Композиция рассказа человек в футляре

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Композиция рассказа Человек в футляре

Композиция рассказа Человек в футляре Чехова

Рассказ «Человек в футляре» является одним из самых известных рассказов Антона Павловича Чехова.

История произошедшая в данном творении является поучительной и полезной для молодых и зрелых людей.

Особенность композиции — рассказ в рассказе. Такой формат был не нов для чеховского времени, но при этом довольно редким и необычным.

Главный герой произведения представляется эмоционально закрытым человеком с защитой подобной футляру. Фамилия его — Беликов. Рабочая специальность — учитель древнегреческого языка.

Его жизнь, привычки, комплексы и странности описаны в рассказе.

В начале рассказа написано о двух охотниках — Буркине и Чимше-Гималайском. Первый завёл разговор о главном герое произведения — Беликове.

В истории Беликова можно выделить пять частей.

Первая — описание внешности, характера и привычек. Вторая — знакомство с Варенькой. Третья -ухаживание героя за ней. Четвёртая — разговор с Коваленко и последующий скандал. Пятая — смерть Беликова.

Герои в рассказе разделены на футлярных и не футлярных. К первым относят Беликова и частично учителей гимназии. Ко вторым — семью Коваленко.

Прототипа Беликова современники не нашли, хотя вариантов было множество. По-видимому этот образ пришёл в голову Чехову, для того чтобы показать разницу между людьми ( их мировоззрения). Беликов являлся очень странным и закрытым человеком. Пальто , зонт и калоши являются его спутниками даже в жаркий солнечный день. Его особенность — повышенная осторожность в любой ситуации. Представления о приличии у него так же своеобразные — увидев Вареньку на велосипеде, он был удивлён и считал этот факт неприемлемым для достойной женщины. Всё перечисленное является так же причинами одиночества учителя. Конфликт «футлярного» образа жизни и общества ярко выражены в произведении. Коллеги боялись его и старались держать дистанцию.

Конфликт Беликова и Коваленко заключался в разнице интересов. Брат Вареньки был жизнерадостным, активным и сильным человеком.  Это в свою очередь — полная противоположность Беликову. Учитель древнегреческого языка ему не понравился с самого начала.

Большой проблемой нашего героя оказалась крайняя нерешительность и трусость. Он так и не смог переступить через себя и стать активным и целеустремлённым человеком. По композиции, даже после его смерти люди не сильно огорчились и даже вздохнули с облегчением. Это приводит к определённым выводам.

2 вариант

А.П. Чехов использует важную особенность своих рассказов – герои повествуют друг другу различные интересные и причем достаточно поучительные истории. Этот главный замысел дает объяснение особенности творчества писателя. Один из главных рассказов А.П. Чехова является «Человек в футляре». Можно произвести сравнение, и вспомнить творчество Дж. Боккаччо, а именно произведение «Декамерон», тем самым сделать вывод, что они похожи.

Начинается рассказ со знакомства автора с друзьями, которые занимаются охотой, а именно с Буркиным и Чимшой-Гималайским. Их остановка оказалась в селе Мироносицкого. Во время разговора мужчины вспомнили о Мавре; эта женщина отдалась полностью своей семье. А Буркин вспомнил своего коллегу. История началась с повествования главного героя о его женитьбе, причем достаточно неуспешной.

Рассказ главного героя заставило задуматься его друга о жизни в футляре. Под этими воспоминаниями автор смог выразить свое мнение насчет общества в то время, а именно о ценностях высшего общества.

Некоторые моменты, например, история про учителя древнегреческого языка не входят в повесть рассказа Буркина, но также играют достаточно важную роль в идее творчестве автора.

Важно выделить такие моменты, как начало про главных героев, которые вовремя охоты решили остановиться на краю одного села. После происходят воспоминания, то есть о Мавре. А вот дальше идет как раз развитие событий рассказа о Беликове. В конце можно выделить рассуждения Чимши-Гималайского о жизни в футляре.

Можно также выделить важные моменты в истории Беликова. Например, индивидуальные черты учителя. После новая работа Михаила Коваленко, и конечно знакомство Беликова с Варварой Савишной. Коллектив в гимназии желает их свадьбы. Ну и конечно скандал Коваленко и Белилова. Самый главный момент – конец, тут можно выделить смерть Беликова.

