переходили в сказки бытовые.

Новеллистическую сказку еще иначе называют социально-бытовой сказкой. По композиции новеллистические сказки схожи с волшебными. Эта сказка имеет непосредственную связь с настоящим – в сказке действия происходят в реальном мире, а главным героем является простой человек, который пытается справиться с некими проблемами или пытается найти справедливость.

Анекдотическая сказка — это развёрнутое повествование анекдота.

Небылицы — это разновидность сказок, сюжет которой построен на бессмыслице. Эти сказки обычно корытные, могут быть рифмованными, более характерны для народного творчества.

Известные сказочники

Ганса Христиана Андерсена можно смело назвать великим сказочником. Андерсен писатель родом из Дании, на его счету числятся такие известные сказочные произведения как «Гадкий утенок», «Новое плате короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева и другие.

Шарль Перо французский писатель, стал знаменитым благодаря своим сказкам «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица». Его сказки оказали большое влияние на формирование мировой сказочной традиции. Некоторые историки литературы считают, что персонажи сказок Перро имели реальных прототипов.

Якоб и Вильгельм Гримм известные немецкие сказочники. Изначально они занимались исследованиями немецкой народной культуры, что в последствии подтолкнуло их к написанию сказок. Их известные сказки — «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Гензель и Гретель», «Король Лягушонок», «Горшочек каши», «Беляночка и Розочка», «Госпожа метелица».

Известным русским сказочном был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его известные сказки – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке и многие другие.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Русские народные сказки для детей

Русские народные сказки для детейРусские народные сказки можно смело назвать энциклопедией русского народа, раскрывающей суть его истории, быта, мировоззрения. Сказки переходят от поколения к поколению, передавая мудрость и понятия о моральных устоях целой нации.

С самого раннего детства, когда ребенок только начинает познавать жизнь, он вступает в дивный мир сказок. Там он впервые встречается с добром и злом, горем и радостью, учится сопереживать и побеждать свой страх. Герои сказок становятся для него такими знакомыми и любимыми, причем любовь эта не проходит с возрастом. Многие взрослые не перестают читать русские народные сказки и получать наставления через них для решения своих повседневных проблем. Это становится возможным благодаря жизненности сказок и мудрости их героев.

История и разновидности русских народных сказок

У каждой эпохи свои сказки. Сказать, когда появилась первая — очень сложно, но известно, что изначально сказочными героями были природные явления Солнце, Ветер и Месяц.

В русских народных сказках для детей можно выделить три условные тематические группы: сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. В русских народных сказках о животных мы знакомимся, в основном, с миром лесных обитателей, символизирующих положительные или отрицательные черты человеческого характера. Так, лиса ассоциируется с хитростью, медведь – с глупостью и силой, волк – с жестокостью и коварством, зайчики – с беззащитностью, муравьи – с трудолюбием. В бытовых сказках речь идет о реальных людях. Эти русские народные сказки для детей считаются самыми молодыми. Их герои – солдат, поп, барин, мужик. В волшебных русских народных сказках для детей всегда есть либо Баба Яга с Кощеем, либо сказочные предметы, такие как дубинка-самобойка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка.

Композиция русских народных сказок

Начинаются русские народные сказки с зачина («в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»), затем идет основная часть и концовка. Если основная часть повествует конкретную историю, относящуюся только к этой сказке, то концовка может повторяться в разных сказках. Например: «стали они жить-поживать, да добра наживать».

Герои русских народных сказок для детей

С детства нам известно, какие герои сказок положительные, а какие – отрицательные. Мы можем назвать черты этих героев, зная их имена. Так, например, Баба Яга для нас – злая, страшная старуха. Кощей Бессмертный – костлявый злой старик, ворующий людей. Змей Горыныч – огнедышащий дракон, служащий злым силам. Эти герои – воплощение зла. В русских народных сказках для детей они всегда проигрывают.

Со злом ведут борьбу любимые герои сказок. Среди них – Иван-царевич, бесстрашный защитник слабых. Он всегда выходит победителем (например, сказка «Иван Царевич и серый волк»). Его могут звать также Иван – крестьянский сын или Иван-дурак. Женские характеры представлены в образах Елены Прекрасной, Василисы Премудрой. Их отличительные черты — красота, ум, доброта и трудолюбие. Любимый герой бытовых сказок – солдат. Он всегда весел, находчив и смел. Побеждает в русской народной сказке всегда добро. Те, кто притесняет народ в реальной жизни, всегда терпят поражение. Например, мужик одерживает верх над барином, а поп проигрывает своему работнику.

Особенности русских народных сказок для детей

Русские народные сказки для детей очень мелодичны по звучанию. Плавный напев сказок появляется благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам: петушок, солнышко, девица. Ту же функцию выполняет перестановка местами прилагательных и существительных (красавица писаная, солнце красное), а также усилительно-выделительные частицы (что за…, вот так…). Сказки характеризуются также усеченными формами прилагательных и глаголов. Например: красно солнце, буйна голова, хвать (вместо «схватил»).

Для каждой возрастной группы – своя сказка

Как уже упоминалось, сказки любят все. Но для каждого возраста ребенка – своя сказка. В два года малышу будет интересно услышать «Репку» или «Колобка». Затем можно переходить к сказкам о животных. До 6 лет дети не имеют четкого разделения между сказкой и реальностью, поэтому, читая, нужно пропустить страшные моменты. Не исключено, что после прочтения сказки «Колобок», ваш малыш пожелает испечь колобка, а «Каша из топора» вызовет у него желание сварить и попробовать такое блюдо. К шести годам ребенок уже разделяет реальную жизнь и сюжет сказки, поэтому можно не исключать пугающие эпизоды и обсуждать их.

К семи годам интерес к сказкам начинает уменьшаться. Но они не забываются. Когда младших и старших школьников просят пересказать сказку на их выбор, они замечательно справляются с этим заданием. Особенно запоминаются истории о волшебстве. Интересно, что «Красная шапочка» или «Белоснежка» относятся детьми к народному творчеству, хотя у них есть автор.

Таким образом, русские народные сказки оставляют след не только в сердце каждого ребенка, но в сердце целой нации. Они воспитывают, обучают, открывают мир, учат отношениям между людьми и отношению к реальности. Без сказки не выросло еще ни одно поколение.

Автор статьи: Иванова Татьяна

Закладки:

Теги:

  • Композиция на тему сказка
  • Композиция итогового сочинения по литературе в 11 классе 2022
  • Композиция из тыквы осенняя сказка
  • Композиция из сказки из пластилина
  • Композиция и логика рассуждения в итоговом сочинении