Рассказ написан в 1883 году и отражает важнейшее направление всего творчества Николая Лескова – тему праведничества и образ талантливого человека из народа, которые раскрываются также в произведениях «Очарованный странник», «Соборяне», «Левша» и других. Сейчас мы сосредоточимся на том, что выполним краткий анализ рассказа «Тупейный художник».
Композиция рассказа «Тупейный художник»
Анализ композиции многих произведений Лескова показывает, что традиционным для него является рассказ в рассказе, когда от лица одного повествователя даётся обрамление, а от лица второго излагается основная часть. Она обычно посвящена событиям, произошедшим несколько лет или десятилетий назад.
В рассказе «Тупейный художник», анализ которого мы делаем, первый повествователь вспоминает детство и няню Любовь Онисимовну, которая рассказывает о своей молодости и любви. Она является одновременно главной героиней в основной части. Если вы прочитаете краткое содержание этого рассказа, вы сразу это заметите.
Анализ проблематики и образов героев в «Тупейном художнике»
В произведении перекликаются темы любви и предательства, высоты и низости человеческих чувств и поступков. Николай Лесков не обходит стороной эти важные темы.
Душевная красота и талант присущи Любе, крепостной актрисе, и Аркадию, тупейному художнику. Кто такой тупейный художник? Отметим, что это театральный парикмахер и гримёр. Люба прекрасна на сцене. Аркадий – настоящий мастер своего дела, как никто другой умеющий придавать нужное выражение лицу актёров. Он мог сделать приятной даже отвратительную и злую физиономию графа Каменского, который по этой причине запретил ему стричь и брить других мужчин. Продолжим анализ рассказа «Тупейный художник».
Николай Лесков развивает в рассказе ещё одну важную в его творчестве тему – проблему крепостного гнёта, несчастной доли крестьян. Прочитайте даже краткое содержание, и вы это сразу увидите. Судьба главных героев сложилась трагически, потому что они принадлежали жестокому, разнузданному в своём всевластии помещику. Так, Аркадия он готов отдать в солдаты, предварительно избив до полусмерти, за то, что тот согласился побрить родного брата помещика. Крепостных актрис граф Каменский использовал в качестве наложниц. Эта участь ждала и приглянувшуюся ему Любу. В рассказе упоминается, что перед ночью с графом девушек наряжали в образ Цецилии – католической святой, пострадавшей за веру, и символизирующий невинность. Тем самым Николай Лесков подчёркивает не только душевную чистоту и страдания несчастных девушек, но и цинизм Каменского.
Другие детали анализа рассказа «Тупейный художник»
Попытка влюблённых сбежать и обвенчаться не удалась, потому что их предал священник, рассказав людям графа, где прячутся Люба и Аркадий. Они были пойманы и возвращены в имение. Любу отвели к графу, а её возлюбленного избили почти до смерти. Все дворовые знали, каким пыткам подвергает граф своих крепостных: у него были огромные погреба, где били, пытали, морили голодом, травили медведями, держали на цепях не угодивших хозяину людей. Граф приказал сделать так, чтобы Люба слышала стоны несчастного Аркадия. Не выдержав, девушка хотела повеситься.
Что еще становится ясно благодаря анализу рассказа «Тупейный художник»? Любовь Онисимовна рассказывает о жизни на скотном дворе, где она прожила несколько лет, пока тупейный художник был на войне. Но тяготы физического труда не важны ей, наоборот, работа как будто помогала заглушать душевную боль.
Лесков не раз обращает внимание на превратности судьбы. Аркадий храбро сражался, за что был произведён в офицеры. Он прислал Любе трогательное письмо о том, что скоро приедет, и они обвенчаются. Но утром героиня узнала, что на постоялом дворе дворник убил офицера и украл у него 500 рублей. Любовь Онисимовна с тех пор не может заснуть, если не выпьет из «плакончика», поминая своего Аркадия.
Казалось бы, судьба виновата в печальной участи влюблённых. Однако анализ рассказа «Тупейный художник» позволяет сделать иные выводы. Очевидна вина графа Каменского в трагедии его крепостных, виноват малодушный и жалкий священник, виноват убийца-дворник. Но помимо этого, Лесков видит в судьбе героев терзающую его закономерность. Лесков задумывается о том, почему так трагических складывается жизнь талантливых русских людей, почему путь страдальцев предназначен людям с чистой душой?
Помимо того что вы прочитали краткий анализ рассказа «Тупейный художник», автором которого является Николай Лесков, мы предлагаем вам ознакомиться со статьями, которыми наполнен наш литературный блог — там вы найдете множество анализов других известных произведений, а также характеристики персонажей. Вас также может заинтересовать по теме:
- Краткое содержание «Тупейный художник»
- Биография Николая Лескова
Во всех своих произведениях Николай Семёнович Лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа писателя “Тупейный художник” по плану ниже.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Суть: о чем?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Художественные особенности
- 11 Критика
История создания
Создан и опубликован рассказ «Тупейный художник» был в 1883 году. Напечатали произведение во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Примечательно, что к произведению добавили пометку, намекавшую на важные исторические события: “С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота поминовения усопших”. Затем ее заменили на другую фразу, но с тем же смыслом: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”. Несложно догадаться, что речь идет о дате отмены крепостного права.
Во второй раз рассказ издали уже в 1890 году еще при жизни автора. Вышел “Тупейный художник” в сборнике, с некоторыми изменениями. Так, писатель усилил негативные стороны героев: жадность священника, жестокость графа и др. В 1922 году произведение выпустили отдельной книгой, и в следующие семь лет переиздавали еще пять раз с сокращениями. Такова история написания рассказа «Тупейный художник».
Жанр, направление
Произведение «Тупейный художник» относится по размерам и наличию одной сюжетной линии к жанру рассказа. Сам же автор в подзаголовке назвал свое сочинение “рассказом на могиле”. Исходя из событий, становится ясно, к чему было сделано подобное уточнение. Некоторые исследователи отмечают, что “Тупейного художника” можно причислить к исповедальной литературе. Здесь важнейшими признаками являются искренность, открытость героя и повествование о важных событиях из жизни от первого лица.
Из литературных направлений ближе всего реализм. Персонажи для той эпохи вполне типичны (подневольные люди и их “хозяева”), ситуации тоже (плохое отношение к крепостным, трагическая любовь и др.). Содержится конфликт человека и жестокого общества, часто встречающийся в реалистических произведениях. Происходящее показывается объективно.
Смысл названия
В названии «Тупейный художник» отражен род занятия одного из главных героев — тупейный художник. Если обращаться к словарям, можно узнать, что так раньше называли парикмахеров. Автор акцентирует внимание на судьбе одаренного человека, который трагически погибает вместе со своим талантом в условиях крепостной России.
Публика того времени, когда рассказ был впервые выпущен, скорее всего, сразу поняла, о ком пойдет речь далее. Современному же человеку этот заголовок ни о чем конкретном не скажет.
Суть: о чем?
