Ход урока.
- Водное слово учителя.
Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.
- Реферат по биографии Горького.
- Характеристика раннего этапа творчества писателя.
Ранние рассказы Горького носят романтический характер.
Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.
Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.
Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.
Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.
Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.
— Приведите примеры, доказывающие это.
Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.
В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».
Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.
Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»
- Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.
— Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?
(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.
Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)
— Какова мотивировка характеров героев?
(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.
Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.
Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)
— Каков смысл противопоставления Данко и Лары?
(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.
Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
Подумаем, чего испугался осторожный человек.
Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.
Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя.)
V. Беседа.
Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.
— Как раскрываются в композиции образы героев?
(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.
В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.
Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)
— В чем конфликт произведения и как он разрешается?
(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –
покориться любимому человеку ни один не захотел.)
— Какова позиция автора и как она выражена?
(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)
— Какова реализация автором конфликта?
(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)
-Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?
(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)
— Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?
(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)
— Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?
(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)
— Какова роль портрета героев в рассказе?
(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным
носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)
— Каково значение слова «хищник»?
(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)
— Какова роль Гаврилы в рассказе?
(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)
— Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?
(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».)
VI Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.
- Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
- Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
- Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
- Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
- С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
- Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
- В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
- В чем вы видите особенности романтизма Горького?
Д.З. Читать пьесу М.Горького «На дне».
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 8.
Тема. Композиция романтических рассказов А.М.Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».
Цель:
-
выявить особенности ранней прозы М. Горького, отметив ее народно-поэтические истоки; рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького; отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры;
-
развивать речь учащихся;
-
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Эпиграф.
Для него поэтические места, красавицы, моря, соколы, ужи,
отстраненные отшельники, богатыри –
живой поэтический материал…
Тематика первоначального Горького песенная.
Стихи выгибают стенки его прозы.
Его проза плавает в стихах.
В. Шкловский
Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво,
как «Старуху Изергиль» написал.
М. Горький
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя.
Раннее творчество М. Горького (90-е годы XIX века первой половины 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Ища, «как Диоген, Человека» (слова самого писателя), он искал сам себя.
Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).
Антигерой обычно реализуется как субъект, не захотевший или испугавшийся осуществить свое «я», а потому теряющий индивидуальное, – растворяется в безликости.
Писатель ищет в действительности ориентиры, необходимые для самоопределения в противоречивом, «пестром» мире.
Человек и человеческое как сущее – вот что находится в центре внимания автора, социальное же начало не является определяющим и в целом мало значит. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром.
Этот интерес проявился, например, в новых для русской литературы героях: босяках и «выламывающихся из своего класса» персонажах. Любимые герои писателя – это цыгане, нищие, воры.
Нельзя сказать, что он идеализирует воров, но тот же Челкаш, с точки зрения моральных качеств, стоит несоизмеримо выше крестьянина.
В этом вопросе Горький полемизирует с Толстым. (Заметим, Л. Толстой, отвечая в своем дневнике на вопрос, почему «обратили внимание на Горького», пишет: «Мы все знаем, что босяки – люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их неверны, преувеличены, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь».)
В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца…». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».
В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.
Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).
Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.
В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам.
Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»).
Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.
Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление подчеркнуть философскую значимость происходящего.
Выражением романтического идеала стала «Песня о Буревестнике». В ней была раскрыта жажда нравственного преображения мира, победа на редкость отважного и сильного духа.
3.Заранее подготовленный ученик читает наизусть «Песню о Буревестнике».
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет… Гром грохочет…
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
4. Работа с текстом рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к числу шедевров раннего творчества Горького.
1. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить?
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями.
Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей – стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.
Трехчастная композиция играет в рассказе большую идейно-художественную роль, позволяя писателю установить связь между степными легендами и реальной действительностью.
Композиция рассказа ассоциируется с вертикалью: это как бы постепенное восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» – важнейшего мифологического символа мироздания.
С этой точки зрения Ларра соответствует «низу» – царству смерти: он и возникает как тень, «темней и гуще, чем другие», плывущая «ниже сестер». Рассказчица – с ее необыкновенной, но человеческой судьбой – воплощает «срединность». Данко, высоко поднявший в руке сердце, символизирует «верх».
2. Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – сын земной женщины и орла. Сказочные персонажи, рожденные от брака человека и животного, нередко являются носителями высших начал: добра, силы, справедливости, красоты. Но в легенде Изергиль кровь Ларры как бы объясняет его бесчеловечность.
Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Птицы в сказках всегда переносят героя в иное царство. Часто в этом качестве выступают орлы.
Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.
Бездумное следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в противоположность.
Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему:
«Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно ее я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.
Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». Особое значение получает эпизод попытки самоубийства Ларры.
Нож, которым он бьет себя в грудь, сломался – «точно в камень ударили им». Камень – универсальный знак, иероглиф смерти, знак вычеркивания, упразднения.
Судьбу Ларры определил суд человеческий. Поэтому суть наказания – отторжение от людей. Физическая смерть была бы признанием за Ларрой человеческой природы, включением в естественный порядок: ведь смерть – одна из сторон жизни, норма. Его мольба о смерти – попытка возвратиться к гармоническому началу, жизни.
3. Почему Ларра отвергнут людьми?
Законы племени тоже жестоки: и среди людей убийства – не редкость, страх царит и здесь. Девушка не пошла с Ларрой, потому что боялась отца.
Преступление Изергиль комментирует так: «впервые при них так убивали женщину». Однако отказ «поклониться» кому бы то ни было нельзя воспринимать как знак высокого духовного строя персонажа.
В данном контексте «поклонение» означает веру. Именно об этом спрашивают Ларру люди, пытаясь понять его поступок. Конфликт Ларры и его соплеменников – это конфликт веры и безверия. «Отверженный» не знает ни добра, ни зла, ни смысла своего бытия.
Мерилом всех вещей он сделал свое желание, а потому заведомо обречен, ибо не понимает себя: «…сам неверно понимаю то, что случилось».
О таких, как Ларра, Горький в своем очерке приводит слова Толстого: «Неверующий не может любить… Душа таких людей – бродяга, она живет бесплодно…». Обреченный на вечное скитание Ларра бесплоден.
Настаивая на своем первенстве, он требует поклонения себе. Но «отверженный» одинок: «Всем даже страшно стало, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».
Когда Ларра решается умереть, показывая, что он не будет защищаться, люди «остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками».
Мудрец понимает Ларру и придумывает ему наказание, страшнее которого нет на свете: «Тогда один из людей догадался и крикнул громко: не троньте его! Он хочет умереть!» Услышав смех людей, Ларра задрожал – испугался. Он потерял, пожалуй, единственное привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и красоту, превращаясь в бесформенную тень.
4. В чем привлекательность образа Данко?
В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество.
От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.
Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его деяния – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого.
«Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием.
Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то и пошли за ним, что «верили в него».
Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы.
Изергиль восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».
5. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.
Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».
Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.
Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени.
И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Ларра боится людского смеха, теряется, услышав его, превращается в бесформенную тень.
Смех звучит и в конце легенды о Данко: «Данко… кинул… радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Это смех победы над страхом, смертью и бесчеловечностью. Противопоставление Данко и Ларры оформляется как антитеза человеческого – бесчеловечного. Противопоставление смеха / жизни и смерти характерно для Горького. В рассказе «Читатель» собеседник – alter ego автора – говорит о необходимости «возбудить в человеке жизнерадостный смех, очищающий душу».
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно.
А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».
6. Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Древние легенды мудры и поучительны, и старая, иссохшая от времени Изергиль, скрипучий голос которой «звучал так, как будто это роптали все забытые века», рассказывает их молодым.
Но в круг ее повествования включается и повествование о собственной юности, которая кажется Изергиль, как часто бывает в старости, более красивой и веселой, чем юность новых поколений.
Образ Изергиль противоречив, отчетливо не проявлен. В воссоздании жизни героини многое остается нераскрытым. Это объясняется и тем, что Изергиль говорит лишь о том, что наиболее запомнилось ей из прошлого.
Юная Изергиль была олицетворением стихийного вольнолюбия. Она хотела ярко жить, петь и смеяться («Я, как солнечный луч, живая была») и, бросив ткать «ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.
Но она была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко).
Об этой борьбе Изергиль имеет смутное представление, но ее влечет героическое. Изрубленный в сражениях поляк ей милее богатого пана с золотом. И сама Изергиль оказалась способна на смелый, самоотверженный поступок, когда полюбила по-настоящему.
Спасая из плена любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна своему представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка, предложенной из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчиков. Они – носители народной правды, поэтому рассказы часто называются их именами.
Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига?
III. Подведение итогов урока.
– В чем смысл жизни по Горькому?»
IV. Домашнее задание.
Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».
7
Слайд 1Композиция романтических рассказов М. Горького
Слайд 2Цель урока: проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.
Слайд 3Авторская позиция в ранних романтических рассказах Горького проявляется не только в
противопоставлении героев, но и в самой структуре произведения, в элементах композиции, в конфликте.
Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.
Слайд 4— В чём особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?
Композиция
«Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот приём часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.
Слайд 5— Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев?
В композиции важную
роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О её необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала.«Может быть, её красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как чёрт в праздник», «увидал её и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жёны к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.
Слайд 6Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались
с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конём». Образ не просто романтический — сказочный, с фольклорными формулировками.
— В чём конфликт произведения и как он разрешается?
Слайд 7Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что
только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел.
— Какова позиция автора и как она выражена?
Слайд 8Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остаётся в
тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.
Слайд 9— Какова реализация автором конфликта?
В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах
идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал — доведенный до крайности. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что её судьба ближе к полюсу Данко — она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе героиня предстаёт, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.
Слайд 10— Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?
Портрет героини противоречив.
Из её рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами».
Слайд 11Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама, старуха, сближает этих героев:
«Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Индивидуализм старухи, её рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру. Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.
Слайд 12— Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?
Автобиографический герой — единственный
реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.
Слайд 13С помощью каких художественных приёмов создаётся картина места действия в рассказе
«Челкаш»?
Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия — порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.
Слайд 14— Какова роль портрета героев в рассказе?
Портрет героя в первой части
раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал».
Слайд 15— Каково значение слова «хищник»?
Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный».
Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам — орлу, соколу, ястребу.
— Какова роль Гаврилы в рассказе?
Слайд 16Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому
парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает своё деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».
Слайд 17— Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Челкаш»?
В третьей части,
диалоге Челкаша и Гаврила окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошёл берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».
Слайд 18Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор,
но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу и человеком-то Горький не называет — он находит ему определение «гнус».
Слайд 19Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького
— Как вы понимаете принцип
«романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.
— Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
— Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
— Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
— Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
— В чём, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького — Челкаша и Гаврилы?
— В чём вы видите особенности романтизма Горького?
Слайд 20Домашнее задание
Читать пьесу «На дне».
Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.
Содержание:
- 1 Романтизм ранних рассказов Горького
- 2 Основные черты
- 3 Что такое революционный романтизм?
- 4 Старуха Изергиль
- 5 Макар Чудра
- 6 Челкаш
- 7 Особенности романтизма Горького
Романтизм ранних рассказов Горького
К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.
Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.
Основные черты
Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.
Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.
Что такое революционный романтизм?
Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.
Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.
Старуха Изергиль
В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.
Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.
Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.
Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.
Макар Чудра
В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.
Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.
Челкаш
Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.
Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.
Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.
Особенности романтизма Горького
Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.
Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.
Автор: Сергей Безруков
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Композиция
романтических рассказов
М. Горького
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Цель урока: проследить, как в
композиции рассказов
раскрывается замысел писателя.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Авторская позиция в ранних романтических
рассказах Горького проявляется не только в
противопоставлении героев, но и в самой структуре
произведения, в элементах композиции, в конфликте.
(построение
Композиция
художественного
произведения) подчинена одной цели — наиболее
героя,
полно
являющегося выразителем авторской идеи.
раскрыть
образ
главного
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— В чём особенности композиции
рассказов «Макар Чудра» и «Старуха
Изергиль»?
Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» —
рассказ в рассказе. Этот приём часто встречается в
литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои
рассказов выражают свои представления о людях, о
том, что считают ценным и важным в жизни. Они
словно создают систему координат, по которой можно
судить и о них.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— Какую роль в композиции играют
портретные характеристики героев?
В композиции важную роль играют портретные характеристики.
Портрет Радды дается опосредованно. О её необычайной красоте мы
узнаем по реакции людей, которых она поражала.«Может быть, её
красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как
свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как чёрт в праздник»,
«увидал её и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и
предложение идти в жёны к тому магнату: «кабы орлица к ворону в
гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота
равновелики в этой героине.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы
легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как
ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей
богу! Словно его ковали из одного куска железа
вместе с конём». Образ не просто романтический
— сказочный, с фольклорными формулировками.
