Композиция сказки лягушка путешественница гаршина

Литературное чтение, 3 класс

Урок 29. В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Народная и литературная сказки;
  2. Биография В.М. Гаршина;
  3. Творчество В. М. Гаршина.

Цель:

  • знакомство с особенностями литературных и народных сказок.

Задачи:

  • сравнивать народные и литературные сказки;
  • характеризовать героев.

Тезаурус

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс – М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М.: «Просвещение», 2013.

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.

Мы узнаем об особенностях содержания народной и литературной сказок.

Научимся различать народные и литературные сказки.

Сможем наблюдать за развитием событий.

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста, от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Сказки можно разделить на две группы: литературные (авторские) и народные.

Народная сказка:

  • «Царевна –Лягушка».

Литературная сказка:

  • «Лягушка – путешественница».

Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина (ныне Донецкая область Украины) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. Ребёнок стал причиной крепкого раздора между родителями. До 1864 года он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовало его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции. Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. Произведённый в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрёл известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления. Детская сказка «Лягушка-путешественница» – последнее произведение В. Гаршина.

Сказка «Лягушка-путешественница» – это забавная история о предприимчивой лягушке, решившей посетить «славные тёплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров.

Сказка создана на основе рассказа индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками – два гуся. Черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М. Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись от «реплики», падает и разбивается.

Жила в одном болоте лягушка и наступила осень. Лягушка радовалась дождю и не квакала только, потому, что осенью квакать не солидно.

Вдруг на болото села стая уток и лягушка захотела с ними поговорить.

Утки очень хвалили юг, ведь там тепло, и лягушка решила во чтобы то ни стало побывать на юге.

Лягушка придумала способ долететь до юга на утках с помощью прутика. Утки были в восторге от сообразительности лягушки и согласились.

Лягушка в полёте примиряла разные позы. На третий день попросила уток лететь пониже, чтобы услышать, что говорят люди. Люди удивлялись, видя в небе уток с лягушкой. Лягушка не выдержала и закричала, что это она всё придумала. С этим криком лягушка и упала в местный пруд.

Главная героиня – лягушка. Она находчивая, изобретательная, смелая, но хвастливая.

Автор симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. В. Гаршин так описал нам лягушку: «дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли подтекали ей под брюшко и за лапки».

На протяжении всего повествования автор слегка подшучивает над своей героиней.

В этой сказке мы можем выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки:

  • знакомство с лягушкой;
  • прилёт уток к лягушке на болото;
  • полёт-путешествие лягушки с утками;
  • падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки.

Вступление напоминает нам присказку.

Лягушка показана нам глупенькой и несдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми своей идеей лететь на утках, что забыла о своём положение и закричала: «Это я, я придумала!» После чего упала в чужое болото. Автор в своём произведении иронизирует, используя слова: «шлёпнулась», «полетела вверх тормашками», «бултыхнулась».

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сама лягушка хвастлива и получает удовольствие, когда её хвалят. Также, когда она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии, она всё преувеличивала и рассказывала даже того, чего не было. Например, она сказала, что утки её личные, и что она была на юге, где очень хорошо, хоть она туда и не попала.

Автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.

Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.

Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру.

Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.

Сравнивая сказки «Царевна-лягушка» и «Лягушка-путешественница» можно пронаблюдать, что в литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

В литературной сказке ярко представлен характер персонажей. Читатель понимает, кого из персонажей автор ценит, а кого осуждает.

Литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его духовный мир.

Тема хвастовства актуальна и в наше дни. Многие люди красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А узнав их получше, можно разочароваться, так как на самом деле они являются не теми, за кого себя выдают.

Всеволод Михайлович в своей сказке на примере Лягушки показал детям, что не нужно хвастаться о своих поступках, а, наоборот, быть скромным, и тогда задуманное обязательно получится.

«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям», – отмечал литературовед, автор книги о творчестве Гаршина Г.А. Бялый, что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение как бы свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени части сказки «Лягушка-путешественница».

Лента времени.

Части сказки:

Стая уток

Находчивость Лягушки

Второй день путешествия

Разбитые мечты

Лягушка в болоте

Прекрасный юг

Первый день путешествия

Падение лягушки

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Лягушка в болоте

Стая уток

Прекрасный юг

Находчивость Лягушки

Первый день путешествия

Второй день путешествия

Падение лягушки

Разбитые мечты

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Присказка

Это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

2 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Аллегория

Тонкая, скрытая насмешка.

Ирония

Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Ответ

1 вариант

Присказка

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Сказка

Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

2 вариант

Аллегория

Тонкая, скрытая насмешка.

Ирония

Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Анализ сказки Лягушка-путешественница

Анализ сказки В. М. Гаршина
«Лягушка-путешественница»
 

Сказка называется лягушка-путешественница, так как она путешествовала вместе с утками в теплые края. Автор симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. В. Гаршин так описал нам лягушку: «дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли подтекали ей под брюшко и за лапки».

На протяжении всего повествования автор слегка подшучивает над своей героиней. Лягушка показана нам глупенькой и не сдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми, что это ее идея лететь на утках, что забыла за свое положение и закричала — это я, я придумала. После чего упала в чужое болото. Автор в своем произведении иронизирует, используя слова: шлепнулась, полетела вверх тормашками, бултыхнулась.

Сама лягушка ведет себя, хвастлива и получает удовольствие, когда ее хвалят. Также когда она рассказывала другим лягушкам о своем путешествии она все преувеличивала и рассказывала даже того чего не было. Например, она сказала, что утки ее личные и что она была на юге где очень хорошо, хоть она туда и не попала.

В этой сказке мы можем выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки: знакомство с лягушкой, прилет уток к лягушке на болото, полет-путешествие лягушки с утками, падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки. Вступление напоминает нам присказку.

Сказку мы относим к литературным сказкам-метафорам, которая предает нам историю про лягушку. Кстати данная история является еще и поучительной.


  • Чирикать


  • Лайкнуть


  • VK Рассказать


  • ОК Поделиться

Сказка «Лягушка-путешественница» Гаршина, анализ для читательского дневника

24.12.2021

сказка лягушка путешественница

В статье вы найдете разбор сказки «Лягушка-путешественница» для читательского дневника. В анализ вошли: краткое описание сюжета, история создания, главные герои, мораль сказки (основная мысль), отзыв (личные впечатления о прочитанном), соответствующие пословицы, неизвестные слова с расшифровкой значения.

