Анализ «Тёмные аллеи» Бунин
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1573.
Обновлено 7 Августа, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1573.
Обновлено 7 Августа, 2021
Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую жизнь. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1938.
История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.
Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.
Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.
Жанр – рассказ (новелла).
Направление – реализм.
История создания
Анализ “Темных аллей” будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ тёмных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».
Жанр
Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.
Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елизавета Пивоварова
12/12
-
Наталья Миллер
12/12
-
Руслан Филимонов’лав
12/12
-
Таисия Олешева
12/12
-
Эльмира Хайруллина
12/12
-
Зинаида Каштанова-Нурова
12/12
-
Екатерина Гальянкина
12/12
-
Глеб Трол
12/12
-
Алена Черница
11/12
-
Айжана Калназарова
10/12
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1573.
А какую оценку поставите вы?
Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Композиция
- 4 Смысл названия
- 5 Суть: о чём рассказ?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:
- Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
- К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
- Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
- Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.
Направление и жанр
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.
Композиция
Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.
- Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
- Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
- В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.
Смысл названия
Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…
Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.
Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.
Суть: о чём рассказ?
Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.
Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.
Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:
Николай Алексеевич | мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. |
Надежда | красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека. |
Темы
Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:
- Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
- Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
- Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
- Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.
- Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
- Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
- Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.
- Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.
Основная идея
Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.
Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.
Чему учит?
Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.
«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.
Критика
Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.
Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.
Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:
В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.
Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.
«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.
Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:
«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”
Автор: Михаил Щепин
Темные аллеи анализ следует начать с объяснения названия произведения. И. Бунин говорил, что он намеренное назвал так цикл рассказов, чтобы показать: любовь – это далеко не всегда свет и тепло, иногда она способна завести во тьму.
История создания
Большая часть рассказов из цикла «Темные аллеи» была написана Буниным во Франции. В то время, когда он работал над произведением, уже началась вторая мировая война, охватившая всю Европу – и город, где жил писатель, в том числе. Ему приходилось терпеть лишения, голод и страх перед завтрашним днем, ведь войска нацисткой Германии были беспощадными.
На фоне депрессивных настроений Бунин стал обращаться к приятным воспоминаниям своей молодости. Он описывал те теплые образы, которые сохранились в его памяти, и это помогало ему пережить лишения войны и тоску по родине (переезд Бунина во Францию был вынужденным – он не разделял идей революции).
Именно стеснённые условия и депрессивные настроения подтолкнули Бунина к активной творческой работе и позволили ему создать одно из самых известных и прекрасных произведений в его библиографии.
Название цикла «Темные аллеи» было заимствовано из стихотворения Н. Огарёва, в котором он писал о цветущем шиповнике, распустившемся рядом с аллеей темных лип. Кстати, «Шиповник» — это альтернативное название цикла рассказов, которое больше нравилось самому Ивану Бунину.
Тематика и проблематика рассказов
Главная тема рассказов из цикла «Темные аллеи» — это любовь. Причем автор говорит о различных проявлениях этого глубокого чувства, а не только о привычном нам романтическом восприятии, в котором любовь непременно ассоциируется с счастьем.
В своих рассказах Иван Бунин будто бы подводит итог собственной жизни и всем наблюдениям, которые он за эту жизнь сделал. Писатель говорит о том, что самое ценной для человека – это все же любовь, именно она может дать силы и вдохновение. И даже когда кажется, что любовь ведет во тьму, отказываться от нее ни в коем случае нельзя, потому что ничего более ценного в своей жизни человек не найдет.
Ни материальные блага, ни социальный статус, ни что-либо еще не имеет в конечном итоге такого значения в нашей жизни, как любовь, хотя и она порой бывает трудная и требует жертв, а также толкает нас на поступки, которые мы не совершили бы без этого сильного чувства.
В анализе рассказов «Темные аллеи» также следует подчеркнуть, что Бунин уделяет ненавязчивое, но явное внимание теме личного выбора каждого человека. Писатель говорит о том, что каждый из нас сам ответственен за свое счастье: если мы не будет принимать во внимание свои чувства и не будем обращать внимание на последствия своих действий, то раз за разом нам придется делать неправильный выбор, который может сделать нас несчастными.
Жанровые особенности «Темных аллей»
Цикл «Темные аллеи» состоит из нескольких рассказов (некоторые читатели больше склоняются к тому, что короткие произведения Бунина можно назвать новеллами, так как рассказы, как правило, короче). Отталкиваясь от центральной темой любви в «Темных аллеях», Бунин делает упор на лирические настроения: он рассуждает в основном о чувствах и о том, какое значение они имеют в жизнях людей. Для того, чтобы объяснить эти чувства и душевное состояние своих героев, Бунин использует различные художественные приемы: эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.
Композиция произведения
Завершая анализ «Темных аллей» Бунина, необходимо отметить, что весь цикл рассказов объединен единой композиционной структурой. Он разделен на три части, в каждой из которых несколько маленьких произведений. Любопытно, что такое разделение также обусловлено датой написания и выхода рассказов: первая часть была написана в 1937-1938 годах, вторая – в 1940-1941 годах, третья – в 1943-1946 годах.
Сам рассказ «Темные аллеи» (в честь которого и назван весь цикл) открывает цикл и находится в первой части, хотя некоторые другие рассказы (например, «Баллада» или «Кавказ») были написаны раньше. В нем рассказывается о том, как генерал, дослужившийся до высокого чина, оказался трусом перед напором собственных чувств: он встретил бывшую возлюбленную, но не смог найти в себе силы быть с ней, хотя и хотел этого – в итоге главный герой, ведомый страхом, сбежал от собственного счастья.
Во многих рассказав цикла «Темные аллеи» встречаются острые драматические сюжеты и резкие концовки, которые оставляют читателя в недоумении, а иногда вызывают жалость к главным героям. Такими резкими переходами Иван Бунин подчеркивает, как непредсказуема и коротка человеческая жизнь: нужно успевать любить и быть счастливым, потому что никто не знает, когда для него земной путь закончится.
О жанре и композиции рассказа а. И. Бунина «Темные аллеи»
Рассказу «Темные аллеи» Бунин определил
место заглавного произведения своей
«книги итогов» не случайно. Он играет
роль зачина, в котором обозначены как
основные проблемы цикла, так и
художественные способы их решения.