Рассказ достаточно интересный и сюжет яркий, все по сути. Можно выделить психологизм, где выражены портретные особенности. Очень ярко можно заметить внешность Вареньки и Михаила, по их образу достаточно интересно произвести анализ и сделать предположения об индивидуальных качествах человека. Интерьер «подсказка» в этом рассказе и для более четкого описания главного героя.

Образы, которые создал А.П. Чехов, имеют систему. Произведено разделение людей на «футлярных» и «нефутлярных» людей. К первому разделению можно отнести Беликова и учителя, ко второму, я считаю, что можно выделить Коваленки, именно они не выдерживают жизни в чехле. В этом можно заметить всю идею рассказа.

Таким образом, можно сделать вывод, что автор рассказа «Человек в футляре» достаточно индивидуальна и оригинальна. Сам сюжет имеет четкую структуру и идею, а также ярко выделены основные моменты, которые автор бы хотел донести.

Также читают:

Картинка к сочинению Композиция рассказа Человек в футляре

Композиция рассказа Человек в футляре

Популярные сегодня темы

  • Встреча Толстого и Тонкого на вокзале

    Каждый человек задумывался о сущности дружбы. Дружба — это одно из важнейших и наиболее прекрасных чувств человека. Очень большое и сверхценное значение имеет настоящая дружба.

  • Суть сказок Пушкина

    Сказка о золотом петушке. Считается, что Александр Сергеевич Пушкин написал сказку о золотом петушке, опираясь на легенду о звездочёте. В этой легенде тоже есть царь, которому требуется оберегать свои границы. Есть магические предметы, помогающие царю.

  • Сочинение на тему Австралия

    Австралия – самый отдаленный континент, а также шестая по величине страна, входящая в мировую 10-ку. Австралийское содружество состоит из объединенных штатов и острова Тасмания

  • Сочинение Может ли человек жить вне общества?

    С теоретической точки зрения человек вполне мог бы существовать отдельно от социума, однако можно ли считать такую жизнь полноценной? Я считаю, что нет.

  • Сочинение на тему Роль музыки в жизни человека

    Музыка играет огромную роль в жизни человека и это не удивительно. Музыка идет с нами по жизни. Например, когда в семье рождается ребенок, мама перед сном поет колыбельную песенку и дитя сладко засыпает.

Чехов знаменит своими лаконичными сатиричными рассказами, в которых он высмеивает различные пороки людей. «Человек в футляре» — это один из таких рассказов, он был написан в 1898 году. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление 
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чём рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика 
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы 
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом. 

Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное. 

Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

Жанр, направление 

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя. 

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе. 

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума. 
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния. 

Суть: о чём рассказ?

Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.

Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой). Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер. 

Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется. 

Главные герои и их характеристика 

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

герой характеристика
беликов учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленко новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвара это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная. она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.
рассказчик

повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком. он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Темы

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема, которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.
  2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре. 
  3. Выбор жизненного пути. Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он. 
  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек. Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.
  5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
  6. Город. Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.
  7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде.

Проблемы 

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии. 
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Основная идея

Так в чём же заключается смысл и главная мысль рассказа «Человек в футляре»? Чехов хотел показать не то, насколько плохой и глупый Беликов, а то, что так делать ни в коем случае нельзя. Нельзя становиться жертвой своих же мыслей, своих же установленных в голове рамок. Автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью. Именно в этом заключается авторская позиция. 

В финале Беликов умирает, и люди говорят, что видели радость на его лице, когда он лежал в гробу. В этот момент герой как будто был рад тому, что проведёт теперь всё оставшееся время в своём комфортном футляре, из которого он точно никуда не денется. Смысл финала рассказа «Человек в футляре» — это трагедия общества, в котором очень много футлярных людей. После тех похорон Буркин потерял чувство радости, ведь ничего толком не поменялось, и душная атмосфера гимназии не разрядилась. Сколько еще Беликовых осталось на белом свете? Великое множество, и оно по-прежнему вопрошает: «Как бы чего не вышло»?

Чему учит?

Какую мораль можно вынести из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто пытаться побороть страхи, нужно пробовать что-то новое для себя, встречать новых людей — выходить из зоны комфорта. Если вовремя это не сделать, то вся жизнь будет проходить по инерции, точно как у Беликова. 

Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Разве только довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не может подарить ни пальто с воротником, ни галоши.

