Константин Георгиевич Паустовский – настоящий мастер художественного слова и умелый рассказчик. Всего на нескольких страницах ему удается не просто раскрыть характеры, но обнажить судьбы. Самое сокровенное и трепетное, что у нас есть, обретает плоть, облекается в форму и становится частью уже чей-то чужой жизни, сюжетом повести или рассказа. Так, в своем небольшом произведении «Корзина с еловыми шишками» Паустовский запечатлел историю двух людей, через года связанных чем-то удивительно трогательным и неуловимо прекрасным.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Композиция
- 5 Суть: о чем рассказ?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Художественные особенности
История создания
Рассказ был написан Паустовским в 1954 году. Паустовский всегда тонко чувствовал красоту мира, его разнообразную и непредсказуемую прелесть, поэтому тема природы занимает особое место в его творчестве; она же нашла свое отражение и в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Его анализ по плану поможет Вам лучше изучить творчество автора.
Многие годы писатель изучал биографии знаменитых людей, он мечтал однажды в собственной книге описать необычные истории из их жизни. Возможно, именно поэтому одним из главных героев рассказа становится великий музыкант Эдвард Григ.
Жанр, направление
«Корзина с еловыми шишками» — это небольшой рассказ, в котором отчетливо прослеживаются черты романтической новеллы.
Романтическая и лирико-психологическая тенденции дополняют друг друга в рассказе, позволяя автору создать особую атмосферу сказки и в то же время раскрыть глубокие внутренние переживания героев.
Смысл названия
Заглавие рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, именно корзина с шишками стала одним из поводов для знакомства композитора и девочки; она стала своеобразным символом первой встречи, изменившей их жизни.
С другой стороны, корзина с шишками – это и символ тяжелой жизни маленькой Дагни. Паустовский прямо не говорит о безрадостном детстве девочки, но из ее слов во время разговора с незнакомцем можно сделать вывод, что жизнь ее не так беззаботна. Девочка рассказывает о своей уже старой, сломанной кукле, кроме которой у нее есть разве что дедушкина стеклянная лодочка. Она почти не упоминает мать; говорит о слабом здоровье дедушки (ему тяжело дышать). Также на Дагни, очевидно, лежат обязанности по дому, она одна несет слишком тяжелую для нее корзину.
О своем прошлом и, вероятно, о корзинке с шишками, девочка вспоминает только спустя 10 лет, после того, как слышит написанную для нее музыку. Несмотря на все трудности, она с трепетом и радостью вспоминает это время. Кажется, что корзинка стала для девушки символом чуда, случившегося с ней; символом непредсказуемости и таинственной красоты жизни, которую девушка теперь ощутила всем сердцем.
Композиция
Композиция текста рассказа «Корзина с еловыми шишками» относительно проста.
- Уже в начале рассказа мы знакомимся с двумя главными героями текста – композитором Э. Григом и маленькой девочкой Дагни.
- Во второй части текста мы узнаем о том, как эта встреча повлияла на Грига, а также становимся свидетелями создания прекрасной музыки.
- Третья часть рассказа посвящена жизни уже повзрослевшей Дагни.
- Наконец, в заключительном, кульминационном отрывке сама девушка узнает о подарке великого мастера.
Главной композиционной особенностью рассказа «Корзина с еловыми шишками» становится десятилетний временной разрыв между двумя центральными событиями истории – встречей героев и концертом, на котором исполняется прекрасная музыка. Так, композиция помогает автору подчеркнуть изменение, которое произошло в Дагни, перемену в ее мироощущении.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ «Корзина с еловыми шишками», повествующий об удивительной встрече двух людей, привлекает внимание читателей к загадочности самой жизни, к ее скрытой красоте и гармоничности. Паустовский раскрывает эту внутреннюю красоту и в образе юной Дагни, и в невероятных описаниях природы, и, конечно, в вечном звучании гениальной музыки.
Писателю удалось удивительно точно передать скрытое очарование жизни, как в юную, так и в зрелую пору человека.
Главные герои и их характеристика
Центральными героями рассказа «Корзина с еловыми шишками» являются композитор-незнакомец Эдварг Григ и девочка Дагни. Многомудрый Литрекон описал их в таблице:
Дагни | Образ Дагни мы наблюдаем в развитии. На первых страницах рассказа мы встречаем еще ребенка, восьмилетнюю девочку, чья жизнь полна забот и трудностей. Дагни много трудится и помогает своей семье. Девочка добра, открыта и отзывчива, она не боится незнакомца и даже приглашает его домой. Повзрослевшая Дагни – уже девушка. Она доверчива и скромна; продолжает много трудиться. Девушка сохранила свое отзывчивое сердце и тонко чувствует искусство и красоту: «После спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». Интересно, что имя главной героини переводится с норвежского как «новый день». Будто в самом имени героини с самого рождения была запечатлена предстоящая ей встреча. Однако знакомство с Григом принесло девушке не только долгожданный подарок. Услышав музыку, написанную для нее, и вспомнив странного незнакомца, Дагни открывает новую страницу своей жизни, в которой ей предстоит раскрыть всю сложность и неподдельную красоту своей жизни. |
Эдвард Григ | Образ композитора Эдварда Грига для Паустовского нераздельно связан с его музыкой, в которой раскрывается его тонкое ощущение природы, искусства и человеческой красоты. Григ предстает перед нами как удивительно добрый, искренний, мудрый человек, который смог найти вдохновение в случайно встреченной девочке. С первых минут знакомства он смог разглядеть красоту скорой юности и большое, горячее сердце девушки. К сожалению, композитор не доживает до ее совершеннолетия, но он обретает бессмертие в своем музыкальном наследии и в памяти множества людей, чьи души он вдохновил и преобразил. |
Интересной деталью является совпадение имен композитора и отца девочки (Хагеруп). Григ становится вторым отцом девочки, ее духовным наставником; он дарит ей новое дыхание жизни.
