Композиция сказки лиса и тетерев

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по литературе «Лиса и тетерев»»

ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»

Конспект урока по литературному чтению

в 1 «Ж» классе

МБОУ СОШ №41

на тему «Народная русская сказка. Лиса и тетерев.»

студентки группы П-143

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Егоровой Елены Олеговны

Допуск к уроку

Подпись учителя Гунькова А.Ю.

Дата проведения урока: 27 апреля 2018 года

Оценки:

За конспект ________

За урок ________

За наглядный материал ________

Итоговая оценка __________

г. Набережные Челны

Цель урока: познакомить учащихся с произведением устного народного творчества – русской сказкой «Лиса и тетерев».

Задачи урока:

1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом:
читать сказку целыми словами, воспитывать интерес
к сказкам и произведениям устного народного творчества.

Метапредметные:

Регулятивные:  планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами.

Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации с учебника, презентация, мультимедийный проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Я думаю, каждый сегодня откроет для себя что-то новое и интересное.

интересное.

Приветствуют

Работа с текстом до чтения

Что вы должны были подготовить на пересказ?

Спрашиваю 2-3 человек.

Что такое сказка?

Посмотрите на слайд.
Вам необходимо дать определение. «Устное народное творчество» — это что?

А что такое «уста»?

Посмотрите на доску.
На какие группы мы можем разделить жанры устного народного творчества?

К какой группе относится:

  • сказка

  • загадка

  • былина

  • пословица

  • частушка

  • колыбельная

Что мы ещё не назвали?

Посмотрите на слайд.
Кто изображён на нём?

Кто такой тетерев?

А теперь откройте учебник на странице 62 и прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Посмотрите на иллюстрацию рядом с текстом.

Где мы можем увидеть лису и тетерева?

Предположите, о чем будет наше произведение, с которым мы сегодня познакомимся? Что может случиться с тетеревом?

Народную русскую сказку «Лиса и рак»

Отвечают

Сказка — это жанр народного творчества, рассказывающий
о вымышленных событиях и героях

Уст.нар.творч. – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого
(из уст в уста) из поколения в поколение.

Уста-рот(определение)

Большие фольклорные жанры: Сказки, легенды, былины, историч.песни, лирич. песни, баллады, частушки.

Малые фольклорные жанры: Загадки, считалки, поговорки, игр. песни, колыбельн., дразнилки, пословицы.

Лиса и тетерев

Тетерев – крупная птица, обитающая в лесной зоне.

Лиса и тетерев

Рассматривают

В лесу

Отвечают

Работа с текстом во время чтения

Лиса и тетерев
Народная русская сказка

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Зачем лисица пришла проведать тетерева, как вы думаете?

— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Что означает фраза «на добром слове»?

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

Зачем лисица притворилась, что не расслышала?

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

Почему птицам опасно ходить по земле?

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, вчера указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Теперь уж звери друг друга не трогают.

Как вы понимаете слово «указ»?

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вон собаки бегут. Если бы всё было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

Почему лисица хотела бежать?

Как вы понимаете высказывание «навострила уши»?

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь указ есть, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

Что же хотела сделать лиса?

Удалось ли ей перехитрить тетерева?

Как вы думаете, почему данное произведение называется сказкой?

А сейчас ещё раз внимательно прочитаем по цепочке по одному предложению. Читаем выразительно. Сидим – спинки ровно. Начинаем с третьего ряда.

Слушают

Отвечают

Так говорят, когда выражают благодарность за оказанное внимание.

Отвечают

Отвечают

Указ – документ, устанавливающий общие правила; распоряжение высшей власти.

Отвечают

Навострить уши – значит, что кто-то прислушивается к звукам.

Съесть тетерева

Нет, он сам схитрил, на землю не спустился.

Выдуманная история, животные разговаривают

Читают

Работа с текстом после чтения

Ребята, вот мы и прочитали сказку.

Кто главные герои?

Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

О каком указе говорила лиса? Прочитайте в тексте, о чём был указ.

Посмотрите на картинку-иллюстрацию после сказки.
Как выглядят собаки, про которых сказал тетерев?

Посмотрите на слайд и внимательно прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит к сказке.

К нашей сказке подходит пословица:«Чего себе не хочешь, того и другому не делай».

 Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то не желай никому зла.

— Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

— А я думаю, что еще подойдет такая пословица:

«Правда, как ни прячь, наружу выйдет». Ведь Тетерев раскусил замысел Лисы.

Лиса и тетерев

Говорила, что не слышит тетерева

Указ объявлен, чтобы по всей земле мир был.

В костюмах, с ружьями, охотничьи собаки.

  1. Язык мягок – что хочет, то и лопочет.

  2. Семь раз примерь, один раз отрежь.

  3. Чего себе не хочется, того и другому не делай.

