Композиция сказки бедный волк салтыкова щедрина

На чтение 8 мин. Опубликовано 02.04.2020

Сатирический стиль в форме аллегории часто использовали в своих произведениях многие русские классики. Он хорошо прослеживается и в творчестве Салтыкова-Щедрина. Анализ сказки «Бедный волк» яркий тому пример. Через образы разумных животных автор передаёт всю тонкость понимания смысла жизненных ценностей, которые индивидуальны для каждого человека.

Содержание

  1. Описание сюжета
  2. План анализа
  3. История создания
  4. Тема произведения
  5. Основная мысль
  6. Главные герои
  7. Выводы и мораль

Описание сюжета

Современным читателям не всегда понятны термины, которые использует в своём произведении «Бедный волк» Салтыков Щедрин. Краткое содержание простыми словами поможет ученикам лучше понять смысл сюжета и прочувствовать атмосферу повествования.

Жизнь матёрого лесного волка сводилась к постоянному добыванию пропитания. В охоте не было ему равных. Зверь никогда не сидел голодным, всегда знал, где и чем можно поживиться. Не брезговал он и походами в деревню, чтобы утащить домашний скот. Иногда его добычей были неосторожные люди.

Лесные звери не любили и боялись волка. Называли его душегубом и бандитом. Не было у зверя естественных врагов кроме медведя. Вот как-то попался он к топтыгину в лапы. Но лесной гигант был не только сильным, но и мудрым животным. Убивать он волка не хотел, решил сначала поучить злодея уму разуму. Просил он пообещать, что не будет больше серый хищник лишать зверюшек жизни, но волк отказался.

Попался волк к топтыгину в лапы

Объяснил он медведю, что врать не умеет, поэтому обещать ничего не будет. Убивает он не для развлечения, а для пропитания. В его рацион входит только мясо, и он не виноват, что ничем другим волки питаться не могут. И дело даже не в нём самом, иногда нужно и волчице с волчатами еду приносить. Не может отец оставить голодным своих детей.

Медведь его слушал и понимал, что серый бандит прав. Не ради забавы он убивает зверей, а ради того, чтобы выжить. Так уж в природе заложено — один должен умереть, чтобы жил другой. Не смог медведь волка убить, отпустил его на все четыре стороны. А тот опять за своё взялся. Зверей убивать, да у людей скот таскать.

Однажды утащил с поля маленького несмышлёного ягнёнка. Пока волок его к лесу, малыш просил его отпустить. Да так слёзно кричал, что тронул душу старого волка. Вспомнил хищник слова медведя и, наконец, понял их смысл:

  • убивать нельзя;
  • каждая жизнь бесценна;
  • даже самая глупая зверушка тоже хочет жить.

Отпустил волк ягнёнка, а сам залёг в своё логово. Долго он думал, да никак не мог найти выход из положения. Если он перестанет убивать, то сам умрёт от голода, а если не перестанет, то так и останется для всех убийцей и злодеем.

Понял он, что единственный выход — это собственная быстрая смерть. Но у животного даже рук нет, чтобы их на себя наложить. Не может, он получается, даже умереть по собственному желанию. Хотел сначала к мужикам выйти, да испугался, что замучают его пока не умрёт, поэтому лежал и выл в логове по ночам, призывая к себе лёгкую смерть.

Однажды смерь сжалилась над раскаявшимся хищником и послала в лес охотников с ружьями. Волк увидел их и пошёл прямо на выстрел. Последнее что он помнит — это удар в лоб и осознание свободы.

Произведение хоть и считается сказкой, но имеет глубокий подтекст. На примере мыслящих зверей автор хотел показать, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому для разбора лучше использовать краткое содержание. «Бедный волк» был написан в 1883 году. Для современного читателя в сказке многие термины не совсем понятны, а это может исказить смысл произведения.

План анализа

На уроках литературы ученикам часто предлагается сделать небольшой анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк». Для того чтобы чтобы он выглядел красиво и гармонично, сначала следует составить небольшой план:

Составление плана

  • Год написания — 1883.
  • Автор — Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин.
  • Тема — смысл жизни лесного волка.
  • Основная мысль — не всё так просто, как кажется сразу.
  • Герои — волк и медведь.
  • Мораль и вывод — у каждой медали всегда две стороны.

Этот краткий план анализа поможет ученикам понять и расставить по полочкам все аспекты рассказа, а также облегчит задачу при пересказе или написании сочинений.