Темы
Тематика рассказа «Корзина с еловыми шишками» интересна для читателя нашего времени:
- Наиболее значимой для автора является тема красоты человеческой жизни. Для Паустовского бесценны и счастье юности, и поразительная гармония музыки, и прелесть природы.
- Также писатель обращает внимание на тему духовного взросления и преображения. Кульминацией рассказа становится момент высшего душевного напряжения девушки, охваченной «чувством красоты этого мира». В это мгновение жизнь ее переворачивается; она взрослеет и узнает иную, лучшую жизнь.
- Автор обращается и к теме особой силы искусства, способного хранить самые сокровенные порывы нашего сердца и передавать их другим людям, переводя на общий, понятный всем язык.
- Также, в самом начале рассказа, автор касается и темы детства.
Проблемы
Проблематика произведения «Корзина с еловыми шишками» не менее злободневна:
- Во-первых, это проблема тяжелого детства. Дагни не знает многих радостей детства, и несправедливо, что какой-либо ребенок может быть лишен неповторимого времени, полного мечтаний, игр и родительской заботы.
- Во-вторых, это, конечно, проблема становления личности. Кажется, что девушка привыкла наслаждаться красотой и наполненностью жизни только с места в театральном зале. Ее душа полна ожиданием чуда, жаждой чего-то большого и еще неясного, что может встретиться ей в жизни. В то же время жизнь девушки непроста. Возможно, тяжелая работа и ежедневный быт со временем ожесточили бы доброе и чуткое сердце девушки. Однако сказочный подарок из прошлого вкладывает в душу героини новое чувство. Девушка понимает, что красота не просто открывается перед тобой; нужно быть готовым увидеть «то прекрасное, чем должен жить человек».
- Наконец, это проблема особой роли искусства, в частности, музыки, в жизни человека. В рассказе музыка становится не просто приятным сюрпризом для девочки; автор подчеркивает ее поразительное влияние на девушку. Музыка, по мнению Паустовского, способна вобрать в себя все тайны природы, всю ее прелесть и вновь подарить, как первое впечатление, своим слушателям. Музыка оставляет в веках давно исчезнувшую красоту, незабываемый момент счастья, случайную встречу и, конечно, своего автора.
Основная идея
В чем заключается смысл рассказа «Корзина с еловыми шишками»? Автор завещает нам простую, но такую важную истину: жизнь – это ценный подарок; она способна поражать нас каждый новый день, но только если мы сами захотим увидеть ее бесконечное очарование.
Мы не способны предсказать, какие сюрпризы готовит нам жизнь, будет ли она к нам добра или жестока, но мы должны научиться чувствовать и ценить ее красоту, которая находит свое вечное отражение в природе, искусстве и, конечно, в нас самих. Такова главная мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками».
Чему учит?
Главная мысль рассказа звучит из уст композитора Грига: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». В конце рассказа и сама Дагни наконец-то признает эту истину: «Слушай, жизнь, я люблю тебя».
Художественные особенности
Автор использует все многообразие художественного языка: эпитеты («грибной воздух», «строгая бледность» ), олицетворения (пароходы «покрикивали»), сравнения («в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо»), метафоры («слабой позолотой» занимался рассвет). Для усиления эмоциональности, Паустовский использует и повторения: «Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты блеск зари». Направляют мысль читателя риторические вопросы: «Кто знает, что ждет Дагни в будущем?».
Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество и печальную прелесть русского романса.
Автор: Екатерина Озаровская
Константин Георгиевич Паустовский – настоящий мастер художественного слова и умелый рассказчик. Всего на нескольких страницах ему удается не просто раскрыть характеры, но обнажить судьбы. Самое сокровенное и трепетное, что у нас есть, обретает плоть, облекается в форму и становится частью уже чей-то чужой жизни, сюжетом повести или рассказа. Так, в своем небольшом произведении «Корзина с еловыми шишками» Паустовский запечатлел историю двух людей, через года связанных чем-то удивительно трогательным и неуловимо прекрасным.
История создания
Рассказ был написан Паустовским в 1954 году. Паустовский всегда тонко чувствовал красоту мира, его разнообразную и непредсказуемую прелесть, поэтому тема природы занимает особое место в его творчестве; она же нашла свое отражение и в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Его анализ по плану поможет Вам лучше изучить творчество автора.
Многие годы писатель изучал биографии знаменитых людей, он мечтал однажды в собственной книге описать необычные истории из их жизни. Возможно, именно поэтому одним из главных героев рассказа становится великий музыкант Эдвард Григ.
План пересказа
Для быстрого запоминания информации или устного пересказа можно воспользоваться планом. В нём отражены основные действия, происходящие в рассказе:
- Знакомство в лесу.
- Неожиданное обещание.
- Долгая и упорная работа.
- Взросление Дагни.
- У родственников.
- Таинственный вечер в оркестре.
- Долгожданный подарок.
- Прозрение.
Смысл названия
Заглавие рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, именно корзина с шишками стала одним из поводов для знакомства композитора и девочки; она стала своеобразным символом первой встречи, изменившей их жизни.
С другой стороны, корзина с шишками – это и символ тяжелой жизни маленькой Дагни. Паустовский прямо не говорит о безрадостном детстве девочки, но из ее слов во время разговора с незнакомцем можно сделать вывод, что жизнь ее не так беззаботна. Девочка рассказывает о своей уже старой, сломанной кукле, кроме которой у нее есть разве что дедушкина стеклянная лодочка. Она почти не упоминает мать; говорит о слабом здоровье дедушки (ему тяжело дышать). Также на Дагни, очевидно, лежат обязанности по дому, она одна несет слишком тяжелую для нее корзину.
О своем прошлом и, вероятно, о корзинке с шишками, девочка вспоминает только спустя 10 лет, после того, как слышит написанную для нее музыку. Несмотря на все трудности, она с трепетом и радостью вспоминает это время. Кажется, что корзинка стала для девушки символом чуда, случившегося с ней; символом непредсказуемости и таинственной красоты жизни, которую девушка теперь ощутила всем сердцем.
