Композиция сказки мороз иванович


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.

Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.

Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.

Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]

Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.

По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]

Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.

Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]

Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.

Список литературы:

1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.

2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.

3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.

4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.

Как часто великое кажется простым и не бросается в глаза, потому что оно понятно и ребенку! Однако время — судья надежный. И если небольшое по объему сочинение неизменно находится на слуху вот уж третий век, то оно, согласитесь, гениально.

сказка мороз иванович

Сказка «Мороз Иванович» является замечательным образцом русской авторской сказки.

Русский дух произведения

Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:

«Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет!»

Действительно, сказка «Мороз Иванович» (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра — сказки “Городок в табакерке”.

Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.

Композиция: присказка и зачин

По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален. Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души… Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений…

Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.

Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: «Даром нам, без труда, не дается ничего.»

цитатный план сказки мороз иванович 2 класс

Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции — зачин: «В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница…» Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом. И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).

Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.

Волшебный сюжет

Талантливый писатель-сказочник Одоевский не подводит ожиданий читателя-ребенка. Сказка полюбилась народу, поскольку повествование соответствует крестьянской традиции. В трудовых семьях постепенно, по степени сложности, поручалось детям выполнять разную домашнюю работу. И в этом смысле “Мороз Иванович” — народная сказка, так как соответствует крестьянской традиции воспитания трудом. Она создает для детей яркие мотивирующие образы.

мороз иванович народная сказка

Рукодельница позитивна и удачлива. И даже когда ей выпадают нелегкие испытания, девочка своим вниманием к окружающим и заботой о них добивается того, что весь мир ей сочувствует и помогает. То, что необычные ожившие предметы — наливное яблочко и пирожок “с пылу, с жару” — становятся ее союзниками, определенно добавляет девочке вес в глазах детей. Успешное выполнение тестов доброго и справедливого Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. В то же время Ленивица во всем добивается обратного результата. Рождественский сюжет сказки не только волшебен, но и справедлив, поэтому обречен на успех.

Сказочная концовка

Завершается “Мороз Иванович”, народная сказка по своему духу, классической поучительной концовкой. Писатель в ней обращается непосредственно к «детушкам» с призывом подумать над сутью услышанного и решить, что в нем является правдой, о чем упомянуто в переносном смысле, где автор пошутил, а где попытался донести до детей мысль важную.

Авторское произведение у Одоевского получилось сообразным самым любимым народным: волшебно, предельно понятно, красиво, изящно.

Напевность

Сказка «Мороз Иванович» исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.

Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы — незлая ирония, осуждение, подтрунивание.

Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.

литературная сказка мороз иванович

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.

Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.

О работе детей на уроке

Это произведение, по замыслу автора, действительно адаптировано для восприятия детьми младшего школьного возраста. Задача учителя заключается в том, чтобы ребенок, прочитавший ее, сделал это не формально, а осмыслив ее содержание. Преподаватель планирует свое занятие так, чтобы в процессе обсуждения сказки в классе дети сформулировали ответы на следующие вопросы:

— Было ли им интересно?

— Что нового на этом уроке они узнали?

— Что именно в сказке понравилось?

— Поняли ли дети заложенный автором смысл?

— Какие родственные сказки других авторов дети могут вспомнить, читая о Рукодельнице?

Также учитель мобилизует школьников, чтоб те составили цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс — это уже то время, когда ребята вполне в состоянии справиться с поставленной задачей).

Пример цитатного плана

Приведем возможный пример такого плана:

1. Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”…жили 2 девочки — Рукодельница и Ленивица.”

2. Волшебное приключение Рукодельницы: ”…тут с ней чудо случилось…”

3. Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже…”

4. Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка…”

5. Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”…не ты для меня работала, а я тебе служил.”

6. Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте…”

ленивица из сказки мороз иванович

Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.

Образ Рукодельницы

Рукодельница из сказки «Мороз Иванович», ее сестра Ленивица и Мороз Иванович, вобравший в себя типаж Деда Мороза, являются основными сюжетообразующими героями сказки.

Автор намеренно дал девочкам не обычные имена (Маша, Алина, Татьяна и т. п.), а отражающие их характер, направленность личности: Рукодельница и Ленивица. Такое имя является отправной точкой при анализе самого образа. Это видно по тому, что на протяжении всего повествования перед читателем с позитивной стороны раскрывается образ маленькой труженицы и подвергается осуждению персонаж ее ленивой сестры. План сказки «Мороз Иванович» (2 класс), как и сама сказка, предполагает последовательное освещение образов: сперва — Рукодельницы, а затем и Ленивицы.

Мы в нашей статье последуем именно такому порядку.

какой мороз иванович в сказке

Рукодельница, несмотря на детский возраст, является уже сформировавшимся светлым и деятельным человеком. Она умелая, чуткая и внимательная. Это — настоящая хозяйка. Автор перечисляет виды женской деятельности, в которых девочка является мастерицей, (Рукодельница трудолюбива и постоянно в работе):

— избу метет;

— в доме прибирает;

— хлеб печет;

— воду из колодца приносит, да еще и процеживает ее;

— кушанья изготавливает;

— одежду чинит;

— чулки вяжет, платки рубит;

— кроит и шьет;

— постель взбивает.

Ей некогда скучать. Она, словно пчелка, создает вокруг себя уютный, ухоженный, приветливый мирок. Впрочем, девочка, пребывая в труде, вдобавок к этому успевает спрашивать, мило общаться с окружающими, исполнять их просьбы, интересоваться людьми.

К Властителю Зимы героиня сказки попадает случайно: она спускается в колодец, где он живет в надежде достать упавшее ведро. Находясь в трехдневном услужении у Мороза Ивановича (тот ставит такое условие), Рукодельница приветлива, расспрашивает старика, узнает о его житье-бытье. Хозяину ледяного дворца и его гостье действительно интересно общаться. Мороз Иванович замечает, что девочка умна.

Повелитель зимы ей рассказывает, как снежным покрывалом оберегает до весны зеленую травку; почему в жару находится в волшебном колодце; зачем зимой стучит в окошки домов.

Неудивительно, что Рукодельница «старика утешила» своей обходительностью, хозяйственностью, и тот по совести отблагодарил трудолюбивую, почтительную, добрую и скромную девушку, — серебряными пятаками да булавкой с бриллиантиком.

