«Гуси лебеди» — анализ русской сказки
«Гуси лебеди» — анализ русской сказки
Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.
Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои «Гуси-лебеди»:
1.Братец
2.Сестрица
3.Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
4.Баба Яга
5.Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»
Начало сказки традиционное:
Зачин (Жили – были….) Экспозиция (наказ родителей)
Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Читать сказку Гуси-лебеди
Читать другие русские народные сказки
Анализ сказки «Гуси лебеди»
На чтение 2 мин Обновлено 30 июня, 2020
Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, жанр, кто главные герои произведения, чему учит сказка «Гуси-лебеди».
Содержание
- «Гуси лебеди» анализ сказки
- Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
- Герои сказки «Гуси-лебеди»:
- Особенности композиции сказки:
«Гуси лебеди» анализ сказки
Жанр — сказки
Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Главная мысль: нужно ответственно относиться к поручениям взрослых.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои сказки «Гуси-лебеди»:
- Братец
- Сестрица
- Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
- Баба Яга.
- Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки:
- Начало сказки традиционное: Зачин (Жили – были….)
- Экспозиция (наказ родителей)
- Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
- Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
- Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах
- Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
- Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?
Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.
Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?
Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители
- Определите конфликт в сказке.
Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.
- Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?
Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)
- Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?
«Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)
«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)
- Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?
Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)
- Передаются ли в сказке переживания героев?
«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»
- Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?
Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.
Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.
- Чего добивается герой сказки и как ему это удается?
Девочка находит братца и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)
- Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?
Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.
- Как сказка создает образы противников героя?
В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»
- Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?
Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.
- Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.
- Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?
Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.
- Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?
Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.
- Как разрешается конфликт в сказке?
Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.
- Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?
В этой сказке нет пословиц.
- Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
На чтение 8 мин. Опубликовано 02.04.2020
В русском фольклоре существует большое количество сказок, которые учат детей слушаться родителей, быть внимательными и добрыми к другим. Многие из этих сочинений были придуманы народом, но в дальнейшем записаны авторами, пройдя небольшую художественную обработку. Чтобы лучше понять русский фольклор, стоит не только прочитать, но и записать «Гуси-лебеди» в читательский дневник.
Содержание
- История создания
- Характеристика героев
- Композиция произведения
- Краткое содержание
- Художественные особенности
- Пересказ для читательского дневника
- Образец сочинения
- Анализ сказки
- Отзывы читателей
История создания
В настоящее время существует несколько вариантов сказки. Самыми распространёнными являются в обработке Александра Афанасьева, Любови Воронковой и Алексея Толстого. Но в последнее время в школьный учебник для литературного чтения помещают сказку Воробьёва.
В аннотации к рассказу говорится, что в одной семье росли дочь и сын. Когда же родители уехали по делам, то оставили старшую дочь присмотреть за братом. Девочка, заигравшись, забывает о нём, а его уносят гуси-лебеди, поэтому вскоре героиня отправляется на поиски брата, где ей предстоит пройти ряд испытаний, чтобы спасти его и вернуться домой.
Характеристика героев
В популярной сказке героев не так уж и много. Есть в этом произведении как основные персонажи, так и эпизодические действующие лица, которые помогают понять основную мысль всего русского народного произведения. К главным героям сказки «Гуси-лебеди» можно отнести следующих персонажей:
- девочка;
- её младший брат;
- гуси-лебеди.
Главная героиня весёлая и озорная, но только в начале сюжета она оказывается безответственной, так как забыла наставление родителей и не следила за младшим братом. А вот гуси—лебеди оказываются коварными птицами, которые похищали маленьких детей, а затем уносили их к Бабе Яге. Но есть в волшебном тексте и другие герои:
- родители детей;
- Печка;
- Яблоня;
- Ёжик;
- Речка.
Эпизодические персонажи в тексте сказки положительные. Эти природные помощники девочки делают всё необходимое, чтобы её не нашла баба-яга и героиня со своим братом могла вернуться домой.
Композиция произведения
При изучении известной сказки на уроках в школе учитель должен объяснять ребятам не только о том, чему учит она, каков её жанр, но и обязательно нужно остановиться на композиции произведения. А она в известной сказке зеркальная. Это означает, что девочка совершает один и тот же путь туда и обратно и встречает на своём пути одних и тех же персонажей, поэтому текст повторяется.
А вот время и пространство в сказке выделяются особенно, так как автор конкретно не указывает определённого места и времени. Зато мир делится на 2 части: живые люди и тёмный лес, где обитают злые силы, подобные Бабе Яге. Все приключения происходят с девочкой в лесу, помогая приобретать новые умения и навыки.
Если же говорить о времени, события происходят в течение одного дня. Это и неожиданный отъезд родителей, и похищение мальчика, и путешествие по тёмному лесу, и возвращение сначала девочки, а затем её родителей домой. Сам же сюжет построен классически:
- зачин («Жили-были»);
- экспозиция (поручение следить за братом);
- завязка (похищение мальчика);
- кульминация (найден мальчик в избушке Яги);
- развязка (побег и возвращение домой).
При изучении краткого содержания сказки следует отметить, что в сюжете много действия, а также часто используется число 3, которое для русских сказок является традиционным. Так, девочка встречает на своём пути 3 волшебных предмета, которые после испытаний помогают ей добраться домой.