Концептуальное значение рассказа
обусловлено наличием в нем, несмотря
на лаконизм и видимую простоту формы,
коллизии, вбирающей авторский замысел
всей книги.
Фабула «Темных аллей» проста: два пожилых
человека — хозяйка постоялой горницы
и офицер царской армии — случайно
встречаются после тридцати лет разлуки
и вспоминают о пережитой ими в молодые
годы страстной любви. Сюжетно-композиционное
целое рассказа опирается на три основных
события: неожиданную встречу Надежды
и Николая Алексеевича на постоялом
дворе, разрыв их юношеского романа,
измену и бегство жены героя с молодым
любовником. Два последних события со
многими психологическими и лирическими
нюансами воссоздаются как воспоминания
героев. В повествовательную ткань
рассказа они входят в виде новеллок,
которые не только не утрачивают своего
жанрового содержания внутри более
сложной структуры, но существенно
обогащаются за счет переведения
запечатленных в них переломных моментов
человеческих судеб в принципиально
иной бытийный масштаб. В результате
фиксированная, отложившаяся в памяти
героев оценка перипетий, в которые они
оказались вовлечены судьбой, корректируется
опытом по-разному прожитой ими жизни.
Иначе говоря, категория памяти приобретает
в «Темных аллеях» значение формообразующего
фактора, что естественно повлекло за
собой трансформацию избранного писателем
жанра рассказа в сторону углубления
лирико-философского содержания.
На первом плане в «Темных аллеях»
читается любовная драма, предопределенная
неравенством социального положения
героев. Однако вопреки ее традиционному
толкованию выясняется, что за прошедшие
тридцать лет Надежда сумев удержаться
от нравственного падения, превратилась
в рачительную хозяйку, содержательницу
постоялой горницы, сильную, богатеющую,
независимую ростовщицу. На фоне ее
спокойного благополучия Николай
Алексеевич кажется человеком усталым
и опустошенным. Упрек Бунину в том, что
он мало правдоподобен в мотивации
социальной характеристики героини [2:
246], никогда не звучал убедительно,
поскольку автор сознательно противопоставил
социальную составляющую конфликта его
философскому и психологическому
компонентам. Л. Н. Иссова еще в 70-е годы
опровергла прочтение «Темных аллей»
О. Н. Михайловым, сосредоточившимся
на социальной проблематике рассказа
[4: 233-234], и показала, что причины
неосуществимости для героев гармоничной
любви заключаются в бытийной сущности
жизни, не исключающей, конечно, и черты
конкретно-исторического социума [3: 99].
Правомерность интерпретации рассказа
в онтологическом ключе подтверждается
самим способом изображения человека в
«Темных аллеях». Автор не задается целью
показать характер, что объясняет
отсутствие сколько-нибудь значительной
социальной обусловленности героев
рассказа. Бунина интересует натура,
зависимость духовного и материального
бытия человека от иррациональных свойств
его психики с вытекающими из этих свойств
особенностями контакта личности с миром
и космосом.
Рассказ начинается и завершается
картиной осеннего ненастья. Изображение
«залитой дождями и изрезанной многими
черными колеями» большой тульской
дороги, предваряющее и замыкающее
свидание героев, создает образ
безрадостного пути, приобретающий по
мере развития сюжета символический
смысл. В начале повествования мрачный
осенний пейзаж уподобляется звуку
камертона, на который настраивается в
выборе верного тона повествователь.
Значительную часть зачина занимает
подробное описание облика путников,
находящихся в подъезжающем к избе
тарантасе, — кучера и старика-военного.
Портретное изображение их контрастно:
«На козлах тарантаса сидел крепкий
мужик в туго подпоясанном армяке,
серьезный и темноликий, с редкой смоляной
бородкой, похожий на старинного
разбойника» [1: 7]. Описание внешности
офицера выдает в герое душевную тонкость
и аристократизм, выразительно подчеркнутые
царски «вопрошающим и вместе с тем
усталым взглядом». С момента перемещения
места действия в горницу и вплоть до
финального эпизода образ кучера остается
в тени, что создаст впечатление
случайности, необязательности столь
ярко прописанного портрета второстепенного
персонажа. Однако в момент развязки,
когда погруженный в раздумья офицер,
вновь садясь в тарантас, обращается к
мужику по имени в неосознанной надежде
встретить сочувствие своему настроению,
обнаруживается подлинное значение
образа Клима: «Кучер гнал рысцой, все
меняя черные колеи, выбирая менее
грязные, и тоже что-то думал. Наконец
сказал с серьезной грубостью:
— А она, ваше превосходительство, все
глядела в окно, как мы уезжали. Верно,
давно изволили знать ее?
—Давно, Клим.
— Баба — ума палата. И вес, говорят,
богатеет. Деньги в рост даст.
— Это ничего не значит.
— Как не значат! Кому же не хочется
получше пожить! Если с совестью давать,
худого мало. И, говорят, справедлива на
это. Но крута! Не отдал вовремя —
пеняй на себя» [1: 11].
Становится важным, что объективная
характеристика Надежды звучит именно
из уст кучера, имеющего с ней заметное
внешнее сходство, еще больше подчеркнутое
речевым поведением персонажей.
Героиня смугла, крепка фигурой и похожа
на пожилую цыганку. Наряд ее — красная
кофточка и черная шерстяная юбка —
стилистически однородны с армяком
кучера-простолюдина. Интонационные и
ритмические особенности речи Надежды
и Клима свидетельствуют не только об
очевидной близости их социальной и
культурной характеристик, но, что гораздо
важнее для автора, и о явном родстве
эмоционально-психологических миров
этих персонажей. Суровая интонация
хозяйки воспринимается как вариация
нарочито грубых, рубленых фраз кучера.
В полной мере значение этой образной
параллели осознается в финале
повествования, в ключевом моменте
сюжетного действия. Прозрение
онтологических причин краткости,
скоротечности любви приходит к Николаю
Алексеевичу вместе с грубой, но
благоговейно изреченной Климом правде
о Надежде. По типу сознания и мироощущения
героиня явно тяготеет к пласту
духовно-культурной стихии жизни,
символизированному в рассказе образом
Клима. Импульс к сопоставлению образов
Надежды и Клима идет от их
ассоциативно-обращаемых портретных
характеристик, что свидетельствует о
важной функции портрета как средства
углубления сюжетного содержания
рассказа. Иначе говоря, портрет выступает
в роли ударного элемента подтекста,
приводящего в движение внутренний сюжет
произведения. Столь важная для автора
разность Надежды и Николая Алексеевича
осознается гораздо отчетливее на фоне
ее очевидного сходства с Климом.