История создания

Сказка написана в 1883 году, она продолжила серию аллегорических произведений автора. В ней писатель затрагивает тему непонимания в обществе отдельных категорий людей. Навешивание ярлыков на неугодных для власти граждан процветало в то время очень сильно. Не разбираясь в обстоятельствах дела и жизни человека в целом, власть могла объявить кого угодно вне закона и её мнение было единственно верным.

Именно это разделение общества на чёрное и белое хотел показать автор. На примере волка — злого хищника, убийцы и злодея, писатель показывает так называемое общественное зло. Люди видят в звере только плохое, не задумываясь, что побуждает его совершать злые поступки и есть ли выбор.

Тема произведения

Зверь волк

Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.

Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:

  • честен;
  • бесстрашен;
  • умён.

Писатель, как бы спрашивает читателя, вправе ли кто-то судить зверя за то, над чем тот не властен. Волк — хищник, убивать в его природе.

Основная мысль

Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.

Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.

Волк и ягненок

Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:

«Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»

На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.

Главные герои

Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.

Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.

Медведь ругает волка

Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.

Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.

Выводы и мораль

В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.

Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:

  • бездушие;
  • недальновидность;
  • жестокость.

Дети читают сказку «Бедный волк»

Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.

В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.

Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.

  1. Краткие содержания
  2. Салтыков-Щедрин
  3. Бедный волк

Произведение «Бедный волк» было создано Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1883 году. История представляет себе сатирическую сказку, сюжет которой основывается на судьбе лесного хищника, привыкшего существовать исключительно за счет совершаемых им убийств других живых созданий.

Всем известно о том, что наиболее опасным и беспощадным зверем в лесу является волк, способный уничтожить весь скот, имеющийся у крестьянина. Однако и мужики яростно преследуют таких хищников, и противостояние между волками и охотниками никогда не прекращается.

В лесу обитает волк, который ради удовлетворения собственного голода без колебаний убивает не только коров и овец, но и людей. Однажды хищнику доводится встретиться с медведем, который пытается пробудить у волка совесть и сострадание, объясняя ему, что нельзя лишать жизни всех подряд. В то же время волк настаивает на том, что он от рождения является хищником и не может иным образом прокормить свою семью. Медведь вынужден принять его позицию, правда, волк обещает, что в дальнейшем он все же будет стараться уменьшить количество убийств. По мнению медведя, оптимальным избавлением для всех станет уход из жизни самого волка.

Однако на самом деле хищник вовсе не становится менее агрессивным и кровожадным, число его жертв постоянно растет. Но с возрастом волк замечает, что ему становится все тяжелее передвигаться, к тому же один из крестьян повреждает позвоночник зверя с помощью палки. Волк видит, что он уже не может справиться с собаками, он также не в состоянии теперь расправиться с овцой. Зверь все чаще страдает от голода, вынуждающего его выть на протяжении ночных часов.

Однажды волку все же удается захватить одного ягненка, но хищник, услышав его отчаянную мольбу, все же отпускает свою жертву. Волк укладывается в берлоге и начинает дожидаться собственной кончины, однако жизнь продолжается, несмотря на то, что хищник уже давно фактически голодает. Волк полагает, что люди его прокляли из-за того, что он погубил множество животных и принес немало горя окрестным крестьянам.

Когда в лесу появляются охотники, хищник добровольно предстает перед ними, мечтая о смерти. Чувствуя, как череп раскалывает выпущенная из ружья пуля, волк с облегчением думает о том, что теперь его невыносимые страдания, наконец, завершатся.

Из сказки можно сделать вывод о том, что природа хищника такова, что он не в силах жить, не убивая. Но в то же время и к волку нельзя не почувствовать жалости, поскольку и он является живым существом, которое также имеет право на существование.

Читательский дневник.

Другие произведения автора: ← Карась-идеалист↑ Салтыков-ЩедринМедведь на воеводстве →

История создания

Сказка написана в 1883 году, она продолжила серию аллегорических произведений автора. В ней писатель затрагивает тему непонимания в обществе отдельных категорий людей. Навешивание ярлыков на неугодных для власти граждан процветало в то время очень сильно. Не разбираясь в обстоятельствах дела и жизни человека в целом, власть могла объявить кого угодно вне закона и её мнение было единственно верным.

Именно это разделение общества на чёрное и белое хотел показать автор. На примере волка — злого хищника, убийцы и злодея, писатель показывает так называемое общественное зло. Люди видят в звере только плохое, не задумываясь, что побуждает его совершать злые поступки и есть ли выбор.

Стиль написания

Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

Анализ творчество Салтыкова-Щедрина

Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

Главные герои

Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.

Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.

Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.

Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.

Тема произведения

Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.

Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:

  • честен;
  • бесстрашен;
  • умён.

Писатель, как бы спрашивает читателя, вправе ли кто-то судить зверя за то, над чем тот не властен. Волк — хищник, убивать в его природе.

Выводы и мораль

В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.

Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:

  • бездушие;
  • недальновидность;
  • жестокость.

Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.

В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.

Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.

План анализа

На уроках литературы ученикам часто предлагается сделать небольшой анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк». Для того чтобы чтобы он выглядел красиво и гармонично, сначала следует составить небольшой план:

  • Год написания — 1883.
  • Автор — Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин.
  • Тема — смысл жизни лесного волка.
  • Основная мысль — не всё так просто, как кажется сразу.
  • Герои — волк и медведь.
  • Мораль и вывод — у каждой медали всегда две стороны.

Этот краткий план анализа поможет ученикам понять и расставить по полочкам все аспекты рассказа, а также облегчит задачу при пересказе или написании сочинений.

Михаил Салтыков-Щедрин – Бедный волк

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Бедный волк”

Описание и краткое содержание “Бедный волк” читать бесплатно онлайн.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.

Не легко ему пропитание его достается. Смерть‑то ведь никому не сладка, а он именно только со смертью ко всякому лезет. Поэтому кто посильнее – сам от него обороняется, а иного, который сам защититься не может, другие обороняют. Частенько‑таки волк голодный ходит, да еще с помятыми боками вдобавок. Сядет он в ту пору, поднимет рыло кверху и так пронзительно воет, что на версту кругом у всякой живой твари, от страху да от тоски, душа в пятки уходит. А волчиха его еще тоскливее подвывает, потому что у нее волчата, а накормить их нечем.

Нет того зверя на свете, который не ненавидел бы волка, не проклинал бы его. Стоном стонет весь лес при его появлении: «Проклятый волк! убийца! душегуб!» И бежит он вперед да вперед, голову повернуть не смеет, а вдогонку ему: «Разбойник! живорез!» Уволок волк, с месяц тому назад, у бабы овцу – баба‑то и о сю пору слез не осушила: «Проклятый волк! душегуб!» А у него с тех пор маковой росинки в пасти не было: овцу‑то сожрал, а другую зарезать не пришлось… И баба воет, и он воет… как тут разберешь!

Говорят, что волк мужика обездоливает; да ведь и мужик тоже, как обозлится, куда лют бывает! И дубьем‑то он его бьет, и из ружья в него палит, и волчьи ямы роет, и капканы ставит, и облавы на него устраивает. «Душегуб! разбойник! – только и раздается про волка в деревнях. – последнюю корову зарезал! остатнюю овцу уволок!» А чем он виноват, коли иначе ему прожить на свете нельзя?

И убьешь‑то его, так проку от него нет. Мясо – негодное, шкура жесткая – не греет. Только и корысти‑то, что вдоволь над ним, проклятым, натешишься да на вилы живьем поднимешь: пускай, гадина, капля по капле кровью исходит!

Не может волк, не лишая живота, на свете прожить – вот в чем его беда! Но ведь он этого не понимает. Если его злодеем зовут, так ведь и он зовет злодеями тех, которые его преследуют, увечат, убивают. Разве он понимает, что своею жизнью другим жизням вред наносит? Он думает, что живет – только и всего. Лошадь – тяжести возит, корова – дает молоко, овца – волну, а он – разбойничает, убивает. И лошадь, и корова, и овца, и волк – все «живут», каждый по‑своему.

И вот нашелся, однако ж, между волками один, который долгие веки все убивал да разбойничал и вдруг, под старость, догадываться начал, что есть в его жизни что‑то неладное.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Похожие книги на “Бедный волк”

Книги похожие на “Бедный волк” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Основная мысль

Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.

Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.

Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:

«Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»

На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.

Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание помогает преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска. В свою очередь гротеск помогает взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это помогает осознать всю нелепость ситуации.

Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противостояние Добра и Зла. У Салтыкова‑Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои общества» – крестьяне или интеллигенция, «угнетатели – угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому‑либо герою своих сказок. Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь подвергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности – нет пощады только предателям.

С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам – волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей, которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком, который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.

Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда благополучный, чаще всего он бывает трагическим. Почему писатель не пытается создать произведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец противоречил бы самим принципам Салтыкова‑Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор. Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собственными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только большой страх мог бы хоть каким‑то образом помочь их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.