Композиция
Композиция текста рассказа «Корзина с еловыми шишками» относительно проста.
- Уже в начале рассказа мы знакомимся с двумя главными героями текста – композитором Э. Григом и маленькой девочкой Дагни.
- Во второй части текста мы узнаем о том, как эта встреча повлияла на Грига, а также становимся свидетелями создания прекрасной музыки.
- Третья часть рассказа посвящена жизни уже повзрослевшей Дагни.
- Наконец, в заключительном, кульминационном отрывке сама девушка узнает о подарке великого мастера.
Главной композиционной особенностью рассказа «Корзина с еловыми шишками» становится десятилетний временной разрыв между двумя центральными событиями истории – встречей героев и концертом, на котором исполняется прекрасная музыка. Так, композиция помогает автору подчеркнуть изменение, которое произошло в Дагни, перемену в ее мироощущении.
Главные герои и их характеристика
Центральными героями рассказа «Корзина с еловыми шишками» являются композитор-незнакомец Эдварг Григ и девочка Дагни. Многомудрый Литрекон описал их в таблице:
Дагни | Образ Дагни мы наблюдаем в развитии. На первых страницах рассказа мы встречаем еще ребенка, восьмилетнюю девочку, чья жизнь полна забот и трудностей. Дагни много трудится и помогает своей семье. Девочка добра, открыта и отзывчива, она не боится незнакомца и даже приглашает его домой. Повзрослевшая Дагни – уже девушка. Она доверчива и скромна; продолжает много трудиться. Девушка сохранила свое отзывчивое сердце и тонко чувствует искусство и красоту: «После спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». Интересно, что имя главной героини переводится с норвежского как «новый день». Будто в самом имени героини с самого рождения была запечатлена предстоящая ей встреча. Однако знакомство с Григом принесло девушке не только долгожданный подарок. Услышав музыку, написанную для нее, и вспомнив странного незнакомца, Дагни открывает новую страницу своей жизни, в которой ей предстоит раскрыть всю сложность и неподдельную красоту своей жизни. |
Эдвард Григ | Образ композитора Эдварда Грига для Паустовского нераздельно связан с его музыкой, в которой раскрывается его тонкое ощущение природы, искусства и человеческой красоты. Григ предстает перед нами как удивительно добрый, искренний, мудрый человек, который смог найти вдохновение в случайно встреченной девочке. С первых минут знакомства он смог разглядеть красоту скорой юности и большое, горячее сердце девушки. К сожалению, композитор не доживает до ее совершеннолетия, но он обретает бессмертие в своем музыкальном наследии и в памяти множества людей, чьи души он вдохновил и преобразил. |
Интересной деталью является совпадение имен композитора и отца девочки (Хагеруп). Григ становится вторым отцом девочки, ее духовным наставником; он дарит ей новое дыхание жизни.
Взросление Дагни
Прошло много лет. Девчушка Дагни Педерсен превратилась в красивую и стройную восемнадцатилетнюю девушку. Окончив школу, она поехала в гости к тёте Магде — сестре отца, который считал, что дочери будет интересно повидать свет. Он хотел, чтобы Дагни немного повеселилась, пока есть возможность.
Неизвестно, какое будущее ждало девушку. Может быть, она станет продавщицей или выйдет замуж за любящего, но скупого и скучноватого мужчину. А возможно, Дагни придётся бо́льшую часть жизни провести в одной из контор Бергена, где она будет служащей.
Магда с мужем жили в том же здании, где располагался театр, под само́й крышей. Тётя Дагни работала театральной портнихой, а её супруг — парикмахером. Из их окон открывался прекрасный вид на памятник и морской залив. Целый день в комнате были слышны звуки, издаваемые пароходами. Дядюшка безошибочно называл судно, которое проплывает:
- «Жанна д’Арк»;
- «Шотландский певец»;
- «Нордерней».
Работа тётушки Магды заключалась в том, чтобы подшивать, гладить, чистить костюмы и театральные аксессуары. Многие вещи были слегка потёртыми, а некоторые нуждались в починке. Сокровища, которые были в комнате тётушки Магды:
- ленты;
- тюль;
- шёлк;
- парча;
- фетровые шляпы со страусовыми перьями;
- серебряные туфли;
- веры;
- шпаги;
- парики;
- цыганские шали;
- ботфорты и многое другое.
Стены комнаты украшали изображения прекрасных дам, викингов, матросов и рыцарей. Дагни любила ходить в театр. Почти после каждого спектакля она плакала и подолгу не спала, потому что эмоционально воспринимала всё, что происходило на сцене.
Тётушка говорила: нельзя верить всему, что показывают в театральных постановках. Дядюшка Нильс возражал. Он называл Магду «наседкой» и говорил, что театры для того и существуют, чтобы в них верили. Дагни были ближе слова Дяди, и всё же Магда уговаривала её для разнообразия посетить концерт.
Темы
Тематика рассказа «Корзина с еловыми шишками» интересна для читателя нашего времени:
- Наиболее значимой для автора является тема красоты человеческой жизни. Для Паустовского бесценны и счастье юности, и поразительная гармония музыки, и прелесть природы.
- Также писатель обращает внимание на тему духовного взросления и преображения. Кульминацией рассказа становится момент высшего душевного напряжения девушки, охваченной «чувством красоты этого мира». В это мгновение жизнь ее переворачивается; она взрослеет и узнает иную, лучшую жизнь.
- Автор обращается и к теме особой силы искусства, способного хранить самые сокровенные порывы нашего сердца и передавать их другим людям, переводя на общий, понятный всем язык.
- Также, в самом начале рассказа, автор касается и темы детства.
Проблемы
Проблематика произведения «Корзина с еловыми шишками» не менее злободневна:
- Во-первых, это проблема тяжелого детства. Дагни не знает многих радостей детства, и несправедливо, что какой-либо ребенок может быть лишен неповторимого времени, полного мечтаний, игр и родительской заботы.