— В чём конфликт произведения и как
он разрешается?
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара,
Макар Чудра полагает, что только так и должен
воспринимать жизнь настоящий человек, только
так между любовью и гордостью разрешается
смертью обоих — покориться любимому человеку
ни один не захотел.
— Какова позиция автора и как она
выражена?
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Образ повествователя — один из самых незаметных, он
обычно остаётся в тени. Но взгляд этого человека,
путешествующего по Руси, встречающегося разными
людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в
данном случае геройрассказчик) является важнейшим
предметом изображения, критерием авторской оценки
действительности, средством выражения авторской
позиции. Заинтересованный взгляд повествователя
отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его
точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и
есть авторская оценка — восхищение силой, красотой,
поэтичностью, гордостью.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— Какова реализация автором конфликта?
к
людям
любовь
выражающий
В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах
и
идеал,
самопожертвование, и антиидеал — доведенный до
крайности. Эти две легенды как бы обрамляют
повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая
Ларру, героиня думает, что её судьба ближе к полюсу
Данко — она тоже посвящена любви. Но из рассказов о
себе героиня предстаёт, скорее, жестокой: она с
легкостью забывала прежнюю любовь ради новой,
оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие
поражает.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— Какую роль в композиции играет портрет
старухи Изергиль?
Портрет героини противоречив. Из её рассказов можно представить, как хороша она
была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито
нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когдато
глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, словно
старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна
освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами
на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные
ямы, и в одной из них лежала прядь пепельноседых волос, выбившихся изпод красной
тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана
морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что
сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый
скелет с тусклыми чёрными глазами».
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Черты портрета Ларры, о котором рассказывает
сама, старуха, сближает этих героев: «Он живет
тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и
ветер распылил их». Индивидуализм старухи, её рассказы
о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся
в тени, сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с
сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти
тень» напоминают повествователю Ларру. Так с
помощью портрета сближаются образы Изергиль и
Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого
автора.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— Как соотносятся романтизм и реализм в
рассказе?
Автобиографический герой — единственный реалистический
образ в ранних романтических рассказах Горького.
Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились
типические обстоятельства русской жизни 1890х годов. Развитие
капитализма привело к тому, что со своих мест оказались
сорванными миллионы людей, многие из которых составили
армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не
нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический
герой Горького принадлежит к таким людям.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
С помощью каких художественных приёмов
создаётся картина места действия в рассказе
«Челкаш»?
Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе
обрисовано место действия — порт: «Звон якорных цепей, грохот
сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных
листов, откудато падающих на камень мостовой, глухой стук дерева,
дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно
резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных
солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового
дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина:
прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие,
придающее динамизм описанию.
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— Какова роль портрета героев в рассказе?
Портрет героя в первой части раскрывает его характер:
«сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»;
«всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое,
хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с
«горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами».
Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей
хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и
покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт
той хищной птицы, которую он напоминал».
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— Каково значение слова «хищник»?
Обратим внимание, сколько раз встретился
эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть
героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет
своих героев птицам — орлу, соколу, ястребу.
— Какова роль Гаврилы в рассказе?
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш
противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню.
Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого
Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и
добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт»,
то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни
Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому
примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу,
Челкаш вспоминает своё деревенское прошлое: «Он чувствовал
себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того
порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в
его жилах».
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
— Как проясняется авторская позиция в
развязке рассказа «Челкаш»?
В третьей части, диалоге Челкаша и Гаврила окончательно
проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы
трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на
преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила
вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить
то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так:
Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел
на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул,
спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошёл
берегом в сторону, противоположную той, где скрылся
Челкаш».
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ
Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный,
смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу и
человекомто Горький не называет — он находит ему
определение «гнус».
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького
— Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
Обоснуйте ответ.
— Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова
роль пейзажа?
— Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу
я, не живут люди, а все примеряются»?
— Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль»,
наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами
можно сопоставить этого «осторожного человека»?
— Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
— В чём, повашему, смысл противопоставления героев Горького — Челкаша и
Гаврилы?
— В чём вы видите особенности романтизма Горького?
Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)
Домашнее задание
Читать пьесу «На
дне».