Автор: русский писатель-сказочник Всеволод Гаршин.

Жанр: анималистичная сказка (про животных).

История написания:

Сказка создана в 1887 году, одна из пяти сказочных произведений писателя. Была написана последней, незадолго до его трагической гибели. Напечатана в журнале для детей «Родник». За основу взята басня французского баснописца Лафонтена с элементами древнеиндийских легенд. Автор заменил черепаху на лягушку, лебедей — на уток, и сделал конец не таким печальным — в оригинале главная героиня погибает при падении. Доброе и светлое повествование напоминает стиль Ганса Христиана Андерсена.

Краткое содержание:

Действие произведения происходит осенью. Лягушка сидела под осенним дождиком, пока к ее болотцу не прилетели утки, чтобы перекусить. Подслушав их разговор, она узнала, что где-то далеко есть прекрасное место – юг. Там всегда тепло и много еды (для уток – червячки, для квакушки – мошки и комарики). Лягушка уговаривает уток взять ее с собой. Поскольку летать она не умеет, был придуман хитрый способ – квакушка зацепилась ртом за прутик, который несли в клювах 2 утки.

Пролетая над деревней, лягушка заметила, что люди с интересом смотрят на путешественниц. Квакуша было очень горда своим «изобретением» с прутиком, поэтому не выдержала и закричала, что это она придумала. И свалилась в незнакомый пруд. Там она подружилась с местными лягушками, которым стала рассказывать вымышленные истории о своих путешествиях с утками. Главная героиня сказки очень надеялась, что птицы за ней вернутся. Но этого не случилось, т.к. утки решили, что квакушка погибла при падении и очень сокрушались об этом.

План пересказа:

1.Лягушка наслаждается жизнью в своем болотце.

2.Прилет уток.

3.Подслушанный разговор о юге.

4.Лягушка уговаривает птиц взять ее в путешествие.

5.Полет с утками над землей.

6.Лягушка падает из-за своего желания похвастаться.

7.Жизнь в новом пруду.

Главные герои:

Лягушка – сообразительная квакушка, живущая на болоте и решившая осуществить путешествие на юг

Стая уток – добрые птицы, которые согласились взять лягушку с собой

Основная мысль (мораль сказки)

Хвастовство до добра не доводит. Несмотря на свою сообразительность, лягушке так и не удалось осуществить свою мечту и долететь до юга. Ей не хватило скромности и терпения.

Отзыв

Сказка интересная, читается легко. Лягушку немножко жалко – ей так и не удалось побывать в прекрасных южных краях. Но с другой стороны, она не разбилась при падении и нашла в пруду новых друзей. Произведение очень доброе, в нем совсем нет отрицательных героев. Утки тоже оказались очень дружелюбными и постарались помочь главной героине в исполнении ее мечты.

Подходящие пословицы:

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Кто сметлив, тот и счастлив.

Язык до Киева доведет.

Все из рук валится, а он хвалится.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не всяк умен, кто с головою.

Умный человек не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Неизвестные слова:

Лакированная спинка – блестящая, как будто лаком покрытая

Коряга – большая, упавшая ветка дерева, старая и уже без листьев

Бумажный паяц – игрушечный клоун, сделанный из бумаги

Хлеб в скирдах – колоски, собранные в стог, для хранения на открытом воздухе.

Разбор других сказок для читательского дневника:

Белая уточка

Гадкий утенок

Петушок и бобовое зернышко

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Лягушка-путешественница Гаршина

Анализ сказки Лягушка-путешественница Гаршина

Всем известная русская детская сказка писателя Всеволода Михайловича Гаршина носит название «Лягушка-путешественница», потому что в данной сказке главная героиня пожелала полететь на юг совместно с утками. Автор доброжелателен к героине своей сказки, это видно, когда он повествует о ней с позитивной иронией. Когда писатель описывает главную героиню-лягушку, он использует такие ласковые словосочетания, как «пестренькая спинка», «брюшко», «лапки».

Автор почти постоянно легонько шутит над лягушкой. В.М. Гаршин создал образ героини глупой и не умеющей сдерживать свои эмоции. Это может быть понятно из сцены, когда лягушка-путешественница парила, ухватившись ртом за тростинку. Лягушка невероятно сильно хотела похвастаться тем, что летать на утках при помощи прутиков было ее планом. Она не смогла удержаться и начала кричать во все горло: «Это я придумала!»После этого она упала в чужое болото. Здесь автор как раз шутит над ней, показывая это такими словами, как бултыхнулась, шлепнулась.

Сама лягушка в сказке весьма сильно любит хвастаться. Она очень радуется, когда ее кто-то хвалит. Даже когда она делилась с остальными лягушкам подробностями своего путешествия, она очень сильно все приукрашивала и говорила то, чего не было на самом деле. Так же она наврала, что утки являются ее собственными.

Автор В.М.Гаршин пытался передать главный смысл этой сказки. Он состоит в том, что хвастовство и вранье никогда до добра не доводят, а наоборот могут стать причинами серьезных неудач. Если бы лягушка не открыла рот, когда летела, то ее путешествие не закончилось бы раньше срока.

Cказка»Лягушка-путешественница» учит тому, что открывать рот иногда нежелательно, а в некоторых случаях даже опасно. Атак же показывает, что для того, чтобы добиться успеха в любом деле необходимо упорство и терпение.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Лягушка-путешественница Гаршина

Анализ сказки Лягушка-путешественница Гаршина

Популярные сегодня темы

  • Живые души в поэме Мертвые души Гоголя

    Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». Он потратил на написание этой поэмы 17 лет, но он так и не смог сделать задуманное. Поэма, над которой Гоголь много времени потратил

  • Сочинение Театр жив, пока у него есть зрители

    Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни посещал театр и с замиранием сердца наблюдал за игрой актеров, оживляющих те события, с которыми раньше можно было ознакомиться лишь посредством чтения

  • Анализ рассказа Чудная Короленко

    Очерк «Чудная» был написан писателем в пересыльной тюрьме, а после нелегально отправлен на волю. Однако с публикацией рукописи возникли некоторые сложности – ни одно из известных издательств не хотело браться за это противоречивое творение.