Девочка Ленивица

Ленивица из сказки «Мороз Иванович» предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она — лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм «мух считать» стал общепринятой характеристикой бездельника.

Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков «с пылу, с жару». Она не желает «себя утомлять”, бросив их в свою котомку.

рукодельница из сказки мороз иванович

Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:

— она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;

— вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;

— с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.

Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки «Мороз Иванович» охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.

Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два «дара»: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.

Образ Мороза Ивановича

Переходя к характеристике третьего основного героя сказки, заметим, что мы при характеристике двух маленьких совершенно разных героинь уже частично поведали читателям, какой Мороз Иванович в сказке. Впрочем, конечно, стоит подробней рассказать, как он выглядит и где живет.

дом из сказки мороз иванович

Внешне Властитель зимы похож на седенького дедушку с окладистой бородой. Его любимое времяпровождение на досуге — сидеть на ледяной скамейке да пожевывать ледяные комочки (со стороны это, наверное, напоминает простое щелканье семечек).

Под его присмотром находится сон природы. Он заботится о грядущем урожае.

В общении он прост, вежлив. Слова грубого не скажет. Мороз Иванович щедр, но справедлив. За его кажущейся простотой скрывается мудрость и сила Повелителя вьюг и морозов. И конечно же, все будет так, как он рассудит.

Второстепенные герои сказки

Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.

О второстепенных персонажах — говорящих пирожках да яблочках — мы уже упоминали…

Впрочем, есть еще один герой сказки — домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.

Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы — эквивалент осуждения.

Заключение

Автор сказки “Мороз Иванович” сумел показать, пользуясь яркой народной лексикой, самым маленьким читателям, что труд украшает человека. В то же время Одоевским развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная, злая, спесивая Ленивица. Такой она стала, потакая своей лени.

Два разных человека, две различные жизненные позиции…

план сказки мороз иванович 2 класс

Как актуальна нынче любовь к труду! Ведь сообщества деятельных людей способны творить настоящие чудеса: конструировать, строить, создавать… Но ведь все эти люди родом из детства, из “маленькой страны”, в которой ее жители читают сказку о Морозе Ивановиче.

«Здесь Русью пахнет»

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» — это образцовый пример русской авторской сказки. Владимир Одоевский, автор этого произведения, сочинил сказку специально для самых маленьких читателей. В ее строках дети легко отыщут добро, волшебство и безмерную любовь к своему родному краю. В небезызвестном произведении А. С. Пушкина были строки: «Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет». Именно эти слова дают полную характеристику волшебной, зимней истории.

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» вошла в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», что вышел в 1841 году. История была создана на основе народной сказки «Морозко». Это произведение понравилось читателям тем, что автор не отступился от крестьянских традиций повествования. Кроме того, детей того времени с ранних лет приучали к труду, поэтому они понимали смысл рассказа, дополняли историю яркими образами, что рисовало воображение, и помимо волшебной истории имели хороший мотивирующий урок.

Об авторе

Владимир Федорович Одоевский жил и творил в эпоху романтизма. Он родился 13 августа 1803 года. Владимир Федорович последний представитель рода Одоевских, что были предками самих Рюриковичей. Автор был уверен, что для современного мира важно просвещать народные массы, и сказки были не единственным его достоянием. Владимир Одоевский — основоположник сельской начальной школы.

Его вклад в детскую русскую литературу поистине колоссальный. Большой популярностью среди детей пользовался сборник «Сказки дедушки Иринея». Стоит отметить, что этим самым дедушкой был сам автор, — это его литературный псевдоним. Сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского и сегодня считается лучшим произведением автора. Даже спустя 200 лет она все так же нравится юным читателям, которые видят в этом рассказе не только увеселительное приключение, но находят ответы на множество вопросов, познавая тем самым окружающий мир и обучаясь хорошим манерам.

Композиция

«Мороз Иванович» Одоевского создан в соответствии с лучшими традициями народного эпоса. Подобный стиль повествования является мистичным и парадоксальным, ведь издавна так сложилось, что эпос обязан затрагивать самые потаенные струны человеческой души. Очевидно, внимание к сказке связано с тем, что срабатывает у читателя славянская генетическая память. Здесь, как говорится, «гены пальцем не задушишь».

Сказка начинается присказкой, что имеет вид доброй и поучительной пословицы. Она подобрана согласно основной темы произведения и буквально с первых строк настраивает читателя на основную мысль. Даром никому и ничего не дается. Чтобы что-то получить, чего-то достичь и что-то иметь, нужно приложить равноценные своему желанию усилия.

После того как читатель настроился на получение важного в своей жизни урока, автор привлекает его внимание к самой истории: «В одном доме жили две девочки: Рукодельница и Ленивица». Этот называется «зачин», то есть так называемая точка отсчета, с которой начинается повествование. Автор умело создал видимость событий, что имели место в прошлом, и сразу же пояснил читателю, что в основу сказки положено противопоставление (антитеза). Мастерство писателя сразу же привлекает внимание ребенка к положительному персонажу, так как он заряжен на формирование в себе «положительного Я».

Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.

Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки. Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью. Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.

Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.

«Мороз Иванович»

Под присмотром нянюшки жили в одном доме две девочки – Рукодельница и Ленивица. Рукодельница была доброй и работящей: с рассветом вставала, сама одевалась, в избе порядок наводила, печь топила, хлеб пекла, петуха кормила, за водой ходила.

Ленивица тем временем на перинах нежилась, доколе не наскучит. Потом нянюшку Прасковью зовет: велит чулочки надеть, башмачки завязать. Покушает плотно да, зевая от скуки, сидит у окошка — мух считает.

Пошла как-то Рукодельница к колодцу, зачерпнула воды, а веревка возьми да оборвись – упало ведро на дно. Вернулась девочка домой в слезах, поведала о приключившейся беде, а сердитая нянюшка велела ведро доставать. Делать нечего, пошла Рукодельница обратно, ухватилась за веревку и спустилась в колодец.

Видит: на дне печка, в ней пирожок румяный сидит да приговаривает: кто меня возьмет, со мной и пойдет! Рукодельница вынула пирожок из печи, положила за пазуху и пошла дальше. На пути — сад, а в нем яблоня от золотых яблочек клонится. Пожалела девочка дерево, собрала плоды и дальше пошла. Повстречала старика, пирожком его угостила, о беде своей поведала. Хитрый Мороз Иванович предложил Рукодельнице заработать свое ведерко обратно.