  4. Правда, как ни прячь, наружу выйдет.

Итог

С каким произведением сегодня мы познакомились?
К какому жанру литературы оно относится?

Чему нас научила нас сказка «Лиса и тетерев»?

Рефлексия – лайк и дизлайк

Народная русская сказка
«Лиса и тетерев»

Большой фольклорный жанр – сказки

Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Конспект
урока

по
литературному чтению

Русская
народная сказка «Лиса и тетерев» 1 класс

УМК
«Планета знаний».

Тип урока:
урок открытия нового знания с использованием технологии продуктивного чтения Н.
Н. Светловской. 

Цель:
знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с русской
народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

 2. Развивающие: Содействовать
формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников:
развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом,
сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

 3. Воспитывающие: Способствовать
нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному
творчеству.

                                                     Планируемые
результаты:

Предметные:  Совершенствовать
умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к
сказкам и произведениям  устного народного творчества

Метапредметные:                                  

·      
Регулятивные:
принимать
и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и
оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать
словесную оценку учителя и товарищей.

·      
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить
речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения,
проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные
связи.

·      
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных
точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные:
осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить
поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Оборудование:
учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки с характеристиками
героев, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации с учебника, презентация,
мультимедийный проектор.

I.    Организационный
момент.

Здравствуйте,
уважаемые гости, дети. Начинаем урок литературного чтения.

Дети, какие вы
сегодня красивые!

Дети произносят
слова:

                Мы
– умные!

                Мы
– дружные!

                Мы
– внимательные!

                Мы
– старательные!

                Мы
отлично учимся!

                Все
у нас получится!

— Ребята, сегодня
у нас гости. Повернитесь к гостям, а теперь  друг к другу, улыбнитесь и
пожелайте друг другу хорошего настроения. Именно  хорошее настроение — успех в
любой работе.

II.
Мотивация к деятельности.

— Ребята, а чем мы будем заниматься на
уроке литературного чтения?

— Мы будем читать, отвечать на вопросы,
рассуждать, думать, узнавать новое, будем учиться слушать друг друга.

Успех
в работе зависит ещё и от того, как вы будете говорить. Поэтому давайте
проведем речевую разминку.

Минутка
чтения. На экране: 

Дети читают хором.

— Ребята, а что это вы прочитали?
(считалку)

-А что такое считалка?

Считалка – это стихотворение, которое
помогает решить, кто начнёт игру, какая у него будет роль в этой игре. В
считалках часто встречаются необычные, придуманные слова.

-Как вы думаете, считалки надо знать?

-А для чего? Где вы можете применить их?
(когда играем)

3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.

— А давайте сейчас попробуем  с помощью
считалки выбрать ученика, который найдёт вот в этой шкатулке  что-то
интересное.

— Кто хочет посчитаться? (Дети считаются).

— Да, выйди, пожалуйста, сюда, открой
шкатулку. Что там? Прочитай.

Выходит ученик и берёт из шкатулки текст,
читает:

Обманывает
ловко.
Её боится мышка,
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. 

— Дети, что нам прочитал …

— Да. Это загадка. Отгадайте её.

— А как вы догадались, что это лиса?

— В сказках лиса обманывает, она ловит
мышей, зайцев, крадёт кур.

— Так что же такое загадка?

— Загадка описывает предмет, животное,
растение или явление природы. Загадка проверяет сообразительность. Надо
отгадать, о ком или о чём говорится в ней.

— Ребята, какой раздел начали изучать?

(Сказки).

— Когда возникли сказки?

— А вы любите читать сказки?

— Какое животное встречается чаще других в
сказках?

-Ребята, давайте вспомним все сказки, в
которых главным героем была лисица? Слайд.

Я вижу у вас на столах эти книжки,
покажите их и быстренько назовите.

— Я прочитал сказку «Лиса и волк»………

-Сегодня мы будем работать над сказкой, одним
из героев которой является, конечно же,…..

Посмотрите на экран. (На слайде
иллюстрация сказки «Лиса и тетерев»).

— Итак, какая сказка у нас в гостях?

— «Лиса и тетерев».

— Есть автор этой сказки?

— Нет, это русская народная сказка.

— Можно предположить по названию сказки,
кто главные герои?

(наверное, лиса, тетерев)

— Где можем проверить свои предположения?

(прочитать текст).

4. Постановка учебной задачи.

— Как всегда, перед чтением сказки давайте
определимся, какие задачи ставим перед собой? Начните говорить с помощью слов на
экране:

— узнать;

— познакомиться с …….

— учиться …….

( узнать о тетереве, познакомиться с новой
сказкой, учиться выразительно читать её, учиться слушать друг друга).

Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить?

— Да, все
сказки чему- то учат.

— В конце
урока вы мне назовёте  ответ на этот вопрос.