Стройность фигуры офицера, бледная
худоба его руки, удлиненное лицо с
темными глазами в обрамлении седых
волос заметно контрастируют чувственной,
не по возрасту яркой, но грубой красоте
Надежды. Таким образом, уже в экспозиции
автор средствами словесного живописания
сообщает о своих героях нечто,
подготавливающее читателя к нетрадиционному
прочтению лежащей на поверхности сюжета
социальной драмы.
Заявленная на уровне внешнего впечатления
несхожесть Надежды и Николая Алексеевича
последовательно углубляется
психологическим диссонансом. Вся сцена
их свидания протекает в колющем ритме
эмоциональных перебоев, возникающих
от несоответствия непосредственных
эмоций героев. Их неожиданная встреча
нисколько не смутила женщину, которая,
первой узнав своего бывшего возлюбленного,
« вес время смотрела на него, слегка
щурясь» [1: 9]. Он же, поняв, что перед ним
Надежда, в сильном смятении « быстро
выпрямился, раскрыл глаза и покраснел».
Далее диалог построен таким образом,
что каждый из героев остается в своем
эмоциональном поле, причем сила
сопротивления этих полей постоянно
возрастает. Обращаясь к женщине, Николай
Алексеевич с волнением восклицает:
«Боже мой, как странно!» Героиня отвечает
ему со спокойным недоумением: «Что
странно, сударь?» Следующая реплика
офицера по существу дает объяснение
развязке их давнего романа: «Но все,
вес… Как ты не понимаешь!» Надежда
действительно не понимает и в силу своей
духовной природы никогда не поймет
состояние человека, любовь к которому
ей удалось пронести через всю жизнь.
Признание Надежды в том, что много она
приняла страданий из-за своей неугасимой
любви, не окрашено элегическими нотками.
И стихи «про всякие темные аллеи» она
вспоминает с недоброй улыбкой. Об
интертекстуальной функции стихотворения
Н. П. Огарева, упоминаемого героиней
(строки из него неоднократно звучат в
тексте рассказа), следует сказать
отдельно. Оно называется «Обыкновенная
повесть» и в поэтической форме рассказывает
об истории любви, начало которой повторяют
бунинские герои. Но развитие коллизии
и ее финал автором «Темных аллей»
контрастно переосмыслены. Стихотворение
Н. П. Огарева пронизано переживанием
лирического героя по поводу житейски
обычного разрешения любовной коллизии:
«Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова;
На лицах виден был покой,
Их жизнь текла светло и ровно,
Они, встречаясь, меж собой,
Могли смеяться хладнокровно…» [5: 79-80].
Ностальгическая эмоция претекста
перенесена в бунинский рассказ, но
писатель сознательно уходит от тривиальной
«обыкновенности». В судьбах героев
«Темных аллей» нет ни светлого протекания
жизни, ни веселья, ни хладнокровья. Сюжет
рассказа развивается в направлении
двойного переосмысления любовной
истории, запечатленной Н. П. Огаревым.
В анализируемом эпизоде героиня
вспоминает «темные аллеи» как символ
обмана, боль от которого осталась в ее
сердце навсегда. Даже видя искреннее
раскаяние офицера, слыша его просьбу о
прощении, Надежда не смягчилась и в
прощении ему отказала. Пребывая в
потрясенном состоянии, Николай Алексеевич
все же пытается понять и оценить по
истинному достоинству их прежние
чувства: «Все проходит, мой друг… История
пошлая, обыкновенная… Ведь не могла же
ты любить меня весь век! Все проходит.
Все забывается» [1: 9]. Однако Надежда не
смиряется с его правдой: «Вес проходит,
да не все забывается».
Отчетливо проступают контуры двух
онтологически разнящихся миров. Душевный
космос героини поражает силой вмещенной
в него страсти при полном отсутствии
эмоциональной рефлексии. Неразделенная
любовь Надежды существует вне обыденного,
не мешая ее судьбе зажиточной ростовщицы.
По типу сознания и подсознания Надежда —
антипод Николая Алексеевича. Они никогда
не смогли бы дать друг другу счастье по
трудно формулируемым причинам, выходящим
за границы не только социального, но и
психологического измерений жизни. Эта
трагическая и в основе онтологическая
истина выступает предметом осмысления
только для героя. Надежда и через тридцать
лет не расположена к переоценке их
романа.
Судьба офицера много драматичнее. С
нескрываемой горечью он говорит Надежде,
что никогда не был счастлив: «Извини,
что, может быть, задеваю твое самолюбие,
но скажу откровенно, — жену я без
памяти любил. А бросила она меня еще
оскорбительнее, чем я тебя. Сына обожал, —
пока рос, каких только надежд на него
не возлагал. А вышел негодяй, мот, наглец,
без сердца, без чести, без совести» [1:
10-11]. Этот эпизод, занимающий несколько
строк, является одним из наиболее важных
сюжетно-композиционных звеньев рассказа,
так как несет большой информативный
материал, заставляющий переосмыслить
линию Надежда — Николай Алексеевич.
Становится ясно, что их любовь в полной
мере взаимной не была никогда. Офицер
рассказывает свою историю любви с тяжело
пережитым им финалом. Изложенная в
свернутом виде, она легко реконструируется
как новеллистический сюжет, имеющий
неожиданную развязку — измена жены
и момент прозрения — объективная
оценка героем не только любовной
ситуации, но и рухнувших родительских
надежд. Утрата духовного идеала, распад
семьи — вот итог его собственной
жизни, по поводу чего он заключает:
«Впрочем, все это тоже самая обыкновенная
пошлая история» [1: 11]. Николай Алексеевич
объясняет и свою судьбу, и судьбу Надежды
как частные проявления власти над
человеком универсального закона,
противостоять которому невозможно.
Поэтому в браке, имеющем все внешние
предпосылки к тому, чтобы быть удачным,
герой оказался глубоко несчастен.