  • Описание дома Собакевича в поэме Мертвые души сочинение

    Говорят, что каждый дом похож на своего хозяина. Если вы аккуратист, то и дома у вас аккуратно. Если в голове бардак, то и дома… А если вы Собакевич, то и дом у вас такой!

  • Почему молодежь стремится жить в городе? — итоговое сочинение

    Отправляясь в дальнюю дорогу, мы всегда поражаемся просторам России. Нашу страну населяют люди разных национальностей и возрастов, умений и интересов. Многие города связаны с определенным родом деятельность

Урок-презентация
по литературному чтению в 4 классе.

Учитель:
Швыркина Л.А.

Презентация

Ход
урока

  1. Организационный момент.

—На уроке литературного чтения нам
предстоит выполнить большую работу.

—Когда работа хорошо получается у людей?   
(Хорошее настроение) Улыбнитесь, пожалуйста, мне очень хочется, чтобы всем
вам сопутствовало только хорошее настроение.

2. Постановка
целей и задач урока. Актуализация знаний.

—Как называется
произведение, которое начали изучать на прошлом уроке?

—Кто
автор?                     (Открывается 2 слайд)

—Какие сведения
из биографии автора вам запомнились?

—К какому
литературному жанру относится произведение «Лягушка-путешественница»?    (Сказка)

—К какому виду
сказок относится?

—Чем сказка
отличается от рассказа?   (Присутствует волшебство, есть мораль, животным
присущи качества человека)

—Какую работу на
прошлом уроке мы провели   по сказке? (Знакомились со сказкой, делили на
части, озаглавливали части.)

—Как вы думаете,
какую учебную задачу нам предстоит решить сегодня на уроке?   (Чему учит
сказка? Какие черты характера лягушки высмеиваются
?) Познакомимся с
другим способом деления сказки, узнаем новые литературные понятия.

                                           (Открывается 3 слайд)            

  1. Проверка домашнего задания.

— Вы дома читали
произведение, готовили чтение по ролям. Думаю, вы отлично справитесь с заданиями,
которые я вам предложу. 

·        
Виды чтения:

·        
 Выборочное чтение отрывков по иллюстрациям к
сказке.

                    ( Показ слайдов 4; 5)

      Слайд 6. А эту иллюстрацию мы озвучим.

Чтение по ролям
(с.95 отрывок читают 3 ученика, с.97 отрывок 3 ученика)

 Слайд 7 словарная работа,
8, 9.
Чтение отрывков по иллюстрациям.

  1. Решение целей урока.

1). – «Волшебная
шкатулка» с вопросами, которые помогут проанализировать сказку. 

·        
Почему произведение называется
«Лягушка-путешественница»?

·        
Кто такие путешественники?

    • Как автор описывает жизнь лягушки на
      болоте?
    • Почему лягушка захотела лететь с утками на
      юг?
    • Как себя чувствовала лягушка во время
      путешествия? Почему она попросила уток лететь пониже? Как можно назвать
      её поведение во время полета?
    • Почему лягушка упала в болото?
    • Что осуждается в этой сказке?
    • Какой нравственный урок преподает сказка
      Гаршина?
  1. —Поговорим о характере нашей героини.

        Работа
в тетрадях стр.61-62.

—Вписать
пропущенные слова. Какие слова говорят о воспитанности и уме лягушки?
Подчеркните.

—Как автор
говорит о лягушке? Выберите ответ или напишите свой.

—Какие слова передают
ироничное отношение к лягушке? Подчеркните. ( Что значит ирония? Осмеяние,
насмешка) 

—Какие черты
характера (положительные, отрицательные) увидели в героине? Выберите из
предложенных слов, те которые характеризуют лягушку. Объясните свой выбор. (Даны
слова: ленивая, изобретательная, смелая,  хвастливая, находчивая, болтливая.)

—Нравится ли вам
лягушка? Почему?

3.Анализ
сказки.

—На сколько
эпизодов разделили сказку?             (Слайд 10)

—Как озаглавили
1 эпизод?               

   1. Жизнь лягушки
в болоте.

—Как озаглавили
2 эпизод?                 

 2. Встреча.

— 3
эпизод?                                           

3. Изобретение
лягушки.

—4
эпизод?                                            

4. Полёт.

—5
эпизод?                                            

 5. Лягушка
упала!

3.—Теперь разделим произведение по другому принципу. Рассмотрим  сюжетно-композиционный
треугольник.

 ( Словарная работа. Ученик-консультант
работает со словарем: Композиция—строение художественного произведения,
соотношение его частей, образующих законченное целое. Сюжет—система событий в
художественном произведении, раскрывающая характер действующих лиц и
отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.)
                       

—В какой части
текста происходят события, которые знакомят нас с героиней и местом действия?
( В 1 пункте). Учёные назвали эту часть текста, где происходит знакомство с
героями и местом действия—экспозиция.

—Как вы думаете,
в какой части текста происходит начало развития событий? (Начинается со слов однажды)   
(Во 2-й)  Учёные назвали эту часть текста, где происходит начало развития
событий—завязкой.

А в какой части текста с героиней  происходят развитие событий. (В
3-й, 4-й) Эта часть называется—развитием.

—Как вы думаете,
в какой части плана находится самое напряженное действие, заставляющее
переживать, волноваться? (В5-й части) Ученые назвали эту часть—кульминацией.

—В какой части
плана происходит завершение всех действий в произведении? Эту часть
называют—развязкой.

                                                                                         
(Слайд 12)

—Для закрепления полученных знаний проведем
работу.

Соедините стрелками литературные понятия и
их определения.

Экспозиция.

    Самое напряженное действие,
заставляющее переживать, волноваться.

Завязка.

  

    Завершение всех действий в
произведении.

Развитие.

     Это введение в сказку. Где и когда
происходят события?

Кульминация.

     Начало развития действия в сказке.
Обычно начинается со слова однажды.

Развязка.

     Изменение действий, в которых главный
герой попадает в различные ситуации.

—У тех детей,
кто не допустил ошибок,  должен получиться такой
рисунок.                                          (Показ
на слайде 12*)

-На следующем
уроке мы с вами будем делить по этому принципу сказку Гаршина «Принцесса
Аталия».