5. Открытие детьми нового знания.

-Ребята, а кто такой тетерев? Где мы можем
получить информацию?

— Да, нужно посмотреть в словаре учебника.

Прочитай, …… кто же такой тетерев.

Тетерев  — это крупная лесная птица.

Дополнительная информация. На слайде:

В лесах нашей огромной страны живет эта
красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом в форме лиры.
Лира – это музыкальный инструмент.  Тетеревов много и в лесах Ульяновской
области. Ведут они кочевой образ жизни (
перемещаются с места на место в
зависимости от количества провизии),
но зимой тетеревиные стаи обитают обычно в березовых
рощах, где питаются вкусными березовыми почками.

Тетерев отлично умеет нырять. Но только
не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и
целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием.
Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под
лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из
сугроба и улетает от опасности.
Тетерев — весит более полутора килограммов.

— Итак, давайте,
ребята, читать сказку. Откройте учебники на странице 62. Посмотрите
внимательно, что сначала мы должны сделать?

— Провести
словарную разминку.  

А) Словарная
разминка. На слайде.

— Повторите слова за мной хором.

  А теперь
сами прочитайте эти слова вполголоса; теперь  шёпотом.

— тетеревиный …. Что может быть? след, нос
;

— Что означает слово тетеревёнок? (птенец
тетёрки)

-Тетерев —  тетеревочек: какое из этих
слов ласковое?

Б) Разбор
непонятных слов

 — Прочитайте в словаре, что обозначает
слово «указ».

— (Указ – распоряжение, постановление
высшей власти).

Раньше все распоряжения властей шли из
города и все жители должны были им подчиняться.

Чтение сказки учителем. Постановка
проблемного вопроса:

— В каждой сказке лиса
пытается перехитрить, обмануть героев. Удастся ли ей перехитрить нового героя?

                                                               Сели
прямо!

Ножки вместе! Ручки полочкой на стол!

Поднимите ваши глазки.

Прочитаю я вам сказку!

Чтение
учителем до конца этой страницы.

— Ребята,
предположите, что сейчас случится, сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

—   Дослушаем сказку и узнаем, кто из вас оказался
прав.

— Подтвердились ли
наши предположения?
Кто из вас оказался прав?

(да, тетерев не
сошёл на землю).

— Что
значит выражение «навострить уши»? (навострить уши — это значит,  насторожиться, прислушаться, а когда животное
прислушивается, ушки у него приподнимаются).

-Понравилась
сказка?

— А
что было самым интересным? Удалось перехитрить лисе нового героя?

(Лиса
хотела выманить тетерева с дерева и съесть его, но мудрый тетерев сам
перехитрил её, напугав собаками).

6. Первичное закрепление. Выборочное
чтение.

Вы,
наверное, сами захотели прочитать сказку?

Как
приветствовала лиса тетерева? Прочитайте.

Что ответил на ее
приветствие тетерев?

— Что сделала
лиса, чтобы тетерев спустился на землю? Прочитайте.


Тетерев сказал, что боится зверей, не спустится. Что ещё придумала лиса?

  Найдите
строки, говорящие о содержании указа, прочитайте.

— Как
думаете, поверил тетерев, что такой указ
появился?         (тетерев знал, что
лиса хитрая и может обмануть)

— Что он
сказал лисе о собаках?  Прочитайте.

— Зачем
он так сказал? (хочет узнать, не обманывает ли его лиса).


Схитрил тетерев.

— Как
повела себя лиса после слов тетерева? Прочитайте.

— Чем
сказка закончилась? Прочитайте.

— Как
вы думаете, ребята, о чем думала лиса, когда убегала? (быстрее убежать).

Физминутка.

На охоту лиска шла.

И следы хвостом мела.

На лугу тетеревок,

От лисицы скок-поскок.

Осторожно, не зевай,

Вверх на дерево взлетай.

7. Самостоятельная
работа. Работа в группах.

— А сейчас проверим,  насколько
внимательны вы были при чтении сказки. Будете работать в группах. По окончании
работы даёте сигнал.

1 группа: Работа с иллюстрациями.

Ребята,
вы работаете с учебником. Рассмотрите иллюстрации к сказке.

Какой именно фрагмент проиллюстрировал
художник? Точен ли он в деталях? Какие слова из сказки можно подписать под
рисунками?

2 группа. Охарактеризуйте героев сказки.

— Какой была лиса, каким был тетерев? Соедините
стрелками.

(Это на карточках)

                                                  
хитрая

    Лиса                                     смышлёный   
                                  Тетерев

                                                 
находчивый

                                                 
беззаботная

                                               
легкомысленная

                                               
рассудительный

3 группа. Работа с
пословицами.

— Ребята, у вас на столах
лежат карточки с пословицами. Прочитайте их и выберите ту, которая подходит к
сказке.