Персонажи сказок Салтыкова‑Щедрина делятся на животных, которые наделены человеческими качествами в традиции русской народной сказки; людей – представителей современной писателю эпохи, былинные и библейские образы. Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правильности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобразную гордость.

Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют актуальность и по сей день. Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами. Всегда были и будут вечно уверенные в своей правоте начальники‑самодуры, безропотные подчиненные и просто лентяи, любящие поразмышлять о судьбах человечества, при этом ничего не делая для того, чтобы сделать жизнь прекраснее. Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловеческих моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку помощи. Намного легче осудить человека, чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем, воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.

Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание помогает преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска. В свою очередь гротеск помогает взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это помогает осознать всю нелепость ситуации.

Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противостояние Добра и Зла. У Салтыкова‑Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои общества» – крестьяне или интеллигенция, «угнетатели – угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому‑либо герою своих сказок. Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь подвергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности – нет пощады только предателям.

С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам – волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей, которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком, который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.

Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда благополучный, чаще всего он бывает трагическим. Почему писатель не пытается создать произведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец противоречил бы самим принципам Салтыкова‑Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор. Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собственными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только большой страх мог бы хоть каким‑то образом помочь их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.

Персонажи сказок Салтыкова‑Щедрина делятся на животных, которые наделены человеческими качествами в традиции русской народной сказки; людей – представителей современной писателю эпохи, былинные и библейские образы. Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правильности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобразную гордость.

Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют актуальность и по сей день. Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами. Всегда были и будут вечно уверенные в своей правоте начальники‑самодуры, безропотные подчиненные и просто лентяи, любящие поразмышлять о судьбах человечества, при этом ничего не делая для того, чтобы сделать жизнь прекраснее. Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловеческих моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку помощи. Намного легче осудить человека, чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем, воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.

Произведением «Бедный волк» Салтыков-Щедрин продолжил сказку «Самоотверженный заяц». Автор сам указывает, что между ними прослеживается явная связь. Если ознакомиться с рассказами, станет ясно, что так и есть. Анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина позволяет понять: зверь не виновен в том, что убивает. Тема произведения — жизнь самого жестокого и одновременно несчастного хищника, который вынужден губить других, чтобы выжить.

Оглавление:

  • Краткое содержание
  • Анализ произведения
  • Основная идея

Бедный волк анализ

Краткое содержание

Волка принято считать самым страшным хищником в лесу, он не помилует ни зайца, ни овцы. Хищник способен вырезать весь скот у мужика и оставить голодной семью. Конечно, если человека сильно разозлить, он может жестоко отомстить этому зверю. Хищника ненавидят не только люди, но и животные.

Анализ сказки бедный волк

Жил-был один волк. Он погубил немало коров, убил егеря и мальчишку. Однажды судьба свела его с медведем, который тоже испытывал к нему лютую ненависть. Топтыгин не стал убивать волка. Ему захотелось пробудить в нём совесть. Он стал объяснять ему, что нельзя уничтожать всех подряд, так как это очень плохо. Однако волк ответил ему, что он хищник и не способен жить иначе. Если он никого не убьёт, то его семья не прокормится. Медведь всё понял и отпустил негодника. Хищника стала мучить совесть, он осознал, что жил неправильно, поэтому решил реже убивать.

Но в действительности он стал охотиться на домашний скот ещё чаще. Зверь зачастил ходить в деревню, теперь он бывал здесь каждую ночь. Когда он досыта наедался, то сразу засыпал сладким сном, а проснувшись, снова принимался за старое. Волк бы ещё долго это делал, но стал чувствовать себя хуже. Ему уже было сложнее передвигаться, незаметно подкралась старость. После того как один человек ударил зверя по спине палкой и повредил позвоночник, добыча пищи стала для него ещё более трудной задачей.

Бедный волк

Хищник понимает, что уже не может справиться с собаками, которых раньше с лёгкостью одолевал. Убить овцу ему также не под силу. Стал бедняга выть от голода по ночам. Как-то ему всё же удалось украсть ягнёнка из стада. Пока он тащил его в зубах, тот стал жалобно просить, чтобы его отпустили. Уж очень хотелось жить этому малышу. До этого все животные молчали, смирившись со своей печальной участью. Волк вспомнил разговор с медведем и решил отпустить ягнёнка.

Главный герой пришёл в свою берлогу и там стал дожидаться смерти. Он не был готов покончить жизнь самоубийством, поэтому принял решение умереть от голода. На протяжении долгого времени он не ел ничего, только иногда ловил ворон, но смерть всё не приходила. Однажды он подумал, что проклят за свои грехи, ведь столько загубил ни в чём не повинных живых существ. Как-то пришли в лес охотники. Волк сам к ним вышел и склонил голову. Когда он почувствовал, как от пули раскололся его череп, понял, что теперь больше мучиться ему не придётся.