Критика

Этот рассказ занимает важное место в творчестве Чехова, так как многие критики учли тот факт, что писателю удалось совместить сатирический рассказ с чем-то очень серьёзным и важным. 

Александр Алексеевич Измайлов (литературный критик и публицист ХІХ века) писал: «Начатая с улыбкой на устах комическая история досказывается серьезным голосом, в котором слышится легкое дрожание».

Создание и описание образа Беликова вызывает восторг и уважение, также подчёркивается роль деталей в рассказе «Человек в футляре» (например, Беликов носил абсолютно все свои вещи в маленьких футлярах и преподавал мертвый язык). Некоторые люди даже сочувствовали герою. Например, А.О. Смоленская подметила художественное своеобразие «Человека в футляре»:

«… в ничтожестве его – его и сила, сила потому, что у него ничтожество, а у людей, с которыми он живет, ни величины, ни ничтожества… ничего… хоть «шаром покати» . Со дня рождения его держали под крышкой, под колпаком, давили его… и задавили в нем все человеческое живое… и это давление создало силу… сума давлений – его сила… они отложились в нем, как в земле откладываются пластами каменные породы, и образовали искреннее, глубокое, твердое, святое убеждение, что так надо жить, что его священный долг так действовать».

Но не все критики высказались положительно. Были и резко негативные отзывы о рассказе. Например, К.П. Медведский назвал книгу «бессодержательной»:

«Рассказ бессодержателен, плох, но обойти его молчанием нельзя, потому что в нем с чрезвычайною ясностью раскрываются основные недостатки писателя, умеющего воспроизводить лишь внешние стороны житейских явлений».

В.Г. Вальтер отметил, что образ Беликова будет близок и понятен провинции, но никак не большому городу:

«столица Вас плохо поймет, а провинция будет бесконечно благодарна, и хоть действия мало, а хорошо бы запечатлевать в умах людей такие типы и сцены».

С ним согласился и рецензент И.И. Горбунов-Посадов, но при этом он отметил положительное влияние текста на читателя:

«Такие рассказы, как Ваш «Человек в футляре», хорошо будят, расталкивают (как и сильное описание провинции в «Моей жизни»)». 

Но даже в этом вопросе критики не пришли к единому мнению. Некоторые из них посетовали на трагичность и депрессивность рассказа:

В своих записях это обозначил и Е.А.Ляцкий: «Нет, больше жить так невозможно! — таков рецепт г.Чехова современному читателю.

Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу это подметила: «вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».

Это рассказ, темы и проблемы, затронутые в нём были актуальны и являются актуальными до сих пор, в этом заключается значение творчества А.П. Чехова для потомков. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

Анализ «Человек в футляре» Чехов

Анализ «Человек в футляре» Чехов

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1773.

Обновлено 10 Июля, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1773.

Обновлено 10 Июля, 2021

Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его сочинений «Маленькая трилогия». Краткое содержание рассказа таково: человек всю жизнь прятался от жизни и, лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить. Предлагаем ознакомиться с литературоведческим анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Данный материал может быть использован для подготовки к уроку литературы в 10 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.

Год написания – 1898 г.

История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.

Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственной скорлупе. Отсюда выходит тема одиночества и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.

Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделён на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.

Жанр – Рассказ, являющийся одной из составляющих трилогии.

Направление – Реализм.

История создания

В год написания рассказа, в 1898г., Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулёзом и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал всё меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включал в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора производит огромное впечатление, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Чтобы произвести анализ произведения «Человек в футляре», необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол или футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего-либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему-то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время и уходит.

В отношении любви он ведет себя так же. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находящаяся при своём брате и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хотя бы какие-то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными: Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношениях, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошёл к брату Вари, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель и через месяц умер.

Так закончилась никчёмная жизнь, смысл которой герой рассказа так и не нашёл и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряжённые мышцы лица расслабились и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что наконец-то он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Чётко и точно даётся описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко даёт решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Человека в футляре».

Жанр

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящего в «Маленькую трилогию» и продолжающего общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно даёт понять анализ произведения «Человек в футляре».