Начинается рассказ «Тупейный художник» с размышления автора о том, что художниками могут быть не только живописцы и скульпторы, но и просто творцы из разных сфер искусства, которые достигли некоторых высот. В качестве одного из примеров приводит мастера из Америки, который работал с покойными, придавая их лицам “утешительное выражение”. И за особую тщательность в исполнении очередного заказа был убит толпой разъяренных горожан.
“Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси”, — говорит писатель, подводя итоги своим рассуждениям.
Далее читателей знакомят с рассказчиком, а тот, в свою очередь, описывает женщину Любу, которая работает в их доме нянечкой. Она иногда приводит детей на кладбище, где сидит у одной могилки со старым крестом. И однажды она повествует о том, кто здесь похоронен.
Аркадий Ильич Ильин — так звали “тупейного художника” (парикмахера) — работал в крепостном театре графа Каменского. Он был настолько талантлив, что хозяин не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то еще. Поэтому не отпускал его на волю.
Любовь Онисимовна (няня в будущем) — числилась актрисой в этом самом театре. Была прекрасна внешностью, хорошо поет и танцует. Молодые люди любили друг друга, но понимали, что настоящего счастья им пока не видать.
Вдруг Аркадию подвернулось дело — подстричь брата графа Каменского. Хозяин был недоволен, отпускать мастера не спешил, и тогда родственник поступил хитро: сказал мол, нужен парикмахер, чтобы остричь пуделя. Отказывать было неудобно, и граф согласился. Перед Аркадием стояла нелегкая задача. Если бы выполнил работу хорошо, то получил бы золото, если бы сделал что-то не так — его бы застрелили.
Тем временем Любовь заменяет заболевшую актрису на первой роли и привлекает внимание сластолюбивого графа. Он хочет заполучить ее в любовницы. Героиня сообщает о своем положении Аркадию, и молодые решаются на побег. Так они попали к священнику, который пообещал обвенчать их, но когда пришли с обыском люди Каменского, быстро выдал изменников.
Аркадия жестоко пытали, а потом послали на войну. Любу в наказание определили на телячий двор, где она познакомилась с Дросидой. Та много пила, но сочувствовала девушке и старалась ей помочь. Через три года от Аркадия пришло письмо, в котором он говорил о скорой встрече. Также уверял в том, что получил много денег, скоро выкупит Любу, и они поженятся.
К сожалению, мечтам не суждено сбыться — ночью офицера убил некий постоялый дворник ради пятисот рублей. На похороны Аркадия приехал даже губернатор, а виновника трагедии казнили.
Заканчивается произведение сценой “поминок” возлюбленного рассказчицы. Рассказчик вспоминает, как иногда Люба тихо встает по ночам, подходит к окну, отпивает из флакончика (“плакончика”) с вином, стоит так недолго, а потом вновь возвращается в кровать.
Главные герои и их характеристика
Главные герои произведения «Тупейный художник» представлены в списке:
- Любовь Онисимовна, Люба (19 лет на момент эпизодов с Аркадием) — няня двухлетнего брата рассказчика, которая повествует о нелегкой судьбе художника и их трагической любви. Когда-то состояла в театре графа Каменского актрисой, тот проявлял к ней сильный интерес. Любовь остается красавицей даже спустя много лет (“черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки”), по характеру скромная, тихая. Со временем появилось пагубное пристрастие — алкоголь, с помощью которого она заглушает боль от потери возлюбленного.
- Аркадий Ильин (более 25 лет при жизни) — “тупейный художник” (парикмахер и гример), работал в том же самом театре крепостных графа Каменского. Удивительно талантлив, так как мог изобразить на человеке совершенно любое лицо — именно поэтому его называют художником. Чувствительный, очень заботится о Любе, переживает за нее, готов бежать вместе с ней куда угодно, несмотря на возможность быть наказанным за ослушание. Смелый, довольно решительный: без особых раздумий берется стричь брата графа, хотя тот угрожает застрелить за малейшую ошибку.
Темы
Среди наиболее ярких тем в произведении «Тупейный художник» можно отметить следующие:
- Любовь — она в «Тупейном художнике» самоотверженная, крепкая, но очень несчастная. Аркадий Ильич без раздумий выдает себя, когда в доме попа находят его возлюбленную; сама Любовь Онисимовна верно ждет молодого человека с войны, переживает, беспокоится. Искренне радуется девушка, когда получает желанное письмо с обещанием встречи, и также сильно впадает в отчаяние, когда узнает о гибели милого.
- Неравенство людей — в произведении существует два вида героев: хозяева и их подчиненные. Граф Каменский способен делать со своими людьми, что пожелает. Захочет — отберет свободу, захочет — разрушит чужое счастье. Все это он делает для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о нуждах и чувствах окружающих. А подневольные крепостные вынуждены исполнять все прихоти господ.
- Жестокость — графа Николая Каменского и его брата несколько раз называют беспощадными людьми, и это подтверждается их поступками (например, жестокими пытками). Почувствовав силу власти, они совсем забывают о гуманности, сострадании и превращаются в настоящих тиранов. “Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться…”
- Предательство — сбежав, Любовь и Аркадий находят краткосрочный приют у священнослужителя. Тот обещает помочь возлюбленным и даже прячет их, чтобы графские охотники не смогли найти. Но, как только враги появляются на пороге, поп ведет себя как настоящий трус и сдает несчастных.
Проблемы
Проблемы, поднимаемые в тексте произведения «Тупейный художник», связаны с несправедливым общественным строем.
- Во-первых, это тирания по отношению к другим людям, которая выражается в образе Каменских. Герои жестоки и грубы, они настолько сластолюбивы и избалованы, что могут разрушать судьбу по одной лишь прихоти. Им безразличны последствия.
- Во-вторых, это само существование рабской системы. Лесков осуждает господ, которые почему-то вдруг решили, что имеют право управлять кем-то только из-за своего высокого статуса. В условиях крепостного права привилегии распределяются несправедливо: тираны и развратники при власти и деньгах, а по-настоящему талантливые люди живут в положении рабов и наложниц.
- Также затрагивается проблема алкоголизма. Люди в рассказе пьют от тяжелой судьбы, чтобы хоть немного успокоить боль в душе. Пристрастие к спиртному здесь — признак человека с драматичным прошлым.
Если проблематику произведения «Тупейный художник» нужно расширить, обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях — он будет рад помочь.
Основная идея
Лесков показывает, насколько несчастливо и порочно существование людей тогда, когда свобода человека ограничивается кем-то извне. Страх, ненависть, постепенная потеря мотивации и цели в жизни — вот что испытывает тот, кто находится под постоянным контролем. Трагизм крепостного права — вот главная мысль произведения «Тупейный художник».
Писатель осуждает крепостничество, изображая его ужасы через мучения людей. Он не дает героям положительного финала, потому что в таких условиях он просто невозможен. Смысл произведения «Тупейный художник» состоит в том, что Россия должна навсегда избавиться от сословного неравенства, которое порождает такие драмы.