Анализ произведения

Главным героем этой сказки является «злодей» волк. Несмотря на многочисленные убийства хищника, автор его не обвиняет. Он объясняет, что волку больше ничего не остаётся, как губить чужие жизни, ведь он не может питаться травой и нуждается в мясе, как и волчица с детьми. К тому же в лесу он не самый сильный хищник.

Бедный волк салтыков щедрин

Его часто называют проклятым разбойником, что вызывает ещё большую злость. Ясно, что хищник не способен испытывать милосердие, ему сложно отпустить пойманную добычу. Иногда приходится идти на риск, а порой — голодать. Если повезёт, утащит овцу, но потом ему и его деткам люди ещё долго будут вспоминать этот случай.

Вначале автор рассуждает об абстрактном хищнике, потом переходит к конкретному персонажу — матёрому волку. Этот герой никогда не был голодным, он всё время тратил силы на охоту, стараясь от души. Можно сказать, что он работал усердно. Природа наградила его ловкостью и силой. Однажды он угодил в лапы к медведю, который был гораздо проворнее его.

Топтыгину было известно, что таким, как он, волки тоже могут навредить. Будучи главным в лесу, медведь понимает, что все ненавидят этого хищника. При этом нет никакого смысла в его убийстве, ведь даже шкура никуда не годится. Мишка не хочет марать лапы, он осознаёт, что волк — это не только зло, но и польза, иначе бы не было его в природе.

Медведь интересуется, есть ли у зверя совесть. Тот объясняет, что вынужден выживать, приводя в пример более хитрую лису. Топтыгин отпускает волка, однако говорит ему, что если бы находился на его месте, то жизнью бы дорожить не стал.

Анализ сказки салтыкова щедрина

Постарев и значительно ослабев, волк вспоминает слова Мишки. Однажды он уносит ягнёнка, который начинает просить его о пощаде. Волк проявляет сострадание и отпускает бедного малыша. Зверь начинает морить себя голодом, он не рад своей роли в этой жизни и понимает, что только смерть спасёт его от угрызений совести и душевных мучений. Он ждёт освобождения, но оно не приходит. Язык этого произведения стилизован под XIX век, в тексте встречаются слова:

  • шибко;
  • корысть;
  • разбойничать;
  • клясть.

Вывод произведения: каждый живёт так, как ему от природы положено.

Основная идея

Это философская сказка, в которой главный персонаж — почти лирический герой, он выступает эдаким страдальцем, при чтении произведения возникает желание пожалеть его. Разумеется, здесь идёт речь о людях, а не о животных. Волк олицетворяет злодеев «волею судьбы». Однако автор указывает, что каждый способен измениться и встать на путь исправления. Мораль рассказа заключается в том, что хищник не в состоянии избежать убийств, но у него есть право на жизнь.

Салтыков-Щедрин отразил в своих сатирических сказках ключевые проблемы гражданского общества. Основная идея рассказа является очень простой и очевидной. Рождённый хищником не может превратиться в травоядного, природу не изменишь. Образ главного героя отражает фигуру чиновника, находящегося у власти.

Бедный волк салтыков щедрин

Сначала писатель оправдывает зверя, объясняя, что таким безжалостным его сделала сама природа. Чтобы выжить, он вынужден есть мясо, поэтому приходится убивать. Автор считает, что с этой точки зрения хищник достоин жалости, ведь не каждое животное хочет оказаться чьей-то добычей. Это означает, что волку надо проявить чудеса охоты, чтобы прокормиться.

Нередко он ходит битый и голодный. От этого зверь воет по ночам, заставляя людей и животных трепетать от ужаса. Они слышат в этих стонах не печаль и тоску, а лишь угрозу своей безопасности. Не проходит и дня, чтобы кто-то не проклял хищника. Люди обвиняют в своих бедах именно его. Однако от мёртвого волка тоже нет никакого толку:

Бедный волк сказка

  • его шкура никому не нужна;
  • мясо слишком жёсткое.

Одним словом, жизнь этого зверя не задалась с любой стороны.

Волк вспоминает о словах медведя, только когда становится немощным. Однажды Топтыгин сказал ему, что с такой грешной жизнью следует мечтать о лёгкой смерти. Зверь видит своё существование совершенно бессмысленным.