Три дня жила девочка в доме Мороза Ивановича: прибирала, еду готовила, перину пуховую взбивала, белье штопала, кафтан чинила. Ни от какой работы не отказывалась и на усталость не жаловалась. Отблагодарил старик помощницу по-царски: насыпал в ведро серебряных пятаков да брильянтик подарил – косынку закалывать. Петух, завидев возвращавшуюся девочку, закричал: «Кукареку! У Рукодельницы в ведерке пятаки!»

Велела Прасковья и любимице своей к старику с визитом отправляться, чтоб и ее старик наградил. Но грубая девочка не стала ручки свои о горячую печь жечь – не достала пирожок. И в саду с яблоньки плоды не собрала. С Морозом Ивановичем неприветливо встретилась, да и в доме его не старалась: кушанье негодное сварила, перину не взбила, избу не подмела – отдыхала, как у себя дома.

К концу третьего дня Мороз Иванович наделил и эту помощницу: дал в одну руку большущий слиток серебряный, в другую – огромный брильянт. Обрадовалась Ленивица, быстро в обратный путь засобиралась с ношей тяжелой.

Вернулась домой и принялась подарками большими хвастать. Но не успела договорить, как серебро таять начало, да по полу разливаться – ртутью оно оказалась, застывшей на морозе. Чуть позже и брильянт в тепле растаял.

Тут Петух вскочил на забор и давай радостно кричать: «Кукареку! У Ленивицы в руках – ледяная сосулька!».

Ведро и колодец

Дальше, согласно содержанию «Мороза Ивановича» Одоевского, с Рукодельницей приключается малоприятный казус. Как-то раз она пошла к колодцу, набрать воды и уронила в него ведро. Нянюшка у девочек была строгой и сказала, чтобы Рукодельница сама исправила то, что натворила. Ничего ей не оставалось, кроме как спуститься в колодец.

В колодце девочка попадает в другой мир, здесь и пироги разговаривают, и яблоки золотые-наливные сами в передник падают. Набрав по пути этого добра, неспешно дошла Рукодельница к дому Мороза Ивановича. Посидев на крыльце и разделив по-братски принесенные вкусности, Мороз Иванович попросил девочку послужить ему три дня.

Рукодельница была мастерицей на все руки, и никакая домашняя работа не была ей в новинку: она и еду готовила, и вещи мастерила, и избу убирала. Три дня прошли незаметно. В награду за старания старик отдал ей потерянное ведро, куда насыпал серебряных монет, и на память подарил шпильку с бриллиантом.

Подробный пересказ

В одном доме жили две сестры одна трудолюбивая другая ленивая, родителей у них не было, за ними присматривала няня. Вот трудолюбивая девочка вставала раньше вех тесто месила, хлеб пекла, в доме убирала. Кроме этого ходила за водой в колодец, животных собаку и петуха кормила, чистую воду им давала.

Ленивая же девочка постоянно ничего не делала, только спала или просто в окно смотрела, когда надоедало лежать, требовала, чтобы няня ее одела, накормила. Вот как то однажды трудолюбивая девочка пошла за водой, а ведро утонуло, она прибежала к няньке, и рассказывает ей свою беду.

Нянька сказала ей, чтоб за ведром она сама в колодец и прыгала, девочка так и сделала. Но оказалась не на дне колодца, а на поляне, там росли цветы, стояла яблоня, девочка взяла яблок себе, собрала, шла по дороге ей пирожки в печке показались. Девочка потрусила яблоню и собрала все яблоки, из печки вытащила пирожки, так как они уже испеклись.

Дальше шла девочка и увидела дом, там оказалось, что живет Мороз Иванович. Он сказал ей, поживи у меня, потом отправлю тебя домой. Вот девочка вставала рано, убирала в доме у Мороза Ивановича, готовила ему еду, штопала одежду.

Кроме этого кормила всех животных, когда прошло три дня, дал ей дедушка ведерко и заколочку, когда она дошла до колодца прыгнула в него и оказалась у себя во дворе с ведром полным серебряных монет, а заколка оказалась с бриллиантом.

Когда увидела это все ленивая сестра, побежала с разбегу прыгнула в колодец, оказалась на поляне, там стояла яблоня попросила ее яблоки струсить, она отказалась. Дальше шла, там печка с пирожками стояла, пирожки просили достать их, потому что уже испеклись, ленивица не стала этого делать.

Шла долго, пришла к дому Мороза Ивановича, пришла и говорит, давай мне дед подарки, а он ей сказал, что нужно три дня поработать у него. Ленивая девочка согласилась. Утром вставала поздно, избу не мела, кушать не готовила, дед готовил еду сам, еще и ее кормил.

Все животные ходили голодные, никто в стойле у них не убирал, так прошло все отведенное время. Вот ленивая девочка сидит, ждет подарков, а дед ей говорит, иди домой, отдал ведро, а там полно монет. Вот она довольная прыгнула в колодец, оказалась дома, посмотрела в ведро, а там угли, и заколка с бриллиантом оказалась обычным куском льда.

Собака как заслышала ее так и протявкала, что ленивица пришла с собой угли и сосульки принесла. Сидит ленивая девочка и плачет, а что она хотела за добро платят добром, а за безразличие и зло отвечают той же монетой.

3 класс, 2 класс

Оцените произведение:

  • 3.12

Голосов: 58
Читать краткое содержание Мороз Иванович. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Зависть — плохое чувство

Дальше Одоевский в «Морозе Ивановиче» кратко рассказывает о том, как Рукодельница вернулась домой, а увидев ее награды, нянюшка отправила в колодец Ленивицу. У них в доме намечался какой-то праздник, поэтому любая награда лишней не была бы.

Ленивица очень хотела получить награду, как у сестры. Даже не так. Она хотела, чтобы ее одарили драгоценностями в два раза больше. Вот только она ничего не умела делать. Когда шла к Морозу Ивановичу, ни пирога не прихватила с собой, ни яблок не стрясла с веток. Дома у старика она практически ничего не делала, потому что не умела ни одежды чинить, ни еды готовить. Можно даже сказать, что не она служила у старика, а Мороз Иванович ей прислуживал, ведь ему самому приходилось делать всю домашнюю работу.