Чему учит?
О чем заставляет задуматься произведение «Тупейный художник»? Рассказ вышел уже после отмены крепостного права, но положение бывших невольников все еще оставалось не самым лучшим. Возможно, Лесков хотел предостеречь будущие поколения от подобных ошибок, показать, что может произойти, если у человека отобрать свободу выбора. Причем пострадать могут и “хозяева”, если вдруг против них поднимут бунт.
Автор учит читателя высоко ценить свободы и права другой личности, которая должна строить жизнь по своим правилам и установкам. Тирания ломает жизнь людей и развращает тех, кто исповедует ее принципы.
Художественные особенности
Язык произведения интересен. Так как “Тупейный” художник представляет собой рассказ из “первых уст”, то текст по стилю похож на речь человека. Чаще всего встречаются следующие приемы:
- Эпитеты: безумную; “высокая, сухая, но очень стройная старушка”, неподражаемый;
- Устаревшие просторечные слова: цирульников, аглицкие (английские), водвою, надобно;
- Глаголы, придающие действию активность, подвижность. Некоторые передают внутреннее состояние героев: приезжает, пугал, говорит, намекнул, пошел, трясется;
- Помимо этого, много портретных описаний, которые помогают передать характер героев. Например, так выглядит брат графа: “был еще некрасивее городского <…> да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать”.
Критика
Произведение осталось практически незамеченным в 1883 году. Даже вышло оно не в литературном журнале, как обычно бывало, а в художественном. Ни один из известных критиков не посвятил рассказу ни единой статьи.
Зато в 1890-м, когда сочинение переиздал “Аквилон”, внезапно, появились почитатели. Причем, среди иностранных читателей (французы, поляки, немцы и пр.), так как рассказ был переведен на другие языки. Далее было несколько постановок в театрах, которые зрители оценили гораздо лучше.
Автор: Инна Колокольникова
Кудесником, волшебником
слова остался в великой русской
литературе Лесков.
Ю. Нагибин
Цель урока:
- помочь учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения,
- показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе «Тупейный
художник», - обратить внимание на особенности языка писателя.
Оборудование урока:
Методические приемы: развитие речевых навыков, работа с текстом, анализ
стилевых особенностей произведения.
1. Проверка домашнего задания.
— Назовите фамилии писателей первой половины XIX века,
которые использовали в своих произведениях элементы сказа.
Сказовую манеру повествования использовали, Лермонтов М.Ю. (рассказ
Максима Максимовича в романе «Герой нашего времени»), Гоголь Н.В. (Рудый Панько
является рассказчиком повести «Ночь перед Рождеством»).
— В чем состоит отличие сказовой манеры повествования Лескова
от других писателей?
В произведениях Лескова, написанных в сказовой манере, повествование почти
целиком ведется от имени рассказчика, а в романе Лермонтова «Герой нашего
времени» и в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» сказ является только
небольшой частью произведения.
— На какие особенности сюжетно-композиционной организации
произведения указывает название?
Н.С.Лесков ввел в подзаголовок «Тупейного художника» слово «рассказ»,
поэтому часть учащихся, не задумываясь, отвечает, что жанр данного произведения
определил сам автор. Отчасти они правы. Действительно, как рассказ «Тупейный
художник» — это эпическое произведение малого объема, в котором всякая деталь
приобретает символическое значение и в котором возрастает роль каждого отдельно
взятого эпизода. Но рассказ ли это? Обратим внимание учащихся на то, что слово
«рассказ» входит в словосочетание «рассказ на могиле». Значит, жанровое
определение этого произведения сложнее. Большое число героев, глав, временные
рамки повествования, охватывающие длительный период, – все это характерно не для
рассказа.
Лесков использовал в «Тупейном художнике» особое композиционное оформление —
«рамочное повествование», то есть принцип «рассказа в рассказе», когда общий
рассказ со своим конфликтом и проблемой обрамляет один или несколько
самостоятельных, сюжетно завершенных рассказов. Но в «Тупейном художнике» язык
отдельных частей различен. Есть главы данного произведения, основным
повествователем которых является автор, но в большей части глав «Тупейного
художника» рассказ ведется от лица Любовь Онисимовны. Автор в этих главах как бы
дистанцируется от повествования, умело передавая специфику лексики, произношения
и выговора героини, которая принадлежит к другой социальной группе.
Горький писал: » Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так
изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают перед вами столь же
таинственно ощутимы, физически: ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, —
иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом
мастерства».
Героями-рассказчиками сказовых произведений Лескова являются почти всегда
простые люди – выходцы из народной среды. Поэтому речь их насыщена прибаутками,
пословицами, короткими сказками. Н.С.Лесков писал: «Язык, которым написаны
многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у
полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. Ведь я собирал его много
лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в
толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях… Я внимательно и
много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных
ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не
по-литературному».
2. Аналитическая работа с текстом.
— Задание учащимся. Зная, что сказ – это способ организации
повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя,
ведущего своеобразный рассказ о событиях, участником которых он сам являлся,
укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».
Любовь Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей
которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее
манере.
Словарная работа (данный вид работы лучше проводить по парам):
Учащимся предлагается, опираясь на домашнее задание, составить таблицу,
распределив незнакомые им слова из «Тупейного художника» по группам: 1) слова,
лексическое значение которых совершенно неизвестно; 2) слова, написание и
звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых учащиеся могут
только догадываться,; 3)слова, в которых объединяются два совершенно разных
значения.
По окончании самостоятельной работы лучший вариант таблицы выносится на
доску.
Слова незнакомые совершенно |
Слова известные, но искаженные |
Слова, в которых объединяются два совершенно разных |
шнип |
подпури |
заволохател |
Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, пользуясь текстом рассказа и
лингвистическими словарями.
Шнип – мысок или выступ в форме языка у женского пояса, лифа.
Почивших, почивать — здесь умереть, скончаться и лежать в могиле,
покоиться телом навеки.
Тупейная (гребенка) — расческа.
Охра – (малярн.) желтая земляная краска, глина с водною окисью железа.
Туше (гримировальное) — манера гримировки.
Подоплека- подкладка, подбой у крестьянской рубахи (от плеч до половины
груди и спины).
Слухмена – имела очень хороший слух.
Лобанчик – французский золотой, на котором изображена голова
(первоначально голова одного из Бурбонов).
Пестрядь – пеньковая грубая ткань, пестрая или полосатая (синего
оттенка).
Тальки – мотки пряжи.
Загнетка – передняя часть русской печи, место на шестке или в самой печи
(около устья), куда загребают жар.
Одалиска – прислужница в гареме, а также обитательница гарема, наложница
(то же, что любовница).
Подпури – вместо: попурри — соединение отрывков из одного или
нескольких музыкальных произведений.
Камариновые (серьги) – вместо: аквамариновые, из аквамарина –
драгоценного камня голубовато-зеленого цвета.