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Людмила Скакалкина

    12/12

  • Вероника Гвоздкова

    12/12

  • Андрей Мазаев

    10/12

  • Зинаида Демешкина

    11/12

  • Анна Скетч

    11/12

  • Lol Lol

    11/12

  • Женя Комарова

    12/12

  • Наталья Садовская

    10/12

  • Мехринисо Каландарова

    11/12

Рейтинг анализа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1773.


А какую оценку поставите вы?

История создания

Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом.

Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное.

Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

«Человек в футляре»: история создания, композиция, тематика, символика

История создания. В марте 1897 года Чехов обращается с письмом в Таганрог, к двоюродному брату Г.М. Чехову с просьбой выслать ему экземпляр книги по истории Таганрогской гимназии. Почти одновременно с письмом Чехов делает о: ««Человек в футляре», все у него в футляре. Когда он лежал в гробу, казалось улыбался: нашел свой клад». Это содержание его будущего рассказа.

В марте 1897 года у Антона Павловича неожиданно открылось кровотечение. Его отправили в клинику, где был установлен диагноз, который Чехов скрывал от всех: туберкулез легких. В клинике его посетил Л.Н. Толстой. Из клиники он переехал в Мелихово, откуда отправился лечиться на юг Франции. За границей Чехов пробыл 9 месяцев. Рассказ был закончен 15 июня 1898 года. Опубликован в журнале «Русская мысль», 1898, июль.

Рассказ входит в так называемую «маленькую трилогию» – название, принятое в чеховедении. Писатель мечтал создать книгу рассказов на одну тему – нечто вроде романа из рассказов. Чехов дал ему заглавие – «Рассказы из жизни моих друзей».

«Маленькую трилогию» объединяет общая мысль – идея футлярной жизни в различных ее проявлениях. Первый рассказ «маленькой трилогии» – «Человек в футляре». Замысел этого рассказа – один из центральных в творчестве Чехова.

Прототипом Беликова был инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов.

Композиция, тематика и символика. В рассказе «Человек в футляре» (как и в двух других рассказах «маленькой трилогии» «Крыжовник» и «О любви») автор прибегает к так называемой «рамочной композиции», то есть рассказу в рассказе. О человеке в футляре повествует учитель гимназии Буркин. Он не только рисует образы персонажей, и прежде всего главного героя, но и дает всему происходящему свою оценку.

Человек в футляре любит носить калоши, зонтик, пальто на вате, темные очки, колпак и т.п. Все эти предметы имеют одно общее значение: «преграда», «ограничение», «запрет». Все они обобщаются словом «футляр». Назначение всех этих вещей – защищать Беликова от внешних влияний. Древние языки, которые он преподает, это те же калоши и зонтик, то же пальто на вате, тот же поднятый воротник, куда он прятался от действительной жизни.

Главной в рассказе является тема одиночества. Беликов одинок. Человек в футляре боится людей. Для него самое страшное – это люди. Люди страшнее одиночества. Он хотел избавиться от одиночества, женившись на Вареньке. Он пришел к ее брату, преодолевая свой страх, как к родственнику. Тот, не разобравшись, спустил его с лестницы, а Варенька, несмотря на его жалкий вид, смеялась над ним. Беликов понял, что эти люди так же страшны для него, как и все остальные, что нет никакого выхода из одиночества. Это окончательно добило его. Чехов показывает, что несвободная жизнь создает людей в футляре. Страшны люди, лишенные сострадания, которые даже радуются смерти одинокого человека. Общество обременяют люди пустые, малообразованные люди с их пустой жизнью.

Футляр в рассказе является символом страха. Это рассказ о маленьком человеке, который прячется от людей и жизни в своем футляре. Но ведь в жизни, от которой он прячется, ничего хорошего нет. Точка зрения автора отнюдь не совпадает со взглядом рассказчика учителя Буркина. Ее в сущности в большей степени выражает слушатель Буркина Иван Иванович, который обвиняет не Беликова, а прежде всего себя.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Жанр, направление

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя.

Жанр

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящий в «Маленькую трилогию», продолжающий общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно дает понять анализ произведения «Человек в футляре».