Единственное, что он хочет, так это как можно быстрее перестать дышать. Однако реализовать это желание не так-то просто. Он долго не ест, но смерть всё не приходит. Волк проводит дни и ночи, предвкушая свою кончину и проклиная себя за то, что не может обойтись без убийств.

Если нужно написать сочинение или составить план произведения, краткое содержание позволит быстро ознакомиться со сказкой и выполнить задание.

Сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»

Краткий сюжет

Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.

 онятие жестокости

Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.

Начинается рассказ с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким зверем, который мешает их спокойствию. Все ненавидят зверя за его происки: он то овцу съест, то зайца выловит.

Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.

Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.

Основная мораль произведения в том, что нельзя никого осуждать. Каждый человек, как и животное индивидуален. И жизнь сама направляет и указывает, как нужно выживать.

В сказке всего 2 основных персонажа:

  1. Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
  2. Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.

Если рассматривать план произведения, читателям отчетливо видно, что образы из сказки имеют много общего с людьми. Если человек не такой, как все, его начинают дразнить и изгонять из общества. Они не задумываются, что он не виноват в своей индивидуальности, таким его сотворила природа.

Стиль написания

Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

Анализ творчество Салтыкова-Щедрина

Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

Сказка «Бедный волк» относится к позднему периоду творчества. Рассказы аллегории, где героями выступают сознательные животные, не редкость у Салтыкова, но сказка о бедном волке отличается особо тяжелым содержанием. В ней писатель размышляет о жестокости и ее причинах, о людях угодных и неугодных для общества, но к определенности так и не приходит. Так почему же волк – образ зла и жестокости, наречен автором бедным?

История создания

В России после 1830-х годов в либеральное народное движение активно проникают идеи социализма. Теория равенства и всеобщего блага не осталась писателем без внимания и он создает несколько сказок на эту тему, таких как «Карась-идеалист», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», причем две последние сказки связаны, это можно понять по словам автора в экспозиции.

Сюжет

Волк самый жестокий зверь в лесу. Его все проклинают за душегубства, а он не может не есть мяса: то овцу задерет, то мальчишку. На волка стенает весь лес.

Однажды медведь изловчился поймать серого и задумал его судить. Но, поговорив с волком, косолапый отпустил его, так как понял, что не может осудить его за то, что он добывал себе пропитания. Пока волк был молод он много убивал и ел.

Но постарел он, оплешивел, стал ни на что негодный. В конце концов измученный зверь, не способный загнать и зайца, выходить к охотникам, чтобы принять смерть.

Образ волка

Так повелось, что в русском фольклоре волка не любят. Над ним потешается хитрая лиса, его лупят охотники, да даже поросята поджигают хвост. Серый волк – главный мерзавец или реже глупец, с которым любо дело разделаться.

Салтыков-Щедрин рассмотрел этот образ иначе. Он сосредоточил внимание на том, что единственная пища для волка мясо, и, чтобы выжить, ему приходиться убивать. И тогда ненависть окружающих неоправданна, потому что волк хоть и делает много худого, но не знает об этом: «Он думает, что живет –только и всего».

Но не один волк злодействует в сказке. Наравне с ним в жестокости писателем поставлены люди. Они убивают животных на охоте, но почему-то не осуждают друг друга. Вот и получается, что волка выбрали объектом ненависти, и всю жизнь он вынужден мириться с враждебностью, не имея возможности изменить это. Поэтому волк и назван бедным.

Идея

В этой сказке Салтыков-Щедрин борется с таким пороком людей как предосуждение. Часто, дав определение человеку, мы словно навешиваем на него ярлык, совершенно забывая, что у любой вещи две стороны медали. Поэтому нельзя разделять людей на добрых и злых, ведь это бесполезно.

2 вариант

Салтыков-Щедрин в сказке «Бедный волк» продолжает идею произведения «Самоотверженный заяц» о том, что все поступки и поведение человека в обществе так или иначе влияет на других людей, их поступки.

Во всеобщем сознании волк – это хищник, злодей, пожирающих других зверей. В этом произведении волк предстает тем же хищником, но только мы видим волка с другой стороны. Он вынужден убивать, для того, чтобы выжить. Отсюда и сочувствие «бедный» волк. И это не насмешка, не своеобразный юмор. Волк действительно лишен выбора, он убивает своих жертв не ради получения богатства, это не доставляет ему удовольствия. Если он не поест – будет выть от голода, пугая не только зверей, но и людей.