Плакон – вместо: флакон; соединение слов: флакон и плакать.
Тьма промежная – вместо: кромешная.
В признак пришла – пришла в сознание.
Болярин – (искаж.) дворянин.
Аглицкие – (искаж.) английские.
Скрячивать – закручивать.
Со сносом — с краденым.
Заволохател – зарос волосами.
Ожидация – ожидание кого-либо; от слов «ожидание» и «ажитация» (сильное
возбуждение, большое волнение).
Зверообразие – безобразная внешность (звериный облик) от слов: зверь и
образ.
Приземковатый — приставка при- указывает на притяжение к земле,
т.е. священник – сгорбленный от старости.
Язык рассказчицы страшных событий и трагической судьбы тупейного художника
уникален и отличен от языка первых трех и последних (восемнадцатой и
девятнадцатой) глав «Тупейного художника», в которых звучит голос автора
произведения. Но для осмысления роли народной речи в произведении нельзя
ограничиваться только работой с отдельными словами, ведь для устной, сказовой
манеры характерны поговорки, поучения, использование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, тавтология, фразеологизмы.
Задание классу. Найдите и прокомментируйте языковые средства
выразительности, которые Н.С.Лесков ввел для создания речевой характеристики
Любови Онисимовны.
Поговорка: «Ведь оно горе горькое, а яд горевой еще горче, а облить уголь
этим ядом – на минуту гаснет».
Поучение: «Никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей надо
беречь, простые люди все ведь старатели».
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «каморочка», «теляточки»,
«земелька», «голубчик», «Филюшка, батюшка».
Фразеологизм: «бряк с ног долой».
Просторечные слова и выражения: «бывало», «свое всегдашнее зленье», «знала
все роли наглядкою», «загляденье», «форменность наблюдалась», «в полуснях
проговорил», «тьма промежная», «схоронил», «слыхал».
Сказ имеет общие черты с фольклорными жанрами не только в языковом отношении.
— Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие
на связь этого рассказа с произведениями устного народного творчества.
В «Тупейном художнике» можно выделить части, характерные для фольклорных
произведений: зачин, концовка. Учащиеся определяют эпизоды, соответствующие этим
композиционным частям.
— В сказах часто присутствуют элементы бытовых сказок. Какие элементы
вы можете назвать? Через субъективное отношение рассказчицы к героям и
событиям произведения читатели воспринимают персонажей «Тупейного
художника» «плохими и хорошими», «добрыми и злыми». Главные герои – Аркадий и
Любовь Онисимовна – бегут от графа-злодея за «тридевять земель в тридесятое
царство» в «турецкий город Хрущук» (Рущук, город в Болгарии, в описываемое время
входившей в состав Турецкой империи), куда много людей от Каменского бежали; до
самой смерти влюбленные сохраняют верность друг другу.
В конце урока учащиеся делают общие выводы: язык произведений Н.С.Лескова
отличается богатством и своеобразием; рассказ «Тупейный художник» по
сюжетно-композиционной организации и жанру, безусловно, можно отнести к сказу,
поэтому даже характеристика персонажей рассказа
Домашнее задание.
- Составить таблицу сравнительной характеристики Аркадия и графа
Каменского, используя цитаты из текста. - Определить роль эпизодических лиц.
- Объясните значение имен героев «Тупейного художника»: Любовь
Онисимовна, Аркадий, Дросида.
Анализ рассказа «Тупейный художник» (Н. С. Лесков)
Рассказ Николая Семёновича известен каждому школьнику. В основе его лежит грустная история любви крепостной актрисы и парикмахера – «тупейного художника».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Суть
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы и проблемы
- 6 Главная мысль
- 7 Чему учит?
История создания
Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».
В качестве эпиграфа Н. С. Лесковым были выбраны слова погребальной песни «Души их во благих водворяются». Этим приемом автор показывает нам, что произведение посвящено жертвам крепостного права, прошедшим через мучительную судьбу и погибшим от рук тиранов-господ.
Рассказ «Тупейный художник» связан с тяжелой судьбой простого народа в эпоху крепостного права (что подтверждается и в процессе чтения:
Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели.
Прототипами героев произведения – Любови Онисимовны и Николая Каменского — стали реально существовавшие личности – Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Николай Шереметьев. Также в рассказе фигурирует брат графа – Сергей Каменский (вероятно, прототип внука графа Шереметьева).
Жанр, направление
Произведение представляет собой «рассказ на могиле» и является чем-то вроде поминальной речи по усопшему. Данное произведение может быть причислено к исповедальной и агиографической литературе, о чем говорит, в частности, исследователь Л. И. Вигерина.
Рассказ «Тупейный художник» можно отнести к литературному направлению реализма. История, о «художнике, который «работал над мертвыми» можно счесть вставной мини-новеллой, хотя по сути своей она лишь показывает, как может пострадать человек из-за своего мастерства и только за то, что он выполняет волю своих господ (хотя они и жестоки с теми, кто находится у них в подчинении).
Суть
Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.
Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.
Параллельно с этим брат графа Каменского, Сергей Каменский, просит прислать парикмахера побрить его. Однако граф Каменский не сразу соглашается. Убедив брата, что ему нужно остричь пуделя, Сергей Каменский дожидается Аркадия у себя. У него наготове пистолет, заряженный черкесскими пулями, и десять золотых монет на случай выигрыша. Тем не менее, Аркадий не боится погибнуть, так как знает о том, что ждет его любимую. Он не боится дерзить, сказав, что даже если бы граф посмел потянуться за пистолетом, то он бы перерезал бы ему горло бритвой. А далее Аркадий решается на отчаянный поступок. Он решает увезти Любовь Онисимовну в соседнюю деревню, чтобы тайно обвенчаться с ней, а после того отправиться в турецкий Хрущук, куда бежали многие люди от графа Каменского.
К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.
В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф. Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.
- Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
- Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
- Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
- Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
- Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».
Темы и проблемы
- Основная тема данного рассказа — тяжелая участь крепостных до отмены крепостного права. Их жизнь можно сравнить с рабством: за людей их никто не считал.
- Проблематика основана на безволии русских крестьян, находящихся под властью помещика. Из-за этого возникают проблемы сексуального рабства русской женщины, жестокости вышестоящих лиц по отношению к нижестоящим людям, продажности священников и социальной несправедливости.
- Также остро стоит тема творчества. Не все и не всегда могут по достоинству оценить талант «художников» своего дела, зато, напротив, очень легко можно осудить, не зная истинного положения вещей (Люба и Аркадий пострадали ни за что). Рассказ не случайно начинается историей о том, как относятся к «художникам» за рубежом и на Руси. Судьба творческих талантливых людей всегда тяжела и несчастна, и мало кто может по достоинству оценить старания таких умельцев, а также их творчество.
- Еще одна важная тема – это неправильные приоритеты наших предков. Человека во времена Н. С. Лескова ценили не по его качествам, а по его принадлежности к тому или иному сословию, и это совершенно несправедливое отношение.