Когда закончилось три дня, дедушка дал для Ленивицы бриллиант размером с яйцо и серебряный слиток. Обрадовавшись подаркам, девочка даже не поблагодарила, а быстро побежала домой. Но стоило ей выйти на поверхность, как полученные дары стали таять. Оказалось, была замерзшая ртуть, а бриллиантом — обычный лед.

Сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» заканчивается его призывом подумать над историей и решить, что здесь вымысел, а что правда. Об этих высоких материях подробней поговорим при анализе произведения.

В. Ф. Одоевский,

Образование 15 ноября 2017

Как же все-таки часто нечто великое кажется простым, поскольку не имеет привычки бросаться в глаза. И только время показывает, насколько гениальна та или иная композиция. Вот уже третий век передают из уст в уста сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович», а это уже немало.

«Здесь Русью пахнет»

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» – это образцовый пример русской авторской сказки. Владимир Одоевский, автор этого произведения, сочинил сказку специально для самых маленьких читателей.

В ее строках дети легко отыщут добро, волшебство и безмерную любовь к своему родному краю. В небезызвестном произведении А. С. Пушкина были строки: «Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет».

Именно эти слова дают полную характеристику волшебной, зимней истории.

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» вошла в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», что вышел в 1841 году. История была создана на основе народной сказки «Морозко».

Это произведение понравилось читателям тем, что автор не отступился от крестьянских традиций повествования.

Кроме того, детей того времени с ранних лет приучали к труду, поэтому они понимали смысл рассказа, дополняли историю яркими образами, что рисовало воображение, и помимо волшебной истории имели хороший мотивирующий урок.

Об авторе

Владимир Федорович Одоевский жил и творил в эпоху романтизма. Он родился 13 августа 1803 года. Владимир Федорович последний представитель рода Одоевских, что были предками самих Рюриковичей. Автор был уверен, что для современного мира важно просвещать народные массы, и сказки были не единственным его достоянием. Владимир Одоевский – основоположник сельской начальной школы.

Его вклад в детскую русскую литературу поистине колоссальный. Большой популярностью среди детей пользовался сборник «Сказки дедушки Иринея». Стоит отметить, что этим самым дедушкой был сам автор, – это его литературный псевдоним. Сказка «Мороз Иванович» В. Ф.

Одоевского и сегодня считается лучшим произведением автора.

Даже спустя 200 лет она все так же нравится юным читателям, которые видят в этом рассказе не только увеселительное приключение, но находят ответы на множество вопросов, познавая тем самым окружающий мир и обучаясь хорошим манерам.

Видео по теме

Композиция

«Мороз Иванович» Одоевского создан в соответствии с лучшими традициями народного эпоса.

Подобный стиль повествования является мистичным и парадоксальным, ведь издавна так сложилось, что эпос обязан затрагивать самые потаенные струны человеческой души.

Очевидно, внимание к сказке связано с тем, что срабатывает у читателя славянская генетическая память. Здесь, как говорится, “гены пальцем не задушишь”.

Сказка начинается присказкой, что имеет вид доброй и поучительной пословицы. Она подобрана согласно основной темы произведения и буквально с первых строк настраивает читателя на основную мысль. Даром никому и ничего не дается. Чтобы что-то получить, чего-то достичь и что-то иметь, нужно приложить равноценные своему желанию усилия.

После того как читатель настроился на получение важного в своей жизни урока, автор привлекает его внимание к самой истории: «В одном доме жили две девочки: Рукодельница и Ленивица». Этот элемент композиции называется “зачин”, то есть так называемая точка отсчета, с которой начинается повествование.

Автор умело создал видимость событий, что имели место в прошлом, и сразу же пояснил читателю, что в основу сказки положено противопоставление (антитеза). Мастерство писателя сразу же привлекает внимание ребенка к положительному персонажу, так как он заряжен на формирование в себе «положительного Я».

Краткое содержание

Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.

Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки.

Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью.

Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.

Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.

Ведро и колодец

Дальше, согласно содержанию «Мороза Ивановича» Одоевского, с Рукодельницей приключается малоприятный казус. Как-то раз она пошла к колодцу, набрать воды и уронила в него ведро. Нянюшка у девочек была строгой и сказала, чтобы Рукодельница сама исправила то, что натворила. Ничего ей не оставалось, кроме как спуститься в колодец.

В колодце девочка попадает в другой мир, здесь и пироги разговаривают, и яблоки золотые-наливные сами в передник падают. Набрав по пути этого добра, неспешно дошла Рукодельница к дому Мороза Ивановича. Посидев на крыльце и разделив по-братски принесенные вкусности, Мороз Иванович попросил девочку послужить ему три дня.

Рукодельница была мастерицей на все руки, и никакая домашняя работа не была ей в новинку: она и еду готовила, и вещи мастерила, и избу убирала. Три дня прошли незаметно. В награду за старания старик отдал ей потерянное ведро, куда насыпал серебряных монет, и на память подарил шпильку с бриллиантом.

Зависть – плохое чувство

Дальше Одоевский в «Морозе Ивановиче» кратко рассказывает о том, как Рукодельница вернулась домой, а увидев ее награды, нянюшка отправила в колодец Ленивицу. У них в доме намечался какой-то праздник, поэтому любая награда лишней не была бы.

Ленивица очень хотела получить награду, как у сестры. Даже не так. Она хотела, чтобы ее одарили драгоценностями в два раза больше. Вот только она ничего не умела делать.

Когда шла к Морозу Ивановичу, ни пирога не прихватила с собой, ни яблок не стрясла с веток. Дома у старика она практически ничего не делала, потому что не умела ни одежды чинить, ни еды готовить.

Можно даже сказать, что не она служила у старика, а Мороз Иванович ей прислуживал, ведь ему самому приходилось делать всю домашнюю работу.

Когда закончилось три дня, дедушка дал для Ленивицы бриллиант размером с яйцо и серебряный слиток. Обрадовавшись подаркам, девочка даже не поблагодарила, а быстро побежала домой. Но стоило ей выйти на поверхность, как полученные дары стали таять. Оказалось, слитком серебра была замерзшая ртуть, а бриллиантом – обычный лед.