4. Физминутка. 

Работа в
группах.                               (Слайд 13)

1-я группа получает задание: придумать
рассказ от лица лягушки
.

 Например:                                            
(Слайд 14)

  • Я—лягушка. Выросла и живу на болоте,
    питаюсь насекомыми. Люблю дождь, посидеть на кочке и квакать. Но нужно
    быть осторожней, так как аист или цапля могут меня съесть. Очень мне
    захотелось побывать на юге, ведь утки говорили, что там так тепло и
    много мошек. И тогда у меня появилась мысль, что я тоже смогу полететь
    на юг. Я придумала, что нужно взять прутик, утки возьмут его в клювы, а
    я прицеплюсь за него. Конечно, очень страшно было вначале, но потом я
    привыкла к высоте. Так красиво было смотреть на землю с высоты. Но
    случилось, так что все спрашивали: «Кто такой выдумщик? Кто придумал?» А
    так хотела, чтобы все, узнали какая я сообразительная! Я закричала от
    гордости, и мое путешествие закончилось! Хорошо, что я упала в болото, а
    не на землю, ведь я могла бы разбиться. Долго я ждала уток, но они меня
    не нашли. Но я им очень благодарна за то, что они для меня сделали!

                                                               
(Слайд 15)

      2- группа получает задание составить
рассказ от лица утки.                                                 

  • Я—утка.  Весной мы прилетаем из теплых
    стран, чтобы  вывести птенцов, научить их летать. Питаемся мы червяками,
    мелкими рыбками, лягушками. Каждую осень мы улетаем на юг. Путь этот трудный,
    много сил уходит у нас во время полета. Мы делаем остановки, чтобы
    отдохнуть, подкрепиться. И вот на одном болоте с нами разговорилась
    лягушка. Она была очень вежливая и изобретательная. Она придумала, что
    сможет с нами путешествовать, если прицепиться за прутик, который мы
    будем держать в клювах. Конечно, нам не очень хотелось нести лишний
    груз, но она поразила нас своей выдумкой и воспитанностью. Поэтому мы
    все согласились нести её по очереди. Когда она сорвалась, нам очень
    жалко было её, мы её искали, но не нашли.

3-я группа: игра «Волшебная кисточка» (
словесное рисование). Перечитайте эпизод на стр. 97 от слов «Утки летели над
сжатыми полями…  до слов,… что о ней говорят»

—Представьте что вы  художники. Что бы вы
нарисовали?

—Какие краски выберите?

—Какое настроение будет выражать рисунок?

—А вот как изобразил художник Исматуллаев
И. этот эпизод.                         (Слайд 16)

4-я группа: Выберите пословицу ту, что
подходит к этой сказке. Объясните свой выбор.

 Пословицы написаны на листочках:

 Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Чего себе не хочешь, того и другому не
делай.

 Всякая сорока от своего языка погибает.

5-я группа: «
Рассыпушки»: соберите стихотворение.

 Жила была лягушка

Весёлая квакушка.

«Ква-ква»—она кричала,

Лететь на юг мечтала.

Ах, как она хотела!

Жаль, что не долетела!

6. Подведение итогов.               (Слайд 17)

Тест:

1. Почему лягушка
во время путешествия закричала?

А). Испугалась;

Б). Хотела
похвалиться;

В). Закричала от
радости.

2. Почему не
состоялось путешествие лягушки?

А). Утки не могли
удержать лягушку;

Б). Прутик, на
которым держалась лягушка, оказался непрочным;

В). Из-за
хвастовства и зазнайства лягушки.

3. Какой
недостаток людей осуждается в этой сказке?

А). Зазнайство;

Б). Трусость;

В). Жадность.

 Анализ теста.
Правильные ответы: 1.Б; 2.В; 3.А.

—Дорисуйте лицо
клоуну так, чтобы оно отразило ваше настроение в данный момент. Покажите.

—Что запомнилось
на уроке?

—Что показалось
наиболее интересным?

                    (Слайд 18)

Дом.задание: В
рабочей тетради стр. 62 «Проба пера». Выберите один из эпизодов, нарисуйте
иллюстрацию.

Выразительное
чтение кульминации и развязки.

Цель урока: обучение анализу художественного произведения.

Знакомство с жизнью и творчеством Гаршина В.М. на примере сказки «Лягушка-путешественница».

Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных).

Образовательные задачи:

  • уметь понимать авторскую позицию, высказывать мысли автора, видеть мораль сказки, мотивы главных героев;
  • учить давать характеристику героям произведения;
  • учить работать с планом произведения;
  • закрепить знания школьников об авторских и народных сказках;
  • учить делать выводы, работать с учебником.

Развивающие задачи:

  • активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
  • развивать связанную и монологическую речь, развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
  • прививать интерес к литературному чтению;
  • расширять кругозор;
  • развивать навыки правильного чтения;
  • развивать творческую деятельность учащихся;
  • развивать психологические качества (внимание, восприятие, память, логическое мышление, воображение).

Воспитательные задачи:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
  • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие;
  • воспитывать прилежание;
  • воспитать любовь к родному языку и литературе;
  • воспитывать любовь к творчеству Гаршина В.М. через его произведения особенности его личности.

Оборудование:

  • Учебник: Литературное чтение. 3 класс, 2 часть. Сост. Л.Ф. Климанова – 6-е изд. М.: Просвещение, 2010;
  • презентация по теме «Лягушка-путешественница», включающая портрет Гаршина В.М., запись сказки, слайды с работой над словарными словами, иллюстрации;
  • карточки с буквами для ответов в тестировании;
  • индивидуальные карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока 

I. Организационный момент.

1. Приветствие. (слайд 1)

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы отправимся в литературное путешествие.

2. Проверка рабочего места. (слайд 2)

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

3. Речевая разминка. Работа над скороговоркой. (слайд 3)

– Прочитайте загадку «жужжащим» чтением. Отгадайте.

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По блошьи прыгает.
По человечьи плавает.
(Лягушка)

– Прочитаем загадку орфографически (так как записано) в медленном темпе; скороговоркой.