- И еще одна не менее значимая тема – любовь. Любовь Онисимовна и Аркадий не могли жить друг без друга, но их побег, а стало быть, бунт против устоявшихся правил, не мог быть не замечен графом и окружающими людьми. Любовь как великое и благородное чувство оправдывает их действия, но, так или иначе, обрекает героев на страдание. Общество не принимает людей, решивших действовать по воле любви, не хочет быть на их стороне. Поэтому идея ограничения твоего личного счастья так остро встает в данном произведении.
Главная мысль
Смысл рассказа «Тупейный художник» — это необходимость равенства в обществе и протест против социальной несправедливости, которая развращает и рабов, и господ. Расслоение общества ведет к деградации всех сословий. Дворяне становятся жестокими, эгоистичными и бессовестными рабовладельцами, невежество и порочность которых негативно отражается на жизни страны. Крестьяне спиваются под гнетом ужасной и безрадостной участи.
Еще одна важная идея текста – даже если ты мастер своего дела, всегда найдутся люди, которые будут тебя использовать и ограничивать твою свободу, разрушая тем самым твое право на счастье. В такой ситуации существует лишь два пути – либо путь смирения, либо бунт. При этом оправдать любое действие, любой даже, казалось бы, неправильный поступок может только искренняя любовь к человеку или делу. Художник, который «работал над мертвыми», работал ради работы, он был мастером своего дела, он прилежно трудился, но в итоге, так как пошел вразрез с представлениями о морали и придал «выражение блаженного собеседования с богом» фальшивому банкиру, то пострадал и стал жертвой народного гнева. Но он любил свое дело, исполнял его с усердием, как и всякий человек, который искренне любит свою работу, так в чем же он виноват?!
Чему учит?
Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.
Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.
Автор: Маргарита Гуськова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:
История создания
Полное название издания, в котором было опубликовано произведение — «Художественный журнал с приложением художественного альбома». Николай Лесков озаглавил рассказ в честь главного героя и посвятил его сразу двум событиям: празднованию субботнего дня поминовения усопших и годовщине отмены крепостного права, которое перестало существовать в России 19 февраля 1861 года.
В то время у простого народа была популярна погребальная песня, слова из которой стали эпиграфом к произведению. «Души их во благих водворяются» — этот стих как нельзя лучше демонстрирует, что упокоившиеся приняли мученическую смерть. Рассказ посвящён крепостным крестьянам, которым пришлось пережить издевательства со стороны жестоких господ. Если говорить кратко, шедевр Лескова — история о трагической любви.
В эпоху, когда царило крепостное право, каждому крестьянину пришлось пройти через нечеловеческие унижения и жестокое обращение. Людей морили голодом, привязывали на солнцепёке, секли розгами и палками, травили собаками, и это далеко не полный перечень издевательств.
Но моральные страдания порой были ещё хуже, чем физические, и об этом повествует Лесков в своём рассказе.
В рамках школьной программы произведение изучают в 10 классе. На уроке ученики исследуют сюжет и композицию рассказа, знакомятся с прототипами и образами героев. Также подростки проводят анализ «Тупейного художника» и составляют читательский дневник. С помощью тестов учитель проверяет, как учащиеся усвоили материал.
Направление и жанр
Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.
История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.
Краткое содержание
В начальной части повествования автор рассказывает, что есть талантливые мастера, постигшие вершины искусства в разных проявлениях. К сожалению, иногда такие люди погибают от рук «толпы». В пример приводится история художника, который гримировал умерших, придавая их лицам разные выражения. Было предусмотрено 3 варианта:
- «спокойствие»;
- «возвышенное созерцание»;
- «блаженство непосредственного собеседования с богом».
Произошло следующее: по просьбе скорбящих родственников мастер придал усопшему выражение лица, абсолютно не подходившее ему. При жизни почивший был «фальшивым банкиром» и обманул многих людей. Увидев, что сотворил художник, толпа забила его камнями. Так мастерство стало причиной гибели. Этой истории отводится первая глава произведения, а во второй автор представляет читателям Любовь Онисимовну. Далее в текст вплетается её рассказ.
Завязка повествования
У графа Каменского в крепостных был способный гримёр и парикмахер Аркадий Ильич. У этого же господина в молодые годы служила девушка Люба — няня автора и его брата. В юности женщина была талантливой актрисой и балериной, которой удавались самые сложные роли.
Пожилая няня рассказывает о запретном чувстве, возникшем между ней и «тупейным художником».
Молодым людям приходилось скрывать любовь от окружающих, а об отношениях или женитьбе не могло быть и речи. Однажды внезапно заболела одна из актрис. На её роль граф назначил Любовь, потому что был уверен в её мастерстве. Кроме того, он передал ей «камариновые серьги».
Щедрому подарку можно было обрадоваться, если бы не одно обстоятельство: презент означал, что девушка, бывшая на тот момент целомудренной, должна провести ночь в опочивальне графа. После этого она становилась наложницей господина («одалиской»).
У графа был брат Сергей, которому захотелось постричься определённым образом, чтобы появилось сходство. Чуя неладное, Николай не сразу согласился отправить своего парикмахера. Хитрый Сергей уговорил брата, солгав, что ему нужно остричь пуделя. Аркадий смело является к Сергею, несмотря на то, что последний приготовил пистолет, заряженный черкесскими пулями.
Выполнив указание, искусный цирюльник решился на безрассудный поступок. Его план состоял в следующем:
- сговориться с Любовь Онисимовной;
- в назначенное время вместе убежать;
- добраться до соседней деревни, где жил священник, венчающий опальных крепостных;
- обвенчаться;
- бежать в турецкое село Хрущук, где от графского гнева уже укрылись многие крестьяне.
Кульминация и развязка
К сожалению, влюблённым не удалось осуществить план. Когда они явились к священнику и попросили обвенчать их, тот перепугался, ведь граф был очень грозен. Однако он принял беглецов и велел попадье, чтобы она дала какую-нибудь одежду девушке, ведь та была почти совсем раздета. Тут в дверь постучали, и священник отворил, впустив людей, которые гнались за беглецами.
Жестами показывая, где спряталась девушка, поп стал говорить, что ни в чём не виноват и предан графу. Однако же Любовь нашли, а Аркадий, увидев это, вышел из укрытия сам. Обратно к графу их везли на разных санях, а народ расступался, думая, что едет свадьба.
Любовь Онисимовне пришлось лишиться девственности «с постылым», после чего она пришла к себе в каморку и начала оплакивать свою долю.
Оказалось, что под её комнаткой мучают Аркадия. Услышав это, девушка стала душить себя косой, а очнулась уже на скотном дворе. К скотине отправляли тех, в отношении кого было подозрение в помешательстве. Граф и доктора считали, что скотники умеют распознавать неврозы и приглядывать за страдальцами.