Выходя на охоту – он не знает, вернется ли живым сам. Люди устраивают ловушки, охотятся на него, да и можно попасться в лапы более крупного зверя. Однажды так и случается, его ловит медведь. Медведь дает ему выбор – отказывайся от убийств и я тебя отпущу. На что волк ему отвечает – а как же я откажусь? Я ведь по-другому не могу жить? Отказавшись от убийств, я умру от голода сам. Медведь жалеет волка, ведь сам он может питаться медом, малиной и жить припеваючи. Но говорит волку — лучше –мереть, чем жить так.

Волк живет дальше, но эта мысль не дает покоя ему. Состарившись, он сам решает пойти на смерть, ведь так жить ему уже действительно невозможно. Он страдает от внутренних противоречий, от непонимания того, почему его сотворили именно таким. Волк не выбирал быть ему убийцей или нет, за него всё решили. И к тому же, он не нашел понимания у других зверей. И вот, волк принял решения самому выйти к охотникам, и, не сопротивляясь, сдаться в лапы смерти.

В произведении «Бедный волк» четко прослеживается отсылка к взаимоотношению людей в нашем обществе. Если ты «не такой», тебя задирают, обзывают, изгоняют из общества, всячески избегают. Изгои не понимают, за что с ними так, ведь они не выбирали, быть им такими или не быть. Очень часто таких людей посещают мысли о самоубийстве, а некоторые доводят эту мысль до исполнения.

Важно помнить, что на месте «бедного волка» может оказаться любой, и проявлять сочувствие и доброту, попытаться взглянуть на мир глазами этого человека.

В 1830 году на территории России активно продвигалась идея социализма. Понятие общего равенства было смыслом написания многих произведений. Салтыков-Щедрин также не остался в стороне и создал несколько аллегорических произведений, таких как «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк». Анализ сказки дает понять, что последние произведения связаны между собой.

«Бедный волк» - анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Краткий сюжет

Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.

«Бедный волк» - анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.

Начинается рассказ с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким зверем, который мешает их спокойствию. Все ненавидят зверя за его происки: он то овцу съест, то зайца выловит.

Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.

Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.

Основная мораль произведения в том, что нельзя никого осуждать. Каждый человек, как и животное индивидуален. И жизнь сама направляет и указывает, как нужно выживать.

В сказке всего 2 основных персонажа:

  • Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
  • Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.
  • Если рассматривать план произведения, читателям отчетливо видно, что образы из сказки имеют много общего с людьми. Если человек не такой, как все, его начинают дразнить и изгонять из общества. Они не задумываются, что он не виноват в своей индивидуальности, таким его сотворила природа.

    Стиль написания

    Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

    «Бедный волк» - анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Риголетто» — краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке

    Следующая

    Краткое содержание«Манон Леско» — краткое содержание оперы Дж. Пуччини

    • Сочинения
    • По литературе
    • Другие
    • Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

    Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

    Сказка «Бедный волк» относится к позднему периоду творчества. Рассказы аллегории, где героями выступают сознательные животные, не редкость у Салтыкова, но сказка о бедном волке отличается особо тяжелым содержанием. В ней писатель размышляет о жестокости и ее причинах, о людях угодных и неугодных для общества, но к определенности так и не приходит. Так почему же волк – образ зла и жестокости, наречен автором бедным?

    История создания

    В России после 1830-х годов в либеральное народное движение активно проникают идеи социализма. Теория равенства и всеобщего блага не осталась писателем без внимания и он создает несколько сказок на эту тему, таких как «Карась-идеалист», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», причем две последние сказки связаны, это можно понять по словам автора в экспозиции.

    Сюжет

    Волк самый жестокий зверь в лесу. Его все проклинают за душегубства, а он не может не есть мяса: то овцу задерет, то мальчишку. На волка стенает весь лес.

    Однажды медведь изловчился поймать серого и задумал его судить. Но, поговорив с волком, косолапый отпустил его, так как понял, что не может осудить его за то, что он добывал себе пропитания. Пока волк был молод он много убивал и ел.

    Но постарел он, оплешивел, стал ни на что негодный. В конце концов измученный зверь, не способный загнать и зайца, выходить к охотникам, чтобы принять смерть.

    Образ волка

    Так повелось, что в русском фольклоре волка не любят. Над ним потешается хитрая лиса, его лупят охотники, да даже поросята поджигают хвост. Серый волк – главный мерзавец или реже глупец, с которым любо дело разделаться.

    Салтыков-Щедрин рассмотрел этот образ иначе. Он сосредоточил внимание на том, что единственная пища для волка мясо, и, чтобы выжить, ему приходиться убивать. И тогда ненависть окружающих неоправданна, потому что волк хоть и делает много худого, но не знает об этом: «Он думает, что живет –только и всего».