Встретившись с Надеждой через много
лет, Николай Алексеевич испытывает
сложное, противоречивое чувство.
Воспоминания о былой прелести возлюбленной,
об «истинно волшебных» мгновениях их
свиданий обжигают душу героя. Под
впечатлением нахлынувших эмоций он
признается Надежде, что потерял в ее
лице самое дорогое, что имел в жизни.
Однако уже в следующую минуту Николай
Алексеевич стыдится своего признания,
стыдится того, что целовал женщине руку
и просил о прощении. Его внутренние
метания объяснимы как реакция на
неожиданно столкнувшиеся образы
опоэтизированной памятью юношеской
любви и безнадежной реальности. В
контексте подобного прочтения финал
рассказа не кажется алогичным, а,
напротив, усиливает постановку
интересующих автора проблем.
Истина, запечатленная в судьбе Надежды,
свидетельствует об ином духовном опыте.
Героиня, уверовавшая в былую возможность
счастья, сумела сохранить свою личность.
Возвысившись и совладав со своими
страданиями, Надежда обрела смысл
существования в доходном деле.
Эмоциональный мир ее статичен, он
существует как бы отдельно от материальной,
бытовой стороны жизни. Плоскость
эмпирического опыта Надежды не
пересекается с плоскостью движений и
состояний ее души. Характеристика
женщины, данная Климом в финале рассказа,
значима прежде всего актуализацией
наиболее существенных для понимания
конфликта черт натуры героини: она умна,
справедлива, но крута. Иначе говоря, в
ее практической, «деловой» жизни нет
места уступкам и сомнениям. В мироощущении
Надежды и Николая Алексеевича отсутствуют
точки соприкосновения. Это факт
объективный, но субъективным сознанием
героев он осмыслен по-разному. Для
офицера жизненный итог представляется
прозрением фатальной обреченности
человека на несчастье. Надежда же
пронесла через всю жизнь не только
любовь, но и обиду на возлюбленного, с
которым, как она считает, могла бы быть
счастлива и могла бы дать счастье ему.
Принципиально важной содержательной
и художественной особенностью рассказа
«Темные аллеи» является то, что в нем
две грани концепции жизни — безысходно
трагическая и при всем своеобразии все
же оптимистическая — представлены
автором в равной мере оправданными.
Подводя итоги, отметим следующее.
Жанрово-композиционное строение «Темных
аллей» свидетельствует о том, что Бунин
существенно трансформировал традиционный
рассказ. Оригинальность найденной им
жанровой формы проявилась во включении
в повествовательную ткань рассказа
двух относительно автономных новелл.
Жанровый синтез позволил писателю не
только расширить пространственно-временные
рамки сюжета рассказа до масштабов
человеческой жизни, но и дать амбивалентную
оценку духовному опыту героев. Как
элементы жанровой поэтики, вставные
новеллы выполняют функции подтекста
[7]. Вместе с портретом, пейзажем,
ритмической организацией повествования
[6], ассоциативными и другими способами
ведения внутренней сюжетной линии они
образуют системное единство, выявляющее
авторское своеобразие концепции мира
и человека в заглавном произведении
бунинской «книги итогов».
Литература
-
Бунин И. А. Собр.
соч.: В 9 тт. — М., 1966. — Т. 7. -
Гейдеко В. А. А.
Чехов и Ив. Бунин. — М., 1976. -
Иссова Л. Н.
Некоторые особенности структуры
новеллы И. А. Бунина «Темные аллеи» //
Жанр и композиция литературного
произведения: Межвуз. сб. —
Калининград, 1974. — Вып. 1.
Михайлов О. Строгий
талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба.
Творчество. — М., 1976.
Огарев Н. П.
Обыкновенная повесть // Н. П. Огарев.
Избранное. — М., 1987.
Силантьев С. Е.,
Пересветов Е. Л. О ритме прозы Бунина
(«Темные аллеи») // Содержательность
формы в художественной литературе:
Межвуз. сб. науч. тр. — Куйбышев, 1988.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Иван Алексеевич Бунин — первый отечественный писатель и поэт, награжденный Нобелевской премией по литературе. Вклад, который он внес в русскую культуру Серебряного века, неоценим. Анализ рассказа Бунина «Темные аллеи» позволит ознакомиться с кратким содержанием этого произведения, историей его создания, жанром и композицией, а также понять, в чем заключается его смысл.
Оглавление:
- История создания
- Краткое содержание
- Жанровые особенности
- Проблематика рассказа
История создания
Эмиграция, разделившая жизнь русского писателя Ивана Алексеевича Бунина на две части, наложила огромный отпечаток на его творчество. Вынужденный расстаться со своей родиной и уехать в неизвестность в 1920 году, он отстраненно наблюдал за распадом дорогого сердцу уклада жизни и вымещал все невысказанные мысли о судьбе страны в литературных произведениях.
Талант Бунина был по достоинству оценен современниками, хлопотавшими о выдвижении его кандидатуры на получение Нобелевской премии. В 1833 году поэт стал первым отечественным литератором, удостоившимся этой великой чести.
К сожалению, Бунина нельзя было назвать практичным человеком. Жизнь, которую он вел за границей, не была респектабельной. Деньги, полученные вместе с наградой, ушли на уплату долгов, благотворительность и текущие расходы. Поэт сильно нуждался.
Надеясь на получение хоть какого-то гонорара, литератор связался с бывшим личным секретарем Андреем Седых, переехавшим в Нью-Йорк и работавшим в редакции периодического издания «Новое русское слово». Он попросил своего старого товарища поспособствовать печати нескольких его рассказов.
Одним из таких произведений была новелла «Темные аллеи», написанная в 1938, но вышедшая в свет лишь в 1942. Через некоторое время А. Седых основал издательство «Новая земля», специализировавшееся на работе с русскоязычными авторами. Именно под его эгидой в количестве шестисот экземпляров в 1943 году был выпущен одноименный сборник Бунина, изначально включавший одиннадцать новелл.
В конце 1946 года в Париже была издана более полная версия цикла, содержащая тридцать восемь произведений. Семью годами позже автор разделил антологию на три части и добавил к последней из них еще два рассказа:
- «Весной, в Иудее» (1946);
- «Ночлег» (1949).
После того как работа над «Темными аллеями» была окончена, Бунин назвал этот цикл своим лучшим литературным детищем, квинтэссенцией того, что он желал рассказать миру.