- Во-вторых, это, конечно, проблема становления личности. Кажется, что девушка привыкла наслаждаться красотой и наполненностью жизни только с места в театральном зале. Ее душа полна ожиданием чуда, жаждой чего-то большого и еще неясного, что может встретиться ей в жизни. В то же время жизнь девушки непроста. Возможно, тяжелая работа и ежедневный быт со временем ожесточили бы доброе и чуткое сердце девушки. Однако сказочный подарок из прошлого вкладывает в душу героини новое чувство. Девушка понимает, что красота не просто открывается перед тобой; нужно быть готовым увидеть «то прекрасное, чем должен жить человек».
- Наконец, это проблема особой роли искусства, в частности, музыки, в жизни человека. В рассказе музыка становится не просто приятным сюрпризом для девочки; автор подчеркивает ее поразительное влияние на девушку. Музыка, по мнению Паустовского, способна вобрать в себя все тайны природы, всю ее прелесть и вновь подарить, как первое впечатление, своим слушателям. Музыка оставляет в веках давно исчезнувшую красоту, незабываемый момент счастья, случайную встречу и, конечно, своего автора.
Сюжет произведения
Известный композитор Норвегии, Эдвард Григ, проводил осень в Бергене. Все леса хороши в эту пору, но особенно он любил те, что располагались около моря. В них буйно рос мох и был слышен морской прибой.
Однажды, гуляя в лесу, композитор встретил маленькую девочку, дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Дагни Педерсон очень понравилась Григу и он захотел оставить ей что-то на память. Вот только беда — в карманах было пусто. Тогда он пообещал зеленоглазой незнакомке, что она получит подарок, но только через десять лет. В ответ на просьбу отдать подарок сейчас, мужчина ответил, что делает подарки только для взрослых. Затем он помог Дагни донести тяжёлую корзинку до дома, где узнал имя её отца и на прощанье погладил по головке.
Композитор принимает решение написать музыку и посвятить Дагни на её восемнадцатилетие. Это и будет его подарком.
Из своего дома в Берге Григ убрал всё, что могло приглушить звуки, мешая ему полностью сосредоточиться на музыке. Теперь его дом был пустым, как жилище дровосека. Остался лишь рояль и старый диван.
Больше месяца в уединении создавал Григ свой шедевр, представляя счастливую девушку, прижимающуюся к его щеке и шепчущую слова благодарности. Он думал о Дагни как о солнце и белой ночи с её загадочным блеском, как о прелести зари и нежном ветре, как о благословении и счастье. И мысли его отражались в музыке. Его слушали взволнованные синицы, загулявшие матросы, прачка и одинокий сверчок. И были они для автора дороже любой концертной публики.
Достигнув совершеннолетия, Дагни превратилась в прекрасную стройную девушку с русыми косами. По случаю окончания школы она отправилась погостить к родственникам. Её сестра Магда работала портнихой при театре, а муж Нильс был парикмахером. Жили они под крышей в маленькой комнатке, из окон которой всегда был слышен гул пароходов.
Девушка часто ходила в театр. Спектакли волновали её душу, после них она плакала и не могла заснуть. Одним тёплым июньским вечером Магда настояла на том, чтобы все вместе они посетили концерт. В этот вечер Дагни в чёрном платье из бархата была невообразимо хороша, будто идёт на первое свидание.
Симфоническая музыка, которую девушка слышала впервые, произвела на неё необычное впечатление. Она рисовала в воображении Дагни множество картин, которые были похожи на сны. Вдруг со сцены объявили об исполнении пьесы знаменитого композитора, Эдварда Грига, посвящённой Дагни Педерсон, дочери лесника Хагерупа. Сердце Дагни дрогнуло и слёзы подступили к горлу.
Прекрасная музыка унесла девушку далеко от этого места: к родному дому, где был слышен пастуший рожок и пение птиц, благоухал любимый лес и бушевало её море. Вмиг она вспомнила того седого незнакомца и его обещание. Благодарность переполнила сердце Дагни. А музыка всё пела и заполняла пространство вокруг. Теперь девушка отчётливо услышала знакомый голос, который говорил: «Ты счастье!».
Когда музыка кончилась, Дагни покинула театр. Опечаленная, она шла и думала о том, почему композитор умер, почему у неё нет возможности поблагодарить этого прекрасного человека за его подарок и за то, что не забыл её, ведь он открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».
Дагни вдруг осознала всю красоту мира и воскликнула: «Слушай, жизнь, я люблю тебя!». Теперь её жизнь не пройдёт даром.
Основная идея
В чем заключается смысл рассказа «Корзина с еловыми шишками»? Автор завещает нам простую, но такую важную истину: жизнь – это ценный подарок; она способна поражать нас каждый новый день, но только если мы сами захотим увидеть ее бесконечное очарование.
Мы не способны предсказать, какие сюрпризы готовит нам жизнь, будет ли она к нам добра или жестока, но мы должны научиться чувствовать и ценить ее красоту, которая находит свое вечное отражение в природе, искусстве и, конечно, в нас самих. Такова главная мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками».
Отзывы читателей
Очень люблю этот жанр в изложении К. Г. Паустовского. Я прочитала рассказ на одном дыхании! Автор талантливо показал связь искусства и жизни. Каждый человек должен прочитать и осмыслить это произведение, ведь оно заставляет задуматься о смысле всей нашей жизни.
Анна, Тверь
Как по мне, рассказ немного идеалистический. Но всё же в нём заложен глубокий смысл. Всё в нашей жизни происходит неслучайно, а самое лучшее нам дают близкие люди. Композитор увидел в маленькой девочке, что-то особенное, раз ей удалось зацепить его душу. Поэтому он и решил преподнести ей подарок. Добро всегда вознаграждается. Советую к прочтению.
Михаил, Уфа
Читала в школьные годы этот рассказ и как-то не поняла главной мысли. Решила перечитать в более осознанном возрасте и осталась под впечатлением. В рассказе живое абсолютно всё: и море, и леса, и ветер, и солнце. Автор отлично передал атмосферу покоя и уюта. Очень трогательное и поучительное произведение.