От тётки Дросиды Любовь узнала, что Аркадия отправили на войну. В то время это считалось честью, ведь служивый мог не повиноваться графу, зато у него была возможность достойно погибнуть или вернуться домой с деньгами. Следующие 3 года девушка ухаживала за телятами. В один день в окошко упал камень, вокруг которого была обмотана записка. Оказалось, что это Аркадий подал весточку. Он вернулся с деньгами и решил, что предложит их графу в обмен на свободу девушки. По поводу потери целомудрия художник писал: «за страдание ваше, а не во грех и не за слабость поставляю».
Характеристика главных героев
В произведении несколько персонажей, в том числе эпизодические, но ключевым героем можно назвать Любовь Онисимовну — актрису и рассказчицу. Характеры остальных тоже прописаны достаточно ярко. Главные герои «Тупейного художника»:
- Любовь Онисимовна. Актриса — мастер в своём деле, она справляется с самыми сложными ролями. Автор показывает её как мученицу, чья судьба напоминает жития святых. Несмотря на перенесённое горе, женщина осталась стройной и красивой, и весь её облик дышал благородством и нежностью.
- Аркадий. В переводе с греческого это имя означает «житель Аркадии». В Греции была область с таким названием, и люди там занимались преимущественно скотоводством. Выбор этого имени — отсылка к идиллическим произведениям. Лесков даёт понять, что художник был человеком со светлой и чистой душой, и подчёркивает это с помощью описания внешности героя. Охваченный думами о предстоящем мучении возлюбленной, он не побоялся даже графских пуль. С точки зрения законов того времени, художник совершил 2 преступления: нарушил указание графа, осмелившись постричь его брата, и совершил побег с крепостной девушкой. Оба поступка безрассудны, но вполне в духе того времени.
- Автор. Его тоже можно считать главным героем, ведь благодаря авторским пояснениям можно увидеть то, что не раскрывается в монологе Любовь Онисимовны. Читательское впечатление формируется с учётом мини-новеллы о художнике, который гримировал мёртвых. Сразу понятно, что каждого, кто намеренно или невольно нарушил общественный уклад, ждёт наказание, причём необязательно от господ.
- Графы Каменские. В рассказе подробно описано, как братья издеваются над крепостными. Один держит людей в подвалах, другой угрожает пистолетами, причём серьёзность намерений не вызывает сомнений. В рассказе братья олицетворяют знать того времени.
- Тётка Дросида. Это пьющая, но добрая женщина. Она видела лучшую долю, однако старается утешить главную героиню и предостерегает от «плакона» с зельем. По словам тётушки, «на ссылу» лучше, чем в объятиях постылого. Когда Любовь Онисимовна узнаёт, что Аркадий погиб, Дросида настаивает, чтобы девушка отпила из «плакона». Она считает, что только так можно «облить уголь».
Проблематика и темы
Главная тема, поднятая автором рассказа, — тяжкая доля крепостных. Пока не было отменено право господ владеть крестьянами, беззащитных людей морили голодом, сажали на цепи, запрещали им жениться и выходить замуж за любимых. По своему положению «маленький человек» был приближен к скоту, но животных хотя бы вволю кормили и не истязали.
Сексуальное насилие, совершаемое помещиками и графами, — ещё одна важная тема. Девушки были вынуждены ублажать господ, а если отказывались, над ними жестоко издевались. Церковь тоже вносила свою лепту: священники были не заступниками угнетённых, а приспешниками богачей и наделённых властью.
Одна из основных проблем, показанных в «Тупейном художнике», — творчество и отношение к нему. Оценить по достоинству талант мастера получается не у каждого, но когда дело касается наказания или порицания, находится много желающих. Известно, что тяжёлая судьба — удел творческих людей во все времена, но при крепостном праве ситуация усугублялась беззащитностью крепостных. И Аркадий, и Любовь пострадали, хотя оба были талантливыми, а не просто хорошо выполняли работу.
Неправильная расстановка приоритетов — важная проблема, которая тоже волнует Николая Семёновича Лескова. В период, когда существовало крепостное право, отношение к людям строилось на основании того, к какому сословию они принадлежат. Мастерство, трудолюбие, честность и другие положительные качества не имели значения.
Центральная тема этой прекрасной книги — любовь. Это возвышенное и благородное чувство обрекло главных героев на страдания, и по-другому не могло быть. Любовь Онисимовна и Аркадий не имели возможности быть вместе, ведь общество было против их союза. Они не встретили поддержки ни у графа, ни у священника. Впоследствии тема любви поднимается на страницах многих повестей и рассказов русских писателей, и почти всегда сюжет заканчивается трагично.
Главная мысль «Тупейного художника» заключается в том, что в некоторых ситуациях есть только 2 выхода: смирение или бунт. В первом случае придётся терпеть унижения, и тогда конец жизненного пути будет таким же, как у тётушки Дросиды: горьким и лишённым смысла. Второй путь ведёт к избавлению от мучений, но цена слишком высока — сама жизнь.
1.
Рассказ
« Тупейный художник »
2.
«Тупейный художник»
Произведение появилось в феврале
1883 года на страницах
«Художественного журнала».
Оно было сопровождено надписью:
«С.-Петербург, 19 февраля 1883
года.
День освобождения крепостных и
суббота «поминовения усопших».
Это произведение о любви
крепостной актрисы и парикмахера,
судьба которых зависит от воли
своенравного и жестокого графа
Каменского. Рассказ выстроен
таким образом, как будто эту
давнюю историю рассказывает
старая нянька младшего брата
автора на кладбище у могилы
«тупейного художника» Аркадия.
Именно ей пришлось пережить все
страдания от несчастной любви и
произвола хозяина.
3.
Композиция рассказа
Композиция рассказа проста:
вступление —
о талантливых людях из народа,
художниках своего дела и
знакомство с местом действия и
рассказчицей;
основная часть —
рассказ Любови Онисимовны о
судьбе своей и тупейного художника
Аркадия Ильича;
короткое заключение — замечание
автора о “раздирающих душу
поминках”.
Рассказ «Тупейный художник»
написан в любимой форме Лескова
— рассказ в рассказе.
4.
Композиция
форма «рассказ в рассказе
Размышления о талантливых людях из народа, художниках своего
дела и знакомство с местом действия и рассказчицей ,Любовью
Онисимовной, старая нянька младшего брата автора
рассказ Любови Онисимовны
о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича
о графе Каменском и его брате, «неслыханных тиранах»
о положении крепостных, зависящих от графа
о крепостном театре и ужасной участи актёров
о нравах общества дореформационной России
короткое заключение — замечание автора о “раздирающих душу
поминках” Любови Онисимовны по Аркадию, тупейному
художнику
5.
Схема сюжета
Лескова Н.С.
«Тупейный художник»
Гл. 13
КУЛЬМИНАЦИЯ
Священник выдал беглецов преследователям
Страшное наказание влюблённых: Л.О.-одалистка,
скотный двор, Аркадия –в солдаты
У сельского священника: надежда на спасение беглецов
Аркадий выкрал Л.О. ПОБЕГ
Спектакль прошёл успешно, Л.О. одели одалиской
Смелый ответ Аркадия: «бритвой по горлу», если
стрелять брат графа надумает в него
10 золотых за работу получил Арк.