Краткое содержание
Согласно жанру, в новелле Бунина всего три действующих лица. Два из них являются главными, один — второстепенный. Список персонажей и их характеристика представлены в таблице:
Николай Алексеевич | Пожилой военный в отставке, точный возраст которого неизвестен (в разговоре героев становится понятно, что ему около шестидесяти лет). Имеет внешнее сходство с Александром Вторым. Взгляд героя строгий, но усталый. |
Надежда | Сорока восьмилетняя хозяйка постоялого двора, в одиночку управляющая большим домом. Несмотря на возраст, сохранила свою красоту, некогда привлекшую Николая Алексеевича. |
Клим | Кучер героя, крепкий, серьезный мужчина с мрачным лицом, напоминающий разбойника из старых сказок. |
В один из хмурых, ненастных осенних дней пожилой военный Николай Алексеевич, путешествующий на конной повозке вместе со своим кучером Климом, останавливается в придорожной гостинице, чтобы отдохнуть от дороги и переночевать.
В хозяйке заведения Николай Алексеевич с удивлением узнает свою первую любовь Надежду, крепостную девушку, отношения с которой не сложились из-за разницы в социальном статусе героев. Из рассказа женщины становится очевидно, что она получила вольную, но так и не вышла замуж из-за сильного чувства, испытанного ею в молодости.
Разговор с Надеждой вызывает у героя смешанные эмоции. Он вспоминает прошлое, просит у нее прощения за то, что так обошелся с ней тридцать пять лет назад. Главным аргументом, приведенным пожилым военным, является фраза о том, что все проходит: и любовь, и беззаботная юность, и вера в лучшее в людях. Хозяйка отвечает Николаю Алексеевичу, что его чувства сломали ей судьбу и она даже думала о смерти, переживая мучительное расставание.
Чтобы сгладить свою вину, главный герой рассказывает женщине о том, что его судьба тоже не сложилась. Брак, который он заключил с потомственной дворянкой, был несчастливым по причине частых измен супруги. Сын, который был его отдушиной, вырос наглым, нечестным и бессердечным.
Надежда не может простить мужчину, говоря, что в ее жизни не было ничего важнее и дороже юношеского романа. Николай Алексеевич, неспособный совладать с нахлынувшими на него эмоциями, признается ей в ответной любви. Он понимает, что никогда не сможет вернуть себе гордую уязвленную женщину, и просит кучера спешно седлать лошадей.
Покинув гостиницу, мужчина испытывает стыд из-за своего поведения, а затем вспоминает прошлое и думает о том, как бы сложилась его жизнь, если бы он был смелее, честнее пред самим собой и не боялся осуждения общества.
Жанровые особенности
Эпиграфом к одноименному рассказу, открывающему трехчастную антологию Бунина, выступила цитата из бессмертного романа-эпопеи «Война и мир». Вложенная в уста одного из самых благородных героев отечественной литературы Андрея Болконского, она звучит как «Любовь есть жизнь». Это высказывание выбрано писателем неспроста. Оно дополнительно подчеркивает лирическую направленность его творчества.
Жанр произведения можно классифицировать как повествовательный рассказ. Анализ «Темных аллей» Бунина подтверждает этот тезис следующими факторами: ограниченное по времени действие, малое количество героев, одна географическая локация. Несмотря на то, что по сюжету рассказа встреча персонажей длится не больше часа, их воспоминания переносят читателя во времени на тридцать пять лет назад, в годы их беспечной и счастливой молодости.
Все рассказы, входящие в антологию, созданы автором в рамках неореализма. В них содержится множество черт этого литературного течения, в частности:
- объективное изложение исторических фактов;
- наличие острого социально-бытового фона;
- конфликт «герой-общество»;
- отсутствие идеализации происходящего;
- естественность в передаче чувств;
- взаимодействие персонажей с окружающим их миром;
- развитие характеров и сюжета.
Название рассказа отсылает к одному из любимых стихотворений Бунина («Была чудесная весна!» (1842)), написанному Н. Огаревым. Образ буйных зарослей, полных лип и алого шиповника настолько впечатлил автора, что он решил перенести его в заглавие собственного произведения, сделав символом беззаботного прошлого, страстной юношеской любви и утраченной молодости.
К слову, во многих письмах литератора, адресованных современникам, он называет сборник новелл именно «Шиповником», очевидно, чтобы не путать его с одноименным рассказом.
Композиция, созданная автором в «Темных аллеях», является кольцевой и состоит из трех частей:
- экспозиция (остановка героя в придорожной гостинице после долгого пути);
- завязка и кульминация (встреча Николая Алексеевича и Надежды, воспоминания о прошлом, взаимные признания в давней любви);
- развязка и финал (конец разговора, скомканное прощание персонажей).
Проблематика рассказа
Каждая новелла из бунинского цикла посвящена любви и повествует о разных гранях этого чувства. Оно может быть как одухотворяющим и очищающим, так и опасным и уничтожающим.
Раскрывая тему судьбы, автор рассуждает о том, какой разрушительной силой может обладать невнимательное отношение к чужой жизни. Бросив Надежду, Николай так и не построил личного счастья. Впоследствии он встретился с таким же пренебрежительным отношением к своей персоне от жены.
Размышляя о прошлом героев и об их разочаровании в жизни, автор задается вопросом, что толкает человека на совершение неправильных поступков, поднимая тему нравственного выбора. Кроме того, в произведении присутствует тема социального неравенства, ставшего причиной несчастной любви персонажей.
Главным изобразительным образом рассказа являются те самые темные аллеи из молодости главных героев, в окружении которых они были радостны и свободны. Примечательно, что под конец новеллы этот образ трансформируется в темную колею, по которой мрачный кучер Клим везет карету со своим удрученным хозяином. Разбитая осенняя дорога — символ пустой и безрадостной старости Николая Алексеевича, который мог обрести счастье с любимой женщиной, но испугался своих чувств.
Автор иносказательно сравнивает собственную судьбу с судьбой героя, демонстрируя тоску по утраченному прошлому и рассуждая о тернистом пути своей родины, пережившей тяжелые исторические события. Характер Надежды он сравнивает образом России — истерзанной, преданной и покинутой, но все еще живой и могучей. Николай олицетворяет бессильное и бездушное дворянство, сбежавшее из страны в годы революции, но не ставшее от этого ни свободнее, ни счастливее.