Краткое содержание
«Гуси-лебеди» Воробьева начинаются с того, что жили-были старик и старуха, у которых было двое детей. Старшая девочка была умной и смышлёной, а сынок был совсем ещё маленьким. Утром собрались родители уходить, а дочери наказали никуда со двора не бегать, брата одного не оставлять и внимательно за ним следить.
Когда родители уехали, девочка посадила на травку братца, а сама стала играть с подружками. Да так она заигралась, что совсем позабыла и о мальчике, и об обещании. А в это время из тёмного леса прилетели гуси и забрали малыша. Когда же героиня вернулась, во дворе никого не обнаружила. Она подняла голову и увидела на небе, как гуси исчезали за тёмным лесом. Поняла тогда девочка, что это они похитили её младшего брата.
Бросилась героиня в погоню. На её пути сначала встретилась Печка, которая предлагала съесть её аппетитный пирожок, но девочка отказалась. Затем она повстречала Яблоню, которая предлагала полакомиться лесными яблочками, но и тут отказалась героиня. После этого показалась Речка с кисельными берегами, и опять был отказ.
Зато встреча с ёжиком оказалась очень полезной, так как он помог девочке добраться до избушки бабы-яги. Увидев своего братца, девочка его схватила и бросилась бежать домой через тёмный лес. Но их заметили коварные птицы и тут же кинулись в погоню. Когда они добежали до речки, то попросили ее их спрятать, а для этого девочка съела немного киселя. Речка спрятала детей. Тоже повторилось и с яблоней, когда она скушала яблоко, а затем печка укрыла их, когда та съела пирожок.
Когда же дети благополучно вернулись домой, вскоре они встретили и родителей. О том, что с ними произошло, сестра с братом рассказывать не стали.
Художественные особенности
Краткое содержание сказки «Гуси-лебеди» помогает выявить и художественные особенности. Так, в лексике присутствует много архаизмов. Например, «воротились», «кликала», «причитывала» и другие. А из-за того, что глаголов в тексте больше, чем прилагательных, создаётся и насыщенность по действию, по развитию сюжета: «бежала-бежала», «полетели-полетели».
Есть в сказочном тексте и слова, где образование дефисное: «яблоня-матушка», и другие. Встречается много эпитетов: «тёмный лес», «чистое поле». Есть также анафоры: «Ёжик! Ёжик!», а также большое количество вопросительных и восклицательных предложений.
Пересказ для читательского дневника
В классе ученики стараются не только прочитать произведение, но и отвечают на вопросы и дают характеристика главным героям. Следует также объяснить заголовок сказки, желательно заполнить читательский дневник. В него можно поместить либо краткий пересказ сюжета, либо же составить план всего произведения:
- Родительский наказ.
- Героиня заигралась.
- Похищение малыша.
- Поиски брата.
- Избушка бабы-яги.
- Девочка находит братца.
- Дорога домой и встреча с Речкой, Яблоней и Печкой.
- Возвращение домой.
Стоит с ребятами на уроке внимательно читать сказку и делать её анализ. Ведь она учить любить своих близких людей, заботиться о них. При анализе ребята должны не только описать испытания, которые встретились на пути девочки, но и кратко сделать вывод, что нужно быть ответственным, решительным и смелым человеком, тогда эти качества помогут добиться любых целей.
В дневнике для чтения можно описать, как выглядят картинные герои, которых всегда много в учебниках к сказке. Иллюстрации написаны многими художниками. Также можно поместить и описание понравившегося эпизода. Например, когда девочка убегает от бабы-яги и прячется от птиц.
Образец сочинения
Известна всем детям и взрослым сказка про девочку, которая не следила за своим братцем и его унесли птицы в избушку к Бабе Яге. Она увлекательная, так как в ней много интересных моментов, заставляющих переживать, чтобы дети благополучно вернулись домой.
Девочка оказывается очень решительной, так как не боится отправиться в лес за поиски брата, зайти в дом бабы-яги и затем убегать от погони. Она соглашается на любые условия тех, кто действительно им может помочь и, не обижая Яблоню, Печку и Речку, спасается сама и выручает своего брата.
Стоит понимать, что от того, какой путь выберет человек, какими будут его поступки, зависит, как потом будут относиться другие. Оказывая помощь всем, можно стать настоящим другом и найти друзей для себя.
Анализ сказки
Это волшебное произведение учит помогать всем. Но стоит всегда помнить о близких людях и никогда не бросать их в беде. А вот родителей обязательно следует слушаться. У русского народа существует огромное количество пословиц, которые отражают главную мысль этой сказки:
- Глаза боятся, а руки делают.
- Есть нужда, будешь есть и калачи.
- Смотрят не начало дела, а на его конец.
В сказке хорошо, что девочка всё-таки поняла, что поступила неправильно, когда бросила сначала брата одного, нарушив просьбу родителей, а затем, когда отказывала в просьбе Речке, Печке и Яблоне. Но она осознала свои ошибки и на обратной дороге, исправив их, смогла спастись сама и спасти своего брата, поэтому это волшебное произведение оканчивается благополучно.
Отзывы читателей
Невероятная сказка! Девочка очень понравилась, так как смелая, отправилась в тёмный лес за братом.
Ваня, 8 лет
А мне понравились Печка и Речка, которые так просили девочку съесть пирожка и выпить киселя.
Алёна, 7 лет
Я поняла, прочитав сказку, что нужно всегда всем помогать. Теперь никогда не брошу друга в беде.
Алиса, 11 лет