II. Постановка цели и задач урока.

1. Предварительная беседа

Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эту загадку? (ответы учащихся…)

– Мы сегодня познакомимся с литературным произведением «Лягушка-путешественница» – главной героиней которой будет лягушка. (слайд 4)

Во втором классе мы изучали жанры литературного произведения.

К концу сегодняшнего урока мы с вами определим, к какому виду жанра относится произведение «Лягушка-путешественница».

– Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово.

– А что означает второе слово «путешественница»? (ответы детей: это человек, который путешествует)

(слайд 5)

– Правильно! Я немного добавлю, в толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «путешественник» обозначает человека, который передвигается по какой — либо территории с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

– Подберите однокоренные слова к слову «Путешественница»

(ответы детей: путешествие, путь, путник).

– Хорошо! Молодцы!

– Скажите, разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (предположения детей)

– Хорошо, но точно на этот вопрос мы сможем ответить только тогда, когда прочитаем произведение.

– Следующая задача, которую нам предстоит решить в течение урока – определить главную мысль и постараться понять, чему нас хотел научить автор этого увлекательного произведения.

III. Подготовительная работа, предшествующая восприятию художественного произведения.

1. Беседа о В.М. Гаршине. (слайд 6)

Настало время познакомиться с биографией автора.

– Гаршин Всеволод Михайлович родился в семье офицера кирасирского полка. В 1858 году семья Гаршиных поселилась в Старобельске. В 1860 году семья распалась, и мать увезла мальчика в Петербург. К семи годам Гаршин перечитал «массу книг», а в гимназии начал писать рассказы и сказки. В 1874 году поступил в Горный институт. Позже уехал добровольцем в Сербию, в бою был ранен и отправлен в Харьков, где жила его мать с младшим братом. В 1878 году поступил в Петербургский университет. В 1882 году вышла первая книга рассказов Гаршина. Тургенев назвал Гаршина своим Литературным наследником. Самым знаменитым произведением Гаршина является «Лягушка-путешественница».

2. Словарно-лексическое значение слов. (слайд 7)

Стихотворение о лягушке.

Лягушек спросили:
– О чем вы поете?
Ведь вы же,
Простите,
Сидите в болоте!
Лягушки сказали:
– О том и поем
Как чист и прозрачен
Родной водоем!

– Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.

– Посмотрите, наша лягушка сидит в болоте и окружена листьями кувшинок, оказывается, там спрятаны незнакомые, трудные слова.

Первое слово, которое встретиться нам – это слово «благополучно». (гиперссылка)

– Поставим в слове ударение

(ответ учащихся)

– Прочитаем слово по слогам

(ответ учащихся: бла – го – по – луч — но)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(ответ учащихся: удачно)

– Верно!

Слово «благополучно» означает удачный, успешный, вполне удовлетворяющий.
В.И. Даль

Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание – коряга (гиперссылка)

– Поставим в слове ударение

(Ответ учащихся…)

– Прочитаем по слогам

(Ответ учащихся: ко – ря — га)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(Ответ учащихся: это кусок дерева)

– Верно!

«Коряга – суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева.»
В.И. Даль

– Посмотрите, наша лягушка сидит на той самой коряге.

Следующее слово – это «тина» (гиперссылка)

Поставим в слове ударение

(Ответ учеников…)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(Ответ учащихся: зелёные нити, морская трава)

– Правильно!

«Тина – это длинная клеточная цепочка, высохшая тина на ощупь напоминает грубую бумагу.»
В.И. Даль

Следующее слово – это «цеп» (гиперссылка)

В этом слове одна ударная гласная «Е»

– Прочтём это слово вместе, хором…

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(ответ учащихся: орудие труда)

– Молодцы!

«Цеп – примитивное орудие для обмолота зерновых культур. Состоит из длинной (до 2 м) деревянной ручки и короткого (до 0,8м) била, соединенных сыромятным ремнём»
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

IV. Физминутка.

(слайд 12)

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и выполнить физминутку.

(Проговаривание с движениями)

На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Рано утром просыпались
Полотенцем обтирались
Ножками топали, ручками хлопали
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкультпривет!

V. Первичное восприятие художественного произведения сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».

1. Прослушивание записи отрывка сказки. (слайд 13)

– Сейчас мы прослушаем начало этой сказки в исполнении мастера художественного слова, с помощью аудиозаписи.

– Запомните интонацию, после прослушивания отрывка мы продолжим самостоятельно знакомиться со сказкой.

Слушание сказки

2 Чтение учителем сказки (слайд 14)

– После прослушивания аудиозаписи, сказку начну читать я, а все остальные внимательно следят.

– Позже мы будем беседовать по содержанию сказки, кроме того, вам будет предложен тест на понимание текста.

3 Чтение детей(слайд 15)

VI. Первичное восприятие и эмоционально-оценочная беседа по сказке.

Понравилась ли вам произведение?

– Чем? (ответы детей)

– Скажите, сейчас мы сможем определить жанр прочитанного произведения?

– Хотелось бы вам напомнить, (слайд 16) жанр – это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)

– Какие виды жанра вы знаете? Назовите их (ответы детей: сказка, стих, быль….)

– Правильно!

– К какому виду жанра относится данное произведение? (ответ ученика: сказка).

– Докажите, что это сказка. (Ответ учеников…)

– Верно, молодцы!

(слайд 17)

А давайте вспомним, какие два вида сказок мы можем выделить?

(ответы детей: авторские и народные)

– Верно.

– А в чём отличие авторских сказок и народных? (ответы детей: авторские сказки – написаны писателем, имеют автора, а народные сказки автора не имеют, эти сказки из спокон веков передаются устно)

– Молодцы!

– Определите вид данной сказки. (ответы детей: авторская сказка)

– Правильно! Сказка «Лягушка-путешественница» авторская, так как это творение замечательного русского писателя В.М. Гаршина.

– Ребята, для вас я приготовила интересное задание. У вас на парте лежат карточки с буквами: «А», «Б», «В» — это и будет являться вариантом ответа на вопрос.

(слайд 18)

1. Назовите главного персонажа сказки:

А) утка
Б) человек
В) лягушка

(слайд 19)

2. Как вы можете описать характер Лягушки-путешественницы?

А) вредная
Б) хвастливая
В) скромная

(слайд 20)

3. О чём произведение Гаршина «Лягушка-путешественница»?