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Проблематика «жизни в футляре»

Основным мотивом, безусловно, является описание той самой жизни в футляре. Наш герой, Беликов, является учителем греческого языка. Даже его деятельность является намеком на проблемы в личной жизни персонажа, ведь греческий язык не просто так считается мертвым. Однако, как бы то ни было, он довольно неплохо справляется со своей работой, но один минус ставит огромный крест на его личной жизни — тот самый футляр. Беликов боится сделать что-то не то. Даже банальное осуждение общества вводит его в состояние паники и страха. Вся его одежда находится в футляре, в котором, к слову, сидит и наш герой. Он пытается создать идеальный образ себя в глазах всех вокруг, при этом еще и защитить себя от «грязи» вокруг. Из-за этого Беликов не видит радости, он фактически лишен жизни со всеми ее неожиданностями и приятными моментами. Это и убивает его как личность.

Достаточно лишь вспомнить типичный образ жизни героя, чтобы понять всю его суть. Он всегда носит зонт и резиновые сапоги, даже когда намека на дождь и нет. Он не имеет в доме женской прислуги, ведь слухи соседей его пугают. Получается, что, как и было сказано выше, жизни у героя нет. Он просто существует в идеальной вселенной, лишенной смысла. Причем важно понять, что изначально этот мир не был таким — он сам его создал. Получается удивительная причина и следствие — создание идеального мира привело к его опреснению. Понятно, что жить (а не существовать) в таких условиях попросту невозможно.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума.
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния.

Суть: о чём рассказ?

Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.

Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой). Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер.

Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется.

Главные герои и их характеристика

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

герой характеристика
беликов учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленко новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвара это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная. она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.
рассказчик повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком. он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Персонажи

Герои «Маленькой трилогии»:

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин. Высокий худой старик с длинными усами.
  • Буркин — учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова

Герои рассказа Буркина:

  • Беликов — учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Кабы чего не вышло»
  • Повар Афанасий — старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
  • Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
  • Варенька — возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая девушка.

Темы

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема
    , которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.
  2. Тема любви
    не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре.
  3. Выбор жизненного пути
    . Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он.
  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек.
    Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.
  5. Роль пейзажа
    в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
  6. Город
    . Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.
  7. Историко-культурный фон
    Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде.

Проблемы произведения «Человек в футляре»

Эссе на книгу: «Человек в футляре» — Чехов А.П.

Безусловно, каждый из рассказов Чехова вызывает у читателя глубокий эмоциональный отклик в душе. Ведь всем свои произведения Антон Павлович списывал с натуры. Но, лично мне больше всего понравилось произведение «Человек в футляре». События в рассказе начинают разворачиваться с того, как перед учениками предстает учитель греческого языка. Изначально, он кажется для каждого ученика удивительно неприятным типом. И, действительно по описанию Чеховым образа он кажется отвратительным как по внешности, так и в остальных проявлениях. Но, позже писатель дает понять, чем стал отвратителен этот человек. Он просто не знает, что значит уважение к другим людям, он не знает, что означает любить и сострадать. Он до пятнадцати лет ходил в галошах с зонтиком и не с кем не разговаривал.

Беликов просто живет в своем мире, который замкнут для посетителей. Он в нем правит и ему никто не нужен. Это очень трусливый человек, который боится с кем-то сближаться и знакомиться.

Другие эссе на произведения этого автора (Чехов А.П.):

  • Трагичность фигуры Ионыча в одноименном рассказе Чехова.
  • Непринятый обществом Дмитрий Старцев в произведении Антона Павловича Чехова «Ионыч»
  • Проблематика интеллигенции
  • Любимые темы Чехова в книге «Ионыч»
  • Лучшее произведение легендарного прозаика
  • «Всюду — палата № 6. Это — Россия…» (по рассказу А. П. Чехова «Палата № 6»)
  • «Имена нарицательные» в творчестве Чехова
  • «Нужно беречь в себе человека»
  • «Равнодушие — это паралич души» (по рассказу А. П. Чехова «Палата №6»)
  • «Смысл и Драма человека» в творчестве Чехова
  • А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости
  • Любовь Антона Павловича Чехова к русскому театру
  • Самое насыщенное произведение Чехова
  • Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова «Степь»
  • Борьба «человека» и «футляра» в произведениях А.П.Чехова
  • Удивительные диалоги в произведении «Иванов»
  • Драматургия Чехова. «Чайка»
  • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (по произведениям А. П. Чехова).
  • Первое произведение Чехова
  • Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. П. Чехова
  • Изображение повседневной жизни в произведениях А.П. Чехова.
  • Утрированность в произведении «Смерть чиновника»
  • Образ главной героини произведения «Цветы запоздалые»
  • Мир природы и человека в лирике Ф. И. Тютчева
  • Интересные герои Чехова
  • Сплетение литературы с историей
  • Моральный кодекс Чехова
  • Тема времени перемен в произведениях Чехова
  • Нравственный идеал А. П. Чехова
  • Нравственный идеал автора
  • Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова.
  • Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова
  • Образ душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова
  • Своеобразные герои — толстый и тонкий
  • Критика существования Ивана Великопольского
  • Наблюдения Чехова в произведении «Попрыгунья»
  • Рецензия на повесть А. П. Чехова «Дуэль»
  • Рецензия на повесть А.П.Чехова «Степь»
  • Как Антон Павлович Чехов используя монологи героев показывает их характер
  • Природа и ее важная роль в небольших произведениях Антона Павловича Чехова