Ритмичность произведения

Скорее всего, многие читатели примут «Мороза Ивановича» Одоевского за очередную народную сказку. И не будут обращать особого внимания на поэтичность, приняв ее как должное. Вот только эта поэтичность стоит внимания, ведь здесь можно проследить особый напевный ритм. Этот способ изложения был выбран самим автором, и в каждой строчке чувствуется его неизменное участие.

Рассказывая о приключениях Рукодельницы, автор по-доброму ей сочувствует и подбадривает. Читателю становится очевидным, что он ей симпатизирует. А вот когда речь заходит о Ленивице в тексте четко прослеживается ирония, подтрунивание и, чего греха таить, сарказм. Особенно когда автор рассказывает о том, как Ленивица пыталась в первый день сварить еду. Помимо мастерски созданных образов, автор радует читателя живым описанием места действия. Изысканная ледяная изба хозяина Мороза, словно настоящая, возникает в фантазиях.

Произведение написано согласно лучшим традициям устного народного повествования того времени. В сказке присутствуют поговорки и пословицы, особенный акцент расставлен на уникальности простонародных слов, таких как студенец, горемычная и т. д. В сказке автор использует имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Немного позже похожий стиль написания применял Бажов. Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» отличается слаженной и лаконичной композицией. Здесь нет лишних слов или предложений. Каждая фраза несет в себе особый смысл и практически незаменима в общей картине повествования.

Главные герои

При анализе любого литературного произведения, в том числе и анализе «Мороза Ивановича» Одоевского, стоит уделить внимание главным героям произведения. Так, одним из главных героев является Рукодельница. Это приветливая, уважительная и умная девочка, которая постоянно чем-то занята, создавая вокруг себя уютный мирок. Она самостоятельная и трудолюбивая, готова каждому уделить внимание. Ей не чуждо любопытство, желание узнать что-то новое. Она настроена положительно, и даже если случаются у нее неприятности, то весь мир помогает ей в их решении. Даже необычные, сказочные предметы становятся союзниками Рукодельницы. Такой яркий пример показывает подрастающему поколению, что нужно вести себя так же, как и Рукодельница, тогда весь мир будет тебе помогать.

В противовес Рукодельнице в сказке присутствует Ленивица. Ее любимое занятие — спать, а единственное развлечение — сидеть у окна и считать мух. Помимо того, что эта девочка ленивая, она еще нахальная, грубая, высокомерная и неуважительная. По-хамски разговаривает даже с Морозом Ивановичем. Одоевский Владимир Федорович приписывает этому персонажу еще и чувство зависти. Ленивица не горит желанием кому-то служить, но получить награду, как у сестры, очень хочется. Эта девочка самоуверенная и эгоистичная, а понятие вежливости ей, скорее всего, неизвестно. За свою лень и невоспитанность она и получает по заслугам.

Еще один персонаж, что имеет непосредственное отношение к истории — Мороз Иванович, собственно, о нем и сказка. Он властитель зимы, волшебный персонаж, живущий на дне колодца. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Он заботливый, вежливый, щедрый и справедливый. Этому мудрому человеку не чуждо чувство юмора, он добрый и ценит это качество в других.

Краткое содержание

Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.

Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки. Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью. Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.

Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.

Вижу в другом отражение себя

Еще одна особенность этой сказки заключается в том, что автору удалось показать, как человек относится к людям, тем они ему и отвечают. Каждый человек видит в окружающих отражение себя. Для Рукодельницы старый Мороз Иванович показался добрым и приветливым дедушкой, который может рассказать что-то интересное. Ленивица же увидела в старичке злого и сердитого человека, настоящего эксплуататора, жадного и с отвратительным чувством юмора.

Хотя на самом деле Мороз Иванович поступал по совести: наказывал за лень и неуважение и поощрял прилежный труд.

Как же все-таки часто нечто великое кажется простым, поскольку не имеет привычки бросаться в глаза. И только время показывает, насколько гениальна та или иная композиция. Вот уже третий век передают из уст в уста сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович», а это уже немало.

«Здесь Русью пахнет»

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» — это образцовый пример русской авторской сказки. Владимир Одоевский, автор этого произведения, сочинил сказку специально для самых маленьких читателей. В ее строках дети легко отыщут добро, волшебство и безмерную любовь к своему родному краю. В небезызвестном произведении А. С. Пушкина были строки: «Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет». Именно эти слова дают полную характеристику волшебной, зимней истории.

«Обелиск» — это повесть, которую создал Василь Быков. Она была написана им в 1971 году. В…

одоевский мороз иванович

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» вошла в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», что вышел в 1841 году. История была создана на основе народной сказки «Морозко». Это произведение понравилось читателям тем, что автор не отступился от крестьянских традиций повествования. Кроме того, детей того времени с ранних лет приучали к труду, поэтому они понимали смысл рассказа, дополняли историю яркими образами, что рисовало воображение, и помимо волшебной истории имели хороший мотивирующий урок.

Об авторе

Владимир Федорович Одоевский жил и творил в эпоху романтизма. Он родился 13 августа 1803 года. Владимир Федорович последний представитель рода Одоевских, что были предками самих Рюриковичей. Автор был уверен, что для современного мира важно просвещать народные массы, и сказки были не единственным его достоянием. Владимир Одоевский – основоположник сельской начальной школы.

Мы уже до такой степени привыкли к таким признакам новогодних праздников, как елка, гирлянды, салат…

Его вклад в детскую русскую литературу поистине колоссальный. Большой популярностью среди детей пользовался сборник «Сказки дедушки Иринея». Стоит отметить, что этим самым дедушкой был сам автор, — это его литературный псевдоним. Сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского и сегодня считается лучшим произведением автора. Даже спустя 200 лет она все так же нравится юным читателям, которые видят в этом рассказе не только увеселительное приключение, но находят ответы на множество вопросов, познавая тем самым окружающий мир и обучаясь хорошим манерам.

Композиция

«Мороз Иванович» Одоевского создан в соответствии с лучшими традициями народного эпоса. Подобный стиль повествования является мистичным и парадоксальным, ведь издавна так сложилось, что эпос обязан затрагивать самые потаенные струны человеческой души. Очевидно, внимание к сказке связано с тем, что срабатывает у читателя славянская генетическая память. Здесь, как говорится, «гены пальцем не задушишь».