Примеры пословиц и
поговорок.

1.    
Язык мягок –
что хочет, то и лопочет.

2.    
Семь раз
примерь, один раз отрежь.

3.    
Чего себе не
хочется, того и другому не делай.

4.    
Правда, как ни
прячь, наружу выйдет.

4 группа: Разделитесь на 2 подгруппы,  разыграйте диалог лисы и тетерева. Как в театре. Распределите роли, кто из вас хотел бы быть лисой?
А кто тетеревом? Кто автором?
 Постарайтесь
передать характер героев
.                                                                                                                                                                                                                      
Мы посмотрим, какая подгруппа выступит лучше всех.

На эту работу даю вам 5 минут.

8.Выступления групп.

Ребята, я вижу,  вы все готовы, 1 группа,  какое у вас
было задание?

— Подписать иллюстрации.

(На доску прикрепляют
иллюстрации, дети комментируют их, читают записи к рисункам).

— Обратили внимание: наши
герои как одеты?

(В старинные русские костюмы: сарафан –
верхняя женская одежда, кафтан верхняя мужская одежда).

— Молодцы. Как вы думаете,
ваши одноклассники справились с заданием, хорошо выступили?

Выступает 2 группа. Вы
даёте характеристику героям.

(На доске расположены  карточки
со словами, характеризующие персонажей сказки, а также,  иллюстрации с
изображениями  Лисы и Тетерева. Учащиеся выбирают карточку, крепят под
персонажами  и обосновывают свой выбор).

— А как вы понимаете
слова: льстивая, смышлёный, беззаботная?

Льстивая — от слова
лесть – угодливое, неискренне восхваление кого – либо, чтобы понравиться, чтобы
добиться своего.

Смышлёный –
сообразительный, понятливый.

Беззаботная — легко относящийся к житейским трудностям,
несклонный задумываться о своих делах и огорчаться неудачами.

— Ребята,  вы согласны с такой
характеристикой героев?

— 3 группа, вам слово.

-Какую пословицу вы
выбрали?

Дети читают свои
пословицы, комментируют(эта пословица не подходит к сказке;….)

— Мы думаем, что к нашей
сказке подходит пословица:

«Чего себе не хочешь,
того и другому не делай».

Если ты хочешь, чтобы к тебе
хорошо относились, то не желай никому зла.

— Относись к людям
так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

— А я думаю, что еще
подойдет такая пословица:

«Правда, как ни прячь,
наружу выйдет». Ведь Тетерев раскусил замысел Лисы.

Выступление
4 группы.

— А
теперь посмотрим, удалось  ли передать характер героев 4 группе?


Молодцы, настоящие артисты. Кто же выступил лучше всех?

— Все
молодцы!

— Ребята, почему план Лисы не удался? Чему учит сказка?

Нельзя
обманывать, не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит
различать, где добро, а где зло, учит мудрости.

— Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения
по законам правды, а не лжи.

 -Кто
из героев олицетворяет добро, а кто зло?

— Лиса
– зло, тетерев – добро.

 9.
Самооценка.


Ребята, мы ещё много сказок прочитаем, а вот из сегодняшней сказки,
 что для себя взяли? Начните свои ответы с любой фразы:


сегодня я понял(а)…

— мне
захотелось….

мне
было трудно….

— было
интересно…

— я
почувствовал (а)…

10. Рефлексия
деятельности.

— Оцените свою работу.

На доске ствол дерева без
листьев.

-Какое скучное дерево?! Чего
не хватает дереву?

— Давайте оденем его:

Если настроение отличное и вы
довольны своей работой, урок понравился – зеленый листочек, не очень – желтый
листочек, не понравилось и настроение плохое – красный листочек.

— Какое красивое дерево получилось!  С
каким хорошим настроением вы заканчиваете урок! Спасибо всем!

УМК: «Планета знаний».

Урок: литературное чтение

Дата проведения: 12.04.2019г.

Тема урока: Народные сказки. «Лиса и тетерев»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки, аудиозапись, презентация, телевизор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.

II. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, что такое сказка? ( Сказка — это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями.).

— Верно, сказка — это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. 

-Когда возникли сказки? (Сказки возникли очень давно.)

-А кто же их сочинял?( Сказки создавал народ. Людям они нужны были, чтобы не было скучно, а было интересно.)

-Чему учат сказки?(Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, честности)

-Какие сказки бывают? ( Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей.)

— А кто были героями сказки, которую мы читали в классе на прошлом уроке?( Лиса и рак)

— Кто в сказке положительный герой? Почему?(Рак был умным, находчивым, ловким)

— В чем мудрость этой сказки?( Сила не всегда побеждает в споре, часто выигрывает тот, кто умнее. И раку понадобилась его смекалка, чтобы провести лису. Но зато этой победой он заставил рыжую с уважением относиться к тем, кто меньше и слабее.)