Тоска по России, невысказанные душевные страдания и непростая жизнь на чужбине побудили автора к написанию пронзительно тонких, нежных и прекрасных рассказов, ставших лучшими в его творчестве. Несмотря на то, что в послевоенные годы Бунин был реабилитирован и получил возможность официального возвращения, ему так и не удалось посетить родную землю. Однако он навсегда остался в сердцах и умах соотечественников благодаря своему уникальному литературному таланту.
Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую карьеру. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.
Краткий анализ
Год написания – 1938.
История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности, войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.
Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.
Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.
Жанр – рассказ (новелла).
Направление – реализм.
История создания
В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.
Тема
Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».
Жанр
Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.
Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.
Предыдущая
Сочинения«Антоновские яблоки» анализ произведения Бунина – проблематика, особенности, план, смысл названия рассказа
Следующая
Сочинения«Анна Снегина» анализ поэмы Есенина – план, проблематика, история создания, жанр произведения
На чтение 6 мин. Опубликовано 03.05.2020
В своём творчестве Иван Алексеевич часто поднимал тему любви и считал, что для человека нет ничего главнее этого восхитительного и возвышенного чувства. Также она затрагивается в произведении Бунина «Тёмные аллеи». Анализ рассказа поможет кратко понять читателю основную мысль, которую хотел донести автор, и подготовиться к сочинению по литературе в 9 классе.
Содержание
- История создания
- Суть рассказа
- Темы произведения
- Основные проблемы и идея
- Композиция, направление и жанр
История создания
История написания произведения берёт своё начало из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Именно строчкой о тёмных аллеях из этого произведения вдохновился Бунин. Автора затронула до глубины души метафора поэта, он решил наделить её особым смыслом и создать свой цикл рассказов под таким названием. Все произведения из сборника Ивана Алексеевича объединены единой темой — любовью, искреннем и возвышенным чувством.
Дата написания — 1938 год, тогда Бунин был в эмиграции. Когда наступила Вторая мировая война, то всех жителей европейских городов настигли голод и нищета. Французский городок Грас не стал исключением. Именно там были написаны все самые яркие и запоминающиеся произведения автора. Писатель предавался воспоминаниям о своей молодости и о жизни на родине. Тяжёлые 8 лет вдали от родных земель стали самыми продуктивными для Ивана Алексеевича.
Самые страшные военные годы подтолкнули писателя на создание своего цикла «Тёмные аллеи». Автор повествует о том, что у каждого человека в душе есть то место, куда он редко заглядывает. Там хранятся все самые светлые и тёплые воспоминания и чувства. Когда Бунин создавал свои рассказы, то именно такие «тёмные аллеи» и имел в виду. Главное произведение всего цикла впервые предстало перед читателями только в 1943 году в журнале «Новая земля».
Суть рассказа
В один прекрасный осенний день главный герой Николай решил передохну́ть и поселиться на какое-то время в старой горнице. Там он заводит разговор с хозяйкой помещения и выясняет, что ей является его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них когда-то был роман.
Герои решили предаться воспоминаниям, но, кроме боли, они так ничего им и не принесли. Оказалось, что после расставания с молодым человеком Надежда так и не смогла обрести счастье. Девушка долгие годы вспоминала о Николае и не могла отпустить на него обиду за то, что тот её бросил.
Главный герой решает немедленно уехать из горницы. Всё время он думал только о том, как могла бы измениться его жизнь, если бы в своё время не оставил девушку.
Темы произведения
Тематика рассказа передаёт всю атмосферу произведений Бунина из цикла «Тёмные аллеи». Писатель поднимал такие темы, которые остаются актуальными по сей день:
- Любовь. Именно это возвышенное чувство поднимается автором во всех его произведениях. Иван Бунин считал, что любовь никогда не может принести истинного счастья. Чаще всего она пробуждает в людях только новые страдания и переживания. Однако та недолговременная страсть, которая горит в душах людей, является одним из самых счастливых моментов. Воспоминания о былых чувствах оставляют неизгладимый след в памяти.
- Судьба. Писатель показывает, как недолговременный роман между двумя людьми может повлиять на судьбы каждого из них. Николай, спустя долгие годы, так и не смог построить своего счастья на несчастье девушки. Поступок вернулся герою бумерангом.
- Нравственный выбор. В рассказе также повествуется о выборе человека, который может изменить всю его последующую жизнь. Писатель рассуждает на тему того, как один неверный шаг ломает судьбы сразу двух людей. Николай даже не хочет думать о том, что бы было, если бы он всё-таки решился взять замуж Надежду. Герой боится признаться самому себе, что много лет назад совершил свою главную ошибку.
- Ностальгия. Герои предаются воспоминаниям о прошлом и видят то, чего не замечали раньше. Они обнаружили счастье, которое разрушили своим необдуманным поступком. Именно то мгновенье страсти могло осчастливить на всю жизнь Николая и Надежду.
Основные проблемы и идея
Также стоит обратить внимание на проблематику, которую поднял Иван Бунин в своём рассказе. В произведение присутствуют такие проблемы, как:
- Измена. Главный герой изменил своей любви, отказался от главного чувства в своей жизни и оставил девушку мучаться. Такой необдуманный поступок показывает Николая как эгоиста, который думал только о себе в тот момент.
- Отчаяние. Когда герои предавались воспоминаниям о былой любви, то ещё раз осознали, что потеряли всё в своей жизни. Надежда так и не смогла обрести счастья, а Николай разочаровался в семье и остался с тяжёлым грузом на душе.
- Социальное неравенство. Николай так и остался барином для своей бывшей возлюбленной. Именно социальное неравенство подтолкнуло героя оставить Надежду. Иван никогда бы не смог так поступить с девушкой из своего круга, так как подвергся бы осуждению со стороны общественности. Социальный статус героя также помог сделать ему выбор, так как обычная крестьянка никогда бы не смогла стать женой барина.
- Месть и великодушие. Надежда долгие годы держала обиду на Ивана. Ей было грустно от того, что любимый мужчина после совершённого поступка даже не вспоминал о ней. Его не интересовало состояние и чувства возлюбленной.