Сказка начинается присказкой, что имеет вид доброй и поучительной пословицы. Она подобрана согласно основной темы произведения и буквально с первых строк настраивает читателя на основную мысль. Даром никому и ничего не дается. Чтобы что-то получить, чего-то достичь и что-то иметь, нужно приложить равноценные своему желанию усилия.

Русская литература позапрошлого века сохранила для потомков множество имен талантливых поэтов и…

сказка одоевского мороз иванович

После того как читатель настроился на получение важного в своей жизни урока, автор привлекает его внимание к самой истории: «В одном доме жили две девочки: Рукодельница и Ленивица». Этот элемент композиции называется «зачин», то есть так называемая точка отсчета, с которой начинается повествование. Автор умело создал видимость событий, что имели место в прошлом, и сразу же пояснил читателю, что в основу сказки положено противопоставление (антитеза). Мастерство писателя сразу же привлекает внимание ребенка к положительному персонажу, так как он заряжен на формирование в себе «положительного Я».

Краткое содержание

Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.

Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки. Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью. Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.

анализ сказки мороз иванович одоевского

Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.

Ведро и колодец

Дальше, согласно содержанию «Мороза Ивановича» Одоевского, с Рукодельницей приключается малоприятный казус. Как-то раз она пошла к колодцу, набрать воды и уронила в него ведро. Нянюшка у девочек была строгой и сказала, чтобы Рукодельница сама исправила то, что натворила. Ничего ей не оставалось, кроме как спуститься в колодец.

В колодце девочка попадает в другой мир, здесь и пироги разговаривают, и яблоки золотые-наливные сами в передник падают. Набрав по пути этого добра, неспешно дошла Рукодельница к дому Мороза Ивановича. Посидев на крыльце и разделив по-братски принесенные вкусности, Мороз Иванович попросил девочку послужить ему три дня.

Рукодельница была мастерицей на все руки, и никакая домашняя работа не была ей в новинку: она и еду готовила, и вещи мастерила, и избу убирала. Три дня прошли незаметно. В награду за старания старик отдал ей потерянное ведро, куда насыпал серебряных монет, и на память подарил шпильку с бриллиантом.

одоевский мороз иванович краткое содержание

Зависть — плохое чувство

Дальше Одоевский в «Морозе Ивановиче» кратко рассказывает о том, как Рукодельница вернулась домой, а увидев ее награды, нянюшка отправила в колодец Ленивицу. У них в доме намечался какой-то праздник, поэтому любая награда лишней не была бы.

Ленивица очень хотела получить награду, как у сестры. Даже не так. Она хотела, чтобы ее одарили драгоценностями в два раза больше. Вот только она ничего не умела делать. Когда шла к Морозу Ивановичу, ни пирога не прихватила с собой, ни яблок не стрясла с веток. Дома у старика она практически ничего не делала, потому что не умела ни одежды чинить, ни еды готовить. Можно даже сказать, что не она служила у старика, а Мороз Иванович ей прислуживал, ведь ему самому приходилось делать всю домашнюю работу.

Когда закончилось три дня, дедушка дал для Ленивицы бриллиант размером с яйцо и серебряный слиток. Обрадовавшись подаркам, девочка даже не поблагодарила, а быстро побежала домой. Но стоило ей выйти на поверхность, как полученные дары стали таять. Оказалось, слитком серебра была замерзшая ртуть, а бриллиантом — обычный лед.

Сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» заканчивается его призывом подумать над историей и решить, что здесь вымысел, а что правда. Об этих высоких материях подробней поговорим при анализе произведения.

Ритмичность произведения

Скорее всего, многие читатели примут «Мороза Ивановича» Одоевского за очередную народную сказку. И не будут обращать особого внимания на поэтичность, приняв ее как должное. Вот только эта поэтичность стоит внимания, ведь здесь можно проследить особый напевный ритм. Этот способ изложения был выбран самим автором, и в каждой строчке чувствуется его неизменное участие.

Рассказывая о приключениях Рукодельницы, автор по-доброму ей сочувствует и подбадривает. Читателю становится очевидным, что он ей симпатизирует. А вот когда речь заходит о Ленивице в тексте четко прослеживается ирония, подтрунивание и, чего греха таить, сарказм. Особенно когда автор рассказывает о том, как Ленивица пыталась в первый день сварить еду. Помимо мастерски созданных образов, автор радует читателя живым описанием места действия. Изысканная ледяная изба хозяина Мороза, словно настоящая, возникает в фантазиях.

Произведение написано согласно лучшим традициям устного народного повествования того времени. В сказке присутствуют поговорки и пословицы, особенный акцент расставлен на уникальности простонародных слов, таких как студенец, горемычная и т. д. В сказке автор использует имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Немного позже похожий стиль написания применял Бажов. Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» отличается слаженной и лаконичной композицией. Здесь нет лишних слов или предложений. Каждая фраза несет в себе особый смысл и практически незаменима в общей картине повествования.

Главные герои

При анализе любого литературного произведения, в том числе и анализе «Мороза Ивановича» Одоевского, стоит уделить внимание главным героям произведения. Так, одним из главных героев является Рукодельница. Это приветливая, уважительная и умная девочка, которая постоянно чем-то занята, создавая вокруг себя уютный мирок. Она самостоятельная и трудолюбивая, готова каждому уделить внимание. Ей не чуждо любопытство, желание узнать что-то новое. Она настроена положительно, и даже если случаются у нее неприятности, то весь мир помогает ей в их решении. Даже необычные, сказочные предметы становятся союзниками Рукодельницы. Такой яркий пример показывает подрастающему поколению, что нужно вести себя так же, как и Рукодельница, тогда весь мир будет тебе помогать.

В противовес Рукодельнице в сказке присутствует Ленивица. Ее любимое занятие — спать, а единственное развлечение – сидеть у окна и считать мух. Помимо того, что эта девочка ленивая, она еще нахальная, грубая, высокомерная и неуважительная. По-хамски разговаривает даже с Морозом Ивановичем. Одоевский Владимир Федорович приписывает этому персонажу еще и чувство зависти. Ленивица не горит желанием кому-то служить, но получить награду, как у сестры, очень хочется. Эта девочка самоуверенная и эгоистичная, а понятие вежливости ей, скорее всего, неизвестно. За свою лень и невоспитанность она и получает по заслугам.