III. Мотивация учебной деятельности.

1.Побуждающий диалог.

Отгадайте загадки о животных, которые встречаются в русских сказках.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. 
(Волк)

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. 
(Медведь)

Рыжая плутовка 
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. 
(Лиса)

-Какое животное встречается чаще других в сказках? Какой чаще всего она описывается в сказках? ( Хитрой, коварной)

Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.)

-А теперь прочитайте скороговорку. Прочитайте ее быстро. 

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками в лесу в клетке.

— О какой птице говорится в скороговорке?

-Ребята, а кто такой тетерев?( Крупная лесная птица отряда куринных. Тетерка – самка тетерева. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях. Зимой, наоборот: из­-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-­то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.)

2. Подведение к формулированию темы.

— Почему мы выделили из загадки и скороговорки этих животных?

-Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? ( Лиса и тетерев)

— Чему будем учиться на уроке? (Познакомимся со сказкой «Лиса и тетерев», определим главных героев сказки, дадим им характеристику, выясним мудрость сказки)

IV. Открытие нового знания.

1.Словарная разминка.

Те-те-рев те-те-ре-вё-нок

Те-те-ре-ви-ный те-те-ре-во-чек

-Прочитайте слова хором орфографически, орфоэпически, шепотом.

— В сказке встретится слово УКАЗ. Найдите значение этого слова в словаре.(Постановление).

2.Знакомство со сказкой.

-В каждой сказке лиса пытается перехитрить, обмануть героев. Удастся ли ей перехитрить нового героя? Послушаем сказку.( Аудиозапись)

Прослушивание 1 части сказки.

Постановка проблемного вопроса:

Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

 Прослушивание окончания сказки.

— Как поступил тетерев?

— Оказался ли в этой сказке кто-то хитрее лисы?

Беседа после прослушивания.

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

— Кто является героями сказки?

— О чем думала лиса, когда заговорила с тетеревом?

— В самом ли деле бежали собаки, о которых сказал лисе тетерев?

3.Словарная работа.

Проведать – навестить.

Нынче – сегодня.

Навострила уши – насторожилась.

4. Работа по учебнику стр. 62.

Рассмотрите иллюстрацию

— Что необычное, особенное вы заметили в этих животных? (Тетерев и лиса изображены в русских народных костюмах.)

— На самом деле, в жизни ходят животные в одежде?(Нет)

— Особенность р.н.с. о животных в том, животные одеты как люди.

— Почему у лисы на иллюстрации рот открыт? (Животные разговаривают)

5. Чтение сказки учениками.

— Прочитаем сказку по цепочке и охарактеризуем героев сказки, определим главную мысль сказки.

V. Первичное закрепление.

— Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?( Притворялась глухой, придумала историю с указом.)

-Найдите в тексте строки, говорящие о содержании указа.( По всей земле мир был)

— Как вы думаете, поверил ли тетерев, что такой указ появился?( Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

— Зачем он сказал о собаках? Прочитайте.

— Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего».( Тетерев иронизирует( смеётся) над лисой, выявляет её лживость.)

— О чем думала лиса, когда убегала?

— Прочитайте вопрос 7 стр 64. Как говорит лиса? Как говорит тетерев?

А какой урок можно получить из этой сказки? В чем мудрость сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.

Соедините стрелочкой: 

— Какой была лиса, каким был тетерев?

Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

— А теперь проверьте себя. ( Образец учителя )

2. Работа с пословицей « На языке – медок, а на уме – ледок»

— Как понимаете смысл пословицы? К кому из героев мы отнесем эту пословицу?

— Что волшебного в этой сказке?( Животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить.)

А какой урок можно получить из этой сказки? В чем мудрость сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости. Через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.)

VII. Рефлексия деятельности.

Какую сказку мы изучили на уроке?

-К какому виду относится эта сказка?

Оцените свою работу. Закончите предложение. 

Мне было…..

Я сегодня узнал….

Я захотел…..

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».

                                      План

Литературно-художественного анализа произведения( сказки)

  1. Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
  2. Тема( о ком,чём- по основным событиям)
  3. Идея( ради чего, с какой целью)
  4. Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
  5. Художественное своеобразие произведения

( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)

  1. Выводы- значение в работе с детьми

 «Сивка- Бурка».

 Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

 Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

 «Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

 Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»

 Исполняет все приказы своего хозяина:

 -Что угодно ,Иванушка?

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай 

 Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем  Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

 —Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»

7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»

Характеристика языка:

Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»

 «Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»

Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика  — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка. 

Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лиса и тетерев».

Русская народная сказка(о животных)

Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.

Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.

Характеристика  главных героев:

Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.

Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и  «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».

Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю  она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче  указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить  надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».

Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.

Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая  ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)

Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что  не с добрыми помыслами подошла она  к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.

-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.

-Или ты меня боишься?-сказала лиса.