    Но не один волк злодействует в сказке. Наравне с ним в жестокости писателем поставлены люди. Они убивают животных на охоте, но почему-то не осуждают друг друга. Вот и получается, что волка выбрали объектом ненависти, и всю жизнь он вынужден мириться с враждебностью, не имея возможности изменить это. Поэтому волк и назван бедным.

    Идея

    В этой сказке Салтыков-Щедрин борется с таким пороком людей как предосуждение. Часто, дав определение человеку, мы словно навешиваем на него ярлык, совершенно забывая, что у любой вещи две стороны медали. Поэтому нельзя разделять людей на добрых и злых, ведь это бесполезно.

    2 вариант

    Салтыков-Щедрин в сказке «Бедный волк» продолжает идею произведения «Самоотверженный заяц» о том, что все поступки и поведение человека в обществе так или иначе влияет на других людей, их поступки.

    Во всеобщем сознании волк – это хищник, злодей, пожирающих других зверей. В этом произведении волк предстает тем же хищником, но только мы видим волка с другой стороны. Он вынужден убивать, для того, чтобы выжить. Отсюда и сочувствие «бедный» волк. И это не насмешка, не своеобразный юмор. Волк действительно лишен выбора, он убивает своих жертв не ради получения богатства, это не доставляет ему удовольствия. Если он не поест – будет выть от голода, пугая не только зверей, но и людей.

    Выходя на охоту – он не знает, вернется ли живым сам. Люди устраивают ловушки, охотятся на него, да и можно попасться в лапы более крупного зверя. Однажды так и случается, его ловит медведь. Медведь дает ему выбор – отказывайся от убийств и я тебя отпущу. На что волк ему отвечает – а как же я откажусь? Я ведь по-другому не могу жить? Отказавшись от убийств, я умру от голода сам. Медведь жалеет волка, ведь сам он может питаться медом, малиной и жить припеваючи. Но говорит волку — лучше –мереть, чем жить так.

    Волк живет дальше, но эта мысль не дает покоя ему. Состарившись, он сам решает пойти на смерть, ведь так жить ему уже действительно невозможно. Он страдает от внутренних противоречий, от непонимания того, почему его сотворили именно таким. Волк не выбирал быть ему убийцей или нет, за него всё решили. И к тому же, он не нашел понимания у других зверей. И вот, волк принял решения самому выйти к охотникам, и, не сопротивляясь, сдаться в лапы смерти.

    В произведении «Бедный волк» четко прослеживается отсылка к взаимоотношению людей в нашем обществе. Если ты «не такой», тебя задирают, обзывают, изгоняют из общества, всячески избегают. Изгои не понимают, за что с ними так, ведь они не выбирали, быть им такими или не быть. Очень часто таких людей посещают мысли о самоубийстве, а некоторые доводят эту мысль до исполнения.

    Важно помнить, что на месте «бедного волка» может оказаться любой, и проявлять сочувствие и доброту, попытаться взглянуть на мир глазами этого человека.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

    Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

    Популярные сегодня темы

    • Анализ произведения Алиса в стране чудес Кэрролла 5 класс

      По жанру произведение можно отнести к сказке – абсурду. Её написал английский математик, который увлекался литературой и написанием стихов. Льюис Кэрролл — это его псевдоним.

    • Анализ романа Пушкина Евгений Онегин сочинение

      Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творческом пути Александра Сергеевича Пушкина. Он создал самое крупное произведение художественной литературы в стихах

    • Сочинение Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского

      Данное произведение, является не чем иным, как протест происходящему в той жизни, в которой жил автор. Он явно выражал, своё не довольство, к изменению жизни людей.

    • Сочинение Игры моего детства

      Игры были важной частью моей жизни в детстве. Свободного времени было много и нужно было как-то развлекать себя. Но с возрастом я поняла, что эти развлечения повлияли на становления меня и развили во мне определенные качества.

    • Характеристика Ани Раневской и Пети Трофимова в Вишневом саде Чехова

      Аня Раневская и Петя Трофимов выступают представителями молодого поколения в комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». В отличие от других героев, их мало заботит продажа вишнёвого сада за долги

  • Композиция сказки аленький цветочек
  • Композиция сказки 5 класс литература
  • Композиция русской народной сказки о животных
  • Композиция романтических рассказов горького
  • Композиция романа отцы и дети моноцентрическая трехчастная рассказ в рассказе кумулятивная