Анастасия, Москва
Художественные особенности
Автор использует все многообразие художественного языка: эпитеты («грибной воздух», «строгая бледность» ), олицетворения (пароходы «покрикивали»), сравнения («в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо»), метафоры («слабой позолотой» занимался рассвет). Для усиления эмоциональности, Паустовский использует и повторения: «Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты блеск зари». Направляют мысль читателя риторические вопросы: «Кто знает, что ждет Дагни в будущем?».
Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество и печальную прелесть русского романса.
Автор: Екатерина Озаровская
Литературоведческий анализ художественного произведения
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4класс)
Тема произведения: раскрытие общечеловеческих ценностей жизни.
Идея произведения: счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.
Сюжет произведения: Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» очень музыкален. Он весь пронизан звуками – звуками природы, звуками музыки. Главный герой рассказа – музыка, способная влиять на жизнь людей, менять её, вызывать чувства, переживания. В центре произведения – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, способного создавать музыку, делающую людей счастливыми, отдающего людям свой талант.
Средства художественной изобразительности:
- Олицетворение – эхо подхватило; швырнуло звук; живёт и ждёт эхо; зима закутала; пароходы приходили, дремали, посапывая.
- Эпитеты:
- весёлое эхо,
- грибной воздух,
- осенний наряд.
- Метафоры – зелёные пряди.
- Приём сравнения – В горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо.
- Приём контраста – медь и золото листьев, и заржавленный пароход.
Конспект урока по изучению данного произведения
Задачи урока:
Познавательные – систематизировать знания учащихся об авторе рассказа; расширить представление детей о Норвегии начала 20 века, о герое повествования, композиторе Э. Григе; эмоционально настроить детей на восприятие рассказа.
Информационные – учить читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивая её; обращаться к различным словарям, справочникам, находить в них нужные сведения.
Коммуникативные – понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач, умело пользоваться средствами языка; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Ход урока
Организационный момент.
Стадия вызова. Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.
Под музыку мальчик (в образе композитора) и девочка ведут диалог.
— Какая красивая музыка!
— Вас зовут Эдвард Григ?
— Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?
— В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди. Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата.
— Что это за страна? (Норвегия)
У: Можете ли по заглавию догадаться, о чём или о ком пойдём речь в этом произведении? (Мнения детей)
— Действительно, можно предположить, что рассказ посвящён природе, людям, но более определённо трудно сказать по названию. Однако в книге есть иллюстрации к этому рассказу. Может быть, они помогут нам предположить, о чём мы будем читать?
У: Кого вы видите на рисунках? Как вы считаете, они наши соотечественники или нет? Почему вы так решили?
У: А как вы думаете, люди, изображённые на иллюстрации, живущие в Норвегии, они наши современники или жили раньше, когда нас с вами не было?
— Вы, верно, определили: события, описанные Паустовским, произошли около 90 лет назад, когда ещё не было не только вас, но и ваших мам и пап.
— Теперь вы догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картинке, всемирно известный композитор Эдвард Григ. Послушайте фрагмент его музыки.
У: Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?
У: Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие народные легенды и сказки – вот душа музыки этого композитора.
Учитель продолжает рассказ на фоне тихого звучания музыки.
— Родился Григ около 150 лет назад в городе Бергене. И хоть он впоследствии много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. Итак, и в этот раз (учитель берёт книгу и начинает читать) композитор Э. Григ проводил осень в лесах около Бергена.
Чтение рассказа учителем или заранее подготовленными учащимися
Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; формировать умение анализировать и интерпретировать произведение; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).
Появляется девочка с корзинкой еловых шишек.
У: Ну, конечно, вы узнали эту девочку? А что у неё в корзинке? Она так тяжела! В корзине у Дагни еловые шишки!
Д: А зачем девочке понадобились шишки? (Шишками можно топить печь, делать различные игрушки).
У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.
Приглашение к анализу текста
У: Ребята, давайте, и мы соберём свои «шишки». Получим свои «семена» знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
У: У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?
Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»
Кластер «Лес»
зелёные пряди мха
грибной воздух лес весёлое эхо
кованые листья
У: Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?
Д: Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели её увидели, почувствовали.
Дагни раздаёт задания – « шишки» из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности. Дети вспоминают правила работы в группе.
1-я группа «Встреча в лесу»
— Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.
У: О каком подарке идёт речь в диалоге?
— Какой предстала Дагни перед композитором?
Д: Дагни маленькая, трудолюбивая, доверчивая, отзывчивая. Она мила, красива, чутка, нежно думает о дедушке.
У: Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок? Паустовский прямо об этом не говорит, но вы, может быть, уже догадались?
— Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный — духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить позже.
2-группа « В доме композитора»
У: Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?
Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки
Д: Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
У: Какое настроение композитора в момент творчества?
Д: Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.
У: Во 2 части есть строки, которые выражают главное настроение мелодии, сочинённой Григом для Дагни. Зачитайте эти строки.
Д: Я увидел жизнь. Чтобы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.
3-я группа «В гостях»
В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.
У: Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Кем были родственники девушки?
4-я группа «Долгожданный подарок»
У: Как слушала музыку Дагни? Какие мысли и чувства вдруг охватили её? Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками. Что она думала о композиторе?
У: Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?
Д: Это слёзы благодарности. Григ уже умер, и Дагни жаль, что она не сможет ему выразить благодарность за эту чудесную музыку.
У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги. Он может расцвести в душе каждого из вас.
Стадия рефлексии. Цель: формирование умение контроля, оценки и самооценки деятельности.
Написание синквейна «Музыка» (работа в группах)
- Запишите существительное – музыка.
- На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему.
- На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия.
- Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию.
- Запишите синоним к этому слову.
У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?
Д: « Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек»
У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди, которые помогают раскрыть и понять книгу душевных отношений.
— К кому можно отнести слова «Волшебник и великий музыкант»? Как по-вашему, любил ли Паустовский музыку?