©2005—2021 Обратная связь

Проблемы

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм
    – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья
    и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь
    — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе
    – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина»
    — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Основная идея

Так в чём же заключается смысл и главная мысль рассказа «Человек в футляре»? Чехов хотел показать не то, насколько плохой и глупый Беликов, а то, что так делать ни в коем случае нельзя. Нельзя становиться жертвой своих же мыслей, своих же установленных в голове рамок. Автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью. Именно в этом заключается авторская позиция.

В финале Беликов умирает, и люди говорят, что видели радость на его лице, когда он лежал в гробу. В этот момент герой как будто был рад тому, что проведёт теперь всё оставшееся время в своём комфортном футляре, из которого он точно никуда не денется. Смысл финала рассказа «Человек в футляре» — это трагедия общества, в котором очень много футлярных людей. После тех похорон Буркин потерял чувство радости, ведь ничего толком не поменялось, и душная атмосфера гимназии не разрядилась. Сколько еще Беликовых осталось на белом свете? Великое множество, и оно по-прежнему вопрошает: «Как бы чего не вышло»?

Чему учит?

Какую мораль можно вынести из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто пытаться побороть страхи, нужно пробовать что-то новое для себя, встречать новых людей — выходить из зоны комфорта. Если вовремя это не сделать, то вся жизнь будет проходить по инерции, точно как у Беликова.

Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Разве только довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не может подарить ни пальто с воротником, ни галоши.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Композиция произведения Человек в футляре

Композиция рассказа Чехова Человек в футляре

Чехов написал огромное количество произведений на социальную тему.  Человек в футляре является как раз таким произведением, которое может показать все достоинства и недостатки своего времени, не забыв сатирически высмеивать различные противоречия.

По сути, Человек в футляре является рассказом в рассказе, так композиция строится именно таким образом.  Такая организация текста не является новой для литературы. Если обратиться к зарубежной классике, то там можно найти «Декамерон» известного литератора Дж. Боккаччо.

Антон Павлович Чехов начинает свой рассказ с знакомства с двумя друзьями охотниками.  Я тебе друзьями оказываются Буркин и Чимша-Гималайский.  Они начинают свой путь с окраины деревни и пробираются в самой село.  Из-за того, что солнце начинают постепенно садится, компания охотников отправляется ночлег к местной женщине по имени Мавра. У Буркина в момент знакомства начинают показываться различные воспоминания из прошлого.  Он начинает их невольно рассказывать окружающим, повествуя сначала о себе, а потом об учителе греческого языка Беликове.

Центр повествования рассказа представляет собой неудачную женитьбу учителя древнегреческого языка.  Чимша-Гималайский проникается рассказом и тоже начинает Сергиевский раздумывать, размышляя о современном обществе.  Антон Павлович Чехов вложил в уста этого персонажа своё мнение об этом обществе.

Все, что происходит в сюжете имеет четкую связь между собой. Вводный сюжет всего лишь венчает другие эпизоды.  Элементы сюжета также в нем присутствуют, однако они равномерно размазаны по всему повествованию.

Подробнее о второстепенном рассказе

Экспозиция начинается с рассказа про охотников, которые останавливаются на ночлег.  В качестве завязки идет рассказ о Мавре.  Далее повествование постепенно переходят в рассказ Буркина.  Буркин раздумывает над жизнью, а также над современным обществом.  По сути, этот рассказ в рассказе предполагает использование Антоном Павловичем Чеховым различных литературных приёмов, таких как метафора, олицетворение и прямая речь.