А) о дружбе
Б) о волшебстве
В) о приключении животных

(слайд 21)

4. Почему не состоялось путешествие лягушки?

А) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным
Б) лягушки не умеют летать
В) из-за хвастовства и зазнайства лягушки.

– Молодцы! Вы отлично справились!

– А теперь я предлагаю вам разбиться на группы, так как вас ожидают новые интересные задания по сказке.

VII. Работа в группах. Поиск информации в тексте учебника.

(слайд 22)

– Сейчас я предлагаю вам объединиться в 3 группы по 8 человек в каждой.

– Каждой группе будут предложены индивидуальные карточки с тремя заданиями: 1. Вам нужно прочитать отрывок текста сказки на указанных страницах; 2. Ответить на вопросы; 3. Восстановить ход событий сказки по картинкам.

– Перед каждым ответом команда выбирает выступающего.

(слайд 23)

1 группа

Чтение первой части от начала сказки до слов: «И утки окружили лягушку»

(стр. 52-53)

– Почему утки решили приземлиться на болоте? Куда они летели?

– Какой вопрос лягушка задала уткам? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)

– Восстановите ход событий сказки по картинкам, которые лежат у вас на парте.

2 группа

Чтение отрывка от слов: «И утки окружили лягушку» до слов: «Нашли хороший…» (стр. 53- 55)

– Какое желание возникло у уток, когда они увидели лягушку?

– Что же придумала лягушка и как на её идею отреагировали утки? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)

3 группа

Чтение отрывка от слов: «Нашли хороший…» до конца сказки (стр. 56-59)

– Как она объяснила лягушкам свое появление на болоте?

– Как утки хвалили лягушку? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)

– Восстановите ход событий сказки по картинкам, которые лежат у вас на парте.(слайд 24 – проверка последнего вопроса )

VIII. Итог урока.

Чему нас научила сказка? (Ответы детей: Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга).

– Понравился вам сегодня урок?

– Что больше всего запомнилось?

IХ. Домашнее задание.

Урок окончен. (слайд 25)

На чтение 8 мин. Опубликовано 19.04.2020

Всеволод Михайлович Гаршинв 1887 году написал интересную и чрезвычайно поучительную историю о предприимчивой лягушке, которая из-за своего хвастовства не получила желаемого — сказку «Лягушка-путешественница». В читательском дневнике можно не только кратко пересказать сюжет произведения, но и отметить, что оно учит храбрости и скромности.

Содержание

  1. Разбор действия сказки
  2. Сюжетная линия произведения
  3. Описание основных героев
  4. Главный смысл истории
  5. Авторская мораль
  6. Причины провала квакушки
  7. Отзывы современников

Разбор действия сказки

Когда на ум приходит какая-то мысль, она может быть оригинальной и странной, обязательно требуется принять её во внимание. Идея, претворённая в жизнь, может оказаться очень полезной. Так и лягушка изобрела довольно необычный способ передвижения, а добрые утки её поддержали. Идея получилась эффективной и сработала.

Сюжетная линия произведения

Жила-была в тихой болотной местности обыкновенная лягушка. Наступила осенняя пора, всё чаще стал накапывать дождь. Лягушке нравились эти прохладные дни. Она перестала квакать, потому что в такое время года не подобает себя вести подобным образом.

Однажды у болота остановились для длительного отдыха перелётные утки. Лягушка начала с ними беседу. Из разговора стало известно, что птицы направляются на юга. Она с нетерпением и любопытством начала задавать вопросы о южных краях.

Утки рассказывали лягушке про страны

Утки во всех красках описали солнце и тепло чужих далёких стран. Там всегда множество еды, там не бывает пасмурной погоды. Лягушка в своём воображении представила эти волшебные края.

Ей нестерпимо захотелось оказаться в тех чудесных местах. Она приняла решение во что бы то ни стало найти метод туда добраться. Болотная жительница была наделена острым умом и хитростью. Попросила добрых птиц перевезти её в далёкие тёплые края с помощью небольшого прутика.

Стая пернатых весьма удивились, но поддержали зелёную лягушку в её странной задумке. Лягушка крепко вцепилась за прутик, птицы своими клювами подняли квакушку высоко над землёй.

В первое время болотная жительница привыкала к полёту под облаками, после ей на ум пришло поменять положение тела. Так путешественнице открылся прекрасный вид на красоту вокруг. Затем лягушка пожелала, чтоб полёт был ближе к земле, ей хотелось краем уха слышать разговоры тех, кто внизу.

Многие люди замечали стаю перелётных птиц с дополнительным багажом в лице лягушки. Разумеется, они весьма удивлялись. Не вытерпев своего вынужденного молчания, путешественница громко воскликнула, что такое передвижение по воздуху было её личной идеей.

Болотной жительнице очень хотелось, чтобы окружающие узнали о её находчивости. С этим воплем лягушка свалилась в небольшой водоём. В дальнейшем она рассказывала своим новым подружкам-жабам об исключительном путешествии. Героиня была убеждена, что перелётные птицы обязательно потом прибудут за ней. Весной она их ждала, но стая так и не вернулась.

Описание основных героев

Болотная жительница очень любопытна

Болотная жительница любознательна, ей интересно всё вокруг. Она весьма сообразительна. Побеседовав с птицами, лягушка загорелась желанием отправиться в тёплые страны. Но как же это осуществить, ведь жабы никогда не летали.

Здесь можно добавить, что героиня была храброй и мужественной, потому что не каждый пойдёт на безвременное расставание с родным домом для претворения в жизнь идеи, которая ещё никем и никогда не воплощалась.

Характеристика лягушки-путешественницы:

  1. Любопытная — интересны новые знания.
  2. Изобретательная — выдумщица, обладает находчивостью и смекалкой.
  3. Храбрая — не подпадает под влияние чувства страха, не видит угрозы в опасном.
  4. Хвастливая — любит, чтобы её достоинствами (нередко мнимыми) восторгались окружающие.

Всё прошло замечательно. Но у лягушки напрочь отсутствует терпение. Героиня потеряла благоразумие и прокричала во всеуслышание о своих успехах.

Главные действующие лица:

  • Лягушка — умная, смекалистая, изобрела действенный способ перемещения.
  • Стая уток — всегда готовые помочь добрые птицы.