Нарушение Аркадием запрета графа: стрижёт его брата
Приказ графа Аркадию постричь собаку брата и
приготовить Л.О. к роли одалиски
Клятва графа, связанная с Аркадием
Роковое событие для Аркадия Приезд деревенского брата графа, рассказ о нём
«камариновые серьги»- знак особой милости графа и назначение на роль «одалиски владыки»
Гл. 5
Замена ведущей актрисы из-за травмы, Л.О. вызвалась сыграть её
роль. «Люба роли не испортит»(режиссёр театра)
Отношение графа к артисткам своего театра
Взаимная влюблённость Аркадия (25 лет) и Любови Онисимовны (18 лет)
Отношение графа к Аркадию особое: «весь свой век без отпуска и
денег», взаперти
Гл. 4
Портрет графа – «страшно нехорош, на всех зверей походил сразу»
портрет Аркадия -«красавец, всем нравился»
Письмо от Аркадия:
Рассказ о мастерстве Аркадия-художника
возможность на свободу Гл 17
Гл. 11
вступление
Размышления о
талантливых людях из
народа, художниках
своего дела и
знакомство с местом
действия и
рассказчицей
ЗАВЯЗКА Няня
на могиле тупейного художника начала рассказ о нём
Дворник на постоялом дворе
ЭКСПОЗИЦИЯ
РАЗВЯЗКА зарезал сонного офицера (Аркадия)
Воспоминание о няньке
из-за денег (500 руб.-выкуп за Л.О.)
брата -Любови
Похороны Аркадия. Л.О. пристрасОнисимовны, описание
тилась к водке, чтобы забыться .
её внешности и
«Простые люди ведь страдатели»
характера
Более раздирающих душу поминок я не видел.
6.
Система образов в рассказе Лескова «Тупейный художник»
Собирательный
образ
крепостных
Содержали их
как
заключённых,
мучили в
подземелье,
травили
медведями,
истязали, за
людей не
считали, актрис
превращали в
наложниц
барина
Граф
Каменский
Звероподобные
тираны
Хозяин
крепостного театра
Насильник
«Убийца»
Любовь
Онисимовна
18
лет
Бывшая актриса,
спившаяся,
сочувствует
Дросида
няня
Брат
графа
Источник
заработка
Искусный
парикмахер
любовь
Аркадий
Ильич
Пообещал обвенчать
Выдал преследователям
из страха за себя
Сельский
поп
сочувствуют
дворянские
мальчики
3 и 10 лет
Старший барчонок РАССКАЗЧИК
о няне
25
лет
Убийца
ради
денег Дворник
на
постоялом
дворе
7.
Кто такой «тупейный художник» ?
Это художник,
который был и
парикмахером, и
гримёром
артистов театра.
Он художник, т.к.
создаёт образ
героя.
8.
1 глава рассказа
В 1-й главе раскрывается
понятие «художник». Оно
не столь узко, как нам
представляется.
Художником следует
считать человека
талантливого, преданного
своему делу и идущего к
достижению благой цели:
способствовать
улучшению мира своими
творениями,
приоткрывать людям и в
людях лучшие их стороны.
9.
Крепостное право
Крепостники в рассказе — это
два брата, графы Каменские жестокие самодуры. Это
отражается в их внешности:
у хозяина Аркадия, графа
Каменского — старшего,
“некрасивое и ничтожное
лицо”;
“Деревенский же брат графа
был ещё некрасивее
городского и вдобавок в
деревне совсем «заволохател»
и «напустил в лицо такую
грубость», что даже сам это
чувствовал…”
10.
«Много
жутких легенд
ходило в Орле
об этом театре
— тюрьме;
сколько
замечательных
дарований
погибло
в его стенах!»
11.
Два брата —
крепостники
графы Каменские — жестокие самодуры.
Это отражается в их внешности:
«Хозяин» крепостных
героев рассказа
“некрасивое и
ничтожное лицо”
«Граф же… был так
страшно нехорош через
своё всегдашнее зленье,
что на всех зверей сразу
походил…».
“Деревенский же брат графа был
ещё некрасивее городского и
вдобавок в деревне совсем
«заволохател» и «напустил в
лицо такую грубость», что даже
сам это чувствовал…” «…приехал
брат графа, который был ещё
хуже и давно в деревне жил и
форму не надевал и не брился,
потому что «всё лицо у него в
буграх заросло».
12.
Два брата – два изверга
13.
Главные герои произведения
Люба, 18 лет
олицетворяют
лучшие черты
национального
характера.
Они оба красивы,
благородны,
способны к верной
любви. Кроме того,
каждый из героев
творчески одарен.
Юная Любовь Онисимовна предстает
перед нами тихой и кроткой девушкой,
не смеющей противостоять своему
хозяину. Она не задумывается о высшем
назначении человека, о своеобразии
человеческого мира, но она видела
счастье — испытала настоящую любовь.
Ее талант- в блестящей актерской игре.
Аркадий,25 лет
* Он не просто причесывал, он «рисовал»
актрис, превращая дворовых девушек в
прекрасных барышень и героинь, а, при
необходимости создавал благородный
образ для братьев Каменских. Его талант
заключался в способности создать облик с
помощью «макияжа» и сделать его ярким и
красивым.
14.
Самый важный момент жизни героев
Главные герои показаны в
рассказе в самый важный
момент в своей жизни. Перед
ними стоит трудный выбор:
покориться, стерпеть унижение
и продолжать жить покорными
рабами, или же восстать против
обычаев и законов,
сковывающих человеческое
достоинство, идя на страшный
риск погибнуть. Именно здесь и
начинают раскрываться
таящиеся до сих пор
решительность, смелость,
гордость. Проснувшееся
ощущение свободы
облагораживает каждый их шаг,
каждый поступок, придает им
силы в недолгие часы побега и
позже, когда наступает
жестокая расплата.
15.
Повествование
Повествование ведётся от
лица мальчика,
слушавшего рассказ няни,
Любови Онисимовны.
Любовь Онисимовна
рассказывает о тех
событиях,
свидетельницей и
участницей которых
была она сама.
Повествование ведется в
характерной только для
нее манере.
Любовь Онисимовна на могиле Аркадия.
Художник И. Глазунов
16.
Моего младшего брата нянчила высокая,
сухая, но очень стройная старушка, которую
звали Любовь Онисимовна. Она была из
прежних актрис бывшего орловского театра
графа Каменского, и все, что я далее расскажу,
происходило тоже в Орле, во дни моего
отрочества.
Брат моложе меня на 7 лет;
следовательно, когда ему было 2 года и он
находился на руках у Любови Онисимовны,
мне минуло уже лет 10, и я свободно мог
понимать рассказываемые мне истории.
Матушка и тетка, глядя на нее, не раз
говорили, что она, несомненно, была в свое
время красавица.