-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.

Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.

Художественные особенности сказки: 

В этой сказке нет традиционного начала .

В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.

Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».

Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лисичка-сестричка и волк.»

Русская народная сказка (о животных).

Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост  в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.

Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.

Характеристика главных героев:

Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».

Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк глупый  «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.

 «- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».

Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везет, битый небитого везет.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманек, говорю: битый битого везет.

— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки»,  « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.

Литературно-художественный анализ р.н.сказки

« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)

  1. « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
  2. В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
  3. Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
  4. Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»

Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)

Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)

5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).

6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.

Литература:

1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.

2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-П., 2006 г.

3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.

4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.

5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.

6.www. Images.yandex.ru

7.www.google.com

8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html

Чему учит сказка лиса и тетерев

Краткий разбор

История создания сказки доподлинно неизвестна, так как авторство принадлежит народу. Но не будет ошибкой, если в качестве автора указан всемирно известный писатель — Лев Толстой. Именно в его обработке и кратком содержании сказка «Лиса и Тетерев» полюбилась юным ценителям литературы.

В пересказе писателя, народная версия этой сказочной истории превратилась в полноценное произведение. Оно было опубликовано во множестве детских книжек и сборников с иллюстрациями и рисунками разных художников. Охарактеризовать рассказ или дать ему упрощённый анализ можно следующим образом:

Лиса и тетерев читательский дневник

  • автор — народ (в пересказе Льва Толстова);
  • жанр — сказка;
  • название — «Лиса и Тетерев»;
  • страницы — 1;
  • герои — лесные животные.

Произведение по стилю очень напоминает басню, так как тоже имеет мораль. Возможно, первоначальная (народная) версия этой сказки преподносилась именно в этой форме.

Пересказ по плану

Чтобы лучше понять смысл сюжета, следует составить план по краткому содержанию «Лиса и Тетерев» и пересказать текст своими словами:

Лиса и тетерев краткое содержание

  1. Встреча Лисы и Тетерева.
  2. Разговор зверей.
  3. Ложь лисицы про новый указ.
  4. Осторожность Тетерева.
  5. Страх Лисы.

По сценарию, Лиса, бежав по своим делам, случайно увидела Тетерева на дереве и захотела им полакомиться. Но птица сидела высоко, поэтому её было не достать. Тогда рыжая хитрюга задумала выманить Тетерева на землю, сказав, что она его не тронет.

Но Тетерев был умён. Он не хотел прямо говорить Лисе, что боится её, поэтому решил объяснить свой отказ страхом перед другими опасными животными.

Однако рыжая плутовка не сдавалась. Она рассказала, что по новому указу все животные теперь друзья и не трогают друг друга. Предложила птице прогуляться с ней по земле для совместной беседы. Но Лиса не ожидала, что обман может обернуться против неё. Умный Тетерев сказал, что слышит вдалеке собачий лай, однако раз теперь все животные — друзья, лисице собак опасаться нечего, они её не тронут.

Хитрюге ничего не оставалось, как сбежать, потому что этот указ был придуман ей самой. Но чтобы объяснить свою трусость, пришлось снова соврать, что собаки могли и не слышать про новый закон.

Характеристика главных героев

Для лучшего понимания смысла следует мысленно представить и охарактеризовать двух главных персонажей:

Лиса и тетерев краткое содержание

  1. Хитрая Лиса — краткое содержание сказки не может передать полностью весь образ героини, но это не мешает мысленно представить рыжую плутовку. Она хитрая и изворотливая. Пытается любыми способами добиться своей цели. Так как зверь она небольшой, ум — её главное оружие. Она врёт, хитрит и подкупает ложной лаской и комплементами. Однако её трусость часто мешает Лисе добиваться своего. При первой опасности она предпочитает спасаться бегством, но даже тогда не перестаёт говорить неправду.
  2. Тетерев — умная птица, которая олицетворяет собой образ рассудительности и логики. При помощи этих двух качеств и совершенно не прибегая ко лжи, Тетерев смог перехитрить лисицу и обратить её враньё против неё же. Он не грубит, не хвалится тем, что разгадал замысел рыжей плутовки, даже подыгрывает ей. Яркий пример превосходства ума над хитростью и ложью.

Каждый из этих персонажей преследует свою цель. Лисица — вкусно покушать, Тетерев — не попасть к ней на обед. Оба ведут свою игру, но используют для этого разные средства. Первая — хитрость и ложь, второй — ум и смекалку.

Главная мысль

Чтобы понять главную мысль сказки и то, чему она может научить, следует представить в голове общую картинку всего сюжета:

  • лес с высокими деревьями;
  • животных, ведущих диалог;
  • лай собак вдалеке.