Основная идея — хвастовство и гордыня к добру не приведут. Сказка преподносит урок о благоразумии и скромности. Необходимо уметь найти в себе силы для решения трудных вопросов. Следует быть твёрдым на пути к своей мечте.

Главный смысл истории

Квакушка умеет мечтать. Она способна на решительные шаги и большие перемены в жизни. Болотная жительница умеет идти на риск, чтобы увидеть что-то новое и неизведанное. Хоть её планам не суждено сбыться, идея эффективно работала.

Авторская мораль

Лягушка изобретательна

Изобретательной лягушке из-за собственного тщеславия не досталось желаемого — вот краткое содержание «Лягушки-путешественницы» для читательского дневника. Но автору нравится образ героини. Он повествует о лягушке с добрым сарказмом. Описывая болотную жительницу В. Гаршин использует следующие определения: пёстренькая и лакированная спинка, брюшко и лапки.

На страницах своего произведения автор в некоторой мере посмеивается над главным персонажем. Всё повествование превращается в забавный анекдот. Болотная жительница с острым умом, она хороший изобретатель, но не умеет владеть собой.

После падения хвастливой путешественницы вниз стая птиц предположили, что она умерла, и отправились дальше. Писатель своей сказкой иносказательно желает донести до читателя, что безграничное стремление обратить на себя всеобщее внимание неотвратимо будет наказано.

Героиня произведения обожает похвалу. Когда после полёта лягушка приземлилась в другое болото, то новым подружкам-соседкам она изрядно приврала для полноты картины. Это неуместное преувеличение и искажение событий выставляет болотную жительницу в не очень хорошем свете. Героиня нарисовала картинку, что птицы являются её собственностью, будто она уже успела побывать в тёплых странах.

Гаршин Всеволод Михайлович

Гаршин Всеволод Михайлович — знаменитый русский писатель. Родился при семействе военного в 1855 году. Поэтому он с малых лет путешествовал по гарнизонам. Ему удалось увидеть многие города Российской империи. Как только научился складывать из букв слоги, сразу принялся читать книги на разные темы, какие ему только не попадались.

В десятилетнем возрасте приезжает с матерью в столицу Петербург, где поступает в гимназию. Обучение проходило легко, юноша обретает много новых друзей. Всеволод Гаршин любил проводить время на природе. В летние месяцы в русской деревне он изучал лягушек, жуков, птиц.

В старших классах гимназии молодой человек уже пишет свои произведения. Они имели успех и публиковались в журналах, выпускаемых гимназией. Литературный труд был создан в 1878 году. Жанр — авторская сказка.

План «Лягушка-путешественница» (сказка для 4 класса):

План «Лягушка-путешественница»

  1. беззаботность на болоте;
  2. желание увидеть мир;
  3. смекалка и находчивость лягушки;
  4. хвастовство;
  5. итог полёта;
  6. беседы с новыми соседками.

Главная идея произведения заключается в том, что, даже имея некоторые таланты и успех, нельзя ими восхвалять себя. Героиня сказки огромная молодец. Она составила план, как птицы отправят её в тёплые края. Но не смогла предвидеть, что чересчур любит похвалу.

В итоге, так и не добравшись до места назначения, бултыхнулась в тёмный труд. Сюжетом сказки автор показывает, как плохо задаваться. Конечно же, скромность — это добродетель и она украшает. При анализе пересказа становится ясно, что нельзя быть пассивным и прозябать бездейственно. Необходимо жить полной жизнью и осуществлять свои мечты.

Причины провала квакушки

Ложь и тщеславие не принесут ничего хорошего. В сказочном сочинении они становятся причиной провала героини. Для воплощения мечты героине не хватило упорства. Жанр произведения можно отнести к басням, потому что есть осмысленная сюжетная линия и очевидная мораль в произведении. Литературная работа о любительнице путешествовать учит читателя благоразумному поведению.

В свою очередь, необходимо отметить, что от добра добра не ищут. Полёт удался, всё проходило спокойно и благополучно. Путешественница даже умудрилась расположиться таким образом, что можно было любоваться открывающимся прекрасным видом. Зачем ей понадобились дифирамбы и фанфары в свою честь? Лучшее — это враг хорошего.

Лягушка рассказывает про свои путешествия

Лягушку охватила страсть, с которой та не смогла совладать. Слава манила героиню. В любом случае за несколько суток она проделала довольно длинный путь. Сказка учит, что всегда есть возможность осуществить собственную заветную мечту, необходимо только лишь слегка поразмыслить. Невозможное, конечно же, возможно.

Важно отметить, нельзя праздновать победу заблаговременно, вспоминается пословица: «Не говори Гоп, пока не перепрыгнешь». Иначе все труды могут напрасно пропасть. Это литературное произведение очень оптимистическое и поучительное. Оно рассказывает о том, каким образом реализовывать свои желания. Стремление всем нравиться, самообожание, чрезмерная самоуверенность — вот те пороки, что мешают осуществляться замыслам лягушки-квакушки.

Прелестная милая история для детей. С нею знакомятся в младших классах, а потом с теплотой вспоминают всю жизнь. Сегодня «Лягушка-путешественница» стала фразеологизмом и именем нарицательным. Так зовут тех, кто не может долго находиться на одном и том же месте.

Отзывы современников

Если очень захотеть — можно в космос полететь. И даже лягушка может отправиться в полёт на юг вместе с перелётными птицами. У путешественницы из сказки полёт закончился не совсем удачно. Но всегда можно верить и в другой исход.

Литературный сайт

Читаем книгу с дочкой. Она всегда очень сопереживает незадачливой лягушке. Интересная сказка для чтения с детьми. Да и взрослых заставляет задуматься.

Литературный сайт

Лягушка-путешественница — это слово не раз слышала я в детстве. Когда я и мои друзья любили ездить на велосипеде и кататься по всему посёлку, после таких исследований. Я дома всегда рассказывала, куда нас теперь занесло и папа говорил, где именно мы катались. Было интересно и поэтому он называл меня лягушкой-путешественницей.

Литературный сайт


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка — значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.

Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Среди достоинств проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.

