Композиция сказки иван царевич и серый волк

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства. 

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Популярные сегодня темы

  • Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь

    Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

  • Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение

    В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

  • Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна

    «Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

  • Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей

    Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру

  • Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии

    Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Летающий конь

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг

В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова

BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты

Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак

Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Урок по литературному чтению в 3 классе в МБОУ ООШ п.Алханчурт

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Подготовила и провела:

учитель Бестаева Н. А.

24. 09. 2016 г.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению, тесты

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели

— Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

— На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Презентация прилагается)

III. Актуализация знаний

  1. — Докажите, что литературное произведение — это сказка. Что такое сказка?

Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  1. — К какому виду относится эта сказка?

  1. — Почему она волшебная?

Признаки волшебной сказки

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три поросёнка»… ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?

5) — Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3.»Сивка — Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

— Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) — Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример : Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Физкультминутка.

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.49 —

  1. Дополнительная работа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». (Презентация, слайд 1.)

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Приложение1)

VI. Рефлексия..

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

— Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 40-49), вопросы на с. 49 – 51.

Приложение 1.

Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________

Конспект урока
Тема.  Произведения фольклора. Волшебная сказка.

Русская народная сказка « Иван Царевич и Серый волк»

Цель урока: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать  текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.

Тип урока: комбинированный.

Универсальные  учебные действия:

Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют  и формулируют цель.

Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.

Коммуникативные: владеют способами  совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

Ход урока

Организационный момент.  Проверить подготовку  к уроку.

Речевая разминка.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай, да на ум смотай.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Прочитайте запись жужжащим способом. Что это?

Назовите части речи в поговорках.

Ребята, что такое поговорка? (фольклор)

Проверка домашнего задания. 

Дети представляют малые жанры фольклора. ( индивидуальная работа)

Постановка учебной задачи.  Мы повторили малые жанры фольклора. О каких жанрах мы не вспомнили? Читаем тему урока. О чём пойдёт речь на уроке?  А что вам знакомо из названия темы?

Актуализация знаний. Что такое сказка?

(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил) А какие сказки бывают по жанру? (бытовая,  волшебная, про животных)

Кто автор сказки « Иван-царевич и Серый волк»?  А какие ещё бывают сказки? (авторские)

Постановка цели. Что вы хотите  узнать? Предположите, о чём пойдёт речь в сказке?

Почему она волшебная? Дети называют признаки сказки.

Признаки волшебной сказки:

1.Зачин.

2.Волшебные предметы.

3.Сказочные слова и выражения.

4.Троекратный повтор.

5.Борьба добра и зла.

6.Победа добра.

7.Концовка.

Физминутка.

Работа по теме.  Работа с учебником  с. 5  

На сколько частей разделена сказка?(4)

Работа в группах. Вспомним правила работы в группе. Приём «Зигзаг».

Самостоятельное чтение произведения.

Разноуровневые задания для каждой группы (Приложение).

Группы по очереди представляют классу результат своей работы.

(Краткий пересказ свой части с опорой на задание. Определяют наличие признаков волшебной сказки.)

1. зачин ( Жил- был…)

2.волшебный предмет  (из золота яблоки, клетка, уздечка) 

3.сказочные слова ( ..долго ли , коротко…; ..что сидишь, пригорюнился.., ..куда путь держишь..)

4.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

5.Наличие борьбы добра со злом.

6.Добро победило.

7.Концовка ( Стали они жить-поживать…)

Рефлексия.

Ребята, оправдалось ли ваше предположение с содержанием сказки?

Чему научила вас эта сказка?

Какие пословицы относится к данной сказке? (все)

Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Кого бы вы хотели поблагодарить  в конце урока и за что?

Домашнее задание: учебник с.18, вопрос №8 , по выбору: краткий или подробный пересказ.

Приложение

1 группа

Есть в сказке зачин?

1.Как звали царя?

А) Борис  Б) Берендей   В) Иван Петрович

2. У царя было:

А) 3 сына  Б) 1 сын и 1 дочь  В) 5 сыновей

3. Царь имел:

А) огород с картофелем  Б) сад с золотыми яблоками   В) поле пшеницы

4. Кто поймал за хвост Жар-птицу?

А) старший брат  Б) средний брат  В) младший брат

5.Почему опечалился царь:

А) хотел смартфон  Б) хотел поймать Жар-птицу   В) хотел учиться в нашей школе

2 группа

1.Братья отправились:

А) вместе в одну сторону  Б) в разные стороны   В) с места не сдвинулись

2. Кто съел коня младшего брата:

А) волк Б) моль  В) старшие братья

3. У кого хранилась золотая клетка с Жар-птицей:

А) у директора школы  Б) у царя Афрона   В) у Людмилы Степановны

4.Что нельзя было трогать?

А) клетку  Б) шапку  В) конфеты

5.Кого нужно привести Ивану царю Афрону:

А) стадо коров  Б) коня златогривого   В) своего друга

3 группа

1.Как зовут царя, у которого был конь златогривый:

А) Кусман Б) Костя   В) Николай

2. На что позарился Иван:

А) компьютер   Б) уздечку  В) яблоко

3. Как звали дочь царя Далмата:

А) Елена Далматовна  Б) Ленка В) Елена Прекрасная

4.Кто выкрал дочь царя?

А) волк  Б) Иван  В) медведь

5.На чём добирались герои сказки до царя Кусмана, чтобы отдать Елену Прекрасную:

А) на такси  Б)на  школьном автобусе   В) на волке

Найдите в тексте пословицу и объясни её смысл.

4 группа

1.Как отблагодарил Иван Серого волка:

А) три раза поклонился до земли и с уважением  Б) стол накрыл  В) подарил наклейку

2. Как встретились братья:

А) радостно Б) убили брата и всё украли  В) они прошли мимо друг друга

3. Чем спас Волк Ивана:

А) газировкой  Б) вызвал МЧС  В) живой и мёртвой водой

4.Как было наказало зло?

А) волк растерзал виновных  Б) в тюрьму посадили  В) поколотили

5.Иван вернулся домой :

А) с конём, Жар-птицей и невестой  Б) с покупками   В) с волком

Какова концовка у сказки?

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

  • Композиция сказки заюшкина избушка
  • Композиция сказки журавль и цапля
  • Композиция сказки жуковского спящая царевна 5 класс
  • Композиция сказки гуси лебеди
  • Композиция сказки городок в табакерке одоевский