Смысл произведения чётко прослеживается в его строках. Ивана Бунина волновало будущее своей родины, своего поколения. Писатель рассуждает об упущенном счастье, о том, что не состоялся в жизни. Надежда является символом всего русского народа, а Николай стал теми дворянами, которые предали страну, но сами счастливее от этого не стали. Оказалось, что только родина могла любить их по-настоящему. В образе Надежды передаётся та сила, терпеливость и любовь, которые присущи России.
Также Иван Алексеевич показал то, на что способна сила любви. Один необдуманный поступок может разрушить всё, на чём строилось счастье.
Главной мыслью произведения становится то, что не надо искать своё счастье где-то далеко. Возможно, оно уже находится рядом, осталось только его разглядеть.
Композиция, направление и жанр
Композиция произведения не обладает какими-то особыми чертами. Рассказ делится на 3 части, каждая из которых обладает своим смыслом и плавно перетекает в другую:
- Экспозиция, в которой описываются герои и рассказываются их истории.
- Завязка и кульминация. В этой части показывается разговор героев, который пробуждает в них воспоминания об их романе.
- Развязка и финал. В заключительной части показана картина расставания героев навсегда.
Написано произведение «Тёмные аллеи» в жанре рассказа, так как в нём показан небольшой временно́й отрезок и минимальное количество героев.
Направление рассказа — реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатели действительно могут поверить в то, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.
Краткий анализ рассказа Бунина «Тёмные аллеи» объясняет основную мысль, которую заложил в него автор. Иван Алексеевич воспевал любовь и считал её чем-то возвышенным и недоступным. Военные годы побудили автора на написание своего произведения, в котором скрыт образ родной страны и тех людей, которые предали её. Рассказ «Тёмные аллеи» может послужить аргументом для сочинения на тему «Истинная любовь».
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Анализ рассказа Темные аллеи
Рассказ «Темные аллеи» из одноименного цикла И. А. Бунина — это одна из его многочисленных историй о любви. Портреты главных героев складываются из элементов их внешнего описания. Благодаря таким деталям Бунин подчеркивает их связь с прошлой жизнью. Через них автор умело представляет на суд читателю те события, которые происходили около тридцати пяти лет назад. Надежда «тоже еще красива», Николай Алексеевич имел «красивое удлиненное лицо с темными глазами». Все это подтверждает их былую привлекательность, которая с годами сохранилась.
Дальнейшее знакомство с героями раскрывает более важные факты, необходимые для понимания основной мысли рассказа. Это причина, из-за которой влюбленные когда-то расстались.
Короткая встреча дает понять, что молодые люди были во власти любви и страсти. Об этом в открытую утверждает Надежда, которая так и не смогла простить мужчину, покинувшего ее. Положение, которое главные герои занимали в обществе, их социальное неравенство стало причиной расставания («Ведь при господах выросла»). Он, как представитель высшего света, не мог поступить иначе. Подобные предрассудки оказались выше настоящих чувств.
В этом произведении И. А. Бунин остается предан своим взглядам на любовь, которая со временем приводит либо к привязанности, привычке, либо заканчивается в силу каких-либо обстоятельств, зачастую трагедией. Однако автор в очередной раз доказал, что настоящая любовь — это неискоренимое чувство. На примере отношений со стороны Надежды, которая не скрывает, что продолжает любить Николая, он говорит о чистых, верных чувствах, сохраненных на всю жизнь. Поведение мужчины также говорит о том, что он остался неравнодушен. Но из-за предательства совесть его мучает, поэтому он стремится покинуть постоялый двор как можно быстрее, где теперь она была не прислугой, а хозяйкой.
Несомненным спутником героев в рассказе является природа. Дождливая погода будто сопровождает военного на пути в гостиницу, предвещая душевные переживания после долгой разлуки, бурю эмоций. Представитель светской моды на фоне «размытой дороги» осеннего ненастного дня не выглядит довольным. На обратном пути «лошади ровно шлепали по лужам». Погода осталась неизменной, она будто разделяла его печаль, стыд, сожаление.
Композиция рассказа прозрачна, представляет понятную последовательность действий. Изображение главного героя в начале и конце произведения тесно связано с образом русской дороги, которая не просто приводит его к воспоминаниям о прошлом, но обращает внимание на внутренний мир, в котором нашлось место для предательства и лжи. После момента раскаяния он вновь едет по той же дороге.
Любовь в рассказе Бунина играет большую роль. Она показала сущность каждого героя, помогла увидеть ошибки, которые, возможно, помогут измениться в лучшую сторону.
Анализ рассказа Темные аллеи Бунина сочинение
«Темные аллеи» — сборник рассказов Ивана Александровича Бунина, объединенных самым загадочным и светлым чувством – любовью. Бунинская любовь – это мимолетная страсть, которая как вспышка разгорается и гаснет. Ни одно произведение, включенное в сборник, не имеет счастливого финала. Счастье героев длится не долго, он быстро сгорает, оставляя душевную пустоту.
«Темные аллеи» — небольшой рассказ, открывающий сборник. В его сюжете лежит встреча двух пожилых людей, когда-то любивших друг друга. Старик-военный по пути своего следования останавливается отдохнуть на постоялом дворе. В хозяйке гостиницы он с робостью узнает бывшую возлюбленную Надежду. Получив вольную, она открыла постоялый двор. Надежда никогда была замужем, пронеся свою любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Старику-военному становится стыдно за то, что когда-то он оставил ее. В качестве оправдания за свой поступок, он говорит, что не был счастлив в жизни. Женился Николай Алексеевич по большой любви, но жена оскорбительно ушла от него, а сын вырос повесой без стыда и совести.
Николай Алексеевич думает, что Надежда давно простила его. Но из слов героини становится ясно, что это не так. Надежда продолжает любить уже достаточно не молодого военного, но простить предательство женщина не может. Уезжая с постоялого двора, Николай Алексеевич думает о том, как прошла его жизнь, если бы он женился на Надежде. Самые счастливые и волшебные мгновения провел он рядом с ней. Но даже спустя годы социальное неравенство становится для пожилого человека непреодолимой преградой в любви. И он, качая головой, гонит от себя эти мысли.