— Э. Григ и К. Паустовский — великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Э. Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли всё вокруг. Действительно, музыку не передашь словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом Э. Грига в Бергене, услышать, как рояль великого композитора может петь, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».
— Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? Чему каждый из вас сегодня научился? О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?
Немного об авторе
Константин Георгиевич Паустовский — советский писатель и корреспондент в годы войны, благодаря которому мир знаком со многими удивительными повестями, рассказами и сказками. Особое место в его творчестве отведено написанию детских сказок, в большинстве из которых главной темой является описание красоты природы. Самыми известными произведениями являются:
- сборники рассказов «Тёплый хлеб», «Повесть о жизни»;
- книги «Золотая роза», «Телеграмма», «Далёкие годы», «Заячьи лапы».
Работы талантливого писателя переведены на многие языки. Его творчество входит в обязательную школьную программу по литературе для средних классов. Некоторые произведения автора были посвящены известным личностям. Рассказ «Корзина…» был написан в 1958 году и посвящён выдающемуся норвежскому композитору Эдварду Григу.
Характеристика главных героев
Автор уделил большое внимание описанию характера и эмоций героев. Все персонажи рассказа — яркие личности. Они обладают индивидуальным набором качеств, отличающим их друг от друга:
- Эдвард Григ — знаменитый композитор Норвегии, известный своими произведениями. Он талантлив, добр, заботлив, тонко чувствует мир и влюблён в его красоту.
- Дагни Педерсон — вначале маленькая девочка, дочь лесника, затем прекрасная девушка, эмоциональная и восприимчивая, способная по достоинству оценить преподнесённый ей подарок.
- Магда — тётя Дагни, работающая театральной портнихой, разговорчивая и суетливая женщина, любящая мужа и желающая, чтобы племянница хорошо выглядела.
- Нильс — муж Магды, работает парикмахером при театре. Любит размышлять вслух и фантазировать, на всё имеет собственное мнение.
Сюжет произведения
Известный композитор Норвегии, Эдвард Григ, проводил осень в Бергене. Все леса хороши в эту пору, но особенно он любил те, что располагались около моря. В них буйно рос мох и был слышен морской прибой.
Однажды, гуляя в лесу, композитор встретил маленькую девочку, дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Дагни Педерсон очень понравилась Григу и он захотел оставить ей что-то на память. Вот только беда — в карманах было пусто. Тогда он пообещал зеленоглазой незнакомке, что она получит подарок, но только через десять лет. В ответ на просьбу отдать подарок сейчас, мужчина ответил, что делает подарки только для взрослых. Затем он помог Дагни донести тяжёлую корзинку до дома, где узнал имя её отца и на прощанье погладил по головке.
Композитор принимает решение написать музыку и посвятить Дагни на её восемнадцатилетие. Это и будет его подарком.
Из своего дома в Берге Григ убрал всё, что могло приглушить звуки, мешая ему полностью сосредоточиться на музыке. Теперь его дом был пустым, как жилище дровосека. Остался лишь рояль и старый диван.
Больше месяца в уединении создавал Григ свой шедевр, представляя счастливую девушку, прижимающуюся к его щеке и шепчущую слова благодарности. Он думал о Дагни как о солнце и белой ночи с её загадочным блеском, как о прелести зари и нежном ветре, как о благословении и счастье. И мысли его отражались в музыке. Его слушали взволнованные синицы, загулявшие матросы, прачка и одинокий сверчок. И были они для автора дороже любой концертной публики.
Достигнув совершеннолетия, Дагни превратилась в прекрасную стройную девушку с русыми косами. По случаю окончания школы она отправилась погостить к родственникам. Её сестра Магда работала портнихой при театре, а муж Нильс был парикмахером. Жили они под крышей в маленькой комнатке, из окон которой всегда был слышен гул пароходов.
Девушка часто ходила в театр. Спектакли волновали её душу, после них она плакала и не могла заснуть. Одним тёплым июньским вечером Магда настояла на том, чтобы все вместе они посетили концерт. В этот вечер Дагни в чёрном платье из бархата была невообразимо хороша, будто идёт на первое свидание.
Симфоническая музыка, которую девушка слышала впервые, произвела на неё необычное впечатление. Она рисовала в воображении Дагни множество картин, которые были похожи на сны. Вдруг со сцены объявили об исполнении пьесы знаменитого композитора, Эдварда Грига, посвящённой Дагни Педерсон, дочери лесника Хагерупа. Сердце Дагни дрогнуло и слёзы подступили к горлу.
Прекрасная музыка унесла девушку далеко от этого места: к родному дому, где был слышен пастуший рожок и пение птиц, благоухал любимый лес и бушевало её море. Вмиг она вспомнила того седого незнакомца и его обещание. Благодарность переполнила сердце Дагни. А музыка всё пела и заполняла пространство вокруг. Теперь девушка отчётливо услышала знакомый голос, который говорил: «Ты счастье!».
Когда музыка кончилась, Дагни покинула театр. Опечаленная, она шла и думала о том, почему композитор умер, почему у неё нет возможности поблагодарить этого прекрасного человека за его подарок и за то, что не забыл её, ведь он открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».
Дагни вдруг осознала всю красоту мира и воскликнула: «Слушай, жизнь, я люблю тебя!». Теперь её жизнь не пройдёт даром.
План пересказа
Для быстрого запоминания информации или устного пересказа можно воспользоваться планом. В нём отражены основные действия, происходящие в рассказе:
- Знакомство в лесу.
- Неожиданное обещание.
- Долгая и упорная работа.
- Взросление Дагни.
- У родственников.
- Таинственный вечер в оркестре.
- Долгожданный подарок.
- Прозрение.
Краткий анализ
Как драгоценная жемчужина находится глубоко на дне моря, и чтобы её достать, нужно изрядно потрудиться, так и читателю для того, чтобы понять идею автора, которую он хотел донести, нужно приложить усилия. Поверхностного прочтения произведения будет недостаточно. Нужно размышлять над прочитанным. В этом может помочь анализ рассказа «Корзина с еловыми шишками».