Нужно понять, какой из персонажей отрицательный, а какой положительный. В этой сказке хорошим, естественно, считается Тетерев. Он не врёт и не хитрит. Он всего лишь не хочет, чтобы его съели. Но даже в этой опасной ситуации птица показывает себя с лучшей стороны. Наглядный пример превосходства ума над хитростью.

Краткое содержание сказки лиса и тетерев

Но и Лиса, несмотря на отрицательный образ, не вызывает у читателя неприязнь. Она хочет есть, но не может достать свою добычу, поэтому прибегает к доступным ей методам — вранью и хитрости. Её понять нетрудно. Она же не может просто попросить Тетерева спустится с дерева, чтобы стать обедом. Хитрую плутовку даже немного жаль.

Сказка учит детей не воспринимать мир однозначно. Всё может оказаться не таким, как видится и слышится. Лесть и комплименты не всегда могут быть искренними. Иногда это просто способ манипуляции. Следует быть рассудительным и осторожным, проверять информацию.

А ещё, как и все сказки, она учит добру и правде. Необязательно врать и изворачиваться, чтобы добиться своей цели. Иногда такая ложь может обернуться против самого́ хитреца.

Что же касается морали, лучше всего процитировать старую русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй».

Отзывы читателей

Очень интересная и поучительная сказка. Из персонажей больше всего понравилась Лиса. Её хитрость и сообразительность.

Сказка интересная, советую всем прочитать, особенно детям. Есть смысл и мораль.

Журавль 2012

Сказка хоть и написана для детей, но с оригинальным сюжетом и смыслом, который не теряет актуальности даже сегодня

Терентий

Цели
и задачи.
Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках,
главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и
особенностям речи; работать
над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и
обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения,
навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться.

Предлагаю музыкальную
физкультминутку «Как у наших у ворот» (проводится по мере необходимости ) (Приложение 1).

Ход урока

1. Орг. момент

Вот
звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

2. Проверка
домашнего задания

Учитель. Мы продолжаем с вами
знакомиться с русскими народными сказками.

Для
чего нам нужны сказки?

Дети. Со сказками связаны наши первые представления о
мире, добре и зле, о справедливости.

Учитель. Размышляя над загадками
русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь
Евгений Николаевич Трубецкой писал:

«Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и
нужное, а потому незабываемое.»

Как Вы понимаете эти слова? (Слайд 2)

Дети. Всегда в русских
сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Учитель. Да. Всех нас – и
взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости,
скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

Какие истории Вы придумали к пословице: «У
страха глаза велики». (Проверка домашнего задания)

3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока

Учитель.
Отгадаем загадки о животных. (Слайд3)

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

Рыжая плутовка (Слайд 4)
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)

(Слайд 5)

Учитель. Отгадаете ребус и
узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

Какие сказки о лисе вы знаете?

Ответы детей.

4. Характеристика лисы

Учитель. Есть такая поговорка у
русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете
эту пословицу? Объясните.

Дети. Лиса придумывает разные
хитрости, чтобы обмануть других.

Учитель. Какие сказки вы можете
назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Ответы детей.

Учитель. Какая в них лиса? Почему часто в сказках лису называют
Патрикеевна?

(Слайд 6)

Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович,
прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником
Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял
князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и
руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову
“хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как
верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

Учитель. Сегодня познакомимся с
русской народной сказкой, в которой лиса — главный герой.

5.
Изучение нового материала

(Слайд 7)

Учитель. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса
кого-то обманула? Какая в них лиса?

Ответы
детей.

Кто такой тетерев?

Ответы
детей.

Учитель. Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.

Условие задачи.

Бежит
по лесу Лиса, видит — Тетерев на березе сидит. Подбежала она к дереву и думает,
как бы ей Тетерева съесть. Только на березе птицу не достать. Говорит Лиса:

— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы
никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

Учитель. Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса?
(Постановка проблемного вопроса)

Подсказка 1. Как
сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или
врет.

Примеры
ответов.

Ответы
детей.

Решение 1. Подумал
он и говорит сверху:

— Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, Лиса, нужно было бы в лес удирать, а теперь
они тебя по указу не тронут.

Услышала
Лиса про собак, испугалась и бежать.

Решение 2. Я бы предложила тетереву «гулять», летя сбоку и выше лисы. При
попытке лисы напасть, всегда можно взмыть выше, да и никто не сказал, что
гулять надо обязательно касаясь земли.

Решение 3. Позвать собак и посмотреть на реакцию лисы — был ли Указ.

Решение.

Учитель. Узнаем окончание сказки «Лиса и тетерев».

(Дети
следят по тексту и слушают сказку, рассказанную мастером слова.)

Учитель. Подтвердила ли Лиса
своё звание плутовки? (Слайд 8)

Объясните значение слов: указ, навострить уши,
проведать, нынче, кабы. Подберите синонимы к словам боишься, друг. Антонимы к
словам: мир, друг.