Проблемное обучение требует дифференцированного подхода. Необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Умение учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного обучения можно предложить обучающимся провести сравнение, сделать выводы из проблемной ситуации, сформулировать вопросы, сопоставить факты.

Исходя из всего сказанного, я поставил перед собой следующую цель: повысить качество обучения по предмету, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с применением методики проблемного обучения в педагогическом процессе при обучении физике.

Для достижения цели поставил перед собой следующие задачи : ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемного обучения; охарактеризовать методы технологии проблемного обучения, которые могут применяться в учебной деятельности на уроках физики; показать структуру проблемного обучения, сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения. Объектом исследования является процесс обучения физики в средней школе. Предмет исследования — методы, формы, содержание проблемного обучения в учебной деятельности.

Ожидаемый результат:

1.Повышение мотивационного блока и познавательного интереса к физике.

2. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.

3. Повышение качества обучения

Опишем приемы, посредством которых мы реализовываем метод проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе на примере произведения, изучаемого в 3 классе по программе «Школа России», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»[2]. Перед описанием приемов, целесообразно провести анализ произведения.

Всем известная русская детская сказка писателя Всеволода Михайловича Гаршина носит название «Лягушка-путешественница», потому что в данной сказке главная героиня пожелала полететь на юг совместно с утками. Автор доброжелателен к героине своей сказки, это видно, когда он повествует о ней с позитивной иронией. Когда писатель описывает главную героиню-лягушку, он использует такие ласковые словосочетания, как «пестренькая спинка», «брюшко», «лапки».

Автор почти постоянно легонько шутит над лягушкой. В.М. Гаршин создал образ героини глупой и не умеющей сдерживать свои эмоции. Это может быть понятно из сцены, когда лягушка-путешественница парила, ухватившись ртом за тростинку. Лягушка невероятно сильно хотела похвастаться тем, что летать на утках при помощи прутиков было ее планом. Она не смогла удержаться и начала кричать во все горло: «Это я придумала!». После этого она упала в чужое болото. Здесь автор как раз шутит над ней, показывая это такими словами, как «бултыхнулась», «шлепнулась».

Сама лягушка в сказке весьма сильно любит хвастаться. Она очень радуется, когда ее кто-то хвалит. Даже когда она делилась с остальными лягушкам подробностями своего путешествия, она очень сильно все приукрашивала и говорила то, чего не было на самом деле. Так же она наврала, что утки являются ее собственными.

Смысл этой сказки состоит в том, что хвастовство и вранье никогда до добра не доводят, а наоборот могут стать причинами серьезных неудач. Если бы лягушка не открыла рот, когда летела, то ее путешествие не закончилось бы раньше срока.

Сказка учит, что для достижения успеха в любом деле необходимо упорство и терпение.

Главные персонажи: утки- добрые и отзывчивые, позволили лягушке улететь с ними на юг; лягушка- смекалистая и находчивая, болтливая и хвастливая.

Структурные элементы сказки: зачин, присказка или запев, и концовка.

Приёмы реализации проблемного обучения на различных этапах урока:

На этапе первичного синтеза необходимо подготовить детей к восприятию текста. Поговорить немного о содержании и о сюжетной линии. Затем следует прочитать данную сказку и провести эмоционально оценочную беседу. Следует спросить, какое впечатление произвела на них эта басня?

Используем ряд вопросов для первичного восприятия:

1. Почему автор дал лягушке прозвище «квакушка»?

«Жила-была на свете лягушка-квакушка», «Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку..» (используется в качестве эпитета лягушки)

2. Почему она просила уток лететь пониже? 

«Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят.» (Чтобы похвастаться)

3. Опишите главных героев сказки – лягушку и уток.

Лягушка- смекалистая и находчивая, болтливая и хвастливая.

Утки- добрые и отзывчивые, позволили лягушке улететь с ними на юг.

2) На этапе анализа раскрывается композиция произведения, выясняются мотивы поведения, характеристика героя, его душевные тревоги, мысли.

Работая над произведением с детьми, нужно убедиться в том, что они поняли идею произведения, поняли то, что стремился показать автор.

Если дети не совсем уловили главную мысль произведения, то следует еще раз прочитать произведение (чтение учителем, чтение отдельных строчек, чтение про себя, по цепочке и т.д.). Затем следует задать ряд проблемных вопросов, которые бы натолкнули детей на рассуждения, на поиск истины, а самое главное – на понимание того, о чем идет речь.

На этапе анализа произведения используем данные проблемные вопросы:

Какая черта характера едва не погубила лягушку?

«Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят», «Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я!». Хвастовство чуть не довело лягушку до гибели.

Почему лягушка так и не долетела до юга?

«Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я!». Потому что лягушка хотела похвастаться, она крикнула и выпустила прутик изо рта.

3) На этапе вторичного синтеза следует обобщить черты главного героя, его душевное состояние, поведение. Важно полностью раскрыть идейную направленность, найти самое главное. Младшие школьнику дают оценку главному герою, возможно, проводят параллель со своим личным опытом или произведениями, которые читали ранее.

Приведем несколько проблемных вопросов, используемых на этапе вторичного синтеза:

Почему Гаршин говорит, что хвастовство — это плохо, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

Потому что хвастовство никогда до добра не доводит, а наоборот может стать причинами серьезных неудач. Если бы лягушка не открыла рот, когда летела, то ее путешествие не закончилось бы раньше срока. Сказка учит, что для достижения успеха в любом деле необходимо упорство и терпение.

2. Кого же больше всего высмеивает и осуждает автор?

Автор больше всего высмеивает лягушку, потому что она много хвасталась и врала.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что сказка «Лягушка-путешественница» соответствует принципу проблемного обучения, затрагивает проблемные вопросы хвастовства и вранья.

Таким образом, на сегодняшний день проблемное обучение является многообещающим. Оно направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые школьники активно усваивают новые знания.

Литература

Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Учебник по литературному чтению для 3 класса. – М.: Вентана -Граф, 2015.

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970.

Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.:3нание, 1991.

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Педагогика, 1972. – 208 с.

  • Композиция сказки лиса и тетерев
  • Комнату лены украшал прекрасный букет лилий как пишется
  • Композиция сказки лиса и журавль кратко
  • Комната сказок в кукольном театре новосибирск
  • Комнатные растения рассказ для детей