Можно ли назвать жизнь Дагни счастливой и весёлой? Навряд ли. С маленькой девочкой читатель знакомится в лесу, когда она несёт тяжёлую корзину, наполненную шишками. Автор подмечает, что в еловых шишках много смолы, поэтому корзина была действительно тяжёлой, особенно для восьмилетней девочки.
Но почему ребёнок выполняет столь сложную работу? Возможно, потому что больше это сделать некому. Хотя точного ответа на этот вопрос в тексте не содержится, наблюдательный читатель может сделать выводы из рассказа Дагни о своей жизни. Девочка поделилась, что живёт в доме лесника с отцом и старым дедушкой. В память о матери осталась лишь старая кукла, а из «ценных» вещей у неё есть вышитая скатерть и игрушечная лодка.
По всей видимости, вся работа по дому и забота о домашних лежит на плечах этого хрупкого создания. Можно только представить как тяжело девочке без материнской любви и ласки. У Дагни нет игрушек и ей не с кем играть.
Эдвард Григ смог увидеть и прочувствовать, какая тяжкая ноша выпала на долю Дагни. Но несмотря на все трудности, она была доброй и признательной. Дар композитора был самым лучшим вознаграждением за труды девочки — он подарил ей будущее. Его музыкальная композиция помогла увидеть юной душе, какая прекрасная и удивительная жизнь ждёт её в будущем.
Проблематика произведения
Основной в рассказе является проблема влияния музыки на жизнь людей и проблема выбора жизненного пути, стоя́щая перед всеми юными. Второстепенной же темой является проблема осознания истинных ценностей.
Основная идея
Главная мысль «Корзины с еловыми шишками» выражена автором в словах Эдварда Грига: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». Этими словами Паустовский наводит своих читателей на мысль о бесценности жизни и учит восхищаться её дарами: любоваться лесами, слушать шум прибоя, различать пение птиц, встречать солнце с зарёй и провожать его с восходом.
Итак, этот рассказ повествует о маленькой девочке и великом человеке, который любил мир и людей в нём. Ради их счастья он был готов отдать частичку себя. И делал он это с помощью своего творения — музыки. На примере главной героини автор показал, что музыка способна изменить представление человека о мире, окружающих и самом себе.
Отзывы читателей
Очень люблю этот жанр в изложении К. Г. Паустовского. Я прочитала рассказ на одном дыхании! Автор талантливо показал связь искусства и жизни. Каждый человек должен прочитать и осмыслить это произведение, ведь оно заставляет задуматься о смысле всей нашей жизни.
Как по мне, рассказ немного идеалистический. Но всё же в нём заложен глубокий смысл. Всё в нашей жизни происходит неслучайно, а самое лучшее нам дают близкие люди. Композитор увидел в маленькой девочке, что-то особенное, раз ей удалось зацепить его душу. Поэтому он и решил преподнести ей подарок. Добро всегда вознаграждается. Советую к прочтению.
Михаил, Уфа
Читала в школьные годы этот рассказ и как-то не поняла главной мысли. Решила перечитать в более осознанном возрасте и осталась под впечатлением. В рассказе живое абсолютно всё: и море, и леса, и ветер, и солнце. Автор отлично передал атмосферу покоя и уюта. Очень трогательное и поучительное произведение.
Анастасия, Москва
Анализ произведения
Автор написал историю о гармоничном человеке, чувствующем окружающий мир. В рассказе описана красота Норвегии, поскольку там удивительная природа, несмотря на холодный климат.
Краткое содержание
Эдвард Григ — знаменитый музыкант из Норвегии. Как-то осенью он бродил по лесу, где повстречал маленькую девочку с огромной корзиной, наполненной еловыми шишками. Это была дочка лесника, ее звали Дагни Педерсен. Девочка понравилась музыканту, он захотел порадовать ее, только ничего не нашлось под рукой. Тогда Григ пообещал ей в будущем сделать более ценный подарок.
Дочка лесника запомнила эти слова и встречу. Когда она стала совершеннолетней, отец отправил ее к тетке Магде. Эта женщина была портнихой в театре, а ее муж Нильс работал парикмахером. Семья жила в подвале театра, поэтому Дагни могла посещать представления ежедневно.
Девушка была романтичной и впечатлительной натурой, поэтому после спектаклей долго ворочалась, сон пропадал, порой она даже плакала. Тетя успокаивала ее, говорила, что не нужно верить всему, что творится на сцене. Только ее супруг считал по-другому.
Однажды девушка вместе с тетей и дядей пошла на музыкальный концерт. Дагни нарядилась в самое красивое черное платье. Его героине принесла Магда из костюмерной. Девушка в обновке выглядела прекрасно. Она впервые побывала на таком концерте и услышала прекрасную симфонию. Вдруг со сцены прозвучало имя главной героини — ведущий объявил об исполнении музыкальной пьесы Эдварда Грига, которую тот посвятил дочери лесника Дагни Педерсен. Звуки были прекрасны, девушка растрогалась до слез.
После концерта Дагни опечалилась, ведь музыкант умер, поэтому у нее не было возможности поблагодарить его за этот бесценный подарок. Но музыка не оставляла места для печали, поэтому вскоре девушка рассмеялась. Она ощутила красоту природы.
Главные герои и план пересказа
В произведении автор описывает основных и второстепенных персонажей. К главным героям «Корзины с еловыми шишками» относятся следующие действующие лица:
- Эдвард Григ — музыкант из Норвегии. Он сильно любил окружающий мир, был чувственной натурой, поэтому замечал красоту вокруг.
- Дагни Педерсен — дочка лесника. Милая, красивая, добрая и романтичная особа.
- Магда — тетя девочки. Работает портнихой. Добрая и заботливая женщина.
- Нильс — супруг Магды. Парикмахер. Как и Дагни, он очень романтичен и впечатлителен.
Персонажи произведения помогают лучше раскрыть образ главной героини. Очень краткое содержание рассказа можно сделать по следующему плану:
- Прогулка по лесу.