Структура произведения состоит из трех основных частей. В первой части описывается мрачная сырая погода, она становится предвестником печального развития последующего сюжета. Во второй части читатель узнает подробности любви Надежды и Николая Алексеевича. Их любовь становится мимолетным счастьем для обоих. Они вспоминают о ней как о самом лучшем, что произошло в жизни. Заключительная часть отражает чувства пожилого военного, и становится понятно, что даже года не могут стереть социального неравенства между ним и Надеждой.
Основной темой рассказа является сравнение полноты чувств двух главных героев. Женщина проносит свою любовь через года, она не угасает в сердце Надежды. И этим высоким чувством хочется восхищаться. В то же время старик-военный заключен в рамки условностей, которые становятся непреодолимой преградой для счастья.
Вариант 3
Кастовые различия всегда существовали в обществе. В Индии до сих пор многие ориентируются на кастовую систему. В России раньше был специальный табель о рангах, который разграничивал социальный статус людей, были крепостные и были владельцы деревень и людей.
Трудно однозначно сказать о преимуществах или недостатках подобной системы. Бунин пишет совсем не об этом, он пишет о людях, которые являются яркими представителями этой системы, яркими штрихами в рассказе Темные аллеи он описывает противоречивость представителей так называемого высшего и низшего света.
С одной стороны перед нами военный Николай Алексеевич, с другой дворовая девка Надежда, которая со временем, как говорится, выбилась в люди, стала владелицей собственной гостиницы. Они любили друг друга в молодости, если следовать фактам указанным автором, то, тогда Надежде было около 18 лет, Николаю Алексеевичу около 30. Они снова встречаются спустя 30 лет, военный оказывается проездом в гостинице Надежды.
Узнав друг друга, вспоминают молодость. Оказывается Надежда до сих пор любит этого человека и никогда не была замужем. Она рассказывает о собственных душевных страданиях, крепком чувстве.
Бунин подчеркивает простоту ее речи и восприятия мира: «читал стихи про какие-то темные аллеи», но также указывает и не глубокую, народную мудрость: «молодость у всех проходит, а любовь – другое дело». Надежда проста и искренна.
В Николае Алексеевиче в свою очередь угадываются черты пресыщенного интеллигента, часто характеризуя различные жизненные ситуации, он произносит «пошло». Для него все «пошло» и обыденно, бытие – бренный феномен, который исчезает «как вода протекшая». Тем не менее, факт остается фактом, именно он сбежал и бросил Надю в молодости.
Более того, как читатель узнает из завершения рассказа, главный герой не мог представить себе именно то, как эта простая девка будет хозяйкой его петербургского дома, его супругой. Наверно, для него подобное тоже выглядит пошло. Только вот на фоне этой «пошлости» контрастирует фигура Надежды, которая отдала ему лучшие годы, всю красоту и осталась преданной до полувека и, пожалуй, продолжит его любить (безответно любить и без корысти) до скончания века своего.
Эти факты заставляют читателя усомниться в благородстве главного героя. Конечно, увлечения юности, разные социальные классы – многое следует понять. История действительно проста и банальна, но за ней есть подлинные и настоящие чувства, отдельная судьба.
Когда они расстаются (тепло и ласково), Надежда смотрит в окно, так проявляется ее преданность, которая не поменяется, а Николай Алексеевич вспоминает те самые стихи: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…». Он ценит красоту стихов и может декламировать красивые рифмы, но почему-то не способен воспринять красоту этой преданной любви.
Анализ 4
Бунин отлично пишет о любви, он описывает довольно простые и даже немного банальные ситуации, но через эти простые ситуации позволяет поразмыслить о любви. В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.
Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая. Во всем прослеживается ее сдержанность и искренность, при этом, если мы можем где-то употребить такой эпитет как «святая женщина», то тут он является вполне актуальным.
Тем не менее, следует сказать обо всем по порядку. История начинается с того как гостиницу посещает видный военный, он узнает в хозяйке горничную, которую любил когда-то давно. Отношения завершились фактически его бегством и началом новой семьи с женщиной, которая более соответствовала ему по статусу.
Хозяйка гостиницы сетует на завершение отношений. Как потом выясняется она не завела новую семью и оставалась верной своей первой любви. Николай Алексеевич восхищается этому факту и поначалу не совсем верит, но затем убеждается в этом.
У главной героини характерное имя – Надежда. Она всегда хранила надежду в сердце, но для того чтобы как-то справиться с действительностью, пускала собственную любовь в другое русло. Она преобразовала чувство в трудолюбие и в итоге смогла из крепостной сделаться довольно состоятельной женщиной, которая имеет высокий достаток и пользуется почетом и уважением.
Оба героя понимают трагичность ситуации. Казалось бы, им следовало остаться в объятьях друг друга и начать новые отношения, так сказать, на слоне лет. Возможно из этого получалось бы какое-то счастье.
Тем не менее, главная героиня не может простить предательство и хранит разочарование в душе до сих пор. Надежда не хранит злобы и ведет себя довольно порядочно, не срывается на своего возлюбленного, в какой-то степени продолжает оставаться ему верной и не портит встречу.
Главный герой понимает как упустил собственное счастье и променял радости большого города и социальный комфорт на подлинную любовь.
Для 9 класса
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Темные аллеи
Популярные сегодня темы
- Сочинение Химия – это область чудес
Химия — это область чудес. Эта прекрасная наука изучает строение веществ, их свойства и превращения. Химия окружает нас повсеместно. Все предметы состоят из определенной материи,
- Сочинение Когда человек взрослеет?
Взросление человека является частью жизненного цикла. Ребенок рождается совсем крохотным. Постепенно, день за днем, растет. Изменяется характер, поведение. Нарабатываются привычки.
- Сочинение на тему Мой папа
Всю нашу жизнь нас окружает большое количество людей. Некоторые из них появляются на короткий срок, а другие сопровождают нас всю жизнь. Какие-то люди играют для нас малозначительную роль
- Сочинение Моя собака
В нашей семье три года назад появился домашний питомец. Это собака. Это маленький пёсик породы русский той терьер. Такие собачки не вырастают большими, он маленький, худенький, чёрного цвета.
- Герои сказки Спящая красавица
Принцесса. Красавица и умница. Феи одарили ее красотой, добротой и нежным характером. Принцесса растет на радость своим родителям, проявляя удивительные способности. Грациозная, она превосходно танцует.