По сути, персонажи сами рассказывают истории, которые, в свою очередь, имеют определенные элементы, свойственные самому рассказу. Такая интересная концепция позволяет использовать различные методы повествования, перемещаясь то от одной истории, то от другой.

Беликов и его повествование.

История Беликова также имеет сюжетные элементы, такие как экспозиция, основные события и развязка.  Экспозиция представляет собой описание внешности, а также основных черт характера.  Завязка рассказывает о том, как в гимназию приезжает работать Михаил Коваленко. Развитие событий рассказывают о том, как Беликов ухаживает за Варварой.  Вокалисты кульминации можно выделить неприятный разговор, произошедшее между Коваленко и Беликовым.  Развязка завершается смертью Великого.

Композиция произведения Человек в футляре

Композиция произведения Человек в футляре

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Анна Каренина Толстого

    «Анна Каренина» — роман Л.Н. Толстого, который и сегодня не теряет своей актуальности благодаря тому, что в произведении были затронуты такие извечные темы как любовь, страсть, измена, жертвенность и осуждение общества

  • Анализ рассказа Бунина Натали

    Роман «Натали» входит в «Темные аллеи» — сборник рассказов и миниатюр Ивана Бунина, главной темой которой является большая любовь — взаимна и несчастна, страсть и взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Сочинение Искусство и ремесло (итоговое декабрьское)

    Отличие искусства от ремесла являются во многом концептуальными. Ведь, условно говоря, искусством возможно назвать практически любое изделие, более того, искусство порой становится искусством благодаря указанию на этот факт.

  • Анализ пьесы Месяц в деревне Тургенева

    Произведение относится по жанровой направленности к драматической драме, хотя сам писатель называет свое творение повестью, написанную в форме драмы.

  • Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль Горького сочинение

    Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься.

«Человек в футляре» — это реалистический рассказ, открывающий «Маленькую трилогию», в которую также  вошли рассказы «Крыжовник» и «О любви».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Экспозиция

Учитель гимназии Буркин рассказывает своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу, об учителе греческого языка Беликове, его образе жизни, под влиянием которого люди стали бояться всего: знакомиться, помогать бедным, громко говорить, читать книги.

Завязка

Приезд в город нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко и его младшей сестры Вареньки стал глотком свежего воздуха в этой удушливой атмосфере.

Развитие событий

Беликов влюбляется в Варю, желает на ней жениться; находит карикатуру на себя и Варю, видит, как брат и сестра катаются на велосипедах, что приводит к возникновению конфликта.

Кульминация

За замечание о езде на велосипеде Коваленко спускает Беликова с лестницы.

Развязка

Смерть Беликова из-за страха, что о его позоре узнает весь город. Но после смерти героя жизнь в городе осталась прежней.

Эпилог

Размышляя об услышанном, Иван Иванович произносит: «А разве то, что мы живем в городе, в духоте и в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«Человек в футляре» — рассказ в рассказе: история Беликова обсуждается охотниками на привале.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Тема: «человек в футляре».
  • Идея: протест против «футлярной» жизни, которая является жалким существованием. Страх перед настоящей жизнью губит в человеке личность, он становится неспособным проявлять даже самые простые чувства. Каждый человек незаметно для себя может попасть в «футляр» собственных предрассудков, если страх возьмёт верх.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • Образы противопоставляются: Беликов (смерть) — Коваленко (жизнь).
  • Художественная деталь: футляр — зонтики, галоши, чехлы, гроб.
  • Образ «человека в футляре» стал нарицательным. 
  • Крылатая фраза: как бы чего не вышло.

ОБРАЗ БЕЛИКОВА

Учитель древнегреческого языка Беликов даже в солнечный день ходил в калошах и с зонтом, дом запирал на все возможные замки, обожал циркуляры с запретами. А ещё он любил угрожать и кляузничать, писать доносы. В результате его боялись все учителя и даже все горожане.

Однажды Беликов влюбился в сестру нового учителя  Варю, девушку живую, весёлую. Но и любовь не дала «человеку в футляре» переродиться: Беликов узнал, что Варя ездит на велосипеде (верх неприличия!). Он так надоел своими поучениями брату Вари, что тот спустил Беликова с лестницы. Это был крах всех приличий: Беликов пришёл домой и умер — и его положили в гроб, как в футляр.