Она была безгранично честна, кротка и
сентиментальна; любила в жизни
трагическое и… иногда запивала.
Она нас водила гулять на кладбище к
Троице, садилась здесь всегда на одну простую
могилку с старым крестом и нередко чтонибудь мне рассказывала.
Тут я от нее и услыхал историю «тупейного
художника».
вступление
Любовь Онисимовна тогда
была еще не очень стара, но
бела как лунь; черты лица ее
были тонки и нежны, а
высокий стан совершенно
прям и удивительно строен,
как у молодой девушки.
17.
Люба
Посмотрите фмльм «Драма из старой
жизни» по рассказу Лескова «Тупейный
художник»
« Любовь Онисимовна
в то время была не
только в цвете
своей девственной
красы, но и в самом
интересном
моменте развития
своего
многостороннего
таланта…”.
18.
Аркадий Ильич “…Он был «тупейный
художник», то есть
парикмахер и гримировщик,
который всех крепостных
артисток графа «рисовал и
причёсывал».
Но это не был простой
банальный мастер с
тупейной гребёнкой за ухом
и с жестянкой растёртых на
сале румян, а был это человек
с идеями — словом,
художник.
Лучше его… никто не мог
«сделать в лице
воображения»”. Это
“неподражаемый артист”, то
есть мастер своего дела,
“чувствительный и смелый
молодой человек”.
19.
Люба
Сама рассказчица скромна и
мало говорит о своей
красоте. Обмолвилась лишь
о своих роскошных волосах.
Они у неё в молодости “были
удивительно какие большие
и русые, и Аркадий их убирал
— заглядение”. Своей
удивительной русой косой
она “замоталась”, пытаясь
покончить с собой (можно
представить себе, что это
была за коса!), и когда в себя
пришла, испугалась: “голова
побелела” “ещё там, как… из
косы выпутали”.
20.
Стрижка брата графа
«Графов брат говорит:
— … отчего такая отчаянная
твоя голова, что ты на это
решился?
А Аркадий говорит:
— Отчего я решился – это
знает только моя грудь да
подоплека. …Заговора на
мне нет, а есть во мне
смысл от бога…»
Аркадий стрижет графова брата. Художник Т. Шишмарева
21.
«Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху
и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что
ничего и не заметно…»
22.
Побег
«… он как вскочил в
мою каморку, так в то
же мгновение сразу
схватил стол и вдруг
все окно вышиб, и
больше я уже ничего
и не помню…»
23.
Погоня
«Аркадий Ильич…
пригнулся ко мне и
говорит:
— Любушка,
голубушка! За нами
гонятся… согласна
ли умереть, если не
уйдём?
Я отвечала, что
даже
с радостью
согласна.»
24.
Погоня
«…а вкруг — тьма
промежная, и коней
тройка лихая мчится,
и не знаю куда… Снег
так и брызжет из под копыт у коней, а
сани, что секунда, то
на один, то на другой
бок валятся…»
25.
В доме священника
Люба в часовом футляре. Художник
Илья Глазунов
26.
Беглецов схватили
«- Да, говорит, видно,
нечего делать, ваша
взяла, — везите меня
на терзание, но она
ни в чём неповинна: я
её силой умчал.
А к попу обернулся да
только и сделал всего,
что в лицо ему
плюнул.»
27.
Страшное наказание за побег
— Нас, актрис, — говорила Любовь Онисимовна, — берегли в таком же роде, как у
знатных господ берегут _кормилиц; при нас были приставлены пожилые
женщины, у которых есть дети, и если, помилуй бог, с которою-нибудь из нас
что бы случилось, то у тех женщин все дети поступали на страшное
тиранство. Завет целомудрия мог нарушать только «сам», — тот, кто его
уставил.
Тут что мне, верно, на роду было назначено не с милым, а с постылым, той судьбы я и не минула, а придучи к себе в каморку, только было
ткнулась головой в подушку, чтобы оплакать свое несчастие, как вдруг
слышу из-под пола ужасные стоны.
28.
Наказание
«Как почуяла я, что его терзают…
и бросилась… в дверь ударилась,
чтоб к нему бежать… а дверь
заперта…сама не знаю, что
сделать хотела… и упала, а на
полу ещё слышней…Я взяла да
своей же косой замоталась…»
Художник Л.Г.Епифанов
29.
На скотном дворе
« … Я так и верила,
и три года все
каждую ночь во сне
одно видела, как
Аркадий Ильич
сражается…»
Любовь Онисимовна на скотном дворе. Художник Т. Шишмарева
30.
Говорящие имена героев рассказа
Все положительные герои рассказа
имеют говорящие имена:
имя Любовь происходит от
старославянского слова,
означающего любовь.
Аркадий (от греч. слов «аркадос» и
«аркас» — житель Аркадии. Аркадия
– это счастливая, идиллическая
страна пастухов и пастушек). Имя
Аркадий символизирует активное,
хорошее и храброе начало.
Имя Дросиды кажется читателям
странным, но и его Лесков вводит в
произведение не просто так.
Дросида (в пер.с греч. – мученица),
принявшая мученическую смерть за
Христа.
31.
Финал любовной драмы
История Любы и Аркадия, описанная в
«Тупейном художнике»,
не могла окончиться счастливо, так как это было
бы не свойственно суровой действительности
того времени.
Герои рассказа не единожды оказываются
близки к достижению заветной цели, но, увы,
все их надежды рушатся. Кроме двух
сложившихся неудач, автор намекает в рассказе
и на третью, которая вполне могла ожидать
влюбленных, если бы побег удался. Беглецы
стремились в «турецкий Хрущук», «куда, — как
объясняет Любовь Онисимовна, — тогда много
наших людей от Каменского бежали».
«Турецким Хрущуком» тогда называли Рущук -болгарский город на Дунае, находившийся под
властью турок. Не единожды во время русскотурецких войн того времени город был
разрушен, и поэтому никак не мог быть
убежищем беглецов. Хрущук был такой же
мечтой и легендой, как мифы о Беловодье.
Но все-таки Лесков сохраняет в рассказе тот
мифический город, как символ несбыточных
надежд крепостных на свободу и счастье в
крепостническом государстве.
32.
Поминки
И заключительный аккорд
рассказа — только одно
предложение: “Более ужасных
и раздирающих душу поминок
я во всю мою жизнь не
видывал”. В этой короткой
фразе выразилась вся
душевная боль автора за
поруганное человеческое
достоинство и загубленные
жизни своих героев. А виной
всему —несправедливые,
уродливые общественные
отношения — крепостное
право и жестокость людей.
33.
«Страдатели»
Повесть «Тупейный
художник» вызывает у
читателей чувство
сострадания к
подневольным
крепостным людям,
судьба которых всецело
зависит от их господ.
Автор в произведении
словами главной героини
говорит, «что простых
людей ведь надо беречь,
простые люди всё ведь
«страдатели».
34.
Н.С. Лескова
«Мне за народ
очень помереть
хочется».