- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
Основной темой сказки является поиск счастья.
Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.
Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.
Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.
Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.
Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.
Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Популярные сегодня темы
- Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь
Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
- Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение
В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.
- Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна
«Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.
- Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей
Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру
- Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии
Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
Основной темой сказки является поиск счастья.
Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.
Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.
Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.
Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.
Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.
Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
- Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
Другие персонажи:
- Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
- Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
- Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
- Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.
Летающий конь
Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:
Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!
А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.
Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.
Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг
В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова
BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $
Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.
Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились
Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.
Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.
Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.
У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.
Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты
Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак
Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Урок по литературному чтению в 3 классе в МБОУ ООШ п.Алханчурт
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»
Подготовила и провела:
учитель Бестаева Н. А.
24. 09. 2016 г.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:
— дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению, тесты
Ход урока
-
Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели
— Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:
Легенда, приданье народное,
Ребята её обожают,
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (Сказка)
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
— На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Презентация прилагается)
III. Актуализация знаний
-
— Докажите, что литературное произведение — это сказка. Что такое сказка?
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
-
— К какому виду относится эта сказка?
-
— Почему она волшебная?
Признаки волшебной сказки
1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
4) – Вспомните главных героев нашей сказки.
В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1.» Красная Шапочка»
-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
2.»Три поросёнка»… ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?
5) — Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:
1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
3.»Сивка — Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
— Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
6) — Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)
— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).
— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример : Доброе слово и камень точит.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Физкультминутка.
IV. Проверка домашнего задания.
Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.
V. Изучение нового материала.
-
Работа над сказкой.
Вопросы на с.49 —
-
Дополнительная работа.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». (Презентация, слайд 1.)
– Знакома ли вам эта картина?
– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?
– Каким изображен Иван?
– Какова Елена Прекрасная?
– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».
– Чем похожи обе картины?
– Каким настроением они проникнуты?
– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?
-
Тест к сказке (Приложение1)
VI. Рефлексия..
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)
— Чему научила вас эта сказка?
Рефлексия со смайликами.
Домашнее задание: перечитать сказку (с. 40-49), вопросы на с. 49 – 51.
Приложение 1.
Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».
1. Назовите имя царя _____________________
2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________
3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________
4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________
5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________
6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»
___________________________________________
7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?
_____________________________________________________________________
8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________
9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?
______________________________________________________
10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________
11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________
Конспект урока
Тема. Произведения фольклора. Волшебная сказка.
Русская народная сказка « Иван Царевич и Серый волк»
Цель урока: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.
Тип урока: комбинированный.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют и формулируют цель.
Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.
Коммуникативные: владеют способами совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.
Ход урока
Организационный момент. Проверить подготовку к уроку.
Речевая разминка.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай, да на ум смотай.
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Прочитайте запись жужжащим способом. Что это?
Назовите части речи в поговорках.
Ребята, что такое поговорка? (фольклор)
Проверка домашнего задания.
Дети представляют малые жанры фольклора. ( индивидуальная работа)
Постановка учебной задачи. Мы повторили малые жанры фольклора. О каких жанрах мы не вспомнили? Читаем тему урока. О чём пойдёт речь на уроке? А что вам знакомо из названия темы?
Актуализация знаний. Что такое сказка?
(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил) А какие сказки бывают по жанру? (бытовая, волшебная, про животных)
Кто автор сказки « Иван-царевич и Серый волк»? А какие ещё бывают сказки? (авторские)
Постановка цели. Что вы хотите узнать? Предположите, о чём пойдёт речь в сказке?
Почему она волшебная? Дети называют признаки сказки.
Признаки волшебной сказки:
1.Зачин.
2.Волшебные предметы.
3.Сказочные слова и выражения.
4.Троекратный повтор.
5.Борьба добра и зла.
6.Победа добра.
7.Концовка.
Физминутка.
Работа по теме. Работа с учебником с. 5
На сколько частей разделена сказка?(4)
Работа в группах. Вспомним правила работы в группе. Приём «Зигзаг».
Самостоятельное чтение произведения.
Разноуровневые задания для каждой группы (Приложение).
Группы по очереди представляют классу результат своей работы.
(Краткий пересказ свой части с опорой на задание. Определяют наличие признаков волшебной сказки.)
1. зачин ( Жил- был…)
2.волшебный предмет (из золота яблоки, клетка, уздечка)
3.сказочные слова ( ..долго ли , коротко…; ..что сидишь, пригорюнился.., ..куда путь держишь..)
4.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
5.Наличие борьбы добра со злом.
6.Добро победило.
7.Концовка ( Стали они жить-поживать…)
Рефлексия.
Ребята, оправдалось ли ваше предположение с содержанием сказки?
Чему научила вас эта сказка?
Какие пословицы относится к данной сказке? (все)
Доброе слово и камень точит.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Кого бы вы хотели поблагодарить в конце урока и за что?
Домашнее задание: учебник с.18, вопрос №8 , по выбору: краткий или подробный пересказ.
Приложение
1 группа
Есть в сказке зачин?
1.Как звали царя?
А) Борис Б) Берендей В) Иван Петрович
2. У царя было:
А) 3 сына Б) 1 сын и 1 дочь В) 5 сыновей
3. Царь имел:
А) огород с картофелем Б) сад с золотыми яблоками В) поле пшеницы
4. Кто поймал за хвост Жар-птицу?
А) старший брат Б) средний брат В) младший брат
5.Почему опечалился царь:
А) хотел смартфон Б) хотел поймать Жар-птицу В) хотел учиться в нашей школе
2 группа
1.Братья отправились:
А) вместе в одну сторону Б) в разные стороны В) с места не сдвинулись
2. Кто съел коня младшего брата:
А) волк Б) моль В) старшие братья
3. У кого хранилась золотая клетка с Жар-птицей:
А) у директора школы Б) у царя Афрона В) у Людмилы Степановны
4.Что нельзя было трогать?
А) клетку Б) шапку В) конфеты
5.Кого нужно привести Ивану царю Афрону:
А) стадо коров Б) коня златогривого В) своего друга
3 группа
1.Как зовут царя, у которого был конь златогривый:
А) Кусман Б) Костя В) Николай
2. На что позарился Иван:
А) компьютер Б) уздечку В) яблоко
3. Как звали дочь царя Далмата:
А) Елена Далматовна Б) Ленка В) Елена Прекрасная
4.Кто выкрал дочь царя?
А) волк Б) Иван В) медведь
5.На чём добирались герои сказки до царя Кусмана, чтобы отдать Елену Прекрасную:
А) на такси Б)на школьном автобусе В) на волке
Найдите в тексте пословицу и объясни её смысл.
4 группа
1.Как отблагодарил Иван Серого волка:
А) три раза поклонился до земли и с уважением Б) стол накрыл В) подарил наклейку
2. Как встретились братья:
А) радостно Б) убили брата и всё украли В) они прошли мимо друг друга
3. Чем спас Волк Ивана:
А) газировкой Б) вызвал МЧС В) живой и мёртвой водой
4.Как было наказало зло?
А) волк растерзал виновных Б) в тюрьму посадили В) поколотили
5.Иван вернулся домой :
А) с конём, Жар-птицей и невестой Б) с покупками В) с волком
Какова концовка у сказки?
Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.