- Встреча композитора и девочки.
- Обещание.
- Жизнь у тети и дяди.
- Театральные представления.
- Музыкальный концерт.
- Самый лучший и незабываемый подарок в жизни.
Основная мысль
Автор хотел научить своих читателей любить природу, видеть ее красоту. Он считал, что природный мир нельзя ничем заменить, поэтому его нужно ценить.
Паустовский в своем рассказе передал, что жизнь — это самый лучший и удивительный подарок. Нужно видеть красоту вокруг, любить мир, природу, музыку, ценить все, что людям дается. Книга учит, что в повседневности всегда есть место чудесам.
Автор показал, как человек выполнил свое обещание спустя много лет, не забыл о нем, чем порадовал девушку, вселил в нее радость. К этому рассказу прекрасно подходят следующие пословицы: «Не дорог подарок, дорога любовь» и «Доброе дело питает и душу, и тело».
Писатель на примере героев показал, что композитор не ошибся с выбором подарка, он преподнес сюрприз, который был оценен по достоинству. Девушка оказалась чувственной натурой, поэтому разделила чувства музыканта.
Любовь к жизни и природе — самое важное, что есть на планете. С помощью своих персонажей Паустовский показал, как прекрасна жизнь. Корзина с шишками в рассказе символизирует взаимодействие окружающего мира и человека.
Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цели:
1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения.
2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи:
1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.
2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.
3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.
4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.
Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.
Ход урока
.
I.
Оргмомент.
II. 1. Слайд 1.
Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.
— Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?
— Кто автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах?
2. Слайды 2, 3, 4.
Сведения о жизни К. Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством
— Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?
— Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?
Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.
3. В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.
4. Слайды 5, 6, 7, 8, 9.
Сведения о жизни Э.Грига.1843 – 1907 (64г.)
«В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль».
III. Слайд10
Корзина с еловыми шишками.
1. Слайд 11 Словарная работа.
*
— поиск по толковому словарю
Берген — город в Норвегии.
Ничтожная часть — маленькая часть.
Кованые — обитые железом.
Портьеры
* — плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Ботфорты
* — высокие сапоги.
Благоухание — аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр — виды тканей.
Шпоры
* — металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага
* — колющее оружие с прямым длинным клинком.
2. Чтение 1 части
. Выявление первичного восприятия текста
– Чтение учителем начала рассказа.
— Инсценирование подготовленными учащимися с. 47 – 50. Слайды12, 13, 14, 15.
— Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?
Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.
3. Слайд 16 Чтение 2 части учителем и учащимися.
— Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?
— Каких слушателей он ценил больше всего? Почему
— Почему же Григ писал музыку именно для девочки7
4. Слайд 17 — Какие слова 2-ой части самые важные?
— Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?
5. Чтение 3 и 4 части. Слайды 18, 19, 20, 21.
— Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.
— Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?
— Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?
— Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.
А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.
Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)
Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.
IV. Слайд 22. 1. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?
Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.
2. Слайд 23. Почему Паустовскийназывает Грига волшебником?
Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире — самый лучший подарок от природы!
3. Слайд 24.
Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.
V. Слайд 25. Итог урока.
Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?
VII. Домашнее задание с.47-54 выразительное чтение, рисунок Дагни.
— У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и п
одготовьте ответ на вопрос: Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
— Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.
VIII. Слайд 26. Фрагмент слайд – фильма на музыку Э. Грига «Песня Сольвейг».
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
……………………………………………………………………………………………………………
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
……………………………………………………………………………………………………………
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
……………………………………………………………………………………………………………
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
……………………………………………………………………………………………………………
Отзывы о книге
Этот рассказ похож на другое произведение Паустовского — «Подарок». Краткое содержание для читательского дневника по этим двум рассказам мы писали совсем недавно, а после описывали сравнение. Автор много внимания уделяет описанию природы. Он хочет сказать, что нужно заботиться о планете, бережно относиться к ресурсам.
На деле многие люди только варварски используют природный мир. Флору и фауну уничтожают. Человек собственноручно разрушает свой дом. С детского возраста необходимо приучать любить природу, жизнь, других людей. Я бы посоветовал читать побольше такой литературы, особенно с иллюстрациями. Там наглядно можно увидеть природный мир и урон, который ему наносится.
Богдан
Я недавно прочитала краткое содержание «Картины с еловыми шишками». Рассказ интересный. В школе задавали по нему писать сочинение. Нужно было найти в тексте тезисы, аргументы и написать выводы. Также задавали нарисовать рисунок к сочинению. В целом книга мне понравилась. Есть много авторов, которые любят описывать природу, наверное, это правильно. Сейчас очень много проблем с экологией, поэтому нужно со школьных времен приучать к бережному отношению к природе.
Олеся
Совсем недавно в классе мы делали анализ «Корзины с еловыми шишками», писали конспект и сочинение по этому произведению. Я прочитал рассказ полностью. Мне понравилось. Книга с картинками, а это делает процесс чтения более увлекательным. Главной идеей рассказа является любовь к окружающему миру, жизни. Советую прочитать, так как в произведении есть чему поучиться.
Марк
План рассказа
Для подготовки к ответу на уроке необходимо подготовить план произведения. Он должен быть подробным, поскольку рассказ объемный и содержит большое количество описаний, метафор и сравнений. Написать сочинение довольно просто по следующему плану:
- Встреча с Дагни в лесу.
- Обещание Эдварда Грига.
- Как композитор писал музыку.
- Поездка девочки в Христианию.
- Концерт симфонической музыки.
- Неожиданный подарок композитора.
- Жизнь прекрасна и удивительна.
Чтобы ответ был исчерпывающим, необходимо полностью ознакомиться с содержанием сказки. Пересказ можно дополнить рисунком к произведению.
В своих рассказах Константин Паустовский часто обращается к вопросам поиска места человека в мире. Не стало исключением и произведение в жанре сказки «Корзина с еловыми шишками», главными мыслями которого являются радость жизни, возрождение человеческой души, ценность и сила искусства.