одоевский мороз иванович содержание

Еще один персонаж, что имеет непосредственное отношение к истории — Мороз Иванович, собственно, о нем и сказка. Он властитель зимы, волшебный персонаж, живущий на дне колодца. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Он заботливый, вежливый, щедрый и справедливый. Этому мудрому человеку не чуждо чувство юмора, он добрый и ценит это качество в других.

Вижу в другом отражение себя

Еще одна особенность этой сказки заключается в том, что автору удалось показать, как человек относится к людям, тем они ему и отвечают. Каждый человек видит в окружающих отражение себя. Для Рукодельницы старый Мороз Иванович показался добрым и приветливым дедушкой, который может рассказать что-то интересное. Ленивица же увидела в старичке злого и сердитого человека, настоящего эксплуататора, жадного и с отвратительным чувством юмора.

Хотя на самом деле Мороз Иванович поступал по совести: наказывал за лень и неуважение и поощрял прилежный труд.

Замысел автора

«Мороз Иванович» Одоевского — это не просто еще одна сказка в списке литературы, а настоящий гимн трудящимся людям. Автору удалось показать на красочных и ярких примерах, что труд облагораживает человека, а лень уничтожает все доброе и светлое, которое потенциально заложено в каждом.

Рукодельница благодаря постоянному труду и прилежности растет доброй, отзывчивой и веселой девочкой. В это же время Ленивица из-за постоянного «ничегонеделания» все больше проявляет отрицательные качества.

Любопытная Рукодельница узнала, что Повелитель Зимы оберегает молодую травку от морозов до весны.

сказка мороз иванович в ф одоевский

В студеную пору стучит к людям в окна, напоминая, что пора топить печь и не забывать о тех, кому повезло меньше. На лето он прячется в колодце, так как здесь всегда прохладно, и постоянно живет один. Она утешила старого человека своей хозяйственностью и обходительностью, порадовала добрыми словами и скромным поведением, за что и получила награду.

Ленивица – лежебока до мозга костей, просто пришла к Морозу Ивановичу на иждивение. Он и кушать сам готовил, и поговорить ему не с кем было, и по хозяйству управлялся. За свое пребывание в сказочной стране она и получила соответствующие почести – замороженные лед и ртуть.

Кстати, с легкой руки автора в обиход вошел афоризм «считать мух», что характеризует бездельника. Следуя исключительно за своими меркантильными соображениями, человек никогда не достигнет желаемого. Он может придумать сотню, а то и тысячу хитрых планов обогащения, но без труда он так ничего и не добьется.

владимир одоевский мороз иванович

Находясь в абсолютно равных условиях, ленивый человек ничего не сможет достичь, в отличие от трудолюбивого. Награду сможет получить только тот, кто с чистым сердцем отдает всего себя работе. Честолюбивый, вежливый и скромный – вот тот, кому положено вознаграждение. И в своей сказке «Мороз Иванович» Одоевский очень ярко описывает того, кто заслуживает уважения, благодарности и достойной похвалы за свои усилия.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 30 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» 1 часть

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Народная и литературная сказки
  2. Биография В.Ф. Одоевского
  3. Творчество В. Ф. Одоевского

Глоссарий

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляя-мой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки

Тема – предмет изображения в произведении

Идея – это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Проблема – вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Ключевые слова

Народная сказка, литературная сказка; тема; идея; проблема произведения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Мы узнаем об особенностях народной и литературной сказок

Научимся определять нравственный смысл сказок

Сможем дать характеристики героям сказок

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Значит, сказка «Морозко» — народная, а «Мороз Иванович» — литературная, которую написал В.Ф. Одоевский

Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ и музыкальный критик.

Родился Владимир 13 августа 1803 года. Он был последним потомком княжеского рода. Отец Фёдор Сергеевич был внуком князя Одоевского. Мать, Екатерина Алексеевна происходила из крепостной семьи.

Интерес к литературе появился у Владимира ещё в раннем детстве. Уже тогда мальчик твёрдо знал, что его истинное призвание – писатель.

В 1822 году Владимир Фёдорович успешно окончил Московский университетский пансион.

Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками.

Владимир Фёдорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

Уже в 1820 году публикует свои первые произведения в журнале «Вестник Европы».

Современным читателям Одоевский известен прежде всего, как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей.

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. 

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом, читатель сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление.

Далее завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. «А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала», – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит, когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься, и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Рукодельница представляется читателю маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. По характеру -приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую, она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Так встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. Юля передала мелодичный и тихий голос Рукодельницы.

Ленивица же, наоборот, любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, самолюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу и волшебным предметам сказки. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Мороз Иванович»

Упавшее ведёрко

Перина Мороза Ивановича

Ленивица спускается в колодец

Награда Ленивице

Две девочки

Награда Рукодельнице

Работа Рукодельницы

Проказы Ленивицы

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Встреча Ленивицы и Мороза Ивановича

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Две девочки

Упавшее ведёрко

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Перина Мороза Ивановича

Работа Рукодельницы

Награда Рукодельнице

Ленивица спускается в колодец

Проказы Ленивицы

Награда Ленивице

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Тема

это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

предмет изображения в произведении.

2 вариант

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении.

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Ответ

1 вариант

Тема

это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях

Сказка

предмет изображения в произведении

2 вариант

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

«Мороз Иванович» — одна из самых известных литературных сказок среди русских книг для детей. Ее автором является В.Ф. Одоевский, создатель большого количества волшебных и поучительных произведений для юных читателей.

Сюжет сказки «Мороз Иванович»

«Мороз Иванович» — история о пользе труда, который в итоге всегда бывает вознагражден. Две главные героини произведения — Рукодельница и Ленивица. Девочки полностью противоположны друг другу. Если первая любит работать и всегда старается делать это хорошо (например, не просто наливает воду, а пропускает ее через угольки и камушки, чтобы та стала хрустально чистой), то вторая целыми днями только считает мух и скучает. По-разному относятся девочки и к старшим. Рукодельница уважает мнение нянюшки и сразу отправляется за потерянным ведерком в колодец, а потом безропотно выполняет самые сложные задания Мороза Ивановича. Ленивица же за любое поручение берется с неохотой, а половину указаний старика и вовсе не выполняет. Но и награду в итоге героини получают по своим трудам. Если Рукодельница приобретает неожиданное богатство, то Ленивица остается ни с чем, ведь ей достается только растаявшая на солнце сосулька.