Учитель. Как лиса хотела
перехитрить тетерева?

Ответы детей.

Как лиса
называет тетерева?

Дети. Тетерев, тетеревочек, друг,
дружочек.

Учитель. Какую хитрость придумал тетерев?

Ответы детей.

6. Закрепление

(Слайд 9)

1) Выборочное чтение.

Учитель. Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело,
доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

Ответы детей.

Учитель. Найдите этот эпизод в тексте.

Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы
тетерев спустился на землю.

Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть
тетерева?

Найдите, как лиса называет тетерева.

Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым,
веселым.

2) Выразительное чтение. Чтение по ролям

7. Рефлексия

(Слайд 10)

Учитель. К какому виду сказок
относится эта сказка?

Ребята,
прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?

Семь раз
отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

Ответы детей.

Учитель. Почему план Лисы не удался?
Чему учит сказка?

Ответы детей.

Учитель. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения
по законам правды, а не лжи.

8.Домашнее задание.

Выразительное
чтение. Чтение по ролям. Задание 6, с.41.

Литература
и ссылки на сайты в Интернете. (Слайд 11)

«Лиса и тетерев» читательский дневник

«Лиса и тетерев» читательский дневник

«Лиса и тетерев» – поучительная сказка о том, как важно иметь свою голову на плечах, и не доверять хитрецам. Плутовка Лиса хотела обманом выманить Тетерева с дерева, но у неё ничего не вышло.

Краткое содержание «Лиса и тетерев» для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка

Название: Лиса и тетерев

Число страниц: 2. «Лиса и тетерев. Белорусские народные сказки». Издательство «Речь». 2015 год

Жанр: Сказка

Год написания:

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Тетерев – умная, осторожная лесная птица, которая не поверила лживым словам Лисы и не спустилась с дерева.

Лиса – очень хитрая, умная рыжая плутовка, которая попыталась выманить Тетерева с дерева на землю и съесть его.

Сюжет

Однажды Лиса увидела Тетерева, который сидел на дереве, и подошла к нему поздороваться. Она ласково называла его своим дружочком и хвалила его голосочек. Тетерев поблагодарил, но хитрая Лиса сделала вид, что ничего не услышала. Она попросила Тетерева опуститься на землю, погулять на травке да пообщаться с ней нормально: с дерева ей ничего не было слышно.

Тетерев признался, что боится опускаться на землю. Все птицы знают, как это для них опасно: на земле они могут стать лёгкой добычей разных хищников. Лиса притворно удивилась: неужто дружок её так сильно испугался? Тетерев ответил, что опасается если не её, так других зверей.

Коварная Лиса сказала, что недавно был объявлен указ, чтобы звери не обижали друг друга и между ними царили мир и полное согласие. Тетерев согласился с тем, что это очень хороший указ. Вдалеке он увидел бегущих собак, но теперь Лисе нечего их бояться: все звери живут в мире. Однако Лисица, услышав про собак, навострила уши и собралась убегать. Тетерев напомнил ей про указ, но плутовка сказал, что собаки, скорее всего, ничего о нём не слышали, и проворно убежала.

План пересказа

  1. Лиса видит на дереве Тетерева.
  2. Лиса уговаривает Тетерева спуститься на землю.
  3. Тетерев боится спускаться на землю, где может стать лёгкой добычей.
  4. Лиса рассказывает об особом мирном указе для всех зверей.
  5. Появление собак.
  6. Лиса в страхе убегает.

Главная мысль

Не стоит доверять всем подряд, лишняя осторожность никогда не помешает.

Чему учит

Сказка учит быть осторожным, собранным, думать о том, какие последствия могут быть у поступков. Также сказка учит сообразительности, ведь даже самого ловкого хитреца можно провести вокруг пальца.

Отзыв

Во всех сказках Лиса всегда считалась самым хитрым, умным и коварным лесным зверем. Она часто обманывала других зверей ради своих интересов. Однако в этот раз ей попался достойный противник. Тетерев не клюнул на удочку Лисы. Он оказался умнее и благодаря этому спас свою жизнь.

Рисунок-иллюстрация к сказке Лиса и тетерев

Рисунок-иллюстрация к сказке Лиса и тетерев.

Пословицы

  • Доверяй, но проверяй.
  • На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
  • Хитри, да хвост береги.

Что понравилось

Очень понравилось, как спокойный, рассудительный Тетерев посмеялся над Лисой. Он сказал, что Лисе нечего бояться собак, ведь, по её словам, был издан особый указ о мире. На самом деле никакого указа не было, и Лиса поспешила скрыться подальше от собак, оставив Тетерева в покое.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

  • Композиция сказки лиса и волк
  • Комната сказок в детском саду
  • Комната царевны в сказке спящая царевна
  • Комната под лестницей рассказ
  • Комната украшена цветами как пишется