Беликов всю жизнь прожил по принципу «как бы чего не вышло». В духовном отношении его «футляр» определяли разнообразные указы и циркуляры, которыми Беликов буквально запугивал окружающих. Он умирает от изумления: оказывается, мир вовсе не такой, как ему представлялось. И в этом — новом — мире у Беликова уже нет власти над другими.

СОВРЕМЕННОСТЬ РАССКАЗА

Рассказ очень современен. В финале рассказа ветеринарный врач соотносит с футляром привычную жизнь каждого (служба, бумаги, обычные развлечения), что указывает на то, что каждый из нас
немного «в футляре». Страх перед действительностью отнимает у человека его бесценную жизнь.

Проблема «Человека в футляре» обычна для творчества Чехова — это протест против пошлости, «футляра», предубеждений и выдуманных страхов. Идея рассказа- протест против формальностей и выдумок, которые мешают человеку жить полноценной жизнью.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Произведение «Человек в футляре» было написано в 1898 году. Тема «маленькой трилогии», а именно рассказа «Человек в футляре» – «футлярная» жизнь. Название рассказа напрямую связано с содержанием.

Проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к полному опустошению и к деградации личности.

Идея мне представляется в протесте против «футлярной» жизни, или, говоря словами самого писателя, в стремлении показать, что «все, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, все нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь, войти в первоначальное, простое отношение к ней».

Следует отметить и пафос этого рассказа. Кроме сатирического и комического, здесь чувствуется и лирическое начало. Это достигается олицетворением предметов: «И, кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле, и все благополучно».

В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.

Рассказ имеет очень интересную композицию – рассказ в рассказе, но и это не мешает Чехову передать единую оценку восприятия жизни человека, утверждать свои идеалы, взгляды на жизнь. Сюжетное построение этого рассказа просто и оригинально. В его основе лежит столкновение Беликова и Коваленко, людей, которые имеют совершенно разные характеры, разные идеалы и нравственные принципы. В качестве пролога выступает перед нами рассказ учителя гимназии Буркина своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу про учителя греческого языка по фамилии Беликов. Экспозиция нас «знакомит» с внешним обликом и образом жизни главного героя. Завязка сюжета начинается с тех пор, когда в город приезжает и назначается в гимназию новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко да приезжает не один, а со своей младшей сестрой Варенькой, в которую вскоре влюбляется Беликов, что является развитием действия в рассказе. Кульминация в рассказе составляет ряд событий: желание пожениться Беликова и Вареньки, нарисованная карикатура на главного героя, катание Коваленок на велосипедах, все эти действия взбудоражили Беликова, что и спровоцировало конфликт между главным героем и братом Вареньки. Развязкой рассказа служит смерть Беликова, которой как по мнению всех героев рассказа является решением всей проблемы. Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иванович произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» — эпилог.

Конфликт рассказа лежит в самом человеке и окружающем мире. Представляя Беликова, я вижу человека, заточённого в небольшую темную коробочку. Человек в футляре… Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека. Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Только поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр. Нюансы, которые создает Чехов, во внешнем облике Беликова являются символическими. Сначала мы видим, что и очки у него находятся в футляре, и зонт в футляре, и это впоследствии приводит нас к мысли, что и все, что есть внутри у Беликова в своеобразном невидимом футляре. Удивительно то, что такому невзрачному и ограниченному человеку, как Беликов удалось заковать в свои цепи весь окружающий его мир, люди вокруг него соответствовали его требованиям и представлениям.

Ключевой деталью рассказа «Человек в футляре» является смерть главного героя. Он умирает от шока, от непереносимого изумления, вызванного событием, являющимся для него чем-то из ряда вон выходящим. Мастерство Чехова заключается в том, что не позволяет себе напрямую выносить выговор таким, как его человек в футляре, он показывает свое представление об их будущем, о том, что их ожидает, если они будут продолжать тесниться и теснить других в своем защитном и горьком футляре страха. Антон Павлович умело использует бытовые детали и едва заметные нюансы жизни Беликова для того, что наиболее точно отобразить его внутренние побуждения и сковывающее главного героя сознание.

  • Композиция рассказа тупейный художник
  • Композиция рассказа портрет гоголь
  • Композиция рассказа любовь к жизни
  • Композиция рассказа корзина с еловыми шишками
  • Композиция рассказа ионыч чехова