План сказки «Мороз Иванович»

Данное произведение можно разделить на следующие части:

  1. О Рукодельнице и Ленивице;
  2. Рукодельница в колодце: встреча с печкой и яблоней;
  3. Жизнь Рукодельницы у Мороза Ивановича;
  4. Награда от Мороза Ивановича. Возвращение Рукодельницы домой;
  5. Ленивица спускается в колодец: встреча с печкой и яблоней;
  6. Ленивица работает у Мороза Ивановича.
  7. Возвращение Ленивицы домой. Награда от Мороза Ивановича.

Композиция сказки получается зеркальной. Первая часть является вводной, в ней рассказывается о двух главных героинях, их характерах и различиях. А далее история повторяется: и Рукодельница, и Ленивица встречаются с печкой и яблоней, а затем с Морозом Ивановичем. Последняя часть содержит основную мораль произведения: если будешь лениться, никогда не получишь ничего хорошего, а будешь наказан, как это случилось с Ленивицей.

Сказка «Мороз Иванович» Одоевского, анализ для читательского дневника

26.12.2021

Мороз Иванович сказка

В статье мы проанализируем популярную детскую сказку «Мороз Иванович». В разборе вы найдете: краткое описание сюжета с планом пересказа, перечень главных героев с небольшой характеристикой, основную мысль произведения (мораль), личный отзыв (мои впечатления), поговорки и пословицы, которые можно соотнести с главной мыслью, а также расшифровку неизвестных слов.

История создания: написана в 1841 году. Входит в сборник «Сказки дедушки Иринея»

Автор: русский писатель 19 века Владимир Одоевский.

Жанр: волшебная зимняя сказка.

Краткое содержание:

Жили с нянюшкой две девочки – Ленивица и Рукодельница. Рукодельница все по дому умела делать, помогала нянечке. А Ленивица ничего не делала, только ела, скучала, в окно смотрела, да мух считала. Как-то пошла Рукодельница водицы набрать, да уронила ведро в колодец. Чтобы достать ведерко, она спустилась вглубь на веревке. Перед ней оказалась печка с говорящим пирожком, который попросил достать его. Девочка так и сделала. Затем ей встретилась говорящая яблоня с золотыми яблочками, она и яблок тоже собрала.

Пришла к дому старичка, Мороза Ивановича. Угостила его пирожком и яблоком. Старик предложил ей остаться у него на 3 дня, послужить ему, а за это обещал вернуть ведерко. Рукодельница осталась и выполнила все задания старичка – взбила снежную перину, приготовила обед, заштопала одежду. Мороз Иванович остался доволен и отдал ей ведерко, наполнив его серебряными монетками и подарил булавочку с бриллиантом.

Когда Рукодельница домой вернулась, нянечка ее похвалила и отправила Ленивицу в колодец, чтобы та тоже денежек заработала. Но Ленивица ничего делать не стала, не захотела пирожок достать и яблоки собирать. А в доме старичка только ела, пила, что он приготовил. Дал он ей за такую «службу» большой кусок льда и замороженный кусок ртути. Принесла свои «богатства» Ленивица домой, думая, что ей дали большой бриллиант и серебряный слиток, да все растаяло.

Главные герои:

Рукодельница – умная, послушная и трудолюбивая девочка, которая хорошо умела делать домашнюю работу.

Ленивица – сестра Рукодельницы, ленивая и нечестная, захотевшая обмануть Мороза Ивановича и получить денежку без труда.

Мороз Иванович – старичок-волшебник, живущий в колодце, покровитель зимы.

Нянюшка Прасковья – строгая женщина, жившая с девочками и присматривающая за ними.

План пересказа:

1.Описание жизни и характера девочек.

2.Рукодельница роняет ведерко в колодец и спускается за ним.

3.Путь девочки к дому Мороза Ивановича мимо печки и яблоньки.

4.Встреча девочки и Мороза Ивановича.

5.Рукодельница остается на службе у старичка.

6.Мороз Иванович отпускает ее с подарками.

7.Ленивица спускается в колодец и идет к дому старика.

  1. Описание пребывания ленивой сестры у Мороза Ивановича.

9.Получение «даров» и возвращение Ленивицы.

Мораль сказки:

Чтобы решить любую проблему, нужно приложить усилия. Тот, кто трудится, будет вознагражден. Тот, кто ленится и обманывает, ничего не получит.

Мой отзыв (что понравилось в произведении)

Сказка написана очень красивым языком и напоминает русские народные сказки. В ней много мудрости, она учит быть трудолюбивым, терпеливым и вежливым. Также автор показывает, как важно уметь делать домашние дела и быть полезным человеком. Труд помогает добиваться того, чего ты хочешь, а лень и желание сплутовать приводят к неприятностям. Думаю, что Рукодельница стала примером для многих поколений девочек.

Особенно мне понравился эпизод, в котором старичок объясняет девочке-рукодельнице, почему в сильные морозы трещат окна. Он говорит, что это для того, чтобы люди, которые живут в тепле, не забывали о бездомных бедняках. Таким образом, еще произведение учит доброте и милосердию.

Подходящие пословицы:

Терпение и труд все перетрут.

Без работы день годом кажется.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Глаза боятся, а руки делают.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Без труда жить – только небо коптить.

Труд кормит, а лень портит.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Незнакомые слова:

Колодезь – то же, что и колодец.

Промеж себя говорят – разговаривать между собой.

Созрелые – зрелый плод (яблочки).

Студенец – слово имеет несколько значений, но в этом произведении означает колодец.

Перина – матрас, набитый перьями домашней птицы.

Не отзнобишь – не отморозишь.

Угарно – дымно, душно, большое содержание угарного газа (СО) в воздухе из-за печи и недостатка вентиляции.

Пятачок – монетка в пять копеек.

Скатертцы не подостлала – не постелила на стол скатерть.

Нашивала (ударение на 1-й слог) – носила.

Анализ других сказок для читательского дневника:

Морозко

Лягушка-путешественница

Гуси-лебеди

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

  • Комплимент в сыворотке как пишется
  • Комплекты тем для итогового сочинения 2022
  • Комплект тем итогового сочинения ис15042021
  • Комплект тем для итогового сочинения 2022
  • Комплект новых кухонь как правильно пишется